Риски международной хозяйственной деятельности. Таможенная пошлина

Федеральное агентство по образованию

Российской Федерации


Филиал Санкт-Петербургского

Государственного инженерно-экономического

университета в г.Пскове


Кафедра финансов и бухгалтерского учета


Контрольная работа


Риски международной хозяйственной деятельности. Таможенная пошлина

Содержание


1. Специфика рисков международной хозяйственной деятельности

2. Таможенная пошлина

Список использованной литературы

1. Специфика рисков международной хозяйственной деятельности


В системе международных хозяйственных отношений соблюдение интересов участников ВЭД также является важной частью государственной политики.

Реформа таможенного законодательства включила в себя перестройку института таможенного контроля на основе системы управления рисками; внедрение этой системы являет собой один из наиболее ярких примеров реализации принципа научности в таможенном деле. Следует также учитывать, что управление рисками не является изолированной, обособленной от большинства других функций управления. Поскольку риски присутствуют на всех фазах и этапах таможенной деятельности, функция управления рисками не только не исчезает до реализации и контроля решений, но и, что важно отметить, она становится системообразующей функцией таможенного дела.

Понятие риска в таможенном деле закреплено в тексте Таможенного кодекса — «под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации».

Важный элемент системы управления рисками в таможенном деле — так называемый профиль риска, т.е. совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. Вместе с тем данное определение является лишь специальной разновидностью общего понятия риска.

Использование систем управления рисками является сегодня одним из наиболее популярных способов организации работы практически во всех отраслях общественной жизни. Управление представляет собой процесс целенаправленной переработки информации состояния в информацию командную; выбор образа действия на основе такой переработки информации представляет собой управленческое решение.

Традиционно категория экономического риска связывалась с возможностью негативных последствий принимаемых решений.

Можно выделить два самостоятельных понятия риска — общее и частное. Риск как общее понятие — мера неопределенности и конфликтности в человеческой деятельности, характеризующаяся возможными опасностью, неудачей, отклонением. Риск как частное понятие — объективно-субъективная экономическая категория, отражающая степень успеха (неудачи) предприятия в достижении своих целей с учетом влияния контролируемых и неконтролируемых факторов.

Сегодня исследованием рисков в различных областях деятельности занимаются многие крупные компании и корпорации, международные организации. Это объясняется тем, что отдельная организация, даже страна, может иметь недостаточно большое влияние на случайное сплетение отношений в окружающей среде. Попытки проконтролировать привычными методами управления максимально большое количество факторов, влияющих на развитие организации, оказываются достаточно дорогими, а результаты непредсказуемыми. Постоянная работа по минимизации риска становится непременным условием существования любой организации как системы с собственной внутренней структурой и собственным способом взаимодействия с окружающим миром.

Структура внешнеэкономической деятельности (ВЭД) очень обширна и насчитывает сегодня более 150 видов рисков. Из них можно выделить в особую группу риски, связанные с таможенным оформлением:

— несоблюдение требований по заполнению документов по внешнеэкономическим операциям;

— недостоверное заявление таможенной стоимости, исходя из анализа мировых цен;

— риски, связанные с несвоевременностью проведения сертификации товара;

— невыполнение требований нормативных актов и указаний таможенных учреждений и др.

Эти риски несут в себе множество факторов, которые отрицательно влияют на ход проведения внешнеэкономических операций. Убытки, в частности, определяются просрочкой поступления средств на расчетный счет таможни.

Возможные способы оценки рисков и методы управления ими имеют широчайший спектр: от тривиальных до общепринятых в мировой практике, с использованием современных подходов и технологий. Здесь могут применяться методы теории игр, аналитического моделирования, построения дерева решений, экспертные оценки и др.

Понятие «управление риском» определено как систематическое применение политики, процедуры и практики управления для выявления, анализа, оценки, выработки стратегии и контроля за риском. Риск — неотъемлемая составляющая деятельности таможенных служб всех стран мира. Основными источниками риска в таможенной деятельности являются: политико-экономическая ситуация, санитарно-экологическое состояние окружающей среды, качество перемещаемых товаров, несовершенство используемых технологий, некомпетентность сотрудников, стихийные бедствия, правонарушения и т.д. В связи с этим задачи современного управления требуют привлечения множества экспертов.

