Создание и основные этапы развития органов прокуратуры
ССР;г) надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
д) общее руководство деятельностью прокуратур союзных республик.
Дальнейшим шагом в развитии законодательства о прокурорском надзоре стало утверждение постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. Положения о Прокуратуре Союза ССРВ соответствии с Положением в составе центрального аппарата Прокуратуры СССР для непосредственного руководства органами военной прокуратуры образована Главная военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором — старшим помощником Прокурора СССР. Прокуратура была выведена из состава Верховного Суда СССР и учредилась как самостоятельный орган.
Основной задачей Прокуратуры Союза ССР являлось укрепление социалистической законности, охрана общественной собственности от покушений со стороны противообщественных элементов на всей территории СССР.
Прокуратуру Союза ССР возглавлял Прокурор Союза ССР, назначенный Центральным Исполнительным Комитетом ССР. Заместитель Прокурора СССР утверждался Президиумом ЦИК СССР. Прокурор СССР ответствен перед Советом Народных Комиссаров СССР, Центральным Исполнительным Комитетом СССР и его Президиумом.
В соответствии с Положением на Прокуратуру Союза ССР возлагались следующие функции:
а) надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции Союза ССР, постановлениям и распоряжениям Правительства Союза ССР;
б) наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями;
в) возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;
г) надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции и исправительно-трудовых учреждений;
д) общее руководство деятельностью прокуратур союзных республик.
Однако прокуроры союзных республик оставались в системе республиканских Народных комиссариатов юстиции.
В Положении о Прокуратуре Союза ССР были определены отрасли прокурорского надзора: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры.
Положением подробно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.
Реализация норм Положения о Прокуратуре Союза ССР в значительной мере способствовала укреплению единства и строгой централизации прокурорского надзора.
1.8 Конституция 1938 г. об организации и деятельности прокуратуры
VIII Чрезвычайным съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 г. была принята Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Это была третья по счету Конституция социалистического государства. Впервые в истории конституционного законодательства введено понятие высшего надзора прокуратуры за точным исполнением законов. Согласно ст. 113 Конституции высший надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как и отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возложен на Генерального прокурора СССР. Генеральный прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР на семь лет (ст. 114 Конституции). Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначались Генеральным прокурором СССР сроком на пять лет (ст. 115 Конституции).
Окружные, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик. Их назначение утверждалось Прокурором СССР сроком на пять лет.
Большое значение для организации и деятельности прокуратуры в связи с принятием Конституции 1936 года имело закрепление в ст. 117 Конституции принципа независимости прокуратуры: органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.
1.9 Деятельность органов прокуратуры в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны деятельность органов прокуратуры была подчинена общей задаче — победе советского народа над немецким фашизмом.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. в СССР было объявлено военное положение, работа территориальных и военных прокуратур перестроена на военный лад.
В соответствии с п. 2 Указа в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов, — высшему командованию войсковых соединений. Согласно п. 5 Указа все местные органы государственной власти, государственные, общественные учреждения, организации и предприятия обязаны оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств данной местности для нужд обороны и обеспечения общественного порядка и безопасности.
За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные подлежали уголовной ответственности по законам военного времени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении в районах военных действий. В соответствии со ст. 7 Указа от 22 июня 1941 г. «О военном положении» в местностях, объявленных на военном положении, на рассмотрение военных трибуналов передавались все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, а именно:
а) дела о государственных преступлениях;
б) дела о преступлениях, предусмотренных Законом от 7 августа 1932 г. об охране общественной (социалистической) собственности;
в) дела о разбое;
г) дела об умышленных убийствах;
д) дела о насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи;
е) дела об уклонении от исполнения всеобщей обязанности, о сопротивлении представителям власти;
ж) дела о незаконной покупке, продаже и хранении оружия, а также о хищении оружия.
Военным властям предоставлялось право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях, предусмотренных Уголовными кодексами союзных республик, если командование признает это необходимым по обстоятельствам военного положения.
