Новые методы определения и расчета экономической эффективности инвестиций
$.Данные по приведенным выше показателям могут быть либо в целом по предприятию, угольной компании, акционерному обществу, отрасли, экономике страны в целом, либо в расчете на единицу продукции.
Эта зависимость выражает отношение результатов как капитальных, так и текущих эксплуатационных затрат к общему результату хозяйственной деятельности предприятия в виде выручки от реализации товарной продукции.
Данным показателем можно пользоваться для оценки экономической эффективности капитальных затрат как отдельного проекта, так и группы предприятий (ОАО, ЗАО, угольные компании и т. д.), отрасли, региона или национального хозяйства страны в целом (в последнем случае налоги не следует исключать из данного выражения, поскольку они являются составной частью государственного бюджета и национального дохода страны).
В случае необходимости выделения из общей экономической эффективности эффективность только инвестиций или, напротив, эффективность текущих эксплуатационных затрат достаточно лишь найти долю каждого из них в суммарных затратах, а затем, умножая эту долю на общую величину экономической эффективности, получим соответственно искомую величину экономической эффективности инвестиций (капитальных вложений) или экономическую эффективность текущих эксплуатационных затрат, что также немаловажно для оценки эффективности текущей хозяйственной деятельности предприятий, а также хозяйственно-экономических условий, в которых будут функционировать намечаемые к вложению в создание дополнительных производственных мощностей капиталовложения. В общем случае удельный вес (или доля) капитальных затрат в общей сумме и капитальных, и эксплуатационных затрат определяется из следующего соотношения:
▲К = А : (А + С) ( ), а доля эксплуатационных издержек определится из соотношения: ▲С = (С - А) : С ( ), где :
▲К – удельный вес капитальных вложений в общей сумме капитальных и эксплуатационных затрат на производство продукции, руб/руб;
А – амортизационные отчисления (как превращенная форма капитальных вложений), получаемые через начисления на вновь вводимые основные фонды, образующиеся за счет капиталовложений, экономическую эффективность которых требуется определить;
С – себестоимость продукции, включающая в себя эксплуатационные издержки производства и амортизационные отчисления (С = И + А) (61);
И – эксплуатационные издержки производства;
▲С – доля текущих эксплуатационных издержек на производство товарной продукции.
В горнодобывающих отраслях промышленности, в частности в угольной отрасли, в качестве удельного веса инвестиций в строительство новых или реконструкцию (расширение, техническое перевооружение) действующих угольных шахт и разрезов вместо превращенной формы капиталовложений в виде амортизационных отчислений целесообразнее принять капиталоемкость добываемого угля, которую можно определить из следующего равенства:
Ке = (Кm х qn) : Z ; ( 62 ), где:
Ке – капиталоемкость добываемого угля на вскрываемом горизонте, руб/т;
Z - запасы угля на вскрываемом горизонте, т;
Кm - расчетный объем капитальных вложений с учетом продолжительности строительства и размера учетной ставки за кредит на строительство предприятия, млн. руб;
qn – учетная ставка за кредит в долях единицы, n – срок окупаемости капитальных вложений, лет.
Тогда доля капиталовложений в общей сумме капитальных и эксплуатационных затрат составит: ▲К = Ке : (Ке + С - А) ( 63 ),
В результате установления соотношений капитальных и текущих эксплуатационных затрат в общей сумме затрат представляется возможным определить величину экономической эффективности по каждому из указанных направлений:
Экономическая эффективность капитальных вложений:
Эк = ▲К х Э ( 64 ) и Ээ = ▲С х Э ( 65 ) где:
Эк - экономическая эффективность капитальных затрат, руб/руб ($/$)
Э – общая экономическая эффективность капитальных и текущих эксплуатационных затрат, руб/руб ($/$)
Ээ- экономическая эффективность текущих эксплуатационных затрат, руб/руб ($/$).
Б) Отношением всей массы вновь созданной стоимости (или иначе добавленной стоимости, включая амортизационные накопления, прибыль, заработную плату и налоги) к общему объему реализуемой продукции в стоимостном выражении:
Э = (А + ЗП + П + Н) : Р ( 66 ), где:
ЗП - заработная плата трудящихся, очищенная от налогов при условии, если налоги на нее включены в показатель общей суммы налогов, изымаемых из выручки предприятия, или когда в качестве налогооблагаемой базы будет принят единый показатель - выручка предприятия (что более предпочтительно) или вновь созданная стоимость. В случае, если отсутствует возможность выделения заработной платы из общей величины фонда оплаты труда, тогда следует принять в качестве вновь созданной стоимости для воспроизводства трудовых ресурсов общую величину ФОТ (фонда оплаты труда) без корректировки общей суммы налогов на эту величину.
