Сословная политика Екатерины II

одно мудрое изречение: “гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать”. Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились к добродетели. “Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучше есть приведение в совершенство воспитания”. Хотите предупредить преступления - сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми. Также Екатерина II казалось необходимым предоставить дворянству и городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не состоялась. В “Наказе” говорится о том, как помещики должны обращаться с крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать свободу.

Создание этой Комиссии было одним из важнейших начинаний Екатерина II. В соответствии с манифестом7, опубликованным 14 декабря 1766 г., в Москве собрались представители всех сословий (за исключением помещичьих крестьян) для сочинения проекта нового Уложения. Комиссия должна была сообщить правительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты новых, лучших законов.

Комиссия была открыта торжественно летом 1767 года самой Екатерина II в Москве, в Грановитой Палате. Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от каждого уезда), купечества, государственных крестьян, а также оседлых инородцев.

Комиссия разделилась на 19 комитетов, которые должны были заниматься различными отраслями законодательства. Дирекционная – во главе с генерал-прокурором и председателем-маршалом руководила всей Комиссией. Вскоре обнаружилось, что многие депутаты не понимают того, для чего они призваны, и хотя депутаты относились к делу серьезно, работы шли весьма медленно. Бывали случаи, что общее собрание, не кончив рассмотрение одного вопроса, переходило к другому. Дело, порученное Комиссии, было большое и сложное, и приобрести соответствующие навыки было не так легко. Екатерина II перевела Комиссию в Петербург, однако и в Петербурге за год Комиссия не только не приступила к составлению нового Уложения, но даже не разработала ни одного его отдела. Екатерина II была этим недовольна. Многие депутаты из дворян в 1768 году должны были отправиться на войну с турками. Екатерина II объявила о закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные комитеты продолжали работу еще несколько лет.

Можно сказать, что деятельность Комиссии об Уложении закончилась провалом. Комиссия преподнесла Екатерине II предметный урок о невозможности реализации теоретических построений европейских философов на русской почве. Шанс, который история давала России, не был и не мог быть реализован. Роспуск Уложенной Комиссии стал для Екатерины II прощанием с иллюзиями в области внутренней политики.

Тем не менее, хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она ознакомила Императрицу с нуждами страны. Пользуясь трудами комиссии Екатерина II издала много важных законов. Сама Екатерина II писала, что она “получила свет и сведения о всей Империи, с кем дело иметь, и о ком пещись должно”. Теперь она могла действовать вполне сознательно и определенно.

Предотвращение “оскудения” дворянства. Вольное экономическое общество.

В 1765 году в интересах дворянства было учреждено Вольное экономическое общество. Одно из старейших в мире и первое в России экономическое общество (вольное - формально независимое от правительственных ведомств) было учреждено в Петербурге крупными землевладельцами, стремившимися в условиях роста рынка и торгового земледелия рационализировать сельское хозяйство, повысить производительность крепостного труда. Основание ВЭО было одним из проявлений политики просвещенного абсолютизма. ВЭО начало деятельность объявлением конкурсных задач, изданием “Трудов ВЭО” (1766-1915, более 280 томов) и приложений к ним. Первый конкурс был объявлен по инициативе самой императрицы в 1766 году: “В чем состоит собственность земледельца (крестьянина) в земле ли его, которую он обрабатывает, или в движимости и какое он право на то и другое для пользы общенародной иметь должен?”. Из 160 ответов русских и иностранных авторов наиболее прогрессивным было сочинение правоведа А.Я. Поленова, критиковавшего крепостничество. Ответ вызвал недовольство конкурсного комитета ВЭО и напечатан не был. До 1861 года было объявлено 243 конкурсные задачи социально-экономического и научно-хозяйственного характера. Социально-экономические вопросы касались трех проблем: 1) земельной собственности и крепостных отношений, 2) сравнительной выгодности барщины и оброка, 3) применение наемного труда в сельском хозяйстве.

