Прокурорская этика
СОДЕРЖАНИЕ
Гласность, нравственные начала в деятельности прокуратуры. Прокурорская этика
Участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции, его заключение. Участие прокурора в пересмотре судом дел по вновь открывшимся обстоятельствам
Список использованных источников
1. Гласность, нравственные начала в деятельности прокуратуры. Прокурорская этика
Принцип демократии и гласности в деятельности органов прокуратуры стал действовать с 1987 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 г. в ст. 4 Закона «О прокуратуре СССР», посвященную принципам организации и деятельности органов прокуратуры, было внесено важное дополнение, касающееся внедрения в деятельность органов прокуратуры принципа демократии и гласности. «Принцип гласности в действующем Законе о прокуратуре закреплен следующим образом: Прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны» [4. с. 4].
Важность принципа гласности определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной власти и общества о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению правосознания населения и, в конечном счете, укреплению законности. Последнее имеет важное значение для самой прокуратуры. Отчетность прокуратуры о проделанной работе по укреплению законности в целом, доступность информации о работе прокуратуры по конкретным уголовным и гражданским делам, разрешению материалов о преступлениях и правонарушениях для средств массовой информации способствуют недопущению нарушений законности в работе самой прокуратуры. Реализация принципа гласности обеспечивается созданием в республиканской прокуратуре структурного подразделения - пресс-центра, отвечающего за связь со средствами массовой информации, организующего эту работу на местах. Анализ деятельности органов прокуратуры в прошлые годы подтверждает, какой вред приносила «засекреченность» в деятельности следователей и прокуроров во всех направлениях, а в особенности в раскрытии и расследовании преступлений. Отсутствие гласности вело к изоляции правоохранительных органов от органов государственной власти и управления, различного рода общественных формирований, населения.
Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации Посредством его реализации общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и, как одно из следствий, позволяет им обращаться в органы прокуратуры. При этом и граждане, и средства массовой информации сообщают органам прокуратуры об известных им фактах правонарушений. В результате этого последовательное соблюдение принципа гласности активно работает на процесс укрепления законности. Однако не вся информация о работе прокуратуры может быть предана гласности. Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами законодательства. Согласно ст. 28 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, па его честь и достоинство.
Указом Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2004 г. № 186 утвержден Перечень сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь в области внешних сношений, экономики и финансов, науки и техники, в военной области, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в области национальной безопасности.
Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 21 апреля 1999 г. № 14 утвержден Перечень сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, которым должны руководствоваться в своей деятельности все работники органов прокуратуры Республики Беларусь.
Этот Перечень должен применяться совместно с Республиканским перечнем сведений ограниченного распространения, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 1999 г. № 237 «О служебной информации ограниченного распространения». Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 30 ноября 1998 г. № 61 утверждено Положение о порядке обращения с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения в прокуратуре Республики Беларусь. Согласно п. 1.2 этого Положения служебная информация ограниченного распространения — сведения, распространение которых прокуратура Республики Беларусь считает нежелательным в интересах обеспечения своей деятельности.
Не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения: - описание структуры, прокуратуры республики, ее функций, направлений и форм деятельности, а также адреса нижестоящих прокуратур; - порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан и юридических лиц; - решения по обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренные в установленном порядке; - сведения о нарушениях законности, неправомерности действий или бездействии государственных органов и должностных лиц, криминогенной ситуации, правонарушениях; - сведения, сокрытие которых искажает реальную ситуацию в области правоохранительной деятельности.