В 1995 г. были разработаны и приняты национальный стандарт по управлению рисками в таможенной службе Австралии и Новой Зеландии (AS/NZS 4360:1995; его вторая редакция AS/NZS 4360:1999), национальный стандарт Канады (CAN/CSA Q850-97), требования нормативных документов Агентства охраны окружающей среды США (ЕРА 40CFR68), в которых как одно из непременных условий функционирования службы предусматривалось создание информационного центра для обработки информации.

В Европейском союзе система управления рисками выстроена несколько иначе, нежели в национальных государствах, что обусловлено природой ЕС как международной организации. Еще в 1991 г. в Европейском экономическом сообществе при Совете по таможенным вопросам, состоящем из глав таможенных служб государств — членов ЕС, была создана специальная группа экспертов, сконцентрировавшая все свои усилия на разработке руководства по внедрению практики управления рисками в сфере таможенного контроля. Страны ЕС четко сформулировали цели, которые преследовал анализ рисков:

— свободное движение товаропотоков через таможенные границы;

— соответствие предоставляемых гарантий суммам таможенных платежей, подлежащих уплате;

— защита интересов участников внешнеэкономической деятельности, покупателей, обеспечение единой культурной политики Сообществ, охраны окружающей среды;

— соблюдение законодательства.

Однако европейская Палата аудиторов особо отметила, что для достижения эффективной работы системы анализа рисков, ее единообразного применения во всех государствах — членах ЕС предстоит провести большую работу; отметим, что эта работа продолжается и сейчас. Таким образом, критика отечественной системы, при всей ее обоснованности, не должна переходить определенных границ ввиду ее неразвитости.

Следует подчеркнуть, что одним из основных показателей эффективности системы управления рисками руководство ЕС объявило равноценное «бремя» для участников внешнеэкономической деятельности независимо от того государства-члена, где они осуществляют свою деятельность.

В рамках ЕС создан специальный орган, курирующий систему управления рисками и ее применение в борьбе с мошенничествами, — Европейское бюро по борьбе с мошенничествами (European Anti-Fraud Office, Office Europeen de Lutte Anti-Fraude, OLAF).

Анализ европейских подходов к управлению рисками позволяет выявить следующие характерные особенности. Несмотря на наличие единого таможенного законодательства Евросоюза, применение систем управления рисками находится в компетенции национальных органов власти (таможенных служб). Это вызвано рядом соображений — финансового, организационного, статистического характера и пр.

Внедрение современных стандартов информационного обеспечения систем управления рисками также осуществляется отдельными государствами — членами Европейского союза самостоятельно, но с учетом общих программ развития — в частности Customs 2007.

С другой стороны, важную роль играет наличие общеевропейского органа, курирующего нарушения законодательства в целом (OLAF).

В числе причин проведения таможенных расследований, среди подозрения таможенного чиновника, подтвержденного мошенничества, на втором месте стоит «анализ рисков, постоянно проводимый таможенной службой».

Как можно видеть, большинство достижений в ЕС связано или непосредственно с деятельностью OLAF, или с деятельностью национальных таможенных служб. Вместе с тем данный опыт вполне может быть воспринят с учетом четырехуровневой системы российской таможенной службы (ФТС — РТУ — таможни — таможенные посты).

Первые шаги по внедрению системы управления рисками в отечественной таможенной службе были сделаны в 1999 г. Этот процесс был завершен утверждением Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации.

Выбор системы управления рисками в качестве основополагающего принципа таможенного контроля соответствует общепризнанным международным критериям; так, например, п. 2 ст. 358 нового ТК дословно повторяет стандартное правило 6.3 главы 6 «Таможенный контроль» Генерального приложения Киотской конвенции.

