Проектирование трассы на карте и продольного профиля
Московский Гуманитарный Техникум Экономики и Права
Курсовая работа
«Проектирование трассы на карте и продольного профиля»
Москва - 2009
I. Определение категории дороги
1. Климатическая характеристика места положения трассы
1.1 Описание расположения области
Вологодская область расположена на северо-востоке Восточно-Европейской равнины, рельеф здесь холмистый — чередуются низменности (Прионежская, Молого-Шекснинская), гряды (Андогская, Белозерская, Кирилловская) и возвышенности (Андомская, Вепсовская, Вологодская, Галичская, Верхневажская). На востоке области — Северные Увалы. Для области характерен умеренно - континентальный климат с продолжительно холодной зимой, относительно коротким теплым летом. Средняя температура января на западе области -11°, на востоке -14°; июля соответственно +16° и +18°. Период с положительными температурами составляет 195-210 дней. Средняя годовая сумма осадков всех видов - 480-500 мм на востоке области и 560-600 мм - на западе, что намного больше величины испаряемости.
Почвы на севере подзолистые, на юге дернисто-подзолистые. Часто встречаются подзолисто-глеевые, дерново-карбонатные, болотные, аллювиальные почвы.
Основная часть территории области (81%) занята лесами. Таежные леса занимают 65%, болота - 12% территории Вологодской области. В составе лесов преобладают хвойные породы -ель и сосна, на востоке появляются лиственница и пихта, повсеместно - береза, ольха, осина, разнообразный состав кустарников и трав. Общий запас древесины оценивается в 1609 млн. куб.м, из них 843 млн. куб.м хвойные породы.
Полезные ископаемые. Геологическое строение Вологодской области определяет состав полезных ископаемых - преобладание нерудных и почти полное отсутствие рудных. Разведаны существенные запасы минерального сырья для обеспечения потребности промышленности. В основном это строительные материалы: известняк, доломиты, мергель, песок, гравий. Широко распространены различные виды глин, торф, сапропель, поваренные соли, болотные железные руды.
1.2 Среднемесячная температура по месяцам
Месяцы | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII |
Среднемесячные температуры | -11,8 | -11,4 | -6,4 | 2,1 | 9,5 | 14,4 | 16,9 | 14,7 | 9,0 | 2,5 | -3,6 | -9,2 |
1.3 Высота снежного покрова
Месяцы | X | XI | XII | I | II | ||||||||||
I | II | III | I | II | III | I | II | III | I | II | III | I | II | III | |
Высота, см | • | • | 2 | 4 | 6 | 12 | 16 | 20 | 24 | 30 | 35 | 39 | 45 | 50 | 51 |
Месяцы | III | IV | V | VI | ||||||||
I | II | III | I | II | III | I | II | III | I | II | III | |
Высота, см | 52 | 53 | 52 | 37 | 22 | 7 | • | • |
1.4 Среднемесячное количество осадков
Месяцы | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII |
Кол-во осадков, мм | 31 | 23 | 28 | 30 | 46 | 66 | 70 | 67 | 63 | 46 | 35 | 35 |
1.5 Господствующее направление ветров
Январь
Направление | С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ |
Повторяемость | 12 | 5 | 4 | 16 | 16 | 20 | 13 | 14 |
Скорость ветра | 5,2 | 4,0 | 4,9 | 6,0 | 5,8 | 5,9 | 5,1 | 5,0 |
Июль
Направление | С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ |
Повторяемость | 14 | 18 | 6 | 8 | 8 | 14 | 15 | 17 |
Скорость ветра | 4,6 | 4,0 | 3,7 | 3,7 | 3,7 | 4,4 | 3,7 | 4,3 |
2. Определение категории дороги
