Государство и религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
В этих условиях советское руководство отказывается от поиска компромиссов с Ватиканом и резко ужесточает политику в отношении католических и униатских приходов в СССР. Отныне, с весны 1945 г., Ватикан характеризуется исключительно как «защитник фашизма», стремящийся к усилению своего влияния в послевоенном мире. Католические и униатские общества в СССР стали рассматриваться как «агенты Ватикана».Наступление на католицизм в СССР развивалось по двум направлениям. В Прибалтике и Белоруссии официальной политикой стало постепенно усиливающееся административное давление на католические общества, монастыри и максимальное ограничение их деятельности. На Западной Украине эти действия должны были дополняться «наступлением» православия на католицизм. 2 марта 1945 г. В.М. Молотов поручил Карпову внести конкретные предложения о противодействии Ватикану и привлечении к этому Русской православной церкви. 15 марта 1945 года Карпов в специальной записке на имя Сталина изложил свой план. Он сводился к следующему: 1) оторвать греко-католические приходы от Ватикана и присоединить их к Русской православной церкви; 2) инициировать создание на территории СССР групп старокатоликов и противопоставлять их действующим там же католическим общинам; 3) способствовать вхождению в юрисдикцию Русской православной церкви православных приходов, действовавших за рубежом и поддерживать её внешние церковные связи; 4) организовать всемирную конференцию христианских церквей с принятием решений, направленных против Ватикана и ведущих к его изоляции; 5) разрешить Русской православной церкви широкую миссионерскую деятельность33. На данном плане Сталин начертал «согласен» и колесо борьбы с Ватиканом и униатством закрутилось.
На Украине жесткий курс в отношении униатов инициировал и непосредственно осуществлял секретарь ЦК КП(б) Украины Н.С. Хрущев. Предусматривалось, опираясь на реально существующие в униатской среде (духовенство, верующие, интеллигенция) проправославные настроения, «взорвать» Греко-католическую церковь изнутри путем образования инициативной группы, выступающей против Ватикана и объявляющей о своем соединении с Русской православной церковью. «Инициативникам» обеспечивались государственные поддержка и содействие. Уже в марте 1945 г. журналисту Ярославу Галану было поручено написать статью, разоблачающую деятельность Андрея Шептицкого в годы войны и предвоенные годы, а также и всю Униатскую церковь в целом, как антинародную и антисоветскую. Во львовской газете «Вильна Украина» 8 апреля за подписью «Владимир Расович« (псевдоним Я. Галана) публикуется статья »С крестом или с ножом«, ставшая своеобразной точкой отсчета идеологического наступления государства и правящей коммунистической партии на Униатскую церковь.
Решение о судьбе Греко-католической церкви, принятое в Москве, в западных областях Украины трансформировалось в конкретные репрессивные и запретительные меры. В апреле-мае 1945 г. по обвинению в «активной предательской и пособнической деятельности в период немецко-фашистской оккупации» были арестованы глава Церкви митрополит Иосиф Слипый, правящие епископы, ряд священников. Внутри самой Униатской церкви разгорелась борьба между сторонниками и противниками воссоединения с православной церковью. В мае 1945 г. во Львове образовалась Инициативная группа по воссоединению Греко-католической церкви с Русской православной церковью в составе протопресвитера Гавриила Костельника, священников Антония Пельвецкого и Михаила Мельника, профессора Сергея Хруцкого. Группа обратилась к греко-католическому духовенству западных областей Украины с призывом о присоединении к ней, и в качестве своей конечной цели определила созыв церковного собора для окончательного разрыва унии с Ватиканом и присоединение к Русской православной церкви. Уже после окончания Отечественной войны судьба Униатской церкви на территории СССР была решена окончательно в начале марта 1946 г. на Львовском церковном соборе.
Не менее сложной оказалась в годы войны и судьба Обновленческой православной церкви. Вскоре после урегулирования отношений между советским государством и Русской православной церковью Г.Г. Карпов в обстоятельном письме на имя И.В. Сталина предлагал определиться в отношении дальнейшей судьбы обновленчества. Прося от Сталина указаний, Карпов писал: «Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР, исходя из того, что обновленческое течение сыграло свою положительную роль на известном этапе и последние годы не имеет уже того значения и базы, и, принимая во внимание патриотические позиции сергиевской церкви, считает целесообразным не препятствовать распаду обновленческой церкви и переходу обновленческого духовенства и приходов в патриаршую сергиевскую церковь».
