Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы в очагах поражения
задачи, порядок связи, сигналы управления и оповещения.Доведение до исполнителей задач - одна из важнейших функций начальника (командира) и штаба по управлению ГО объекта (службой, формированием). Все задачи должны быть доведены до подчиненных точно и ясно, без искажений.
Способы доведения задач до исполнителей могут быть различными. Чаще всего применяются: устная постановка задач всем или нескольким подчиненным при личном общении или по поручению начальника (командира) другим руководящим работником ГО объекта, передача распоряжений по техническим средствам связи, высылка подчиненным письменных распоряжений, а также - сочетание указанных выше способов. Важную роль в доведении задач до исполнителей играет штаб ГО объекта (службы, формирования).
В процессе постановки задач штаб записывает указания начальника (командира), проверяет уяснение задач подчиненными, доводит задачи до тех исполнителей, которым начальник (командир) не смог поставить лично.
После постановки задач организуется взаимодействие между службами, формированиями объекта, частями ГО и Советской Армии, выделенными для работы на объекте. Организация и поддержание непосредственного взаимодействия является важнейшей обязанностью начальников, командиров и их штабов. Командиры формирований организуют взаимодействие между подразделениями.
Основы взаимодействия закладываются при постановке задач подчиненным и организуются по целям (задачам), месту и времени, во взаимной поддержке при выполнении поставленных задач. Взаимодействие считается организованным лишь тогда, когда взаимодействующие органы и силы ГС знают общую задачу и замысел действий вышестоящего начальника, содержание задач друг друга, способы и время совместных действий по их выполнению, имеют между собой к старшим начальником надежную связь и могут своевременно осуществить взаимную информацию и быстро применить требуемое количество сигналов взаимодействия.
Точное знание обстановки и пред видение ее изменений является хора шей предпосылкой для успешной работы начальника (командира) и его штаба по подержанию устойчивого взаимодействия. Начальник (командир), организуя взаимодействие, дол жен согласовать порядок выдвижения сил ГО к очагу поражения и их действия при преодолении зон заражения, пожаров и других препятствий на маршрутах движения, время прохождения исходного пункта и пунктов регулирования.
В очаге поражения уточняется и согласуется порядок проведения разведки, устройство проходов и проездов в завалах, порядок локализации и тушения пожаров, вскрытия защитных сооружений, локализации аварий, извлечения пораженных из завалов и разрушенных зданий, оказания первой медицинской помощи и выполнения других работ. Особого внимания требует согласование размещения пунктов управления служб и формирований, организация связи и оповещения и сигналов управления.
Управление в ходе спасательных работ организуется с пункта управления объекта или пункта развертываемого на участке работ.
Для обеспечения порядка при проведении мероприятий ГО штаб организует комендантскую службу. В зависимости от характера и содержания деятельности комендантская служба организуется для соблюдения режимов поведения населения на зараженной территории и светомаскировки, при укрытии рабочих и служащих в защитных сооружениях по сигналу «Воздушная тревога», при проведении рассредоточения и эвакуации, усилении охраны объекта, на маршрутах выдвижения и на участках спасательных работ. Для несения комендантской службы привлекаются формирования службы охраны общественного порядка объекта, а при необходимости и другие формирования.
Важное место в работе органов управления занимает контроль за выполнением поставленных задач и оказание помощи подчиненным в их выполнении. Контроль может осуществляться путем выезда (выхода) должностных лиц в подчиненные органы управления и силы, изучения устных (письменных) докладов (донесений) и других документов, путем прямых переговоров с подчиненными по каналам связи, вызова подчиненных для доклада к вышестоящему начальнику.
В современных условиях существ венным образом возрастает роль управления, его устойчивость и высокая оперативность.
Чтобы быть на уровне современных требований, необходимо постоянно совершенствовать структуру органов и пунктов управления, добиваться оснащения их новейшими техническими средствами связи и управления, совершенствовать организацию и методы работы всех должностных лиц, развивать и обобщать опыт теории и практики управления ГО, улучшать систему подготовки руководящего состава по гражданской обороне.
