Деятельность социальных служб по защите безработных
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ГОРОДЕ БЕЛОРЕЦКЕ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра социальной педагогики
Реферат
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ПО ЗАЩИТЕ БЕЗРАБОТНЫХ
Содержание
Введение
1. Проблемы занятости населения
2. Деятельность социальных служб по защите безработных на примере анализа работы службы занятости
Заключение
Литература
Введение
Одной из серьезнейших проблем, порожденных в процессе реформирования российской экономики, является банкротство предприятий, осложнение социально-трудовых отношений (особенно в связи с проведенной приватизацией). Большое количество работоспособных и профессионально подготовленных специалистов оказываются в непривычных для себя условиях социально-психологической неопределенности.
Имеющие хорошее образование и опыт специалисты (особенно молодые) нередко с трудом находят работу, соответствующую их способностям (часто не по профилю профессионального образования и прежней работы). Во-первых, они плохо ориентируются на рынке труда и не могут определить стратегию своего поведения, а, во-вторых, руководители предприятия не умеют оценить либо не востребуют их знания и опыт. Таким образом, огромный личностный и профессиональный потенциал значительной части населения остается невостребованным обществом.
Оказанием помощи молодым трудящимся и членам их семей, решением воспитательных проблем долгие годы занимались партийные, комсомольские, профсоюзные организации, которые хотя и в неполноценном варианте, но в какой-то мере снимали многие проблемы, выполняли роль социальных служб.
В настоящее время роль этих организаций (в том числе, к сожалению, зачастую и профсоюзных) сведена на нет, новые же социальные структуры, более адекватные специфике современных рыночных отношений, условиям производственной сферы и особенностям конкретных предприятий, только создаются.
Усталость от затянувшегося кризиса, блокада жизненно важных целей, неуверенность в завтрашнем дне лишают молодежь психологической устойчивости, снижают волевые импульсы, способствуют развитию личностной эмоциональной неудовлетворенности, социальной пассивности.
Это актуализирует вопросы активизации социальной работы в производственной сфере, разработки различных вариантов ее осуществления применительно к трудящимся той или иной группы предприятий, учреждений.
Актуальность данной темы обусловлена современным состоянием социальной защиты безработных и стремительным ростом самой безработицы в провинциальных городах России.
Цель исследования: рассмотреть деятельность служб по защите безработных в России.
Объект изучения: безработица среди граждан
Предмет изучения: профессиональная деятельность социальных служб по защите безработных.
Данная работа состоит из нескольких задач:
Рассмотреть проблемы занятости населения;
Охарактеризовать деятельность социальных служб по защите безработных на примере анализа работы службы занятости
Методы исследования: анализ научной литературы; сравнительно-сопоставительный анализ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованной литературы.
1. Проблемы занятости населения
Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Рынок, как и любой другой социальный институт, имеет и положительные и отрицательные стороны. Рынок — один из регуляторов общественных отношений, и без рынка не обойтись, пока существует товарное производство. Однако не надо забывать о его негативных последствиях: воспроизводство существенного неравенства, усиление дифференциации в обществе, ориентация не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов групп населения, имеющих деньги. Все это не способствует всеобщей занятости населения.
Безработицу предопределяют различные факторы (7, 423): научно-технический прогресс обусловливает сокращение, прежде всего работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экологических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.
Однако в переходный период на первый план выступают факторы иного порядка, которые обусловлены, как, например, ныне в России, уровнем и характером складывающихся рыночных отношений. Среди них: приватизация, акционирование предприятий, аренда и т. д., ведущие к оптимизации численности занятых; ликвидация или сокращение убыточных и нерентабельных предприятий и др. В условиях системного кризиса в стране проблемы безработицы обостряются из-за резкого падения производства (до 50% и более в разных отраслях) и дестабилизации экономики (вследствие межнациональных конфликтов), в результате конверсии военного производства и сокращения вооруженных сил. Кроме того, к обострению ведет социальная политика государства, защищающая интересы, прежде всего зажиточных, разбогатевших слоев населения(7, 424).
Для решения проблем безработицы важно определить ее сущность, знать основные формы. Безработица понимается как отсутствие работы для трудоспособных, а безработным считается тот, кто может работать, но не работает(7, 424). Безработица тесно связана с понятиями "занятость" и "занятый".
Выделяют различные виды и формы безработицы(7, 424).
К текущей безработице относят не занятость в связи с переходом работников с одного предприятия на другое (фрикционная не занятость).
