Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте

оказывает помощь и решает проблемы клиентов (общеупотреби­тельный мировой термин). При этом реали­зуются следующие функции:

образовательно-воспитательная — спе­циалист обеспечивает целенаправленное пе­дагогическое влияние на поведение и деятель­ность детей и взрослых, содействует образо­вательной и воспитательной работе всех со­циальных институтов в зоне своего профес­сионального влияния: семьи, образователь­ных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, религиозных организаций и общественных объединений;

• диагностическая — специалист ставит «социальный диагноз», изучает психологичес­кие и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, в условия его жизни, выявляет по­зитивные или негативные влияния, проблемы;

• организаторская — специалист органи­зует ту или иную общественно ценную дея­тельность детей и взрослых, помогает в тру­доустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует деятельность под­ростковых и молодежных объединений, вли­яет на взаимодействие клиента с медицински­ми, образовательными, культурными, спор­тивными, правовыми учреждениями, общест­ва и благотворительными организациями, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ;

• прогностическая — специалист участву­ет в разработке планов, программ и прогно­зов социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, разрабатывает соци­ально-педагогическую программу развития личности конкретного ребенка, схемы и ал­горитмы решения конкретных социально-пе­дагогических задач;

• профилактическая и социально-тера­певтическая — специалист участвует и при­водит в действие социально-правовые, юри­дические и психологические механизмы пре­дупреждения и преодоления негативных вли­яний, организует социотерапевтическую по­мощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав человека в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социально­го и профессионального самоопределения;

• организационно-коммуникативная — специалист способствует включению добро­вольных помощников, населения в социаль­ную работу, в совместный труд и отдых, дело­вые и личностные контакты, сосредотачива­ет информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными института­ми в их работе с клиентами;

— охранно-защитная — специалист ис­пользует весь арсенал правовых норм для за­щиты интересов клиентов, содействует приме­нению мер государственного принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредован­ные противоправные воздействия на клиентов;

— посредническая — специалист осуществ­ляет связи между семьей, образовательным уч­реждением, ближайшим окружением, офици­альными инстанциями в интересах ребенка.

Будучи сотрудниками соответствуюших служб, социальные работники и социальные педагоги должны чувствовать себя в первую очередь защитниками социально уязвимых групп населения.

Для того чтобы профессионально реализо­вать призвание, необходимо знать, как люди развиваются, взаимодействуют, изменяются, учитывать специфику реагирования на труд­ности, проблемы, общественные условия от­дельных людей, а также уметь тонко сочетать методы убеждения и принуждения со стиму­лированием собственной активности людей, с раскрытием их внутреннего потенциала и компенсаторных возможностей.

Требуется не только отказ от авторитарных методов работы, но и подлинная вера в то, что каждый человек имеет право и способен сам достаточно успешно строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.

Литература

Алемаскин МА. Воспитательная работа с подростками. - М., 1979.

Алемаскин МА., Морозова ТА. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися в средних профтехучи­лищах: Метод, рекомендации /Гос. ком. СССР по ПТО. - М., 1986.

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. - Т. П. -М,,1980.

Антонян ЮМ.. Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. -М., 1987.

АсмоловА.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984.

Бабанский Ю.К., Победоносцев ГА. Комплексный подход к воспитанию школьников. - М., 1980.

Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. -Киев, 1986.

Байбородова Л.В„ Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебн. пособие. - Ярославль, 1997.

Байярд Т., БайярдД. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.

Башкатов ИЛ. Социально-психологические особенности развития кри­миногенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних /Под. ред. С.А. Беличевой. - Тюмень, 1985.

Блонский П.П. О так называемой моральной дефективности // Избр. пед. и психол. соч. В 2 т. - Т. 1. - М., 1979.

Богданова О.С; Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшекласс­ников: Кн. для учителя. - М., 1988.

БожовичЛ Л. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика ранне­го алкоголизма. ~ М., 1984.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи.—М., 1988.