В соответствии со ст. 14 Положения о военных трибуналах приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали, могли быть отменены лишь в порядке надзора.
Военным советам округов, фронтов и армий (флотов и флотилий), а также командующим фронтами, армиями и округами (флотами, флотилиями) принадлежало право приостановить исполнение приговора с высшей мерой наказания (расстрел) с одновременным сообщением по телеграфу Председателю Военной коллегии Верховного Суда Союза СССР, Главному военному прокурору Красной Армии, Главному прокурору Военно-морского флота Союза ССР по принадлежности своего мнения для дальнейшего направления дела.
Согласно ст. 16 Положения о военных трибуналах о каждом приговоре, присуждающем к высшей мере наказания (расстрелу), военный трибунал немедленно сообщал по телеграфу Председателю Военной коллегии Верховного Суда Союза ССР, Главному военному прокурору Красной Армии, Главному Прокурору Военно-морского флота по принадлежности. В случае неполучения в течение 72 часов с момента вручения телеграммы адресату телеграфного сообщения о приостановлении приговора такой приговор приводился в исполнение. Остальные приговоры военных трибуналов вступали в законную силу с момента их провозглашения и немедленно приводились в исполнение.
Приказом Народного комиссара юстиции СССР и Прокурора СССР от 24 июня 1941 г. № 102/58 устанавливался порядок направления в военные трибуналы дел о преступлениях, предусмотренных ст. 7 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении».
Приказом Народного комиссара юстиции СССР и Прокурора СССР от 27 июня 1941 г. № 104/64 в дополнение к приказу от 24 июня 1941 г. предлагалось передавать на рассмотрение военных трибуналов войск Н КВД все дела о террористических актах, направленных против сельского актива, дела о террористической агитации, дела о поджогах дворов сельских активистов и общественных зданий (школ, сельсоветов, колхозных ферм и т.п.) в сельских местностях.
Прокурорский надзор по этим делам осуществлялся военными прокурорами войск НКВД.
Основным направлением в деятельности органов прокуратуры был надзор за исполнением законов военного времени, направленных на охрану общественного порядка, трудовой и государственной дисциплины, прав и законных интересов военнослужащих и их семей, охрану государственной собственности от преступных посягательств.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. было введено военное положение на всех железных дорогах СССР, Указом от 9 мая 1943 г. — на морском и речном транспорте.
В связи с названными Указами Президиума Верховного Совета СССР Народным комиссаром юстиции СССР и Прокурором СССР был издан приказ от 21 апреля 1943 г. № 28/19 «О порядке привлечения к ответственности работников железнодорожного транспорта за преступления по службе в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 года», в соответствии с которым работники железнодорожного транспорта (в том числе рабочие и служащие заводов, контор, подсобных предприятий, лечебных учреждений, учебных заведений, личный состав стрелковой охраны и пожарно-вахтенной службы) за преступления по службе привлекались к судебной ответственности по соответствующим статьям Уголовного кодекса о воинских преступлениях.
Прокурор СССР и Народный Комиссар внутренних дел СССР 26 июня 1941 г. издали приказ № 159/595 «О квалификации нарушений Правил и распоряжений о местной противовоздушной обороне», согласно которому злостное нарушение распоряжений по светомаскировке влекло за собой привлечение к уголовной ответственности, а если оно было использовано на оказание содействия врагу, то эти действия следовало квалифицировать как измену Родине.
Находясь на военном положении, прокуроры обеспечивали четкое исполнение законов о поставке военной продукции, об оказании помощи фронту и об укреплении тыла, о чем подтверждают приведенные выше приказы.
Интересы военного времени потребовали перестройки системы и структуры органов прокуратуры, в особенности органов прокуратуры прифронтовой полосы. С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливались классные чины с выдачей форменного обмундирования. Этим же Указом введена сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.