Деятельность ВЭО способствовала внедрению новых сельскохозяйственных культур, новых видов сельского хозяйства, развитию экономических отношений.

В области промышленности и торговли Екатерина II (указом 1767 года и манифестом 1775 года) провозгласила принцип свободы предпринимательской деятельности, что было выгодно в первую очередь дворянству: оно обладало крепостными трудовыми ресурсами, имело дешевое сырье, получало субсидии от государственных и сословных кредитных учреждений. Дворянство, в том числе и среднее, встало на путь крепостнического предпринимательства - стало расти число вотчинных мануфактур. Рост крестьянских мануфактур также оказался на руку дворянству, так как многие крестьяне предприниматели были крепостными. Наконец, уход оброчных крестьян в город на заработки также был удобен помещику, стремившемуся получить больше наличных денег. Капиталистических, то есть основанных на наемном труде, предприятий было немного, да и наемные рабочие зачастую были лично не свободными, а крепостными крестьянами на заработках. Абсолютно преобладающими были формы промышленности, основанные на различных видах подневольного труда. В начале царствования Екатерина II в России было 655 промышленных предприятий, к концу - 2294.


Генеральное межевание.

В 1765 году получило свое продолжение Государственное межевание начатое еще в 1754 году Елизаветой Петровной. Для упорядочения помещичьего землевладения было необходимо точно определить границы земельных владений отдельных лиц, крестьянских общин, городов, церквей и других собственников земли. Генеральное межевание было вызвано частыми земельными спорами. Проверка старинных владельческих прав вызывала у дворянства упорное сопротивление, поскольку в собственности помещиков к середине XVIII века находились многочисленные самовольно захваченные казенные земли. Генеральному межеванию предшествовали создание 05.03. 1765 Комиссии о генеральном межевании8 и затем издание Манифеста 19.09. 1765 с приложенными к нему “генеральными правилами”. По манифесту правительство подарило помещикам огромный фонд земель, насчитывающий около 70 млн. десятин (около 70 млн. га). Фактические владения помещиков на 1765 год манифест объявлял узаконенными при отсутствии спора по ним. (Число споров о генеральном межевании ничтожно - около 10% всех “дач”). В 1766 году на основе “генеральных правил” были изданы инструкции для землемеров и межевых губернских канцелярий и провинциальных контор. В процессе генерального межевания земли приписывались не к владельцам, а к городам и селам. Инструкции подробно регламентировали условия отвода земель различным категориям населения и учреждениям. Составлялись планы отдельных земельных “дач” в масштабе 100 саженей в дюйме (1:8400), которые затем сводились в генеральные уездные планы в масштабе 1 верста в дюйме (1:42000). Специфика генерального межевания состояла в том, что в основу конфигурации того или иного владения были положены границы старинных писцовых “дач”. Из-за этого в рамках “дачи” нередко находились владения нескольких лиц либо совместные владения помещика и государственных крестьян. Генеральному межеванию сопутствовала распродажа по дешевым ценам незанятых казенных земель. Особенно большой размах это приняло в южных черноземных и степных районах в ущерб кочевому и полукочевому населению. Типичный феодальный характер генерального межевания проявился в отношении к городским земельным владениям и захватам. За каждую застроенную сажень выгонной земли, закрепленной последними писцовыми описаниями, город платил штрафы. Генеральное межевание сопровождалось грандиозным хищением земель однодворцев, государственных крестьян, ясачных народов и др. Генеральное межевание было всеимперским и обязательным для землевладельцев. Оно сопровождалось изучением хозяйственного состояния страны. Все планы содержали “экономические примечания” (о числе душ, об оброке и барщине, о качестве земель и лесов, о промыслах и промышленных предприятиях, о памятных местах и пр.). Уникальная коллекция планов и карт генерального межевания включает около 200 тысяч единиц хранения. К специальным планам прилагались полевая записка землемера, полевой журнал и межевая книга. Итоги генерального межевания до Октябрьской революции оставались основой гражданско-правовых отношений в сфере земельного права в России.

