Сущность рынка продовольствия и направления его формирования
Агропромышленный комплекс – целостная производственно-экономическая система, возникшая на основе общественного разделения труда и интеграции с отраслями промышленности, обеспечивающими сельское хозяйство средствами производства. Термин «агропромышленный комплекс» появился в нашей стране в конце 60-х годов. Однако лишь в середине 70-х интеграция сельскохозяйственного и промышленного производства получила широкое развитие. В настоящее время в агропромышленном комплексе в разных стадиях производства и обращения прямо или косвенно участвует около 80 отраслей народного хозяйства.
Агропромышленный комплекс (АПК) представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства, распределения, обмена и потребления сельскохозяйственной продукции. В него входят отрасли, обеспечивающие производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку, хранение и реализацию, а также отрасли, специализирующиеся на производстве средств производства для сельского хозяйства и его обслуживании.
С переходом к рыночным отношениям сложившиеся экономические отношения между партнерами АПК, жестко регулируемые государством, в своей основе оказались мало эффективными. В этой системе, основной формой организации экономических отношений между предприятиями и организациями, занимающимися производством, заготовкой, переработкой, хранением и реализацией продукции в системе АПК, является хозяйственный договор [7, c.147].
Переход на рыночные условия хозяйствования отраслей и предприятий АПК сопровождается коренными изменениями экономических отношений, которые в последние годы 20 века значительно ухудшились. Приватизация перерабатывающих предприятий не способствовала укреплению производственно-экономических связей, их демонополизации, а наоборот усиливала их монопольное положение, поскольку контрольный пакет акций остается у трудовых коллективов. В результате закупочные цены почти на все виды животноводческой продукции и многие виды продукции растениеводства не покрывают даже издержек сельхозпредприятий на их производство и транспортировку.
В этих условиях более эффективной является организация собственных перерабатывающих цехов и реализация готовой к употреблению продукции потребителям через собственные сбытовые сети. Цеха по переработке животноводческой продукции средних размеров, оснащенные импортным оборудованием западноевропейских стран, где такие цеха создаются в массовом порядке, могут обеспечить сырьем сельскохозяйственные предприятия, имеющие крупные молочно-товарные фермы и животноводческие комплексы [11, с.319].
В настоящее время на промышленных предприятиях перерабатывается лишь около 30% мясного и менее 40% молочного сырья. При этом почти вся мясомолочная продукция, поставляемая перерабатывающим предприятиям является убыточной на всех трех стадиях движения к потребителю: на сельскохозяйственных предприятиях, поставляющих сырье, на предприятиях его переработки, а также в связи с государственным регулированием цен и на предприятиях и организациях торговли. Рентабельным производство животноводческой продукции является главным образом на сельскохозяйственных предприятиях, имеющих собственные цеха по переработке сельскохозяйственной продукции и собственные сбытовые сети фирменной торговли.
В связи с этим основным направлением аграрной реформы на нынешнем этапе перехода к рыночным отношениям в условиях Беларуси является превращение сельскохозяйственных предприятий из сырьевых придатков перерабатывающих предприятий и торговых фирм в производственно-коммерческие формирования с законченным циклом производства готовой к употреблению продукции и собственными сбытовыми сетями.
Весьма перспективной формой совершенствования экономических отношений в АПК Беларуси является дальнейшее углубление интеграции и кооперирования в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции на основе создания различных интеграционных форм: агрозаводов, агрофирм, агроконсорциумов, концернов, ассоциации и др. Основным критерием в регулировании взаимоотношений в интегрированных формированиях является определение вклада каждого участника в конечный результат. Механизм регулирования экономических связей между участниками интеграции при этом должен строиться на принципе равной рентабельности на всех стадиях воспроизводства конечного продукта: производства, переработки и реализации [7, c.151].