Согласно п. 1 этого Указа для прокурорско-следственных работников были установлены следующие классные чины: Действительный государственный советник юстиции, Государственный советник юстиции 1 класса, Государственный советник юстиции 2 класса, Государственный советник юстиции 3 класса, старший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции, юрист 1 класса, юрист 2 класса, юрист 3 класса, младший юрист.
Классный чин Действительного государственного советника юстиции присваивался Указом Президиума Верховного Совета СССР.
Сравнительная таблица классных чинов прокурорско-следственных работников Прокуратуры СССР с воинскими званиями
Классный чин | Соответствующее воинское звание | |
Высший состав | ||
Действительный государственный советник | генерал армии | |
юстиции | ||
Государственный советник юстиции 1 | класса | генерал армии |
Государственный советник юстиции 2 | класса | генерал-полковник |
Государственный советник юстиции 3 | класса | генерал-майор |
Старший состав | ||
старший советник юстиции | полковник | |
советник юстиции | подполковник | |
младший советник юстиции | майор | |
Средний состав | ||
юрист 1 класса | капитан | |
юрист 2 класса | старший лейтенант | |
юрист 3 класса | лейтенант | |
младший юрист | младший лейтенант |
Многие прокуроры и следователи ушли на фронт в действующую армию или партизанские отряды, многие из них погибли.
Огромную работу проводили органы прокуратуры в борьбе с дезертирством с предприятий военной промышленности, выполняли приказ Прокурора Союза ССР от 1 июня 1944 г. № 159 об осуществлении постоянного надзора за точным исполнением Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 г. руководителями предприятий.
Приказом Прокурора СССР от 17 октября 1942 г. № 613/М устанавливался порядок наложения дисциплинарных взысканий и мер поощрения за дисциплинированность и добросовестную работу прокурорско-следственных работников. Этот приказ имел большое значение в укреплении трудовой и исполнительской дисциплины прокурорско-следственных работников. За нарушение дисциплины, недобросовестное отношение к работе, невыполнение приказов и распоряжений вышестоящих прокуроров, в случае когда эти нарушения не подлежали преследованию в уголовном порядке, на виновных прокурорско-следственных работников налагались следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, смещение на низшую должность, увольнение с должности.
Указом предлагалось практиковать поощрения особо дисциплинированных и аккуратных, добросовестных работников прокуратуры с объявлением им благодарности с занесением в трудовые книжки, выдачей денежных премий и продвижением на более высокие должности.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1945 г. «О награждении орденами и медалями работников прокуратуры СССР» за выдающиеся заслуги в деле осуществления социалистической законности и укрепления советского правопорядка были награждены: орденом Ленина — 23 человека, орденом Красного Знамени — 8, орденом Отечественной войны II степени — 3, орденом Трудового Красного Знамени — 113, орденом Красной Звезды — 81, орденом «Знак Почета» — 294, медалью «За трудовую доблесть» — 100, медалью «За трудовое отличие» — 64 человека.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР.
Прокуроры и следователи вместе с Чрезвычайной государственной комиссией провели большую работу по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Чрезвычайной государственной комиссии было предоставлено право поручать надлежащим органам производить расследование, опрашивать потерпевших, собирать свидетельские показания и иные документальные данные, относящиеся к насилиям, зверствам, грабежам, разрушениям и другим преступным действиям гитлеровских оккупантов и их сообщников.
Собранные материалы были использованы при разоблачении главных военных преступников на Нюрнбергском процессе.
1.10 Роль органов прокуратуры в разоблачении главных военных преступников на Нюрнбергском процессе
В послевоенное время работники прокуратуры СССР, прокуратур РСФСР, УССР, БССР провели огромную по своим масштабам работу по разоблачению немецко-фашистских захватчиков, установлению их злодеяний на оккупированных ими территориях СССР.
Высококвалифицированные прокуроры и следователи принимали активное участие в судебном процессе над главными военными преступниками, проходившем в Нюрнберге в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г.
Главным обвинителем от СССР выступил Р.А. Руденко, занимавший в тот период пост прокурора Украины, а затем пост Генерального прокурора СССР.
