Аудит

профилю своей деят-ти.

3. Проверять документы фин отчетности, изъятым (затребованным) в установленном порядке органом дознания, прокурором, следователем, судом и арбитражным судом (в случае проведения аудиторской проверки по поручению государственных органов).

4. На вознаграждение за свою деятельность.

5. Самостоятельно определять формы и методы аудит проверки исходя из требований нормативных актов РФ

6. Проверять у экон субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деят-ти, наличие ден сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудит проверки.

9. Отказаться от проведения аудит проверки в случае не предоставления проверяемым экон субъектом необходимой документации

Правила (стандарты) аудиторской деятельности в РФ

Временные правила определяют правовые основы осуществления в РФ аудит деят-ти как независимого вневедомственного финансового контроля и действуют до принятия Фед Собранием РФ закона РФ, регулирующего аудит деят-ть.

Аудиторские стандарты - единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей професс. деят-ти.

Соблюдение аудит. стандартов в процессе осуществления аудит. деят-ти гарантирует определ. уровень качества аудита и надежности его результатов.

Аудит. стандарты являются основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:

при их соблюдении обеспечивают высокое качество аудит. проверки;

содействуют внедрению в аудит. практику новых научных достижений;

определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.

Все стандарты имеют одинаковую структуру построения и содержат след. разделы:

1. Общие положения;

2. Основные понятия и определения, используемые в стандарте;

3. Сущность стандарта;

4. Практические приложения.

В разделе "Общие положения" отражаются:  цель и необходимость разработки данного стандарта;  объект стандартизации;  сфера применения стандарта;  взаимосвязь с другими стандартами. В разделе "Основные понятия и определения используемые в стандарте" содержатся осн. термины и их краткая хар-ка. В разделе "Сущность стандарта" формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.

Помимо аудит. стандартов, являющихся документами обязательными для применения (статус не определен) (если есть в приамбуле ссылка на Указ, то обязательный), в аудит. фирмах могут разрабатываться и собственные, внутрифирменные аудит. стандарты. Как правило, в качестве таких стандартов выступают разработанные ведущими специалистами фирмы и проверенные на практике методики проведения конкретных аудит. процедур. Такие методики обычно аудит. фирма держит в строжайшем секрете, справедливо полагая, что методика проверки, позволяющая с наименьшим риском и наименьшими затратами времени и сил провести аудиторскую проверку, является "ноу-хау".

Аудиторские стандарты включают в себя четыре основных вида:

Общие стандарты аудита (свод професс-ых требований относительно квалификации аудитора, независимости точки зрения)

Рабочие стандарты аудита (положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бух. учета и СВК, получения доказательств)

Стандарты отчетности (предусматривается указание на то, какая именно бух. отчетность проверялась при аудите, разграничение функций между аудитором и администрацией, порядок составления и представления заключения)

Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности.

Профессиональная и юридическая ответственность аудиторов и аудиторских фирм

В соответствии с установившейся практикой ответствен-ность аудиторской фирмы и аудитора может быть: гражданская; административная; уголовная; моральная (недоверие, ограничения сегментов аудиторского бизнеса);

Ответственность аудиторов

1. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для гос-ва или для экон субъекта, с аудит фирмы могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию:

понесенные убытки в полном объеме;

расходы на проведение перепроверки;

штраф, зачисляемый в доход республиканского бюджета РФ в сумме от 100- до 500-кратного размера установленной законом МРОТ

В рассмотрении дела по указанным искам не могут участвовать судьи, принимавшие когда-либо ранее решение о поручении аудиторской проверки данной аудиторской фирме.