Усиление крепостнического гнета и продолжительные войны легли тяжелым бременем на народные массы, и нараставшее крестьянское движение переросло в Крестьянскую войну под предводительством Е.И. Пугачева9 1773-75 гг. Подавление восстания определило переход Екатерины II к политике открытой реакции. Если в первые годы царствования Екатерина II проводила либеральную политику, то после Крестьянской войны был взят курс на усиление диктатуры дворянства. На смену периоду политической романтики пришел период политического реализма. Русско-турецкая война (1768-76 гг.) стала удобным поводом приостановки внутренних преобразований, а Пугачевщина подействовала отрезвляюще, что дало возможность выработать новую тактику. Начинается золотой век русского дворянства. Удовлетворение именно дворянских интересов выходит для Екатерины II на первый план.

Административно-территориальное деление и местное управление.

В 1775 году чтобы легче было управлять государством Екатерина II издала Учреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический аппарат власти на местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию - не более 400 тысяч жителей. Несколько губерний составляли наместничество. Губернаторы и наместники избирались самой Екатериной II из русских вельмож. Они действовали по ее указам. Помощниками губернатора были вице-губернатор, два губернских советника и губернский прокурор. Это губернское правление и ведало всеми делами. Государственными доходами ведала Казенная Палата (доходы и расходы казны, казенное имущество, откупа, монополии и т.д.). Возглавлял Казенную палату вице-губернатор. Губернский прокурор ведал всеми судебными учреждениями. В городах вводилась должность городничего, назначаемого правительством. Губерния делилась на уезды. Многие большие села были обращены в уездные города. В уезде власть принадлежала избираемому дворянским собранием капитан-исправнику. В каждом уездном городе учрежден суд. В губернском городе - высший суд. Обвиненный мог принести жалобу и в Сенат. Чтобы удобнее было вносить подати, в каждом уездном городе было открыто Казначейство.

Создана была система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан, государственных крестьян) свои особые судебные учреждения. В некоторых из них вводился принцип выборных судебных заседателей.

Центр тяжести в управлении перемещался на места. Отпала необходимость в ряде коллегий - они были упразднены; остались Военная, Морская, Иностранная и Коммерц-коллегии.

Созданная губернской реформой 1775 года система местного управления сохранилась до 1864 года, а введенное ею административно-территориальное деление - до Октябрьской революции.

Жалованные грамоты.

В целях оформления сословных привилегий дворянства в 1785 году вышла Жалованная грамота дворянству. “Грамота на права вольности и преимущества благородного российского дворянства” представляла собой свод дворянских привилегий, оформленный законодательным актом Екатерины II от 21.04. 1785 года. При Петре I10 дворянство несло пожизненную военную и другую службу государству, но уже при Анне Иоанновне оказалось возможным ограничить эту службу 25 годами. Дворяне получили возможность начинать службу не с рядового или простого матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную школу. Петр III издал указ о вольности дворянства, дающий право служить или не служить, но действие этого указа было приостановлено. Теперь же, подтверждалась свобода дворян от обязательной службы. Полное освобождение дворянства имело смысл по нескольким причинам: 1) имелось достаточное количество подготовленных людей, сведущих в разных делах военного и гражданского управления; 2) сами дворяне сознавали необходимость службы государству и считали за честь проливать кровь за отечество; 3) когда дворяне были всю жизнь оторваны от земель хозяйства приходили в упадок, что пагубно сказывалось на экономике страны. Теперь многие из них могли сами управлять своими крестьянами. И отношение к крестьянам со стороны хозяина было куда лучше, нежели чем со стороны случайного управляющего. Помещик был заинтересован в том, чтобы его крестьяне не были разорены. Жалованной грамотой дворянство признавалось первенствующим сословием в государстве и освобождалось от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть телесному наказанию, судить мог только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами, они также владели недрами в своих имениях, могли заниматься торговлей и устраивать заводы, дома их были свободны от постоя войск, имения не подлежали конфискации. Дворянство получило право на самоуправление, составило “дворянское общество”, органом которого являлось дворянское собрание, созываемое каждые три года в губернии и уезде, избиравшее губернских и уездных предводителей дворянства, судебных заседателей и капитан-исправников, возглавлявших уездную администрацию. Этой жалованной грамотой дворянство призывалось к широкому участию в местном управлении. При Екатерине II дворяне занимали должности местной исполнительной и судебной власти. Жалованная грамота дворянству должна была упрочить положение дворянства и закрепить его привилегии. Содействовала большей консолидации господствующего класса. Действие ее было распространено также на дворян Прибалтики, Украины, Белоруссии и Дона. Жалованная грамота дворянству свидетельствовала о стремлении российского абсолютизма укрепить свою социальную опору в обстановке обострения классовых противоречий. Дворянство превращалось в политически господствующее сословие в государстве.