В 2003 г. в рамках реализации положений нового Кодекса в правовых актах ГТК/ФТС были заложены элементы системного применения управления рисками в процессе таможенного контроля. Так, например, было определено ведущее управление, выступающее координатором таможенных органов в процессе применения СУР — им стало Главное управление организации таможенного контроля. Соответственно ему были созданы подобные подразделения в таможенных органах следующих уровней — региональных таможенных управлениях и таможнях (отделы контроля за таможенным оформлением, в случае их отсутствия — отделы организации таможенного оформления и таможенного контроля).

Принятая ГТК России в 2003 г. концепция системы управления рисками (СУР) заложила базу по формированию основных понятий и задач системы управления рисками, определила ключевые принципы построения и управления системой, а также выделила основные элементы этой системы. Вместе с тем данная концепция не лишена недостатков.

Во-первых, следует отметить отсутствие четко выраженной линии в построении самой системы. В подобных системах за рубежом присутствует ряд базовых направлений, которые кладутся в основу такой системы.

В частности, одним из таких направлений является подход на основе т.н. нулевого риска, который предусматривает минимизацию риска вплоть до абсолютной безопасности. Системы на базе «нулевого риска» в мире направлены на предотвращение финансовых крахов, технических катастроф, снижение их возможных последствий.

В таможенной службе основными элементами систем минимизации риска могут быть такие базы данных, как списки товаров, услуг и работ двойного назначения, попавших под международный экспортный контроль, культурные ценности, вывозимые на условиях их обязательного возращения, и т.д.

Другой подход основывается на принципе «приемлемого риска», что предполагает наличие ряда рисков при анализе имеющихся нарушений таможенного законодательства, выявления существующих рисков и численной оценки вероятности возможного ущерба. Такой подход позволяет развивать систему мер противодействия, эффективно распределять имеющиеся средства, а также планировать противодействие потенциальных и экстремальных рисков.

Третий вариант — т.н. условные риски, связанные с ограничениями международно-правового характера; в частности, сюда относится перемещение грузов дипломатических органов через таможенные границы с использованием специальных таможенных процедур.

Достаточно важным объектом СУР являются т.н. неосязаемые риски, тесно связанные с перемещением через таможенные границы «неосязаемых объектов» — услуг, информации, программных продуктов, результатов интеллектуальной собственности и т.д. При таком перемещении объектов через таможенные границы требуются специальные «точечные» методы проработки анализа и оценки рисков.

Также существует т.н. комбинированный подход, который одновременно использует все вышеотмеченные подходы: «нулевой риск» (детерминистский), «ненулевой риск» (логико-вероятностный), «условный риск» (эмпирический) и «неосязаемый риск» (специальный).

Коллегия ФТС, обсудив первые результаты внедрения новой системы, пришла к выводу, что ряд мероприятий не достиг нужного результата. В частности, было отмечено отсутствие работы по разработке целевых методик выявления рисков, так и не сформирована полностью база данных профилей риска.

Все это обусловило постановку задач на 2005 — 2006 гг. — разработку полного описания системы, увязку ее с действующими автоматизированными базами данных таможенных органов, разработку и активное внедрение целевых методик выявления рисков.

В основу организации таможенного оформления и проведения таможенного контроля товаров с учетом системы управления рисками положен Приказ ФТС от 3 декабря 2004 г. N 358. Данный Приказ определяет границы полномочий и схему взаимодействия отдельных должностных лиц и подразделений таможенных органов РФ, соответственно позволяет сделать вывод о границах допустимых действий таможенных органов. Сразу же следует отметить, что Инструкция, утвержденная данным Приказом, распространяется на действия сотрудников подразделений отделов/отделений контроля за таможенным оформлением (п. 5 Инструкции).

Положительный момент — использование терминологии, установленной Таможенным кодексом и Концепцией управления рисками; таким образом, не допускается разночтения в статусе и обязанностях лиц, действия которых охватываются данной Инструкцией.

Фактически таможенный контроль как самостоятельное действие проявляется только при проведении таможенного досмотра, во всех остальных случаях, как правило, применение мер контроля является составной частью собственно таможенного оформления. Не случайно самые значительные видимые изменения в таможенном контроле система управления рисками произвела именно в сфере таможенного досмотра. Система управления рисками призвана сократить время, т.к. с ее использованием досматриваются только те товары, которые подпадают под группу риска.

