Вопросы и ответы к экзамену по курсу «История экономических учений»
от сред-в произв-ва. Первонач-но различий м-ду собствен-ом и землевлад-ем не было, но со времен. все земли приобретают собствен-ов и резул-ты, получен. в земледелии начин. делит. м-ду собствен-ом и землед-цем, появл. чист. доход, к-рый присваив. собствен-к. Земледелец же получ. min жизнен. благ в виде з/пл. Min сред-в сущ-ия, к к-рому тяготеет з/пл, станов-ся законом, к-рый регулир. обмен м-ду рабочим и собствен-ом сред-в произв-ва. Т. выделял прибыль как самостоят. вид дохода, получаем. капиталистом, хотя и трактовал ее как часть чист. продукта, т.е. ренты. Он полагал, что единст-но производит-ым трудом, к-рый производит больше того, что составл. оплату труда, явл. труд в земледелии. Прибыль выводил из %-та, а %-т связыв. с рентой. Необх-ть дохода ссудн. капиталиста в виде %-та объяснял тем, что тот на свои деньги всегда может приобрести землю и стать получ-ем ренты. Проблема капитала заним. одно из централ. мест. Этому ?-су посвящ. 62 теорема, в к-рой записано: “Вложен. в произв-во капитал обладает способн-ю к самовозрастанию”. Т. не смог объяснить каким обр. происх. это самовозр-е капитала. Если Кенэ рассматрив. капитал как авансы в натур. форме, к-рые приносят чист. доход, то Т. определял капитал как накоплен. цен-ть. Он различал получ-е ссудн. %-та, деньги и капитал, указыв., что деньги, поступающ. на р-ок, не идут взаймы. Взаймы отдают. деньги, отложен. про запас, или капиталы, и они должны давать большую сумму, чем доход от земли, приобретен. за эти деньги. Он выявил факторы образов-я капиталов, акцентир-л внимание на бережл-ти, на накопл-и чист. продукта земли, к-рый объявл-ся первоисточ-ом накопл-я.10. Проблемы раздел-я труда, обмена и стоим-ти в работах Смита.
В 1-й книге “Исследов-е о природе и причинах богат-ва народов” содерж-ся учение о труде как источ-ке богат-ва, о раздел-и труда, о стоим-ти, о ценнообразов-и, деньгах, прибыли, различн. формах доходов. А начин-ся произвед-е с анализа проблемы раздел-я труда – крупн. проблемы, всегда интересов-ей эконом-ов. На ?-с: что связыв. в единое общ-во индивидов?, отвеч., что людей связыв. в общ-ве раздел-е труда. Он показыв., что поск-ку каждый инд-д в общ-ве специализ-ся на произв-ве 1-го предмета, пост-ку все инд-ды оказыв-ся зависим. друг от др. Общ-во явл. трудов. союзом, построен. на раздел-и труда, а труд в свою очередь связыв. людей в единое целое. При этом С. провозглаш. любой труд, единствен. источ-ком богат-ва. Человеч. общ-во рассматр-л как менов. союз, а основн. признаком челов-ой природы считал склон-ть к обмену, торговле. По мнен. С., стремл-е к личной выгоде и склон-ть к обмену явл. причиной возникн-я и разв-я раздел-я труда.. С. отождеств-л раздел-е труда в общ-ве и внутри мануф-ры, рассматр-я общ-во как огромн. мануф-ру. Но он не сумел разрешить проблему различия м-ду раздел-ем труда внутри мануф-ры и в общ-ве. Источник раздел-я труда видел в обмене. Он утвержд., что обмен товарами есть обмен продук-ми разделен. труда, а единствен. творцом богат-ва явл. человеч. труд. Раздел-е труда повыш. произв-ть труда 3-мя способами: 1) оно увеличив. ловкость и искус-во работ-ков; 2) сберег. время при переходе от 1-го вида работы к др.; 3) способств. изобрет-ю машин, облегч-их и сокращ-их труд. Очевидно, что С. понял роль раздел-я труда в мануф-ре и тенденц. к разв-ю машин. произв-ва. Происхожд-е и употребл-е денег С. связыв. с ростом раздел-я труда и разв-ем обмена. Не считая деньги единствен. формой богат-ва, он оценивал их как технич. сред-во обмена. Для него деньги – сред-во обращ-я. Назыв. “велик. колесом обращ-я”. Деньги он считал товаром, всеобщим орудием торговли. Но сущ-ти денег он не понимал. Он не проводил различ. м-ду металлич. и бумажн. деньгами, но предпочт-е отдавал бумажн., ввиду сравнит. дешевизны этих денег. Большое место отводил ?