Культурология

искус­ственные камни, глазурь, стекло, определять чистоту металлов и их подделку.

Определенных успехов достигла география. Составлялись списки горо­дов, стран, рек, тор. каналов, перечни завоеванных стран и провинций, по­датные реестры, проводилась перепись населения. Создавались планы и кар­ты городов: Вавилона, Ниппура, Сиппара. Известна даже карта мира времен Саргона Аккадского, дошедшая до нас в нововавилонской копии, с изобра­жением на глиняной табличке круга Земли, обвитого «Горькой рекой» и пе­ресеченного рекой Евфрат, кружков, обозначающих местоположение круп­ных городов, треугольников, символизирующих отдаленные страны.

Вопрос № 4. Основные религиозные учения Древней Индии.

Ответ: Первые известные нам центры индийской культуры Хараппа, Мохенджо-Даро и др. (Паклетан) существовали уже в ІІІ тыс. до н.э на берегах Инда, но действительного развития она достигла в 2 тыс. до н.э., в эпоху "Ригвед". На основе большого сборника "Ригвед" была создана своеобразная духовно мировоззренческая система индуизма - ядро индийской культуры. В эту же эпоху осуществлялся раздел общества на касты. Каста - это явление, без которого невозможно понять характер и своеобразие индийской культуры. В "Ригведах" были основаны морально-правовые мотивы раздела общества на 4 станы (касты):

  1. Брахманов (жрецов).

  2. Кшатриев (волнов).

  3. Вайшвив (землеробов)

  4. Шудров (слуг)

Было выработано целую систему жизни и поведения человека в зависимости от стана. Например, законным считался брак в пределах одной варны (эндогамия), это ж относилось и к выбору профессии, занятия определенным ремеслом. Индийская каста - это результат длительного процесса становление производственных, правовых и культурных отношений между людьми, которые разделены между собой за происхождением, профессией, обычаями и законами.

Другим важным фактором, который обусловил специфику индийской культуры, была система гражданско-политической жизни, основанная Буддой (2 пол. 1 тыс. до н. э.). Особенного расцвета государственно-политическая жизнь на принципах буддизма достигло во время царствования Ашоки (сер. 3 в до н. э.). Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем военного нападения на соседей, а через провозглашение учения Будды. В культуре центральное место отводилось религии, которая должна была духовно соединять разорванное на варны общество.

На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли индуизм, буддизм, ислам.

Ведийская религия. Древнейшая известная нам религия Индии — ведийская, это религия ариев, корни которой уходят в глубину векон — во времена индоевропейской праобщности. В ряде ее черт про­слеживается сходство с религией древних греков, славян. Несомненно, что за сотни лет сущест­вования и развития на территории Индии она впитала в себя и ряд местных верований, которые далеко не всегда можно выявить. Само название «ведийская» происходит от на­звания священных книг — вед (тот же корень, что и в русском слове «ведать», т.е. знать). Веды же являются практически единственным источником сведений об этой религии на ее древнейшем этапе: так как жертвоприношения совершались на открытом месте как приношения огню (Агни). который должен был отнести их другим богам, то не сущест­вовало ни храмов, ни изображений богов, которые могли бы быть дополнительным ис­точником информации об этих верованиях. Веды представляют собой сборники гимнов (самхит). древнейшие из которых относятся ко II тыс. до н.э. В течение многих столетий они существовали исключительно в устной форме и должны были заучиваться наизусть, причем изучение их было не только делом жрецов — брахманов, но и всех дважды рожденных, т.е. еще и кшатриев, и вайшьи.

Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем «Ригведы» и других ведийских сборников (самхит).

Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна-бог мирового порядка и справедливости; Агни бог огня и домашнего очага; Сома - бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли - Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Всего вокруг - растения, горы, реки - считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселение душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги, как и люди способны были умереть.

