География нефтяной промышленности
Новороссийск.Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и эконо-
мичней других видов транспортировки, однако из-за географических
особенностей нашей страны используется мало, в основном при пе-
ревозки нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны
(Ленский, Амурский) и северному морскому пути.
Трубопроводы - наиболее эффективное средство транспортировки
нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способ-
ность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. т в
год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч.
Трубопроводный транспорт является важной подотраслью нефтяной
промышленности. На сегодняшний день сформировалась развитая сеть
магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более
95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300
км. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными
по значимости и условиям управления группами объектов: внутрере-
гиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтеп-
роводов. Первые обеспечивают индивидуальные связи промыслов и
заводов, вторые - интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конк-
ретного владельца. Связывая очень большое число нефтедобывающих
предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими заво-
дами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образу-
ют технологически связную сеть - единый объект экономического и
режимного управления, которая получила название системы дальних
транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы,
как Нижневартовск - Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа -
Альметьевск; Сургут - Полоцк; Холмогоры - Клин; Самара - Тихо-
рецкая; система нефтепроводов "Дружба" и другие трубопроводы,
включая выходы к экспортным терминалам.
│ Всего по России │ По России
Показатель │ и странам СНГ │ (АК "Транснефть")
───────────────┼───────────────────┼────────────────────
│ │
Протяженность │ 62,3 │ 48,1
нефтепроводов │ │
тыс. км │ │
───────────────┼───────────────────┼─────────────────────
│ │
Суммарная │ 16530,0 │ 13759,0
Вместимость │ │
резервуаров │ │
м3 │ │
│ │
В свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом
намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных райо-
нов страны. Занимая выгодное транспортно-географическое положе-
ние, Волго-Уральский район вызвал появление целой системы ма-
гистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям:
На восток - Туймазы - Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа -
Новосибирск (нефтепродукты); Уфа - Курган - Петропавловск (неф-
тепродукты);
На запад - нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару
- Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию,
Венгрию, Чехию, а также с ответвлением: Унеча - Полоцк - Вент-
спилс; Самара - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск -
Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением Нижний Новгород
- Ярославль - Кириши (Северо - Запад);
На юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай -
Орск.
Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны
изменило ориентацию основных потоков нефти. Волго-Уральский ра-
йон теперь "повернут" целиком на запад. Важнейшие функции даль-
нейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к За-
падной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут по следующим направлени-
ям:
На запад - Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск -
Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут - Ново-
полоцк; Самара - Лисичанск - Грозный - Баку;
На юг - Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент
-Чарджоу;
На восток - Александровское - Анжеро-Судженск. Для транспор-
тировки нефти на запад, так и восток используются трубопроводы
Волго-Уральского района восточного направления.
Из других магистральных направлений, возникших под влиянием
добычи нефти в разных районах, выделяются Волгоград - Новорос-
сийск; Грозный - Армавир -Туапсе; Грозный - Армавир - Донбасс
(нефтепродукты); Ухта - Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре.
- 14 -
6. Задачи перспективного развития отрасли.
В настоящее время нефтяная промышленность России находится в
состоянии глубокого кризиса, что обусловило резкое падение добы-
чи нефти. Только в 1992г. она уменьшилась по сравнению с преды-
дущим годом более чем на 60 млн. т и в 1993г. еще на 40-45 млн.т.
Выход из сложившегося кризисного положения в нефтяной промыш-
ленности Правительство Российской Федерации и Минтопэнерго свя-
зывают не с дополнительными государственными инвестициями, а с
последовательным развитием рыночных отношений. Предприятия от-
расли должны самостоятельно зарабатывать необходимые для их от-
расли средства, а Правительство - создавать им для этого необхо-
димые экономические условия.
В указанном направлении уже предприняты крупные меры. Задания
по поставкам нефти для государственных нужд сокращены до 20% ее
добычи, остальные 80% предприятия имеют право реализовать самос-
тоятельно. Ограничивается лишь вывоз ее из России, чтобы не ос-
тавить российский рынок без нефтепродуктов в условиях существую-
щего несоответствия внутренних и мировых цен на нефть.
Практически снят контроль за уровнем внутренних цен на нефть.
Государство регулирует лишь предельно допустимый уровень рента-
бельности в цене.
Важное значение для повышения эффективности функционирования
нефтяного комплекса России имеет проводимая в настоящее время
работа по его акционированию и приватизации. В процессе акциони-
рования принципиальные изменения происходят в организационных
формах. Государственные предприятия по добыче и транспорту неф-
ти, ее переработке и нефтепродуктообеспечению преобразуются в
акционерные общества открытого типа. При этом 38% акций указан-
ных обществ остается в государственной собственности. Для ком-
мерческого управления пакетами акций, находящихся в государс-
твенной собственности, образовано специальное Государственное
предприятие "Роснефть", которому передаются пакеты государствен-
ных акций около 240 акционерных обществ, в том числе по добыче
нефти и газа - 26, по нефтепереработке - 22, по нефтепродуктоо-
беспечению - 59, а также по производству масел и смазок, перера-
ботке газа, бурению скважин, геофизике, машиностроению, науке и
другим видам обслуживающих производств. В состав "Роснефти" вош-
ли также различные ассоциации, банки, биржи и другие организа-
ции.
Для управления акционерными обществами по транспорту нефти и
нефтепродуктов созданы акционерные компании "Транснефть" и
"Транснефтепродукт", которым передается 51% акций акционерных
обществ. В связи с особенностями функционирования предприятий по
транспорту нефти и нефтепродуктов их приватизация в настоящее
время запрещена.
Перспективы развития нефтяной промышленности России на предс-
тоящий период в определяющей мере зависят от состояния ее сырь-
евой базы. Россия обладает крупными неразведанными ресурсами
нефти, объем которых кратно превышает разведанные запасы. Ре-
зультаты анализа качественной структуры неразведанных ресурсов
нефти в России свидетельствует об их неидентичности разведанным
запасам. Ожидается, что открытие новых крупных месторождений
возможно главным образом в регионах с низкой разведанностью - на
шельфах северных и восточных морей, в Восточной Сибири. Не иск-
лючена вероятность открытия подобных месторождений в Западной
Сибири. В этом регионе прогнозируется открытие еще нескольких
тысяч нефтяных месторождений.
Внедрение новых методов и технологий повышения нефтеотдачи
пластов сдерживается высокими капитальными вложениями и удельны-
ми эксплуатационными затратами на их применение по сравнению с
традиционными способами добычи нефти.
В связи с этим Минтопэнерго РФ разрабатываются предложения о
принятии в законодательном порядке ряда мер, направленных на
экономическое стимулирование применения новых эффективных мето-
дов повышения нефтеотдачи пластов. Эти меры позволят улучшить
финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ по созданию новых технологий и технических средств, актив-
нее развивать материально-техническую базу институтов, занимаю-
щихся разработкой новых методов, а главное - более динамично на-
ращивать добычу нефти из месторождений с трудноизвлекаемыми за-
пасами.
Сотрудничество с иностранными фирмами в области нефтегазодо-
бывающей отрасли приобретает все большие масштабы. Это вызывает-
ся как необходимостью привлечения в создавшихся экономических
условиях иностранного капитала, так и стремлением использования
применяемых в мировой практике наиболее прогрессивных технологий
и техники разработки нефтегазовых месторождений, которые не по-
лучили должного развития в отечественной промышленности.
- 17 -
Литература
1. В.А. Динков, "Нефтяная промышленность вчера, сегодня, завтра"
Москва, ВНИИОЭНГ 1988г