Риски в банковской деятельности

превысила 10%, так как многие из них либо получают средства напрямую от международных материнских компаний и банков, либо финансируют свою деятельность за счет собственных денежных потоков. Гораздо больше средств поступает в отрасли, косвенно связанные (посредством вертикальной или горизонтальной интеграции) с нефтегазовым и металлургическим комплексами. Сколько-нибудь продолжительное падение цен на нефть может иметь негативные последствия для экономики из-за сокращения государственных и корпоративных расходов, а это, в свою очередь, может отрицательно сказаться на качестве кредитных портфелей банков. Поскольку более 50% ссуд номинированы в иностранной валюте или привязаны к доллару США, банки могут столкнуться с негативными последствиями для качества активов при девальвации тенге. Кроме того, для банковских кредитных портфелей, отражающих состояние экономики, характерна концентрация на отдельных отраслях и клиентах, что повышает кредитные риски

Отраслевой риск

По международным меркам банковский сектор Казахстана относительно невелик по размерам и характеризуется высокой степенью концентрации. В конце 2005 г. в нем насчитывалось 35 банков, включая два специализированных банка, полностью принадлежащих государству, — Банк Развития Казахстана (ВВВ-/Стабильный/А-3) и Жилстройбанк (рейтинга нет). Три крупнейших банка страны — ККБ, БТА и «Халык» — доминируют в банковской системе: в конце 2005 г. на их долю приходилось 68% совокупных клиентских средств, 61% ссудной задолженности и 59% активов. Хотя совокупная доля рынка, принадлежащая трем указанным банкам, постепенно сокращается, менее крупным кредитным организациям нелегко сократить существующий разрыв. Учитывая довольно низкий уровень финансового посредничества в Казахстане, количество банков представляется избыточным, что способствует росту конкуренции. В рамках программы рационализации число коммерческих банков в Казахстане в 1990-е гг. сократилось со 184 в 1994 г. до 35 в настоящее время благодаря отзыву более 100 лицензий и слиянию нескольких средних банков. За последние три года случаев реорганизации в форме слияний и приобретений, а также принудительной ликвидации банков по распоряжению регулирующих органов было мало. Объединение банков мог бы подтолкнуть экономический спад, который пока ничто не предвещает.

Самые сильные коммерческие позиции имеют три крупнейшие банка Казахстана. Ряд небольших и средних банков также наращивают свой бизнес, пользуясь поддержкой акционеров и благоприятным макроэкономическим климатом. Хотя разница в размерах рыночных долей наиболее быстроразвивающихся средних кредитных организаций и трех крупнейших банков должна постепенно сокращаться, лидерство последних едва ли будет кем-либо оспорено в ближайшие годы. В розничном сегменте рынка доминирует «Халык», который в прошлом специализировался на сберегательном бизнесе. Хотя несколько лет назад более 20% его филиалов было закрыто в рамках программы мероприятий по сокращению издержек, «Халык» владеет примерно третью всех точек общенациональной банковской сети. Вторая по величине филиальная сеть — около 200 отделений — принадлежит БТА. В ряде сельских районов некоторые базовые банковские услуги предоставляет оператор почтовых услуг «Казпочта» (ВВ+/Стабильный/—). Через свою обширную, охватывающую все страну сеть, «Казпочта» привлекает вклады населения (у нее имеется соответствующая банковская лицензии). Несмотря на то, что «Казпочта» получает специальные государственные гарантии по привлекаемым ею вкладам населения, ее коммерческая позиция и объемы бизнеса невелики, поскольку ее коммерческой деятельности в банковской сфере недостает динамизма. В среднесрочной перспективе «Казпочта» не должна составить сколько-нибудь серьезной конкуренции коммерческим банкам.

Большинство банков Казахстана — частные, в собственности государства остаются только Жилстройбанк и Банк Развития Казахстана. Владельцами большинства банков являются влиятельные казахстанские предприниматели, нередко тесно связанные с промышленными группами. Непрозрачность структуры частной собственности в банковской системе Казахстана создает серьезные риски с точки зрения информации и корпоративного управления.

