Культурология

политический трактат «О монархии» и лингвистически-философский трактат «О народной речи».

Главное произведение его жизни — это грандиозная «Комедия» (Божественной ее прозвали современники Данте), построенная как рассказ о странствиях героя Данте в ином ми­ре, где он попадает в Ад, Чистилише и Рай, проводником его по Аду и Чистилищу становится душа Вергилия — любимого поэта Данте, но Вергилию как язычнику нет до­роги в Рай, в Раю герой Данте встречает Беатриче.

«О подражании Христу» — одна из самых известных и распространенных книг позднего Средневековья (она стала известна около 1418 г.). Автором книга по традиции считается Фома Кемпийский — Томас Хемеркен или Хамеркен (около 1380-1471 гг.), живший в Германии. Фома Кемпийский большую часть жизни провел в монастыре, где занимался перепиской книг и писанием собственных трудов — не указы­вая при этом своего авторства; анонимность творчества — одна из характерных черт средневековой культуры в целом. «О подражании Христу» — это мистический трактат, главное здесь не рассуждения, а переживания, в нем ярко выражено стремление к экста­зу, вызываемому ощущением присутствия Бога.

Театр и драматургия. В истории средневекового театра четко выделяются два периода: ранний — У-Х1 вв. и зрелый — ХП-ХIV вв. Для раннего периода характерны различного рода народные праздни­ки с элементами театрализации, часто связанные с языческими обрядами (и потому часто преследуемые церковью), и литургические мистерии (аналогичные византийским). В XII в. практически во всех странах Европы существуют профессиональные актеры, переезжаю­щие с места на место и чаще всего выступающие на площадях городов. Во Франции их называли гистрионы, в Германии — шпильманами, в Польше — франтами, в России — скоморохами и т.п. Постепенно в среде гистряонов происходит «разделение труда»: вы­деляются комики-буффоны, искусство которых близко к цирковому, и жонглеры, яв­ляющиеся рассказчиками, певцами и музыкантами, среди которых в свою очередь выде­ляются трубадуры — сочинители и исполнители стихов, баллад и поэм.

Первым средневековым драматургом принято считать Адама де Ла-Аль (около 1238 — около 1287 гг.), в пьесах которого перемешаны сказочные мотивы с сатирическо-бытовыми.

В XIV-XV вв. все более широкое распространение получают театрализованные пред­ставления. Это прежде всего фарсы, имеющие чисто светский и сатирический характер, миракли (от латинского — «чудо»), где изображение сатирических бытовых картин пере­межилось с чудесным вмешательством святых и самого Бога, и мистерии, ставившиеся на религиозные сюжеты. Но в отличие от литургической драмы миракли и даже мистерии не были уже чисто церковными зрелищами: они показывались не в церквях, и не на церковной паперти, а на городской площади — известно, что заказчиками мистерий были городские цеха и городские власти. Но, разумеется, ставились мистерии под контролем церкви. Текст мистерий часто импро­визировался, поэтому сохранившиеся тексты не дают подлинного представления о характере спектакля в целом. В 1548 г. во Франции мистерии были запрещены — из-за сильного критического элемента в них.

Музыка. Как и ранее, музыка в Средневековье играла важную роль в духовной жизни обще­ства. Можно различать светскую и духовную музыку, хотя они многое заимствовали друг от друга. Светская музыка была в первую очередь представлена народными песнями, а также песнями вагантов, трубадуров, актеров и других профессиональных исполнителей.

Музыка входила в число «семи свободных искусств», центрами обучения музыки в раннем Средневековье были монастыри, с XII в, — соборы и университеты. В XII в. в парижском соборе Нотр Дам на смену прежнему унисонному пению приходит сложное мно­гоголосие. которое позднее будет широко применяться во всей церковной и светской музыке.

Архитектура и строительство. В архитектуре Средневековья господствовали два основных стиля: романский (в пе­риод раннего Средневековья) и готический — с XII в.

