Понятие, предмет и система хозяйственного процессуального права Республики Беларусь
ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВЕННОГО
ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Понятие, предмет, метод и система хозяйственного процессуального права
Хозяйственный процесс - предусмотренная нормами хозяйственного процессуального права форма осуществления правосудия, т.е. форма деятельности хозяйственного суда по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, граждан и иных лиц в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. А совокупность правовых норм, регулирующих такую деятельность хозяйственного суда, называют хозяйственным процессуальным правом. Поэтому хозяйственный процесс (хозяйственное судопроизводство) является предметом хозяйственного процессуального права.
Защита прав и законных интересов в хозяйственном судопроизводстве осуществляется путем:
- присуждения обязанного лица к совершению определенных действий или воздержания от них. Например, ответчик может быть обязан хозяйственным судом поставить истцу товар, предусмотренный договором, в натуре;
- преобразования существующего правоотношения, т.е. его изменения, прекращения. Так, хозяйственный суд рассматривает дела о понуждении заключения хозяйственных договоров, об изменении и расторжении этих договоров;
признания существования определенных прав и обязанностей или их отсутствия;
установления фактов, имеющих юридическое значение для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики.
Хозяйственный суд осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Эти споры и другие дела, отнесенные к компетенции хозяйственных судов, являются предметом хозяйственного процесса.
Процессуальная форма деятельности хозяйственного суда - установленный нормами хозяйственного процессуального права порядок: рассмотрения хозяйственным судом поступивших исков (заявлений), возбуждения производства по делу, подготовки дела к судебному разбирательству, рассмотрения и разрешения дел с вынесением судебных актов, обжалования и пересмотра судебных актов, а также их исполнения.
Закон придает особое значение процессуальной форме, поскольку она позволяет установить реальное наличие или отсутствие прав субъектов предпринимательской деятельности и эффективно защитить их путем вынесения законных и обоснованных судебных актов. Процессуальная форма выступает в качестве инструмента достижения законности в правоприменительной деятельности судов1. ХПК устанавливает, кто вправе обратиться в хозяйственный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (ст. 4); кто из судей не вправе рассматривать конкретное дело при наличии личной или иной заинтересованности в его исходе (ст. 21, 22); какие дела подведомственны хозяйственному суду (ст. 27); определяет правила подсудности (ст. 29-36); состав лиц, участвующих в деле (гл. 5); виды доказательств (ст. 60) и т.д.
Конституция Республики Беларусь, ХПК и другие законодательные акты предоставляют хозяйственному суду, лицам, участвующим в деле, другим участникам процесса соответствующие их процессуальному положению права и возлагают определенные обязанности. Так, лица, участвующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании. Одновременно каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом праву одного участника процесса должна соответствовать обязанность другого. Например, истец вправе заявить ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с реорганизацией ответчика (юридического лица). В этом случае хозяйственный суд обязан рассмотреть такое ходатайство и приостановить производство по делу.
Для хозяйственного процессуального права характерен диспозитивно-императивный метод правового регулирования. Диспозитивность (волеизъявление по распоряжению своими материальными и процессуальными правами) выражается в том, что без инициативы заинтересованного лица (истца, заявителя) не может быть возбуждена практически ни одна стадия хозяйственного процесса. Хозяйственный суд не вправе возбуждать производство по делу без искового заявления, кассационное производство невозможно без кассационной жалобы и т.д. В то же время, участники процесса вправе совершать только предусмотренные законодательными актами действия и в установленной форме. А хозяйственный суд как орган государственной власти наделен строго определенными полномочиями по защите прав и законных интересов участников процесса, его решения носят обязательный характер. В этом заключается императивный характер правового регулирования хозяйственного процессуального права.
Систему хозяйственного процессуального права составляют нормы, регламентирующие хозяйственное судопроизводство. Они подразделяются на общую часть (применительно к ХПК - это нормы, входящие в раздел I «Общие положения») и особенную часть (все последующие разделы ХПК).
Процессуальные права и обязанности реализуются при рассмотрении и разрешении конкретных дел посредством совершения процессуальных действий (предъявление иска, заявление ходатайств, представление доказательств, судебное разбирательство, вынесение судебных актов, исполнение судебного решения и т.п.).
