Учение Н. Макиавелли о государстве и политике

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (КФ)


«История политических и правовых учений»


Контрольная работа

Тема: «Учение Н. Макиавелли о государстве и политике»


Специальность: юриспруденция

Студент: Шемеловская А.М.


Казань 2010

Содержание


Введение

1 Виды и свойства государств. Виды управлений государствами

2 Виды войск

3 О тех, кто приобретает власть

Заключение

Библиография

Приложение


Введение


Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.

Никколо Макиавелли


Ярче всего учение Н. Макиавелли о государстве и политике рассматривается в философском трактате «Государь». И хотя этому произведению уже почти 500 лет, оно до сих пор актуально и будоражит общественное мнение своей неординарностью.

Государство и политика вещи неразделимые. Поэтому Н. Макиавелли делает не только теоретические выкладки о делении государств и войск на виды и их свойствах, но приводит и практические примеры того, как завоевать государство, как его удержать и как править так, чтобы боялись и уважали соседи, оставаться у власти всю жизнь, сохранив при этом после себя добрую память в народе.

В своем труде Н. Макиавелли приводит примеры из жизни как далеких римских времен, так и события его времени.

Однако в данной работе было решено для иллюстрации Учения использовать по возможности только современные примеры и по большей части относящихся к истории России.

Таким образом вся контрольная работа поделена на 3 главы: виды государств, виды войск, виды правителей.

В данной работе в качестве главного источника использовался трактат «Государь», а также ряд информационных интернет ресурсов.

Цель данной контрольной работы проанализировать, насколько учение Н. Макиавелли отвечает сегодняшним реалиям.

Гипотеза: учение Н. Макиавелли современно и актуально.

Данное исследование может быть интересно как для историков, так и для политологов.


1 Виды и свойства государств. Виды управлений государствами


Поистине страсть к завоеваниям –

дело естественное и обычное.

Никколо Макиавелли


Глава I «Все государства, все державы, обладавшие или обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно. Последние могут быть либо унаследованными – если род государя правил долгое время, либо новыми. Новым может быть либо государство в целом» – таковы Эстония, Латвия, Литва, Грузия, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Израиль, Южная Осетия, Абхазия, Косово; «либо его часть, присоединенная к (…) государству вследствие завоевания,» – таковыми можно считать Курляндию, присоединенную к Российской Империи при третьем разделе Польши (март 1795 года) и Кёнигсберг (Калининград), перешедший к СССР после окончания Второй Мировой войны.

Глава III «Завоеванное и наследное владения могут принадлежать либо к одной стране и иметь один язык, либо к разным странам и иметь разные языки. В первом случае удержать завоеванное нетрудно, в особенности если новые подданные и раньше не знали свободы.

Но если завоеванная страна отличается (…) по языку, обычаям и порядкам, то тут удержать власть поистине трудно.

И одно из самых верных и прямых средств для этого – переселиться туда на жительство».

Именно так и поступил Петр I в Северной войне. По итогам войны были присоединены Ингрия (Ижора), Карелия, Эстляндия, Лифляндия (Ливония) и южная часть Финляндии (до Выборга); вблизи завоеванных государств был основан Санкт-Петербург, который стал новой столицей России.

«Другое отличное средство – учредить в одном-двух местах колонии, связывающие новые земли с государством завоевателя».

У России были колонии: Аляска, Форт Росс (на территории нынешнего штата Калифорния) и Форт Елизаветы (Гавайские острова). Однако они не помогли нашей стране укрепиться на завоеванных территориях.

С другой стороны есть безусловно положительный пример успешности колоний, к примеру – Великобритания. Колонии располагались на территории Америки, Африки, Австралии, Азии, тем самым сделав ее самой богатой, сильной и влиятельной страной своего времени.

В Главе XI Никколо Макиавелли рассматривает последний вид государств – церковные государства. Но так как в полной мере церковным государством на сегодняшний день можно назвать только Ватикан, имеет смысл расширить термин до «теократического государства». Таким образом под это понятие подпадают такие страны, как Иран, Ирак, Сирия, Саудовская Аравия, Пакистан, Египет, Афганистан, а также в некоторой степени и Израиль.

Н. Макиавелли замечает, что «овладеть ими трудно, ибо для этого требуется доблесть или милость судьбы, а удержать легко, ибо для этого не требуется ни того, ни другого. Государства эти опираются на освященные религией устои, столь мощные, что они поддерживают государей у власти, независимо от того, как те живут и поступают. Только там государи имеют власть, но ее не отстаивают, имеют подданных, но ими не управляют, и однако же на власть их никто не покушается, а подданные их не тяготятся своим положением и не хотят, да и не могут от них отпасть. Так что лишь эти государи неизменно пребывают в благополучии и счастье».

