Вопросы и ответы к экзамену по курсу «История экономических учений»
в виде товаров, создан-х в проц-се произв-ва. Б. наряду с Петти явл. родонач. трудов. т-рии стоим-ти. Говорил, что “истинная стоим-ть” товара определ-ся трудом, а мерой стоим-ти явл. рабочее время. Экономич. жизнь общ-ва осущ-ся ч/з обмен продуктами труда. По т-рии Б., распредел-е труда м-ду отраслями должно происх-ть в резул-те свободн. конкуренции. Однако он смешивал труд, создающ. стоим-ть, с естествен. деят-ью чел-ка. Как и все классики бурж. политэк. не понял двойствен. хар-ра труда. Целью товарн. произв-ва неправильно объявил потребл-е. Из чего видно, что он совершенно не понял природы товарн. произв-ва, а это не позволило ему дать правильн. хар-ку сущ-ти денег и их ф-ций. Выступал против меркант-го обожеств-я денег. В деньгах видел основн. зло. Он считал, что деньги должны наход-ся в непрерывн. движ-и, если они неподвижны, все погибло. Единствен. ф-ция денег, к-рую признавал Б. – это сред-во обмена. Он хотел бы уничтож. деньги, но сохранить товарн. произв-во, обнаруживая непоним-е связи денег с товарн. обменом. Основат. классич. бурж. политэк. Петти в Англ. и Буаг. во Фр. разрабатыв. свои экономич. концепц. почти одноврем-но и независимо друг от др. Идеи Б. как основополож. франц. школы были продолжены учен.-эконом., к-рые образов. школу физиократов. Итак, теоретич. сис-ма Б. наглядно показыв. чем его взгляды отлич-ся от взглядов меркант-ов. Эта сис-ма была изложена на бумаге и включала 3 основн. элем-та: 1) Б. предлаг. провести во Фр. налогов. реф-му, к-рая д.б. заменить регрессивн. сис-му налооблож-я на пропорцион-ю или даже прогрессивн.; 2) обоснов. необх-ть отмены огранич-ий на внутр. торговлю во Фр.; 3) предлаг. ввести свободн. цены на хлеб и зерно. В центре исследов. в трудах Б. была потребительн. стоим-ть.7. Школа физиократов. Франсуа Кенэ.
Школа физ-тов сформир. и разв-сь во Фр. в серед. 18в., т.е. в переходн. пер-д от феодал-ма к капит-му, когда во Фр. широко начал разв-ся мануф-ый капит-зм. Физиокр-я – это франц. вариант классич. политэкон. Этот термин образов-ся от 2-х слов физио - земля, кратос - власть и означ. “власть земли”. Эта их позиция исходила из признания производит-ым только труда землед-цев. Они трактовали экономич. з-ны как естеств-е, не зависящие от воли и политики. Основополж. этой школы явл. Кенэ. Он не только заложил основы этой школы, но и сформул-л ее теоретич-ю и политич. прогр-му. Фр. вплоть до кон. 18в. остав-сь феодальн., аграрной страной. Аграрн. ?-ос стал главн. ?-ом, реш-ем к-рого и занялись физ-ты, усматривая причины упадка эк-ки Фр. в тяжелом полож-и с/х. Но они пр. всего изучали с/х произв-во, а не только с/х. Знач-е физ-ов определ-сь тем, что они в отлич. от меркан-ов перенесли исследов-е из сф. обращ-я в сф. произв-ва и этим заложили основы для дальнейш. научн. анализа капиталистич. сис-мы произв-ва. В основу теоретич. изысканий физ-ов была положена конц-я К. “естествен. порядка”. Он считал, что обществен. з-ны явл. з-ми “естеств. поряд.”, к-рые выгодны человеч. общ-ву. Эти з-ны установ-ны богом для воспроизв-ва и распредел-я материал. благ. Право собствен-ти, по мнен. К., явл. основой естествен. права. Под естествен. порядком поним-ся буржуазн. порядок. Под маркой обоснов-я естеств. порядка защищ-ся капиталистич. способ произв-ва, с господ-ом частн. собств-ти и развив-йся на основе свободн. конк-ции. Учение физ-ов о естеств. порядке выдвигало идею объектив-ти и закономер-ти обществен. разв-я. Физ-ты рассматр-ли общ-во как живой обществен. организм, а экономич. жизнь – как естествен. проц-с, имеющий внутрен. закономер-ти. Одно из централ. мест в экономич. т-рии физ-ов заним. учение о “чистом продукте”, или прибавочн. продукте. Чист. пр-кт – это избыток с/х продукц., к-рый образ-ся за вычетом всех издержек ее произв-ва. В трактовке К., чист. пр-кт – прообраз прибавочн. стоим-ти. Для физ-ов с/х оказ-сь единствен. формой, приносящ. чист. пр-кт. В связи с этим они отождеств-ли прибавочн. стоим-ть с рентой. Т.