В частности, существует риск занижения банками данных о размерах кредитования связанных с ними сторон. Имена подлинных владельцев, зачастую скрывающихся за различными подставными или действующими компаниями, не всегда публично раскрываются. Частая смена компаний — владельцев акций банков — вряд ли отражает реальную смену подлинных владельцев. Несмотря на требование регулирующего органа раскрывать имена подлинных собственников для целей регулирования, в открытых источниках эти сведения не появляются. Такое раскрытие информации едва ли можно назвать полноценным. Казахстанская банковская система уже постепенно открывается для иностранных инвестиций. Иностранных миноритарных акционеров имеют ККБ и БТА, а «Халык» в настоящее время занимается поиском иностранного стратегического инвестора. ККБ и АТФ-Банк планируют провести IPO.

На динамику развития сектора едва ли повлияют потенциальные конкуренты из соседних стран СНГ, так как барьеры для их доступа в Казахстан довольно высоки, учитывая инсайдерский характер рынка, довольно высокий уровень профессионализма казахстанских банков, большое количество банков в стране, а также популярность ведущих банков В декабре 2005 г. регулирующие органы разрешили Сбербанку (крупнейший российский банк; рейтинга нет) приобрести средний по размеру Тексакабанк (рейтинга нет). Хотя Сбербанк — очень крупная кредитная организация со значительными финансовыми ресурсами, он не слишком стремится выходить на рынки стран СНГ, и в частности Казахстана. Крупный российский частный Альфа-Банк (ВВ-/Стабильный/В) также имеет в Казахстане средний по размеру дочерний банк.

Несмотря на отсутствие в Казахстане общепринятого определения нефункционирующих, или проблемных ссуд, две подкатегории ссуд самого низкого качества (сомнительные 5-й группы и безнадежные) соответствуют по своим характеристикам определению нефункционирующих ссуд (НФС), принятому в большинстве других стран (подробнее о методологии классификации ссуд говорится ниже, в подразделе «Учетная политика»). По состоянию на конец 2005 г. НФС, соответствующие данному определению, составляли 3,4% совокупной ссудной задолженности банковской системы против 8,1% в 2000 г. и более 50% в середине 1990-х гг. Хотя мы наблюдаем явную положительную динамику, следует учитывать, что приведенные показатели не вполне сопоставимы из-за изменений, внесенных в методологию классификации в последние годы.

Риск ликвидности в банковской системе Казахстана всегда вызывал серьезную озабоченность. Однако в последнее время структура фондирования казахстанских банков улучшилась благодаря увеличению ликвидности на рынке, расширению доступа к иностранному капиталу и росту привлекаемых вкладов, обусловленному благоприятной макроэкономической конъюнктурой и появлением системы страхования вкладов, которая способствует повышению доверия к банковскому сектору. Структура ресурсной базы диверсифицируется, в ней возрастает доля внешних источников средне- и долгосрочного финансирования, а именно кредитов международных финансовых организаций, кредитных линий иностранных банков, долговых ценных бумаг и субординированных займов. Межбанковский рынок очень мал по объему торгов и узок — основными видами операций на нем являются сделки репо, а кредитование (без обеспечения) производится в ограниченных масштабах, что усложняет задачу управления краткосрочной ликвидностью. По этим причинам ставки по межбанковским кредитам весьма волатильны.

Казахстанские банки все активнее обращаются за необходимыми ресурсами на международные рынки долговых инструментов (через привлечение синдицированных кредитов, выпуски облигации и секьюритизацию активов). Это позволяет им удлинять сроки заимствований и сокращать разрывы по срокам между требованиями и обязательствами. Благодаря высокому конъюнктурному инвестиционному спросу совокупный объем еврооблигаций, выпускаемых казахстанскими банками (см. табл. 4), намного превышает общую сумму еврооблигационных займов корпоративного сектора и правительства страны (на сегодняшний день в обращении находится всего один выпуск казахстанских государственных еврооблигаций объемом в 350 млн долл.). Впрочем, доступ к мировому рынку заимствований имеют лишь крупные и некоторые средние банки, и их желание привлекать средства иностранных кредиторов вряд ли ослабеет. Поскольку среди крупных источников фондирования банков иностранные заимствования являются одним из важнейших, успешность политики фондирования банков во многом зависит от уровня доверия иностранных инвесторов к казахстанской банковской системе. Другой проблемой, связанной с этими заимствованиями, является концентрация обязательств по срокам погашения, которая может осложнять управление банковской ликвидностью и перспективы развития банков.

