МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Руководителям служб и подсистем РСЧС Ставропольского края по организации и проведению учения в системе МЧС России
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п |
Листы |
|
1. |
Введение |
3 |
2. |
Основы организации командно-штабных учений |
4-7 |
2.1. Общие положения |
4 | |
2.2. Требования, предъявляемые к организации проведения командно-штабных учений | 4-5 | |
2.3. Организация руководства | 5-7 | |
3. |
Подготовка командно-штабных учений |
7-14 |
Принятие решения по основным вопросам подготовки и проведения КШУ и постановка задач органам управления и силам на подготовку и участие в нем |
7-8 | |
Разработка документов | 8-12 | |
Подготовка руководства, штаба руководства и посреднического аппарата | 12-13 | |
Развертывание системы управления руководства учением |
13 | |
Подготовка обучаемых | 13-14 | |
4. |
Организация работы в ходе проведения командно-штабных учений |
14-18 |
Общие положения |
14-15 | |
Отработка учебных вопросов по этапам учения | 15-16 | |
Наращивание обстановки | 16-17 | |
Проведение практических мероприятий | 17-18 | |
Проведение исследований | 18 | |
5. |
Подведение итогов командно-штабных учений |
18-21 |
Подготовка и проведение разбора |
18-20 | |
Обобщение итогов КШУ |
20-21 | |
6. |
Особенности организации и проведения штабных, специальных, исследовательских учений и командно-штабных (штабных) тренировок |
21-23 |
7. |
Участие МЧС России в учениях, проводимых другими федеральными органами исполнительной власти |
23-24 |
8. |
Заключение |
25 |
9. |
Приложения |
26-41 |
9.1. Календарный план подготовки КШУ | 26 | |
9.2. Организационные указания по подготовке и проведению КШУ | 27-28 | |
9.3. Пояснительная записка к замыслу КШУ | 29-31 | |
9.4. План-календарь проведения КШУ | 32-33 | |
9.5. План наращивания обстановки в ходе КШУ | 34-35 | |
9.6. План проведения практических мероприятий на КШУ | 36-37 | |
9.7. Оперативное задание | 38 | |
9.8. План организации и проведения исследований на КШУ | 39-40 | |
9.9. Частный план работы заместителя руководителя КШУ | 41 |
Введение
Успешное решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций в значительной степени зависит от уровня подготовки руководящего состава, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
В целях повышения уровня подготовки и поддержания высокой степени готовности руководящего состава, органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС к выполнению мероприятий гражданской обороны, решению задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводятся командно-штабные (штабные) учения, командно-штабные (штабные) тренировки.
В настоящих Рекомендациях излагаются основные положения по организации и проведению командно-штабных учений, являющихся наиболее важной формой подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств гражданской обороны и РСЧС.
Изложенный в настоящих Рекомендациях материал следует применять творчески, сообразуясь с конкретными задачами подготовки. Опираясь на положения данных Рекомендаций, необходимо вести постоянную работу по дальнейшему совершенствованию организации и методики проведения учений.
1. Основы организации командно-штабных учений
Общие положения
Командно-штабные учения (КШУ) являются высшей формой совместного обучения руководящего состава и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, комиссий по чрезвычайным ситуациям, сил гражданской обороны и РСЧС. Сущность командно-штабного учения заключается в том, что на фоне созданной учебной оперативной (тактической) обстановки обучаемые в составе органов управления выполняют комплекс присущих их функциональным обязанностям задач по руководству силами и средствами в соответствии с темой и целями учения.