о., земел. рента у физ-ов - единствен. форма чист. пр-та, прибавочн. стоим-ти. В промышл., по их мнен., сущ-ет лишь потребл-е и не созд-ся прибавочн. продукта, а прибыли на капитал там вообще не сущ-ет. Заним-сь разработ-ми этой т-рии чист. пр-та К. пытался найти ответ на 2 ?-са: 1-й – “Откуда взялся и появл. этот чист. пр-кт?”. К. отвечал: “Этот чист. пр-кт дает земля, природа”. Т.о., по мнен. К., чист. пр-кт образ-ся только в землед-и. только землед-е дает прибавку к обществен. богат-ву (хотя на самом деле источн-ом чист. пр-та явл. труд землед-ца, к-рый прикладыв-ся к земле). 2-й ?-с, к-рый интерес-л К.: “Кто и по какому праву явл. получат. чист. пр-та?”. Он выделял 3 социал. гр. получ-ей чист. пр-та: король, церковь и феод.-землевлад-цы. Каждая из этих 3-х гр. получала свою долю из чист. пр-та, создав-ю трудом землед-ца. По какому праву они получали эту долю? Поск-ку власть короля и церкви дана от бога, то по этому божествен. праву они имели право претенд-ть на свою долю чист. пр-та. По поводу землевлад-цев К. рассужд. след. обр.: “Раз чист. пр-кт дает земля, и раз она принадл. землевл-цу, то все что дала земля должно принадл-ть тому, кому принадл-т сама земля”. Раз земля принадл-т феодалу, то и чист. пр-кт, к-рый дает земля, тоже получ. феодалы. У К. есть обоснов-е прав землевл-цев на получ-е чист. пр-та. Он рассматрив. этот чист. пр-кт как своего рода %-ты на капитал, на сред-ва, к-рые когда-то были вложены владельц. земли в этот земельн. участок для того, чтобы привести его в состояние, пригодн. для использ-я с/х произв-ва. Раз когда-то эти сред-ва были вложены как любой капитал, они должны приносить влад-цу доход. Этот %-т, этот доход у К. приобрел форму чист. пр-та. С учен. о чист. продукте неразр-но связана конц-я о производит. и бесплодн. труде. Производит. труд – труд, к-рый создает прибавочн. стоим-ть, чист. пр-кт. Но из ошибок в конц-ии чист. пр-кта вытекала огранич-ть трактовки производит. труда как труда, занятого лишь в с/х. В промышл-ти работник лишь видоизмен. форму вещ-ва, к-рая дается ему земледелием. Колич-во этого вещ-ва, по мнен. физ-ов, в промышл. не возрастает, а остается неизменным. Они не поняли сущ-ти катег-и стоим-ти. К. сводил стоим-ть к издержкам произв-ва. Не решив проблемы стоим-ти, он 1-ым попытал. различить потребит. стоим-ть и менов. стоим-ть товара. Но природу менов. стоим-ти проанализ-ть не смог. Не было достиж-ий у физ-ов и в разработке т-рии денег. К. утверж., что деньги явл. сред-вом, облегч. обмен, а богат-вом станов-ся как и товары, лишь в силу своей продажн. цен-ти. Деньги – это бесплодн. богат-во. З/плату, как и мерк-ты, сводили к физич. прожиточн. min. По мнен. К., з/пл должна обеспеч-ть самые элементарн. потребн-ти, оставаясь неподвижн. на самом низк. уровне. Отождеств-л ее с доходом ремесл-ка. Больш. научн. знач-е имеет учение физ-ов о капитале. Исследов-в издерж. произв-ва К. дал разгранич-е составн. частей капитала: 1) затраты, к-рые производ-ся ежегодно на земледельч-е работы (семена, оплата труда рабочих), он назыв. ежегодн. авансами (это современ. оборотный капитал) Эти затраты д.б. окупаться урожаем кажд. года; 2) затраты, производим. 1 раз в неск-ко лет (осушение земли, с/х машины, постройки, скот), К. назыв. первоначальн. аван-ми (современ. основн. капитал) Д.б. окуп-ся неск-ми урожаями, т.е. постепенно. Т-рия чист. продукта и т-рия авансов у К. стали основой для разработки т-рии воспроизв-ва. Продолжил его изыскания Тюрго, а пропаган-ми идей К. были Дюпон де Немур, Мирабо, Летрон и др.