Основы спасательных и неотложных аварийно- восстановительных работ
Последствия применения противником оружия массового поражения по объектам народного хозяйства могут быть самые разнообразные. Они зависят от вида оружия и масштабов его применения.
Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы (СНАВР) в очагах ядерного, химического, бактериологического (биологического) и комбинированного поражения будут проводиться в сложной обстановке, в условиях полных и сильных разрушений, сплошных завалов, пожаров, заражения атмосферы и местности и возможного затопления.
СНАВР проводятся с целью: спасения людей и оказания помощи пораженным, локализации аварий и устранения повреждений, препятствующих проведению спасательных работ, создания условий для проведения восстановительных работ. Для организации более эффективного управления проведением СНАВР с учетом их характера и объема, рационального использования имеющихся сил и средств на территории объекта определяются места работ, учитывая особенности территории объекта, характер планировки и застройки, расположение защитных сооружений и технологических коммуникаций, а также транспортных магистралей. Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы имеют различное содержание, но проводятся, как правило, одновременно.
Содержание спасательных работ: ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ; локализация и тушение пожаров на участках (объектах) проведения работ и на путях выхода к ним; розыск пораженных и извлечение их из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных и задымленных помещений; вскрытие разрушенных, поврежденных, заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей, а также подача воздуха в заваленные защитные сооружения, оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным людям и эвакуация их в лечебные учреждения; вывод населения из опасных мест (сильно зараженных и затапливаемых районов) в безопасные (менее зараженные) или не зараженные районы; санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений и техники.
Содержание неотложных аварийно-восстановительных работ: прокладка колонных путей и устройство проездов в завалах и на зараженных участках; локализация аварий на газовых, энергетических и других сетях; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом, препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ; восстановление и ремонт поврежденных защитных сооружений для защиты людей от возможных повторных ядерных ударов противника.
СНАВР организуют в минимально короткие сроки и проводят непрерывно днем и ночью, в любую погоду, до полного их завершения. Это требует от начальника ГО, штаба, служб и формирований высокой организованности, а от личного состава высокой морально - психологической стойкости, физической выносливости и мобилизации всех сил.
Успешное проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ достигается: своевременной организацией и непрерывным ведением разведки; созданием группировки сил и средств, быстрым их выдвижением на участок (объект) работ; морально-психологической и политической подготовкой личного состава органов управления и формирований; активным участием населения в проведении спасательных работ и умением оказывать первую медицинскую помощь пораженным; умелым руководством со стороны начальников штабов и служб ГО деятельностью подчиненных при организации и проведении СНАВР; организацией и поддержанием непрерывного взаимодействия органов управления, формирований и других сил и средств, привлекаемых к спасательным и неотложным аварийно-восстановительным работам.
Группировка сил и средств ГО для организованного проведения СНАВР создается в мирное время решением начальника ГО района. Состав и построение группировки уточняются при угрозе нападения противника, а также после нанесения ядерных ударов в соответствии со сложившейся обстановкой, наличием и состоянием сохранившихся сил и средств и объемом работ в очагах поражения.
В группировку сил включаются объектовые и территориальные формирования городских и сельских районов, а также воинские части ГО. Она может состоять из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва. Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа. Состав эшелонов; количество и состав смен определяются исходя из конкретной обстановки сложившейся в очагах поражения, а также наличия сил и средств.
В период приведения ГО в готовность начальник, штаб и службы ГС объекта проводят мероприятия, предусмотренные планом. По распоряжению старшего начальника ГО организуют вывод формирования в загородную зону, в заранее установленные районы расположения. В загородной зоне формирования располагаются в населенных пунктах или на местности, имеющей естественные укрытия. В районе расположения сохраняются организационная структура и целостность формирований; обеспечиваются надежная защита личного состава и техники от воздействия оружия массового поражения, удобство размещения и отдыха благоприятные санитарно-эпидемические условия. Создаются условия для быстрого сбора формирований, подготавливаются пути для выдвижения формирований к объектам работ. В районе расположения организуется наблюдение за зараженностью внешней среды и всестороннее обеспечение.
