Чаадаев в глазах современников

считал, что идея с двухтысячелетней историей, чтимая, проповедуемая тысячею высокими умами, тысячею святыми, должна была увидеть свет и у нас.

Публикация вызвала большой шум. Как ни странно, публичность схватила Чаадаева за ворот, по его словам, в самое неожиданное время.

В это же время активизируется переписка с друзьями, он сообщает об обыске и конфискации его личных бумаг, о реакции общества на поднявшийся шум, жалуется (А.И.Тургеневу) на море сплетен, заливающих его.

Удивительно, но волна преследования захватила и ни в чем не повинного человека - Е.Д.Панову. Чаадаев безуспешно пытается ее оправдать - Панову отправляют в психиатрическую лечебницу.

Поначалу Чаадаев называет все случившееся "приключением". Он считает, что правительство могло поступить с ним несравненно хуже, что оно отнеслось весьма снисходительно.

Вот что он пишет брату в феврале 1837 г.: " странно однако ж,что сочинение в продолжение многих лет читанное и перечитанное в подлиннике, где, разумеется, каждая мысль выражена несравненно сильнее, никогда никого не оскорбляло, в слабом же переводе всех поразило!

Это, я думаю, должно отчасти приписать действию печати:

известно, что печатное легче разбирать писанного.<...> Письмо написано было не для публики, с которою я никогда не желал иметь дела, и это видно из каждой строки оного; вышло в свет оно по странному случаю, в котором участие автора ничтожно; журналист,очевидно, воспользовался неопытностью автора в делах книгопечатания, желая, как он сам сказывал, "оживить свой дремлющий журнал или похоронить его с честью"; наконец, дело все принадлежит издателю, а не сочинителю, которому, конечно, не могло прийти в голову явиться перед публикою в дурном переводе.<...>Итак, правительство преследует не поступок автора, а его мнения.

Тут естественно приходит на мысль то обстоятельство, что эти мнения, выраженные автором шесть лет тому назад, может быть,совершенно противоречит прежним его мнениям , но об этом,по-видимому, правительство не имело времени подумать, и даже,второпях, не спросило автора, признает ли он себя автором статьи или нет". Далее П.Я. сожалеет о данном им легкомысленном согласии на публикацию, однако недоумевает: соразмерно ли наказание и преступление?

Но, Чаадаев превозмог себя и отнесся ко всему этому, лишь как к подтверждению мыслей, высказанных в ФП.

Он играл свою роль превосходно, однако говорил, что "Многое я потерял невозвратно, что многие связи рушились, что многие труды останутся неконченными, и наконец, что земная твердость бытия моего поколеблены навеки".

Чаадаев страдал и оттого, что ему разрешалось гулять только раз в сутки, что его бумаги конфискованы и оттого, что ежедневно к нему приезжают лекари из психиатрической лечебницы. Впрочем,последнее скоро уладилось и его стал навещать старый его приятель,врач Гульковский. Чаадаева утешало хорошее отношение к нему хозяев Левашевых и дружба старых знакомых.

Этот случай, пожалуй, и принес Чаадаеву всероссийскую известность , вследствие чего он стал упоминаться многими правозащитниками, критиками и публицистами, прецедент самодержавного беззакония. Он активизировал полемику П.Я. Чаадаева с оппонентами.

Он, в конце концов, придал Чаадаеву скандальную славу философа-ненавистника России.

Здесь хотелось бы упомянуть о реакции на публикацию в Отечественной войны 1812 года и ветерану сражений с Наполеоном казалось особенно горьким встретить ее Чаадаевским "письмом". В 30-х годах Давыдов был обуреваем сложными и противоречивыми воззрениями. Они нашли свое отражение в нашумевшей "Современной песне", где и выразил Давыдов свое отношение к Чаадаеву.

"Ветеран" Давыдов с его патриотизмом на дух, как говорится,не принимал "ветерана" Чаадаева с его патриотизмом.

23 ноября 1836 года Д.Давыдов в письме к Пушкину называет ФП "пасквилем на русскую нацию", а самого Чаадаева "весьма умным шарлатаном в беспрерывном пароксизме честолюбия". Письмо полно оскорбительных, издевательских высказываний в адрес Чаадаева.

А.А.Лебедев пишет об этом послании: "Это написано Давыдовым ДРУГУ Чаадаева Пушкину уже после того, как Чаадаев был официально репрессирован "назначением в сумасшедшие". Какая злоба,злорадство! И, к слову сказать, куда, в какую сторону от Чаадаева толкает Пушкина здесь Давыдов. Можно, конечно, сказать, что Пушкина Давыдову куда-либо толкать был напрасный труд. Да нет. Пушкин в ту пору был в кризисном состоянии души - Давыдов подгадывал попасть в то своему адресату..." (А.А.Лебедев Честь,М.,1989).