8. Проблема воспроиз-ва в “Эконом. таб-це” Кенэ.
Учение о составе капитала явил. у К. исходн. пунктом для анализа проц-са воспроиз-ва и обращ-я всего обществен. капитала. К. вперв. в истории политэкон. ввел и использ-л понятие “воспроизв-во” как постоян. повторение произв-ва и сбыта. Опис-е проц-са воспроизв-ва он дал в знаменит. “Экономич. таб-це” (1758). В ней К. представл. суть учения физ-ов о производит. и непроизводит. труде, об основн. классах общ-ва, об обществен. воспроизв-ве как обмене вещ-в м-ду классами и т.д. В ней исслед-ся воспроизв-во обществен. пр-кта земледельч. нации. С помощ. числов. примера и графика К. показыв. как создаваем. в землед-и валов. и чист. пр-кт в денежн. натур. форме обращ-ся м-ду 3-мя кл. общ-ва и за счет такого распредел-я обращ-е чист. пр-та как раз и возник. усл-я для возобнов-я и повтор-я проц-са произв-ва. В социал. струк-ре разв-я общ-ва К. выдел. 3 кл. в завис-ти от их отнош-я к произв-ву и присвоен. “чист. пр-та”: 1) производительн. (кл. фермеров), к нему отнес всех тех, чей труд был связан непосред-но с землей. В этот кл. включены крестьяне, фермеры и с/х наемн. рабочие. Этот кл. явл. единствен. создат. чист. пр-кта, т.е. ф-ция этого кл. в эк-ке состояла в создан. чист. пр-та. Только производит. кл. создает прибавку к обществен. богат-ву и увелич-ет обществен. богат-во. 2) Кл. собствен-ов - король, землевл-цы и церковь. Кл. сущ-ет на чист. пр-кт от земледелия, уплачив-ый ему ежегодно производит-ым кл. В этом получ-и чист. пр-та и состоит их главн. социал. ф-ция. 3) К кл. бесплодн. (непроизводительн.) отнес проч. граждан, т.е. тех людей, чей труд не был связан с с/х произв-ом: ремеслен-ки и промышл-ки, наемн. рабочие мануф-ур, купцы, мелкие торговцы, слуги. Бесплодн. кл., как и кл. собствен-ов, не создает чист. пр-та, но в отлич. от последн. этот кл. работает и своим трудом создает столько, ск-ко потребляет. Их труд не увеличив. обществен. богат-во. Очевидно, что т-рия классов К. ошибочна. По его схеме, рабочие и капиталисты как в промышл-ти, так и в с/х оказ-сь объедин-ми в один кл. Игнорировал при раздел-и общ-ва на кл. главн. принцип – отнош-е кл. к сред-вам произв-ва. Сильной стороной анализа воспроизв-ва и обращ-я всего обществен. капитала в “Таб-це” было то, что К. исходил из обращ-я товарн. капитала. Он одним из 1-ых разделил общ-во на кл. на экономич. основе, что дало возмож-ть показать, как годовой продукт распред-ся м-ду кл. посредством обращ-я. Это распредел-е обеспеч-ет усл-я возобновл-я произв-ва, или простого воспроизв-ва. Главн. проблемой, к-рую решал К. в “Таб-це”, явл. выявл-е основн. н/х-ых пропорций, обеспеч-щих разв-е экон-ки страны. “Эконом. таб-ца”- это схема, показыв-щая, как происх. реализ-я годов. продукта общ-ва и как формир-ся предпосылки воспроизв-ва. К. исключил из анализа проц-с накопл-я и рассматр-л простое воспроизв-во. Исходн. моментом проц-са воспроизв-тва в “Таб-це” явл. годовой урожай. В нач. обращ-я вся с/х продукц. года в сумме 5 млрд ливров находит. в руках кл. фер-ров (продовольствие - 4 млрд ливр., сырье - 1 млрд ливр.). Фер-ры имеют еще деньги – 2 млрд ливр., к-рые будут выплач. собствен-кам в кач-ве арендн. платы за землю. Бесплодн. кл. имеет промышл-ю продукц. на 2 млрд ливр. Следов-но, совокупн. обществен. пр-кт составл. 