Формирования, выделенные решением старшего начальника, ускоренно строят противорадиационные укрытия для населения и приспосабливают пригодные для этих целей сооружения.
Если формирования располагаются в населенном пункте, то на предполагаемом направлении выдвижения;
очагу поражения назначается район сбора формирований.
Выдвижение формирований к очагу поражения. Формирования могут выдвигаться в составе общей колонны сил ГО района или самостоятельно. В первом случае порядок выдвижения определяется начальником ГО района, во втором - начальником гражданской обороны объекта. До начала выдвижения формирования выводятся в район сбора, который назначается заблаговременно в непосредственной близости от маршрута движения.
Штаб и службы ГО объекта организуют управление подчиненными и взаимодействующими формированиями, анализируют полученные и поступающие данные об обстановке, производят расчеты возможного объема спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ и определяют необходимое количество сил и средств для их выполнения. Своевременно доводят все распоряжения и задачи до формирований, оказывают необходимую помощь и осуществляют контроль за их выполнением. Информируют вышестоящий штаб о создавшейся обстановке и ее изменениях, а также действиях сил и средств объекта.
Задачи формированиям на выдвижение и проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ ставит начальник ГО объекта. Командир формирования, получив задачу на выдвижение и проведение СНАВР, после ее уяснения и принятия решения ставит задачи подчиненным, отдает необходимые распоряжения и организует выдвиженке формирования в очаг поражения.
Формирования объекта для выдвижения к очагу поражения выстраиваются в походную колонну. Порядок построения колонны устанавливается в зависимости от сложившейся обстановки на маршрутах движения и участках (объектах) работ. Один из возможных вариантов построения колонны: разведка, отряд обеспечения движения (ООД), колонна главных сил (первый эшелон, второй эшелон), резервы, техническое замыкание.
Командир формирования лично руководит выдвижением формирования. Он проверяет готовность его к движению и отдает распоряжение на начало выдвижения. В ходе выдвижения командир формирования находится в голове колонны. С помощью радио и сигнальных средств он поддерживает постоянную связь и осуществляет управление формированием и приданными средствами, поддерживает установленный порядок и меры безопасности, следит за соблюдением установленной скорости движения, своевременным прохождением исходного пункта и пунктов регулирования. В случае изменения обстановки на маршруте немедленно докладывает штабу или начальнику ГО и информирует приданные формирования и соседей.
В первую очередь задачи ставятся разведке и формированиям, входящим восстав ООД. Разведке указывается, какие данные и к какому времени добыть, а отряду обеспечения движения - состав, маршрут движения, время прохождения исходного рубежа (пункта), задачи по обеспечению выдвижения сил и средств к объектам работ, порядок действия после выполнения задачи. В состав отряда обеспечения движения (один на каждый маршрут) выделяются формирования общего назначения, усиленные формированиями служб.
Двигаясь по указанному маршруту, отряд на основании данных разведки, восстанавливает разрушенные участки дорог, прокладывает колонные пути в обход завалов, разрушений, пожаров, зон с высокими уровнями радиации, восстанавливает и оборудует переправы устраивает проезды в завалах; локализует и тушит пожары, крепит или обрушивает конструкции зданий, грозящие обвалом. Главные усилия ООД сосредоточивает на обеспечении своевременного выдвижения сил ГО к очагу поражения и быстрого ввода их на объект работ. После выполнения этих задач с выходом к пораженному объекту отряд привлекается к спасательным работам.