Основными целями КШУ являются:
совершенствование практических навыков должностных лиц органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в организации применения сил и средств, в управлении ими при ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и время и решении задач гражданской обороны;
достижение слаженности в работе органов управления и сил различных уровней при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий гражданской обороны;
совершенствование вопросов взаимодействия с органами, осуществляющими управление гражданской обороной, а также органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
проверка реальности планов в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
исследование проблемных вопросов гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
КШУ классифицируются: по уровню проведения - федеральные, региональные, территориальные и местные; по назначению - плановые, специальные, показные, опытные (исследовательские), проверочные; по методу проведения - на картах, с проведением практических мероприятий; по условиям проведения - совместные и раздельные; по числу привлекаемых органов управления - одностепенными и многостепенными.
На одностепенные учения привлекается руководящий состав одного органа управления, например, областного.
На многостепенные учения привлекается руководящий состав двух и более органов управления, например, областного, городского и районного.
В целях более полной и всесторонней проверки реальности разработанных планов действий, определения готовности сил и средств к выполнению задач, на КШУ могут привлекаться силы территориальных и функциональных подсистем РСЧС и их звеньев для проведения с ними комплексных и тактико-специальных учений.
В ходе КШУ органы управления размещаются, как правило, на городских пунктах управления и используют существующие средства связи и обмена информацией. При необходимости могут развёртываться дополнительные средства связи. В некоторых случаях (при отработке вопросов химических и радиационных аварий, а также тем военного времени) органы управления могут находиться на запасных и подвижных пунктах управления.
Требования, предъявляемые к организации проведения командно-штабных учений
КШУ проводятся в соответствии с Планом основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, Комплексным планом основных мероприятий МЧС России, планами основных мероприятий региональных центров и субъектов Российской Федерации, организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС, а также указаниями соответствующих должностных лиц.
Характер и особенности каждого учения в решающей степени зависят от экономических, физико-географических, климатических и других особенностей района проведения учения, вероятности возникновения и ожидаемых последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, характерных для данного региона, практического опыта их предупреждения и ликвидации, наличия возможностей (необходимых сил и средств) для защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени.
На учениях создаётся сложная и поучительная обстановка, максимально приближенная к имевшим место или наиболее вероятным в данном регионе чрезвычайным ситуациям. Целесообразным является некоторое "уплотнение" аварийных ситуаций (т.е. наращивание обстановки с высокой интенсивностью), что вполне оправдано и с методической и с практической точки зрения, так как позволяет в ограниченное рамками учения время приобрести всем органам управления и силам необходимые навыки для действия в реальных условиях.
Практическое проведение мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий даёт возможность более полно проверить реальность планов гражданской обороны, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, способствует выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения разрушительных последствий военных действий и возможных чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Учения организуются и проводятся по принципу "старший начальник обучает своих подчинённых". Это повышает степень ответственности участников, способствует быстрейшему внедрению в жизнь разработанных в ходе учений мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также для снижения людских и материальных потерь при применении современных средств поражения в военное время.
При проведении учений важное значение придаётся выполнению его участниками обязанностей и отработке тех задач, которые им придётся решать в реальных чрезвычайных ситуациях и в особый период.
По итогам учений намечаются конкретные мероприятия, которые необходимо дополнительно провести для дальнейшего совершенствования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
Организация руководства
Учения проводятся под руководством Министра МЧС России, его заместителей, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Для подготовки и проведения учения создается соответствующий аппарат руководства и посредников. В него обычно входят: руководитель учения, заместители и помощники руководителя учения, штаб руководства, посредники при должностных лицах обучаемых органов управления и привлекаемых на учение силах.
Состав руководства учения зависит от уровня учения и от объема решаемых в ходе его проведения задач.
Схема организации руководства учения (вариант) приведена в приложении.
Руководитель учения несёт личную ответственность за подготовку и качество проведения учения. Он обязан определять и утверждать замысел учения, организовывать разработку наиболее важных документов, определять порядок и сроки разработки документов, подготовки органов управления и сил, мест проведения практических мероприятий, а также осуществлять подготовку руководства учением и посредников.
Заместители (помощники) руководителя учения обязаны: принимать участие в разработке материалов и проведении мероприятий по подготовке учения в части, их касающейся, разрабатывать частные планы работ по выполнению возложенных на них по учению задач, выполнять другие задачи по решению руководителя учения.