Международный военный трибунал над главными немецкими военными преступниками был создан на основании Международного соглашения между СССР, США, Великобританией и Францией от 8 августа 1945 г. Полномочные представители этих государств выработали Устав Трибунала, предусматривавший проведение процесса на паритетных началах. Это означало, что каждое из четырех государств, подписавших Соглашение, на основании Устава должно было назначить своих представителей в качестве членов Трибунала, их заместителей и Главных обвинителей. Члены трибунала были равноправны и по взаимному соглашению между собой выбирали председательствующего. Равноправными являлись и Главные обвинители, которые строили свою работу на принципах полного сотрудничества. Подготовка материалов для процесса и поддержание обвинения на суде требовали хорошо подготовленной организации обвинения.
Четыре Главных обвинителя были полностью самостоятельны и равноправны. Но они должны были выступать перед Трибуналом согласованно, в качестве единого органа. Они не могли действовать изолированно. Поэтому для координации действий Главных обвинителей на Нюрнбергском судебном процессе был учрежден Комитет обвинителей, состоящий из Главных обвинителей от СССР, США, Великобритании и Франции. В задачу Комитета входило согласование мероприятий по подготовке материалов к процессу, распределение обязанностей между Главными обвинителями по поддержанию обвинения на отдельных стадиях процесса (порядок произнесения вступительных и заключительных речей, порядок предоставления доказательств и допроса свидетелей и подсудимых, заключения по ходатайствам подсудимых и их защитников и т.д.), согласование различных вопросов, возникавших в ходе процесса.
С первых дней подготовки процесса встал вопрос о создании достаточно мощного и квалифицированного аппарата для производства предварительного следствия.
Советское правительство еще 2 ноября 1942 г. создало Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников. С помощью органов прокуратуры с привлечением широчайшей общественности Чрезвычайная государственная комиссия собрала обширный материал, который уличал гитлеровцев в совершении жесточайших, не виданных в истории военных преступлений и преступлений против человечества.
Среди этих материалов были показания свидетелей и потерпевших, огромное количество документальных доказательств.
Семь миллионов советских граждан предъявили свой личный счет военным преступникам. Тридцать две тысячи врачей, инженеров, педагогов, общественных деятелей приняли активное участие в установлении зверств и разрушений, совершенных гитлеровскими захватчиками.
Уничтожение миллионов ни в чем не повинных советских людей, в том числе детей, женщин и стариков, бесчеловечное отношение к военнопленным, умиравшим от истощения и погибавшим от рук фашистов, разрушение городов, сел, культурных учреждений, памятников старины и искусства, угон в немецкое рабство миллионов людей — все это было убедительно отражено в сообщениях Чрезвычайной государственной комиссии и в приложенных к ним фотоснимках, подлинных документах, изданных гитлеровцами, актах экспертиз, судебно-медицинских эксгумаций и т.д. Эти материалы являлись результатом огромной следственной работы, проводимой на протяжении нескольких лет.
Аналогичные материалы в гораздо меньшем объеме были подготовлены для представления в Международный военный трибунал некоторыми другими правительствами (Франции, Польши, Югославии, Чехословакии, Норвегии и Греции).
Перед советским обвинением встала задача максимально использовать все документальные материалы из архивов на территории Западной Германии — архивов штаба оперативного руководства гитлеровского верховного главнокомандования во Фленсбурге, архива Риббентропа, за хваченного в Марбурге, архива Розенберга, замурованного в потайном хранилище в его замке в Баварии, архива Франка, найденного в его имении, в подвалах банка фон Шредера в Кельне и других местах. В этих архивах американскими войсками было обнаружено большое количество ценных документов, 485 тонн бумаг из архивов нацистского МИД было захвачено одной только 1-й американской армией.
Наряду с этим представлялось необходимым произвести до начала судебного процесса допрос обвиняемых и значительной части свидетелей, находившихся в распоряжении американских властей.