2. Могут быть аннулированы лицензии на осуществление аудит деят-ти выдавшими их органами в случаях:

а) обнаружения после выдачи лицензии факта представления для ее получения учредителями аудит фирмы недостоверных сведений;

б) осуществления аудит фирмой аудит деят-ти, не предусмотренной выданной ей лицензией;

в) предоставления аудит фирмой полученных ею в ходе аудита сведений 3им лицам без разрешения собственника (руководителя) хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, предусмотренных закон-вом РФ;

г) умышленного сокрытия аудит фирмой обстоятельств, исключающих возможность проведения аудит проверки экон субъекта;

д) неоднократного неквалифицированного проведения аудит проверок или оказания аудит услуг.

Аннулирование лицензий по иным основаниям не допускается.

3. Осуществление юр лицом аудит деят-ти без полученной в установленном порядке лицензии влечет за собой взыскание с указанных лиц на основании решения суда по искам, предъявляемым прокурором, органами Фед казначейства, органами гос налоговой службы и органами налоговой полиции:

а) полученных в результате незаконной деят-ти доходов - в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах понесенных этими заказчиками расходов;

б) штрафа в пределах от 500- до 1000-кратного размера установленной законом МРОТ - в доход республиканского бюджета РФ.

Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление аудит деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации указанного юридического лица.

Ответственность аудитора, связанная с соблюдением конфиденциальности

Соблюдение конфиденциальности информации относится к области професс-ой ответственности аудитора.

За предоставление аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе аудита сведений 3им лицам без разрешения собственника или руководителя эконо субъекта, за исключением случаев, предусмотренных закон-вом РФ, аудитор или аудит фирма могут быть лишены лицензии на право заниматься аудит деят-тью.

Существенность в аудите. Оценка существенности ошибки

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бух отчетности, начиная с к-ой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экон-ие решения.

Между аудиторским риском и уровнем существенности имеется обратная зависимость: чем выше уровень существенности, тем ниже общий аудиторский риск, чем ниже уровень существенности, тем выше аудиторский риск.

Наименование базового показателя Значение баз.показателя бухО провермого экон субъекта Доля (%) Значение, применяемое для нахождения уровня существенности
1 2 3 4
Баланс-ая прибыль пред-ия 5
Валюта баланса 2
Валовый объем реал-ии без НДС 2
СК (итог раздела IV баланса) 10
Общие з-ты пред-ия 2

По итогам фин года определяются фин-ые показатели клиента для расчета уровня существенности (1 графа). Их значение записывается во 2 графу.

Аудитор определяется в отношении доли этих показателей в расчете уровня существенности (3 графа). В 4 графу записывается величина, определяемая как 2 гр.*3 гр.

Аудитор анализирует числовые значения, записанные в 4 гр. Если какое-либо значение сильно отличается (в большую или меньшую сторону) от остальных, его можно отбросить. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую для удобства можно округлить, но так, чтобы ее значение изменилось бы не более чем на 20% от средней величины. Данная величина является единым показателем уровня существенности, используемым аудитором. Данный порядок носит рекомендательный характер.

Полученное значение уровня существенности должно быть в обязательном порядке зафиксировано в общем плане аудита.

Аудитор имеет право изменить (скорректировать) значение уровня существенности. При этом соответствующие расчеты и развернутая аргументация аудитора должны быть в обязательном порядке зафиксированы в рабочих документах аудиторской проверки.

 Аудитор обязан принимать во внимание уровень существенности:

 а) на этапе планирования при определении содержания, затрат времени и объема применяемых аудит процедур;

 б) в ходе выполнения конкретных аудит процедур;

 в) на этапе завершения аудита при оценке эффекта, оказываемого обнаруженными искажениями и нарушениями на достоверность бухО.