Штаб руководства является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения. Он разрабатывает необходимые документы по учению, обеспечивает подготовку к учению посреднического аппарата, обучаемых органов управления, привлекаемых сил и района учения, организует связь и комендантскую службу. По отношению к обучаемым штаб руководства выполняет функцию вышестоящего органа управления.
Начальником штаба руководства, как правило, назначается один из заместителей начальника (руководителя) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. В зависимости от масштабов и целей на учении могут назначаться заместители (помощники) начальника штаба руководства, а также (в удаленных районах проведения учения) создаваться оперативные группы штаба руководства.
Штаб руководства создается с таким расчетом, чтобы обеспечивалось организационно-методическое руководство учением и управление участвующими в нем органами управления, силами и средствами в роли вышестоящего органа управления. По своей структуре штаб руководства в зависимости от целей учения может быть различным. Он должен включать оптимальное количество должностных лиц, которые организационно входят в группы (как правило, это группы: розыгрыша, организационная, сбора и обобщения информации, подготовки разбора, практических мероприятий, исследований). Кроме указанных могут создаваться группы: экспертов, обеспечения деятельности иностранных наблюдателей, прессы и др.
Группа розыгрыша является основным органом штаба руководства, обеспечивающим целенаправленную подготовку и поучительное проведение учения. На нее возлагается: при подготовке учения - разработка исходных материалов учения, плана наращивания обстановки и других учебно-методических документов по обеспечению проведения учения; в ходе учения - уточнение содержания ранее разработанных учебно-методических документов, анализ решений обучаемых по учебной обстановке, организация наращивания обстановки и розыгрыша действий обучаемых, а также работы посреднического аппарата.
Организационная группа решает организационные вопросы по размещению, перемещению и обеспечению работы руководителя учения, его заместителей, помощников, штаба руководства и посредников.
Группа сбора и обобщения информации в ходе проведения учения проводит анализ разработанных участниками КШУ документов, проверяет соответствие планам временных и количественных показателей, а также качество и своевременность отработки документов, готовит предложения в разбор.
Группа подготовки разбора разрабатывает планы проведения общего и частных разборов, осуществляет сбор, обобщение и анализ донесений и докладов от посредников, готовит материалы разбора, необходимые карты и схемы.
Группа организации практических мероприятий разрабатывает план их проведения, осуществляет контроль за подготовкой учебных мест, анализирует действия обучаемых и готовит предложения в разбор по своему направлению.
Группа исследований разрабатывает документы по организации исследований на учении, обобщает и анализирует результаты исследований при подготовке и в ходе учения, изучает принятые обучаемыми решения, готовит обобщенный отчет по исследуемым вопросам.
Задачи другим группам штаба руководства определяет начальник штаба руководства командно-штабного учения.
Посреднический аппарат создается в целях оказания помощи руководителю в проведении учения, в создании для обучаемых сложной обстановки, а также осуществления контроля за работой обучаемых и оценки их действий.
Посредники назначаются при обучаемых органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и силах, участвующих в КШУ, подчиняются руководителю учения, начальнику штаба руководства и выполняют только их указания.
На одностепенное учение в зависимости от его темы и учебных целей посредники могут не назначаться, а их обязанности возлагаются на штаб руководства.
Комплектование посреднического аппарата осуществляется из числа наиболее подготовленных должностных лиц, не привлекаемых на учение в качестве обучаемых, а также из профессорско-преподавательского состава военных академий и училищ. При этом следует учитывать, что посредники должны быть старшими или равными по должности и воинскому званию по отношению к соответствующим обучаемым должностным лицам.
До начала учения посредники изучают порядок проведения учения, планирующие документы той инстанции, где будут выполнять свои обязанности, задачи, выполняемые обучаемой инстанцией, а также контролируют ход подготовки обучаемых к учению (особенно – привлекаемых к проведению практических мероприятий).
