География Банковской Системы
о кредитной реформе, которым был запрещен коммерческий кредит, он был заменен прямым банковским кредитованием. В итоге в лице Госбанка был создан единый центр краткосрочного кредитования. Центральный сельскохозяйственный банк преобразуется во Всесоюзный сельскохозяйственный кооператино-колхозный банк. /5/Заключительным аккордом реорганизации банков под командно-административную систему являлось постановление ЦНК и СНК СССР от 5 мая 1932 г. “Об организации специальных банков долгосрочных вложений”. Им был завершен процесс превращения специальных банков в банки долгосрочных вложений. Специальный банки становились банками преимущественно безвозвратного бюджетного финансирования. Всесоюзные специальные банки организуются в составе Народного комиссариата финансов СССР. Таких банков было четыре: банк финансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства (Промбанк), банк финансирования социалистического земледелия (Сельхозбанк), банк финансирования капитального строительства кооперации (Всехобанк), банк финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк). /5/
Роль Государственного банка страны определена постановлением СНК от 20 марта 1931 г. В нем содержалось два требования, во - первых стать общегосударственным аппаратом учета производства и распределения продуктов, во – вторых, обеспечить действенный повседневный контроль рублем за ходом выполнения планов производства м обращения товаров, за выполнением финансовых планов. В последующие два десятилетия банки страны совершали свою деятельность, не подвергаясь сколько -нибудь существенным реорганизациям. Лишь в 1936 г. Всекобанк был переименован в банк финансирования капитального строительства торговли и кооперации – Торгбанк. /5/
Во второй половине 50-х гг. серьезные преобразования коснулись специальных банков, к сокращению количества банков. С января 1957 г. прекратил операции Торгбанк. Госбанку были переданы практически все операции ликвидированного Сельхозбанка. Тем самым Сельхозбанк оказался включенным в состав Госбанка, который обосновывался необходимостью сосредоточения в одном банке краткосрочных и долгосрочных операций по обслуживанию сельскохозяйственных предприятий и организаций. /5/
Ликвидация Торгбанка, Цекомбанка и Сельхозбанка и передача их операций в основном Госбанку снова позволили говорить о превращении Госбанка в “единый банк”. Таким образом, в стране осталось три банка : Госбанк СССР, Стройбанк совершавший операции на внутреннем рынке, и Внешторгбанк – на внешнем рынке. /5/
В 1962 г. Государственному банку СССР были переданы сберегательные кассы, которые до того находились в системе Министерства финансов СССР. Благодаря этому значительные ресурсы в форме вкладов населения перешли в распоряжение Госбанка и стали использоваться им в интересах кредитования народного хозяйства. /5/
Каждый из оставшихся трех банков представлял собой сложную централизованную систему с развитой сетью учреждений на местах. К началу 1986 г. их количественные характеристики выглядели следующим образом. Самым крупным был Госбанк СССР. Он включал правление, конторы и отделения (филиалы). Центральное звено – правление, которое руководило всей системой через конторы – республиканские, городские, областные и краевые, (185 контор). им непосредственно подчинялись 4274 отделения, функционировавшие практически в каждом административном районе страны. Они обслуживали предприятия и организации, расположенные на территории данного района и имевшие в этом отделении свой расчетный или текущий счет. /5/
Стройбанк СССР также являлся многозвенной централизованной организацией. Правление осуществляло руководство всеми учреждениями через республиканские и областные (краевые) конторы (180 контор). Отделения открывались с учетом объема финансирования и кредитования капитальных вложений в данном районе. К началу 1986 г. их насчитывалось 908. /5/
Государственные трудовые сберегательные кассы имели к началу 1986 г. разветвленную сеть – 78,5 тысяч сберкасс. Общее руководство их деятельностью осуществлял Госбанк СССР, непосредственным рабочим звеном в этой системе являлись сберегательные кассы – центральные, кассы первого и второго разрядов и агентства по всей стране. Внешторгбанк СССР имел небольшую сеть учреждений – 17 отделений на территории страны и одно в Швейцарии. В своей работе Внешторгбанк широко использовал корреспондентские отношения: в 131 стране он поддерживал связи с 1835 банками – корреспондентами. /4/
Советская банковская система включала в себя также банки за границей с участием капитала советских организаций. Совзагранбанки и их отделения работали в следующих странах: во Франции – Коммерческий банк для Северной Европы в Париже; в Великобритании – Московский народный банк Лондоне с отделениями в Ливане (Бейрут) и Сингапуре; в ФРГ – Ост-Вест Хандельсбанк во Франкфурте – на Майне; в Люксембурге – Ист-Вест Юнайтед банк; в Австрии – Донау банк в Венне. Вышеназванные банки были созданы для расчетно-кредитного обслуживания предприятий и организации СССР и других социалистических стран. Основной задачей этих банков была поддержка развития внешне – экономических связей страны. Банки выполняли депозитные, кредитные, расчетные, валютные и прочие операции на международных финансовых рынках. /4/