Целесообразность создания интеграционных формирований основывается на материальной заинтересованности всех участников в конечных результатах, дополнительно получаемых доходах от улучшения ассортимента, качества и выгодного сбыта конечной продукции, а также от использования резервов повышения эффективности агропромышленного комплекса и сокращения потерь, образующихся на стыках сельскохозяйственных, перерабатывающих и других смежных с ними предприятий и организаций. Например, исчезает как таковая категория закупочной цены. Перерабатывающие предприятия сырье от хозяйств получают без оплаты, перерабатывают его и направляют готовую продукцию и торговлю также без оплаты. Это исключает необходимость получения банковских кредитов и уплаты процентов по ним, которые перерабатывающие предприятия использовали для оплаты поставляемого им сырья, а торгующие организации – для предоплаты за поставляемую им готовую продукцию. По имеющимся расчетам только этот фактор позволяет снизить себестоимость продукции до 30%. Резко сокращаются потери при переработке сельскохозяйственной продукции. Например, потери от переработки мясной продукции на мясокомбинатах Республики Беларусь достигают 22-24%, а на сельскохозяйственных предприятий, имеющих цеха переработки, они составляют 14-16%.
В условиях рыночной экономики наиболее распространенными формами сближения экономических интересов первой и второй сфер АПК является прямые хозяйственные связи, бартерные сделки, лизинговые операции, различные формы государственного протекционизма и др.
Нынешний этап формирования и развития АПК состоит в установлении прямого, устойчивого и долгосрочного соединения производственной, торгово-сбытовой и внешнеэкономической сфер деятельности, преобразовании его в динамичную, сбалансированную и оптимально функционирующую производственно–коммерческую систему. В такой системе центральным звеном и завершающим этапом производственно–хозяйственной деятельности любого предприятия, любого предпринимателя становится торгово-сбытовая сфера. Поэтому основным принципом и исходным пунктом перехода АПК к рыночным отношениям должно стать превращение колхозов и совхозов в производственно–коммерческие формирования с замкнутым циклом производства конечной продукции и собственными сбытовыми сетями, включая экспорт сельскохозяйственной продукции.
Основным условием превращения колхозов и совхозов в производственно–коммерческие формирования рыночного типа является коммерциализация производства, которая означает, что вся производственно–сбытовая деятельность предприятия должна быть направлена на адаптацию сельскохозяйственного производства к требованиям рынка. При этом в центре внимания должна стоять сбытовые вопросы и работа всех подразделений предприятия должны быть направлена на конкурентоспособность продукции и обеспечение спроса потребителей.
Завершающим этапом и решающим фактором перехода АПК к рынку является организация фирменной торговли на основе создания собственной, независимой от государственной сети, ориентированный на внутренний и в значительной степени на внешний рынок. Поставки продукции государству необходимо рассматривать как своего рода продналог, а средства для социально–экономического развития следует изыскивать на рынке [11, c.324].
Например, белорусские колхозы и совхозы совместно с предприятиями потребительской кооперации и другими субъектами хозяйствования РФ могут создавать сбытовые сети, белорусско–российские, производственно–сбытовые фирмы и другие совместные формирования. На базе белорусских сельскохозяйственных предприятий могут создаваться совместные перерабатывающие предприятия с западными партнерами, поставляющими новейшее оборудование, технологии и так далее. Используя преимущества и льготы, представляемые для совместных предприятий, для западных партнеров облегчается продвижение на белорусский, а через него и на российский рынки не только с оборудованием, но и с товарами. Для белорусской стороны открывается доступ к передовым, западным технологиям, создаются возможности импортного оборудования без валютных затрат, облегчаются условия экспорта продукции, так как свою долю партнеры, как правило, получают не деньгами, а продукцией.
В заключение следует повторить, что для ускорения продвижения своей продукции на внешние рынки наиболее приемлемым является создание совместных с иностранными партнерами предприятий по переработке и реализации совместно производимой продукции. Завершающим этапом формирования продовольственного рынку является организация фирменной торговли на основе создания собственной, независимой от государственной сети, ориентированный на внутренний и в значительной степени на внешний рынок.