Ведийская религия в своем развитии испытала ряд внешних влияний и к началу нашей эры трансформировалась в религию, которая называется индуизмом. Индуизм и в настоящее время является религией большинства населения Индии. Но уже с середины [ тыс. до н.э. в Индии возникает целый ряд новых религаозных и тесно связанных с ни­ми — или отталкивающихся от них — философских учений. Это и учение аджиников, которое исчезло еще в древности, и учение джайнизма, которое существует до сих пор. но распространено лишь в отдельных районах. Но самым значительным из них, превра­тившимся позднее в мировую религию, был буддизм.

Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни, т.е. появление первой религии.

Индуизм. В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог - разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.

В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны- героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды - результат включения в индуизм, буддистских представлений.

Большую популярность очень рано приобрел культ шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор- шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.

Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится; что варна - социальная роль предопределена навсегда и менять ее это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы «Махамхарата», в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению.

Буддизм. Значительно позднее, чем ведизм в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда реальное историческое лицо - это факт.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется «нирваной». Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдания, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути» - праведным взглядам, праведному поведения, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя «восьмеричному пути» человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его лично ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я» можно достичь нирваны.

К периоду маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. Одним из важнейших в доктрине махаямы является учение о ботхисатве - существе способном стать Буддой, приближающееся к достижении нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда и ботхисатва являются объектами почитания. Согласно махаяне, достижение нирваны происходит посредством ботхисатв и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего.

Отношение к миру в индо-буддийской культуре противоречиво. В учении о сансаре он рисуется ужасным, полным страданий и боли. Куда вы не посмотрите везде стремления и страсти, пустота и зной разрушительных желаний. »Мир полон связи и изменений. Все это и есть сансара». Человек, живущий в мире сансары должен ориентироваться на сочетание четырех этических норм. Тхарма - важнейшая часть основного морального закона, который направляет жизнь вселенной, определяет долг и обязанности людей различных каст; Артха - норм практического поведения; Кама - ценности удовлетворения чувственных побуждений; Мокша - учение о том, как избавиться от сансары. Не отвечая злом на зло, твори добро, будь терпеливым - таковы нравственные ориентиры Древней Индии.

Буддийское учение. Будда был главным образом учителем этики и ре­форматором, но не философом. Знакомство с его просветлением указывает человеку путь в жизни, ко­торый ведет к освобождению от страдания...

Самая настоятельная задача — положить конец несчастьям. Тот, кто по­свящает себя теоретическим умствованиям о душе и мире, изнывая в то же время от страданий, поступает как глупец, который, вместо того чтобы по­пытаться немедленно извлечь вонзившуюся в его бок отравленную стрелу, размышляет о том, как была сделана эта стрела, кто ее сделал и кто ее пус­тил...

Будда всегда стремился просвещать людей по самым важным для них во­просам: о страдании, его происхождении и прекращении, а также о путях ве­дущих к прекращению страдания. «Это, — говорит Будда, — приносит поль­зу. способствует святости жизни, приводит к отвращению от всего земного, к уничтожению страстей, к прекращению страдания, к успокоению, по знанию высшей мудрости, к нирване».

Ответы на эти четыре вопроса составляют ... сущность просветления Будды, которым он стремился поделиться со всеми ближними. Они стали из­вестны под названием «четырех благородных истин» ...:

  1. жизнь в мире пол­на страданий,

  2. есть причина этих страданий,

  3. можно прекратить страда­ния,

  4. есть путь, ведущий к прекращению страданий ...

Происхождение зла объясняется Буддой с помощью особой концепции естественной причинной связи... Согласно этой теории, нет ничего не обу­словленного — все зависит от определенных условий. Так как каждое собы­тие порождается некоторыми условиями, должно существовать нечто, бытие которого порождает страдание...

Вот вкратце формула причинной зависимости:

  1. страдание жизни обу­словлено рождением;

  2. рождение — стремлением к жизни;

  3. стремление к бытию — умственной привязанностью к объектам;

  4. привязанность — жаж­дой, желанием вещей;

  5. жажда — чувственным восприятием;

  6. чувственный опыт — чувственным соприкосновением с объектами:

  7. чувственное сопри­косновение — шестью органами познания;

  8. шесть органов познания — эм­бриональным периодом развития организма (состоящего из разума и тела);

  9. эмбрион не может развиться без первоначального сознания;

  10. первоначаль­ное сознание обусловлено впечатлениями прошлой жизни;

  11. эти впечатле­ния обусловлены двенадцатым звеном цепи —

  12. неведением истины...

