"Родство - священная вещь"
советовались с мужьями. Покорность жены мужу претерпела значительные изменения, так как вместе с ростом дворянского самосознания рос и социальный престиж жен аристократов. И этого они не могли не осознавать, ведь для дворянки было важно почитание и прославление мужа, что также повышало и значение жен в глазах общества.Конечно, "прелестный век" внес свои коррективы в семейные отношения. Если женщина продолжала считаться хранительницей семейных устоев, общественное мнение обязывало ее быть скромной и сдержанной, а публичная искренность в выражении чувств по тогдашним представлениям претила женской душе, то мужчине, наоборот, предписывалось публично выказывать свои чувства, более того, мужской мир XVIII столетия испытал все искусы "золотого века частной жизни". Впрочем, и женский мир менялся под влиянием модных европейских новшеств, а среди московских дворянок сложилась особая категория "модных жен". Кроме того, современные исследователи выделяют еще два типа московских жен. Один из них — "барыня-маркиза", отличавшаяся мобильностью, поздним вставанием, праздностью и "типовыми эмоциями" светского общества, пренебрегающая ведением хозяйства. Другой тип — "барыня-помещица", ведущая хозяйственные дела, подолгу жившая вне города в своем имении, поскольку от ее деловой хватки зависела жизнь семьи. Такие женщины великодушно прощали своих мужей, спасали семью от разрушения, воспитывали детей, были хорошо образованны, занимались благотворительностью. К этому типу относилась, например, графиня Е.М. Румянцева — она была дельной и расчетливой хозяйкой, учредила шерстяно-шелковую фабрику, продавала чулки и ковры, улучшила конский завод, заботилась об оранжереях, знала тонкости сельского хозяйства, вела сложные хозяйственные и земельные операции с редкой даже для купцов сметливостью (20).
И все же Москва, по словам В.Г. Белинского, оставалась городом "патриархальной семейственности". В XVIII веке дети по-прежнему зависели от родителей и родственных фамильных связей. Даже после того, как дети обзаводились собственными семьями и домами, они обязаны были считаться с мнением родителей при принятии важных решений. Если взрослые дети не демонстрировали родителям свою любовь, преданность и послушание, то теряли доброе имя в общественном мнении света.
Дворянские семьи обычно были многодетными, у отца и матери было по несколько братьев и сестер, десятки племянниц и племянников, дети от разных браков также роднились между собой. К примеру, одну фамилию носили до 70 членов таких семей, как Долгорукие, Головины, Волконские, Трубецкие, Толстые, Строгановы, Румянцевы, Оболенские, Плещеевы, Потемкины, Раевские, Куракины, Гагарины, Воронцовы, Васильчиковы, Бестужевы-Рюмины, Баратынские и др. (21) Это были своеобразные семейные кланы, в которых родство занимало важнейшую роль. Если умирали родители, то дворянские дети всегда были пристроены в семьи своего рода. Ребенок никогда не выпадал из этой родственной сети. Родство дворянских многоструктурных семей особенно было характерно для Москвы. В.Г. Белинский по этому поводу писал: "Не любить и не уважать родни в Москве считается хуже чем вольнодумством. Вы обязаны будете знать дни рождения и именин, по крайней мере, полутораста человек, и горе вам, если вы забудете поздравить одного из них. Это немножко хлопотно и скучно, но ведь зато родство — священная вещь" (22).
Так, столь причудливо и противоречиво переплелись в XVIII столетии старорусские и новые, навеянные европейскими модами, традиции жизни дворянской семьи.
Список литературы
1. Михневич В.О. Русская женщина XVIII века. М., 1990. С. 180.
2. Белова А.В. Женщина дворянского сословия в России конца XVIII — перв. пол. XIX вв. Социокультурный тип. Дисс. на соиск. ст. канд. культурологии. М., 1999. С. 142.
3. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница. Х — нач. XIX в. М., 1997. С. 166.
4. Русский быт по воспоминаниям современников. XVIII в. От Петра до Павла. Ч. 1. Вып. 1. М., 1918. С. 272–276.
5. Полное собрание законов Российской империи (далее — ПСЗРИ). Т. V, № 2789. С. 4.
6. Лабзина А.Е. Воспоминания // История жизни благородной женщины. М., 1996. С. 32.
7. Бундин Ю.И. Русская свадьба. М., СПБ; Тихвин, 2004. С. 84.
8. Головина В.Н. Записки. СПБ., 1900. С. 8.
9. Пушкарева Н.Л. Указ. соч. С. 158–160.
10. ПСЗРИ. Т. VI, № 3814. С. 415.
11. Морозова О.В. Рейн Н.В. Этикет, обычаи, быт. М., 2002. С. 274.
12. ПСЗРИ. Т. VII, № 4406. С. 197.
13. Кириченко О.Е. Дворянское благочестие. XVIII век. М., 2002. С. 135–136.
14. ОПИ ГИМА, ф. 25, оп. 1, д. 25, л. 1-6. Роспись свадебного приданого графини Е.П. Апраксиной (ур. Голициной). 1716 год.
15. Бруин К. Путешествие в Московию // Россия XVIII века глазами иностранцев. Л.,1989. С. 59–63, 103–105.
16. Там же. С. 103–105.
17. Лещенко В.Ю. Семья и русское православие. XI–XIX вв. СПБ.,1999. С. 161–162.
18. Любовь в письмах выдающихся людей XVIII–XIX веков. Калининград, 2000. С. 222.
19. ПСЗРИ. Т. XXI, № 15379. С. 8–9.
20. Пономарева В.В. Хорошилова Л.Б. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба. М., 2006. С. 182–184; Михневич В.О. Указ. соч. С. 192–193, 220–224.
21. Мальковская Т.Н. Семья и власть в России XVII–XVIII столетий. М., 2005. С. 161.
22. Белинский В.Г. Петербург и Москва // Московский летописец. Т. 1. М., 1988. С. 89.