Отражение в учете ликвидации организации

Т.М. Панченко

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения ликвидации. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Основными нормативными документами, устанавливающими порядок ликвидации юридического лица, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке (п.2 ст.61 ГК РФ).

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, и достижением цели, ради которой оно создано. Кроме того, юридическое лицо может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.

Пример.

На основании ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 20 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» учредители акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью обязаны принять решение о ликвидации организации, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость ее чистых активов окажется меньше величины минимального размера уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации этой организации. Минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества составляет 1000 МРОТ, а закрытого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью – 100 МРОТ.

В принудительном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случаях грубого нарушения закона при создании (на рушение носит неустранимый характер); осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом; иных неоднократных или грубых нарушениях закона или иных правовых актов; систематического осуществления общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям; признания судом юридического лица банкротом.

Требование о ликвидации юридического лица в принудительном порядке может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому законом предоставлено право на предъявление подобного требования.

Пример.

Подпунктом 16 п. 1 ст. 31 НК РФ и ст. 25 Закона № 129-ФЗ налоговым органам предоставлено право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица и о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

Добровольная ликвидация

Общий порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского кодекса РФ.

Решение о добровольной ликвидации организации принимается на общем собрании участников (учредителей). Здесь назначается ликвидационная комиссия, в состав которой могут входить руководящие лица организации, члены трудового коллектива, учредители или их представители, главный бухгалтер.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решен ие о е го ликвидации, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (ст. 20 Закона № 129-ФЗ). Они уведомляют регистрирующий орган о формирований ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора. К уведомлению прикладывается решение о ликвидации. Кроме того, они обязаны уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса по формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 №439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению» ( в ред. от 06.02.2003):

№ Р16001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией»;

№ Р15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица»;

№ Р15002 «Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора»;

 № Р15003 «Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица».

Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения (ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

На основании этих документов регистрирующий (налоговый) орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, либо государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации данного юридического лица. Ликвидационная комиссия

Предусмотренные законодательством сроки проведения ликвидации призваны установить временные рамки для проведения всех ликвидационных процедур. В частности:

уведомление в письменной форме о принятии решения о ликвидации предприятия направляется в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (с приложением решения о ликвидации) в трехдневный срок с момента принятия такого решения (п.1 ст.20 ФЗ № 129). Также в трехдневный срок с момента принятия решения о ликвидации аналогичное письменное сообщение о ликвидации направляется в налоговый орган по месту учета (п.2 ст.23 НК РФ);

в срок не более чем пять рабочих дней с момента предоставления документов регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации, о чем ликвидируемое юридическое лицо соответствующим образом уведомляется. Обязанность регистрирующего органа - внести соответствующую запись в государственный реестр в определенный срок установлена п.1 ст.8 ФЗ № 129.

Налоговый орган осуществляет снятие с учета налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи заявления (п.5 ст.84 НК РФ), о чем также письменно уведомляет должностных лиц предприятия (либо ликвидационную комиссию).

Далее регистрирующий орган должен быть уведомлен о формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п.3 ст.20 ФЗ № 129).

Орган, принявший решение о ликвидации, устанавливает порядок и сроки ликвидации. Предельный срок проведения ликвидации законодательно не ограничен, и определяется ликвидируемым предприятием самостоятельно, исходя из объемов предстоящих работ по завершению финансово - хозяйственной деятельности и составлению необходимой отчетности по ликвидации. Кроме того, влияние на длительность процесса ликвидации имеют сроки рассмотрения исков в суде, сроки проведения налоговых проверок, инвентаризации и т.д.

Чаще всего принятие решения о ликвидации и формирование ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора) осуществляются одновременно. Если указанные мероприятия не совпадают по времени (например, ликвидатором назначается лицо, чья кандидатура подбирается и предварительно согласовывается), то до формирования ликвидационной комиссии ответственность за финансово - хозяйственную деятельность предприятия несут его должностные лица - избранный (назначенный ранее) директор и главный бухгалтер.

С момента формирования ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) до завершения ликвидации с внесением соответствующей записи в государственный реестр полномочия по управлению делами юридического лица возлагаются на указанную комиссию (ликвидатора). То есть, к ней переходят функции и права органов ликвидируемой организации (п.3 ст.62 ГК РФ).

Ликвидационная комиссия завершает дела организации и становится единственным органом, имеющим право действовать от имени организации, в том числе и выступать в суде.

Субъектом правоотношений остается организация, находящаяся в состоянии ликвидации, поэтому все сделки, заключаемые в данный период от ее имени, должны содержать указание, что организация находится в состоянии ликвидации. Члены ликвидационной комиссии несут ответственность за вред, причиненный их действиями в процессе ликвидации юридического лица.

Учредители (участники), принявшие решение о ликвидации, должны внимательно отнестись к формированию состава ликвидационной комиссии (выбору ликвидатора), заключив соответствующие контракты и договоры с физическими лицами. В контракте должны быть оговорены обязанности членов ликвидационной комиссии, выплачиваемое им вознаграждение, порядок оформления документации и сроки проведения мероприятий по ликвидации. Учитывая многогранность ликвидационных процедур, следует составить ликвидационный лист по принципу обходного листа, на котором производить отметки о завершении тех или иных мероприятий и который будет являться отчетным документом ликвидационной комиссии (ликвидатора).