Романская архитектура. В феодальной аграрной Европе того вре­мени рыцарский замок, монастырский ансамбль и храм были главными типами архитектурных сооружений. Возникновение укрепленно­го жилища властителя было порождением феодальной эпохи. Деревянные цита­дели в XI веке стали сменяться каменными донжонами. Это были высокие пря­моугольные башни, служившие сеньору и домом и крепостью. Ведущую роль стали играть башни, соединенные стенами и сгруппированные на наиболее уязвимых участках, что позволяло вести борьбу да­же немногочисленному гарнизону. Квадратные башни сменились круглыми, ко­торые обеспечивали лучший радиус обстрела, получили распространение. В состав замка были включены хозяйственные сооруже­ния, водопровод и цистерны для сбора воды.

Господствующим на Западе стал вытянутый в плане, базиликального типа храм. В основе его лежала идея пути как намек на «крестный путь», путь страданий и искупления, как выражение основной идеи католичества.

Новое слово в искусстве западного средневековья было сказано во Франции в середине XII века. Со­временники назвали новшество «французской мане­рой», потомки стали именовать готикой. Время восхождения и расцвета го­тики — вторая половина XII и XIII век — совпало с периодом, когда фео­дальное общество достигло апогея в своем развитии...

Готика как стиль была порождением совокупности общественных изме­нений эпохи, ее политических и идейных устремлений. Готика зародилась во владениях французских королей, и государи других стран — Англии, Испании, Чехии — внедряли готику как символ христиан­ской монархии, готическую архитектуру распространяли и монашеские ордены. Собор был важнейшим общественным местом города и оставался олицетворением «божественной вселенной». Во взаимоотношении его частей находят сходство с построением схоластических «сумм», а в изображениях — связь с рыцарской культурой. Сущность готики — в сопоставлении противо­положностей, в способности объединить абстрактную идею и жизнь.

Важнейшим достижением готической архитектуры стало выделение в здании строительного каркаса. В готике изменилась система кладки ребристого свода. Ребра теперь не завершали возведение свода, а предшествовали ему.

Готический стиль отрицает тяжеловесные, похожие на крепости романские соборы. Атрибутами готического сти­ля стали стрельчатые арки и стройные башни, возносящие­ся к небу. Готические соборы — грандиозные сооружения. Так, длина Реймсского собора 138 метров и высота около сорока метров. Вертикальная композиция здания, стреми­тельный порыв вверх стрельчатых арок и остальных архи­тектурных построек выражали стремление к Богу и мечту о высшей жизни.

Знаменитые готические соборы и сегодня поражают во­ображение человека, среди них особенно прославились со­бор Парижской Богоматери, соборы в Реймсе, Шартре, Амьене, Сен-Дени.

Готическая архитектура была единым целым с подчи­ненной ей скульптурой, живописью, прикладными искус­ствами. Особенный акцент делался на многочисленные ста­туи. Пропорции статуй были сильно удлиненными, выра­жение лиц одухотворенное, позы благородные.

Готические соборы предназначались не только для богослужений, но и для общественных собраний, праздников, театральных действий. Готический стиль распространяется на все сферы жизни человека. Так в одежде стано­вятся модными туфли с загнутыми носами и конусообраз­ные шляпы.

Геометрия и арифметика понимались абстрактно, через призму познания Бога, который создал мир и расположил все «мерою, числом и весом». Математические и физичес­кие знания, требовавшиеся для создания грандиозных со­оружений, должны были быть высокого уровня. Также были необходимы высокие практические навыки, значитель­ный опыт и интуиция.

О понимании значения техники говорит тот факт, что на рельефах фасадов готических соборов изображается ал­легорическая фигура с атрибутами, символизирующими Геометрию — циркулем, линейкой и угольником. Архи­текторы были убеждены, что искусство без науки — «ни­что». Чем больше требовалось точных знаний для созда­ния архитектурного сооружения, тем больше оно ценилось. В художественном плане архитекторы придерживались прежде всего гармонии и правильных пропорций.