Указанный Буддой путь состоит из восьми ступеней, или правил, и по­этому носит название восьмеричного благородного пути ... Этот путь открыт для всех — и монахов и непосвященных. Этот благородный путь состоит в приобретении следующих восьми добродетелей:

1. Правильные взгляды

2. Правильная решимость

3. Правильная речь

4. Правильное поведение

5. Правильный образ жизни

6. Правильное усилие

7. Правильное направление мысли

8. Правильное сосредоточение

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке.

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80% населения Индии), Корни этой религии уходят в глубокую древность.

Вопрос № 5. Средневековая культура Западной Европы.

Ответ: В истории Средневековья принято выделять три основные периода: V-ХI вв. — раннее Средневековье, ХП-ХШ вв. - зрелое Средневековье и ХIV-ХV вв. — позднее Средневековье

В раннем Средневековье в качестве самостоятельного периода выделяют еще V-VШ вв. — эта эпоха называется «Темными веками» или «периодом Великого Переселения народов». В это время продолжались перемещения множества народов по все территории Европы. К IX в. переселение в основном закончилось, установились относительные границы вновь образованных государств-королевств.

IХ-ХI вв. — это время становления в Европе многих национальных государств. 823-829 гг. шесть английских королевств объединяются, образовав единое королевств — Англию; в начале Х в. образовалось Чешское княжество; в 933 г. произошло объединение Нижней и Верхней Бургундии в единое королевство Бургундия; в конце ХI возникает Польское королевство: в 1000 г. образовалось Венгерское королевство.

В 911 г. прекращается каролингская династия в Германии. Возникает Священная Римская империя германского народа, сыгравшая большую роль в дальнейшей истории Средневековья.

В конце XI в. начинается эпоха крестовых походов. Успехи в первом походе привели к образованию на Востоке ряда отдельных христианских государств, но уже в 1291 г. крестоносцы утратили там свои последние владения. Однако крестовые походы сыграл важнейшую роль в развитии европейской культуры, познакомив европейцев с культурой мусульманского мира и приобщив их к наследию античного мира, сохранившегося в му­сульманском мире и в Византии (Константинополь был захвачен крестоносцами в Чет­вертый Крестовый поход в 1204 г.). Не случайно XII век называют временем перво­го европейского Возрождения.

Зрелое и позднее Средневековье — это время роста и укрепления национальных го­сударств в Европе и время бесконечных войн и столкновений между ними.

Религия. На протяжении V-ХI вв. произошло принятие христианства практически всеми на­родами Европы, причем к XI в. вся Западная и Центральная Европа в религиозном смысле была однородна — подчинялась духовной власти папы римского. В 1054 г. произошел офи­циальный раскол христианской церкви на римско-католическую и греко-православную. С IV в. на Западе (под влиянием и по примеру Востока) возникает монашество, а затем и монашеские ордена, сыгравшие важную роль в культуре Средневековья.

В IX-XII вв. в католической церкви утвердились важные новшества: был введен целибат (обет безбрачия) для всего духовенства, принято учение о чистилище (где, как и аду, душа грешника подвергается страшным мучениям, но откуда — в отличие от ада - спустя некоторое время можно, искупив муками грехи, попасть в рай). С XI в. появляются индульгенции. С ХП в. индульгенция понимается не только как освобожде­ние от наказания за совершенный грех, но и как отпущение самого греха. Продажа индульгенций стала позднее поводом для начала Реформации.

Эпоха зрелого и позднего Средневековья была временем расцвета ересей. Наиболее известной и сыгравшей особенно большую роль была ересь катар, или альбигойцев (по названию г. Альби на юге Франции, где находился центр движения катар). Катары были уничтожены. Но в дальнейшем на протяжении всей эпохи постоянно появляются все новые и новые ереси, особое место среди них занимают дьяволопоклонники. Для борьбы с ересями и еретиками в XIII в. была учреждена инквизиция (священный трибу­нал), которая позднее (особенно в эпоху Возрождения) снискала себе печальную славу в преследовании инакомыслящих, но даже костры инквизиции так и не сумели предотвра­тить появление протестантизма, а затем — вольнодумства, скептицизма и атеизма.