Именно ликвидационная комиссия (в составе которой могут быть уже бывшие директор и главный бухгалтер), осуществляет ликвидационные процедуры, руководствуясь следующими временными рамками:

публикует в средствах массовой информации сообщение о ликвидации предприятия и о порядке и сроках заявления требований кредиторов. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента такой публикации . ( п .1 ст.63 ГК РФ);

принимает меры к выявлению кредиторов, письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (при этом срок заявления требований кредиторов не может быть менее двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации на основании п.1 ст.63 ГК РФ); Одновременно должна быть проведена работа по уточнению состояния расчетов с дебиторами и сформирована информация для того, чтобы ликвидационная комиссия могла своевременно и максимально полно взыскать образовавшуюся дебиторскую задолженность;

составляет и утверждает промежуточный ликвидационный баланс (о котором также уведомляет регистрирующий орган в соответствии с п.3 ст.20 ФЗ N 129);

осуществляет выплаты денежных сумм кредиторам юридического лица в порядке очередности, установленной ст.64 ГК РФ;

составляет окончательный ликвидационный баланс и уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации не ранее, чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Таким образом, в течение двух месяцев бухгалтерия ликвидируемой организации должна провести работу по уточнению состояния взаиморасчетов с кредиторами. Как правило, это делается посредством проведения сверок взаиморасчетов с составлением соответствующих актов. При проведении таких сверок необходимо не только уточнить информацию, обобщенную в регистрах бухгалтерского учета, но и учесть все другие обстоятельства, которые могут повлиять на размер обязательств перед кредиторами, например возможность и вероятность применения к ликвидируемой организации финансовых санкций за нарушение условий хозяйственных договоров.

Кроме того, ликвидационная комиссия (ликвидатор), осуществляющая полномочия по управлению делами юридического лица, обязана сообщить в налоговый орган по месту учета о закрытии счетов в десятидневный срок с момента их закрытия обслуживающим банком (п.2 ст.23 НК РФ).

Инвентаризация имущества организации

Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом от 29.07.98 № 34н, при ликвидации организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса необходимо провести инвентаризацию. Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 № 49. Основные цели инвентаризации - выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета и проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения, все виды финансовых обязательств, производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Результаты инвентаризации оформляются актами по унифицированным формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88. Промежуточный ликвидационный баланс

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется до того, как требования кредиторов будут удовлетворены. При составлении промежуточного ликвидационного баланса руководствуются Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н (ПБУ 4/99), все необходимые данные берутся из бухгалтерских документов ликвидируемой организации. Этот баланс должен содержать сведения о составе активов и пассивов организации, их стоимости, о дебиторской и кредиторской задолженности.

Ликвидационной комиссией выплачиваются денежные суммы кредиторам ликвидируемого юридического лица в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, (за исключением кредиторов пятой очереди - им денежные суммы выплачиваются по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса) в порядке очередное ста, установленной ст. 64 ГК РФ.

Статьей 64 ГК РФ устанавливается, что при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий или оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Следует помнить о том, что требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п.2 ст.64 ГК РФ), а при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом (п.3 ст.64 ГК РФ).

В большинстве случаев при ликвидации организации наблюдается недостаточность имущества для удовлетворения требования кредиторов. Поэтому поясним применение порядка очередности, установленной ст.64 ГК РФ, на примере.

Пример.

К ликвидируемой организации, обладающей имуществом в сумме 170000 руб., со стороны кредиторов предъявлены следующие требования:

требования первой очереди на сумму 20000 руб.

требования второй очереди на сумму 9000 руб.

требования четвертой очереди 60000 руб.

требования пятой очереди на сумму 180000 руб., состоящие из

задолженности организации "А" в размере 120000 руб. и задолженности организации "Б" в размере 60000 руб.

Всего требований кредиторов выдвинуто на сумму 269000 руб.

Как видим, у ликвидируемой организации недостаточно имущества, чтобы полностью погасить все требования кредиторов (170000 руб. < 269000 руб.).

Поэтому сначала погашаются долги первой - четвертой очередей:

170000 руб. – 20000 руб. (I очередь) – 9000 руб. (II очередь) - 60000 руб. (IV очередь, так как требования III очереди не заявлены) = 81000 руб.

Распределение суммы, оставшейся после погашения задолженности первой - четвертой очередей (81000 руб.), производится пропорционально требованиям кредиторов пятой очереди, подлежащим удовлетворению, в соответствии со следующим расчетом:

81000 руб. : 180000 руб. х 100% = 45% - в оставшемся имуществе ликвидируемой организации определена доля требований, подлежащая погашению кредиторам пятой очереди.

120000 руб. х 45% = 54000 руб. - рассчитана сумма погашения организации "А".

60000 руб. х 45% = 27000 руб. - рассчитана сумма погашения организации "Б".

Требования организации "А" в сумме 66000 руб. и организации "Б" в сумме 33000 руб., оставшиеся неудовлетворенными из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными (п.6 ст.64 ГК РФ).

Если имеющихся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решении.

Операции по выбытию имущества облагаются всеми установленными налогами.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после окончания срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, после составления промежуточного ликвидационного баланса, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения заявленных в срок требований кредиторов.

Требования кредиторов, не удовлетворенные ввиду недостаточности имущества ликвидируемого юридического