Наряду с Жалованной грамотой дворянству11 21.04. 1785 увидела свет Жалованная грамота городам. Этот законодательный акт Екатерина II учреждал новые выборные городские учреждения, несколько расширяя круг избирателей. Горожане были поделены на шесть разрядов по имущественным и социальным признакам: “настоящие городские обыватели” - владельцы недвижимости из дворян, чиновников, духовенства; купцы трех гильдий; ремесленники, записанные в цехи; иностранцы и иногородние; “именитые граждане”; “посадские”, т.е. все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслом или рукоделием. Эти разряды по Жалованной грамоте городам получили основы самоуправления, в известном смысле аналогичные основам Жалованной грамоты дворянству. Раз в три года созывалось собрание “градского общества”, в которое входили лишь наиболее состоятельные горожане. Постоянным городским учреждением была “общая градская дума”, состоящая из городского головы и шести гласных. Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты. Однако привилегии горожан на фоне дворянской вседозволенности оказались неощутимыми, органы городского самоуправления жестко контролировались царской администрацией - попытка заложить основы буржуазного сословия не удалась.

Помимо Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам Екатерина II разрабатывала и Жалованную грамоту крестьянству (она адресовалась только к государственным крестьянам). “Сельское положение” было вполне законченным проектом. Он не противоречил “Наказу”. Однако этот проект не был воплощен в жизнь.

Во все время царствования Екатерины II идет обсуждение того, как облегчить участь крепостных. Сама императрица была противницей крепостного права. Она, в начале царствования, мечтала освободить крестьян от крепостной зависимости. Сделать этого она не могла, во-первых, потому, что не встретила сочувствия среди многих приближенных, а во-вторых, потому, что взгляды самой Екатерины II12 изменились после Пугачевского бунта.

ВЛАСТЬ. УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ.

Екатерина не могла быть довольна тем положением дел, которое она застала, вступая на престол. Главная забота правительства – финансы были далеко не блестящи. Сенат не знал точно цифры доходов и расходов, военные расходы порождали дефицит бюджета. Знакомясь с этими неприятностями, Екатерина получила понятие о самом Сенате13. Позднее, в1763 году она реформировала Сенат: прежде единое учреждение разделили на 6 департаментов, каждый из которых ведал определенным кругом дел. Сильно возросла роль генерал-прокурора,– он теперь не только наблюдал за работой Сената, но и сам, самостоятельно решал сенатские дела. Екатерине назначила на эту роль князя Вяземского, известного своей честностью и неподкупностью.

Важный момент в «политике просвещенного абсолютизма» - созыв в 1767 году Комиссии для составления нового Уложения. Необходимость нового свода законов чувствовалась уже давно. После Соборного Уложения 1649 года накопилось большое количество указов царя и Боярской Думы, императорских манифестов и указов. Уже при Петре I, в самом конце предыдущего столетия, работала комиссия по разработке нового Уложения, но из этого ничего не получилось. Мысли о необходимости созыва подобной комиссии, но из представителей из разных сословий, высказывали многие публицисты. В 50-60-е годы составили списки депутатов.

