Взаимосвязь экономики разных стран

Министерство образования Российской Федерации

Управление среднего специального образования

Государственное образовательное учреждение

Северный Международный Университет


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


По дисциплине: “Внешнеэкономическая деятельность”


Магадан 2002


План

  1. Взаимосвязь экономики разных стран. Экономическая интеграция.

  2. Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности. Источники и виды информации.

  3. Основные и обеспечивающие коммерческие операции, их характеристика. Операции: экспортные, реэкспортные, импортные, реимпортные.

  4. Франшиза: понятие, назначение. Производственная, торговая, лицензированная франшиза, их краткая характеристика.

  5. Особенности методов международного маркетинга.


  1. Взаимосвязь экономики разных стран. Экономическая интеграция.

Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX в. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйств как результата развития МРТ и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны или группы стран становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей.

Следует различать интеграционные образования по достигнутому уровню интернационализации производства, которая может носить как формальный, так и реальный характер.

Формальная интернационализация, как и интеграция представляет собой такое международное обобществление производства, на основе которого экономические связи между странами устанавливаются на базе МРТ (Международное разделение труда), не обусловленного соответствующими параметрами развития уровней производства взаимодействующих стан. Международная кооперация производства может развиваться, но ее участники находятся в разных экономических условиях, влияющих на конечные результаты.

Реальная же экономическая интеграция представляет собой такой уровень международного обобществления производства, который предусматривает определенный паритет основных социально-экономических параметров стран-участниц.

Накопленный опыт развития интеграционных процессов в мировом хозяйстве свидетельствует о необходимости прохождения четырех этапов в становлении и развитии экономической интеграции.

Первый этап – образование зоны свободной торговли с отменой таможенных тарифов и других ограничений между странами-участницами.

На этой стадии страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но сохраняют полную свободу действия в экономических связях с третьими странами (например, право на отмену или введение новых таможенных пошлин либо иных ограничений, право на заключение торгово-экономических договоров, соглашений).

Между странами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы, и, соответственно, препятствующие льготному ввозу товаров из третьих стран.

Второй этап – образование таможенного союза с установлением единых тарифов в торговле и в движении рабочей силы и капитала.

На этом уровне интеграции государства не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и учреждают единую систему внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. Возникает единое таможенное пространство, ограниченное пределами государств в него входящих.

Третий этап, представляющий начальную фазу реальной экономической интеграции, - возникновение экономического союза. На этой ступени государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы не только товаров, но и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. В результате формируется общее рыночное пространство, общий рынок.

Четвертый этап – полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития каждой из стран-участниц и всего союза в целом.

Последние два этапа могут включать определенные подэтапы, связанные со спецификой той или иной интеграционной группировки.

Международная экономическая интеграция рассматривается как трехуровневая модель:

  • на микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, когда отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы;

  • на межгосударственном уровне, когда целенаправленная деятельность государства (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных процессов.

  • На надциональном уровне, когда страны-участницы, добровольно передают союзу ряд политико-экономических функций, отказываясь от суверенитета в этих областях.


  1. Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности. Источники и виды информации.

Поиск необходимой информации о рынках, ценах, клиентах, товарах – важный этап внешнеторговых операций. Коммерческая информация, как и научно-техническая, и социальная, включает в себя множество накопленных знаний и понятий. Поскольку все большее число предприятий нашей страны самостоятельно выходит на внешний рынок, их интересует информация о зарубежных предприятиях, рынках и ценах, а также стандартах качества, научно-технических достижениях. Для того чтобы иметь достаточно полную информацию об инофирмах, инвестиционном климате и рынках зарубежных стран. Достаточно научиться работать со справочниками, годовыми отчетами компаний, деловой и экономической прессой, другими источниками средств массовой информации, монографиями по интересующим вопросам, справками банков и кредит-бюро, а также с современными электронными картотеками-терминалами информационных компьютерных сетей. Однако специалисты должны не только уметь пользоваться источниками информации, но и знать где их найти.

В связи с практическими потребностями появилось новое направление анализа конъюнктуры рынка – фирменный анализ, или анализ фирменной структуры рынка, на который планирует выход та или иная организация. Анализ проводят специалисты, которые выясняют степень и особенности концентрации производства и капитала, уровень монополизации рынка, межфирменные связи на нем, степень загрузки производственных мощностей, фирменные цены, оценивают конкуренцию на рынке.