В середине 80-х гг. стали предприниматься попытки реорганизации банковской системы. После длительных дискуссий в 1987 г. было решено провести в стране радикальную экономическую реформу, стержнем которой предполагалось сделать идею полного хозрасчета и самофинансирования. В свою очередь это требовало перестройки банковской системы. В целях усиления воздействия банков на ускорение экономического развития страны было решено реорганизовать действующие и образовать новые специализированные банки с учетом особенностей деятельности народнохозяйственных комплексов. В результате была создана система банков в следующем составе: Государственный банк СССР, Агропромышленный банк, Промышленно-строительный банк, Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк), банк внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк) /4/
Вся низовая сеть Госбанка (отделения) была передана специализированным банкам. За Госбанком сохранялись: в центре – Правление, в союзных республиках – республиканское звено (Госбанк республики), в областях, краях, и автономных республиках – главные управления Госбанка. Благодаря произведенной реорганизации в одном отделении (филиале банка) сосредотачивались обслуживание и текущей, и инвестиционной деятельности предприятий. В целом же реорганизация только усугубила недостатки в работе банков. Далеко идущие замыслы остались невыполненными./4/
Одним из существенных недостатков реформы банковской системы является тот факт, что любое бывшее отделение Госбанка, переданное в состав одного из специализированных банков, продолжало обслуживать и предприятие других отраслей в соответствии с нормативными документами этих банков. Отделение, получившее статус подразделения одного из специализированных банков, по прежнему оставалось универсальным учреждением. Деление же клиентуры на “профильную” и “непрофильную”, “свою” и “чужую” способствовало возникновению нездоровых отношений между банками и хозяйствами и вместо ожидаемого партнерства приводило к серьезным конфликтам. /4/
Существенный недостаток заключался и в том, что над каждым бывшим отделением Госбанка, переименованным в отделение одного из специализированных банков, возникло четыре управленческие структуры в виде областных управлений Госбанка, Агропромбанка, Промстройбанка и Жилсоцбанка. Каждое из них, руководствуясь указаниями из своего центра, направляло в отделение соответствующие указания и рекомендации. В свою очередь отделения банков должны были направлять отчетную документацию в четыре вышестоящих адреса. /4/
Специализированные банки приступили к операциям с 1 января 1988 г.. Механизм управления системой банков усложнялся, разросшийся административный аппарат своей ложной активностью подмял низовое звено – отделения, лишив их возможности решать вопросы кредитно-расчетного обслуживания клиентуры. На рубеже 80-х и 90-х г.г. стала утверждаться мысль о необходимости перехода к рыночной экономике. Стали создаваться первые негосударственные коммерческие и кооперативные банки. Численность вновь созданных коммерческих и кооперативных банков быстро возросла. На 1 января 1989 г. в СССР насчитывалось 43 коммерческих и кооперативных банков, а через два года их число возросло до 1357, в том числе в России до 1215. В дальнейшем количество коммерческих банков продолжало быстро расширятся. К этому времени Госбанк СССР стал выполнять функции Центрального банка. Одновременно те же функции постепенно обретал Центральный банк РСФСР (Банк России). Тем самым в стране началось формирование двухуровневой банковской системы. /4/
Третий этап с 1990 г. по 17 августа 1998 г.
В этот период возникает необходимость в соответствующей законодательной базе, юридически запрещающей статус как центрального банка, так и коммерческих банков. Законы были приняты в декабре 1990 г.. На союзном уровне Верховным Советом СССР 11 октября 1990 г. были приняты законы “О государственном банке СССР” и “О банках и банковской деятельности”, в Российской Федерации – законы о “Центральном банке РСФСР (Банке России)” и о “Банках и банковской деятельности в РСФСР (2 декабря 1990 г.)”. С принятием этих законов развитие сети коммерческих банков характеризовалось более быстрыми темпами и определенной уверенностью. /4/
В связи с распадом СССР, коренными изменениями в политике и экономике банковская система уже не могла эффективно функционировать. Возникла необходимость в ее новой, второй за последние 10 лет перестройки. Новая банковская система должна была производится в условиях:
Масштабных структурных изменений, ведущих к радикальному изменению экономического и политического строя страны;
Крайней нестабильности, требующей не только оперативного, но и прежде всего долгосрочного, перспективного управления;
Глубокого кризиса хозяйства (падения производства и его эффективности, инфляция), тяжелейшего состояния денежно-кредитного обращения, расстройства всего финансового хозяйства страны;
Неудачной текущей политики банка России в 1991 – I полугодие 1992 г., которая привела к ослаблению банковской системы (платежный кризис, кризис наличности, расстройство системы безналичных расчетов, чрезмерно жестокая и непредсказуемая монетарная политика и т.п.). /6/
В конечном итоге существовала необходимость долгосрочной концепции перехода России к экономике рыночного типа и демократической государственности, которым соответствует качественная иная банковская система, нежели для централизовано планетарной экономики и тоталитарного государства. К сожалению проект такой концепции был разработан О. И. Лаврушиным, Я. М. Миркиным только в 1993 г. Основными принципами этой концепции являлись : организация банковского дела в переходной экономике. Реальная степень “рыночности” будущей банковской системы, соотношение в ней централизованных и децентрализованных начал. Направленность новой банковской системы на обслуживание процесса реформ:
диверсификация собственности (приватизацию, становление независимого частного сектора);
демонополизацию;
становление новых рынков (ценных бумаг, земли, основных фондов, страховых услуг, научно-технической продукции и информации и т.п.) ;
техническую, технологическую и продуктовую перестройку хозяйства, конверсию и сокращение военных расходов;
перестройку межрегиональных и межреспубликанских связей;
усилению открытости экономики, интеграцию в микрохозяйственных связей;
перераспределение положений между центром и регионами. /3/
Кроме того, банковская система, по мнению авторов концепции должна способствовать развитию различных видов кредитных институтов. Но при этом не должна нарушатся, строгая система контроля за деятельностью банков со стороны ЦБ и представительных органов государства. /3/
На тот момент, банковская система являлась важным звеном отечественной экономики. Именно в следствие значительной аккумуляции денежных средств, банки могли оказывать значительное влияние на курс национальной валюты, и на приток денег в казну, путем операции с государственными ценными бумагами. В условиях непрекращающегося кризиса, неплатежей банковская система призвана удерживать объем денежной массы в рамках, обеспечивающих функционирование экономики. Эффективное перераспределение средств в отечественной экономике на том этапе способна обеспечить только государственная программа, разработанная с учетом мирового опыта и отечественных реалий. /12/
Привлечение зарубежных кредитных ресурсов затруднено по нескольким причинам. Россия являлась крупным должником. Коррупционные процессы в государственном аппарате, который собственно и должен заведовать распределением зарубежных кредитов, серьезно подрывают доверие иностранных кредиторов и не дают гарантии направления выделенных средств в экономику страны. До сих пор в России очень высокие инвестиционные риски, частично из-за отсутствия подобной программы. Иностранные кредиторы зачастую не заинтересованы в развитии определенных отраслей нашей экономики, и никогда не будут выделять на это кредитные ресурсы. /12/
Необходимо разработать систему гарантий и поручительств, которые должны обеспечить приемлемые кредитные риски вложений в предприятия. Отдельные шаги по упорядочению роли коммерческих банков уже принимаются. /12/
В 1998 году произошло ухудшение социально-экономической ситуации. Уже в первом полугодии ускорился рост неплатежей, стали сокращаться поступления от экспорта; обострился бюджетный кризис. Спад производства наметившийся в апреле-мае, во второй половине года приобрел угрожающий характер. Шло сокращение поступления производственных и топливных ресурсов, что создало проблемы для функционирования ключевых систем жизнеобеспечения. По оперативным данным, месячный импорт продовольствия сократился в сентябре в 2,5 раза. Запасы топлива в энергетике остаются ниже нормативного уровня. Ускорился спад промышленного производства, обострилось положение занятости населения. Продолжается снижение уровня населения. Рост товарооборота сменился его падением. Резко обострился бюджетный кризис. /24/
Таким образом ретроспективный анализ банковской системы России позволил выделить три этапа, каждый из которых характеризуется состоянием как политических, так и экономических сегментов страны. На каждом этапе банковская система изменялась и реформировалась в направлении наибольшего влияния на развитие экономики и финансов.
На первом этапе идет зарождение банковской системы, закрепленной указами Николая I и Александра I. Появились первые сберегательные кассы и Дворянский банк, который занимался поземельными кредитами. Одновременно был учрежден Государственный банк. Происходит оживление эмиссионной функции Госбанка, появление первых ипотечных банков.
На втором этапе происходить координация реконструкции банковской системы и создания Единого Народного Банка страны, который в последствии был упразднен, реанимация государственного банка страны, оживление работы вспомогательных банков (отраслевых и территориальных). Произошла реконструкция банковской системы, связанная с кредитной реформой 1930 – 1932 г.г.. Госбанку СССР были переданы основные функции денежного обращения и кредитования внутри страны, выделено три основных банка: Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк. Это банковская система просуществовала до 1990 года.
Третий этап связан с реформации экономики страны, усиленным развитием деятельности коммерческих банков и появлением специализированных кредитных институтов. В результате ухудшения экономической ситуации происходит спад производства, нарушения товарно-денежных отношений, которые привели к экономическому кризису и изменению банковской системы.
2. Банковская Система России.
2.1. Структура банков.
Банк –финансово-кредитное предприятие, сосредотачивающее временно свободные денежные средства (предприятий, организаций и граждан) с целью предоставления их в кредит за плату (под проценты). В структуре современной кредитной системы выделяют три основные группы банков : 1) эмиссионные (ЦБ); 2) коммерческие; 3) специальные кредитные институты (рис. 1) /7/
Инвестиционные банки осуществляют долгосрочное кредитование, в результате которого возможна реализация крупных научно-технических проектов. Специализация в области долгосрочного кредитования целесообразна, так как осуществление крупных инвестиционных проектов связано со значительным риском. /7/
Специализированные банковские учреждения включают в себя банки, специализирующиеся