Положительное влияние на развитие банковского сектора Казахстана оказывают значительные усовершенствования нормативно-правовой и регулятивной базы. Недостатки, сохраняющиеся в системе регулирования (основной — это неспособность обеспечить прозрачность структуры собственности), постепенно устраняются. В частности может потребоваться изменить действующий Закон об акционерных обществах, который не требует публичного раскрытия данных о структуре собственности. Регулирующие и надзорные функции в отношении банков и других финансовых учреждений Казахстана выполняет Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН). В январе 2004 г. АФН выделилось из состава НБК, который в настоящее время занимается преимущественно вопросами денежно-кредитной политики. В связи с бурным развитием ипотеки в Казахстане АФН в июле 2005 г. дополнило и ужесточило правила расчета нормативных коэффициентов достаточности капитала банков. В частности, норма взвешивания риска по ипотечным кредитам, превышающим 50 тыс. долл., повышена до 75% (по менее крупным кредитам она составляет 50%).

В ближайшей перспективе планируется внести следующие важные изменения в систему банковского регулирования и надзора:

введение правил, регулирующих деятельность по управлению активами;

изменения в порядке регулирования банковского обслуживания физических лиц и СМП;

создание общенациональной базы данных о заемщиках;

совершенствование систем риск-менеджмента.

Казахстанские банки, выполняющие системообразующую роль («Халык», БТА и ККБ), могут в дальнейшем рассчитывать на получение государственной поддержки в случае необходимости, так как Правительство Казахстана, безусловно, стремится к сохранению стабильности в финансовой системе. Вероятность поддержки определяется, во-первых, важнейшей ролью по крайней мере трех крупнейших банков в финансировании экономики страны, а также банковском обслуживании населения и, во-вторых, относительно благоприятным режимом регулирования банковской деятельности. Потенциальная государственная поддержка в форме, например, рекапитализации, поддержки ликвидности, покупки проблемных активов должна предотвратить банкротство банков, в том числе частных.

Опыт недавней ликвидации среднего по размеру Наурис-Банка, которая затянулась на несколько месяцев, выявил недостатки в национальном Законе о банкротстве, а также в системе контроля и надзора за банками. Тот факт, что обязательства этого банка вдвое превышали размер его активов, был выявлен АФН лишь после наложения запрета на его операции в ноябре 2004 г. в связи с нарушением регулятивных требований. Лицензия Наурис-Банка была отозвана в июне 2005 г., однако выплаты частным вкладчикам из Фонда страхования вкладов начались лишь в декабре 2005 г.

Несмотря на сохраняющиеся в системе недостатки, следует признать, что компетентность и профессионализм органов банковского надзора Казахстана в последние годы значительно повысились и что сейчас Казахстан опережает другие страны СНГ по качеству регулирования банковской деятельности. Регулирующие органы предпочитают проводить ужесточение пруденциального надзора постепенно и уделяют особое внимание вопросом прозрачности.

Банковский надзор в Казахстане в значительной степени основан на проведении как выездных, так и невыездных проверок и включает регулярное взаимодействие с руководством банков. Комплексные проверки трех крупнейших банков проводятся ежегодно, остальных банков — раз в два года. Регулярное представление отчетности позволяет предупреждать регулирующие органы о потенциальных проблемах до того, как они окажут серьезное влияние на деятельность банка. Кроме того, АФН уполномочено проводить выездные проверки операций любого банка. В настоящее время полномасштабный анализ банков уполномочены проводить девять главных инспекторов по выездным проверкам и 10 инспекторов по невыездным проверкам (им в помощь прикреплены несколько сотрудников НБК). В ближайшие два года АФН собирается увеличить штат инспекторов до 40 человек.

банковский риск правовой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В работе рассмотрены основные виды рисков, с краткой характеристикой по каждому из них, более подробно рассмотрены финансовые риски. Упомянуты некоторые характеристики степени рисков, возможные способы улучшения этих характеристик. Рассмотрено страхование экономических рисков как одно из средств уменьшения степени коммерческих рисков. В последних разделах описана классификация финансовых рисков с точки зрения банковской деятельности.