Геометрия и другие точные науки пробивают себе доро­гу и в других искусствах. Так, Виетело в XIII веке вводит понятие перспективы (разработанное ранее арабским уче­ным Альхазеном) в русле теории зрительного восприятия, геометрической и физической оптики. В XIII веке были воз­двигнуты величественные готические соборы. В архитек­турных сооружениях ценились величина, соразмерность, блеск, светоносность, драгоценные украшения. Большое значение в эстетическом оформлении храмов придавалось внутренним украшениям: инкрустациям, росписям, витра­жам.

Изобразительное искусство. Росписи романских храмов сохранились лишь в редких памятниках, ча­ще провинциальных и сельских. Причина во многом заключалась в технике наложения краски. Романские мастера писали по мокрой и сухой штукатур­ке, применяли клеевые краски, использовали восковую темперу. Чаще всего страдали поверхностные, лессировочные слои, краски со временем осыпа­лись, как и сама штукатурка. Палитра романского фрескиста была, как пра­вило, ограниченна. Живописцы пользовались чистыми тонами, но прибегали к двойному наложению краски: поверх приглушенного тона писали более яр­ким цветом. Варьировали при этом и технику: для матового слоя употребля­ли клеевую краску, для светлых, блестящих тонов в состав добавляли воск.

Тип базиликального храма, распространенный на Западе, не позволял охватить всю роспись единым взглядом. Составители программ и живописцы предпочитали поэтому библейские сюжеты исторического плана, располагая их в последовательности, обусловленной средневековой типологией священ­ного текста и сложным движением по интерьеру к алтарю и обратно, вклю­чая обход столбов. В выборе и расположении сюжетов не было строго уста­новленного канона — по отношению к росписи романского храма, скорее можно говорить лишь об общих тенденциях. Главный акцент был поставлен на росписи центральной апсиды. Здесь помешали изображение Христа во славе, реже — фигуру Богоматери. Под ними располагались ангелы, апосто­лы, святые, аллегории и персонификации. Иногда писали отдельные агиогра­фические сцены, они же были почти непременным мотивом росписей крипт. На западной стене храма, если она была свободна от эмтгор, возникала кар­тина Страшного суда, но ее же можно было видеть и на триумфальной арке перед алтарем. В нижней, цокольной зоне живописали платы, она служила иногда прибежищем гротескных и фантастических фигур.

Научные знания. Средневековая наука, так же как и богословие строилась на вере в авторитет — Священного Писа­ния (Библии), Священного Предания (труды отцов церкви, постановления соборов и т.п.), по мере знакомства с античными ав­торами к ним тоже стали относиться как к абсолютным авторитетам.

К доказательству авторитетом, то есть доказанной древностью, прибавля­лось доказательство чудом. Средневековые умы привлекало совсем не то, что можно было наблюдать и подтвердить естественным законом, регулярно про­исходящим повторением, а как раз. наоборот, то, что было необычно, сверхъестественно или, уж во всяком случае, ненормально. Даже наука более охотно избирала своим предметом что-то исключительное, чудеса. Землетря­сения, кометы, затмения — вот сюжеты, достойные удивления и исследова­ния.

В поисках новых доказательств схоласты (по крайней мере, некоторые из них) все шире применяли наблюдение и эксперимент. Чаще всего вспомина­ют в этой связи имя Роджера Бэкона. Рождающаяся схоластика попыталась установить связь между свободными искусствами и механикой, между науками и техни­кой. А университетские профессора относили себя к социальным группам, гнушавшимся ручного труда. Последствия разрыва теории и практики были во многих областях огромны. Физики экспериментам предпочитали Аристо­теля, медики и хирурги вместо вскрытия предпочитали ссылаться на Галена. Именно предрассудки докторов в гораздо большей степени, чем нерешитель­ность и уклончивость церкви, задержали развитие практики вскрытии и прогресс анатомии, которая делала, однако, первые многообещающие шаги в Болонье и в Монпелье на рубеже XIII и XIV вв. Те же внутренние противо­речия переживали в свою очередь и гуманисты.