Полезный опыт прошлых лет настойчиво и убедительно говорит о том, что чем проще математические соотношения, отражающие те или иные экономические взаимосвязи, тем надежнее и правильнее они отражают реальные процессы в производственно-хозяйственной деятельности отраслей и предприятий.
Именно еще и по этой причине отношение вновь созданной стоимости к выручке является по меньшей мере на порядок предпочтительнее действующих методов оценки экономической эффективности.
Примечания:
Данные по указанным показателям могут исчисляться как в целом от объема выпускаемой продукции (в млн. руб.), так и в расчете на единицу продукции, тем более, что в той и другой форме они включены в состав отчетной государственной и ведомственной статистической отчетности.
Оценка экономической эффективности суммарных затрат (капитальных и эксплуатационных) за счет отношения вновь созданной (добавленной) стоимости к выручке от реализации продукции более точно отражает действительную величину экономической эффективности общих затрат, но за счет введения дополнительного показателя (имея в виду заработную плату трудящихся с соответствующей корректировкой общей массы налогов или фонда оплаты труда) практические расчеты несколько затрудняются. Поэтому в целях упрощения самих расчетов по установлению экономической эффективности затрат (капитальных и текущих эксплуатационных) целесообразнее пользоваться первым методом, то есть принимая в расчет добавленную стоимость без фонда оплаты труда, поскольку фактический уровень подавляющей части трудовых ресурсов в отрасли и стране в настоящее время призван обеспечивать лишь воспроизводство трудовых ресурсов. Следует при этом отметить, что прирост населения в настоящее время не компенсирует его выбытия.
При расчете бюджетной эффективности (Энх) следует включить в числитель в качестве чистого результата производственно-хозяйственной деятельности на национальном (государственном) уровне всю массу налогов, изымаемых в федеральный и региональные бюджеты. Тогда оценка экономической эффективности государственной деятельности примет следующий вид: Эи = Н : В ( 67), где:
Эи - экономическая эффективность государственной деятельности;
Н - общая сумма налогов, руб;
В – выручка от реализации продукции, руб.
На региональном уровне экономическая эффективность может быть определена аналогичным образом. Только вместо общей суммы налогов следует учесть только сумму налогов, поступающую в соответствующий региональный бюджет (республиканский, областной, краевой, городской или районный).
Но при этом следует иметь в виду следующее соображение. Далеко не всегда высокий уровень экономической (а тем более бюджетной или региональной) эффективности имеет положительное или тем более прогрессивное значение. В частности, прогрессивная роль государства или отдельного региона заключается не в увеличении объемов собираемых с населения, организаций и предприятий налогов, а, напротив, за счет умелого и грамотного управления национальным хозяйством с предельно малой численностью всего государственного аппарата (чиновников и депутатов различных уровней, армии и флота, сферы услуг, просвещения, здравоохранения и т.д.) обеспечить высокий технический и технологический уровень производственной и непроизводственной сфер деятельности при одновременном сохранении и развитии природной среды и на этой основе создать необходимые условия для повышения благосостояния, укрепления здоровья нации, повышения уровня ее интеллекта и нравственности.
Наиболее высокий (в сугубо профессиональном аспекте) уровень управления хозяйственной деятельностью заключается не в систематических и коренных реформах, потрясающих всю национальную экономику снизу до верху, а в предельно тонком и умелом регулировании производственных и экономических отношений в обществе. Обеспечение условий и достижение высоких результатов в деле сохранения и развития здоровья и благосостояния населения страны, в первую очередь тружеников, создающих национальное богатство, неуклонного повышения их профессионального уровня, культуры и других нравственных ценностей является главной, неотложной и важнейшей государственной задачей общества, властей всех уровней и главы государства. Воспитание и управление всей структурой и объемом потребностей трудящихся, пенсионеров, молодежи и всего населения каждого региона и общества в целом в гармоничном сочетании между собой и с интересами страны является наиглавнейшей экономической задачей, стоящей перед всей системой государственной власти в стране.
Важнейшим показателем экономической эффективности функционирования и развития национальной экономики и важнейших ее базовых отраслей является не фискальное взимание возможно больших финансовых средств от предприятий, организаций и населения страны в виде налогов, а всемерное обеспечение необходимого и достаточного уровня благосостояния нации, в первую очередь тружеников и пенсионеров, которые являются фундаментом нации в любой стране мира.