На следственную часть была возложена обязанность подготовки к процессу документальных доказательств, в том числе документальных материалов из архивов, захваченных англо-американскими войсками, допрос обвиняемых и некоторых гитлеровских генералов и руководителей ведомств, которые на процессе фигурировали в качестве свидетелей.
За короткий промежуток времени работниками следственной части было изучено до четырех тысяч немецких документов из архивов штаба верховного главнокомандования, из архивов Риббентропа, Розенберга и др.
В процессе этой работы советские следователи обнаружили ряд особо ценных документов, в том числе подлинный План Барбаросса, представлявший собой законченную разработку плана военного нападения на Советский Союз. Существование этого плана предполагало наличие различного рода дополнительных данных, которые гитлеровский генеральный штаб должен был разрабатывать для осуществления преступного захватнического плана военного нападения на СССР. Все эти документы должны были дать полную картину заговора против Советского Союза.
На поиски этих документов, их перевод на русский язык и систематизацию и были направлены усилия советских следователей. Собирались документы, материалы, подтверждающие виновность главных военных преступников по всем пунктам предъявленного им обвинения.
В начале октября 1945 г. обвиняемым было направлено обвинительное заключение, которое было единодушно принято Комитетом обвинителей и 6 октября подписано в Берлине Главными обвинителями от СССР, США, Великобритании и Франции.
На суде Главные обвинители действовали столь же единодушно, как и в ходе подготовки процесса. По основным и принципиальным вопросам комитет обвинителей выступал перед трибуналом согласованно. Эти вопросы предварительно обсуждались на заседаниях комитета, где в ходе обсуждения вырабатывалась единая линия, направленная на осуществление основной задачи процесса, — быстрое и справедливое наказание главных военных преступников.
На основании ст. 6 Устава Международного Военного трибунала подсудимым было предъявлено обвинение в преступлениях против мира, преступлениях против законов и обычаев войны и в преступлениях против человечности.
1.11 Совершенствование работы органов прокуратуры послевоенное время
В послевоенные годы усилия органов прокуратуры были направлены на укрепление законности в сфере экономики. Потребовалось перестроить работу органов прокуратуры, чтобы обеспечить соблюдение законности в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте. На первый план выдвигались задачи по обеспечению сохранности народного имущества, соблюдению режима экономии народных ресурсов.
Важную роль в усилении прокурорского надзора в сфере экономики выполнял приказ Генерального прокурора СССР от 17 июня 1946 г. № 128 «Об усилении общего надзора за точным исполнением законов». В этом приказе были сформулированы задачи прокуроров в сфере общего надзора, определены полномочия прокуроров по устранению нарушений закона, обозначены основные средства прокурорского реагирования на установленные нарушения закона.
Всем прокурорам надлежало организовать работу по общему надзору таким образом, чтобы в центре их внимания постоянно находились наиболее актуальные вопросы укрепления законности:
а) надзор за точным исполнением законов министерствами, обл(край)исполкомами и другими республиканскими и областными (краевыми) органами и учреждениями, а также рай(гор)исполкомами;
б) надзор за точным исполнением законов, охраняющих права военнослужащих и членов их семей, демобилизованных воинов;
в) решительная борьба с администрированием, незаконными штрафами, незаконными мобилизациями на различные работы и другими нарушениями прав граждан, а также с фактами бюрократического отношения к рассмотрению жалоб и заявлений;
г) борьба с хищениями и разбазариванием общественной (социалистической) собственности на промышленных предприятиях, в органах госторговли и кооперации, в колхозах и совхозах, борьба со взяточничеством и другими злоупотреблениями должностных лиц государственного и хозяйственного аппаратов;
д) надзор за точным исполнением законов о труде, об укреплении трудовой дисциплины, охране труда и технике безопасности на промышленных предприятиях и в строительстве;
е) надзор за соблюдением Устава сельскохозяйственной артели, законов и постановлений правительства по вопросам организационно-хозяйственного укрепления колхозов.