Практика подтверждает, что нередко на «волне гласности» средства массовой информации разглашают обстоятельства совершенного преступления, имеющие важное доказательственное значение, в связи, с чем этих доказательств впоследствии органы предварительного следствия лишаются. С принятием Закона от 12 ноября 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Республике Беларусь» была легализирована деятельность органов внутренних дел и общественной безопасности и снят покров таинственности с этой деятельности органов внутренних дел. Возникает проблема о возможной информации публичного характера о ходе и результатах применения различного рода оперативно-розыскных мероприятий. В этой связи прокурорам и следователям, использующим результаты оперативно-розыскной деятельности, необходимо руководствоваться приказом Генерального прокурора Республики Беларусь «Об организации надзора за исполнением Закона "Об оперативно-розыскной деятельности"», согласно которому прокурор при санкционировании указанных мероприятий принимает меры по сохранению государственной и служебной тайны и несет установленную законом ответственность за разглашение известных ему сведений. На практике в каждой прокуратуре персонально определены должностные лица, осуществляющие надзор за законностью производимых оперативно-розыскных мероприятий. Этим должностным лицам оформлен допуск к работе с секретными и совершенно секретными документами. Такое исключение из общего правила одного из важнейших принципов преследует цель способствовать успешному и быстрому раскрытию и расследованию преступлений, установлению истины по делу и сохранению в неизменности установленных по уголовным делам доказательств. Следует отметить, что в производстве органов расследования находится определенная категория уголовных дел, так или иначе связанных с государственной тайной. Расследование по таким делам осуществляется в порядке секретного производства, а их рассмотрение происходит в закрытых судебных заседаниях. Согласно ч. 2 ст. 23 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в интересах обеспечения охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны, а также по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста, по делам о половых преступлениях и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство, и в случае, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которым они обоснованно считаются близкими. В соответствии с ч. 4 ст. 23 УПК по делам, рассмотренным в закрытом судебном заседании, публично оглашается только резолютивная часть приговора, определения, постановления суда [3. с. 45].
Сведения, составляющие государственную тайну и государственные секреты, могут быть также в сфере гражданского судопроизводства. Согласно ст. 17 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь в целях охраны сведений, содержащих государственную тайну или тайну усыновления либо других сведений, разглашение которых запрещено законом, проводится закрытое судебное заседание. Для предотвращения разглашения информации, которая касается интимных сторон жизни граждан или порочит их честь, достоинство или деловую репутацию, суд может слушать дело в целом или совершать отдельные процессуальные действия в закрытом судебном заседании. По просьбе сторон или одной из них при отсутствии возражении юридически заинтересованных в исходе дела лиц суд может рассмотреть в закрытом судебном заседании любое дело. При рассмотрении дела или совершении отдельных процессуальных действий в закрытом судебном заседании присутствуют только юридически заинтересованные в исходе дела лица, а в необходимых случаях - свидетели, эксперты, специалисты, переводчики. Закрытое судебное заседание проводится с соблюдением всех процессуальных правил, установленных ГПК. Резолютивная часть решения суда в любом случае оглашается публично. О рассмотрении дела в закрытом судебном заседании суд выносит определение. Генеральный прокурор периодически докладывает Президенту Республики Беларусь о работе органов прокуратуры по главным направлениям ее деятельности, о состоянии законности по отраслям надзора, о проведенных и проводимых прокурорских проверках в различных отраслях экономики, министерствах, на конкретных предприятиях республиканского значения, о ходе расследования уголовных дел особой категории, имеющих широкий резонанс в стране и за рубежом. Доклады Генерального прокурора Президенту страны каждый раз транслируются по первому каналу национального телевидения. Положительный опыт работы Генерального прокурора был распространен на нижестоящих прокуроров, что полностью отвечает требованиям Закона о прокуратуре.
В настоящее время прокуроры выступают с докладами и сообщениями на собраниях трудящихся об очном и единообразном исполнении законов на предприятиях, стройках, в органах государственной власти и управления. Распространены выступления следователей в трудовых коллективах с докладами о результатах расследования уголовных дел и по обсуждению причин и условий, способствовавших совершению преступлений членами указанных коллективов. Проводя в жизнь принцип гласности, работники прокуратуры Республики Беларусь тем самым способствуют воспитанию у граждан честного отношения к труду, уважения к законам и правилам общежития, соблюдению норм морали и нравственности [8. с. 114].
