Киевская Русь
Итак, в начале Х-го века отдельные славянские государства - Новгородское, Киевское и другие - объединились по властью князя Олега. Обладание одновременно Новгородом и Киевом делало Олега полным хозяином реки Днепр. Более мелкие славянские князья должны были ему подчиняться, и таким образом произошло объединение славянских племен. Объединение это получило название Русь. Центром Руси стал город Киев, который в летописях называют "матерью городов русских".
При князе Владимире Киевская Русь приняла от греков православие. Так называется греческое христианство в отличие от христианства западно- европейского. Крещение Руси произошло в 988-ом году, и с этого времени начался расцвет Киевского государства. Память о князе Владимире, которого Церковь считает святым, сохранилась в русских народных песнях или былинах. В этих былинах, в сказочной форме, могучие богатыри из дружины князя Владимира храбро защищают русскую землю от врагов - жителей степей. (На картине известного русского художника В. М. Васнецова изображены три таких богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.)
Рост значения Киевской Руси отразился прежде всего в широких родственных связях киевских князей с государствами Польши, Германии, Франции, Чехии, Византии и скандинавских стран. Затем установились более тесные торговые и культурные связи с государствами Западной Европы и в особенности с Византией, бывшей в то время наиболее культурным государством.
Хозяйство в Киевской Руси было натуральное, то-есть такое, в котором каждое отдельное хозяйство удовлетворяло в основном свои нужды. Однако в городах в XI веке уже существовало производство на местный рынок. Некоторые предметы первой необходимости, как платье, обувь, приобретались на рынке. Предметы роскоши и ювелирные изделия привозились из Византии и с Востока. В то же время киевские ремесленники создали собственное высокое искусство, образцы которого сохранились до наших дней. Процветало кузнечное ремесло; русские оружейники выделывали прекрасные мечи и другое оружие. В городах образовалась особая группа населения - купцы, которые занимались скупкой местных товаров и перепродажей их в другие города и за границу, а взамен привозили на продажу иноземные товары.
Киев стал застраиваться каменными храмами и зданиями, украшенными живописью и мозаикой; был построен Софийский собор. Иностранцы, приезжавшие в Киев, поражались его великолепию и называли его "соперником Константинополя".
Принятие русскими христианства способствовало распространению просвещения. Письменность возникла у славян еще до принятия христианства. За сто лет до крещения Руси славянские миссионеры Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку (эта азбука называется "кириллица") и перевели греческие церковные книги на славянский язык. Братьев Кирилла и Мефодия называют "апостолами славян". Обе церкви - римско-католическая и православная - считает их святыми.
В Киевскую Русь проникло значительное количество книг из Болгарии. Кроме того переводились на русский язык с греческого книги, как духовного, так и светского содержания. Возникли оригинальные русские произведения. К этому же времени относятся первые попытки составить историю Руси.
Главными источниками просвещения на Руси описываемого периода были монастыри. Среди них Печерский монастырь в Киеве, как по величине, так и по значению, занимает первое место. В этом монастыре различные исторические записи были переработаны в обширное сочинение, где говорились "откуда пошла русская земля". В монастырях развивалась живопись икон и ими украшались церкви и соборы. Лучшие образцы искусства Византии, Закавказья и других стран способствовали формированию древне-русской культуры, которая впоследствии и легла в основу национальных культур русского, украинского и белорусского народов.
При сыне Владимира Святого - Ярославе Мудром - был составлен первый свод законов "Русская Правда". При нём же Киевская Русь стала одним из ведущих европейских государств, а город Киев - одним из важнейших культурных центров тогдашней Европы. Многие европейские монархи старались породниться с могущественным киевским князем. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля. Три его сына имели жёнами дочерей европейских монархов, а три дочери Ярослава стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.
Внук Ярослава Мудрого - Владимир Мономах - сделал много для укрепления киевских земель и расширения связей с Западом. Как истинный христианин, он был гуманным правителем, запретившим смертную казнь. Он успешно защищал русские земли от набегов воинственных кочевников.
Вскоре после смерти Владимира Мономаха началась борьба за власть между его сыновьями и внуками. Киевская Русь разделилась на отдельные мелкие княжества и стала приходить в упадок.
Начиная с конца XI века, в степях, лежавших вдоль берегов Чёрного моря, появился новый кочевой народ - половцы. Пользуясь раздорами между русскими князьями, половцы начали совершать опустошительные набеги на русские земли. Борьба с ними сделалась одной из главных забот русских князей. Замечательное произведение русской литературы того времени "Слово о полку Игореве" рассказывает о неудачном походе князя Игоря на половцев в 1185 году.
Под влиянием неблагоприятных условий, сложившихся в Киевской Руси, в XII веке начинается движение населения на северо-восток, в лесные области средней части Европейской России. Там усиливается Владимиро-Суздальское княжество и туда же постепенно переносится центр тяжести русского государства. В XIII-ом веке начинает возвышаться город Москва, князья которого уже в ХIУ веке выступают в роли "собирателей" русских земель вокруг своего княжества.