Шпоры на ГОСэкзамен (МГУП, ФКДиР, отд. книговедение)

версию книготорговой классификации, разработанной на основе УДК. Книготорговое предприятие МАСТЕР-КНИГА, используя зарубежный опыт, разработало свою торгово-библиографическую классификацию и активно ее использует в своих книжных магазинах, как сетевой продукт. 9 разделов. Классификация позволяет управлять 3 потоками: информационный, товарный, финансовый. 1.Худ.лит.2. Лит. для детей и юнош.3. Лит. Для средней школы, абитуриентов. Педагогика. 4. Дом, Быт, Досуг. 5. Прикладные науки. Техника. Медицина.6. Естественные науки. Математика. 7. Общественные науки. Право. Экономика. 8. Гуманитарные науки. Религия. Искусство. 9. Специальный раздел.

Свои рабочие таблицы (системы справочников), разработанные на основе старой (советской) схемы ЕКЛ, для собственных книготорговых предприятий применяет «Московский дом книги». Библиографическая информационная система Московского Дома книги включает три вида справочников: виды товара, виды изданий по целевому назначению и классификационный справочник по тематике литературы. Бесспорным преимуществом системы является совместимость с классической УДК, для чего были разработаны сопоставимые коды сокращенного варианта УДК и кодов справочника тематической классификации. Совместимость обеспечивается специальными электронными таблицами соответствия. Перечень иных схем расстановки книг в торговых залах книжных магазинов и на оптовых базах можно было бы и продолжить. Творческая мысль книготорговцев работает активно, опираясь на собственный опыт и размах книготоргового дела.

Однако все более очевидным становится, что в книжной торговле необходимы и корпоративные решения, в том числе и в части создания подходящего для отрасли классификатора. Сегодня группа специалистов в рамках государственного проекта Единая информационная платформа для издательств, книжной торговли и библиотек разрабатывает корпоративную версию и пытается преодолеть информационный дисбаланс в работе всех книжных звеньев. Как нам стало известно в начале следующего года возможно появление первого коллективного классификатора.  

2. Политика сбыта в системе кн. маркетинга

Рыноч. модель эк-ки представлена 2 типами рыноков:

Рынок продавца- приоритетное положение зан. продавец товара. Пр-во ориентируется преимущ-но на свои возможности, и менее –на спрос. (Адм.-командная система, перекосы спроса и предл., отсутствие конкуренции).

Р. пок-ля – приор. пол. зан. пок-ль. Пр-во товаров строится в завис. от его нужд и потребностей. (Безжалостная конкуренция).

Система р.пок-ля потребовала науч. разработки = теория маркетинга. По ней работа любой фирмы состоит из: тов. политики, ценовой пол-ки, сбытовой пол-ки, пол-ки стимул-я сбыта.

Сбытовая политика – способы интенсификации продвижения и продажи товаров. (Кн. прод-я движ. по кан. рас-я).

Канал распределения – совокупность юр.лиц, обеспечивающих или способств. передаче права соб-ти на товар на пути его движ-я от производителя до потребителя.

КР выполняет 3 ф-ции: 1) заключение сделок(договоров); 2) выполнение обязательств по договорам;3) товаро-движение. Они составляют горизонт. (дог.соглашения юр.лиц, не завис. друг от друга) и вертик. системы (сущ. эк. зави-симость между участниками сделки).

3 вида вертик. систем: 1) Корпоративная – 1 член системы явл. собственником остальных. 2) Договорная – есть дог. о сотрудничестве. 3) Управляемая – 1 из членов имеет право контроля.

Сб. пол-ка связ. с процессом товародви-жения – физич. перемещением товара от продавца к пок-лю с передачей права соб-ти. Товародвиж-е осущ. через каналы товародвиж-я, кот. вкл. все орг-ции всех людей, связ. передвиж. и продажей товара (они участники каналов сбыта или посредники). Процесс товародвиж-я д. б. основан на след. принципах: 1.Оптимизация процесса. 2.Рационали-зация путей движ-я тов. массы. 3. Пра-вильность выбора деловых партнеров. 4. Эффективность исп-я тран. средств. 5.Со-вершенствование торг. и торгово-технологич. операций.

