Социально-экономические последствия расширения Европейского Союза для России и Беларуси

Евросоюза являются Германия, Великобритания, Нидерланды и Италия, на долю которых в 2002 г. приходилось соответственно 35,6; 19,2; 12,4 и 11,8 % ее товарооборота с ЕС в целом и 16,2; 8,7; 5,6 и 5,4 % общего товарооборота республики со всеми странами вне СНГ.

В 2003 г. при общем увеличении объема внешнего товарооборота Республики Беларусь на 25,5 % с Великобританией он увеличился на 81,3 %, Нидерландами — на 39,7, Италией — на 21,4, Германией — на 19,3 %. Более быстрыми темпами вырос товарооборот Республики с такими странами Евросоюза, как Франция, Швеция и Италия, которые также вошли в число 15 основных внешнеторговых партнеров нашей страны и на их долю в 2003 г. приходилось соответственно 2,1; 2,0 и 1,8 % внешнеторгового оборота Беларуси со странами вне СНГ.

Необходимо отметить, что в последние годы, несмотря на значительные политические затруднения, торговля с Евросоюзом развивается достаточно устойчиво. Определилась тенденция сокращения отрицательного сальдо торгового баланса за счет роста экспорта белорусских товаров в страны ЕС. Беларуси удалось добиться некоторого смягчения антидемпинговых санкций ЕС в отношении ряда своих товаров.

Во взаимной торговле между Республикой Беларусь и Евросоюзом применяется режим наибольшего благоприятствования. С начала 1993 г. Беларусь была включена в список стран, пользующихся преимущественно общей системой преференций ЕС. Благодаря этому около 80 % белорусских товаров экспортируется на рынки ЕС по заниженным ставкам таможенных пошлин или беспошлинно.

Вместе с тем, расширению интеграционных связей нашей страны с Евросоюзом препятствуют применяемые им импортные квоты и антидемпинговые меры в отношении текстильной, химической и металлургической промышленности. Санитарные и фитосанитарные защитные меры ЕС серьезно затрудняют поступление на европейский рынок сельскохозяйственной продукции. Необходимо отметить, что многие белорусские текстильные изделия не только не уступают, но по ряду из них даже превосходят западноевропейские аналоги. Однако в целях защиты своих производителей страны ЕС ввели квоты на импорт белорусских текстильных товаров, что не позволяет отечественным экспортерам в полной мере использовать возможности для реализации своей продукции ж внешнем рынке.

С расширением Евросоюза возрастет его роль во внешнеэкономических связях с Беларусью, так как 6 из 10 стран, вступивших в ЕС в 2004 г. (Латвия, Польша, Литва, Венгрия, Чехия, Эстония) входят в число основных партнеров Республики Беларусь и на их долю в 2002 г. приходилось соответственно 8,7; 7,7; 5,7; 1,5; 1,4 и 1,0 % общего товарооборота со странами, не входящими в СНГ.

Присоединившиеся к Евросоюзу в 2004 г. страны являются важным рынком сбыта продукции белорусских предприятий, на их долю в 2003 г. приходилось 32,5 % всего экспорта товаров республики в страны вне СНГ, что немногим меньше, чем во все 15 стран прежнего ЕС (39%). Таким образом, в целом на долю Евросоюза с учетом присоединившихся к нему с 1 мая 2004 г. стран приходится 71,5 % экспорта Беларуси в страны вне СНГ и почти треть всего белорусского экспорта. В 2002г. в общем объеме белорусского экспорта на страны-кандидаты в члены Евросоюза приходилось 45,8 % общего объема экспорта Нефтепродуктов, 15,3 % тракторов, 80,7 % азотных и 11,9 % калийных удобрений, 7,6 % химических волокон, 41,9 % необработанных лесоматериалов.

При вступлении новых стран в ЕС структура экспорта Беларуси в эти страны безусловно изменится. Последствия расширения Евросоюза имеют неоднозначное значение для национальной экономики Беларуси, так как вступление в ЕС государств, имеющих значительные интеграционные связи с нашей страной, обусловливают изменение их внешнеэкономической политики, включая использование единых мер регулирования внешней торговли, принятых в ЕС.