Структурную безработицу трактуют как результат дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, изменений в технологиях, структуре конечного потребления, географического размещения производительных сил, технической отсталости ряда отраслей и производств и т. д.
Скрытая (латентная) безработица имеет место в России не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности. Это — избыточная занятость, обусловленная разными причинами: стремлением сохранить кадры, уменьшить число безработных, оказать соответствующую материальную поддержку людям и т. д.
Массовая безработица означает состояние, когда большое число членов общества, способных к труду, остается без работы.
Застойная форма безработицы характерна, как правило, для люмпенизированных слоев населения (бомжей, тунеядцев и т.д.), т. е. людей, которые крайне нерегулярно работают.
Вопрос о численности безработных не простой. В разных странах эти цифры не одинаковы. Это объясняется различием трактовок понятия "безработный" официальными и неофициальными институтами общества. Официальные данные, как правило, занижены по сравнению с данными профсоюзов и других организаций. Это касается и. России. Так, Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что гражданин России может считаться безработным, если он потерял работу или не имеет доходов по причине невозможности получить постоянную работу в данной местности, зарегистрировался в службе занятости как способный и готовый трудиться и пройти переподготовку для этого и действительно ищет работу, причем эта служба не предоставила предложений для постоянного трудоустройства в течение первой недели с момента его регистрации(7, 425).
Как показывают социологические исследования, в числе безработных ныне в России оказываются в первую очередь неквалифицированные и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, "слабые" демографические группы (молодежь, пожилые работники, женщины с детьми). Молодежь, женщины, работники предпенсионного возраста составляют до 70% безработных и более(7, 425).
Безработица сказывается, прежде всего, на материальном положении незанятых, их социально-психологическом самочувствии.
В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров.
В целом государственная политика занятости представлена двумя основными направлениями(7, 425):
1) содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке;
2) стимулирование образования гибкого рынка труда.
Законами и другими нормативными актами Российской Федерации предусматривается обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободного его выбора всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.
Государство, в соответствии с законами, должно помогать осуществлять трудовую и предпринимательскую инициативы граждан, содействовать развитию их способностей к производительному и творческому труду, способствовать соблюдению добровольности труда, свободному волеизъявлению в выборе вида занятости, обеспечивать социальную защиту в сфере занятости.
Особое внимание государство призвано уделять тем группам и слоям населения, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют требованиям рынка: молодежи; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; одиноким и многодетным родителям, имеющим несовершеннолетних детей; инвалидам; лицам предпенсионного возраста; беженцам, вынужденным переселенцам; лицам, освобожденным из исправительных учреждений, а также длительное время не имеющим работы. Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и другими нормативными актами для таких групп населения предусматривается создание специализированных предприятий и организаций, создание дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа).
Государственная программа обеспечения занятости населения предусматривает также децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и другие меры.
В соответствии с указанным выше законом к числу занятых относятся граждане, работающие по найму или имеющие иную оплачиваемую работу, временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства; предприниматели, фермеры, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, члены производственных кооперативов; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящих службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел; трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения(7, 427).
2. Деятельность социальных служб
по защите безработных на примере анализа работы службы занятости
Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических учреждениях, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д.
Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход из одной социальной группы в другую. Исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, комфортность, пессимистичность и осторожность в поведении; недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние.
Поэтому главным в социальной политике является (т. е. должно быть) предупреждение массовой безработицы, что обеспечивается, прежде всего, нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Допустимой считается не занятость в пределах 2—5%. Хотя и в этом случае общество несет определенные потери: возрастает объем пособий по безработице, функционируют биржи труда (центры занятости), возрастает масштаб общественных работ, расширяются программы социальной защиты и т.д. Однако массовая безработица (превосходит нормативную в 2—4 раза и более) может явиться детонатором социального взрыва, что особенно опасно в современных условиях(7, 428).
Ныне в России по официальным данным более 5 млн. безработных, по другим источникам — от 15 млн. Это значительно превосходит нормативную безработицу(7, 428).
Местные власти, руководители предприятий и учреждений пытаются своими силами сдержать рост безработицы. Помимо отмеченных уже выше мер (создание специализированных предприятий для отдельных категорий населения, использование надомных форм работы, укороченный рабочий день, неполная рабочая неделя), практикуются и отпуска без сохранения заработной платы, оказание финансовой помощи для развития самозанятости, предпринимательства, а также новых форм занятости, установление квоты приема отдельных категорий населения (молодежи, инвалидов и т. д.) на предприятиях. Очень важна такая мера, как введение льготных налогообложения и кредитов предприятиям, создающим дополнительные рабочие места для женщин и молодежи, других категорий граждан.