-ам стоим-ти. С. определ. стоим-ть затрачен. на произв-во товара трудом и обмен товаров связыв. с заключен. в них колич-ом труда. В каждом товаре он выделял 2 св-ва: 1) полезн-ть или потребительн. стоим-ть; и 2) св-во обменив-ся на др. вещь или меновую стоим-ть. Он подчеркив., что труд представл. собой действительн. мерило менов. стоим-ти всех товаров. Стоим-ть товара, по С., - это естествен. св-во вещи, к-рое она имеет от природы. Поэт. он сконцентрир-л внимание на колич-ых аспектах стоим-ти, ее величине, не понимая качеств-го содерж-я стоим-ти. Стоим-ть он рассматр. неоднозначно по отнош-ю к первобытн. и цивилизован. общ-ам. Для первобытн. состояния С. считал возможным определ-е стоим-ти двояким путем: 1) трудом, затрач-ым на произв-во товара; 2) трудом, покупаемым в проц-се обмена. В т-рии затрачен. труда С. утвержд., что труд создает стоим-ть во всех сф. материал. произв-ва. Он установил прямую зависим-ть м-ду рабоч. времен. и велич. стоим-ти и свел стоим-ть к труду. Разгранич. естествен. и рыночн. цену товара. Пытался объясн. цену ч/з менов. стоим-ть, определяющ. колич-ые пропорции обмена товаров в соответ-и с вложен. в них трудом. Он искал з-ны, согл. к-рым менов. стоим-ть определ-ся в товарах, в конечн. счете – в определен. колич-ах труда. Законом товарн. обмена явл. эквивален-ть: обменив-ся товары, в к-рых воплощено одинаков. кол-во труда. С. делал вывод, что производит. товара покуп. при обмене своего товара на др. равное кол-во труда, и поэт. можно с одинаков. успехом определ. стоим-ть товаров как затрачен., так и покупаем. трудом. В т-рии покупаем. труда само определ-е стоим-ти из произв-ва перенос-ся в сф. обмена, а менов. стоим-ть изображ-ся при этом как способн-ть получ. в свое распоряж-е определен. кол-во труда. В цивилизов-ом общ-ве колич-во 1)-го и 2)-го видов труда, в отличие от первобытн. общ-ва, не совпадает, поск-ку это разные величины: 2-ой вид труда меньше 1-го. Пытаясь решить этот ?-с, С. ставит проблему: из каких частей складыв-ся стоим-ть? Ответ на этот?-с получ. назван. “догмы Смита”. Наряду с излож-ми т-риями С. выдвиг. еще две т-рии стоим-ти. При переходе к капиталистич. произв-ву стоим-ть, к-рую рабочие прибавл-т к стоим-ти материал., распад-ся сама на 2 части: одна идет на оплату з/пл, др. – на оплату прибыли. В кач-ве 3-ей составн. части стоим-ти С. рассматр-ет ренту. Итак, стоим-ть, по мнен. С., распад-ся на з/пл, прибыль и ренту. Он игнорир. постоян. капитал как составн. часть стоим-ти товара. Но положит. явл. то, что С. рассматр. стоим-ть как овеществлен. труд и устанавл-т примат стоим-ти над доходами. С. указал, что з/пл, прибыль и рента явл. 3-мя первонач-ми источн-ми всякого дохода, равно как и всякой менов. стоим-ти. Стоим-ть товара определ-ся исключ-но содержащ-ся в ней рабоч. временем. Катег-ю цены произв-ва он отождествл. со стоим-ью.
11. Т-рия распредел-я доходов Смита.