Красота в средневековом мире понимается, прежде все­го, как разумная соразмерность частей, гармония, порядок, пропорциональность, ясность, чистота. Материальная кра­сота трактуется как символ невидимой божественной кра­соты. Прекрасное — это нечто невидимое, становящееся видимым. Прекрасное и безобразное определяются через субъектно-объектные отношения. Безобразное — это то, что вызывает отвращение. Созерцание прекрасного доставляет наслаждение само по себе, вне практического использова­ния вещи, и в то же время прекрасное — это объективные «пропорции и блеск», гармония; упорядоченность, сораз­мерность, доброцветность, мера в цвете и размере.

Назначение искусства — воплощать сверхчувственную идею божественного архетипа в чувственных образах, вы­раженных условной символикой. Творчество Бога беспре­дельно, совершенно и абсолютно. Творчество человека от­носительно, ограничено, и поэтому должно быть подчине­но воле Бога. Вне Бога творчества быть не может. Главная тема в искусстве — Христос и его учение.

Вопрос № 6. Основные достижения и памятники Древнего Китая.

Ответ: Достаточно уверенно (более чем о какой-либо иной древней культуре) можно говорить о культурном единстве, своеобразии и замкнутости культуры, сформировавшейся в Древнем Китае и почти без изменений просуществовавшей вплоть до XVII в. н.э. Культурная история Китая восходит к рубежу 111-11 тыс. до н.э., межэтническое куль­турно-политическое единство складывалось постепенно.

Собственно период формирования культурного типа Древнего Китая охватывает так на­зываемую эпоху «Воюющих царств» V—II в. до н.э. (когда в конгломерате сражающихся между собой государств выделя­ются «семь могущественнейших»), эпоху Цинь (когда была создана огромная империя, во главе которой в 221 г. до н.э. стал Цинь шн хуанди — первый император Цинь), эпоху Хань (когда императоры старшей и младшей династий Хань смог­ли сохранять единство, могущество и целостность Китая вплоть до 220 г. н.э.). Эпоха Хань в полной мере реализовала культурные установки, проявившиеся уже в первую из этих эпох — Чжаньго. Культурная преемственность этих трех эпох позволила создать уникальный, неповторимый культурный тип древней цивилизации, который можно рассматривать как разновидность ирригационной культуры, с единой системой административно-хозяйственного управления (т.е. централи­зованной властью и бюрократической системой управления), сакрализацией власти императора — Сына неба.

Создание единой системы ирригационных сооружений пред­полагало наличие деспотической власти, которая обеспечива­ла бы необходимую для этого централизацию государственно­го и административного управления. Но складывалась эта власть в существенно иной период, чем это было в гидравли­ческих цивилизациях Малой Азии. Существенные изменения в политической и культурной жизни Китая произошли к середи­не I тысячелетия до н.э., когда наступил век железа и намети­лись значительные сдвиги в развитии земледелия, ремесел, тор­говли.

Китай не заложил основы замкнутой касты жрецов и са­новников, хотя и создал тип городской рациональной куль­туры, но он рационализировал административное управление, сформировал рациональный тип чиновника-управленца. Госу­дарственные чиновники не превратились в замкнутую касту. Уже Шань Ян связал (середина IV в. до н.э.) занятие административ­ных должностей не со знатностью рождения, а с заслу­гами (в первую очередь военными) перед государством. В по­следующем ранги, позволяющие занять административные до­лжности, стали продаваться за деньги (что также нарушало сложившуюся аристократическую иерархию власти), и, нако­нец, утвердилась знаменитая экзаменационная система заня­тия административных должностей (мандарлнат). Рацио­нализм как культура управления был неискореним в истории Ки­тая, в определенной степени с ним была связана ритуализация общественного поведения («китайские церемонии»).

Древнекитайская культура. Древнекитайская культура представляет огромный ин­терес для культурологии, так как в своей основе она авто­номна, создана китайским народом в условиях относитель­ной изоляции. Этому в немалой степени способствовала значительная отдаленность Китая от Средней Азии и, как следствие, слабость непосредственных контактов с други­ми культурами.

Китай в пер­вом тыс. до н.э. представлял собой множество отдельных государств, среди которых семь наиболее крупных: Цинь, Янь, Чу, Вэй, Чжао, Хань, Ци. Все царства вели между собой борьбу. Это был период, когда близкие по культуре государства, находясь в состоянии острого соперничества, в то же время взаимообогащались достижениями в области культуры, технологии, военного дела, политики, права и т.д. Это был период небывалого расцвета культуры, приведший к глу­боким изменениям древнекитайского общества.