Нравственность определяет духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения. Нравственные начала, нравственные основы в жизни и деятельности человека вообще — это тот фундамент, основа, стержень, на котором держится все. Результаты аттестаций работников районных, городских прокуратур показали, что они обладают не только профессиональными качествами, которые соотносятся с общими требованиями, предъявляемыми к прокурорским работникам, но и нравственными качествами. Это: добросовестность, дисциплинированность, принципиальность, внимательное и уважительное отношение к гражданам, корректность, вежливость и тактичность скромность, трудолюбие, требовательность к себе и самокритичность, исполнительность, прилежность и аккуратность, объективность и отзывчивость. Кроме того, при установлении соответствия прокурорского работника определенной должности оцениваются профессиональные качества, определяемые функциональными задачами, особенностями профессиональной деятельности, с учетом уровня органа прокуратуры в прокурорской системе.
В Законе «О прокуратуре Республики Беларусь» законодательно закреплены требования как профессионального, так и нравственно-этического характера относительно лиц, назначаемых на должности следователя или прокурора. Согласно Закону на должности прокурорских работников могут назначаться граждане Республики Беларусь, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми личными деловыми и моральными качествами.
В приказе Генерального прокурора Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г. № 19 «О работе с кадрами в органах прокуратуры Республики Беларусь» указано, что работа по подбору профессионально подготовленных, инициативных прокуроров и следователей рассматривается как эффективное средство повышения авторитета органов прокуратуры, их роли в борьбе с преступностью, укреплении законности. В целях повышения личной ответственности каждого прокурорского работника за порученное дело лицо, впервые назначаемое на должность прокурорского работника, принимает присягу работника Прокуратуры Республики Беларусь. В присяге содержатся требования к должностным лицам, которые берут на себя обязанность по осуществлению надзора заточным и единообразным исполнением законов, бескомпромиссно вести борьбу с преступностью. Принятие присяги происходит в торжественной обстановке, в условиях широкой гласности. Присяга с подписью поступающего в прокуратуру работника хранится в его личном деле, в котором будет отражена вся его последующая деятельность. Высокая профессиональная подготовка работников прокуратуры должна сочетаться с их гражданским мужеством, непримиримостью к нарушениям закона, честностью и справедливостью. Следователи и прокуроры должны быть способными по состоянию здоровья выполнять физически трудные обязанности, в особенности в борьбе с уголовной преступностью. Следует отметить, что подавляющее большинство прокуроров и следователей, проявляя необходимые профессиональные и личные качества, добросовестно трудятся на порученном участке.
Президент Республики Беларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь, определяя программу подбора, расстановки и воспитания кадров органов прокуратуры, ставят задачу, чтобы все участки прокурорского надзора, предварительного следствия были укомплектованы политически зрелыми, принципиальными, неподкупными, компетентными и добросовестными работниками, способными творчески и целеустремленно проводить в жизнь требования по укреплению законности и правопорядка, государственной и трудовой дисциплины. В то же время среди работников прокуратуры имеются и недобросовестные работники, которые становятся на путь нарушения законности, невыполнения своего служебного долга, нарушения государственной и служебной дисциплины, злоупотребления своим служебным положением. К таким лицам применяются дисциплинарные взыскания, вплоть до увольнения из органов прокуратуры. При поступлении на работу в органы прокуратуры у отдельных следователей и прокуроров возникает вопрос, почему к ним предъявляются такие высокие требования. А.Ф. Кони говорил: «Как для врача нет и не может быть болезней и больных хороших и плохих, а есть человек, который от этой болезни страдает и нуждается в помощи, и долг врача помочь ему, облегчить его страдания, так и для юриста, в том числе прокурора и следователя, не говоря уже об адвокатах, нет «хороших» и «плохих» дел, простых и сложных, а есть конкретный случай, конфликт, ситуация, в которых надо разобраться и решить по закону и справедливости!»