Из этого положения естественно вытекает экономическая целесообразность и настоятельная необходимость вместо всей массы налогов установить единый государственный налог на выручку от реализации продукции и услуг в объемах, обеспечивающих функционирование общественной надстройки.
Бюджетная эффективность может быть рассчитана как по национальному хозяйству в целом, так и по регионам и по отраслям национального хозяйства, в том числе по отраслям промышленности как наиболее сложной и объемной отрасли национального хозяйства, а также и по отдельным предприятиям. Наибольший интерес представляет расчет размеров бюджетной эффективности по регионам страны и по национальному хозяйству страны в целом, поскольку наглядно показывает соотношение расходов на содержание всей массы надстроечных структур и производственной сферы.
С экономической точки зрения следует отметить, что чем меньше величина бюджетной эффективности и объем взимаемых налогов, тем выше профессиональный уровень управления экономикой страны, более высокие темпы роста важнейших экономических показателей, в том числе важнейший ее показатель – уровень благосостояния населения страны и отдельных ее регионов. А чем выше благосостояние широких народных масс (исключая элитный слой с доходами, превышающими более чем на несколько порядков средний уровень доходов в стране), тем выше и уровень руководства национальной экономикой, тем стабильнее и надежнее экономическое положение страны, ее безопасность и стратегическое положение в мировой хозяйственно-политической системе.
Следует при этом отметить, что на этом исследование проблемы эффективного использования материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов в целях строительства новых и реконструкции (техперевооружения) действующих производственных мощностей не исчерпывается, поскольку в перспективе динамика взаимовлияния некоторых экономических показателей, а также уровня жизни населения и промышленного производства могут весьма существенно менять свои параметры.
Например, такой показатель как заработная плата, входящая в состав себестоимости продукции и имеющая двойственную экономическую сущность со временем неизбежно себя проявит самым решительным образом, поскольку за этим показателем скрываются коренные интересы основной массы населения и наиболее ее продвинутой части в интеллектуальном и нравственном отношении.
С одной стороны, та часть этого показателя, которая идет на воспроизводство трудовых ресурсов и которую численно можно приравнять к прожиточному уровню (который в настоящее время среди основной массы трудящихся практически находится либо ниже, либо на одном уровне со средней заработной платой), безусловно, является издержками производства, а другая ее часть, которая в перспективе возможно будет иметь место среди основной массы тружеников (сейчас эта доля среди новых бизнесменов достигает колоссальных размеров и имеет свою собственную структуру потребления), может быть отнесена к результатам индивидуального труда и предназначена для всестороннего развития личности через приобретение новых профессиональных и общих знаний, дальнейшее развитие нравственных принципов, а также на приобретение недвижимости, транспортных средств, предметов роскоши, дорогостоящих украшений и т.д. Эту часть заработной платы целесообразно начислять не из фонда оплаты труда, а из прибыли предприятий, увеличивая тем самым объем вновь созданной стоимости и обеспечивая воплощение в жизнь национальной идеи по гармоничному сочетанию реального обеспечения в необходимых размерах благосостояния, здоровья и безопасности нации с уровнем развития ее духовности и интеллекта, имея в виду прежде всего профессиональную подготовку.
Что касается оценки эффективности проекта с точки зрения целесообразности и эффективности затрат на его осуществление, то необходимо прежде всего отметить, что, если цены на продукцию предприятия, эффективность проекта которого требуется оценить, не являются экономически достаточно обоснованными и объективно обусловленными характером экономических отношений в данном обществе, то оценивать эффективность такого проекта нецелесообразно, поскольку результаты такой оценки не будут соответствовать реальным условиям. Поэтому, прежде чем осуществлять оценку эффективности проекта на строительство или реконструкцию шахты, разреза или любого другого промышленного объекта, вначале необходимо рассчитать стоимость продукции, которая будет выпускаться на этом предприятии с учетом не только текущих издержек на изготовление этой продукции, и величины авансированного на эти цели капитала, но и с учетом продолжительности инвестиционного цикла, срока окупаемости инвестиций и срока эксплуатации данного предприятия в целом или вскрываемого горизонта, если речь идет об угольной шахте. Но и после осуществления указанного подготовительного периода следует сделать правильный выбор методики оценки эффективности намечаемых затрат на строительство предприятия с учетом тех предложений и разработанных конкретных рекомендаций как для отдельных предприятий, так и для отрасли в целом, которые изложены выше.
