Развитие права в СССР 30-х годов

ее сталинской, в то время как ее содержание, напротив, антисталинское. В течение десятилетий Конституция 1936 г. служила своеобразным маяком для советского общества (и не только для него), определяя пути его демократизации.

Итак, принятая в 1936 г. Конституция СССР осуществила ряд серьезных демократических преобразований: были отменены все прежние ограничения в правах отдельных категорий населения; выборы в Советы и народные суды стали всеобщими, прямыми, равными при тайном голосовании.

Существенно расширился перечень прав и свобод граждан; были провозглашены независимость судей, неприкосновенность личности и жилища; тайна переписки. Законодательная власть стала исключительно прерогативой ВС СССР (в республиках — ВС республик).

С принятием Конституции 1936 г. были изменены наименования источников права. От «декрета», взятого у Парижской коммуны, и законотворчества в первые годы советской власти, когда «указ» и «закон» ассоциировались с царским режимом, вернулись к наименованиям, наиболее распространенным в мире.

Именно на этом этапе Основной закон становится формообразующим фактором для источников советского права. В нем четко определены все виды нормативных актов для всех органов государства (ст. 22, 38-40, 49, 59, 66, 73, 81, 98). Происходит разделение источников права на законы и подзаконные акты. В Конституции сформулирован принцип подзаконности (ст. 66, 73, 81, 85, 98): устанавливается иерархия нормативных актов, основанная на их юридической силе как одной из гарантий порядка в законодательстве. При этом, однако, не было создано механизма контроля за соблюдением этого принципа. Отсутствие такого контроля при административно-командном подходе управления было на руку чиновникам.

Итак, Конституция стала важной базой развития права в рассматриваемый период.


§4. Изменения в праве во второй половине 30-х годов


1) Гражданское право

Законодательство этого периода предусматривало две формы личной собственности: индивидуальную собственность граждан (ее объектом были трудовые доходы и сбережения граждан, жилой дом, предметы личного потребления) и собственность колхозных дворов (подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, птица, сельскохозяйственный инвентарь, скот; количество скота регламентировалось нормами Устава сельскохозяйственной артели).

Допускалось мелкое частное хозяйство единоличников и кустарей (без эксплуатации чужого труда). Частнокапиталистическая собственность допускалась еще в западных районах страны, вошедших в состав СССР в 1930-40 гг.

Все большее развитие получает договор (поставки, подряда и др.), в котором субъектами правоотношений выступали предприятия и учреждения. Тем не менее законодательство уделяло внимание договорам, касающимся непосредственно граждан.

Значительные изменения произошли в жилищном законодательстве (см.: Постановление ЦИК и СНК от 17 октября 1937 г. «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах»).

2) Семейное право

Семейное право было нацелено на укрепление семьи и увеличение рождаемости. 27 июня 1936 г. ЦИК и СНК приняли Постановление «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам», по которому поощрялась рождаемость: увеличивался размер пособия по уходу за ребенком; учреждались пособия матерям, имеющим 6 детей, при рождении каждого последующего; предусматривалось расширение сети родильных домов, детсадов и яслей. Однако нельзя не отметить негативные моменты. Постановление ограничивало свободу личности и приводило к обратному эффекту — женщины шли на нарушение постановления, нанося вред своему здоровью (вынужденно обращаясь к неквалифицированным людям).

Семейное право было пронизано заботой об улучшении воспитания детей: в 1936 г. было принято постановление, по которому милиции разрешалось штрафовать родителей за озорство и уличное хулиганство их детей.

Усложняется процедура разводов (чтобы уменьшить число легкомысленных браков): требовалась обязательная явка обоих супругов в ЗАГС; требовалась отметка в паспорте о разводе; увеличивалась пошлина за оформление развода (за третий и последующие — 3 тыс. руб.).

3) Трудовое право

Обострение дефицита рабочей силы заставило государственные органы власти и управления принять соответствующие меры. 26 июня 1940 г. Президиум ВС СССР принял Указ «О переходе к 8-часовому рабочему дню, 7-дневную неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». В соответствии с этим указом рабочее время каждого труженика увеличивалось в среднем на 33 часа в месяц. Вносятся изменения в институт расторжения трудовых договоров. Теперь работник мог уйти с работы только с разрешения администрации — самовольный уход с предприятия влек за собой уголовную ответственность: тюремное заключение на срок от 2 до 4 месяцев; прогул без уважительных причин влек к осуждению к исправительно-трудовым работам по месту работы на срок до 6 месяцев, с удержанием до 25% заработной платы.