За отрядом обеспечения движения выдвигаются главные силы ГО объекта. Во главе колонны обычно выдвигается начальник ГО объекта, его штаб и начальники служб. Они принимают все меры к тому, чтобы формирования объекта в состоянии полной готовности к проведению СНАВР и в установленное время вышли к очагу поражения. Начальник ГО на основании анализа полученных данных и сложившейся обстановки на маршруте движения отдает необходимые распоряжения о преодолении или обходе зон заражения, разрушенных участков маршрута, переправ, участков завалов и пожаров. Командиры формирований обеспечивают своевременный выход формирований к очагу поражения и организованный ввод их на объект работ.
Ввод формирований в очаг ядерного поражения. Первыми в очаг поражения входят разведывательные формирования. В очаге поражения разведчики определяют уровни радиации, отыскивают убежища и укрытия, устанавливают их состояние и состояние укрываемых в них людей, определяют наименее опасные пути движения на территорию очага поражения. Для определения местонахождения заваленных защитных сооружений используют указатели, надписи, сохранившиеся ориентиры, другие характерные признаки, а также схему привязки защитных сооружений к незаваливаемым ориентирам.
Кроме этого, разведчики определяют характер разрушений, пожаров и аварий на коммунально-энергетических сетях, обозначают места, опасные для работы формирований, отыскивают помещения, пригодные для размещения пораженных людей. Результаты разведки очага ядерного поражения командир разведывательного формирования докладывает начальнику ГО объекта и начальнику штаба.
При подходе сил гражданской обороны к очагу поражения начальник ГО объекта на основании данных, полученных от разведки, информации старшего начальника и соседей при необходимости уточняет задачи формированиям и организует быстрый их выход на участки (объекты) работ. Командиры формирований уточняют задачи подразделениям своего формирования и вводят их на участок (объект) работ.
До устройства проходов, проездов (если проезд транспортных средств невозможен) личный состав спасательных формирований, усиленных санитарными дружинами, спешивается с транспортных средств и с ходу вводится в очаг ядерного поражения для розыска пораженных и оказания им первой медицинской помощи. После устройства проездов сводные отряды механизация работ, инженерные и аварийно-технические формирования вводятся без промедления для локализации аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях.
По мере устранения препятствий на путях подхода к участкам (объектам) работ выдвигаются и остальные силы и средства объекта. Если препятствий (разрушений, завалов) на путях подхода нет, то ввод формирований на участки (объекты) работ осуществляется на транспортных средствах с ходу. Личный состав формирований спешивается с транспортных средств для проведения СНАВР непосредственно в очаге ядерного поражения.
Спасательные работы в очаге ядерного поражения.
Последовательность, приемы и способы выполнения спасательных работ он определяются начальником ГО объекта и командирами формирований в зависимости от обстановки в очаге ядерного поражения: характера разрушения зданий и сооружений, аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях, уровней радиоактивного заражения, характера и интенсивности пожаров, других факторов и условий, влияющих на проведение работ.
Начальник ГО и командиры формирований перед началом спасательных работ устанавливают наиболее целесообразные приемы и способы выполнения работ, определяют порядок использования машин и механизмов, а также других средств механизации и места их развертывания. В ходе проведения спасательных работ командиры формирований ведут разведку участков (объектов) работ, уточняют объем работ и последовательность их проведения, приемы и способы спасения людей из завалов и горящих зданий, защитных сооружений, способы локализации пожаров, порядок использования техники.
Устройство проездов и проходов и тушение пожаров. В первую очередь проводятся работы по устройству проездов и проходов к защитным сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям и сооружениям, где могут находиться пораженные люди, а также в местах аварий, препятствующих или затрудняющих проведение СНАВР.
Для устройства проездов (проходов) используются формирования механизации. Если завал местный, незначительный, проезд (проход) в нем проделывается путем расчистки проезжей части от обломков, а при сплошных завалах высотой более 1 м - проезд прокладывается по завалу. Для одностороннего движения проезд устраивается шириной 3-3,5 м, для двухстороннего - 6-6,5