Сущность государства и его социальное назначение

общностью интересов»1.

Отвечая на вопрос о цели и сущности государства, известный русский юрист И.А. Ильин пишет: «сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют и признают – помимо своих различных и частных интересов и целей – еще единый интерес и единую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община»2.

Российскую Федерацию сегодня вряд ли можно в полной мере отнести к такому типу государств. Вместе с тем долю оптимизма внушает сама попытка конституционного закрепления многих из перечисленных признаков государства современного типа. Поэтому представляется правомерным назвать Россию страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, которое выступает как институт общества, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов.

3.2. Соотношение государства, общества и личности


Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития.

Личность - это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями. Общество - это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Общество и личность - взаимообусловливающие друг друга явления, существующие лишь в неразрывном единстве.

Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями и не только физической и духовной принадлежностью носителя личностных свойств к человеческому роду. Основные параметры и черты этого положения заданы и воспроизводятся исторически конкретным, исторически неповторимым общественным организмом в целом, содержащим в себе влияние и роль всех общественных явлений и атрибутов. К числу таких безусловных реалий общества уже на протяжении более пяти тысячелетий относятся, в частности, и государственно-правовые явления.

Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику состояния конкретной личности. Возможности и обязанности практически возникают у человека лишь как результат сложного взаимодействия конкретных людей, личности и общества. Именно этим предопределены серьезные различия в правовом, материальном, социальном положении в целом между людьми. В зависимости от времени, исторического, географического, политического пространства, объективных и субъективных факторов общественной жизни существенно разнятся между собой основные показатели состояния личности. Поэтому даже одни и те же права и свободы человека, например, право на жизнь и право на свободу, в условиях современной Европы по своему содержанию принципиально отличаются от тех же прав периода Второй мировой войны или эпохи диктатуры пролетариата в России.

В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль. Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.

Государство - это не только особым образом организованный разряд людей, систематически занимающийся управлением и принуждением. Это также внутреннее устройство общества, особый вид организации человеческого общества как целого, обеспечивающий территориальное, юридическое и политическое единение населения. Государственная организация выступает как официальный, уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.

В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний. Устойчивая связь человека с конкретным государством обычно находит свое выражение в институте гражданства или подданства, суть которых выражается в наличии устойчивой политико-правовой связи между отдельной личностью и государством. Эта связь означает юридическую принадлежность лица к конкретному государству, приобретение личностью человека специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами.

Гражданин - это личность в ее отношении к государству и праву. Качества гражданина становятся важной чертой, характеризующей положение человека в обществе. Состояние в гражданстве является юридическим и морально-политическим основанием для личности исполнять обязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленными государством для своих граждан.

Соотношение личности и государства может быть различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, интересы которых и призвано представлять государство. Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества, как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом. Человек, его основные права и свободы рассматриваются как конечная цель вмешательства государства в общественную жизнь и одновременно являются пределом такого вмешательства.

Идеи гармонизации отношений личности и государства находят выражение, в частности, в теории и практике правовой государственности. Для правового государства характерны не только безусловная связанность всех социальных субъектов, включая государство, законом, но и идейное, законодательное и организационное признание государством незыблемости основных прав и свобод человека, их преимущества перед иными общественными и государственными установлениями.

Другой общепризнанной чертой правовой государственности является установление и строгое следование принципу взаимной ответственности государства и личности. Этот принцип проявляется, прежде всего, в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности и обществу, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальных мер ответственности должностных лиц государства за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

В свою очередь, свобода личности в правовом государстве не является абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От человека требуется соблюдение всех правовых установлений и исполнение его обязанностей перед государством и обществом.

На основании изложенного в главе третьей, можно сделать следующий вывод: сущность и назначение государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления и интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). При этом важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития является характер взаимоотношений государства и личности.

Заключение


Для реализации поставленной цели в ходе исследования были решены следующие задачи:

Раскрыто понятие, признаки, функции государства. Имеется множество различных определений государства. В соответствии с различными подходами, понятие государства может употреблять в юридическом смысле (как юридическое лицо, правовой феномен, своеобразная корпорация), в социологическом смысле (как социологическая общность, социальная реальность), как живой, естественный организм и как система норм, политически организованное общество.