Несколько ранее — 28 декабря 1938 г. Постановлением СНК, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле» был введен дифференцированный подход к оплате по временной нетрудоспособности: раньше все получали 100% от зарплаты. Теперь она зависела от стажа непрерывной работы на данном предприятии. Предполагалось, что Постановление нанесет удар по «летунам». Однако это не дало желаемого результата, и тогда был введен Указ от 26 июня 1940 г. Указом Президиума ВС СССР от 26 июня 1940 г. был запрещен самовольный уход рабочих и служащих из государственных, кооперативных и общественных предприятий, а также самовольный переход с одного предприятия или учреждения на другое. За самовольный уход устанавливалось уголовное наказание от 2 до 4 лет заключения. Для создания круговой поруки директора предприятий и начальники учреждений, принявшие на работу такого «самовольно ушедшего», также предавались суду.

10 июля 1940 г. был принят еще один указ, в соответствии с которым выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции приравнивался к вредительству. В октябре 1940 г. принят Указ «О государственных резервах СССР», в соответствии с которым создается система государственных трудовых резервов. Путем призыва (мобилизации) комплектовались профессиональные учебные заведения (школы ФЗУ), выпускники которых централизованно направлялись на работу.

Почти одновременно (19 декабря 1940 г.) принят Указ «О порядке обязательного перевода квалифицированных рабочих, ицженеров, мастеров с одного предприятия на другое», по которому устанавливался порядок обязательного перераспределения, в зависимости от потребностей, инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных рабочих с одного предприятия на другое. Невыполнение указа рассматривалось как самовольный уход с предприятия, каравшийся уголовным наказанием.

Наконец, отметим еще одно Постановление СНК — «Об утверждении типовых правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений».

На реализацию всех этих мер возлагались большие надежды. Однако на практике это не только не принесло ожидаемых результатов, но и сопровождалось серьезными издержками. Сложные социальные, экономические, технические проблемы не могли быть решены административно-приказным путем.

Опыт применения законов 1940 г. свидетельствует о том, что существует определенный порог внеэкономического принуждения, за которым отрицательный эффект такого принуждения резко возрастает. Однако в этот период, несмотря на то что административные меры не срабатывали, сфера применения командно-приказных методов управления расширилась до предела.

Колхозное и земельное право

Наиболее крупным и важным актом колхозного законодательства, изданным на завершающем этапе коллективизации, был Примерный устав сельскохозяйственной артели 1935 года. Он состоял из 8 глав, поделенных на 25 статей. В Уставе колхозный путь провозглашался единственно правильным для трудящегося крестьянства. В то же время сохранялся пункт Устава 1930 года о добровольном объединении крестьян. В отличие от Устава 1930 года устанавливались обязанности колхозников, факт передачи земли колхозникам навеки в бесплатное пользование, запрещались различные сделки с землей, в том числе и аренда; конкретно определялись виды и количество имущества, остающегося в личной собственности колхозного двора; изменялись принципы приемы в члены артели (раньше этот вопрос решало правление, теперь общее собрание); регламентировалось правовое положение фондов артели (выполнение обязанностей перед государством и МТС, создание семенного, фуражного фонда и помощи нетрудоспособным, выделение части продукции на продажу). Наряду с этим устанавливались уголовные наказания за нарушение трудовой дисциплины и вводились правила о нормах на каждый вид работы.

27 мая 1939 г. выходит Постановление СНК СССР «О мерах охраны общественных земель от разбазаривания», в результате чего от личных приусадебных участков было изъято и передано колхозам 2,5 млн га. Для колхозников был введен обязательный минимум трудодней, т. к. считалось, что они недостаточно работали в колхозе.

5) Уголовное право и уголовный процесс

Результатом серьезной деформации уголовного и уголовно-процессуального законодательства в I половине 30-х гг. явилось ужесточение наказания и уничтожение гарантий прав личности в уголовном судопроизводстве. Поэтому закономерный процесс упрочения законности, связанный с принятием нового Основного закона страны, не получил своего завершения. Теперь побеждает тенденция к расширению общесоюзного уголовного законодательства. В1936 г. создается союзно-республиканский Наркомат юстиции. Наряду с другими обязанностями на него возлагалось руководство организацией судебной системы, наблюдение за применением судами Положения о судоустройстве, уголовного, гражданского и процессуального законодательства.

Однако и тогда, когда писалась Конституция СССР, и после ее принятия судьи были далеки от независимости, а в стране были допущены серьезные нарушения законности.