Принципиально новое качество в развитии производи­тельных сил было связано с освоением новых, необходи­мых для ведения войны технологий. Это прежде всего ос­воение технологии плавки железа, что, в свою очередь, со­здало условия для быстрого развития ремесла и земледе­лия. Новый уровень земледелия потребовал создания мощ­ной сети гидротехнических сооружений в бассейнах Хуанхе и верховьях Янцзы. Развитие земледелия привело к росту городов, которые достигали размеров крупного (полумил­лионного) современного города.

Государственная структура совершенствуется в соответ­ствии с динамикой культурной жизни. Так, в IV в. до н.э. осуществляется реформа, приведшая к административно-территориальному переустройству в соответствии с процес­сом политической централизации, вводится система зако­нодательства и судопроизводства, опередившая аналогич­ную европейскую систему более чем на тысячу лет.

Процессы исторической интеграции борющихся царств и формирования уникального своеобразия китайской духов­ной культуры в значительной степени определялись иерог­лифической письменностью. Благодаря своему основному принципу — связи между реальным образом и символом, способом графического начертания — она не была жестко связана с лингвистическими особенностями конкретного произношения и могла использоваться носителями любого языка, что способствовало культурному сближению наро­дов различных царств.

Древнекитайская культура была первооткрывателем во многих областях науки и техники, она дала миру важные научные открытия и изобретения. В основном они были связаны с практическими потребностями китайской куль­туры. В Ш—II тысячелетиях и в эпоху Шан (конец 2 тыс. до н.э.) китайцы знали начала геометрии и счет до десятков тысяч.

Однако центральное место в системе знаний получила астрономия, в которой на тысячи лет раньше, чем в Евро­пе, были зафиксированы особенности лунного цикла и его связь с природными явлениями, обусловленность 11-лет­ним солнечным циклом. Начиная с 613 г. до н.э., китай­ские астрономы фиксируют и предсказывают появление ко­меты Галлея, лунных и солнечных затмений, составляют и совершенствуют звездный каталог.

В Ханьскую эпоху (206 г. до н.э.. — 220 г. н.э..) в астрономии появляется представление о планетах солнечной сис­темы, а в 28 г. до н.э. ханьские астрономы открывают пят­на на солнце, также был сконструирован прототип сейсмо­графа, создан небесный глобус с описанием более 2500 звезд, разработана теория Земли и безграничности Вселен­ной во времени и пространстве.

Ханьские математики использовали десятичные дроби, отрицательные числа, создали систему достаточно точного вычисления значения числа .

Для эффективного развития земледелия была создана целая наука, занимающаяся вопросами грядковой культу­ры, способами удобрения земель и т.д.

В дальнейшем наиболее крупные достижения становят­ся достоянием мировой культуры (изобретение компаса, пороха и т.д.). К этому ряду можно причислить успехи китайской культуры в сфере лакового производства, шел­ководства, изобретение бумаги, что создало условия для развития искусства и техники эстампов, а затем и для печа­тания книг.

С изобретением туши было связано развитие китайской письменности. Еще в Ханьскую эпоху создается эталонный стиль письма («образцовое письмо»), заложивший основу современного начертания иероглифов. Зарождаются фило­логия, поэтика, создаются первые словари, появляются про­изведения художественной и исторической прозы. В I в. н.э. создается фундаментальное произведение «Историчес­кие записи» (Шицзи) — 130-томная энциклопедическая ис­тория Древнего Китая, уникальный памятник прозы эпохи Хань.

В середине I тыс. до н.э. в Китае широко развивается система образования, связанная с именем Конфуция (551— 449 г. до н.э.), крупнейшего мыслителя Древнего Китая. Учение Конфуция (прежде всего, трактат «Беседы и сужде­ния») вплоть до XX века составлял основу системы китай­ского образования. В учении Конфуция преобладала прак­тическая философия, связанная с проблемами нравствен­ного воспитания и управления, естественной гармонии об­щественной жизни. Главной задачей Конфуций считал фор­мирование личности, способной занять достойное и есте­ственное для нее место в обществе, четко и однозначно рег­ламентировавшем обязанности каждого своего члена.