То, что наговорил Денис Давыдов о Чаадаеве Пушкину, могло по тем временам послужить более чем достаточным поводом для дуэли. Но дуэль была невозможна. Во-первых потому, что дуэль с человеком,официально квалифицированным в качестве невменяемого, - дело почти мистическое, а во-вторых, по той простой причине, что для Чаадаева Денис Давыдов не существовал. На уровне понятий об "истинном честолюбии" Чаадаева " гусаренье Давыдова совершенно мизерно. И,возможно, Давыдов Это чувствовал - отсюда, похоже, тон едва ли не личной задетости, который прорывается в письме к Пушкину.

Фигура Чаадаева, пограничная, на свой лад, С ЕГО понятиями чести и патриотического достоинства могла бы найти себе антагониста именно в пограничной на свой лад фигуре Дениса Давыдова С ЕГО понятиями чести и патриотического достоинства.

Только вот антагонист этот, похоже, и сам уже догадывался о своей несостоятельности и потому деловито фальшивил.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чаадаев, известный широкой публике лишь как автор письма в неcколько cтраниц ... оcтаетcя тем не менее в иcтории умcтвенного развития Роccии как человек, поcтавивший новые вехи на пути прогресса. из вcех руccких он был наиболее непримиримым отрицателем и имел редкое мужеcтво жить cообразно cвоему образу мыслей.

Н.И. Cазонов

Н.И. Сазонов так отзывается о Чаадаеве: "В России, в царствование Николая, когда правду нельзя было ни печатать, ни говорить, ни даже думать, когда за правду ссылали в Сибирь,отправляли на Кавказ, Сажали в Шлиссельбург, Чаадаев говорил всегда и всем правду.

Возвращение к нам творческого наследия Чаадаева в полном его объеме стало возможным во многом благодаря изданию в 1991 г.

полного собрания сочинений и избранных писем Чаадаева. Данное издание содержит в себе богатый справочный аппарат, в котором использованы материалы из архивов, примечания Д.И.Шаховского и Б.Н. Тарасова.

Всевозможные перекрестные ссылки дают возможность охватить широкий круг вопросов, касающихся исследуемого предмета.

В издании помещается объемная вступительная статья, дающая ясное представление об эволюции философских воззрений Чаадаева.

Однако это издание не может служить также и книгой о Чаадаеве, скорее это, помимо собственно сочинений П.Я., является справочником, к помощи которого прибегают, чтобы углубиться в какой-то отдельный вопрос, или чтобы тщательно изучить все материалы. Читать его невозможно. Нам же не хватает именно книги о Чаадаеве , в которой художественно описывается жизнь мыслителя.

Меньше цифр, фактов, ссылок и дат.

К сожалению, я не имел возможности познакомиться с книгами Б.Н.Тарасова, посвященными Чаадаеву. Они, возможно и могли бы претендовать на роль художественного повествования о жизни Чаадаева.

Многогранный и, пожалуй, достаточно обширный материал о Чаадаеве нам может дать эпистолярное наследие многих наших соотечественников. Возможно, издание сборника воспоминаний и отзывов многих русских мыслителей, общественных деятелей о Чаадаеве заполнило бы ту пустующую нишу, которую должен занимать образ Чаадаева, сложившийся в сознании русской интеллигенции.

Этот образ, безусловно, противоречив и многолик, ибо сам Чаадаев был учителем, точкой опоры и предтечей для множества русских мыслителей, принадлежащих, подчас к противоположным течениям. Можно упомянуть о двух характерных направлениях философской мысли: "веховцах", прямых последователях П.Я.Чаадаева и их противниках, учениках Бакунина и Чернышевского, анархистах и социалистах. И те и другие испытали на себе сильнейшее влияние идей Чаадаева. Скорее всего парадокс в самом Чаадаеве, впервые поставившем перед современниками и потомками вопросы, касающиеся судьбы России.

Точных ответов не может быть, ибо ход времени не дает нам возможности рассматривать историю России как завершенный процесс,будущее готовит нам неизвестные еще перемены, а может и подтвердит Чаадаевские мысли. Именно поэтому хотелось бы рассмотреть связь,если таковая просматривается, между П.Я. Чаадаевым и каждой отдельной эпохой. Очевидно, что эта проблема не потеряет актуальности и в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

1. Введение - обоснование темы;

2. Эпистолярный жанр в русском обществе