Резолюция Сталина была краткой: «Правильно. Согласен с Вами». 16 октября в адрес органов власти в республиках, краях и областях Советского Союза ушло следующее секретное указание: «Совет по делам Русской православной церкви при Совнаркоме СССР сообщает для сведения, что в тех случаях, когда обновленческое духовенство по своему желанию переходит из обновленческой ориентации в патриаршую сергиевскую церковь, препятствовать не следует. Также не следует препятствовать переходу групп верующих или в целом приходов по желанию верующих из обновленческой в Сергиевскую церковь. Условия приема митрополитов, епископов и священников обновленческой ориентации устанавливает патриарх Сергий и на месте его епископат"34.
В результате обновленчество стало разваливаться буквально на глазах. Глава церкви, первоиерарх Александр Введенский, пытался затормозить распад обновленчества. Первоначально он еще надеялся, что ему удастся сохранить церковь, для чего даже планировал ввести институт патриаршества. Стремясь «заинтересовать» государство, убедить его в «нужности» своей церкви, он несколько раз посещал Карпова. Но поддержки своим предложениям не нашел. Александр Введенский, видя, как катастрофически быстро сокращалось число обновленческих приходов, искал выхода из создавшегося положения. В частности, он выставил план воссоединения с Русской православной церковью. Но и здесь его ожидало разочарование: патриарх Сергий категорически отказался «воссоединяться» и настаивал на полном признании обновленцами своего греха отступничества. Самому же Введенскому предлагалась только одна возможность — вернуться в церковь в сане священника, с чем примириться он не мог. Со смертью первоиерарха Александра Введенского в 1946 г. обновленчество и вовсе перестало существовать как церковная организация, основная часть епископата и духовенства, а также подавляющая часть приходских общин влились в состав Русской церкви.
В отношении ряда других религиозных объединений политика государства и в годы войны оставалась неизменно жесткой. Прежде всего, это касалось так называемых «антигосударственных, антисоветских и изуверских сект». К их числу отнесены были молокане, духоборы, методисты, адвентисты, пятидесятники, Свидетели Иеговы, Новый Израиль, апокалипсисты, хлысты, скопцы и другие. Властью они воспринимались не столько как религиозные, сколько как политические организации, и потому контроль за их деятельностью возлагался на органы государственной безопасности. В одном из докладов В.М. Молотову в декабре 1945 г. Полянский, характеризуя эти организации, писал «каждая из этих организаций имеет незначительный удельный вес и сравнительно небольшое распространение. Всего учтено 96 общин этих наименований. По мнению Совета, вопрос об их регистрации должен решаться в каждом конкретном случае и в зависимости от политической окраски общин, форм их деятельности и т.п. Что касается таких организаций, как так называемые »краснодраконовские« толки у старообрядцев-беспоповцев, или скопцы, хлысты, сатанисты и проч., как имеющие резко выраженное антисоветское направление, или изуверский характер, то они не рассматриваются Советом в качестве объектов его работы».
Примером такой жесткой политики может служить отношение властей к организациям Свидетелей Иеговы. Спецслужбы брали на учет всех их членов и места проведения молитвенных собраний. Устанавливалось постоянное наблюдение за руководителями и наиболее активными рядовыми членами, выявлялось местонахождение складов религиозной литературы и подпольных типографий, отслеживались пути доставки религиозной литературы из-за рубежа и каналы связей с Бруклином. Часть руководителей и активистов уже в 1944–1945 гг. подверглась арестам и насильственным высылкам. По данным журнала «Сторожевая башня» (1 февраля 1946 г.) из Западной Украины в Сибирь были депортированы более тысячи Свидетелей Иеговы.
***
Подводя итоги деятельности религиозных объединений в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны, отметим, что абсолютное большинство из них достойно выполнило свой патриотический долг. Они, объединяя в своих рядах миллионы верующих, вместе с другими государственными и общественными организациями оказали поддержку и помощь Отечеству, спасая его от немецко-фашистских захватчиков.