Чаадаев в глазах современников

по верности и меткости суждения. Толстая тетрадь,озаглавленная "Fragments et pensees diversees 1828-1830",заключает в себе такие вещи, которые, мне кажется, никого не удивили бы, если бы попались на страницах паскалевых Pensees"(письмо к М.М.Стасюлевичу от 25 ноября 1870 г.); "Редкое из того,что им написано, не блещет какой-нибудь оригинальной, весьма часто гениальной мыслью <...> В числе его писаний есть отрывочные мысли и изречения, в которых почти всегда глубина и верность наблюдения изумительны. Их, без затруднения можно поставить рядом с произведениями в том же роде Вовенарга, Ларошфуко, Паскаля и первого Наполеона; множество им разбросанных в разных местах, и часто мимоходом, мыслей, догадок и примечаний о внутреннем смысле русской истории в различных ее периодах, о характерных общих чертах ее физиономии еще до сих пор составляют поле совершенно непочатое и не разработанное"(Вестник Европы,1871,}9,с.38).

По жанру к этим записям довольно тесно примыкают многие его заметки на книгах, поэтому можно предположить, что отрывки рождались у Чаадаева в процессе чтения.

Вернемся к ФП. Что же побудило П.Я. взяться за них? Был ли случайным его адресат? Появились ли бы они, если бы не Е.Д.Панова?

В 1827-1828 годах П.Я. вплотную подошел к проблеме создания своей системы взглядов и, вероятно, в начале 1829 года его идеи уже могли выплеснуться на бумагу и открыться современникам, для этого требовался лишь повод. Однако, посмотрим, что могло толкнуть Чаадаева к столь откровенной и серьезной беседе с дамой. Кстати,действительно ли с дамой? Однозначно, Чаадаев с самого начала обращался не только к ней.

О знакомстве П.Я. с Е.Д.Пановой сохранилось свидетельство М.Н.Лонгинова, вероятно, записавшего это со слов самого Чаадаева:

"Они встретились нечаянно. Чаадаев увидел существо, томившееся пустотой окружавшей среды, бессознательно понимавшее, что жизнь его чем-то извращена, инстинктивно искавшее выхода из заколдованного круга душившей его среды. Чаадаев не мог не принять участия в этой женщине; он был увлечен непреодолимым желанием подать ей руку помощи, объяснить ей чего именно ей не доставало, к чему она стремилась невольно, не определяя себе точно цели. Дом этой женщины был почти единственным привлекательным местом, и откровенные беседы с ней проливали в сердце Чаадаева то отраду,которая была неразлучна с обществом милой женщины, искренно предающейся чувству дружбы"(Русский Вестник, 1862,}11,с.141-142).

Могло ли сострадание к этой женщине разбудить в Чаадаеве желание поделиться с нею самыми сокровенными и постоянно волнующими его мыслями? Вполне возможно, что ни будь Чаадаев столь взволнован судьбой своей нечаянной знакомой он, несмотря на явное желание, и не решился бы изложить свои взгляды на бумаге. Ведь оставалось еще два года до момента, когда Чаадаев стал искать собеседников чтобы поведать им свою систему.

Но, очевидно, он понимал с самого начала работы над ФП, что они будут читаться не только Е.Д. Пановой, но и, помимо того, что в то время многие письма копировались и читались множеством людей,вызовут огромный резонанс в обществе. Кроме того Чаадаев говорил,что "если эти письма увидят свет, в них непременно усмотрят парадоксы".

Поэтому он, прежде чем переслать письма Пановой, дает их своим близким друзьям, чтобы они дали оценку долгим трудам. Весной 1830 года ФП читает М.Я.Мудров, в июне того же года А.С.Пушкин и М.П.Погодин, в июле 1831 г. П.А.Вяземский и И.А.Тургенев. Надо отдать им должное, они смогли поддержать Чаадаева, который в ту пору был обуреваем тяжелыми сомнениями насчет работы. А.С.Пушкин предложил даже свои посреднические услуги в публикации писем. Надо заметить, что в 1831 году, Чаадаев уже горел желанием напечатать их, чего нельзя сказать об издании 1836 года.

Можно предположить, что одобрение ФП ближайшими друзьями придало сил Чаадаеву, вследствие чего он с середины 1831 г. стал бывать в московском обществе и, в частности, в английском клубе.

Это благотворно сказалось на его здоровье, ведь уже в течение нескольких лет Чаадаев тяжело болел, он совсем угас состарился и похудел, на что и жаловался в то время А.С.Грибоедову.

Московский английский клуб порекомендовал П.Я. в качестве лекарства его врач, профессор Альфонский, которому, как и всем другим врачам, Чаадаев доставил немало хлопот.

А.И.Тургенев в письме к брату Н.И. предположил, что Чаадаеву нужно "рассеяние" и хорошее обхождение. Чаадаев просил почаще его навещать. Петр Яковлевич в изнеможении и нуждается в собеседнике.

А.И.Тургенев пишет: "не с кем ему отвести душу сердечным разговором, о предметах, кои занимают ум, душу и время его, т.е.

высшими думами о религии и о церкви" (2 июля 1831 г.).