Используется проведение общественных работ для отдельных категорий населения (освобожденных из мест заключения, бомжей и т.д.). Как правило, такие работы общедоступны, не требуют длительной специальной профессиональной подготовки. Это уход за детьми, престарелыми, помощь в обслуживании больных, выращивание овощей, работа в детских садах и т. д. Их финансируют предприятия, для которых выполняются эти работы, а также используются средства местного бюджета и государственного фонда занятости.
В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на непродолжительный период своей деятельности (после 30-х гг. XX в. их не было), они становятся все более важным органом оказания социальной помощи в трудоустройстве, социальной защиты граждан, потерявших работу.
Служба занятости имеет разветвленную сеть. В республиках, краях, областях, районах и городах созданы службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости.
Службы занятости в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1991 г. (см.: МОТ, Конвенции и рекомендации 1991—1996 гг.), и соответствующими законами и нормативными актами Российской Федерации.
Центры занятости всех уровней (типов) решают следующие основные задачи: сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда; консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства; профессиональная ориентация всех групп населения; выплата пособий по временной не занятости; консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы; оказание помощи в кадровом планировании предприятий; организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы.
Практика показывает, что важнейшим звеном в деятельности служб занятости является также социально-психологическая работа с клиентами.
В деятельности служб занятости большое значение имеет трактовка понятия "безработные". Такая трактовка содержится в Законе о занятости населения(7, 430). В соответствии с этим законом безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. При этом не берутся во внимание оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, выплата выходного пособия и среднего заработка работникам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с ликвидацией, реорганизацией или сокращением численности их штата.
И работникам службы занятости, и их клиентам необходимо хорошо знать некоторые принципиальные положения данного закона. Например, готовность трудиться означает, что клиент принимает предложение о работе, соответствующей профилю своего образования, с учетом стажа, навыков, стремится пройти профессиональную подготовку или переподготовку, чтобы занять определенное место работы.
Второе положение, с которым приходится постоянно сталкиваться работникам и клиентам служб занятости, связано с понятием "подходящая работа". Закон признает подходящей такую работу, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, опыта прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Эта работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка по последнему месту работы, протекать в условиях, соответствующих правилам и нормам охраны труда.
Служба занятости обязана принять решение о признании гражданина безработным не позднее 11 дней с момента предъявления им соответствующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, о среднем, за работке за последние два месяца по последнему месту работы.
Службой занятости не могут быть признаны безработными следующие категорий граждан: 1) не достигшие 16-летнего возраста; 2) лица, кому назначена (в соответствии с законодательством) пенсия, исключая инвалидов III группы; 3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы; 4) впервые ищущие работу, а также не имеющие профессии (специальности) в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, от предложенной оплачиваемой работы (даже временной).
Для потерявших работу в связи со структурными изменениями в экономике, закрытием или перепрофилированием производства закон предусматривает сохранение стажа и среднего заработка в период трудоустройства, но не более трех месяцев.
Ситуация на рынке труда усложняется. Высвобождение большого числа работников, конверсия военно-промышленного комплекса, незащищенность выпускников учебных заведений на первый план выдвигают следующие задачи: оказание этим категориям населения социально-психологической помощи, с одной стороны, и их профессиональную ориентацию, с другой.
В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости — содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки. Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.
Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди, как правило, испытывают определенные трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии.
После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специальности, либо получение смежной или новой профессии, либо участие в Клубе поиска работы или занятия на курсах "Новый старт", в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства.
Психологическая поддержка приобретает особенное значение в тех регионах, где очень мало или практически отсутствуют женские вакансии. Она позволяет остановить личностную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.
Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.
Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сфере деятельности, направлению профессионального обучения.
Благодаря переходу к рыночным отношениям расширился круг выбора профессии. Однако из-за недостаточной осведомленности у человека складывается неправильное представление о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач — обратить внимание безработного на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них. Консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности ("человек — природа", "человек — техника", "человек — художественный образ", "человек — человек"), наиболее соответствующее его желаниям и склонностям. Именно направление, а не профессию. Затем идет совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий.
Если консультируемый смог подобрать себе новую специальность и по ней есть вакансия, специалисты отделов переобучения совместно с клиентом определяют, в каком учебном заведении он сможет ее получить.
Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии.