Вульфов Б.З. Делать маленькое дело с большой любовью // Социальная работа. - 1992. -,.

Ермаков ВД. Социально-правовая профилактика правонарушений несо­вершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания. -М., 1981.

Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. -М., 1986.

Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися:

Метод, пособие. - М., 1982.

Караковский В-А. Чтобы воспитание было успешным... - М., 1979.

Карягина О. Проблема подросткового возраста: Психолого-педагогичес­кое исследование // Классный руководитель: Научно-методический журнал. - 1997. - № 5.

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. - 2-е. изд. -М., 1994.

Колосов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. -М., 1982.

Колосов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подрост­ка. - М., 1986. -

Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980.

Концепция социализации ребенка в работе детских организаций / М.И. Рожков, А.В. Волохов и др. - М., 1991.

Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушите­лей.-М., 1992.

ЛичкоА.Е. Психопатологии и акцентуации характера у подростков.-М., 1983.

Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. — М., 1988.

МаслоуА. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. -М., 1982.

Махов Ф.С. Подросток и свободное время. - Л., 1982.

МудрикАЛ. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. - М., 1983.

Натанзон Э.Ш. Индивидуальный подход к трудным учащимся: Пособие для учителей. - Кишинев, 1980.

Натанзон ЭЛ. Трудный школьник и педагогический коллектив. -М., 1984.

Петровский А.В. Быть личностью. - М., 1990.

Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.

Рожков МЛ. Развитие самоуправления в ученических коллективах. -Казань, 1987.

Рожков М.И. Социальное закаливание как компонент воспитания личнос­ти // Развитие личности и формирование индивидуальности: Сб. материалов. - Ярославль, 1996.234

Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. — Т. 1 / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М., 1997. - 364 с.; - Т. 2.

Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. В 2 т. — М.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 488 с.; - Т. 2. - 1989.

Рыбалъская В.Я. Методика изучения личности потерпевшего по делам о преступлениях несовершеннолетних. - М., 1975.

Семенов ВД. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986.

Семенова Н.К., Щедрина А.К. Правовые формы общественного воспита­ния несовершеннолетних. - М., 1980.

Снайдер Д. Для подростков, или Как найти свое место в жизни // Практическая психология. - М., 1997.

Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.

Степанов В.Г. Психология трудного школьника. - М., 1986.

Сухомлинский ВА. Избранные произведения. В 5 т. - Киев, 1979. - Т. 1.

Татаренко ВЯ. Семья и формирование личности. - М., 1987.

Трудный подросток: причины и следствия / Под ред. В.А. Татенко. -Киев, 1985.

Ушинский К Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антро­пология // Избр. пед. соч. В 2 т. -М., 1974. - Т. 1.

Фокин В.М. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних, не занятых учебой и работой. — М., 1983.

Щекочихин ЮЛ. Трудный подросток. - М., 1979.

Приложение №1

Анкета для подростков

Отвечая на вопросы анкеты, выбирайте те варианты, которые совпадают с вашим личным мнением, и обводите их порядковые номера или записывайте свой ответ. Заранее благодарим за искренние ответы!


Укажите:

Ваше имя и фамилию______________________________________________

Как бы Вы могли охарактеризовать себя. Для этого в каждом пункте выберите один из вариантов ответа и обведите его номер

2.1. Состояние здоровья

2.1.1. Болею очень часто, из-за этого не усваиваю учебный материал

2.1.2. Болею часто, из-за этого пропускаю школьные занятия

2.1.3. Здоровье не хуже и не лучше, чем у большинства сверстников

2.1.4. Практически здоров

2.2. Активность

2.2.1. Общие школьные и классные дела меня не интересуют, я в них не участвую

2.2.2. В общих делах иногда участвую, но без особого желания

2.2.3. Меня привлекают отдельные мероприятия, и я в них принимаю участие

2.2.4. Часто бываю организатором и активным участником коллективных творческих дел