Каналы распределения кн.продукции:

1) Розн. кн. торговля – заключит.звено сферы обр-я (реализация пок-лю), возмещает затраты в сфере пр-ва и обращения, удовл. спрос. 2) Стацион. торг.сеть – форма розн.т.(маг-ны, киоски, палатки). 3) Передвижная кн.т. – дополн. розн. кн.т. (коммивояжеры). 4) Посылоч-ная кн.т. – форма розн.т. по предв.заказам по почте. 5) Опт.кн.т. – часть сферы обращ-я, обеспеч. перемещение товаров от изд-в в розн.торговлю.


Билет 32

1. Основные понятия ассортиментной работы.

Предмет – социальная информация, содержащаяся в данной книге. Цель – Это социальная функция, реализуемая в данной книге. Адрес – социальная потребность в информации заключенная в данной книге. Книга есть способ отражения и средство формирования индивидуально группового и общественного сознания. Книжное дело – способ существования книги. Ассортиментная работа в целом непрерывно постоянно воспроизводит процесс движения книги в книжном деле книговедческими средствами. АР – процесс товародвижения – это есть маркетинговая деятельность. АР может быть условно разделена на 2 процесса: Изучение книги как социального явления; Изучение книжного дела. Работа как вид книговедческой деятельности опирается на издательский репертуар и книготорговый ассортимент. Виды работы: издательско-репертуарная, книготоргово-ассортиментная, библиотечно-фондовая, библиографическая.

Средства и методы ассортиментной работы: Историко-книговедческий анализ – сущность движения книги во времени и пространстве. Информационно библиографический метод – система пособий (каталоги, буклеты) используемые в АР. Пропагандистско-рекламный – доведение до потребителя через рекламные материалы. Экономико-статистический - конъюнктура рынка, спрос, цена. Социолого-психологический (социологический) – исследование по выявлению книжных потребностей по разным заранее заданным параметрам. Системно-типологический (типологический) – вопросы типологического моделирования, т.е. репертуара читательских потребностей, репертуара литературных произведений на основе изучения их предмета цели и адреса.


2. Типы организац. структур издат. и книготорг. предприятий

В процессе упр-я ф-ция орг-ции реализуется 2 путями: 1) Путь оператив-ного управления (через исполнителя).

2) ! Путь административно-организац. упр-я (предполагает создание организац. структуры с распределенными ф-циями).

Орг.структура – 1 из самых гл. составляю-щих менеджмента. Под структурой упр-я подразумевается упорядочение взаимо-связи эл-тов, обеспечивающих ф-циони-рование орг-ции как единого целого.

Большинство фирм имеют три уровня управления: верхний, средний и нижний. К верхнему уровню управления относят президента и вице-президентов. Управ-ляющие среднего звена возглавляют отделения или отделы. Нижний уровень управления - это уровень должностных лиц, непосредственно руководящих рабо-той своих подчиненных.

Сущ. 2 типа организац. структур: бюрократическая и органическая.

Принципы бюрократич. орг .структуры:

1. Четкое разделение труда между работ-никами. 2. Иерархия упр-я. 3. Наличие норм и правил выполнения работ. 4. Формальная обезличенность труд. обязан-ностей. 5. Найм в соотв. с квалификацией.

Гл. признаки бюрократич.структуры: 1)Рациональность. 2)Ответственность. 3)Иерархичность.

Недостатки: 1.Не реализует полн.возмож-ности чел-ка. 2.Нет коллект. разума. 3. Не гибко реагирует на изменение ситуации.

Типы бюрократических орг. структур:

1. Линейная (подчиненные вып. поруче-ния только своего рук-ля – принцип единоначалия. Рук-ль в кажд. отделе).

Хар-на для мелких и средних орг-ций.