Nпр = ∑Nлегkлег + ∑Nгрузkгруз + ∑Nавтkавт
Состав движения | Интенсивность движения | Расчетная скорость, км.ч | k | ∑N∙k | ||
в % от общей | в авт.сут | |||||
Легковые автомобили | ВАЗ | 16 | 677 | 95 | 1 | 677 |
ГАЗ | 24 | 1015 | 90 | 1 | 1015 | |
Грузовые автомобили | ГАЗ | 15 | 634 | 65 | 1.5 | 951 |
ЗИЛ | 5 | 212 | 60 | 2.0 | 424 | |
МАЗ | 7 | 296 | 60 | 2.5 | 740 | |
КАМАЗ | 18 | 761 | 65 | 2.5 | 1902,5 | |
Автобусы | 15 | 635 | 50 | 2.0 |
1270 |
|
Все виды транспортных средств | 4230 | 4230 |
Nпр = 6979.5 6946.5 |
Дорога II категории
II. Расчет параметров элементов плана и профиля с расчетными схемами
1. Определение ширины проезжей части
Вп=(а+с)/2+х+у, где Вп – ширина полосы движения
Определим ширину полосы движения для автобуса:
х=у=(1+0,01*50)/2=0.75 м, где
х – просвет между идущими автомобилями
у – расстояние от кромки проезжей части до оси колеса автомобиля
а – габарит автомобиля, м
с – ширина колеи автомобиля, м
а=2,5м (для автобуса)
с=2,15м (для автобуса)
V=50м/c
Вп=(2.5+2.15)/2+0.75+0.75=3.825 м
Впч – ширина проезжей части, м
Впч=2*Вп;
Впч=2*3.825=7.65м
Bоб–ширина обочины
Bоб=2,5м
Bзп–ширина земляного полотна
Bзп=2* Bоб+ Впч
Bзп=2*2,5+7,65=12,65
Итоговая таблица:
Технический показатель | Единицы измерения | по СНиП 2.05.02-85 | По расчету | Принято |
Категория дороги | - | ΙΙ | ΙΙ | ΙΙ |
Число полос движения | шт. | 2 | 2 | 2 |
Ширина полосы движения | м | 3,75 | 3,875 | 3,75 |
Ширина проезжей части | м | 7,5 | 7,65 | 7,5 |
Ширина обочины | м | 3,75 | 2,5 | 3.75 |
Ширина земляного полотна | м | 15 | 12,65 | 15 |
2. Определение предельного продольного уклона
Динамический фактор автомобиля: D=(Pt-Pw)/G,
Pt – полная сила тяги
Pw – сопротивление воздушной среды
G – вес автомобиля
imax=D-fv, где fv – коэффициент сопротивления качения
fv=f0*(1+0,01(v-50))
f0 для асфальтобетона =0,01
fвазv=0,01*(1+0,01*(95-50))=0,0145
fгазv=0,01*(1+0,01*(90-50))=0,014 Dваз=0,06 Dгаз=0,08
fгаз грv=0,01*(1+0,01*(65-50))=0,0115 Dгаз гр=0,055
fзилv=0.01*(1+0.01*(60-50)=0,011 Dзил=0,03
fмазv=0,01*(1+0,01*(60-50))=0,011 Dмаз=0,03
fкамазv=0,01*(1+0,01*(65-50))=0,0115 Dкамаз=0,03
fавтv=0,01*(1+0,01*(50-50))=0,01 Dавт=0,04
iвазmax=0,0455
iгазmax=0,066
iгаз грmax=0,0435
iзилmax=0,019
iмазmax=0,019
iкамазmax=0,0185
iавтmax=0,03
Выбираем максимальное значение: imax=0,0185
3. Определение наименьших радиусов кривых в плане и продольном профиле.
3.1 Определение наименьшего радиуса кривой в плане.
Rmin=v2/(127*(µ±iпопер)),
где µ - коэффициент поперечной силы
iпопер – поперечный уклон
Рассчитаем наименьший радиус кривой без виража:
µ=0,07 iпопер=0,02 V=95м/c
Rmin=1421 м
При значении радиуса поворота меньше 2000 м для улучшения устойчивости автомобиля рекомендуется устраивать вираж.
Определим наименьший радиус кривой с виражом:
µ=0,15 iпопер=0,04 V=95м/c
Rmin=374м
По СНиП для ΙΙ категории автомобильной дороги Rmin=800 м
3.2 Определение длины переходной кривой
Для обеспечения плавности поворота при движении автомобиля с постоянной скоростью, равной скорости на прямом участке, нужно чтобы центробежное ускорение нарастало постепенно.
Lп.к.=v3/(47*I*Rвир)=v3/(23,5*Rвир)
Lп.к.=97,6 м
3.3 Определение расстояния видимости.
Для обеспечения безопасности движения водителю должна быть обеспечена возможность видеть поверхность проезжей части на расстоянии S необходимое для остановки автомобиля.