Учёба

2.3.1. Не вижу смысла во всей этой учёбе

2.3.2. Какие-то предметы мне нравятся, какие-то нет

2.3.3. Учусь не хуже других по многим предметам

2.3.4. Учусь с интересом и желанием хорошо закончить школу

2.4. Семья

2.4.1. Родители пьют, не считают нужным работать

2.4.2. Родители считают, что власть и деньги – это главное в жизни

2.4.3. Родители часто ссорятся, при этом достаётся и мне

2.4.4. Иногда возникают проблемы, и мы сообща их решаем

2.5. В моей семье

2.5.1. Отношения напряжены так, что я готов(а) уйти из дома

2.5.2. Отношения не совсем меня устраивают из-за частых ссор и конфликтов

2.5.3. Отношения спокойные, но иногда я чувствую себя лишним

2.5.4. Хорошие, все неплохо друг друга понимают и поддерживают в трудную минуту

2.6. Планы на будущее

2.6.1. Попробую устроиться в жизни так, чтобы, не работая иметь много денег

2.6.2. Я об этом не думаю, придёт время и всё само собой сложиться

2.6.3. Когда окончу школу, тогда буду думать, куда поступать или пойти работать

2.6.4. Я уже выбрал (а) профессию и готовлюсь к ней

Интересы

Меня больше всего интересуют деньги и красивая жизнь

Меня интересуют много разных вещей, но больше всего те, что приносят прибыль и удовольствие

Меня больше интересуют такие ценности как престижная профессия, успех в обществе, хорошо оплачиваемая работа

Меня больше интересуют такие ценности как самопознание, личностная самореализация, духовная и культурная жизнь общества

Я и учителя

Когда меня кто-то воспитывает, я прихожу в бешенство

Когда меня учат, как нужно жить, я делаю вид, что слушаю, на самом деле их слова для меня пустой звук

Я прислушиваюсь только к тем людям, которых хорошо знаю и уважаю

Я внимательно выслушаю мнение взрослых людей, даже если я с ним не согласен

Мое мнение

Я всегда бываю прав, но почему-то не все взрослые так считают

Когда меня за что-то критикуют, я с этим не соглашаюсь

Когда я бываю не прав, то чувствую себя виноватым

Я прислушиваюсь к другим людям и учитываю их замечания

Отношение к обидчикам

. Когда меня обижают, я всегда или даю отпор, или долго не прощаю обидчикам

2.10.2. Если меня обидят при моих друзьях, тогда я вместе с ними посчитаюсь c обидчиком

Только своим друзьям и близким людям я могу простить многие вещи

Я могу простить обиду

Волевые качества

Я способен стать лидером группировки

Я умею жить по «понятиям»

Я вынужден жить по «понятиям», но не считаю это правильным

Я могу противостоять влиянию криминально-ориентированных сверстников

Какая пословица (тост) Вам больше нравится

Чтобы у нас всё было, и чтобы нам за это ничего не было

Хочешь жить, умей вертеться

Любишь кататься, моги и саночки в гору возить

Без труда не вытащить и рыбки из пруда.

Какое высказывание вам больше подходит

Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт

Настоящий мужчина должен через всё пройти и всё попробовать

Курить, здоровью вредить

Алкоголь и наркотики – это путь в никуда.


Информацию целесообразно собирать по каждому классу, фиксируя её по мере возникновения правонарушения в соответствующей графе.


Опираясь на ответы школьника по анкете укажите:

5.1. Причины пропуска занятий _________________________________________

5.2. Причины побегов из дома (если убегал) _______________________________

5.3. Группы людей нарушающие его права ________________________________

5.4. Что ему нравится в школе ___________________________________________

5.4. Кому подросток может доверять _____________________________________

5.5. Какие способы улучшения ситуации он видит?

Приложение 2


Анкета для подростка

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Отвечая на вопрос, обводите номера вариантов, которые Вам больше подходят и там, где предлагается письменный ответ, напишите его.


Сколько Вам полных лет? ________ Ваш пол: а) мужской б) женский


Чем Вы обычно занимаетесь в свободное от учёбы время?