Хозяйственное судопроизводство - совокупность процессуальных действий по реализации процессуальных прав и обязанностей хозяйственного суда, лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.
Деятельность хозяйственного суда по рассмотрению и разрешению конкретных споров осуществляется в определенной законом последовательности, по стадиям процесса. Каждая стадия хозяйственного процесса характеризуется специфическими процессуальными отношениями, процессуальными действиями, имеет свои объект, субъектный состав участников, задачи, форму, цели и содержание.
Под стадией хозяйственного процесса подразумевается совокупность процессуальных действий, осуществляемых с целью решения определенных задач.
Начальной стадией хозяйственного процесса является принятие искового заявления (заявления или жалобы).
Некоторые авторы называют эту стадию хозяйственного процесса возбуждением производства по делу или возбуждением дела.
Для данной стадии хозяйственного процесса присущи:
- объект - поданное в хозяйственный суд исковое заявление (заявление, жалоба) с приобщенными к нему документами;
- задачи - определить подведомственность, соблюдение требований ХПК и других законодательных актов к форме и содержанию искового заявления (заявления, жалобы), подсудность и другие критерии, необходимые для решения вопроса принимать ли дело к производству хозяйственного суда;
- субъект - судья или состав судей хозяйственного суда, а также лицо, подавшее исковое заявление (заявление, жалобу);
- процессуальные действия - отказ в принятии искового заявления (заявления, жалобы) или его возвращение либо возбуждение производства по делу;
- процессуальная форма - соответствующее определение.
После принятия искового заявления и возбуждения производства по делу следует стадия подготовки дела к судебному разбирательству.
К задачам этой стадии хозяйственного процесса относятся: 1) разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса; 2) определение законодательства, которым следует руководствоваться, и установление правоотношений сторон; 3) определение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; 4) представление и истребование необходимых доказательств; 5) установление времени и места судебного заседания.
Основной стадией хозяйственного процесса является судебное разбирательство.
На этой стадии разрешаются споры и рассматриваются дела по существу, дается окончательный ответ на предъявленные требования и представленные возражения. Разбирательство дела осуществляется в судебном заседании, которое завершается вынесением решения или определения о прекращении производства по делу либо определения об оставлении иска без рассмотрения.
Следующей возможной стадией хозяйственного процесса является пересмотр судебных актов в кассационной инстанции.
По кассационным жалобам лиц, участвующих в деле, и кассационным протестам прокуроров на этой стадии хозяйственного процесса проверяется законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу.
Очередной (также проверочной) стадией хозяйственного процесса может быть пересмотр судебных актов в порядке надзора.
Эта стадия хозяйственного процесса предназначена для проверки законности судебных актов, вступивших в законную силу, по надзорным протестам должностных лиц хозяйственных судов и органов прокуратуры.
Возможен также пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. На этой стадии по заявлениям лиц, участвующих в деле, либо по представлениям должностных лиц, правомочных на принесение надзорных протестов, судебные акты, вступившие в законную силу, могут быть отменены, а дело может быть рассмотрено по правилам одной из предыдущих стадий хозяйственного процесса при наличии определенных обстоятельств.
Завершающей стадией хозяйственного процесса является исполнение судебных и иных актов.
Добровольное и принудительное исполнение судебных актов, а также актов некоторых других органов, права и обязанности должника, взыскателя, судебных исполнителей хозяйственных судов реализуются на этой стадии хозяйственного процесса.
Помимо стадий хозяйственного процесса ХПК предусматривает также различные виды хозяйственного судопроизводства.
В зависимости от критериев можно различить несколько классификаций видов хозяйственного судопроизводства.
Выделяют следующие виды судопроизводства: исковое; приказное; производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение; производство по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении. Если принимать данную классификацию, то к названным видам следует отнести также производство по делам о банкротстве. В основу такой классификации положены процессуальные особенности рассмотрения отдельных категорий споров и дел хозяйственным судом первой инстанции.
