Реализация категории связности в устном тексте
"структурированием материала, активизируег память и повторение". Повторение расценивается как одна из "рабочих функции КП", т.е. кратковременной памяти. Ученые, изучающие закономерности памяти, считают, "что каждое повторение несет такую же функцию, как и первичное введение того же элемента в КП, то есть что элемент при этом возвращается в память в целости и сохранности" (Клацки, 1978, 108). В конструкциях анализируемого типа после вставки широко используется повторение элементов той части, которая была начата до вставки, что облегчает ее продолжение. Так, из 60 конструкций разговорной речи повторы были использованы в 43 случаях, что составило ~71%. Иногда повторы бывают без всяких изменений, а иногда с некоторыми изменениями, в том числе и с заменой некоторых слов синонимами, местоимениями.Интересно, что из 60 проанализированных конструкций устной научной речи повторы оказались в 42 случаях, что составляет 70%. Такое почти полное совпадение результатов анализа устных текстов разных стилей является, конечно, случайностью, но весьма показательной. В работах по психологии речи отмечается, что для оперативной кратковременной памяти наиболее благоприятны условия, когда запоминаются компоненты, которые синтаксически связаны между собой. В устной речи, наряду со случаями, когда вставка синтаксически не связана с остальным высказыванием, широко используются синтаксически связанные вставки. Связываться могут все части вставочной конструкции: часть до вставки с частью после вставки; часть до вставки с началом вставки; конец вставки с продолжением высказывания после вставки. Связь между частями конструкции со вставкой в устной научной речи, как и в разговорной, может выражаться различными средствами. Для этой цели используются союзы и союзные слова, повторы, местоимения, иногда - предлоги, интонация (вставка далеко не всегда интонационно отделяется от разрываемой ею конструкции). Словом, конструкция со вставкой и в разговорной, и в научной речи имеет тенденцию к тому. чтобы в синтаксическом отношении представлять собой единое целое, но все же создается впечатление, что в разговорной речи вставка связана с разрываемой ею конструкцией и более часто, и более органично. Таким образом совершенно очевидно, что в устной речи реализация категории связности имеет много специфики.
Список литературы
Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М., 1982.
Дагмар Брчакова. О связности в устных коммуникатах // Синтаксис текста. М., 1979.
Инфантова Г.Г. Вставочные конструкции в спонтанной русской разговорной речи // Ceskoslovenska ruslstika, 1983, № 5.
Инфантова Г.Г. Экономия сегментных средств в синтаксисе современной русской разговорной речи. ДД. Приложение IV. Тексты. Л., 1975.
Квета Кожевникова. Об аспектах связности в тексте как целом // Синтаксис текста. М., 1979.
Клацки Р. Память человека. Структура и процессы. Перевод с англ. Т. Сидоровой. М., 1978.
Kozevnikova K. Nektere vztahy obsahove a vystavby v nepzipravenem rnevenem projevu // Slavica Pragensia. X. Acta Universitatis Carolinae, Philologica 1-3, 1968.
Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.
Лаптева О.А. Дискретность в устном монологическом тексте // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. Виноградовские чтения, XI. М. 1982.
Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.
Русская разговорная речь. Тексты. Отв. ред. Е.А. Земская и Л.А. Капнадзе. М., 1978.
Салиев А. Мышление как система. Фрунзе, 1974.
Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.
Тураева З.Я. Лингвистика текста. М., 1986. Харламова Т.В. Текстообразующие средства в устной речи (на материале русского и английского языков). АКД. Саратов, 2000.
Шевченко Н.В. Основы лингвистики текста. Саратов, 2000.