Прокурорам предъявлялись требования немедленно реагировать на каждый факт нарушения закона, установленный ими по собственной инициативе или иным путем, и всякий раз принимать решительные меры к устранению беззаконий и наказанию виновных невзирая на лица. Каждый случай уклонения прокурора от надлежащего реагирования на факты нарушения законности, которые ему были известны или по обстоятельствам дела должны были быть известны, рассматривались как нарушение прокурором своего служебного долга со всеми вытекающими из этого последствиями.
В приказе отмечалось, что работу прокуроров по общему надзору следует оценивать по тому, насколько они обеспечивают активное воздействие и полное устранение беззаконий и реальное восстановление нарушенной законности, своевременное опротестование и отмену незаконных актов. Прокуроров, попустительствующих беззакониям, проявляющих нерешительность и беспринципность в борьбе с нарушениями законности, предписывалось увольнять из органов прокуратуры. Эти требования актуальны и в настоящее время.
Прокурорам предписывалось обеспечить неуклонное соблюдение ст. 117 Конституции СССР, устанавливающей, что «органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР».
От прокуроров требовалось входить с представлениями в местные руководящие органы по принципиальным вопросам на основании тщательно проверенных материалов о нарушениях законности, когда требуется вмешательство этих органов для полного устранения нарушений и обеспечения соблюдения законности в деятельности. В представлениях указывать конкретные мероприятия, которые, по мнению прокурора, следует провести в целях укрепления законности, а в необходимых случаях представлять проекты соответствующих решений и добиваться безусловного выполнения последних.
От прокурора требовалось обеспечение своевременного рассмотрения каждого представления и протеста прокурора. В случае задержки или необоснованного отклонения протеста или представления немедленно направлять информацию вышестоящему прокурору со всеми материалами для принятия мер.
Генеральный прокурор СССР в этом приказе требовал от прокуроров обеспечить высокое качество, грамотное и юридически обоснованное составление протестов, культурное их оформление, не допускать подмены протестов представлениями, а также в погоне за формальным увеличением числа протестов принесения их по явно малозначительным основаниям.
Эти требования должны соблюдаться в работе органов прокуратуры и в настоящее время.
Одновременно с общим надзором совершенствовались и другие отрасли надзора, а также производство расследования совершенных преступлений.
Приказом Генерального прокурора СССР от 28 июня 1949 г. № 131 введена участковая система работы следователей органов прокуратуры. За каждым из следователей с 1 октября 1949 г. закреплялся определенный участок района или города, в штатах которого имелось два или более следователей. Практически эти участки соответствовали территориям отделений милиции. Все уголовные дела принимались следователями к своему производству по территориальности. Следователь был тесно связан с органами дознания и оперативно-розыскной службой органов внутренних дел, дислоцированных на его участке.
Прокуроры были обязаны строго следить за тем, чтобы каждый участковый следователь обслуживал исключительно свой участок, расследуя все дела о преступлениях, возникающих на его участке.
В связи с введением участковой системы работы следственного аппарата от каждого следователя требовалось:
а) знание состояния преступности на территории участка и наиболее пораженных преступностью объектов;
б) повышение инициативы в выявлении и раскрытии преступлений;
в) точное соблюдение закона о подследственности;
г) неуклонное улучшение качества и сроков следствия;
д) установление деловой связи с органами милиции и ревизионно-контрольными органами;
е) усиление работы по предупреждению преступлений;
ж) повышение политической и деловой квалификации.
Расследование наиболее сложных по законодательству и степени социальной опасности преступлений поручалось старшим следователям или следователям по особо важным делам.
Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР 19 марта 1946 г. принял Закон «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».
После XX съезда КПСС, развенчавшего культ личности, потребовалось принять конкретные меры по реабилитации граждан, незаконно и необоснованно репрессированных в этот период. В этих целях были расширены надзорные полномочия местных судебных органов, а вместе с этим и сфера деятельности прокуроров в области судебного надзора. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. в составе Верховных Судов союзных республик, краевых, областных судов, судов автономных республик, автономных областей образованы президиумы, полномочные рассматривать надзорные протесты соответствующих прокуроров и председателей судов.