Накопление и распространение такой информации ведутся государственными органами, торговыми палатами, НИИ, учебными институтами, библиотеками, бюро, ассоциациями и союзами, банками, биржами, кредит-бюро, консультационными и информационными фирмами и агентствами, дипломатическими и торговыми представительствами, вычислительными центрами и т.д.


  1. Основные и обеспечивающие коммерческие операции, их характеристика. Операции: экспортные, реэкспортные, импортные, реимпортные.

Коммерческие операции (внешнеэкономическими связи) – комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики.

Внешнеэкономические связи представляют собой систему экономических отношений, возникающих при движении ресурсов всех видов между государствами и экономическими субъектами разных государств. Эти двухсторонние отношения охватывают все сферы экономической жизни государства и прежде всего его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность.

Сущность внешнеэкономических связей как экономической категории проявляется в их функциях.

Такими функциями являются:

    1. Организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме;

    2. Международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;

    3. Организация международного денежного обращения.

Эффективность организации внешнеэкономических связей и механизма управления ими во многом определяется классификацией связей.

Под классификацией внешнеэкономических коммерческих операций следует понимать распределение этих связей на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Классификационная система внешнеэкономических связей состоит из видов и форм связей.

Вид внешнеэкономических коммерческих операций – совокупность связей, объединенная одним общим признаком, например направлением товарного потока и структурным признаком.

Классификационный признака, связанный с направлением товарного потока, определяет движение товара (услуги, работы) из одной страны в другую, т.е. отражает вывоз товара из страны или ввоз товара в данную страну. По этому признаку связи делятся на экспортные, связанные с продажей и вывозом товара, и импортные, связанные с покупкой и ввозом товара.

Структурный признак классификации связей определяет групповой состав связей. Он связан со сферой экономических интересов и с основной целью внешнеэкономической деятельности государства. По структурному признаку связи подразделяются на внешнеторговые, финансовые, производственные, инвестиционные.

Форма связи – способ существования данного вида связи, внешнее проявление (очертание, оформление) сущности какой-либо конкретной связи. К формам относят торговлю, бартер, туризм, инжиринг, франчайзинг, лизинг и др.

Операции.

Экспорт – вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной собственности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Импорт – ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Реимпорт – ввоз в страну ранее вывезенных из нее товаров, работ, услуг и др.

Реэкспорт – вывоз из страны ранее ввезенных в нее иностранных товаров.


  1. Франшиза: понятие, назначение. Производственная, торговая, лицензированная франшиза, их краткая характеристика.

Франчайзинг (коммерческая концессия) (англ. Franchise – привилегия, право) – система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак.

Международная ассоциация франчайзинга IFA (International Franchise Association) определяет франчайзинг как продолжающиеся отношения, при которых франчайзер передает исключительные права, основанные на лицензионном соглашении, заниматься предпринимательской деятельностью, плюс помощь в обучении, маркетинге, управлении в обмен на финансовую компенсацию от франчайзиата.

В нашей отечественной литературе франчайзинг обозначают еще терминами: фрэнчайзинг, франшизинг, френчайзинг.

Сущность франчайзинга заключается в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях не известной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. лицензию (франчайз) на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает на это определенную компенсацию (доход).

Франчайзер – лицензиар франчайза, который как бы представляет собой головную фирму (т.е. материальную компанию) системы франчайзинга.

Франчайзиат – лицензиат франчайза.

По договору франчайза право деятельности обычно предоставляется для определенной территории и на определенное время.

Таким образом, происходит предоставление крупной “материнской” компанией какой-либо фирме лицензии на производство товаров и другие виды деятельности под фирменной маркой этой компании, на определенной территории и на определенное время.

Преимущества франчайзинга состоит в следующем:

Для франчайзера – это возможность:

  • Увеличить число торговых предприятий (торговых точек, т.е. мест продажи товаров или услуг) при минимальных капиталовложениях, так как франчайзиат тоже вкладывает свою долю капитала в этот бизнес;

  • Увеличить доходы за счет усилий франчайзиата. Поскольку франчайзиат является собственником предприятия, он будет прилагать максимум усилий по увеличению доходности бизнеса;

  • Снизить уровень издержек производства и обращения на единицу товарооборота, т.к. франчайзиат как предприниматель сам покрывает все расходы по содержанию своего торгового предприятия (зарплата работников, аренда и т.д.);

  • Расширить сеть распределения своего товара или услуг за счет привязки франчайзиата к франчайзеру, так как франчайзиат, как правило, обязан покупать необходимое ему оборудование у франчайзера или через него.