При применении смешанного способа классификации видов хозяйственного судопроизводства выделяются: приказное; исковое; производство по делам о. банкротстве; производство по рассмотрению дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение; производство по рассмотрению жалоб на нотариальные действия или отказ в их совершении; кассационное; надзорное; о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам; исполнительное.
Теория права исходит из того, что источник права -способ официального выражения, закрепления правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы1.
Под источниками хозяйственного процессуального права подразумеваются законодательные акты, регулирующие порядок судопроизводства в хозяйственных судах. К ним относятся:
- Конституция Республики Беларусь. Первым по значимости источником хозяйственного процессуального права, как и других отраслей права, является Основной Закон Республики Беларусь. В нем хозяйственные суды отнесены к органам судебной власти, закреплены основные принципы судопроизводства, порядок назначения судей хозяйственных судов и другие основные начала их деятельности;
-международные договоры Республики Беларусь. Установлен приоритет международного договора Республики Беларусь перед другими законодательными актами: если международным договором Республики Беларусь предусматриваются иные правила, чем те, которые содержатся, например, в ХПК, то применяются правила международного договора;
ХПК. В нем подробно освещены принципы судопроизводства в хозяйственных судах, положения о подведомственности и подсудности споров, состав лиц, участвующих в деле, приказное производство, порядок предъявления иска, разрешения споров, обжалования и пересмотра судебных актов и другие вопросы процессуальной деятельности хозяйственных судов;
Закон о хозяйственных судах. В этом Законе определены задачи хозяйственных судов, основные принципы их деятельности, права и обязанности судьи хозяйственно--го суда, в том числе председателей судов и их заместителей, полномочия коллегиальных органов (Пленума и Президиума ВХС, коллегий и судебных составов) и иные вопросы;
другие законы Республики Беларусь. Перечень таких законов весьма обширен, и их условно можно подразделить на несколько групп:
законы, которые помогают определить подведомственность споров хозяйственному суду. К ним, в частности, относятся: законы «Об объектах, находящихся только в собственности государства», «О предпринимательстве в Республике Беларусь», «О предприятиях», «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» и многие другие. Необходимо отметить специфику этих источников. Они регулируют отношения сугубо в сфере экономики, хозяйствования, предпринимательства. Одновременно в них содержатся нормы, определяющие компетенцию, в том числе исключительную, определенных органов управления коммерческих организаций (общего собрания, правления, советов и комитетов). В совокупности с нормами процессуальными нормы перечисленных законов позволяют разграничить компетенцию хозяйственных и общих судов, других государственных и иных органов;
законы, предусматривающие особенности рассмотрения отдельных категорий дел, а также исполнения судебных и иных актов. Это прежде всего Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», а также законы Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде», «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» и др.
В законах регулируются и другие процессуальные вопросы, например, связанные с судебными расходами, - в Законе «О государственной пошлине»;
- декреты и указы Президента Республики Беларусь. В их число, в частности, входят: декреты от 29 сентября 1997 г. № 17 «Об образовании Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь», от 12 марта 2003 г. № 9 «О совершенствовании хозяйственного судопроизводства», указы от 8 октября 1997 г. № 507 «О создании Службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь», от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» и др.
Нормы, регулирующие некоторые хозяйственные процессуальные правоотношения, содержатся также в постановлениях Правительства и постановлениях Пленума Высшего Хозяйственного Суда.
Так, постановлением Правительства от 30 января 1998 г. № 147 утверждено Положение о Службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь. В нем отражены права и обязанности судебных исполнителей, в том числе процессуальные. Постановлением Правительства от 26 марта 2003 г. № 402 (в ред. постановлений Правительства от 2 июля 2003 г. № 899 и от 8 октября 2003 г. № 1275) утверждены ставки государственной пошлины.
Среди постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда можно назвать следующие: от 25 июля 2000 г. № 5 «О Регламенте Президиума Высшего Хозяйственного Суда», от 7 июня 2001 г. № 2 «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении дел в суде первой инстанции», от 22 июля 2000 г. № 7 «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении дел в кассационной инстанции», от 22 июля 2000 г. № 8 «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении дел в порядке надзора», от 23 декабря 2003 г. № 11 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)» и др.
Постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда не относятся к числу источников хозяйственного процессуального права. Однако они имеют большое значение для совершенствования судебной практики, обеспечения ее единообразия в Республике Беларусь.
Таким образом, источники хозяйственного процессуального права:
представляют собой систему (включают в себя нормы организационные, нормы процессуальные и специальные нормы);
отличаются спецификой, присущей только данной отрасли права (экономическая составляющая в спорах, особенности регулирования отношений, связанных с банкротством юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
имеют высокую степень развития и перспективность.
Хозяйственное процессуальное право - отрасль права, наука,
учебная дисциплина
Понятие хозяйственного процесса нельзя смешивать с понятием хозяйственного процессуального права как самостоятельной отрасли права.
Под отраслью права понимается совокупность взаимосвязанных, обособленных юридических норм, регулирующих при помощи специфического метода обширный круг общественных отношений, обладающих внутренним единством, отличительными свойствами, качественным своеобразием1.
Вопрос об отраслевой принадлежности норм, регулирующих порядок рассмотрения дел хозяйственными судами Республики Беларусь, у нас в стране практически не дискутировался.
В бытность СССР, а также в Российской Федерации после распада СССР аналогичный вопрос о нормах, регулирующих деятельность арбитражных судов, некоторое время был дискуссионным. Одни авторы относили такие нормы к гражданскому процессу1, другие (и таких большинство) говорят о самостоятельном месте арбитражного процесса в структуре права2.
Многие из предлагаемых решений этого спорного вопроса утратили значение и оказались несостоятельными после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Согласно Конституции РФ арбитражные суды и суды общей юрисдикции составляют две самостоятельные ветви судебной власти, поэтому арбитражный процесс предлагается рассматривать как самостоятельную процессуальную систему.
Указанное характерно и для хозяйственных судов и хозяйственного процессуального права в Республике Беларусь после принятия Конституции 1994 года, а также новых Закона о хозяйственных судах и ХПК (1998 г.).
Несмотря на определенную схожесть функций и задач, ' стоящих перед общими и хозяйственными судами, отождествлять их нельзя. Хозяйственные суды существенно отличаются от общих судов по порядку и формам деятельности, организационному построению и компетенции, правовому положению отдельных участников процесса и т.п.
Хозяйственные суды имеют свою обособленную систему нормативных актов (источников), регулирующих их организацию и структуру, компетенцию и порядок деятельности, которая рассмотрена выше. В соответствии с названными законодательными актами хозяйственные суды, как и общие суды и Конституционный Суд, занимают особое положение в системе государственных органов государственной власти Республики Беларусь. Хозяйственный суд полностью независим и не подотчетен в своей деятельности другим ветвям власти. В связи с этим можно говорить о трех ветвях судебной власти и в Республике Беларусь.
Хозяйственные суды, как и общие суды, выполняют важную государственную функцию по осуществлению правосудия, но в специфической сфере - предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. Следовательно, нормы, регулирующие деятельность хозяйственных судов, имеют свой субъект, объект регулирования и содержание.
Существует определенная специфика и предмета хозяйственного судопроизводства - хозяйственных (экономических) споров. При рассмотрении конкретных дел хозяйственный суд вникает не только в правовые вопросы, но и в экономические, финансовые, налоговые и др. Таким образом, хозяйственный суд оказывает влияние на производственно-хозяйственную деятельность не только спорящих сторон, но и других субъектов хозяйствования.
О самостоятельности хозяйственного судопроизводства свидетельствуют и иные обстоятельства.
Так, Гражданский кодекс (ГК) (ст. 3) отнес акты Высшего Хозяйственного Суда (постановления Пленума) наравне с актами Верховного Суда и Конституционного Суда к источникам гражданского законодательства. А Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (ст. 2) называет среди других нормативных актов, регулирующих общественные отношения, постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда.
Все перечисленное выше свидетельствует о том, что хозяйственное процессуальное право является самостоятельной отраслью права, которая имеет свои специфические субъект, объект регулирования и содержание. Специфичность метода хозяйственного процессуального права заключается в том, что для хозяйственного судопроизводства, больше чем для любого другого способа регулирования спорных правоотношений, присущ принцип арбитрирования и даже медиаторства (посредничества). Их смысл заключается в том, что хозяйственный суд не только принимает меры к примирению сторон, но способствует сохранению и развитию между спорящими сторонами по гражданским и другим экономическим спорам нормальных деловых, партнерских отношений.