Императрица написала Наказ для Комиссии. Это была компиляция из сочинений французских просветителей XVIII века. Сенат разослал его по учреждениям. Но читать его велели только начальникам, поскольку он содержал «опасные» мысли передовых философов-просветителей. В Москву съехались более 500 депутатов от дворян, торгово-ремесленного населения, государственных крестьян, казаков, нерусских народов. Крепостные крестьяне и духовенство представительства не получили. От дворян было 189 человек, от учреждений - 28, города дали 216 депутатов, крестьяне – 24.

Комиссия открылась в июле 1767 года. Преобладание дворянских представителей, верноподданнические чувства большинства депутатов объясняют тот факт, что в начале своей работы Комиссия приняла решение – поднести императрице титул «Великой, Премудрой, Матери Отечества». Оно получило статус закона, который стал единственным непосредственным результатом работы Комиссии.

Члены Комиссии читали и обсуждали наказы с мест и статьи будущего Уложения, подготовленные в частных комиссиях. В связи с начавшейся войной с Турцией, Комиссия в январе 1769 года была распущена, правда, частные комиссии продолжали работу над материалами, которые позднее были использованы при проведении областной реформы и подготовке жалованных грамот дворянству и городам. Указ от 4 декабря 1774 года возвестил об окончательном роспуске Комиссии.

Изучая положение дел, Екатерина желала ознакомиться и с самой Россией. Она предприняла ряд поездок по государству: в 1763 году ездила из Москвы в Ростов и Ярославль, в 1764 – в Остзейский край, в 1767 проехала по Волге до Симбирска. Как писал по нее историк Соловьев: «Екатерина была первая государыня, которая предпринимала путешествия по России с правительственными целями».

Заключение

Историческое значение деятельности Екатерины II определяется довольно легко на основании того, что было сказано выше об отдельных сторонах екатерининской политики. Мы видели, что Екатерина по вступлении на престол мечтала о широких внутренних преобразованиях, а в политике внешней отказалась следовать за своими предшественниками, Елизаветой и Петром III . Она сознательно отступала от традиций, сложившихся при Петербургском дворе, а между тем результаты её деятельности по своему существу были таковы, что завершили собой именно традиционные стремления русского народа и правительства. В делах внутренних законодательство Екатерины II завершило собой тот исторический процесс, который начался при временщиках Равновесие в положении главных сословий, во всей силе существовавшее при Петре Великом , начало разрушаться именно в эпоху временщиков (1725-1741) , когда дворянство , облегчая свои государственные повинности , стало достигать некоторых имущественных привилегий и большей власти над крестьянами - по закону. Наращение дворянских прав наблюдали мы во время и Елизаветы, и Петра III . При Екатерине же дворянство становиться не только привилегированным сословием, имеющим правильную внутреннюю организацию, но и сословием, господствующим в уезде ( в качестве землевладельческого сословия) и в общем управлении ( как бюрократия). Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян. Расцвет дворянских привилегий в ХVIII веке необходимо соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время Екатерины II было тем историческим моментом, когда крепостное право достигло полного и наибольшего своего развития. Таким образом деятельность Екатерины II в отношении сословий 14(Не забудем , что административные меры Екатерины II носили характер сословных мер ) была прямым продолжением и завершением тех уклонений от старорусского строя , какие развивались в XVIII веке . Екатерина в своей внутренней политике действовала по традициям , завещанным ей от ряда ближайших её предшественников, и довела до конца то , что они начали .

. Как бы то ни было, историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля , независимо от её личных ошибок и слабостей.