Закон наделил прокуроров и следователей широкими полномочиями властно-распорядительного характера: возбудить уголовное дело; предъявить подозреваемому обвинение в совершенном преступлении; избрать в отношении обвиняемого меру пресечения, в том числе содержание под стражей; произвести в его жилище обыск, осмотр или выемку; наложить арест на почтово-телеграфную корреспонденцию и их выемку; отстранить обвиняемого от занимаемой должности; производить прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров и др. Неправильное пользование такими полномочиями, а тем более злоупотребление служебным положением могут повлечь и влекут за собой последствия. В качестве примера можно привести случаи, когда по вине прокурорских и следственных работников были привлечены к уголовной ответственности невиновные лица и осуждены к исключительной мере наказания. Трагические последствия повлекли за собой грубейшие нарушения законности, злоупотребления служебными полномочиями прокурорами, следователями, судьями в период культа личности. Тысячи невиновных граждан незаконно были привлечены к уголовной ответственности и осуждены к высшей мере наказания — расстрелу, пожизненному заключению и длительным срокам лишения свободы. В прошлые годы в погоне за показателями среди работников прокуратуры и других правоохранительных органов бытовало мнение, что для раскрытия преступления применимы любые средства и методы и отступления от норм уголовно-процессуального закона, и допущенные нарушения закона при расследовании уголовных дел оправдывались достигнутой целью — раскрытием преступления путем «выбивания» от подозреваемых признательных показаний в отношении преступлений, которые они не совершали. Злоупотребление прокурорами и следователями своими властно-распорядительными полномочиями отрицательно влияет на формирование личности этих лиц: они перестают видеть исключительность и тяжелые последствия процессуальных действий, у них появляется черствость, формализм, невнимание к людям, к их горю и страданиям, чрезмерная суровость, уверенность в своей непогрешимости. Наступает перерождение не только как специалиста, прокурора или следователя, но и как человека. Чтобы этого не случилось, необходим повседневный строгий контроль со стороны руководителя прокуратуры и вышестоящего прокурора за каждым процессуальным действием. Каждый работник прокуратуры призван действовать не только в рамках закона, но и руководствоваться в своей работе нормами гуманизма, проявлять доброжелательность, чуткость, заботу и внимание к людям. Граждане нашей страны каждый день обращаются в прокуратуру за защитой своих прав и свобод, увязывая должности прокурора и следователя с понятием справедливости. Зачастую обращение их к прокурору — это последняя надежда на законное разрешение вопроса. Поэтому от прокуроров и следователей требуется в их работе проявлять объективность, непредвзятость и справедливость, своим отношением к исполнению должностных обязанностей ежедневно утверждать верховенство закона.
Определяя роль прокурорского надзора в укреплении законности и правопорядка, Генеральный прокурор Республики Беларусь в своих приказах руководящего характера (№ 1 от 14 февраля 2002 г., № 3-У от 23 марта 2002 г., № 33 от 25 ноября 2002 г.) требует от прокуроров и следователей не допускать предвзятости и произвола при расследовании уголовных дел, объективно рассматривать заявления, жалобы и сообщения и другие обращения граждан, уделяя особое внимание всесторонности исследования доводов заявителей. В случае установления фальсификации процессуальных документов, применения или совершения незаконных действий при производстве предварительного расследования, превышения власти и других нарушений законности привлекать виновных к уголовной либо иной установленной законом ответственности. Для прокурора и следователя важно и такое качество, как умение выслушать человека. Большинство прокуроров обладают достаточным красноречием и ораторским искусством. В то же время некоторые не умеют выслушать пришедшего к ним с жалобой человека, стараются освободиться от него, в лучшем случае направляя в другой государственный орган. У посетителя остается осадок от такого приема, он теряет веру в справедливость. В свою очередь, такие случаи приема у прокурора или следователя подрывают авторитет прокуратуры в глазах граждан. Прокуроры и следователи при поступлении на работу в органы прокуратуры обладают определенными теоретическими знаниями, с годами становятся профессионалами с высоким уровнем профессиональной культуры. В то же время прокуроры и следователи должны постоянно пополнять свои теоретические знания, повышать квалификацию и профессиональный уровень. С этой целью необходимо организовывать и проводить занятия по правильному применению законодательства, изучать новинки юридической литературы, новые нормативные правовые акты, методики проведения общенадзорных мероприятий, методики расследования различных категорий уголовных дел, изучать другие вопросы.