Высказывания Н. Макиавелли подтверждаются на практике и сегодня: Правители Ватикана и Саудовской Аравии живут спокойно, не опасаясь, быть свергнутыми. Но иначе обстоят дела с другими теократическими государствами, например, с исламскими, потому как основная религия раскололась и в каждой части есть предводитель, способный и желающий захватить всю власть в стране.

Глава IV «Там, где государь правит посредством слуг, он обладает большей властью, так как по всей стране подданные знают лишь одного властелина; если же повинуются его слугам, то лишь как чиновникам и должностным лицам, не питая к ним никакой особой привязанности».

Примеры разного образа правления являли во времена Н. Макиавелли турецкий султан и французский король. В наше время являют Президент РФ и Президент США. В России страна поделена на регионы, Глава региона «наместник» назначается Президентом, которых он меняет и переставляет, как ему вздумается.

Президент США, напротив, окружен «родовой знатью» –истеблишментом, наделенным привилегиями, на которые Президент не может безнаказанно посягнуть.

«Державой султана нелегко овладеть потому, что завоеватель не может рассчитывать на то, что его призовет какой-либо местный властитель, или на то, что мятеж среди приближенных султана облегчит ему захват».

«Следовательно, тот, кто нападет на султана, должен быть готов к тому, что встретит единодушный отпор, и рассчитывать более на свои силы, чем на чужие раздоры.

Но если победа над султаном одержана и войско его наголову разбито в открытом бою, завоевателю некого более опасаться, кроме разве кровной родни султана. Если же и эта истреблена, то можно никого не бояться, так как никто другой не сможет увлечь за собой подданных; и как до победы не следовало надеяться на поддержку народа, так после победы не следует его опасаться.

Иначе обстоит дело в государствах, подобных Франции: туда нетрудно проникнуть, вступив в сговор с кем-нибудь из баронов, среди которых всегда найдутся недовольные и охотники до перемен. По указанным причинам они могут открыть завоевателю доступ в страну и облегчить победу. Но удержать такую страну трудно, ибо опасность угрожает как со стороны тех, кто тебе помог, так и со стороны тех, кого ты покорил силой. И тут уж недостаточно искоренить род государя, ибо всегда останутся бароны, готовые возглавить новую смуту; а так как ни удовлетворить их притязаний, ни истребить их самих ты не сможешь, то они при первой же возможности лишат тебя власти.»

Легко подставить в примере с султаном – Россию, а в примере с государствами, «подобных Франции» – США. И таким образом становится понятно, почему до сих пор не была завоевана наша страна и почему никто не посягает на Америку.

Глава V «Если (…) завоеванное государство с незапамятных времен живет свободно и имеет свои законы, то есть три способа его удержать. Первый – разрушить; второй – переселиться туда на жительство; третий – предоставить гражданам право жить по своим законам, при этом обложив их данью и вверив правление небольшому числу лиц, которые ручались бы за дружественность государю. Эти доверенные лица будут всячески поддерживать государя, зная, что им поставлены у власти и сильны только его дружбой и мощью».

Первый способ самый распространенный с давних времен. Его использовал Гитлер при захвате городов СССР.

Вторым способом воспользовались евреи, овладев территорией, ныне именуемой Израилем, и переселившись туда.

Третий способ прослеживается в действиях США в отношении Ирака и России в отношении Чечни.

Глава X «Изучая свойства государств, следует принять в соображение и такую сторону дела: может ли государь в случае надобности отстоять себя собственными силами или он нуждается в защите со стороны».

Способными отстоять себя Н. Макиавелли называет «тех государей, которые, имея в достатке людей или денег, могут собрать требуемых размеров войско и выдержать сражение с любым неприятелем».

Стоит добавить, что в наше время большое войско и деньги не всегда могут решить исход битвы. С двадцатого века выходит новый приоритетный показатель государственной силы – ядерные вооружения.

Под такое, более широкое определение сильных государств, подходит совсем немного стран – это ядерные державы, такие как Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Китайская Народная Республика, Великобритания, Франция и ряд других стран. Возможно в их число в скором времени войдет еще одно государство – Иран.

Нуждающимися в помощи Н.Макиавелли называет тех, «кто не может выйти против неприятеля в поле и вынужден обороняться под прикрытием городских стен».

Иными словами это те государства, которые однозначно проиграют в открытом бою более сильному противнику. Таких государств безусловное большинство.

Вывод: к видам государств в связи с глобализацией, необходимо добавить «непризнанные государства». Также история внесла свою коррекцию в представления о стабильности теократических государств.