Даосизм. Основателем Даосизма был Дао Цзы - историограф-архивариус при Чжоуском дворе. Он написал «Дао лэ Цзин», состоящую всего лишь из 5000 иероглифов. Самая древняя рукопись Дао дэ Цзин относится ко II в. до н.э.: она была найдена при раскопках княжеского захоронения и несколько отличается от традиционного текста.

К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао — это невидимый вездесу­щий естественный закон природы. Дао бездействует, тем самым порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Дао взаимодействуют два противо­положных начала — инь и ян, достигая своего предела, они переходят друг в друга.

Письменность и книги. Древнейшие китайские тексты, гадательные надписи, нацарапанные на бараньей ло­патке или черепаховом панцире, относятся к III-II тыс. до н.э.: такой панцирь или ло­патка помешались в огонь, и ответ на заданный вопрос «вычитывался» по форме и рас­положению образовавшихся трещин.

Во П тыс. до н.э. появляются надписи на ритуальных бронзовых сосудах, а с начала I тыс. до н.э. для письма стали использоваться бамбуковые планки, скрепленные шну­ром, текст писался вдоль планки по вертикали. На одной такой планке вмешалось около 40 иероглифов, так что даже небольшая по содержанию книга имела значительный объ­ем. В Ш в. до н.э. китайцы начали применять в качестве материала для письма шелк, но он был очень дорог. В I в. до н.э. — начале I в. н.э. китайцы изобрели бумагу, что спо­собствовало широкому распространению письменности. Уже на бамбуковых планках (а позднее — на шелке и бумаге) писали с помощью кисти тушью, изготавливаемой из каменно­го угля или из сажи от сжигания сосновых дров. Ошибки исправлялись путем подчистки но­жом, поэтому выражение «нож и кисть» стало метафорой для обозначения чиновников.

Распространение письменности и возрастание ее общественной роли потребовало унификации начертания иероглифов.

Каллиграфия считается в Китае видом искусства и высоко пенится, живописные по­лотна часто украшаются каллиграфическими надписями.

Китайская письменность еще в древности широко распространилась по всей Юго-Восточной Азии.

Литература. Древнейшая дошедшая до нас библиография китайской литературы принадлежит Бань Гу (32-92 гг. н.э.). В своей работе «Описание искусств и словесности» (являющейся частью его же «Истории династии Хань»), он выделяет основные имеющиеся виды лите­ратуры: канонические философские книги (включая исторические), стихи и поэмы, со­чинения по военной науке, книги по астрологии, медицинские книги.

Наиболее древними дошед­шими до нас памятниками поэзии Древнего Китая являются фольклорные поэтические произведения, собран­ные в Шицзин (одну из книг конфуцианского «пятикнижия»). В конце I тыс. до н.э. в Китае развивается авторская поэзия, в основном и двух жанрах: песни и поэмы, причем последние писались ритмической прозой и были предназначены для скандирования. Наиболее известными поэтами древности (по словам Бань Гу) являлись Сюнь Цин, Цуй Юань, Сян Юй, Тап Лэ. Мэй Шэн. Сыма Сян-жу и Ян Сюн.

Из прозаических сочинений (кроме философских трактатов) необходимо особо от­метить исторические труды. Они интересны не только сами по себе, но и потому, что жанр жизнеописаний, присутствующий уже у «отца китайской историографии» Сыма Няня (II в. до н.э.). повлиял на создание повествовательной прозы, зарождающейся, по-видимому, в 1-11 вв. н.э. Еще одним источником этой прозы были так называемые «ма­лые (пустячные) речения» — уличные рассказы, которые специально записывались осо­быми чиновниками для доклада государю, чтобы он мог знать об умонастроении народа. Эти рассказы практически не сохранились.