В ходе учения посредники осуществляют постоянный контроль за действиями обучаемых, наращивают обстановку и осуществляют розыгрыш действий с учетом замысла командно-штабного учения, изучают содержание принимаемых решений, отрабатываемых документов, объективно оценивают работу обучаемых (особенно их практических действий). В сроки, установленные руководителем, представляют материал в разбор учения, готовят и проводят частные разборы.
Руководству учения и посредникам запрещается раскрывать обучаемым замысел учения, план-календарь проведения учения и план наращивания обстановки.
2. Подготовка командно-штабных учений
Проведению командно-штабного учения предшествует большой комплекс разнообразных и тщательно спланированных подготовительных мероприятий, осуществляемый участвующими в учении руководящим составом, органами управления и силами. Подготовка учения и его проведение является неразрывным процессом. В результате выполнения всего комплекса подготовительных мероприятий участники КШУ должны выйти на учение подготовленными к выполнению задач и обязанностей, предусмотренных планами гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подготовка командно-штабного учения включает: принятие решения руководителем учения по основным вопросам подготовки и проведения КШУ и постановку задач органам управления и силам на подготовку и участие в учении, разработку документов по учению и организацию его всестороннего обеспечения, подготовку руководства, штаба руководства и посреднического аппарата, развертывание системы управления руководства учением, подготовку обучаемых органов управления, сил и средств.
Принятие решения по основным вопросам подготовки и проведения КШУ и постановка задач органам управления и силам на подготовку и участие в нем
Решение по основным вопросам подготовки и проведения КШУ руководитель учения принимает на основании изучения исходных данных для разработки материалов учения. Такими данными могут быть: требования организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС; задачи, поставленные в приказах МЧС России; уровень подготовки органов управления; выводы из опыта проведенных учений; состав привлекаемых органов управления, сил и средств, определяемых планами основных мероприятий на год; анализ обстановки в регионе и др.
В решении руководитель учения определяет: основные цели КШУ, состав обучаемых (привлекаемых на учение органов управления и сил), идею оперативной обстановки, район проведения КШУ (район (места) проведения практических мероприятий), основные вопросы материального, технического и медицинского обеспечения, задачи штаба руководства по подготовке КШУ.
Цели КШУ руководитель определяет исходя из содержания и характера темы учения, состава и уровня подготовки его участников. Правильное определение целей имеет большое значение. Они должны отвечать на вопросы: для чего проводится учение и какие результаты ожидаются от его проведения, чему необходимо научить основные категории обучаемых, что нужно проверить и уточнить, в решении каких вопросов дать практику, что исследовать и т.д. Количество целей должно быть ограничено. Это позволит сосредоточить внимание на отработке главных вопросов темы учения.
Состав обучаемых (привлекаемых на учение органов управления и сил) определяется в зависимости от темы, целей учения и характера решаемых задач. Для максимального приближения действий обучаемых к действиям в реальной обстановке, всесторонней отработке вопросов взаимодействия и обеспечения действий сил гражданской обороны и РСЧС, проверки в работе системы управления, оповещения и связи на КШУ следует привлекать максимально возможное количество органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Для отработки вопросов взаимодействия с соседними субъектами Российской Федерации и административными и муниципальными образованиями, особенно таких вопросов, как оповещение об авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, размещение (прием) эвакуированного населения, размещение, при необходимости, части группировки сил гражданской обороны, использование больничной базы, оказание взаимной помощи при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и др., для участия в учении целесообразно привлекать оперативные группы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям соседних субъектов Российской Федерации и административных и муниципальных образований.
Для участия в роли обучаемых могут также привлекаться оперативные группы отраслевых (ведомственных) органов управления.