Выводы.
На основе второго издания Типовой методики было разработано и утверждено Госпланом СССР около 40 отраслевых инструкций по определению экономической эффективности, в том числе и по угольной промышленности: «Отраслевая инструкция определения экономической эффективности капитальных вложений в угольной промышленности» (1975 г.) и «Отраслевая инструкция определения экономической эффективности капитальных вложений в угольной промышленности» (1986 г.).
В период перестройки экономической системы в стране были разработаны Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования и утверждены Госстроем России, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ и Госкомпромом России №7-12/47 31 марта 1994 г., которые были пересмотрены и переутверждены Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ и Госкомитетом по строительной, архитектурной и жилищной политике № ВК 477 21.06.99 (в 2000 году вышла вторая редакция указанных рекомендаций, которая является официальным изданием и действует по настоящее время).
Однако ни одна из указанных методик по оценке эффективности капитальных вложений, разработанных ни в доперестроечный период, ни в текущем периоде перехода к рыночным отношениям не учитывает в полной мере рыночных экономических отношений и не отвечает задачам обеспечения наивыгоднейшего помещения капитала в добывающие отрасли промышленности, поскольку не учитывает экономической природы и роли инвестиций в хозяйственной сфере деятельности и не гарантирует предприятия после ввода их в действие от банкротства или от низкорентабельной и малоприбыльной производственно-хозяйственной деятельности. В связи с этим проблема оценки реальной величины эффективности инвестиционных проектов остается важной и не решенной до настоящего времени.
В настоящей работе детально исследованы основные методологические принципы оценки эффективности затрат и на их основе разработаны конкретные методы определения и расчета экономической эффективности инвестиций как в капитальное строительство, так и в текущую хозяйственно-эксплуатационную деятельность действующих предприятий, суть которых заключается в следующем:
Оценка величины экономической эффективности одних только капитальных затрат в тот или иной проект практически ничего не решает, поскольку не отвечает на главный вопрос оценки экономической эффективности всего комплекса затрат: и капитальных на строительство нового предприятия или реконструкцию действующего, и текущих затрат на осуществление эксплуатационной деятельности. На практике не редки случаи, когда предприятия с малыми удельными капитальными затратами функционируют, испытывая весьма значительные затраты по эксплуатации, которые в несколько раз перекрывают эффект, полученный от капитальных вложений. В результате в целом такое предприятие становится существенно менее рентабельным, чем предприятия с более высокими удельными издержками капитальных вложений за счет меньших текущих эксплуатационных затрат имеют более высокие экономические показатели в целом. Поэтому более важным является оценка экономической и финансовой (в том числе и бюджетной) эффективности проекта в целом, а затем при необходимости в этом можно рассчитать соответственно экономическую эффективность и капитальных, и текущих затрат раздельно.
В качестве основных экономических показателей для оценки общей эффективности проекта рекомендуется принять общую сумму выручки от реализации продукции предприятием (акционерным обществом, угольной компанией, отраслью, народным хозяйством в целом) и общую сумму добавленной стоимости, которая состоит из прибыли предприятия (АО, УК и т.д.), налогов в государственный и местные бюджеты, амортизации и оплаты живого труда тружеников данного предприятия, отрасли, народного хозяйства в целом. Отношение добавленной стоимости к ВВП (выручке от реализации товаров или услуг) как нельзя лучше выражает величину экономической эффективности общих затрат для получения необходимой экономике страны продукции. Разделение затрат на капитальные и текущие в расчете на единицу продукции в угольной промышленности осуществляется предельно просто:
- капитальные затраты, приходящиеся на 1 тонну добычи угля или капиталоемкость, определяется как частное от деления сметной стоимости на строительство или реконструкцию предприятия (с учетом дисконтирования по величине учетной ставки за банковский кредит) на количество вскрываемых за счет данных капиталовложений запасов угля (с учетом эксплуатационных потерь в среднем в размере 9-10% от промышленных запасов);
- текущие затраты определяются как разность величины себестоимости 1 тонны угля, с одной стороны, и суммы амортизационных отчислений и заработной платы в размере прожиточного минимума, с другой.
Бюджетную эффективность рекомендуется определять отношением общей суммы налогов к величине выручки предприятия от реализации продукции (соответственно нетрудно разделить налоги и эффективность на федеральные и региональные).