Это трудоемкое, сложное обследование требует большого объема времени, высокого уровня квалификации специалистов. Проводится оно обычно по заявкам работодателей на договорной основе и является дополнительной услугой, оказываемой центрами занятости населения. В качестве основной услуги проводится профотбор лиц, направляемых на обучение по различным специальностям. Такой отбор преследует цель сократить отсев в процессе обучения (более эффективно используются средства фонда занятости, выделенные на обучение безработного).
В некоторых центрах занятости проводятся так называемые ярмарки учебных мест для молодежи и учащихся выпускных классов школ.
На ярмарках бывают представлены информация о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, условиях приема, сведения о факультетах и специальностях, об оплате обучения и размере стипендии, о подготовительных курсах, данные о краткосрочных курсах профессионального* обучения и переподготовки. Посетители ярмарки получают консультации по переобучению, находят ответы на интересующие их вопросы у юристов, экономистов, других специалистов. Каждую школу на ярмарке обеспечивают индивидуальным пакетом информации на тему: "Куда пойти учиться".
Профориентация, являясь приоритетным направлением государственной политики содействия занятости населения, позволяет снизить общий уровень социальной напряженности, повысить степень социальной адаптации населения к современным условиям жизни и уровень социально-профессиональной активности граждан.
Таким образом, деятельность социальных служб по защите безработных была рассмотрена на примере службы занятости, цель которой – содействие гражданам в получении в короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального информационного консультирования
Заключение
Главным в социальной политике является предупреждение массовой безработицы, что обеспечивается, прежде всего, нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.
Безработица - это социально экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.
Безработица в России продолжает расти, несмотря на то, что идет прямая нехватка рабочей силы, которую напрямую пытаются набирать из дружественных нам Китая, стран СНГ. Это обусловлено, прежде всего, дешевой стоимостью рабочей силы, отсутствием социальных и трудовых гарантии. Проблема безработицы уже давно переросла из экономической в политическую и социальную.
Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обусловливает сокращение, прежде всего работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени.
Выделяют различные виды и формы безработицы: структурную безработицу, скрытую (латентную), застойную безработицу.
Социальные институты государства должны направить свою деятельность, прежде всего на защиту «своего» работника от произвола работодателя и государственных структур. Необходимо также осуществлять систематическую поддержку безработным, как в поиске работы на рынке труда, так и собственно в социальной защите.
В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Служба занятости имеет разветвленную сеть. В республиках, краях, областях, районах и городах созданы службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости. И уже на основе деятельности этих служб проводится работа с безработными с оказанием материальной, психологической поддержке.
На примере анализа работы службы занятости просматриваются основные направления социальной работы с безработными: консультационное, диагностическое и коррекционное. Данные направления присутствуют, как минимум, на двух уровнях социальной работы:
целевой защиты наиболее нуждающихся и социально уязвимых категорий молодежи, различных "групп риска";
социальной работы со всеми группами трудящихся с целью профилактики конфликтных и проблемных ситуаций.
В рамках действующих программ набирает силу комплексная социальная служба для трудящихся, обеспеченная профессионально подготовленными кадрами специалистов — социальных педагогов и социальных работников.
Можно создавать службы, готовить специалистов по работе с населением, но все это не будет эффективно до тех пор, пока государство не будет заниматься данной проблемой не по методу «латания дыр» в социальной политике, а по методу непосредственной защиты своих социально-уязвимых граждан.
Литература
Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999.
Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. М. 2002.
Демин А.Н. Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации//Социсс. – 2000. - №5. – С.29.
Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991г. № 1032-1(ред. 10.01.2003.)
Занятость. Безработица. Служба занятости: толковый словарь терминов и понятии/Под ред. Ю.В. Колесникова. – М., 1996.
Кудрявцев В.Н. Механизмы социальной деформации//Вопросы философии. – 1989. - №11. – С. 12-14.
Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М. 2000.
Мертон Р.А. Социальные структура//Социсс. – 1998. - №2-4.
Основы социальной работы: Учебник. / Под ред. Я. Д. Пав -
ленка. М., 1997.Павленок П.Д. Основы социальной работы. - К.: ИНФРА-М, 1998
Плакся В.И. Безработица в рыночной экономике. М., 1996.
Социальная работа: учебное пособие./Под ред. Е.И. Холостовой. М., 2004.
Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебное пособие. – Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2003г.
Теория и методика социальной работы./Под ред. Жукова В.И. – М.: изд-во. «Союз», 1994.
Теория и практика социальной работы: Учебное пособие. / Под ред. Е.И. Холостовой. М., 2002.
Энциклопедия социальной работы. Том 1/под ред. Другова А.Ю. – М., 1993.