Введение этими странами антидемпинговых пошлин, аналогичных действующим в ЕС, приведет к сокращению поставок на европейский рынок из Беларуси продукции химической промышленности, особенно удобрений. Использование соседними странами — новыми членами ЕС более жестких стандартов и норм в области экологии, энергопотребления и безопасности серьезно осложнит экспорт продукции белорусских машиностроительных предприятий и потребует дополнительных затрат на повышение ее конкурентоспособности.

Вместе с тем, учитывая, что в Европейском союзе уровень таможенных пошлин ниже, чем во вновь вступивших странах, условия экспорта белорусских товаров на их рынки в целом могут улучшиться. Присоединение вновь вступающих в ЕС стран к валютному союзу позволит также белорусским экспортерам снизить издержки, связанные с использованием во внешнеторговых операциях различных национальных валют.

Национальная внешнеэкономическая политика Республики Беларусь в условиях расширения Евросоюза должна строиться на максимальном наращивании экспорта услуг, а также маломатериалоемкой и наукоемкой продукции. Учитывая, что Беларусь будет иметь общую границу с ЕС протяженностью 1200 км, нашей стране следует существенно наращивать услуги по складированию, хранению и дистрибуции товаров.

Руководство Евросоюза декларирует свое желание о расширении сотрудничества во всех сферах с соседями на новых границах. Такая политика ЕС по отношению к новым соседям, в том числе Беларуси, изложена в концепции "Широкой Европы" и программах добрососедства Евросоюза. Предлагается участие сопредельных с ЕС стран в едином рынке без фактического вступления в Евросоюз. В этих условиях для Беларуси важно расширение приграничной инфраструктуры, разработка программ трансграничного сотрудничества и активизация работы в рамках еврорегионов "Буг", "Неман", "Озерный край", "Беловежская пуща".

Ориентированная на экспорт национальная экономика Беларуси не позволяет ей замкнуться в узкогеографических границах постсоветского и европейского пространств и требует поиска новых рынков сбыта продукции во всех частях света.

Таким образом, расширение Европейского Союза в 2004 г., когда были приняты многие государства ЦВЕ, может оказаться для Беларуси как позитивным, так и негативным моментом. Это связано с довольно высокой долей экспорта Беларуси в ЕС товаров и услуг. Особенно это касается новых принятых стран. Ведь в Европе действуют гораздо более жесткие правила стандартизации, экологии и т.д. Все это приводит к увеличению издержек белорусских производителей, что снижает их конкурентоспособность в ЕС. С другой стороны с объединением стран ЦВЕ с ЕС все правила унифицируются, что позволит проще вести торговлю, к тому же со вступлением данных стран в зону евро белорусские экспортеры снизят издержки на валютных курсах.


4 Расширение Европейского союза и экономические интересы России


Расширение Европейского союза кардинальным образом меняет лицо европейского континента и создает принципиально новую ситуацию для России в Европе. Последствия расширения для России будут масштабными и проявятся практически на всех направлениях внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности российского государства, а также отразятся на его гражданах и деловых кругах, взаимодействующих в той иной форме с Европой.

Отношения с Европейским союзом не всегда рассматривали из безусловных приоритетов внешней политики, и в настоящее время политическое руководство страны, очевидно, не сделало окончательный выбор в пользу варианта преимущественной внешнеполитической ориентации. Возможность свободного маневра в зависимости от конкретной международной обстановки представляется для политической верхушки более предпочтительным вариантом стратегии.

Однако быстрое развитие интеграционных процессов в Европе создает принципиально иную ситуацию. Расширение ЕС за счет включения стран Центральной и Восточной Европы, традиционных партнеров России, самих по себе являвшихся зоной первоочередных внешнеполитических интересов России, делает все более явным и непреложным тот факт, что западноевропейское направление российской внешней политики выдвигается на первый план.

Подтверждением этого тезиса может являться, например, послание президента России В. Путина лидерам стран ЕС по "калининградской проблеме", направленное 29 августа 2002 г., в котором выражается «последовательное намерение России вести дело к углублению взаимодействия с Европейским союзом, постепенно приобретающего реальные очертания стратегического партнерства».