В классов. струк-ре капиталист. общ-ва С. выделил 3 кл. по отнош-ю их к сред-вам произв-ва: рабочих, капитал-ов и землевлад-цев. Каждый кл. получ. свой основн. доход: рабочие – з/пл, капит-ты – прибыль, а землевлад-цы – ренту. С. определил наличие различн. слоев и различн. промежуточ. групп и подчеркив., что основн. кл. получ. первичн. доходы, а доходы всех остальн. гр. явл. перераспредел-ми, или вторич-ми. З/плату С. объявлял продуктом труда как естествен. вознагражд-е за труд. Считал, что з/пл сущ-ет и в простом товарн. произв-ве, в к-ром она равна всему пр-кту труда работ-ка. Он утвержд., что в усл-ях прост. товарн. произв-ва рабочий получ. полный пр-кт своего труда, но ошибался, полагая, что з/пл как форма распредел-я возможна при отсутс-и наемн. труда и капитала. Анализ-я доход рабоч. при капит-зме, С. выдвиг-т понятие средн. з/пл, к-рое он воспринял у физ-ов, получивш. у него назв. “естествен. цены” з/платы. Он объявл. з/пл ценой труда, утвержд., что она должна неск-ко превыш. уровень, достаточный для возмож-ти сущ-ия чел-ка и воспитан. детей. Он не знал катег-и рабоч. силы, не понимал, что труд, явл-сь источн-ом стоим-ти, сам стоим-ти и цены не имеет. Труд – это проц-с, и продать можно или пр-кт труда (товар), или способн-ть к труду (рабоч. силу). Различ-е м-ду доходом прост. товаропроизвод-ля и з/пл наемн. рабоч. он сводил к колич-ой разнице. Он не понимал качеств-го своеобр-я з/пл. Но он исход. из правильн. определ-я стоим-ти содерж-ся в з/пл рабочим временем, из правильн. идеи о примате стоим-ти над доходами. Нормальн. уровень з/пл С. определял стоим-ью рабоч. силы, говоря об определ-и велич. з/пл стоим-ью сред-в сущ-ия. Если плата рабоч. опуск-ся ниже физич. прожиточн. min, это может привести к их вымир-ю. Он различ. 3 состоян. общ-ва: прогрессирующ. харак-сь увелич-ем богат-ва и ростом спроса на труд; стационарное - полож-е рабоч. тяжелое; регрессирующ. – з/пл падает и полож-е рабоч. плачевное. С. был принцип-ым сторон-ком высок. з/пл, т.к. она содейств. эконом. прогр-су, стимулир. росту произв-ти труда. Был против утвержд-я, что рост з/пл уменьш. стимулы к труду и делает рабоч. ленивыми. Итак, у С. з/пл выступала как оплата за труд. Исх. из труд. т-рии стоим-ти, прибыль он рассматр-л как пр-кт неоплачен-го труда наемн. работ-ка. У С. в одном случае прибыль – это вся разница м-ду вновь создан. стоим-ью и з/пл. Он говорил, что из создан. трудом стоим-ти товара рабочему достается в виде з/пл лишь нек-рая часть. Остальн. часть добавлен. трудом стоим-ти явл. доходом капит-та. Прибыль в дан. случае предстает как воплощ-е прибавочн. труда вообще, фактич-ки, как прибавочн. стоим-ть. В отлич. от физ-ов, С. прибавочн. пр-кт рассматр-л не как прирост потребит-их стоим-ей в с/х, а как новую стоим-ть, создан. трудом работ-ка. В др. случае под прибылью он подразум-л доход промышл. капит-та, оставш-ся у него после выплаты земельн. собствен-ку ренты, а владельцу денежн. капитала – ссудн. %-та. Здесь прибыль выступ. как предпринимат-ий доход функцион-щего капит-та. Ссудн. %-т (%-т с денег) рассматрив. как производн. доход, к-рый выплачив-ся или из прибыли, или из земел. ренты или з/пл. %-т явл. формой прибавочн. стоим-ти, он выраж. собой часть неоплачен. прибавочн. труда. Итак, С. рассматр. прибыль как вычет из пр-кта труда рабочего. Одновр-но рассматр. прибыль как составн. часть издержек произв-ва, как вознагражд-е капит-та за применен. капитал, как оплату его предпринимат. деят-ти. С. утвержд., что повыш-е прибыли приводит к повыш-ю стоим-ти пр-кта, не отраж-сь на велич. з/пл. Земельн. ренту С. объявл., как и прибыль, вычетом из пр-кта труда рабочего. Ренту он рассм-л как исключит. доход землевлад-ца, отличный от прибыли или %-та на капитал. С. утверждал, что землевлад-ц хотел получ. ренту и за земли, подвергавш-ся улучш-ю. Однако С. отделял ренту от арендн. платы доказыв., что рента не имеет отнош-я к затратам капитала на улучш-е земли, поск-ку эти улучш-я нередко делает арендатор. По ?-су об источ-ке происхожд-я земел. ренты, у С. дается целое нагроможд-е т-рий. На основе труд. т-рии стоим-ти он создал научн. вариант, раскрыв-щий эксплуатацион. природу ренты. Он отмечает, что земля наряду с капиталом явл. веществ-ым усл-ем, к-рое противостоит трудящимся в кач-ве чужой собствен-ти. С превращ-ем земли в частн. собств-ть, работник вынужден отдавать землевлад-цу часть того, что собирает или производит его труд. Эту часть он назвал земел. рентой и объявил ее вычетом из пр-кта труда, к-рый затрачен на обраб-ку земли. Он видел в ренте проявл-е монополии частн. собств-ти на землю. В физиократич. тракт-ке происхожд-я земел. ренты, она изображ-ся как резул-т действия всей природы. В этом варианте в создан. ренты приним. участие с/х рабочие и рабоч. скот. Отдавая предпочт-е землевлад-ю по сравн-ю с мануфак-ми, С. заявлял, что в землед-и равновелик. капитал не только приводит в движ-е больш. кол-во производит. труда, но он также добавл. к годов. пр-кту гораздо больш. стоим-ть. Земледелие он считал самой выгодн. сф. примен-я капитала. Т-рия ренты С. предстал. собой соедин-е научн. и вульгарн. вариантов.