Для данного периода характерно усиление уголовных репрессий: а) за счет увеличения наказания по известным составам преступлений; б) путем установления уголовной ответственности за деяния, которые ранее не считались общественно опасными. Фактам беззакония в эти годы способствовал введенный упрощенный порядок следствия и рассмотрения дел о некоторых преступлениях, по существу без обстоятельного судебного разбирательства. Многие материалы (по политическим делам) рассматривались через так называемое «Особое совещание», образованное при НКВД постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. Этот внесудебный орган был наделен правом в административном порядке применять ссылку, высылку, заключение в ИТЛ на срок до 5 лет и высылку за пределы страны. Политические дела рассматривались также различными комиссиями («тройки», «двойки»), действовавшими в краях и областях, а также трибуналами войск НКВД. Все они фактически не входили в общую судебную систему, хотя и назывались судами. Все это не могло не породить произвол и не сказаться отрицательно на общем состоянии законности.

Зловещую роль в осуществлении массовых репрессий сыграл А. Я. Вышинский. Как теоретик права он подводил научную базу под произвол и беззаконие, создавал в правовой науке обстановку, душившую всякую живую мысль. А будучи Прокурором СССР с 1935 г., А. Вышинский отстранил прокурорский надзор за законностью в деятельности органов государственной безопасности по делам о государственных преступлениях.

Огромный вред причинил Вышинский и самой юридической науке, сведя ее содержание лишь к обеспечению принудительной функции государства. Об этом говорил Прокурор Союза, выступая с докладом «Основные задачи советского государства и права» на Всесоюзном совещании правоведов в июне 1938 г. Обоснованию карательной политики 30-х гг. была посвящена его книга «Теория судебных доказательств в советском праве», вышедшая в 1941 г. и содержавшая такое утверждение, как «объяснение обвиняемых— доказательство вины».

И все же к концу 30-х гг. спадает волна массовых репрессий. Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября и 1 декабря 1938 г., подписанные Молотовым и Сталиным, и секретный приказ нового наркома внутренних дел Л. Берия, утвержденный на ПБ, ограничивали полномочия НКВД, ликвидировали «тройки», запрещали массовые аресты по «лимитам» и «соревнованиям» по разоблачению «врагов народа» и другие действия, связанные с нарушением законности.

Заключение


Таким образом, процесс развития советского права в 30-х годах оказался сложным, противоречивым и даже трагичным. Этот процесс вылился в ожесточенную борьбу с классовыми врагами любыми способами и средствами. Непримеримо отвергалось буржуазное право, фактически наполненное общепринятыми ценностями. Под понятием права стала пониматься воля господствующего класса, оформленная в законах.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что основным стратегическим курсом государственного развития СССР в 30-е годы стала модернизация экономики, создание в Кратчайшие сроки базовой тяжелой индустрии и военно-промышленного комплекса. В качестве основного рычага модернизации использовалась государственная власть, что привело к гипертрофии насилия, присуждения и в итоге к формированию планово-распределительной экономики с административно-командными методами управления.

Конституция 1936 г. провозгласила широкий спектр демократических прав в стране. В действительности, однако, введение этих конституционных норм имело номинальный характер, на практике они не соблюдались. Более того, после принятия Конституции СССР административно-командная система получила свое дальнейшее развитие: разбухал бюрократический аппарат, усиливались его функции принуждения. На 1937-38 гг. пришелся пик массовых репрессий. Создание и сохранение неограниченной личной диктатуры Сталина, проведение политики, основанной на принуждении в отношении значительной части населения страны, могло осуществляться только путем террора. Этим объясняется резкое возрастание роли органов государственного принуждения в 30-е гг. Таким образом, в 30-е гг. сложился авторитарно-бюрократический режим, установилась власть партийно-государственной бюрократии, управляющей обществом при помощи мощной государственной машины. Государство, сросшееся с партией и ответственное перед ней, осуществляло контроль над всеми сферами общественной жизни. И все же советский опыт тех лет, кто бы и что бы о нем ни говорил, представляет собой нечто совершенно небывалое в мировой истории. Потенциальная притягательность этого опыта не исчезла. Она сохранилась и в наступившие затем тяжелые годы войны обнаружила всю свою огромную ценность.

Концентрация всех ресурсов страны на достижении одной цели предопределила строжайшую сверхцентрализацию управления всеми общественными делами прежде всего в государственном устройстве, где за фасадом федерации фактически сложился унитаризм, и в политическом режиме, где за фасадом федерации фактически сложился унитаризм, и в политическом режиме, где за фасадом советской демократии фактически сформировалась диктатура вождя, обозначенная в истории нашего государства как «культ личности Сталина».

1 Шатковская Т.В. История отечественного государства и права: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2008.- 273 с.

2 История государства и права России 1917-1999 гг. Курс лекций. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература «. - СПб.: Издательство «Лань» , Санкт- Петербургский Университет МВД России, 1999. – 224 с.