Самостоятельность отрасли хозяйственного процессуального права базируется не только на том, что она призвана обслуживать самостоятельную систему органов правосудия - хозяйственные суды, имеющие принципиально важное значение для развития экономики, но и на степени развития источников этой отрасли, о чем указывалось выше.
Хозяйственное процессуальное право - право кодифицированное. Процессуальные нормы, закрепляющие право на обращение в хозяйственный суд, принципы хозяйственного процесса, состав суда, подведомственность и подсудность, доказательства в хозяйственном процессе, правовое положение лиц, участвующих в деле, и некоторые другие нормы составляют общую часть данной отрасли права.
Нормы, регулирующие процессуальные отношения, возникающие и развивающиеся на соответствующих стадиях процесса, относятся к особенной части хозяйственного процессуального права.
Хозяйственное процессуальное право включает и специальные процессуальные нормы, предусматривающие специфику возбуждения и рассмотрения отдельных категорий дел: о банкротстве, о признании актов государственных и иных органов недействительными и др.
Хозяйственное процессуальное право как наука есть совокупность правовых знаний, взглядов, идей и представлений о хозяйственном судопроизводстве в Республике Беларусь и его аналогах за рубежом, экономической его направленности, истории, закономерностях, принципах и тенденциях развития.
Наука хозяйственного процессуального права имеет небольшую историю. Наиболее существенные научные исследования по хозяйственному (арбитражному) процессуальному праву выполнены во второй половине XX ст.: в период, когда активно полемизировалась правовая природа арбитража в рамках бывшего СССР и после, когда во всех суверенных государствах СНГ (бывших союзных республиках) шел процесс преобразования органов арбитража в полноценные органы судебной власти.
Хозяйственный процесс как учебная дисциплина изучает совокупность правовых норм, регулирующих организацию, компетенцию и порядок деятельности хозяйственных судов Республики Беларусь. Соответствующие нормы хозяйственного процессуального права изучаются с учетом применения их на практике хозяйственными судами. В рамках этой учебной дисциплины изучается также роль и значение третейского разбирательства споров, возникающих в сфере экономических (хозяйственных) отношений.
Соотношение хозяйственного процессуального права с другими
отраслями права
Нормы хозяйственного процессуального права находятся во взаимодействии и взаимосвязи с нормами других отраслей права, в первую очередь с нормами:
конституционного права, которые определяют правовую природу хозяйственных судов как органов одной из ветвей государственной власти - судебной, устанавливают ее роль в обществе, основные принципы хозяйственного судопроизводства. Исходя из принципов верховенства права, приоритета Конституции Республики Беларусь над другими законодательными актами, а также международного договора Республики Беларусь над национальным законодательством, судьи хозяйственных судов при осуществлении правосудия вправе поставить вопрос о признании соответствующего нормативного акта неконституционным либо о признании ненормативного акта недействительным;
гражданского, административного, налогового, финансового, земельного и других отраслей материального права, которые предопределяют субъектный состав по рассматриваемым хозяйственными судами спорам и характер спорных правоотношений;
гражданского процессуального права, которые регулируют отношения, связанные с рассмотрением гражданских дел в системе общих судов, имеют большое сходство с нормами хозяйственного процессуального права и могут применяться в хозяйственном судопроизводстве в порядке аналогии закона.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 1/0 от 04.01.1999) (с изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.).
Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года. Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года.
Борико С.В. Судоустройство: Учебник. - Мн.: Амалфея, 2000.
Завадская Л.Н. Реализация судебных решений. М: Наука, 1982.
Мартинович И.И., Пастухов М.Н. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Минск, 1995.
Каменков В.С., Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2007 - 221с.
Практикум по хозяйственному процессу: Учебное методическое пособие / В.С. Каменков, С.В. Лунев, В.В. Жандаров, А.А. Гариовский: Под общ. ред. В.С. Каменкова. - Мн.: Амалфея, 2000. - 208 с.