Музыка. Китайская музыка — одна из древнейших в мире. Она насчитывает много местных вариантов. В китайской музыке преобладает одноголосие. В основе ее 5-звуковая система (пентатоника), но встречаются образования, построенные на 7-ступенных ладах. Музыкальные инструменты: цисяньцинь, пила, хуцинь или эрху. ли, шэн... Изучением китайской музыки занимались древние китайские философы, богословы, математики. Конфуций отводил в своем учении большое место музыке, занимался собиранием народных песен, Сыма Цянъ создал тео­рию китайских ладов, Хэ Чэнь-тянь занимался вопросами равномерной темпера­ции и др. Содержание профессиональной китайской музыки определялось при­дворным церемониалом и религиозным культом.

Архитектура и строительство. Китайские задчие приобрели славу двумя разнообразными памятниками – Великий канал (2000 л – почти с XI в. до н.э. – по XIX в. н.э.) – сложное гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными способами перекачивания и очищения воды и Великая Китайская стена — одно из самых грандиозных строительно-технических сооружений всех времен. Ее строили примерно десять лет, начи­ная с 220 года до н.э. при императоре Цинь Шихуанди.

Стена извивалась вверх и вниз по горам, шла через пустыни и болота Она была сооружена на каменном фундаменте и возведена из земли и кирпи­ча. С ее сторожевых башен при помощи дымовых сигналов, а ночью — с по­мощью сигнальных огней — можно было распространять информацию по всей стране с никогда дотоле невозможной скоростью.

Около 300 000 человек трудились в поте лица над возведением этой сте­ны. Только сама организация и обеспечение такой массы рабочей силы было исключительным достижением. Военное значение стены, когда она бывала укомплектована войсками соответственно своей длине, становилось огромным.

Прямая линия между двумя конечными точками стены составляет 2450 километров, а со всеми ответвлениями и изгибами она равна от 6000 до 6500 километров.

Стена была не только крепостным валом, но и дорогой. Ее ширина — 5,5 метра; это позволяло маршировать рядом пяти пехотинцам или скакать ря­дом пяти кавалеристам. Еще и сегодня ее высота в среднем составляет девять метров, а высота дозорных башен — двенадцать метров.

Четкость и упорядоченность планировки характери­зуют главные центры Ханьского государства Лоян и Чанъань, выстроенные по установленным в тракта­тах правилам. Город, отражавший представления о правильной структуре ми­роздания и порядке, господствующем в Поднебесной, мыслился как завер­шенная в своих очертаниях крепость, обнесенная стенами и рвом с высоки­ми деревянными дозорными башнями и расположенными строго друг против друга массивными воротами.

План богатых усадеб повторял в миниатюре очертания столицы... Замкнутые в прямоугольник стен, ориентированные фасадом на юг, они состояли из ряда построек, обращенных окнами в глубь двора, расчлененного посредине стеной и входом на две части — жилую и хозяйственную. Типы планировки усадеб своди­лись к двум: сань-хэюань, и котором двор обрамлялся тремя павильонами и во­ротами, и сы-хэюань, в котором его ограждали четыре павильона.

Не менее продуманными по своей структуре были и погребальные скле­пы знати. В связи с тем что культ усопшего стал одним из важнейших свя­щеннодействий, покойника должны были окружать все прижизненные по­чести и оберегающие знамения.

Дворец Вэйангун в Чанъане (столице Ханъской империи) занимал по пе­риметру 11 км и состоял из 43 зданий. Основным строительным материалом в это время по-прежнему служило дерево, но крыши уже делались из черепичных желобов, украшенных на концах рельефными изображениями зверей-охраните­лей. Тяжелые и массивные, они опирались на балки и колонны, капителями ко­торых служили узорные кронштейны — доугуны, облегчающие вес и давление кровли. Дворцы ... строились из различных пород ценного дерева. Внутренние покои украшались стенными росписями и пропитывались, ароматическими бла­говониями, каменные полы инкрустировались драгоценными самоцветами.