В общем виде можно сказать, что государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.

Выделяют следующие основные признаки государства: наличие отделенной от общества публичной власти; разделение населения на территории; взимание налогов и сборов. Государство обладает суверенитетом (как внутренним и внешним), государственным аппаратом, аппаратом принуждения. Только государство издает нормы, обязательные для всех граждан данного государства.

Функции государства - это основные направления его деятельности, вытекающие из роли государства в общественной жизни. Функции государства делятся по различным основаниям. Самой распространенной является классификация функций государства на внутренние и внешние.

Охарактеризована сущность государства. В юридической и политологической литературе существуют различные теории и концепции, объясняющие природу и сущность государства (естественно-правовая, теологическая, договорная, теория насилия, психологическая и многие другие) и назвать какую-то одну из них в качестве единственно верной до сих пор невозможно.

Поэтому для ответа на вопрос о сущности государства необходимо обратиться к факторам, лежащим за пределами собственно государства и, тем не менее, решающим образом влияющие на него. Среди этих факторов, прежде всего, необходимо выделить социальный, экономический, политический, культурный.

3. Рассмотрено социальное назначение государства и соотношение государства, общества и личности. Государство – это политическая часть общества, его элемент. Оно занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности. При этом важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития является характер взаимоотношений государства и личности.

Сущность и назначение государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления и интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса).

Социальное назначение государства заключается в том, что это организация политической власти, призванная представлять интересы народа.

Таким образом, считаем, что поставленные задачи решены, и цель курсовой работы достигнута.


Библиографический список


Абдуллаев, М.И. Теория государства и права. Учебник / М.И. Абдуллаев. – СПб: Питер, 2003. - 396 с.

Венгеров, А.Б. Теория государства и права. Учебник / А.Б. Венгеров. – М.: Юристъ, 2002. – 520 с.

Григонис, А.П. Теория государства и права. Курс лекций / А.П. Григонис. – СПб: Питер, 2002. – 317 с.

Клименко, А.В. Теория государства и права. Учебное пособие / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Мастерство, 2002. – 219 с.

Лазарев, В.В. Теория государства и права. Учебник / В.В. Лазарева. – М.: Спарк, 200. – 511 с.

Любашиц, В.Я. Теория государства и права. Учебник для вузов / В.Я. Любашиц. – Ростов – н/Д: Феникс, 2002. – 510 с.

Малько, А.В. Теория государства и права. Учебник / А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2001. – 300 с.

Морозова, Л.А. Теория государства и права. Учебник / Л.А. Морозова. – М.: Юристъ, 2002. – 414 с.

Нерсесянц, В.С. Общая теория государства и права. Учебник / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма – Инфра-М, 2001. – 539 с.

Политология: курс лекций / отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: Норма, 2003. – 530 с.

Сырых, В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов / В.М. Серых. – М.: ЮД Юстицинформ, 2002. – 529 с.

Теория государства и права / отв. ред. Я.А. Катаев, В.В. Лазарев. – М.: Питер, 2004. – 360 с.

Теория государства и права. Учебник для вузов / под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2004. – 640 с.

Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2000. – 771 с.

Чиркин, В.Е. Государствоведение / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2000. – 320 с.

Хропанюк, В.Н Теория государства и права. Учебник / В.Н. Хропанюк. – М.: Юристъ, 2003. – 456 с.


1 Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – С. 224.

1 Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2004. – С. 60.

1 Теория государства и права / Отв. ред. Я.А. Катаев, В.В. Лазарев. – М.: Питер, 2004. – С. 96.

1 Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2004. – С. 64.

1 Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. Учебник. – М.: Норма – Инфра-М, 2001. – С. 109.

1 Чиркин В.Е. Государствоведение. – М.: Юристъ, 2000. – С. 67 - 69.

1 Политология: Курс лекций / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: Норма, 2003. – С. 206.

1 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2000. – С. 147.

1 Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. – СПб: Питер, 2003. - С. 41.

2 Там же. - С. 42.