Президиумом Верховного Совета СССР был принят также Указ от 25 апреля 1955 г. «О порядке рассмотрения дел президиумами судов».
Установленный порядок рассмотрения президиумами судов надзорных протестов прокуроров и председателей судов, полномочия этих судов, ревизионное начало их деятельности — все это впоследствии было за креплено в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г. и в Уголовно-процессуальных кодексах союзных республик, в том числе и в УПК БССР 1960 года.
Органы прокуратуры, осуществляя возложенные на них полномочия по опротестовыванию незаконных и необоснованных решений как судов, так и внесудебных органов, провели большую работу по реабилитации невинно пострадавших в период культа личности.
1.12 Положение о прокурорском надзоре в СССР от 24 мая 1955 г.
Важным этапом в дальнейшем развитии законодательства о прокурорском надзоре явилось утверждение Президиумом Верховного Совета СССР 24 мая 1955 г. Положения о прокурорском надзоре в СССР. Изданное на основе Конституции СССР 1936 г. Положение конкретизировало функцию высшего надзора применительно к основным его отраслям, определило правовые средства осуществления прокурорского надзора. Положением в соответствии со ст. 113 Конституции утверждалось, что высший надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как и отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагается на Генерального прокурора СССР. Предусмотрено, что высший надзор заточным исполнением законов имеет своей задачей укрепление в СССР социалистической законности и охрану от всяких посягательств:
1) закрепленного Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик общественного и государственного строя СССР, социалистической системы хозяйства и социалистической собственности;
2) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан СССР, гарантированных Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик;
3) прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций.
Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры обязаны следить за правильным и единообразным применением законов СССР, союзных и автономных республик, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям.
Были восстановлены принципы организации и деятельности органов прокуратуры, Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры были наделены дополнительными властно-распорядительными полномочиями по установлению и устранению нарушений закона, в особенности в сфере общего надзора, в стадии производства дознания и предварительного следствия, а также надзора за законностью деятельности исправительно-трудовых учреждений.
В этом важнейшем правовом акте получила свое воплощение идея об одной из главнейших обязанностей прокурора — опротестовывать всякое незаконное решение. Положение обязывало всех прокуроров опротестовывать противоречащие закону приказы и другие правовые акты, необоснованные приговоры, решения, определения и постановления судебных органов, а также вносить в государственные и общественные организации представления об устранении нарушений закона и причин, способствующих этим нарушениям.
Положение закрепляло структуру органов прокуратуры, регулировало порядок назначения прокурорских работников и прохождения ими службы. Так, Положением предусматривалось, что в составе Прокуратуры СССР образуются управления и отделы, а также Главная военная прокуратура. В Советской Армии и Военно-морском флоте образуются военные прокуратуры военных округов, флотов, соединений и гарнизонов.
Впервые в истории законодательства о прокурорском надзоре в Положении было сформулировано важное требование к кадрам прокуроров и следователей относительно их образовательного уровня: эти должности вправе занимать только лица, имеющие высшее юридическое образование. Лица, не имеющие такого образования, могли быть назначены следователями и прокурорами только с согласия Генерального прокурора СССР.
Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, могли быть назначены на должности прокуроров и следователей лишь после прохождения ими годичной стажировки в должности следователя районной (городской) прокуратуры или помощника районного (городского) прокурора. Совместительство службы в органах прокуратуры с работой в других учреждениях не разрешалось, за исключением научной и преподавательской работы. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1956 г. «О структуре центрального аппарата Прокуратуры СССР» введены отделы по отраслям надзора и различные подразделения по выполнению функциональных задач, обеспечивающих успешное осуществление такого надзора.
Генеральный прокурор СССР в приказе от 10 апреля 1956 г. № 54