Чаадаев лихорадочно ищет собеседников, заводит активную переписку, сам стал завсегдатаем английского клуба. Он хочет общаться, делиться мыслями, спорить. Было ли это результатом почти четырех лет отшельничества или все же желанием донести до слушателя результаты своих философских исканий? Наверное все это так. В октябре 1831 г. Петр Яковлевич пишет брату об объемах своей переписки и горе дел. Чаадаев воскрес и хочет жить! Он с удовольствием откликается на предложение Пушкина "потолковать" и сразу изливает на него лавину идей, мыслей и афоризмов.

Он пишет письмо Шеллингу, которое невероятными путями при участии многих посредников доставляется адресату. Благодарит философа-учителя, с которым познакомился летом 1825 года в Карлсбаде, а с его трудами и еще раньше, за влияние, оказанное на него, и побудившее серьезно заняться философской системой.

Кроме письма Чаадаев, в знак благодарности, отправляет ему посылку с "Евгением Онегиным", почтовой бумагой с видами Москвы и Петербурга, а также с "Философическими письмами".

Благодаря многочисленным пересылкам посланий, Чаадаев получает ответ от Шеллинга уже через год. Ответ сухой, краткий и ясно показывал, какого высокого мнения о себе Шеллинг. При этом,он, естественно, был написан в вежливой форме.

Летом 1833 года Чаадаев решает возобновить гражданскую службу по части образования. Граф А.Х.Бенкендорф предлагает ему свое покровительство и обещает замолвить за него словечко перед императором. Петр Яковлевич пишет Николаю прошение о приеме на службу, однако не сдержав себя излагает целую диссертацию об образовании в России и намекает на пороки в системе подборе кадров того времени. Тогда Чаадаева спас Бенкендорф, вернув письмо обратно и не показав Государю. Тот предлагал Чаадаеву службу, но лишь по министерству финансов. После П.Я. бросил эту безумную затею.

В 1835 году Чаадаев в письме к А.Тургеневу просит его выбросить в огонь первоначальный набросок ФП. Он сообщает, что переделал их чтобы они могли "без стыда появиться перед публикой цивилизованного мира".

Трудно сказать, что побудило Чаадаева изменить ФП:

прогремевшая революция во Франции, или, как он сам говорил А.Тургеневу, убийственная критика со стороны графини Ржевской,исправлениями которой он был сражен. Сам он ставил ее симпатии чрезвычайно высоко Здесь уместно будет рассмотреть весьма странные отношения Чаадаева с женщинами. Он сам называл себя философом женщин. В прочитанных им книгах немало следов внимательного изучения женской психологии и физиологии,позволяющих раскрыть содержание такой оценки.

Б.Н. Тарасов так интерпретировал чаадаевские высказывания:

"это и рождающий и кормящий пол, несущий своих младенцев к алтарям и вдохновляющий в них религиозные чувства, мирный пол, держащий в своих руках иголку и нитку, а не ружье и шпагу, утешающий больных, а не проливающий кровь ближних. В природной женской пассивности и сердечной предрасположенности к самоотречению автор "Философических писем" видел залог развития способности покоряться "верховной воле", чтобы лучше различать голос "высшего разума" и пропитаться "истинами откровения". Женское для Чаадаева является в известной степени антропологическим преломлением религиозного и послушным орудием провидения".

Нетрудно догадаться, что перед собой Чаадаев видел прежде всего пример в лице декабристов и это сказалось на его мыслях.

Чаадаев, положительно, жизнь свою проводил в окружении дам.

Так, в ноябре 1836 года начальник московского жандармского округа генерал С.В.Перфильев доносил А.Х.Бенкендорфу: " Чеодаев особенно привлекал к себе внимание дам, доставляя удовольствие в беседах и передавя все читаемое им в иностранных газетах и журналах и вообще вновь выходящих сочинениях с возможною отчетливостью, имея счастливую память и обладая даром слова.<...> Чеодаев часто бывает : у Е.Ф.Муравьевой, Ушаковой, Нарышкиной, Пашковой, Раевской и у многих других".

К этому списку можно добавить имена М.Бравуры,Е.Д.Свербеевой, А.С.Норовой, Е.Д.Пановой, Е.Г.Левашевой. Этих имен нет среди перечисленных генералом вероятно потому, что именно с ними Чаадаев беседовал на философские темы и эта жизнь не афишировалась.

В письме к А.Тургеневу Чаадаев сокрушается, что "все умные женщины уезжают отсюда. Орлова уезжает; Бравура уезжает; Елагина уезжает;княгиня Мещерякова уехала"...

Общение с умными женщинами было чуть ли ни единственным источником сил Чаадаева.

Широко известна переписка с многими из них. Чаадаев с легкостью увлекает собеседницу в дебри философии. Чаще они обращались за помощью, за утешением, но подчас становились и серьезными оппонентами, критикуя П.Я. Эти беседы составляют костяк переписки Чаадаева 1831 - 1855 гг.

Вместе с тем Чаадаев "работал" и на другой фронт- славянофилы и близкие к ним. Он переписывался с Погодиным П.П., Аксаковым К.С.,Хомяковым А.С., КиреевскимИ.В.

В 1836 году Надеждин находит и печатает первое ФП без уведомления автора. Узнав, Чаадаев увидел в этом намек Провидения и дал свое согласие на публикацию. Он