Цели и задачи аудиторской проверки. Отличия аудита от ревизии и контроля

В классической понимании целью аудита явл-ся выражение мнения аудитора о достоверности бух (фин) отчетности в ее существенных аспектах

К числу общих целей аудит проверки относятся составление мнения аудитора о след вопросах:

Общая приемлемость отчетности – отчетность в целом соответствует всем требованиям, предъявляемых к ней и не содержит противоречий

Обоснованность – существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм

Законченность – все ли суммы, к-ые должны быть включены в отчетность действительно туда входят, в частности все ли А и П принадлежат организации

Оценка – все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны

Классификация – есть ли основания относить сумму на тот счет, на к-ый она записана

Разделение – операции, проводимые незадолго до или непосредственно после составления баланса отнесены к тому периоду, в к-ом были произведены

Аккуратность – соответствует сумма отдельных операций данным приведенным в книгах и журналах, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговым суммам данным, приведенным -  в гл книге и т.п.

Раскрытие – все ли категории записаны в фин отчетность и правильно отражены в отчетах и приложениях к ним

Аудит

Цель: Выражение мнения по поводу достоверности, оказание услуг, помощь клиенту, сотрудничество с ним

Характер: Предпринимательская деятельность

Основа взаимоотношений: Добровольность, осуществление на основе договоров

Управленческие связи: Горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним

Принципы оплаты услуг: Оплату производит клиент

Фактические задачи: Улучшение фин положения клиента, привлечение п-ов, помощь и консультирование клиента

Результаты: Аудиторское заключение – док-т, имеющий юр силу. Итоговая часть аудит заключения может быть опубликована.

Ревизия.

Цель: Выявление недостатков с целью их устранения и показания виновных

Характер: Исполнительская деятельность, выполнение распоряжений

Основа взаимоотношений: Принудительность, осуществление по распоряжению вышестоящих или гос органов

Управленческие связи: вертикальные связи, назначенные вышестоящим звеном, отчет перед ним об исполнении

Принцип оплаты услуг: Оплату производит вышестоящее звено или гос орган

Фактические задачи: Сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений

Результаты: Акт ревизии – внутр документ, в к-ом, как правило, отмечаются все недостатки, включая и незначительные; акт передается вышестоящему и др органам

Аудит отличается от судебно-бух экспертизы. Это отличие состоит в том, что аудит – независимая проверка, а судебно-бух экспертиза осущ-ся по решению судебных органов.

Экспертизы и проверки по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда

Орган дознания и следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов

возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела,

принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела

дела, подведомственного арбитражному суду.

К органам предварительного следствия относятся также и фед органы налоговой полиции. Фед органы налоговой полиции имеют право проводить судебно-эконом-ие и связанные с исследованием документов криминалистические экспертизы по делам о преступлениях, отнесенных законод-ом к их ведению.

     Содержание такого поручения должно соответствовать обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения  уголовного дела, принятия к производству  гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок проведения аудиторской проверки по такому поручению определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и , как правило, не должен превышать двух месяцев.

Гос органы, по поручению к-ых проводится аудит проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения, а также при необходимости обеспечить личную безопасность аудиторов и членов их семей.

Временными правилами аудит деят-ти аудитору предоставлено право отказаться от проведения аудит проверки в случае:

непредоставления проверяемым экон субъектом необходимой документации

необеспечения гос органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

С согласия аудиторов проверка может проводиться по документам фин отчетности, изъятым (затребованным) в установленном порядке органом дознания, прокурором, следователем, судом и арбитражным судом.

Оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) при проведении проверки по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда производится предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Советом Министров - Правительством РФ с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудит услуг.

В случае отсутствия у экон субъекта достаточных средств вследствие несостоятельности предварительная оплата работы аудитора производится в месячный срок по тем же ставкам за счет средств республик бюджета РФ с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда по иску соответствующего прокурора или органа фед казначейства за счет имущества экон-ого субъекта, признанного несостоятельным

Повторные аудиторские проверки экон субъекта по тем же основаниям по поручению гос органов производятся только за счет средств республиканского бюджета РФ и не могут быть осуществлены аудитором или аудит фирмой, проводившими первоначальную проверку.

Данные, полученные в ходе аудит проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, м б преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.

Заключение аудитора  по результатам проверки, проведенной по поручению гос органов, приравниваются к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законод-ом РФ.