Для франчайзиата – это возможность:

  • Стать самостоятельным предпринимателем;

  • Вести свой бизнес под признанным торговым знаком;

  • Использования уже ранее испытанных форм предпринимательства;

  • Совместной рекламы;

  • Обучения и помощи со стороны франчайзера;

  • Приобретения многих видов лицензионного бизнеса по относительно низким ценам;

  • Финансировать часть капиталовложений и извлекать из этого прибыль.

Франчайзинг имеет и определенные недостатки, которые сдерживают его развитие.

Недостатки франчайзинга состоят в следующем:

Для франчайзера – это:

  • Сложность контроля за деятельностью франчайзиата, так как франчайзиат не является наемным работником франчайзера и франчайзер им непосредственно не руководит;

  • Возможность потерять свое доброе имя и репутацию из-за плохой работы франчайзиата;

  • Опасность получения неправдивой информации и бухгалтерской отчетности от франчайзиата;

  • Возможность возникновения противоположных целей с франчайзиатом, что существенно отражается на бизнесе. Ведь франчайзер не может разорвать договор с франчайзиатом, пока тот не нарушит условий договора.

Для франчайзиата – это:

  • Контроль со стороны франчайзера, что может оставить мало возможностей франчайзиату для самовыражения в своем бизнесе;

  • Опасность быть скомпрометированным и потерять свою репутацию из-за плохой работы и потери репутации франчайзера или других франчайзиатов;

  • Опасность изменения политики франчайзера в худшую для франчайзиата сторону, например при смене франчайзеров;

  • Большие затраты на услуги франчайзера. Например, на покупку оборудования, которое франчайзиат обязан покупать только у франчайзера, в то время как у другого продавца оно может намного дешевле.

Франчайзинг пригоден в первую очередь для отраслей, для которых характерна большая доля услуг с персональным обслуживанием (общественное питание, гостиничное хозяйство, автоуслуги, бытовое обслуживание, ремонтные услуги и др.).


  1. Особенности методов международного маркетинга.

МАРКЕТИНГ (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследование и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.

Международный информационный обмен – передача и получение информационных продуктов и оказание информационных услуг одной стране через государственную границу другой страны.

Рассмотрим характерный и самый популярный на сегодня метод исследования международного маркетинга, через сеть Internet. Она дает возможность продавцу:

  • Прорекламировать свою продукцию и товар как на региональном, так и на международном уровне. При этом реклама может носить не только общий характер, но и быть последовательно детализирована до показа фотографий товара, описания упаковки, условий отгрузки и т.п., причем номенклатура товаров может быть сколь угодно большой;

  • Прорекламировать свою фирму с целью привлечения к взаимодействию отечественных и зарубежных партнеров;

  • Оперативно следить за ценовой конъюнктурой рынка;

  • Прорекламировать свои проекты для привлечения инвесторов;

  • Организовать систему заказов продаваемого товара как своими торговыми представителями, так и покупателями;

  • Организовать оперативное взаимодействие с торговыми представителями с помощью электронной почты и прямого доступа к информационным ресурсам партнеров;

Покупателю:

  • Найти фирмы, реализующие нужный товар;

  • Оценить конъюнктуру рынка и выбрать подходящую фирму – продавца нужного товара;

  • Сделать уточняющие запросы к фирмам-продавцам с помощью электронной почты и получить ответы;

  • Заказать товар;

  • Выбрать поставщика транспортных экспедиторских услуг;

  • Заказать доставку груза;

  • Осуществлять платежи.

Как продавцы, так и покупатели могут использовать Internet для получения справочной информации различного характера по законодательству, таможенным правилам, условиям платежей, сводок с бирж и др.

В бизнесе при формировании маркетинговой политики и размещении рекламы важно учитывать, на каком сервере будет размещаться реклама. Для этой цели следует искать серверы, специализирующиеся на информации в области бизнеса.

Сервер (от англ. Serve – обслуживание) – представительство фирмы (предприятия) в сети Internet.


Список использованной литературы

    1. П. Кругман, М.Обстфельд. “Международная экономика – теория и политика”. Учебник для вузов. Перевод с английского под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова. – М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.

    2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. “Внешнеэкономические связи”. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998.

    3. Стровский Л.Е. “Внешний рынок и предприятие”. – М.: Финансы и статистика, 1993.

    4. Авдокушин Е.Ф. “Международные экономические отношения”. Учебник. – М.: Юристъ, 2001.

    5. М.В. Елова, Е.К. Муравьева, С.М. Панферова и др. “Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность”. Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2000.