2 Виды войск


Войны нельзя избежать, можно лишь оттянуть ее – к выгоде противника.

Никколо Макиавелли


Глава XII «Власть государя должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти во всех государствах – как унаследованных, так смешанных и новых – служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы, поэтому минуя законы, я перехожу прямо к войску».

«Войско, которым государь защищает свою страну, бывает либо собственным, либо союзническим, либо наемным, либо смешанным.»

Примерами стран, которые используют исключительно собственные добровольные войска, могут служить Китай, Северная Корея, Израиль и ряд других стран.

Союзнические войска, в составе российских вооруженных сил, были использованы в военном конфликте между Грузией и Южной Осетией.

Наемными войсками пользовались Чечня, Грузия и некоторые африканские страны.

Смешанными войсками представлены армии России, Франции и большинства европейских стран.

К вышеприведенным типам стоит добавить новые виды войск – это служба по контракту и коалиционные войска. Хотя понятия союзнических и коалиционных, а также контрактных и наемных войск близки, и некоторые источники считают их идентичными.

Контрактники - (имеется в виду профессиональная армия полностью состоящая из военных, служащих только на контрактной основе) используются в США.

Коалиционные войска на сегодняшний день действуют на территории Ирака и Афганистана.

Н. Макиавелли считал, что «наемные и союзнические войска бесполезны и опасны; никогда не будет ни прочной, ни долговечной та власть, которая опирается на наемное войско, ибо наемники честолюбивы, распущенны, склонны к раздорам, задиристы с друзьями и трусливы с врагом, вероломны и нечестивы; поражение их отсрочено лишь настолько, насколько отсрочен решительный приступ; в мирное же время они разорят тебя не хуже, чем в военное неприятель».

Главная беда наемников, по мнению Н. Макиавелли, в том, что они «по разному владеют своим ремеслом: одни превосходно, другие – посредственно. Первым нельзя доверять потому, что они сами будут домогаться власти и ради нее свергнут (…) хозяина. Вторым нельзя довериться потому, что они проиграют сражение».

Глава XIII «Союзнические войска – еще одна разновидность бесполезных войск – это войска сильного государя, которые призываются для помощи и защиты».

«Сами по себе такие войска могут отлично и с пользой послужить своему государю, но для того, кто их призывает на помощь, они почти всегда опасны, ибо поражение грозит государю гибелью, а победа – зависимостью».

В подобную зависимость впала Южная Осетия по отношению к России, Косово и Ирак по отношению к США.

«Итак, пусть союзническое войско призывает тот, кто не дорожит победой, ибо оно куда опаснее наемного. Союзническое войско – это верная гибель тому, кто его призывает: оно действует как один человек и безраздельно повинуется своему государю; наемному же войску после победы нужно и больше времени, и более удобные обстоятельства, чтобы тебе повредить; в нем меньше единства, оно собрано и оплачиваемо тобой, и тот, кого ты поставил во главе его, не может сразу войти в такую силу, чтобы стать для тебя опасным соперником».

«Поэтому, – заключает Н. Макиавелли свою мысль, – мудрые государи всегда предпочитали иметь дело с собственным войском. Лучше, полагали они, проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием».

Это безусловно верно, но только в определенных границах.

Во-первых, это относится только к сильным государствам, имеющим достаточно человеческих, финансовых и военных ресурсов для ведения эффективных военных действий.

Во-вторых, если война приобретает мировые масштабы, то даже самая сильная армия не способна справиться с врагами в одиночку. Примерами неизбежного объединения сил разных стран в союзные войска служат такие крупный войны, как Первая и Вторая Мировая, война с Наполеоном.

Вывод: появились новые разновидности войск – коалиционные войска и контрактные. Вопреки утверждениям Н. Макиавелли история показала эффективность союзнических войск как в Первой, так и Второй мировой войне. И СССР, призвавшая союзные войска, отнюдь не впала в зависимость от государств, направивших в помощь военный контингент.


3 О тех, кто приобретает власть


Новый правитель всегда оказывается хуже старого.

Никколо Макиавелли


Немалое значение для государства значит внутренняя политика правителя. Кроме того, взаимоотношения правителя и народа сказываются и на внешней политике, т.к. недовольством народа в отношении своего правителя могут воспользоваться как оппозиция внутри страны и устроить переворот, революцию, так и другие страны, имеющие намерение захватить территорию.

На отношение народа к главе страны влияют не только его непосредственные политические поступки, но и огромную роль играет образ правителя в глазах людей.

Сложно сказать, насколько новаторской была эта мысль для времени Н. Макиавелли, однако в наши дни есть целая гуманитарная наука - public relations (PR), заточенная на решении проблем с имиджем людей, в том числе и политиков.