В настоящее время четко выявился ориентир применения системы рисков — по обложению товаров пошлинами, налогами. В связи с этим применение рисков направлено прежде всего на импортные товары, т.к. экспортные, за редким исключением, пошлинами не облагаются.

Определение профиля риска содержится в письме ГТК России от 2 апреля 2004 г. N 05-39/12151 и представляет собой совокупность сведений об области риска, его индикаторах, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. При этом следует отличать профиль риска, «доведенный до таможенного органа в бумажном виде», — это нормативные или иные официальные акты ФТС России, в составе которых доводятся указания о необходимости применения таможенными органами конкретных форм таможенного контроля либо их совокупности в целях минимизации рисков.

Анализ поступающей в таможенный орган информации проводится, как правило, по направлениям деятельности подразделений таможенных органов и в соответствии с типовыми критериями отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска. При этом используются разнообразные методы, среди которых можно упомянуть традиционные математико-статистические методы, целевые методы, как разработанные конкретно для данного профиля риска, так и сформулированные сотрудником таможенного органа самостоятельно.

Широко распространено в практике таможенных органов отнесение товара к группе риска на основании его принадлежности к той или иной товарной группе по ТН ВЭД. В ряде случаев этот критерий выступает единственным индикатором, в иных случаях применяется вместе с рядом других факторов.

В качестве следующей группы можно выделить отсутствие данных по товарным знакам. Главным индикатором риска в данном случае выступает заполнение графы 31 ГТД.

Важное значение при таможенном контроле имеет соблюдение требований и условий сертификации — в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством.

В отношении делящихся радиоактивных материалов следует отметить, что это достаточно обособленная группа риска. Нельзя не упомянуть достаточно большую группу профилей риска, связанных с действиями по уменьшению причитающихся таможенных платежей, в том числе в связи с недостоверным заявлением таможенной стоимости. Отнесение потенциальных рисковых случаев к этой группе зависит от множества факторов — заявление недостоверных сведений с целью занижения таможенных платежей, предоставление фальсифицированных документов либо предоставление внешнеторговых документов не в полном объеме.

Особую группу составляют случаи заявления недостоверных сведений о количестве товара, весе нетто/брутто, доле веса тары (упаковки) товара в общем весе товарной партии. Следует учесть, что помимо конкретных товарных позиций по ТН ВЭД в качестве индикаторов могут выступать и условные предельные доли по различным видам упаковки (например, вес брутто пластмассовой тары менее 90%, деревянной упаковки — 80%, картонных коробок — менее 96%), сравнение веса брутто товара вместе с максимальной грузоподъемностью транспортного средства.

Отдельно рассматриваются товары, могущие причинить вред жизни или здоровью граждан при несоблюдении лицом, перемещающим товары, гигиенических требований безопасности и пищевой ценности биологических активных добавок к пище (БАД). Отметим, что такие профили распространяются, как правило, на конкретный перечень товаров, ввозимых из конкретных стран, и связан прежде всего с наличием официально зафиксированной угрозы жизни или здоровью граждан — например эпидемия ящура в странах Европейского союза, или решения органов фитосанитарного контроля. Побочным элементом этого направления является подпадание под категорию риска товаров, ввозимых через страну, являющуюся индикатором риска. Рассмотрим абстрактный пример — допустим, в силу некоторых обстоятельств вводится запрет на ввоз цветочной продукции из Нидерландов (члена Евросоюза): запрет будет касаться не только собственно продукции, произведенной в этой стране, но и продукции иных государств ЕС, для которых Нидерланды являются местом убытия с единой европейской таможенной территории. В данном случае на участника ВЭД ложится дополнительная обязанность доказывания страны происхождения, отличной от Нидерландов, при том, что в рамках единого экономического и таможенного пространства ЕС такие документы при внутреннем транзите, как правило, не предоставляются.

Важным индикатором риска почти всегда является страна происхождения. Наиболее ярким примером является строгое отношение практически ко всем товарам, происходящим из Китая; в ряде случаев индикатором выступает собственно их китайское происхождение, в остальных требуется дополнительный индикатор.