Формирование в Казахстане системы самостоятельно функционирующих коммерческих банков с особой остротой выявило проблему управления рисками, возникающих в их хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики.

Как показала история, банковская деятельность в условиях рыночной экономики подвержена значительному числу рисков, которые могут не только ухудшить показатели деятельности банка, но и привести его к банкротству.

Анализ развития банковской системы показал, что коммерческие банки слабо защищены от многочисленных, в том числе системных рисков. Под риском в банковской практике понимают опасность (возможность) потери банком части своих ресурсов, недополучения доходов или произведения дополнительных расходов в результате осуществления определенных финансовых операций.

Так как понятия риска и потерь теснейшим образом связаны между собой, и риск можно описать количественно, используя категорию потери, то в данной работе была рассмотрена теория управления риском. Управление банковскими рисками особенно затруднено в условиях переходной экономики.

Ценность комплексной классификации банковских рисков состоит в том, что на ее основе можно моделировать банковскую деятельность, осуществлять комплексный поиск внутренних резервов с целью повышения эффективности осуществления банковских операций. В проанализированных классификациях банковских рисков различаются понятия рисков, их иерархия, разделение на внешние и внутренние. Это усугубляется тем, что предложенные классификации сейчас в основном не отвечают российской практике управления рисками. Следовательно, классификации банковских рисков должны постоянно усовершенствоваться, изменяться в зависимости от развития рыночных отношений, повышения качества обслуживания клиентов, появления новых видов операций и рисков, применения новых информационных технологий в организации деятельности банковских структур.

Предлагаемая классификация имеет целью не перечисление всех видов банковских рисков, а создание определенной системы, позволяющей банкам не упустить отдельные их разновидности при определении совокупного размера рисков в своей деятельности.

Построение обоснованной классификации банковских рисков особенно затруднено из-за разного понимания сущности управления отдельными банковскими рисками.

Вопрос формирования полной и обоснованной классификации банковских рисков остается еще открытым, требующим дальнейшей разработки. Поэтому одной из первых проблем, с которой приходится сталкиваться любому банку, приступившему к построению системы управления рисками, является оптимизация банковских рисков.

Одним из приемов системы оптимизации банковских рисков является упрощение интерпретации банковской информации в виде графической модели финансового состояния банка, которая позволяет наглядно представить пропорции основных характеристик банка, а приведенный масштаб - оценить их абсолютные отношения.

Аналогия с корабликом позволяет на ассоциативном уровне воспринять финансовое состояние банка, уровень принимаемых на себя банковских рисков. Кроме того, модель существенно экономит время специалиста, принимающего управленческое решение.

Проанализировав различные классификации рисков, следует отметить, что каждый коммерческий банк имеет свой набор рисков, зависящий от специфики банковской деятельности. Хотя всем банкам присущи балансовые и забалансовые риски, риски финансовых услуг и внешние риски, их сочетание, основные зоны, размеры и приоритетные направления будут складываться по-разному в зависимости от преимущественной специализации банков, а значит, и по-разному характеризовать каждый вид банковской деятельности.


Список использованной литературы


1. Банковская система России - основные тенденции и перспективы развития // Деньги и кредит. 2002.№ 3.

2. Грюнинг Х. ван и Брайович Братанович С. «Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления и управления финансовым риском» / Перевод с английского. - М.: «Весь Мир», 2003.

3. Ускорение и наука в Сибири: Материалы круглого стола // Экономика. 2001. № 17.

4. Иода Е. В., Мешкова Л. Л., Болотина Е. Н. Классификация банковских рисков и их оптимизация / Под общ. ред. проф. Е. В. Иода. 2-е изд., испр., перераб. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002.

5. Пшеничников В.В. К вопросу о классификации рисков в банковском деле, Воронежский государственный аграрный университет. Россия, 2003

6. Светлова С. Риски в банковской практике // Аудитор, 1999. № 2.

7. Севрук В. Т. Банковские риски. М.: Дело ЛТД, 2-е изд., испр., перераб 2001.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов ef.wwww4, investkz/journals/28/378.html, rfca.gov.kz/1428, pfbta.kz/ru/system/base/, edu.gov.kz/index.php?id=322&L=1:

Международный деловой журнал KAZAKHSTAN №3/4, 2001 год

Размещено на