В зависимости от важности, масштабов (объема) совместно решаемых задач в интересах военного округа (флота), состояния гражданской обороны, а также с учетом состава привлекаемых для этих целей по планам взаимодействия частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, сил гражданской обороны и формирований на объектах Минобороны России, для участия в КШУ привлекаются оперативные группы и силы соответствующих органов военного управления (по согласованию).
Вместе с тем, при определении состава обучаемых необходимо учитывать возможности руководства учения обеспечить поучительное проведение КШУ, охватить всю систему привлекаемых органов управления и сил, а в конечном итоге - обеспечить достижение поставленных учебных и исследовательских целей.
Приняв решение по основным вопросам подготовки и проведения КШУ руководитель учения ставит задачи органам управления и силам на подготовку и участие в учении. Постановка задач осуществляется в виде отдания приказа (доведения указания).
Разработка документов
Основополагающим документом, на основе которого готовятся все документы по учению, является замысел учения, разрабатываемый на карте с приложением пояснительной записки.
На карте замысла отображаются: тема, учебные и исследовательские цели, сроки проведения; место проведения; состав обучаемых; этапы учения, их наименование и продолжительность по астрономическому и оперативному времени; учебные вопросы каждого этапа; обстановка к началу учения; замысел действий и задачи обучаемых органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС; положение, задачи взаимодействующих сил и средств; основные элементы ожидаемого решения обучаемых, создаваемая при этом группировка сил, направление сосредоточения основных усилий; положение сил по обстановкам оперативных скачков; районы (места) проведения и основное содержание практических мероприятий; районы проведения тактико-специальных учений, проводимых в рамках командно-штабного учения, и другие данные, влияющие на отработку учебных вопросов.
Тема учения определяется соответствующим планом основных мероприятий на год.
Этапы учения определяются исходя из темы учения. Как правило, учения планируются и проводятся в два-три этапа. Этап - это специально выделенная по оперативному и астрономическому времени часть учения, в ходе которой достигается одна или несколько близких по значению учебных целей. В ходе каждого этапа обычно отрабатываются несколько учебных вопросов. Они представляют собой ряд последовательных, логически вытекающих одна из другой наиболее характерных для данного этапа задач, решаемых обучаемыми. Исходя из этого, содержание учебных вопросов должно определять конкретную практическую работу, которую необходимо выполнить в определенный отрезок времени. Расчет времени на отработку каждого учебного вопроса проводится одновременно с определением содержания и продолжительности этапов учения.
Для значительного изменения оперативной обстановки в ходе учения планируются оперативные скачки, при этом обучаемым доводится необходимая информация по новой обстановке и выделяется время для её изучения и анализа. Показатели оперативного скачка должны соответствовать наиболее вероятному развитию событий оперативной обстановки.
Продолжительность учения определяется в соответствии с Организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС на год.
Обстановка, которая не отображается на карте графически, может показываться в таблицах. Она может содержать сведения о чрезвычайной ситуации (вооруженном конфликте), данные о численности населения и его обеспеченности средствами индивидуальной защиты, об объемах аварийно - спасательных и других неотложных работ, о наличии и характеристиках сети аэродромов, железнодорожных станций, морских и речных портов, возможности сил гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС и другие данные. Эти таблицы и другие справочные материалы используются руководством и посредниками для создания обстановки, соответствующей замыслу учения и позволяют объективно оценивать состояние готовности обучаемых сил.
При подготовке замысла учения важно выбрать масштаб карты, причем таким образом, чтобы с одной стороны максимально подробно отобразить все необходимые данные, показать места расположения и действия органов управления и сил, принимающих участие в учении, разместить графическую и текстуальную информацию, а с другой стороны - обеспечить удобство работы с ней.
Для органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления замысел учения целесообразно разрабатывать на плане города с отображением обстановки на прилегающих территориях.
При разработке замысла учения создается обстановка на одну-две ступени выше обучаемого органа управления.