Недостоверное декларирование является одной из основных угроз нарушения законодательств.

Отдельным блоком рассматриваются товары с нарушением авторских прав (интеллектуальная собственность). Это достаточно новое для российской таможни направление, которому уделяется особое внимание в связи с тем, что надлежащая охрана интеллектуальной собственности и соответствие российского законодательства и практики его применения международным стандартам в этой области является одним из условий вступления России в ВТО. Существует ряд профилей, направленных на выявление нарушений законодательства в этой сфере. Некоторые из них направлены на сочетание конкретного кода товаров, перевозимых только конкретным видом транспортных средств. Продукция, включающая в себя интеллектуальную собственность, если она расфасована и готова к продаже, может быть отнесена к группе риска при отсутствии информации в графе 31 ГТД (см. выше отсутствие данных по товарным знакам) и происхождении из ряда конкретно определенных в профиле стран.

Некоторый интерес представляет практика выявления товаров, которые полностью или частично не соответствуют заявленному назначению.

Практически все вышеприведенные примеры имеют установленный срок действия, но фактически носят постоянный характер, так как с истечением их срока действия вводятся новые профили, полностью повторяющие своих предшественников. Вместе с тем ряд используемых в работе профилей носит действительно временный (как правило, сезонный) характер; реже — иной индивидуальный индикатор, например наименование фирмы. Ряд профилей распространяется на товары, перевозимые только определенным видом транспорта.

Меры таможенного контроля закреплены в ст. 366 ТК РФ; их можно разделить на группу, связанную с документооборотом при таможенном оформлении, и собственно проверку заявленных сведений путем установления тождества между заявлением и наличием факторов.

Основная мера таможенного контроля, применяемая в дополнение к документальному контролю, — это таможенный досмотр.

Характерно, что практически во всех случаях, связанных с потенциальным риском по коду ТН ВЭД, решение о выпуске товара принимает только начальник таможенного поста или лицо, его замещающее.

Практически единственным источником информации по возможным рискам является Федеральная таможенная служба; представляется, что в ближайшие годы необходимо развивать получение «рисковой» информации из параллельных источников, в том числе зарубежных. Для реализации этого предложения необходимо налаживание постоянных контактов между таможенными органами России и соответствующих государств не только на вертикальном, но и на горизонтальном уровне (т.е. санкционирование руководством таможенных служб обмена информацией между низовыми таможенными органами разных государств в целях ускорения информационных потоков).

Такой подход в том числе позволит активизировать разработку профилей риска на уровне таможенных управлений и отдельных таможен, более приспособленных к специфике их деятельности, технологическим особенностям оформления и контроля товаров. [3]


2. Таможенная пошлина


В соответствии с таможенным законодательством при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и вывозе их с этой территории соответствующие лица (импортеры, экспортеры и т.д.) обязаны поместить их под один из таможенных режимов, предусмотренных Таможенным кодексом РФ (далее - ТК РФ, Таможенный кодекс) и соблюдать этот режим (ст. 156 ТК РФ).

Согласно пп. 22 п. 1 ст. 11 Кодекса таможенный режим - это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств (далее - товары) для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами. Под статусом товаров понимается наличие или отсутствие ограничений на пользование и распоряжение ими (пп. 6 п. 1 ст. 11 ТК РФ).

Предусматривая различные таможенные режимы в зависимости от характера внешнеэкономических операций, целей и обстоятельств, при которых они осуществляются, закон, таким образом, дает возможность участникам внешнеэкономической деятельности выбирать наиболее отвечающие их интересам условия перемещения товаров через границу, а государству - осуществлять регулирование и контроль за этой деятельностью в целях защиты экономических интересов и безопасности страны.

Определению и регулированию таможенных режимов в законодательстве отведено значительное место. Основным законодательным актом, регламентирующим рассматриваемые вопросы, является Таможенный кодекс РФ. При этом соответствующие положения о таможенных режимах находятся в системной связи с другими нормами таможенного законодательства, что предопределено комплексностью самого понятия "таможенный режим". Такая взаимосвязь получила отражение в новом ТК РФ, в процессе подготовки и принятия которого были затронуты практически все разделы таможенного законодательства, включая регулирование таможенных режимов.