7 млрд ливр. Собствен-ки после уборки урожая получ. от фер-ров арендн. плату в 2 млрд ливр. По схеме К. толчок реализ-и дают землевлад-цы, к-рые покупают у фер-ров на 1 млрд. ливр. с/х пр-кты питания, в резул-те чего эти деньги оседают у фер-ров. Затем землевлад-цы на остающ-ся у них наличн. деньги в 1 млрд ливр. приобрет. промышлен. товары у бесплодн. кл. На этом их участие в проц-се реализ-и обществен. пр-та заканч-ся. Они обеспеч. сред-ми сущ-ия на весь год. На получен. от земельн. собств-ков 1 млрд ливр. бесплод. кл. покупает у фер-ров с/х пр-кты. 1 млрд денег вновь возврат-ся к фер-рам, и они приобрет. у промышл. кл. сред-ва произв-ва (орудия и инстр-ты, необх-ые им для ремонта и возобнов-я основн. капитала). Промышл-ки на 1 млрд ливр., получен. от этой продажи, покупают с/х сырье у фер-ров, к к-рым вернулся 2-ой млрд денег. На этом проц-с реализац. по “Таб-це” К. заканч-ся, поск-ку после перемещ-я товаров и денег созданы необх-ые усл-я для возобнов-я проц-са произв-ва и воспроиз-ва в неизменном масштабе. Фер-ры реализ-ли на 3 млрд ливр. с/х продукцию (1 млрд – землевлад-ам, 2 – промышл-ам). У них из 5 млрд ливр. с/х пр-кта осталась продукция стоим-ю в 2 млрд ливр. для собствен. потребл-я (1 млрд – пр-ты питания, 1 млрд - семена). Кр. того, к фер-рам вернулись 2 млрд ливр., денег, к-рые они выплат. землевлад-ам за аренду земли. Промышл-ки полностью продали свою продукц. и обеспечили себя продовольств. (1 млрд) и сырьем (1 млрд). Итак, в “Эконом. таб-це” К. предпринял попытку вперв. в истории политэкон. показать основн. пути реализ-и обществен. пр-кта, объединив многочислен. акты обмена и массов. движ-е денег и товаров. “Таб-ца” К. – 1-я в истории эк-ки макроэкономич. модель, 1-ый опыт макроэконом. анализа.
9. Экономич. взгляды А. Тюрго.
Анн Тюрго заним. среди физиократов особое место. Он гос. обществен. деятель 18в. Его физиократич. сис-ма дает более глубок. анализ капиталистич. отнош-ий и представл. собой дальнейш. разв-е идей физиократизма. В 1766г. им было написано его главн. экономич. сочин-е “Размышл-я о создан. и распредел-и богат-в”. Это не теоретич. работа, это учебник, написан. для 2-х молодых китайцев. Самый способн. ученик Кенэ пошел дальше своего учителя, изложив экономич. доктрину физиократ-ма в этой работе с существен. поправками и дополн-ми. Работа кратка и лаконична, состоит из 100 тезисов (часть из к-рых носит форму экономич. теорем и их как раз пытается в своих размышл-ях доказать Т., а оч. небольш. часть дается в форме аксиом). Эти тезисы раздел. на 3 части. В 1-ой части (1–31 тезисы) Т. излагает физиократич. сис-му, подчеркив., что чистый продукт не просто дар природы (Кенэ), а резул-т особой производит-ти труда работника в землед-ии, присвоенный земельн. собствен-ом. Такое понимание ближе к пониман. прибавочн. стоим-ти, каковой явл. чист. продукт. 2-я часть (32-49 тезисы) посвящена проблемам цены, стоим-ти и деньгам. Отказав-сь от труд. т-рии стоим-ти, т.е. не знал ее, он закладыв. основы пресловутой т-рии полезн-ти. В 3-ей части рассматрив-ся классов. струк-ра, дан анализ капитала и доходов капиталистич. общ-ва. Т. значит-но усовершен-л соц. струк-ру современ. ему общ-ва. У Кенэ в соц. струк-ре 3 кл., причем один класс он объединял из собствен. сред-в произв-ва и наемн. работников. Т. эту ошибку Кенэ исправил. У него в соц. струк-ре выдел-ся уже 5 кл., т.к. он производител. класс (фермеров) разделил на 2 гр.: собствен-ов сред-в произв-ва (капиталисты, дающ. авансы) и наемн. работников (простые рабочие, получ. з/пл). То же самое он сделал и с бесплодн. кл.: владельцев сред-в произв-ва и наемн. работников. 5-й кл. – кл. собствен-ов. Т.о. в соц. струк-ре Т. выделено 5-ть кл., что более соответ-т реалиям того времени. Заслугой Т. было раскрытие им сущ-ти генезиса наемн. труда, появл. к-рого он объяснял отделением работника