И хотя мы можем характеризовать период правления Екатерины, как период безусловного усиления и расцвета крепостничества, тем не менее, ряд законопроектов её правительства привели к реальному улучшению жизни крестьян. Таких законопроектов много, напомню, на мой взгляд, наиболее важные: в 1771 году правительство Екатерины ограничило продажу крестьян без земли, запретив торговлю ими с аукциона, в 1773 году Сенат предписал строго соразмерять наказание крестьян с совершенным преступлением. Также во время её царствования было издано 123 указа для облегчения жизни народа

Век Екатерины — это и эпоха духовного рас­цвета, формирования национального самосозна­ния, складывания в обществе понятий чести, лич­ного достоинства, законности. Не случайно ис­торики говорят о двух не поротых поколениях рус­ских дворян, выросших за время правления Ека­терины, из которых вышли герои 1812 года и де­кабристы, великие писатели и художники — гор­дость отечественной культуры


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:


Екатерина II. Записки.

Письмо Екатерины II Потемнику // Вопросы истории. – 1989. - № 7 – 10, 12.

Валишевский К. Роман императрицы Екатерины II. М., 1994.

В борьбе за власть. Страницу политической истории России XVIII века. М., 1988.

Каменский Б. Екатерина II // Вопросы истории. – 1989. - № 3.

Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры. XVIII в. М., 1987.

Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990 (очерки о Елизавете, Петре III, Екатерине II, Д.И. Фонвизине, Н.И.Новикове).

Моряков В.И. Политические и социальные идеи консерватизма в «Наказе» Екатерины II // Вестник Москв. Ун-та. Сер.8. История. 1995. М., с. 3 –10

Павленко Н. Екатерина Великая // Родина. – 1995. - № 10 – 11; 1996. - № 1-3, 6, 9 – 10, 12; 1997. - № 1.

А.Б.Каменский “Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой”. М.,1997.

Альфред Рамбо. “История древней и новой России”, М, 2000г.

Заичкин И.А., Почкаев И.Н. “Русская история от Екатерины Великой до Александра II” М.,1994.

Борзаковский П. “Императрица Екатерина Вторая Великая”, М., 1991.

Брикнер А. “История Екатерины Второй”, М., 1991.


1 А. М. Грибоевский. Записки о императрице Екатерине Великой

2 ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА [18 (29) декабря 1709, Петербург — 25 декабря 1761 (5 января 1762), там же], российская императрица (1741 — 61). Дочь Петра I и Екатерины I.

3 «По требованию исторической логики и общественной справедливости на другой день, 19 февраля, должна была бы последовать отмена крепостного права; она и последовала на другой день, только спустя 99 лет».

4 Волкова И.В., Курукин И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVIII-ХХ вв. // Вопросы истории. 1995. № 5-6. С.40-61.

5 Сенат - законодательный орган при императоре, возглавляемый генерал-прокурором.

6 Секуляризация - передача церковного имущества в государственную собственность.

7 1762 г. – принятие Манифеста о вольности дворянской.

8 МЕЖЕВАНИЕ, определение на местности и юридическое оформление границ земельных владений. В России его результаты заносились в писцовые (в 16-17 вв.) и межевые (в 16-19 вв.) книги.


9 ПУГАЧЕВ Емельян Иванович [1742, станица Зимовейская-на-Дону — 10 (21) января 1775, Москва], донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов.

10 Анисимов Е.В. Петр I // Вопросы истории. 1994. № 8. С. 61-74.

11 1762 г. – принятие Манифеста о вольности дворянской.

12 Знаменитые россияне XVII-XVIII веков: Биографии и портреты / Сост. Е.Ф. Петинова. 2-е изд. СПб., 1996.

13 Сенат - законодательный орган при императоре, возглавляемый генерал-прокурором.

14 Проблему этой темы обсуждали в своих работах многие историки и писатели, такие как Рыбаков Б.А.(изучал вопросы правления); Кулючин А.И.; Каменский (изучал личность и биографию императрицы). Были написаны целые тома о выдающемся правлении Екатерины II.


22