Учитывая важность и значимость взаимоотношений, как Евросоюз так и Россия разработали свои долгосрочные программы развития всестороннего сотрудничества. На заседании глав государств и правительств стран - членов ЕС в Кельне (3-4 июня 1999 г.) была утверждена "Коллективная стратегия Европейского союза по отношению к России", в которой Евросоюз определил свои стратегические цели в отношениях с Россией. Он, в частности, подтвердил твердое намерение работать с Россией на федеральном, региональном и местном уровнях по оказанию содействия успешному развитию процесса политической и экономической перестройки России в целях укрепления стратегического партнерства между Евросоюзом и Россией на рубеже нового тысячелетия. Европейский союз признает, что будущее России является важным элементом в будущем всего континента и представляет стратегический интерес для Евросоюза.

Россия разработала и представила на встрече руководителей России и ЕС в Хельсинки (10 декабря 1999 г.) свою "Стратегию развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.)", которая определяет цели развития взаимоотношений России с Евросоюзом на ближайшее десятилетие и средства их достижения.

Основными целями "Стратегии развития..." определены обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире путем создания надежной общеевропейской системы коллективной безопасности, привлечение хозяйственного потенциала и управленческого опыта Евросоюза для содействия развитию социально ориентированной рыночной экономики России, базирующейся на принципах справедливой конкуренции, и дальнейшему строительству демократического правового государства.

«Стратегия развития...» направлена на формирование и укрепление стратегического партнерства России и ЕС в европейских и мировых делах, предупреждение и разрешение совместными усилиями локальных конфликтов в Европе с упором на главенство международного права и неприменения силы. Она предполагает построение единой Европы без разделительных линий, проведение курса на взаимосвязанное и сбалансированное усиление позиций России и ЕС в рамках мирового сообщества XXI в.

Однако как стратегия ЕС в отношении России, так и стратегия России в отношении ЕС, равно как и другие документы, принятые до настоящего времени по регулированию взаимоотношений сторон пока не учитывают в достаточной степени фактор расширения ЕС и характер его воздействия на перспективу. В любом случае необходима стратегическая оценка потенциальных рисков и благоприятных возможностей, которые несет с собой "расширенная Европа" для России.

Расширение ЕС непосредственно затрагивает интересы России, граничащей с ЕС и имеющие в лице Евросоюза основного внешнеэкономического и внешнеполитического партнера.

Влияние расширения прежде всего связано с тем, что на новые государства-члены распространятся единые правила в области стандартов, сертификации, таможенной процедуры, правил транзита и порядка предоставления услуг, включая банковский, страховой секторы и телекоммуникации. Государства вступающие в Союз должны будут безоговорочно принять условия объединения по тем параметрам, которые характеризуют основные формы и принципы функционирования ЕС (именно они и обобщены в "acquis conmunautaire"), а по многим позициям - взять на себя обязательства еще до своего присоединения к интеграционной группировке. При этом Евросоюз и страны-кандидаты часто уделяли недостаточное внимание, а иногда и вовсе игнорировали интересы России до тех пор, пока сама Россия не заняла более настойчивую и активную позицию, настоятельно предлагая принять во внимание ее интересы.

Анализ влияния расширения ЕС на интересы России приобретает в настоящее время особую актуальность. Уже первичное изучение этого вопроса показывает, что ближайшие последствия вступления стран - кандидатов в Евросоюз оказались для России неоднозначными - как отрицательными, так и положительными. Существуют оценки экспертов о влиянии расширения на торгово-экономические и политические взаимоотношения России со странами ЦВЕ, являвшимися нашими традиционными партнерами. Совершенно очевидно, что это влияние будет не только преимущественно негативным, как склонны были считать первоначально многие специалисты, но и позитивным. Причем многие расходятся во мнении о том, что перевесит в общем балансе: позитивное или негативное. Такие расхождения во мнениях понятны и объяснимы -баланс воздействия будет во многом зависеть от политики самой России.

Таким образом, не так уж важно представлять, что именно перевесит в момент расширения. Гораздо существеннее, что для наращивания позитивных элементов и преодоления негативных последствий на перспективу наиболее естественным, а возможно и единственным, представляется вариант достижения максимально возможного сближения с ЕС по максимально широкому фронту областей сотрудничества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


К концу 1990-х г.г. Европейский Союз представлял из себя развитую интеграционную группировку с четко прописанными сферами компетенции отдельных институтов и механизмами их функционирования, членство в которой помогло странам-участникам обеспечить довольно высокие темпы экономического развития, высокие жизненные стандарты, возможность координации внешней и оборонной политики.