Н. Макиавелли в своем трактате выделяет следующие обязанности для власть имущих.

Глава XIV «Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого».

Также Н. Макиавелли дает такие советы в удержании власти:

Глава XV «Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности»; Глава XVIII «разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание».

Н. Макиавелли предостерегает правителей, что

«государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости» (Глава XVII); лучше всего, когда государя «боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх» (там же);

«презрение и ненависть подданных – это то самое, чего государь должен более всего опасаться» (Глава XVI); «презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью» (Глава XIX); «чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных и на их женщин» (там же); «если государь не может избежать ненависти кого-либо из подданных, то он должен сначала попытаться не вызвать всеобщей ненависти. Если же это окажется невозможным, он должен приложить все старания к тому, чтобы не вызвать ненависти у тех, кто сильнее» (там же);

«государя подстерегают две опасности – одна изнутри, со стороны подданных, другая извне – со стороны сильных соседей. С внешней стороны можно справиться при помощи хорошего войска и хороших союзников; причем тот, кто имеет хорошее войско, найдет и хороших союзников. А если опасность извне будет устранена, то и внутри сохраниться мир, при условии, что его не нарушат тайные заговоры» (там же); главное средство против тайных – «не навлекать на себя ненависти и презрения подданных и быть угодным народу» (там же);

«надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранить готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо» (там же); «пусть тем, кто видит его и слышит, он предстает как само милосердие, верность, прямодушие, человечность и благочестие, особенно благочестие. Ибо люди большей частью судят по виду» (там же); «самое главное для государя – постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся» (Глава XXI);

государя уважают, «когда он открыто заявляет себя врагом или другом, то есть когда он без колебаний выступает за одного против другого – это всегда лучше, чем стоять в стороне» (там же); «лучше избегать союза с теми, кто сильнее тебя, если к этому не понуждает необходимость» (там же);

«государь всегда должен советоваться с другими, но только когда он того желает, а не когда того желают другие» (Глава XXIII); «на советах с каждым из советников надо вести себя так, чтобы все знали, что чем безбоязненнее они выскажутся, тем более угодят государю» (там же).

Вывод: эта часть Учения меньше остальных претерпела изменения/дополнения. Разница, благодаря глобализации СМИ, только в усилении внимания к внешнему облику правителя, к созданию, в глазах людей, благоприятного впечатления.


Заключение


Государю надлежит быть в дружбе с народом,

иначе в трудное время он будет свергнут.

Никколо Макиавелли


Кроме небольших отступлений (дополнений) учение Н. Макиавелли о государстве и политике современно и актуально. В свете этого Учения можно рассматривать различные мировые события и находить причины их свершения. Таким образом гипотеза была доказана.

Однако в выводе необходимо напомнить те аспекты, в которых Учение имеет определенные упущения с точки зрения сегодняшнего дня.

К видам государств в связи с глобализацией, необходимо добавить «непризнанные государства». Также история внесла свою коррекцию в представления о стабильности теократических государств. Появились новые разновидности войск – коалиционные войска и контрактные. Вопреки утверждениям Н. Макиавелли история показала эффективность союзнических войск как в Первой, так и Второй мировой войне. И СССР, призвавшая союзные войска, отнюдь не впала в зависимость от государств, направивших в помощь военный контингент. А также, благодаря глобализации СМИ, значительно усилилось внимание к внешнему облику правителя, к созданию, в глазах людей, благоприятного впечатления.

Однако при анализе текста, в связи с форматом работы, не были затронуты многие аспекты Учения.

При этом из трактата можно сделать вывод, что несмотря на распространенное крайне негативное мнение об учении Н. Макиавелли, именуемый «макиавеллизм», в действительности, если читать труд внимательно, можно увидеть, что хотя Н. Макиавелли и считает, что все средства хороши для достижения цели, но при этом целью он считал благополучие народа.

Глава XXI «Государь должен (…) выказывать себя покровителем дарований, привечать одаренных людей, оказывать почет тем, кто отличился в каком-либо ремесле или искусстве. Он должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут, другие – открывали торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами; более того, он должен располагать наградами для тех, кто заботиться об украшении города или государства. Он должен также занимать народ празднествами и зрелищами в подходящее для этого время года. Уважая цехи, или трибы, на которые разделен всякий город, государь должен участвовать иногда в их собраниях и являть собой пример щедрости и великодушия но при этом твердо блюсти свое достоинство и величие, каковы должны присутствовать в каждом его поступке».


Библиография


Никколо Макиавелли Государь // АСТ М.: 2009

www.

www.itar-tass

www.interfax

www.rian