В пояснительной записке к замыслу учения излагаются: тема, учебные и исследовательские цели, район (место или объект) проведения учения, состав привлекаемых органов управления и сил; общий замысел проведения учения; оперативный фон, на котором проводится учение; порядок проведения учения с раскрытием каждого этапа, его продолжительность, отрабатываемые учебные вопросы, краткое содержание оперативной обстановки к началу каждого этапа и характер действий сил в течение этапа, порядок отработки учебных вопросов; практические мероприятия; организация руководства учением и состав посреднического аппарата; место, время и порядок проведения разбора учения.
При подготовке командно-штабного учения, кроме замысла учения, разрабатываются следующие документы: организационные, учебно-методические, оперативные, по обеспечению учения и справочные.
К основным организационным документам относятся: приказ (указание) о мероприятиях по подготовке и проведению учения; календарный план подготовки учения; организационные указания по подготовке и проведению учения; схема организации руководства учением; план рекогносцировки района учения.
Приказ (указание) о мероприятиях по подготовке и проведению учения - первичный документ при организации подготовки учения. Он издается, как правило, за два месяца до начала учения. В приказе (указании):
указываются: тема КШУ, сроки и продолжительность его проведения, состав участников;
назначаются заместители руководителя учения, штаб руководства;
определяются: состав рабочей группы по подготовке КШУ, сроки разработки и утверждения основных документов по подготовке КШУ, сроки и порядок подготовки руководства КШУ, посреднического аппарата и участников учения;
распределяются задачи между должностным лицам и структурными подразделениями органа управления по подготовке учения,
определяются основные вопросы по всестороннему обеспечению участников учения, контролю за соблюдением режимных мер и другие вопросы. Приказ (указание) доводится до руководящего состава органов управления, привлекаемых к учению, в части касающейся.
Календарный план подготовки учения разрабатывается для обеспечения организованной работы руководства и своевременного проведения всех подготовительных мероприятий. В плане отражается перечень организационных мероприятий по подготовке учения, последовательность и сроки разработки основных документов, порядок и сроки подготовки к учению руководства, штаба, посредников, а также сроки проведения мероприятий и ответственные за их выполнение. Календарный план подготовки учения может являться одним из приложений к приказу (указанию) о мероприятиях по подготовке и проведению учения и разрабатываться одновременно с ним.
Организационные указания разрабатываются в соответствии с замыслом и календарным планом подготовки учения и доводятся до обучаемых в части, их касающейся, не позднее одного месяца до начала учения после принятия решения по основным вопросам подготовки и проведения учения, с тем, чтобы предоставить исполнителям больше времени для целеустремленной и своевременной подготовки к учению. Обычно организационные указания разрабатываются после проведения рекогносцировки районов (мест, объектов) учения.
В организационных указаниях определяются: время проведения и тема учения; состав руководства учением и привлекаемых органов управления, сил и средств ГО и РСЧС; порядок проведения тактико - специальных учений, если они проводятся в рамках командно-штабного учения; перечень и цели практических мероприятий; задачи по подготовке к учению; порядок обеспечения мер безопасности и другие вопросы, исходя из особенностей региона; форма одежды для участников учения.
Схема организации руководства учением разрабатывается графически и является рабочим документом штаба руководства. На ней указываются руководитель учения, его заместители, помощники, начальник штаба и штаб руководства, посредники, группы розыгрыша, организационная, подготовки разбора, организации исследований и др., а также привлекаемые на учение органы управления и силы гражданской обороны и РСЧС. На схеме отражается количественный состав руководства и посредников, наименование структурных подразделений, от которых они выделяются.
После определения основных положений замысла КШУ может проводиться рекогносцировка района (места или объекта) проведения учения. Для проведения рекогносцировки привлекаются заместители и помощники руководителя учения, начальник штаба руководства и необходимое количество сотрудников штаба и рабочей группы по подготовке КШУ. С целью повышения результативности и эффективности рекогносцировки составляется план ее проведения.