Философия. Средневековая европейская философия получила название «схоластика» (от «ихола», то есть школа). В ее истории выделяются три периода, в целом соответствующие обшей пе­риодизации Средневековья: это ранняя схоластика — IХ-ХП вв., зрелая схоластика — XIII в. и поздняя схоластика — ХIV-ХV вв. Развивавшаяся в эпоху безусловного господства в общественной жизни христианства, схоластика естественно заняла место «служан­ки богословия»: делом философии было разъяснение и обоснование религиозных истин. В период ранней схоластики христианская философия в основном опиралась на учение Аврелия Августина, переработавшего платонизм, а точнее, даже неоплатонизм, в духе Христианства. Благодаря крестовым походам в руках западноевропейцев оказывается большое число книг, вывезенных с Востока. Активная деятельность по переводу позволяет познакомиться с широким кругом философских идей античных, арабских, еврейских философов. В конце XII — начале XIII вв. в Европу попадают труды Аристотеля (до это­го были известны только его книги по логике) и многочисленные комментарии к ним арабских и еврейских авторов. Св. Фома Аквинский — крупнейший философ эпохи ~ сумел достичь синтеза аристотелизма и христианства. Постепенно его идеи получают всеобщее признание, и Аристотель (до конца Средневековья) становится крупнейшим авторитетом в теологии и философии.

Фома Аквинский (1225—1274). Он разработал учение о вере, которая, якобы, обладает большей достовер­ностью по сравнению со знанием. Человеческий разум, ут­верждал Фома, непрерывно ошибается, в то время как вера незыблемо опирается на абсолютную правдивость Бога. Вместе с тем достоверность веры «доказывается» филосо­фом бесчисленными чудесами, совершаемыми Богом. Фома Аквинский стремится устранить противоречия между от­кровением и разумом.

Фома Аквинский делит догматы веры на рационально постигаемые (существование единого Бога бессмертность души и др.) и рационально непостигаемые (троичность Бога, сотворение мира, первородный грех и др.). Впоследствии гуманисты Возрождения и философы Просвещения стали использовать слово «схоластика» как оскорбление, обвиняющее в бесплодном и бессодержательном умствовании.

Государство и право. В эпоху Средневековья главенствующим принципом в отношении государственной власти был: «Нет власти иначе как от Бога». Но при всей бесспорности этого принципа для людей того времени споры о власти все-таки велись, и прежде всего это был спор о главенстве между светской и духовной (церковной) властями. Особую остроту этому спо­ру придавали постоянные войны папства со светскими государями и феодалами. Круп­нейшими богословами, разрабатывавшими учение о государстве и праве, были Аврелий Августин и Фома Аквинский, оба они доказывали примат духовной власти над светской. Наиболее выдающимся теоретиком, отстаивавшим противоположную точку зрения, был Марсилий Падуанский (около 1275 — около 1343 гг.). Он утверждал, что за все беды и несчастья мира несет ответственность церковь, и они могут быть устранимы только при условии, что церковь больше не будет вмешиваться в дела мира. Он требовал, чтобы цер­ковь была подчинена светской политической власти.

Развитие права тоже проходило сложным путем. В период раннего средневековья в большинстве вновь образовавшихся в Европе государств имело место смешение различ­ных систем права. Так, среди потомков римлян действовало римское право, у салических франков — салический закон и т.п. И только постепенно по мере развития националь­ных государств в каждой стране начала вырабатываться единая система законов. Важным шагом на пути разработки права стала при этом работа в области церковного права и в первую очередь — канонического.

Одной из особенностей права в период раннего Средневековья было частое обраще­ние к ордалиям (Божьему суду), состоявшее в испытании огнем, водой и т.п.; в 1215 г. ре­шением лютеранского собора ордалии были запрещены.