Таким образом, можно дать следующее определение прокурорской этики. Прокурорская этика - наличие у прокуроров и следователей высокого уровня общеобразовательной и теоретической подготовки, обладание глубокими знаниями в различных областях, духовными и душевными качествами, проявление высочайшего профессионализма при выполнении своих функциональных и должностных обязанностей, неуклонное соблюдение при этом правил нравственности, принципов деятельности органов прокуратуры и гуманное отношение к людям.
2. Участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции, его заключение. Участие прокурора в пересмотре судом дел по вновь открывшимся обстоятельствам
Судебные акты общих судов, вступившие в законную силу, также могут быть незаконными и (или) необоснованными. В таком случае их можно пересмотреть в порядке надзора. При этом объектом надзорного пересмотра становятся решения, определения, постановления как не обжалованные (не опротестованные) в кассационном порядке, так и проверенные кассационной инстанцией. В число проверяемых в порядке надзора попадают и судебные акты, не подлежащие кассационному обжалованию (опротестованию), решения Верховного Суда Республики Беларусь, кассационные определения, постановления судов надзорных инстанций. Возможность проверки законности и обоснованности судебных актов не только в кассационном, но и в надзорном порядке является дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Кроме того, пересмотр судебных актов в порядке надзора способствует формированию единообразной судебной практики, оказывает влияние на практику прокурорского надзора. Применительно к надзору за соответствием закону судебных решений по гражданским делам к непосредственным задачам прокурора относится проверка законности и обоснованности, вступивших в законную силу актов, в случае несоответствия их закону или материалам дела — принесение надзорного протеста или представления вышестоящему прокурору либо составление мотивированного заключения. Генеральный прокурор обязывает подчиненных прокуроров правильно и своевременно проверять и разрешать надзорные жалобы, в необходимых случаях приостанавливать исполнение незаконных и необоснованных решений и опротестовывать такие решения. Действующий ГПК не содержит правовых норм о задачах судебного надзора. В нем (ст. 22), как и в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», имеются только отсылочные нормы об осуществлении судебного надзора со стороны Верховного Суда Республики Беларусь, областных судов в соответствии с законами. При пересмотре гражданских дел в порядке надзора в деятельности вышестоящих прокуроров и судов схожи только первоначальные стадии: истребование дела, проверка законности и обоснованности судебных актов, подготовка протеста. В дальнейшем оценку как доказательств по делу, так и доводов принесенного надзорного протеста дает соответствующий суд. У прокурора таких полномочий нет. При осуществлении надзора за вступившими в законную силу судебными актами органы прокуратуры выполняют и такую задачу, как формирование направления практики прокурорского надзора. Проверяя в порядке надзора гражданское дело, вышестоящий прокурор оценивает законность и обоснованность не только судебных решений, но и мнения прокурора, принимавшего участие в деле, а также возможные причины отсутствия прокурорского реагирования на судебные ошибки по делу. Правильно налаженный учет пересмотренных в порядке надзора судебных актов и информация вышестоящих прокуроров о допущенных по конкретным делам нарушениях и ошибках, как судов, так и прокуроров помогает нижестоящим прокурорам правильно применять закон при формировании в суде по гражданским делам, подготовке кассационных и надзорных протестов, представлений и других документов. К непосредственным задачам прокурора при пересмотре гражданских дел в порядке надзора относятся его активная позиция при изучении и рассмотрении дел судом надзорной инстанции, высказывание законного и аргументированного мнения.
Право на принесение протеста в порядке надзора предоставлено:
- Генеральному прокурору Республики Беларусь, его заместителям - на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда;
- прокурорам областей, города Минска и приравненным к ним прокурорам - на решения, определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского суда;
- Белорусскому военному прокурору - на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые не были обжалованы или опротестованы в кассационном порядке.
Прокурор, не обладающий правом принесения надзорного протеста, вносит соответствующее представление вышестоящему прокурору, правомочному это сделать. Предметом надзорного опротестования могут быть решения, определения суда первой инстанции, а также определения суда кассационной инстанции, а также постановления президиумов областных, Минского городского судов [9. с. 34].