Sп=lр+St+lзб
lp – путь пройденный автомобилем за время реакции водителя
lp=(v*tp)/3,6 при v≥100 км/ч tp=2,4 с, при v<100 км/ч tp=1,6 с
lp=(95*1,6)/3,6=42,2м
St – тормозной путь
St=(ke*v2)/(254*φ)
ke –– коэффициент надежности тормозов
ke= 1,2
φ – коэффициент продольного сцепления
φ=0.4
St=(1,2*9,52)/254*0.4=106.6
lзб – зазор безопасности
lзб=5 м
Sп=106.6+42.2+5 = 153.8м
По СНиП для ΙΙ категории автомобильной дороги Sп=250 м
3.4 Определение радиусов вертикальных кривых в продольном профиле
а) Определение радиуса вертикальных выпуклых кривых:
Определяем из условия обеспечения видимости поверхности дорожного покрытия
d – высота глаза водителя легкового автомобиля над поверхностью дороги = 1,2 м
Rвып=S2п/(2*d) (м)
Rвып=2502/(2*1,2)=26041.6666=26042 м
По СНиП для ΙΙ категории автомобильной дороги Rвып=15000 м
Выпуклая кривая
б) Определение радиуса вертикальных вогнутых кривых:
Определяем из условия видимости поверхности проезжей части дороги при свете фар.
Rвогн=Sп2/2*(hф+Sп*tgα)
α = 2-30
hф лег – высота фар автомобиля, м = 0,7 м
Rвогн=2002/2*(0,7+200*tg20) =3180 м
По СНиП для ΙΙ категории автомобильной дороги Rвогн=5000 м.
Вогнутая
кривая
Итоговая таблица:
№ | Технические показатели | ед. измерен. | по СНиП | по расчету | принято | |
1 | Категория дороги | м | ΙΙ | ΙΙ | ΙΙ | |
2 | Ширина полосы движения | м | 3,75 | 3,825 | 3,75 | |
3 | Ширина проезжей части | м | 7,5 | 7,65 | 7,5 | |
4 | Ширина обочины | м | 3.75 | 3,75 | ||
5 | Ширина земляного полотна | м | 15 | 12,65 | 15 | |
6 | Расчетная скорость | км/ч | 120 | 120 | 120 | |
7 | Наименьшее расстояние видимости | м | 250 | 153.8 | 250 | |
8 | Наименьшие радиусы кривых в плане | Без виража | м | 2000 | 1421 | 2000 |
С виражом | м | 800 | 374 | 800 | ||
9 | Наименьшие радиусы вып. и вогн. кривых | Rвып | м | 15000 | 26042 | 15000 |
Rвогн | м | 5000 | 3180 | 5000 | ||
10 | Длина переходной кривой | м | 120 | 97.6 | 120 |
III. Проектирование трассы на карте и продольного профиля
1. Требования к нанесению трассы
1) Трасса должна быть max приближена к воздушной линии;
2) Трасса должна пересекать min число водных преград, автомобильных и железных дорог;
3) Прокладка трассы должна вестись через непригодные для с/х нужд земли, в обход населенных пунктов, лесных массивов и других ценных объектов;
4) Чтобы ожидаемые объемы земляных работ были min должен учитываться рельеф местности при прокладке линии.
5) В одном уровне разрешается устраивать пересечения дорог 2 категории с дорогами 4 и 5 категории,а так же дорог 3,4 и 5 категорий между собой.
Нанесение воздушной линии:
К=Lтр/Lвоз л =>1
К=12,35/12,1=1
Разбивка круговых кривых:
Д – домер
Т – тангенс
К – кривая
Б – биссектриса
R – радиус
Р – прямая вставка
Д=2Т-К
Т=R*tgα/2
К=(π*R*α)/1800
Б=R*(sec(α/2)-1)=Т2/2*R
Итоговая таблица:
Показатели | Единицы изм. | Трасса | |
1 | Длина воздушной линии | м | 12,1 |
2 | Длина трассы | м | 12,35 |
3 | Количество поворотов | шт. | 1 |
4 | Количество пересечений (с ж/д, а/д, водными препятствиями) | шт. | 2 |
5 | Количество мостов и путепроводов | шт. | 1 |
2. Проектирование продольного профиля
2.1 Определение отметок поверхности земли
Определяем отметки поверхности земли для всех пикетов, элементов закругления, а также точек на трассе, пересекаемых горизонтально и все пересечения.