Действующий Таможенный кодекс РФ является крупным современным законодательным актом, в котором сконцентрирован опыт правового регулирования отношений, связанных с внешнеэкономической деятельностью, накопленный за предшествующие годы в нашей стране, и одновременно учитывается опыт международно-правового регулирования, в результате чего многие его нормы в значительной степени соответствуют общепризнанным международным правовым стандартам, содержащимся в международных соглашениях и таможенных конвенциях <1>. Это относится и к нормам, касающимся таможенных режимов.

В действующем ТК РФ насчитывается 16 таможенных режимов. Их регулированию посвящены главы с 17 по 21 подраздела 2 разд. II. Новый Таможенный кодекс впервые ввел классификацию таможенных режимов, подразделив их на четыре группы: основные, экономические, завершающие и специальные таможенные режимы. Квалифицирующие признаки, по которым проведено такое деление, различны. Деление таможенных режимов на группы является в известной мере условным. Каждый режим имеет особенности в применении различных инструментов таможенного регулирования: взимании таможенных платежей, предоставлении определенных льгот или, напротив, введении специальных ограничений и т.д.

Избранный таможенный режим влияет на возможность перемещения определенных категорий товаров, порядок таможенного оформления и таможенного контроля, размер таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и транспортных средств, а также определяет круг действий, которые могут быть осуществлены в отношении последних. [4].

К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

5) таможенные сборы.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины.

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;

2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации [1]

Таможенные пошлины — косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральную таможенную службу.

Ставки таможенных пошлин определяются в Таможенном тарифе Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин.

В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:

Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;

Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;

Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.[4]

В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:

Адвалорные — (от латинского ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.

Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливается в евро, например, 0,3 евро за килограмм;

Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

Особые виды таможенных пошлин:

Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;

Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортера, чем страны-импортера;

Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;

Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция). [5]

Таможенные пошлины уплачиваются на счет Федерального казначейства.

Предварительная специальная пошлина, предварительная антидемпинговая пошлина и предварительная компенсационная пошлина взимаются по правилам, установленным Таможенным Кодексом в отношении взимания ввозной таможенной пошлины.

Таможенные пошлины уплачиваются в валюте Российской Федерации.

По требованию плательщика таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме, но не более чем за три календарных года, предшествующие требованию.

Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;

Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, или страна происхождения товара не установлена, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;

Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;

К товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.

Однако, ставки таможенных пошлин не дифференцируются в зависимости от лиц, осуществляющих внешнеторговые операции, видов сделок и других факторов [5]

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации. Если таможенная декларация не подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.

При предварительном декларировании ввозимых товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня выпуска таких товаров.

При подаче периодической таможенной декларации таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При уточнении в таможенной декларации сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, доплата сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется не позднее дня подачи таможенной декларации. Пени на указанные суммы не начисляются и уплате не подлежат. Возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, установленном таможенным Кодексом.

При выпуске товаров до подачи таможенной декларации таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, не позднее 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита.

При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации.

Авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет Федерального казначейства в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.

Авансовые платежи вносятся на счет Федерального казначейства в валюте Российской Федерации.

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:

1) товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами; в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей;

3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных Таможенным Кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения;

4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с Таможенным Кодексом и другими федеральными законами.

Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

Таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.

Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом, предусмотренными Таможенным Кодексом.

При декларировании товаров нескольких наименований с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности в соответствии со статьей 128 настоящего Кодекса в отношении всех таких товаров применяются ставки таможенных пошлин, налогов, соответствующие этому классификационному коду.[1]

Список использованной литературы


Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003г. № 61-ФЗ

Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента – М.: Финансы и статистика, 2001 – 528

А.Ю. Пиджаков, С.С. Жамкочьян «Развитие правового регулирования системы управления рисками в таможенном деле» («Налоги» (газета), 2006, NN 9, 10)

Журнал «Право и экономика», 2006, N 9

Сайт ru./wiki/Таможенные_пошлины

Программа Консультант Плюс