ГПК предоставляет прокурорам право истребовать из суда гражданское дело для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора. При этом следует иметь в виду, что гражданское дело может быть истребовано только после вступления решения в законную силу. Поводом для истребования может быть жалоба сторон, третьих лиц, результаты проверки деятельности суда, а также усмотрение самого прокурора. В результате проверки жалобы и изучения материалов дела прокурор принимает решение о принесении протеста или отказе в принесении протеста. Следует отметить, что процессуальное законодательство не в полной мере регулирует взаимоотношения суда и прокурора при осуществлении прокурором деятельности по надзору за соответствием закону вступивших в законную силу судебных постановлений. Так, предоставляя прокурору, право в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым судебные решения вступили в законную силу, закон не содержит нормы, обязывающей суд выслать требуемое дело. Не установлен и срок, в течение которого суд должен ответить на запрос прокурора или другого уполномоченного должностного лица либо выслать дело. Это обстоятельство может приводить к ущемлению прав физических и юридических лиц. Несовершенной и ущемляющей права прокуратуры является норма, указывающая, в каких случаях прокурор может истребовать из суда дело. Согласно ст. 441 ГПК соответствующие должностные лица, как органов прокуратуры, так и судов имеют право истребовать из судов гражданские дела для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора. Буквальное толкование этой правовой нормы означает, что для других целей, например для обобщения судебной практики, дела из суда не могут быть истребованы. Представляется, что этот вопрос должен быть решен в действующем ГПК таким образом, чтобы предусмотреть право прокурора истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, определение, постановление вступили в законную силу. Неудачной является редакция ст. 441 ГПК и в части предоставления права истребования дела только тем должностным лицам органов прокуратуры и суда, которые вправе принести надзорный протест, а также районным (городским) и межрайонным прокурорам. Практика требует совершенствования данной нормы. Во-первых, руководители органов прокуратуры и суда, т.е. лица, которым предоставлено право принесения надзорного протеста, как правило, выражают свою волю (в том числе и об истребовании дел) в резолюциях при рассмотрении поводов для проверки дела (жалоб, заявлений, представлений). Во-вторых, в этой норме делается исключение для районных (городских), межрайонных прокуроров при истребовании дел, хотя права надзорного опротестования они не имеют. Таким образом, должностные лица органов прокуратуры, непосредственно проверяющие гражданские дела в порядке надзора (прокуроры и начальники отделов вышестоящих прокуратур), ставятся в неравное положение с прокурорами районов (городов), межрайонными прокурорами, которые также могут только проверить дело и поставить вопрос перед вышестоящим прокурором об опротестовании судебных актов в порядке надзора. Кроме того, у должностных лиц органов прокуратуры и вышестоящих судов может возникнуть необходимость ознакомиться с делом (категорией дел) непосредственно в суде. Действующий закон такой возможности не предусматривает, а предоставляет лишь право истребовать дело из суда.
На мой взгляд, необходимо соответствующие нормы ГПК привести в соответствие с требованиями практики, изложив их в следующей редакции.
В случае необходимости прокурор вправе приостановить исполнение решений, определений и постановлений до окончания производства в порядке надзора. Указание прокурора о приостановлении решения дается в письменном виде и направляется в суд, принявший решение по делу.
При принесении надзорного протеста прокурор исходит из требований закона об основаниях отмены в порядке надзора решений, определений и постановлений судов. Основаниями к опротестованию являются их необоснованность или существенные нарушения норм материального и процессуального права. Существенными нарушениями норм процессуального закона являются:
- нарушение порядка рассмотрения заявления об отводе судьи;
- рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из юридически заинтересованных в исходе дела лиц, не извещенных о времени и месте судебного заседания;
- подписание решения не тем судьей, который рассматривал дело;
- отсутствие в деле протокола судебного заседания и др.