Точки | Высотные отметки,м |
ПК 0+00 | 55,00 |
ПК 0+60 | 52,50 |
ПК 1+00 | 50,00 |
ПК 1+40 | 45,00 |
ПК 1+90 | 40,00 |
ПК 2+00 | 41,00 |
ПК 2+40 | 50,00 |
ПК 2+70 | 52,50 |
ПК 3+00 | 52,90 |
ПК 3+30 | 56,00 |
ПК 3+90 | 57,50 |
ПК 4+00 | 57,67 |
ПК 4+58 | 57,69 |
ПК 5+00 | 57,71 |
ПК 6+00 | 57,86 |
ПК 6+30 | 60,00 |
ПК 7+00 | 63,00 |
ПК 7+15 | 65,00 |
ПК 8+00 | 69,17 |
ПК 8+20 | 70,00 |
ПК 8+70 | 75,00 |
ПК 8+95 | 76,67 |
ПК 9+00 | 78,33 |
ПК 9+10 | 80,00 |
ПК 10+00 | 83,57 |
ПК 11+00 | 80,71 |
ПК 11+10 | 80,00 |
ПК 11+80 | 75,00 |
ПК 12+00 | 76,00 |
ПК 12+35 | 78,00 |
2.2 Определение минимальной допустимой высоты насыпи из условий снегозаносимости
h = Hсн+∆hбр
Hсн – толщина снежного покрова, м
Hсн = 0,53 м
∆hбр –минимальное возвышение бровки насыпи
∆hбр=0.7м
h = 0,55+0,7 = 1,25м
2.3 Основные требования к проектной линии
а) Для построения проектной линии задаются руководящей рабочей отметкой снегозаносимости;
б) В пониженных точках рельефа, где предполагается скопление воды предусматривают водопропускные трубы. Внутренним диаметром 1,5 м, внешним 2 м и высотой земли над трубой 0,5 м;
в) Наибольший продольный уклон должен быть не более допустимого;
г) При наличии пересечения трассы с автомобильными или железнодорожными дорогами проектируется путепровод.
2.4
Переход из
выемки в насыпь
Хлев = (Нлев/(Нлев+Нпр))*L
2.5 Вогнутые и выпуклые кривые
Б = Т2/2*R
Т = R*∆i/2
К = 2*Т
y = х2/2*R
III. Проектирование дорожной одежды
Nпр.общ. = ∑ki*Ni = 634*0,055+212*0,111+296*0,563+761*0,498+635*0,288=786.9 авт/сут
Nр = f*Nпр.общ. = 0,55* Nпр.общ. = 0,55*786.9 = 432.8 авт/сут
kc = (qТсл-1)/(q-1)- коэффициент суммирования
kc =12
q = 1,02 – показатель изменения интенсивности движения по годам
Тсл = 10 лет – срок службы
Трдг = 145 – расчетное число расчетных дней в году, соответствующих определенному состоянию деформации конструкции
kп = 1,49 – коэффициент учитывающий вероятность отклонения суммарного движения от среднего ожидаемого
∑Nр=0,7* Nр *Трдг*kп*kс/qTa-1
∑Nр=0.7*432.8*145*1.49*12/1.48=530712 приложений
С = 3,20 – эмпирический параметр для расчетной нагрузки на ось
Определяем минимальный требуемый модуль упругости дорожной одежды
Емин=98,65*(lg(∑Nр)-C)
Емин=98.65*(lg(530712)-3.20)=249
kтрпр = 1,2 – требуемый коэффициент прочности
Еобщ = Емин *kтрпр = 249*1,2 = 298.8 мПа
мелко зернистый асфальтобетон, тип А, h=6 Е=3200 мПа
крупно зернистый пористый асфальтобетон h=8, Е=2000 мПа
щебень известняковый,мелкозернистый,укрепленный битумом h=10, E=450
щебень известняковый h=29, E=350
песок h=30, Е=130 мПа
грунт h=28, E=60 мПа
Список литературы
1. Бабков В.Ф., Андреев О.В. Проектирование автомобильных дорог ч. I и II, -М.: Транспорт, 1987.
2. Автомобильные дороги. Примеры проектирования. /Под. ред. В.С. Порожнякова -М.: Транспорт, 1983
3. СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги. Нормы проектирования. -М.: Госстрой СССР, 1986.
4. Справочник инженера-дорожника. Проектирование автомобильных дорог. -М.: Транспорт, 1989.
5. Антонов Н.М. и др. Проектирование и разбивка вертикальных кривых на автомобильных дорогах. -М.: Транспорт, 1968.