ЕС естественным образом рассматривался странами ЦВЕ, пережившими на рубеже 1980-1990-х г.г. глубокий трансформационный шок, как центр экономического и политического притяжения, с которым необходимо установление стабильных контактов с целью ответа на вызовы глобальной перестройки международных отношений, обусловленных развалом мировой социалистической системы, началом социально-экономических трансформаций в большой группе стран.

В процессе расширения ЕС было очень много споров: а так ли это хорошо объединяться с постсоциалистическими государствами. Сторонники расширения подчеркивали, что только таким образом можно поддержать весь процесс европейской интеграции, иначе будут подвергнуты сомнению основные принципы построения Европейского Союза (в основополагающих договорах утверждается, что любое европейское государство может стать членом ЕС). Значительная группа влиятельных политиков наставала на том, что прием новых членов должен происходить постепенно, не блокируя новые волны расширения. Они предсказывали, что новые члены станут реципиентами бюджета ЕС, что не может не вызвать негативных реакций со стороны наиболее слабых "старых" членов ЕС, а также не сказаться на всем экономическом развитии Евросоюза.

Расширение ЕС влияло не только на государства, включаемые в данный союз, но и такие государства, которые имели с ними торговые связи: Россия, Беларусь и т.д. Расширение Европейского Союза в 2004 г., когда были приняты многие государства ЦВЕ, может оказаться для Беларуси как позитивным, так и негативным моментом. Это связано с довольно высокой долей экспорта Беларуси в ЕС товаров и услуг. Особенно это касается новых принятых стран. Ведь в Европе действуют гораздо более жесткие правила стандартизации, экологии и т.д. Все это приводит к увеличению издержек белорусских производителей, что снижает их конкурентоспособность в ЕС. С другой стороны

Что касается России, то здесь также не все так однозначно. Существуют оценки экспертов о влиянии расширения на торгово-экономические и политические взаимоотношения России со странами ЦВЕ, являвшимися нашими традиционными партнерами. Совершенно очевидно, что это влияние будет не только преимущественно негативным, как склонны были считать первоначально многие специалисты, но и позитивным. Причем многие расходятся во мнении о том, что перевесит в общем балансе: позитивное или негативное.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Беларусь и «большая Европа» в поисках геополитического самоопределения О. Манаев и др.. - Новосибирск: Водолей, 2007. - 439 с.

Бойков П.В. Развитие отношений Евросоюза и СНГ / П. В. Бойков. - Минск: Право и экономика, 2008. - 193 с.

Володькин А.А. Трансформация отношений ЕС и НАТО с государствами Балтийского региона в 1991—2004 гг.: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук: 07.00.15 / Володькин Андрей Александрович. - Минск, 2009. - 23 с.

Гусев, А. С. Политические аспекты энергетического диалога РФ и ЕС: проблемы и перспективы / Гусев Александр Сергеевич: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук: 23.00.02. - Нижний Новгород, 2009. - 28 с.

Дорняк, И. И. Расширение ЕС: взгляд из Минска и Варшавы / И. И. Дорняк // С. 81―87

Евстигнеев В.Р. Валютно-финансовая интеграция в ЕС и СНГ: сравнительный семантический анализ / В. Р. Евстигнеев. - Москва: Наука, 1997. – 270 с.

Луконин Д.С. Расширение Европейского Союза на восток: проблемы взаимной адаптации стран Центрально-Восточной Европы и ЕС: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.14 / Луконин Дмитрий Сергеевич. - Москва, 2006. - 22 с.

Прокофьева Н.Г. Международные организации и объединения: курс лекций / Н. Г. Прокофьева. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. - 165 с. – (Система открытого образования).

Расширение Европейского Союза и Республика Беларусь на новой границе: Материалы науч.-практ. конф., Минск, 18-19 мая 2004 г.: В 2 ч. / Редкол.: В.Н. Шимов (отв. ред.) и др.. - Мн.: БГЭУ, 2004.

Расширение ЕС на восток: Предпосылки, проблемы, последствия / А.В.Авилова, Н.К. Арбатова, Е.М. Бурнаева и др.. - М.: Наука, 2003. - 343 с.

Фадеева Т.М. Европейский союз и Российская Федерация: две модели федерализма: аналитический обзор / Т. М. Фадеева. - Москва: ИНИОН РАН, 2007. - 101 с.