План рекогносцировки района учения разрабатывается текстуально и содержит: цель рекогносцировки, состав рекогносцировочной группы, место, время и порядок проведения рекогносцировки, вопросы, подлежащие решению, порядок перемещения рекогносцировочной группы.
В ходе рекогносцировки уточняются замысел учения, последовательность отработки учебных вопросов, объем, места и время проведения практических мероприятий, порядок их подготовки, проверяются порядок организации управления, возможности средств связи и оповещения, проводится изучение и анализ планирующих и других документов по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организуется заслушивание соответствующих должностных лиц по подготовке к учению, определяются места размещения штаба руководства, пунктов управления обучаемых органов управления и сил, решаются другие вопросы.
По окончании рекогносцировки о ее результатах и выявленных проблемах докладывается руководителю учения. Руководитель учения дает указания по дальнейшей разработке материалов учения с учетом уточненных в ходе рекогносцировки исходных данных, осуществлению основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением учения.
Для обеспечения проведения учения разрабатываются следующие учебно-методические документы: сценарий развития чрезвычайной ситуации; план-календарь проведения учения; оперативное задание; план наращивания обстановки в ходе учения; план проведения практических мероприятий; план организации и проведения исследований; частные планы работы заместителей, помощников руководителя учения, посредников и другие документы.
Сценарий развития чрезвычайной ситуации разрабатывается с учетом темы предстоящего учения, учебных целей, а также на основе анализа чрезвычайных ситуаций, характерных для данной местности, мониторинга и прогнозирования развития возможной обстановки, наличия потенциально опасных объектов и других исходных данных. Подготовку сценария развития чрезвычайной ситуации целесообразно поручать специалистам, в зависимости от направленности рассматриваемых вопросов, широко привлекать для этой работы сотрудников научно-исследовательских и обучающих организаций.
План-календарь проведения учения разрабатывается для обеспечения целеустремленной и организованной работы руководства и посредников в ходе учения. В нем в краткой форме по этапам и дням учения отражаются общая последовательность проведения учения, организация работы руководства, посредников и обучаемых по основным вопросам учения с указанием времени на их отработку, в том числе выполнения практических мероприятий, время начала и окончания учения, время проведения общего и частных разборов. Степень детализации плана-календаря проведения учения зависит от масштаба и целей учения, состава его участников, уровня подготовки штаба руководства и посредников.
Оперативное задание является исходным документом для обучаемых и предназначено для ввода их в обстановку к началу учения и проведения подготовительных мероприятий. Оно разрабатывается для всех органов управления, привлекаемых на учение. Основными разделами оперативного задания обычно являются: общая обстановка; частная обстановка; справочные данные и что исполнить.
В разделе «Общая обстановка» кратко излагаются социально-политическая обстановка, физико-географические, климатические характеристики региона, потенциальные опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
В разделе «Частная обстановка» указывается состояние органов управления подчиненных и взаимодействующих, сил и средств гражданской обороны и РСЧС.
Оперативная обстановка в задании показывается с такой степенью детализации, которая помогает выработать у обучаемых умение анализировать обстановку и проводить необходимые оперативно-тактические расчеты, осуществлять на их основе практические мероприятия по снижению возможных разрушений и потерь, защите населения в случае возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий.
В разделе «Справочные данные» сообщаются те особенности обстановки, которые на учении в отличие от реальной обстановки нельзя самостоятельно учесть обучаемым без указаний руководства, а также допускаемые условности.
В разделе «Исполнить» ставятся задачи: что изучить, оценить и исполнить, к чему быть готовым в ходе учения. К оперативному заданию может прилагаться карта исходной обстановки. Оперативное задание, как правило, вручается обучаемым не позже, чем за пять дней до начала учения.
Одновременно с текстуальной частью оперативного задания может при необходимости разрабатываться и карта исходной обстановки.