Изобразительное искусство. Тяжеловесные бронзовые сосуды, служившие для жертвенных возлияний духам — покровителям племени особенно ярко отражали сумму сложившихся к тому времени представлений о действительности. О том, какой важный смысл придавался изготовле­нию бронзовых изделий, свидетельствует виртуозное мастерство их литья. Огромные сосуды весом свыше 600 кг обрабатывались с такой же тщательно­стью, как и маленькие. Геометрический узор отличался графической точно­стью, разнообразием ритмических сочетаний. Тесно сплетенные между собой культ мертвых и культ земледелия определили характер орнамента, его рас­положение, смысл и систему образов. Огромные, зачастую почти неподвиж­ные в силу своей массивности сосуды, испещренные магическими знаками узора, на фоне которого выделяются рельефные головы реальных и мифиче­ских животных, имеют яркий, ни с чем не сравнимый облик.

Наряду с бронзовыми сосудами разного типа и назначения появилось и множество других изысканных ритуальных и бытовых предметов: круглые бронзо­вые зеркала, инкрустированные с оборотной стороны серебром и золотом, украшенные росписью музыкальные инструменты и мебель, яркая расписная лаковая утварь, предметы из резного дерева и камня. В гибких плетениях их узоров отразилось более многоплановое осмысление мироздания, восприни­маемого как стихия бесконечного космического движения и противоборства света и тьмы. Другими стали принципы орнаментации, отличающейся от прошлого большей свободой и живописностью...

В 104 г. до н.э. было вычислено, что продолжительность года составляет 365,25 дня. Принятый в этом году новый календарь использовался вплоть до 85 г. н.э. По этому календарю год состоял из 12 месяцев; дополнительный месяц добавлялся в високосном году, который устанавливался один раз в три года.

Солнечно-лунный календарь древних китайцев был приспособлен к нуж­дам сельскохозяйственного производства. Календарю уделялось значительное внимание в тех научных трактатах, которые обобщали важнейшие достиже­ния земледельческой техники (например, в сочинении ученого Фань Шэн-чжи. жившего в конце I в. до н.э.).

Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древнекитайские врачи еще в IV-Ш вв. до н.э. стали применять метод ле­чения, получивший впоследствии широкое применение в традиционной ки­тайской медицине — иглоукалывание, или акупунктура. Чрезвычайно инте­ресны рукописи медицинских сочинений, найденные недавно в одном из ханьских погребений начала II в. до н.э. Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом при­жигании и, наконец, сборник различных рецептов. К Ш в. относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях.

Вопрос № 7. Особенности и достижения культуры эллинизма.

Ответ: Понятие "Эллинизм" обозначает историческую эпоху, которая началась с воцарением Александра Македонского и окончилась с включением Птолемеевского Египта в состав римского государства (336-330 до н.э.). Причины (формирования эпохи Эллинизма были следующие. В Греции 4 в. до н.э. значение полисов упало, и они переживали острый социально-политический кризис. В этих условиях усилившаяся Македония добилась политического господства над греческими полисами. В Македонии к тому времени утвердилась централизованная монархия (Филипп II) со столицей в городе Пелла. хотя в горных районах еще было сильным влияние родовой знати. В то же время в персидской державе Ахеменидов вследствие центробежных тенденций в сатрапиях (Египет, Вавилон, Фригия и т.д.) обнаружились отчетливые кризисные явления. Для преодоления кризиса в Греции были предприняты под руководством Македонии завоевания на Востоке (Персидское царство). Эллинистическая эпоха охватывает

  1. Период походов Александра Македонского вплоть до Инда (334-323 до н.э.).

  2. Распад этого государства и образование на его основе "эллинистического" и восточного государства в течении войн диадохов (323-280 до н.э.).

  3. Историю этих государств до их подчинения Римом или Парфией (280-230 до н.э.).

Классическая культура Древней Греции стала преемницей древневосточных культур и колыбелью европейской культуры. Одной из важнейших черт древнегреческой культуры является ее интерактивный (от слова интеракция — взаимодействие) характер. Действительно, в Грецию ахейцы прибыли в XXI в. до н.э. с севера и северо-запада и создали в Афинах, Микенах, Тиринфе, Пилосе и Фивах свои царства; а около XVI в. до н.э. завоевали Крит. В результате возникла культура, представлявшая собой своеобразную смесь критской и ахейской культур,