Внедрение в практику хозяйственной деятельности предприятий угольной промышленности (как и любой другой отрасли) предлагаемых методов расчета величины экономической эффективности капитальных и текущих затрат позволит весьма существенно повысить надежность оценки экономической и финансовой эффективности от вложения инвестиций как в капитальное строительство, так и в сферу текущей хозяйственной деятельности.
Обоим указанным направлениям хозяйственной деятельности предприятий имманентно присуще внутреннее единство, искусственное нарушение которого не имеет экономического смысла и поэтому не рекомендуется использовать в практической сфере деятельности. Что касается прежних методов оценки эффективности капитальных вложений и действующих до настоящего времени, то следует отметить, что они выполнили свою историческую миссию и теперь должны уступить место новым методам, разработанным в настоящей работе и настоятельно рекомендуемым для практического использования как на региональном, так и на отраслевом уровнях в целях достижения наибольшей эффективности от использования инвестиций в хозяйственной и административной деятельности угольной отрасли промышленности.
3. Приоритетность выделения финансовых, трудовых и материальных ресурсов в те или иные отрасли, входящие в состав ТЭК, прямо зависит от степени обеспеченности запасами полезных ископаемых в этих отраслях. Поскольку природная невоспроизводимость запасов нефти, угля и природного газа в текущей геологической эпохе не вызывает сомнений (учитывая, что территория Российской Федерации в основном уже картирована и опоискована на нефть, уголь и газ, что исключает вероятность открытия новых нефтегазовых или угольных бассейнов или крупных месторождений этих запасов, сравнимых с уже вовлеченными в разработку), а различная степень обеспеченности этими запасами действующих производственных мощностей уже в ближайшем будущем может привести к нарушению сложившихся пропорций в их использовании, необходимо уже в настоящее время учитывать объективную необходимость более ускоренного развития именно угольной промышленности, а не газовой и нефтяной, так как запасов нефти и газа в недрах осталось лишь на три-четыре поколения, а запасов угля - на порядок выше.
4. С переходом на рыночные хозяйственно-экономические отношения, следует также учитывать и то, что при выполнении расчетов по определению приоритетности выделения финансовых ресурсов в отрасли ТЭК по уровню экономической эффективности, следует учитывать не только затраты на освоение и разработку запасов полезных ископаемых, но и на их поиски и разведку, которые в нефтяной и газовой промышленности сравнимы, а нередко и превышают затраты на освоение и разработку (добычу) этих запасов, а в угольной промышленности они составляют менее одного процента. Поэтому, в формулы по оценке эффективности капитальных вложений на освоение и добычу запасов необходимо включать и затраты на их поиски и разведку (еще точнее будет цену этих запасов), а также на транспортировку добытого сырья до потребителей (по схемам ФАС, ФОБ или ФИС) и использование на предприятиях, потребляющих это сырье.
5. В целях достижения определенной корректности при выполнении расчетов по оценке эффективности затрат необходимо прибыль очищать от налогов, эффективность которых должна определяться по месту их использования.
При этом, на наш взгляд, было бы целесообразно после проведения соответствующих расчетов и исследований вместо дотаций на поддержание и развитие угледобывающих предприятий (также как и в других отраслях ТЭК) сократить или снять полностью налоги на прибыль, на добавленную стоимость, на фонды оплаты труда, иные необоснованные и недостаточно обоснованные налоги, отчисления и платежи в государственный (федеральный), республиканские и местные бюджеты, заменив их Единым налогом, взимаемым от стоимости реализуемой продукции. Одно только это мероприятие, при достаточно серьезном и вдумчивом к нему отношении, намного упростило бы все расчеты и платежи, с этим связанные, значительно сократило бы время и средства на их осуществление, резко снизило бы криминогенную обстановку, навязанную действующим законодательством, при взимании налогов с заработной платы и иных индивидуальных доходов и значительно повысило бы общую культуру осуществления этих мероприятий. При этом, сам этот налог, в условиях сохранения регулирования государством цен, в отраслях ТЭК может быть как положительным, так и отрицательным (при дотировании нерентабельных предприятий как для поддержания их текущей эксплуатационной деятельности, так и при инвестировании работ по продлению их срока службы или дальнейшему развитию).