* Преимущества: Ответственность рук-ля, согласованность действий исполнителей, оперативность принятия решений.

* Недостатки: 1 чел-к руководит всем – высокиу требования к рук-лю, снижена эффективность упр-я.

2. Линейно-функциональная (наиб. распр. тип бюр. с-ры. Кажд. направление работы имеет свою «шахту» с рук. звеном –закупка/продажа, склад, бухгалтерия,.. ).

* Преимущества: Квалифиц. работники в аппарате упр-я, расширена инициатива рук-лей на местах).

* Недостатки: Сложность координации работ между отделами, длительность принятия решений, дублирование.

3. Линейно-штабная (все подразделения подчиняются лично 1 рук-лю, он прин. все решения).

* Преимущества: Боль. кол-во специалис-тов, занятых конкр. участком работы.

* Недостатки: Сильная иерархия упр-я, отсутствие взаимодействия отделов.

4. Дивизионная (боль. корпорация отделяет от себя дочерние пр-я, наделяя правами, но гл. ф-ция у центр. аппарата корпорации).

1) Отделения товарной специализации – гл. фирме подчинены филиалы со своей внутр. структурой.

(+): Рук-ль кажд. филиала отвечает за сбыт конкр. продукции – в его руках орг-я торговли по конкр. товару, быстрое реаг. на конкуренцию, спрос.

2) Отд-я. потребительской спец-ии.

(+): Каждое подразделение работает с определенной группой покупателей.

3) Отд-я. территориальной спец-ии.

(+): Спец. на обслуж. опред. региона.

Принципы органической орг. структуры:

1. Решение – не на осн. правил, а обсуж-дения. 2. Гл. – доверие, а не команда. 3. Распределение работы не по должностям, а с учетом хар-ра выполн. работ. Орг. структура фирмы всегда готова произвести свои изменения.

Нах. в начальн. фазе своего развития, в чистом виде встреч. очень редко.

Типы органических орг. структур:

1. Матричная (для решения к.-л. конкр. задач создаются группы специалистов, кот. изымаются из разн. подразделений.)

* Преимущества: Гибкость структуры, наличие координации в решен. проблемы.

* Недостатки: Двойственное подчинение людей, кот. будут работать вместе.

2. Бригадная (была распр. в СССР).

3. Конгломератная (только у крупных фирм, кот. имеют дочерние орг-ции, не обладающие финансовой ф-цией. Реаги-руя на внеш. среду, К.С. продает свои подразделения и образует новые).

Сущ. 2 формы управления орг-цией:

  • Централизованные структуры упр-я – руководство высшего уровня оставляет за собой большую часть полномочий для принятия решения.

  • Децентрализованные структуры упр. – процесс упр-я разделен между рук-лями (больше прав и возм-тей реаг. на среду).


Билет 33

1. Методология формирования ассортимента книготоргового предприятия.

Моделирование - процесс определения оптимальной структуры ассортимента и фонда.

Товароведческий подход к модели репертуара, ассортимента и фонда.

Предметный (отраслевой) – ассортимент книг различной тематики, отражается в различных классификационных схемах УДК, ББК, ЕКЛ.

Типологический – основа систематизации это типизация издания по ОСТ 97 12 типов..

Хронологический – учитывает динамику ассортимента, время продаж, время издания. Ретроспективный, наличный, перспективный.

Потребительский – сопрягает типы и виды книг и их потребителя через такие внутренние уровни, как ассортиментный минимум, ассортиментное ядро, ассортиментный профиль.

Ассортиментный минимум - часть ассортимента, пользующего повышенным спросом в любом книготорговом предприятии, независимо от места расположения. Это классика + сегодняшняя конъюнктурная литература.

Ядро - часть ассортимента, которая формируется с целью удовлетворения сложившихся потребностей в регионе, с учетом особенностей его культурно экономического профиля. Пользуется региональным спросом ("Проблемы черной металлургии Юга Урала").