1) Читаю книги (назовите две любимые) ____________________________________________

2) Занимаюсь самообразованием, готовлюсь к поступлению в.

3) Смотрю телепередачи (назовите две любимые) ___________________________________

Смотрю фильмы, в основном в жанре: ____________________________________________

Слушаю музыку (назови две любимые группы) ____________________________________

Зарабатываю деньги (каким образом) ____________________________________________

7) Обучаюсь делу, профессии (какой) ______________________________________________

8) Гуляю по улице, тусуюсь с друзьями

9) Занимаюсь спортом (каким) _____________________________________________________

10) Хожу на кружок, клуб (какой) __________________________________________________


3. Как часто Вы пропускаете без уважительной причины уроки в школе?

1) постоянно (почти, что каждый день)

2) часто (5-7 уроков в неделю)

3) редко (2-3 урока в неделю)

4) практически не пропускаю


4. Как Вы считаете, почему подростки пропускают занятия в школе?

Их часто выгоняют с уроков за поведение

Думают, что есть дела и поважнее школьных уроков

К ним плохо относятся сверстники: смеются над ними, издеваются

Не видит смысла в учёбе, – всё равно эти знания не пригодятся в жизни.

Учителя не ценят этих ребят, не заслуженно ставят плохие оценки

Родители не следят за делами детей, - вот они и прогуливают школу

Учителя часто придираются по пустякам, делают не справедливые замечания

В школе не интересно, не где себя проявить

Дома родители контролируют каждый шаг, а в школе можно «выпустить пар»

В школе им угрожают «плохие ребята», требуют деньги

Учителя плохо смотрят за дисциплиной в классе

Слишком сложная программа, чуть пропустил и уже не догонишь


5.Что лично Вам нравиться в школе?

Учиться, получать знания

Общаться со сверстниками, друзьями

Участвовать во внеурочной деятельности (кружки, секции, творческие мероприятия)

Общаться с интересными людьми (педагогами, наставниками, тренерами)

Отношение учителей, администрации школы

Возможность проявить свои способности

Возможность получить навыки, которые пригодятся в жизни

Другое (напиши) __________________________________________________________


6. Уходили ли Вы когда-нибудь из дома?

а) Да

б) Нет


7. Если да, то как часто Вы это делали?

1) очень часто (более 5 раз)

2) часто (от 3 до 5 раз)

3) редко (1 – 2 раза)


Как Вы считаете, почему подростки уходят (убегают) из дома?

(отметьте один или несколько пунктов)

Не хватает знаний, опыта для того, чтобы разрешить сложную ситуацию

Хотят быть независимыми, ищут приключений на улице

Не находят поддержки и понимания у родственников

Из-за серьёзной психологической травмы (смерть родственника, развод родителей)

Хотят хоть немного заработать для себя и семьи

Родители не заботятся о детях, не обращают на них внимания

Из-за постоянных конфликтов в семье

Потому что их родители когда-то сами росли и воспитывались на улице

Получают много запретов и нареканий от родителей

Дома их бьют, унижают

Их «подталкивают» на это другие ребята

Боятся, что их накажут за совершённый проступок или не хотят огорчать родителей


Как Вы считаете, какие группы людей часто нарушаются права школьника:

учителя

администрация образовательных учреждений

сверстники, одноклассники

родители

медицинские работники

работники сервисных служб (в магазинах, в автобусах)

работники милиции

«общаг», криминальные структуры

свой вариант ответа _____________________________________________


Кто на Ваш взгляд мог бы эффективно, выступая в качестве посредника, заниматься разрешением конфликтов в школе:

школьный психолог или социальный педагог

директор школы

зам директора по воспитательной работе

команда «школьных миротворцев» из числа подготовленных педагогов и старшеклассников, имеющих влияние и авторитет

школьный инспектор

подростки сами разберутся

конфликтолог, приглашённый со стороны специалист

ваш вариант __________________________________________________________


11. Как ты считаешь, что нужно сделать, чтобы жизнь подростков стала лучше?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________