Книги и библиотеки. В эпоху Средневековья на смену античному свитку приходит кодекс — рукопись, состоящая из сброшюрованных листов. Книги богато украшались иллюстрациями. В V в. получили большое распространение «пурпурные» кодексы — выполненные на окрашен­ном в пурпурный цвет пергаменте. Текст при этом был написан нередко золотом и се­ребром. Переплеты для книг часто украшались драгоценными камнями.

К ХП в. появляются два различных понятия: университетская книга и книга монастырская. Монастырская кни­га, в том числе и в своей духовной и интеллектуальной функции, играла пре­жде всего роль сокровища. В отличие от этого университетская книга была прежде всего инструментом познания. До изобретения книгопечатания книга оставалась дорогой, несмотря на все технические ухищрения (скоропись, бы­строе размножение с помощью так называемых рес1а, отказ от миниатюр или же использование одних и тех же иллюстраций).

Школа и обучение. В период раннего Средневековья школы имелись обычно только при монастырях и церквях. В XII в. особую роль стали играть школы при соборах.

Наиболее активные из этих школ были расположены в районах, где процветало искусство Франции, готиче­ское искусство. Конечно, школы существовали и при монастырях, но мона­стыри означали замкнутость.. В результате реформы [католической] церкви миссия епископа - распространение слова Божия на тот момент возобладала надо всеми остальными. Епископу потре­бовались помощники, способные проповедовать это слово вместе с ним по­всюду, и чтобы готовить таких проповедников, — хорошо оборудованные мастерские, а в них — хорошие книги и хорошие наставники, умеющие их комментировать. В результате сформировались центры, в которых была сконцентри­рована наука и учебная деятельность, причем в тех самых местах, где были воздвигнуты шедевры готического искусства — в Лане, Шартре, наконец, в Париже, который вскоре превзошел все остальные города. Наблюдалось, та­ким образом, совпадение очагов интеллектуальных поисков и передовых дос­тижений в области искусства.

Круг изучаемых наук остался неизменным со времен первого возрожде­ния античной культуры в каролингскую эпоху. Это были так называемые «семь свободных искусств»: три вводные дисциплины: грамматика, риторика — овладение красноречием, диалектика — овладение [правильным] рассуж­дением; четыре дисциплины высшего цикла, способствующие постижению тайных законов мироздания: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Эти семь путей знания вели к теологии, царице наук, с помощью которой можно было попытаться проникнуть в Божественные тайны, истолковывая промысел Господа, Его слово.

Довольно хорошо организованные учебные центры — зародыши университетов — существовали во многих городах, однако возникновение и разви­тие университетов, этих признанных центров учености, имевших особые права присваивать ученые степени, этих учебных заведений, куда будут стекаться массы студентов, независимо от репутации того или иного преподавателя, начнется в конце XII — начале XIII веков. Ранний XII век был временем странствующего школяра, а мастера своего дела, которые могли чему-либо научить, встречались редко...

К концу XI века во многих частях Европы — и в Германии, и в Италии, — и во Франции — мы обнаруживаем свидетельства новой, более свободной, более богатой латинской литературы и видим, что все большие группы студентов собираются у учителей, чья слава могла, тем или иным способом, быстро распространяться по разным землям.

Литература. Литература Средневековья весьма разнообразна и по жанрам, и по имеющимся в ней течениям и направлениям. Всю эту литературу можно условно поделить на литературу на национальных языках и на латыни. К. литературе на национальных языках в пер­вую очередь можно отнести большой пласт легенд и сказаний языческих времен, сохра­нившийся у каждого европейского народа; но к ней же относятся и многие исторические хроники, и наиболее известные из рыцарских романов и т.п. На латыни обычно писали образованные люди, а значит в каком-то смысле «люди церкви» — ученые клирики. Здесь мы тоже встречаем исторические хроники, жития святых, проповеди, «примеры», поучения, а также сочинения богословского характера, из которых особое место занима­ют труды мистиков.