Нарушение норм материального права заключается в неприменении судами закона, подлежащего применению, в применении закона, не подлежащего применению, неправильном толковании закона. К надзорному протесту прокурора предъявляются те же требования, что и к кассационному. Его содержание должно быть объективным, с подробным изложением фактических обстоятельств дела, выводы должны быть мотивированными; предложения о судьбе опротестованных решений основаны на нормах материального и процессуального права. Протест в порядке надзора представляется в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле. Должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела судом. Об отзыве протеста извещаются юридически заинтересованные в исходе дела лица. Прокурор участвует при рассмотрении дела по протесту соответствующей надзорной судебной инстанцией, при этом проверяет полномочия данного состава суда на рассмотрение конкретного дела. Если кто-либо из судей неправомочен, участвовать в рассмотрении дела, прокурор заявляет ему отвод. Участвуя в рассмотрении дела судом надзорной инстанции, он поддерживает протест, принесенный им или вышестоящим прокурором, или высказывает мнение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя. При этом прокурор указывает мотивы, по которым считает протест обоснованным или необоснованным. Суд надзорной инстанции не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объеме [5. с. 76].
Надзорное производство по гражданским делам включает в себя целый комплекс процессуальных документов и действий должностных лиц судов и органов прокуратуры:
- рассмотрение обращений о проверке в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов;
- принятие по ним соответствующих решений, в том числе о приостановлении исполнения;
- истребование гражданского дела и его изучение;
- опротестование судебного акта по делу или составление мотивированного заключения об отказе в опротестовании;
- рассмотрение дела в суде надзорной инстанции.
Если постановление или определение надзорной инстанции незаконно или необоснованно, прокурор входит с предложением к вышестоящему прокурору на предмет его отмены или изменения.
Согласно ст. 452 ГПК основаниями для пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам являются:
- существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
- установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложные заключение эксперта или вывод специалиста, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованного судебного постановления; установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других юридически заинтересованных в исходе дела лиц или преступные деяния судей, повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованного судебного постановления;
- отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления иного государственного органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения или постановления. Закон имеет в виду не новое, а именно вновь открывшееся обстоятельство, т.е. имеющий существенное значение юридический факт, который во время рассмотрения дела объективно существовал, но не был и не мог быть известен заявителю, а, следовательно, и суду. Под существенными для дела обстоятельствами, указанными в п. 1 ст. 452 ГПК, следует понимать как юридические факты, составляющие основания требований и возражений сторон, так и любые другие факты, имеющие существенные значения правильного разрешения спора. От этих обстоятельств нужно отличать так называемые новые и изменившиеся обстоятельства. Новыми являются такие обстоятельства, которые не существовали в момент рассмотрения дела судом и появились после вынесения решения, определения и постановления. Изменившиеся — юридические факты, положенные в основу решения, определения и постановления, но впоследствии изменившиеся.
Изменение обстоятельств, на которых основано решение, а также появление новых обстоятельств по делу может служить основанием для предъявления нового иска, но не для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. От вновь открывшихся обстоятельств следует отличать доказательства, обнаруженные после разрешения дела судом. Под обстоятельствами дела понимаются юридические значимые факты, обосновывающие требования и возражения сторон. Доказательствами являются фактические данные, при помощи которых устанавливаются обстоятельства дела. Если после вынесения решения и вступления его в законную силу будут выявлены доказательства, свидетельствующие о том, что суд неправильно установил обстоятельства дела, то это может повлечь пересмотр решения в порядке надзора. Если же эти доказательства устанавливают факты, о которых не было известно суду и которые влекут иное решение по делу, то основанием к пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам являются не доказательства, а юридические факты, хотя и те, и другие — вновь открывшиеся.
Вновь открывшиеся обстоятельства — факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, поэтому их надо четко отличать от доказательств, целевое значение которых ограничивается установлением таких юридических фактов. Обнаружение новых доказательств, ставящих под сомнение обоснованность вынесенного решения, создает повод для пересмотра его в порядке судебного надзора. Для пересмотра решения необходимо, чтобы вновь открывшееся обстоятельство имело существенное значение для дела. Пункт 2 ст. 452 ГПК предусматривает в качестве основания для пересмотра дела