12. Смит об экономич. законах, принципах эффек-ой эк-ки и роли гос-ва в обеспеч-и благосост-я общ-ва.
Смит уделял значит. внимание обоснов-ю экономич. политики Великобрит. пер-да свободн. конкур-ции. В связи с этим он выдвиг. главн. требов-е – обеспеч-е экономич. свободы, невмешат-ва гос-ва в эконом. жизнь. Выступал против цеховой регламен-ции, устарел. законодат-ва, привилегий корпораций и торгов. монополий. Т.к. все это будет сдерж-ть экономич. разв-е. Но он считал поддержание органами власти порядка внутри страны и обеспеч-е внешн. безопасн-ти необх-ми усл-ми успешн. разв-я хоз-ва. Особое знач-е С. придавал финансов. деят-ти гос-ва. 5-я книга в “Исследов-и о природе и причинах богат-ва народов” посвящена анализу гос. бюджета и гос. долга, т.е. исслед-ся вопросы финансово-налогов. политики. С. оправдывал только те расходы гос-ва, к-рые производ-ся в интересах всего общ-ва. Он выдвинул тезис “дешевого гос-ва”. Налоги же должны соответ-ть силе и способностям граждан, определены для каждого дееспособн. чел-ка, причем взымание налога должно обходит. возможно дешевле, а форма и время этого взимания должны более соответ-ть интересам плательщ-ов. Выступал против налогов. иммунитета лендлордов. Считал, что самым подходящ. объектом для облож-я гос. налогом явл. земельн. рента. Отстаивая интересы буржуазии, С. в т-рии перелож-я налогов заявлял, что налог с прибыли неэффек-н, т.к. предприним-ль потери от налога с целью сохран-я прибыли переложит на потребителя путем повыш-я цен на свою продукцию. С. считал нецелесообразн. и налог на з/пл, т.к. его также придется выплачивать предприним-лю, поск-ку последн. обязан обеспеч. рабочему прожиточн. min. В резул-те капит-т и в этом случае вынужден будет провести прелож-е налогов на потреб-ля. И только налог с ренты не может быть ни на кого переложен, только приведет к сокращ-ю дохода землевлад-цев. Рекомендов-я С. налогов. политика носила ярко выражен. антифеодал. хар-р. Он возражал против всяких огранич. во внешн. торговле, ошибочно считая, что свобода торговли служит интересам всех членов общ-ва, в т.ч. и рабоч. класса. Объективно экономич. политика была направлена на борьбу с остатками феодализма, отражала интересы буржуазии.
13. Разв-е трудов. т-рии стоим-ти Рикардо.
Т-рия стоим-ти заним. центр. место в учен. Рикардо. В своем учен. о товаре, в своих воззр-ях на потребительн. и менов. стоим-ть он опир-ся на Смита. Принимая смитовск. разгранич-е м-ду потребит. и менов стоим-ью, Р. приход. к выводу, что полезн-ть, к-рая делает данную вещь потребит. стоим-ью, не м.б. мерой менов. стоим-ти, хотя полезн-ть абсолютно необх-ма для наличия менов. стоим-ти. А если предмет бесполезен, то при всей его редк-ти, при всем налич. затрачен. в нем труда этот предмет не будет обладать менов. стоим-ью. Р. утвержд., что товары, обладающ. полезн-ью, черпают свою менов. стоим-ть из 2-х источн-ов: своей редк-ти и колич-ва труда, требующ-ся для их произв-ва. Он выделял нек-рые товары, стоим-ть к-рых определ-ся исключ-но их редк-ью (редкие статуи, книги и пр.) Их стоим-ть не зависит от кол-ва труда, затрач-го на их произв-во, она измен-ся в зависим-ти от богат-ва и вкусов лиц, к-рые желают их приобрести. В массе товаров, к-рая ежедневно обращ-ся на