Определение величины этого налога не представляет никаких принципиальных затруднений. Для этого достаточно общую сумму затрат, необходимую на содержание госаппарата, армии и флота и иных сфер деятельности, осуществляемой за счет госбюджета, включая объемы дотаций на поддержание отраслей ТЭК и сельского хозяйства, отнести к общему объему реализуемой продукции в стране. Полученный результат и будет величиной Единого налога в производственной сфере деятельности. Что касается научной и иных сфер деятельности, не связанных непосредственно с выпуском материальной продукции, то налогообложение этих сфер деятельности вообще является анахронизмом и обложению Единым налогом не подлежит.
6. Чем больше будет величина этого налога, тем меньше будет эффективность общественного производства. Если величина его превысит 28,0%, что будет вести к снижению интереса производителей продукции, то необходимо принимать срочные меры по сокращению затрат на содержание всех или части структур, находящихся на содержании за счет госбюджета (например, перевести медицинское обслуживание, крайне низкое по качеству в настоящий момент, на хозрасчетную деятельность, существенно сократить весьма раздутый аппарат управления). То же самое может быть распространено на сферы просвещения, образования, культуры и многие другие).
7. Особую важность представляет необходимость определения наиболее эффективных направлений по поддержанию и развитию отраслей ТЭК, где, во-первых, требуется обеспечить сохранение и поддержание действующего шахтного фонда в пределах его нормативной рентабельности по научно-обоснованным и объективно обусловленным ценам (с учетом перераспределения горной ренты между отраслями ТЭК и/или дотаций на поддержание мощностей), во-вторых, следует постоянно следить за осуществлением своевременного обновления основных производственных фондов, причем на современном техническом уровне, гарантирующем достижение высоких технико-экономических показателей, в-третьих, осуществлять своевременное вскрытие и подготовку запасов и оснащать подготовленные очистные (добычные) забои необходимым технологическим, силовым и транспортным оборудованием, в-четвертых, в целях обеспечения стабильности ТЭК, необходимо постоянно следить за поддержанием требующегося объема строительного задела для своевременного воспроизводства производственных мощностей с учетом его естественного выбытия.
8. При разработке новых методов оценки экономической эффективности капитальных вложений и определении приоритетных направлений финансирования поддержания и развития отраслей ТЭК, следует исходить из того, что не только распределение соответствующих ресурсов по отраслям, годам и предприятиям и их освоение, но и осуществление самих расчетов по определению эффективности этих затрат должно быть также достаточно простым и эффективным.
ЛИТЕРАТУРА:
В.Н. Василенко. Как рассчитать горную ренту для угольных шахт. М., «Уголь», 1998, с. 48-49.
Ю. Вершинников. Как учесть горную ренту. Экономическая газета. «Экономика и жизнь». М., 1998, № 48, с. 13.
Временные Методические рекомендации по комплексной оценке эффективности мероприятий научно-технического прогресса в угольной промышленности. М., ЦНИЭИуголь, 1990, 327 с.
Законодательство о капитальном строительстве. Изменения и дополнения в 4-х частях. Ответственный редактор заместитель Председателя Госплана СССР В.М. Серов. М., «Юридическая литература». 1988, 2379 с.
Инструкция по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительстве. СН 423-71. Госстрой СССР. М. 1972, 112 с.
Н.А. Лебедкин. Методология инвестирования воспроизводства мощностей и оценки эффективности инвестиций в угольной промышленности. Монография. М., 2002, 217 с.
Методика определения экономической эффективности капитальных вложений. Утверждена Госпланом СССР и Госстроем СССР в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 12.07.1979 г. «Экономическая газета». Официальные материалы. 1981, № 3, с. 1-8.
Методические положения по определению нормативов общей (абсолютной) экономической эффективности капитальных вложений на 1986-1990 гг. и на период до 2000 года. М., Госплан СССР. Научно-исследовательский экономический институт. 1983, 55 с.
Методика определения эффективности капитальных вложений. М., Госплан СССР. 1988, 17 с.
Методика определения экономической эффективности капитальных вложений. М., Госплан СССР. Экономическая газета № 3, январь, 1981, 8 с.
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Официальное издание. Госстрой РФ, Минэкономики РФ, Минфин РФ, Госкомпром РФ № 7-12/47 от 31.03.94. 77 с.
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Официальное издание. М., «Экономика», 2000, 94 с.
Об акцизах. Федеральный закон от 07 марта 1996 года №23- ФЗ.
Н.А. Лебедкин. Методология оценки эффективности капитальных вложений и текущих эксплуатационных затрат в отраслях топливно-энергетического комплекса (на примере угольной промышленности).ЦНИЭИуголь. М. 1993, 85 с.