План наращивания обстановки является документом, определяющим содержание и порядок вручения вводных в соответствии с планом-календарем проведения учения. В нем указываются время доведения информации (вводных), ее содержание, кто выдает и кому доводится информация, способ передачи. При этом информация по обстановке передается из тех источников, теми способами, в таких объемах и форме, в которых она может поступать в реальных условиях.
План проведения практических мероприятий разрабатывается в целях детального планирования этих мероприятий, определения их объема и порядка проведения. В нем обычно указываются наименование мероприятий, их содержание, время и место проведения, привлекаемые силы и средства, ответственные за организацию, проведение и контроль за исполнением. План проведения практических мероприятий утверждается руководителем учения.
План организации и проведения исследований разрабатывается для целенаправленного проведения исследований в ходе учений. В нем излагаются: цели исследований; проблемы и вопросы исследований; ответственные исполнители за исследование конкретных вопросов; порядок организации исследований до начала и в ходе учения; порядок представления донесений и обобщение результатов исследований. К плану исследований прилагается расчет состава исследовательских групп. Кроме того, заранее разрабатываются задания на проведение исследований и карточки экспериментов.
Частные планы работы заместителей руководителя учения и старших посредников разрабатываются исходя из замысла и с учетом плана-календаря проведения учения. В них обычно указываются тема, учебные цели для соответствующих категорий обучаемых; состав органов управления и сил, привлекаемых на учение; этапы учения, их продолжительность по оперативному и астрономическому времени; учебные вопросы и время на их отработку; обстановка по этапам (содержание вводных); порядок работы заместителя (помощника) руководителя учения; действия посредников и обучаемых при отработке учебных вопросов; сроки представления докладов руководителю учения; время начала и окончания учения, проведения общего и частных разборов учения. Частные планы согласовываются с начальником штаба руководства и утверждаются руководителем учения. Частный план работы старшего посредника является руководящим документом и для подчиненных ему посредников.
К оперативным документам, разрабатываемым при подготовке и в ходе учения, относятся документы, которые высылаются в органы управления вышестоящим руководством: директивы, приказы, распоряжения, в том числе по видам обеспечения, таблица сигналов, табель срочных донесений и др.
Оперативные документы по своему содержанию и структуре разрабатываются в соответствии с нормативными документами, действующими в системе МЧС России, но носят учебный характер и не должны излишне жестко регламентировать последовательность и способы выполнения обучаемыми поставленных задач.
Перечень документов, разрабатываемых при подготовке к учению, в зависимости от обстановки, может быть сокращен или расширен по решению руководителя учения.
Подготовка руководства, штаба руководства и посреднического аппарата
Подготовка руководства, штаба руководства и посредников осуществляется по заранее разработанному плану и проводится с целью обеспечения глубокого изучения директивных и нормативных документов, оценки реального состояние дел в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выработки единства взглядов и правильности понимание замысла, целей и задач учения, способов их достижения и выполнения своих обязанностей при отработке учебных вопросов, предусмотренных планом проведения учения.
Руководство и посредники готовятся как самостоятельно, так и на специально организуемых инструктивных занятиях, которые проводятся руководителем учения, или по его решению заместителем руководителя, начальником штаба руководства.
При подготовке к каждому инструктивному занятию штабом руководства разрабатывается план его проведения, составляется список должностных лиц, приглашаемых на занятие, определяются проблемные вопросы, требующие совместного обсуждения и решения, формулируются задачи для всех участников занятия.
План инструктивного занятия утверждается руководителем учения и включает в себя: тему проводимого занятия, время, место, состав участников, порядок проведения, перечень рассматриваемых вопросов с определением докладчиков по ним.
В ходе занятий обычно начальник штаба руководства докладывает основные положения замысла учения, плана-календаря проведения учения, порядка работы штаба руководства и посредников на нем, представления докладов и донесений.
Кроме этого, до руководства и посредников доводятся все необходимые документы, рассматриваются особенности предстоящего учения, проверяется их готовность к учению, даются указания