Специфическим явлением средневековой культуры являлось творчество вагантов (от лат. «вагари» — бродить) Бродячие студенты переезжали из страны в страну, из города в город. Они сочиняли свободолюбивые смелые стихи, бичующие пороки общества. Стиль стихотворной формы сформировался как переработка латинского стиля и стиля античных поэтов. Литературными гениями средневековья являлись Данте Алигьери (1265—1321), Франческо Петрарка (1304—1374), Джованни Боккаччо (1313-1375).

Св.Григорий (вторая пол. VI в.) был прозван «Двоеслов». Про­исходя из знатной римской семьи, он еще в молодости при­нял монашеские обеты, был настоятелем ряда монастырей, в 590 г. был избран римским епископом (папой римским) и пробыл им 14 лет. Из его трудов особенно известен сборник рассказов о чудесах италийских подвижников и святых. Рас­сказы строятся в виде диалогов между самим св. Григорием и его учеником Петром.

Легенды о короле Артуре и его рыцарях возникли в Англии в V в., они послужили основой как для об­раза идеального рыцаря, так и для многочисленной «рыцарской литературы».

ХП-ХIV вв. важное место в европейской культуре занимает рыцарство. Рыцари — это по сути дела воины, но в различных районах мира сложились свои представления об идеале воина. Христианский рыцарь — это прежде всего боец за веру Христову, но рыцарь так­же — это верный вассал своего сюзерена (верность — одна из наиболее ценимых добро­детелей эпохи), он же — защитник слабых и обиженных, он же — верный слуга своей Пре­красной Дамы. Культ Прекрасной Дамы, сложившийся в Европе под явным влиянием культа Девы Марии, не имеет аналогов в мире — это чисто европейское явление.

Подвиги рыцарей прославлялись в песнях трубадуров и миннезингеров, им посвящаются целые поэмы. Самыми значительными из них являются «Песня о Нибелунгах» и «Парцифаль» Вольфрама, «Тристан и Изольда» Готфрида Страссбургского, «Роман о Розе».

Авторы эпосов конца XII века были людьми не совсем обычного склада они выделялись тем, что владели секретами искусства и горели желанием по­казать нам большой диапазон интересов и идей в живой и легко восприни­маемой форме, которая делает их — если их свидетельства использовать с долей воображения и осмотрительности — значительно более верными проводниками на пути к пониманию умонастроений их эпохи, чем официальная теология.

Пьер Абеляр (1079-1142 гг.) — крупнейший представитель европейской философии периода ранней схоластики, автор многих философско-богословских трудов. Но его перу при­надлежит еще и известнейшее литературное произведение — его автобиография. Пьер Абеляр был родом из небогатой дворянской семьи, еще в молодости увлекся учебой и пришел в Париж, где стал учеником знаменитого Гийома. Но вскоре он превзошел сво­его учителя и сам стал знаменитым педагогом, слава которого приводила к нему учени­ков со всей Европы. За свою жизнь он не раз подвергался преследованиям, вынужден был много скитаться. Но самый драматичный эпизод в его жизни был связан с любовью к Элоизе — молодой девушке, домашним учителем которой он был.

Переписка Элоизы и Абеляра сохранилась, эти письма оказали большое влияние на Петрарку, а позднее (в XIX в.) — на романтиков.

Данте Алигьери (1265-1321 гг.) — величайший поэт Средневековья, предшественник Возрождения. В молодости Данте примыкал к поэтическому кружку Гвидо Кавальканти и был (на­ряду с последним) крупнейшим представителем так называемого «сладкого стиля» в ли­тературе. Согласно требованиям «сладкого стиля» центральной темой литературы является облагороженная, духовная любовь. Основное произведение Данте этого периода — книга «Новая жизнь», представляющая из себя написанный прозой на итальянском язы­ке рассказ о любви Данте к Беатриче, но при этом в прозу вставляются стихи (25 сонетов и 5 канцон), так что проза служит как бы обрамлением и комментарием к стихам. Закан­чивается «Новая жизнь» пророческими словами о том, что после своей смерти его воз­любленная Беатриче становится путеводной звездой его жизни.

После изгнания из Флоренции Данте пишет еще три крупных прозаических произ­ведения: «Пир», представляющий из себя схоластически-богословский трактат о душе, затем