Профиль – Устанавливается для каждого предприятия, в соответствии с его типом, наиболее целесообразный ассортимент литературы. То, что характерно только для данного предприятия ("Санитарная служба г. Грозный").

Иногда профильная литература соединяется с ядром.


2. Методы упр-я издат. и книготорг. пр-ем

Метод упр-я –способ воздействия субъекта упр-я на объект упр-я (чел., коллектив, орг-я).

Классификация методов управления:

1) По видам воздействия на упр. объект: прямые (непоср. влияние) и косвенные (создают условия). 2) По условиям организации: общие (все орг-ции) и локальные (отделы). 3) По хар-ру принятия решений: единоличные, коллективные, коллегиальные.. 4) По сложности ситуации: универсальные, специфические. 5) По периоду влияния: долговременные, краткосрочные. 6) По частоте повторения: повторяющиеся, единич-ные. 7) По целенаправленности: стратегиче-ские, тактические. 8) По воздействию**: организационно-распорядительные, экономические,социально-психологические.

ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТ. МЕТОДЫ УПР-Я:

Их исп-е основано на власти, их еще называют административными. Управл. орган решает вопросы путем односторонних властных предписаний. Опираются как на убеждение, так и на принуждение. Хар-ны для командно-админ. системы. Преимущества: Прямые предписания обеспеч. планомерн. деят-ть всех звеньев системы; высокая произв. дисциплина. Недостатки: Превращают исполнителей в механизмы, лишая самостоят-ти; боль.кол-во упр. аппарата, слишком боль. централизация.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПР-Я:

Явл. приоритетными в рын. эк-ке. Оказывают косвенное воздействие на волю участников хоз. деят-ти, с пом. эк. рычагов стимулируют интерес исполнителя. ЭМ с пом. экономич. рычагов образуют эк. механизм хозяйствования пр-я – совокупность эк. рычагов и стимулов, включающих финансово-кредитные рычаги, налоги, систему цен и тарифов, средства и методы матер. стимулирования, систему дотаций и т.д. (Отношения между сторонами регулируются договорами, контрактами, взаим. обязательствами, за нарушение – штрафы). Совокупность эк. рычагов и инструментов воздействия образуют систему эк. методов:

- методы гос. регулирования экономики,

- методы, действующие на уровне пр-ятия,

- методы материального стимулирования.

1) Методы гос. регулирования экономики:

1.Гос. программы. 2.Налогообложение (прямые н. – с дохода, косвенные н. – надбавки на цену).

3.Финансово-кредитная и банковская система. 4.Трудовое законодательство. 5.Ценовые ограничения (гос. тарифы на энергоносители, ж/д перевозки). 6.Противомонопольные меры (если пр-е контролирует 60% рынка, попадает под антимонопольный контроль, если 90% - обязательное разукрупнение).

2) Методы, действующие на уровне предприятия (методы самонастройки):

Методы самонастройки базируются на принципах: самофинансирования (возмещение текущих расходов, выплата з/п, удовлетворение соц.-бытовых нужд за счет пр-я), самоорганиза-ции (свобода выбора и осуществления разных видов деят-ти), свободного ценообразования, самостоятельного распределения и исп-я прибыли, возможности исп-я финанс.-кредитн. рычагов и конкуренции.

3) Методы материального стимулирования:

Матер. стимулир-е – система эк. мер, которая обеспеч. матер. заинтересованность работников в улучшении показателей общ. пр-ва (з/п, премия, льготы, передача в собств-ть имущ-ва).

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПР-Я:

Основаны на воздействии на людей через их соц. потребности и психологич. особенности. Реализуются через разъяснение задач, целей, воспитат. работу (моральное стимулирование: исп-е стремления чел-ка к самовыражению, творчеству, признанию заслуг). После развала СССР их мало используют, необходимо их восстановление для норм. внутр. климата пр-я.

Все методы тесно взаимосвязаны. Преиму-щественное исп-е экономич. методов не исключает исп-я организационно-распорядит. методов и дает толчок развитию соц.-психол.м.