Шпоры на ГОСэкзамен (МГУП, ФКДиР, отд. книговедение)

покупать те, кому планируется продавать книги? Товарная политика предполагает решение следующих задач: Формирование ассортимента и его управление, Поддержание конкурентоспособности товара, Нахождение для товара определенного сегмента, Определение упаковки, маркировки товара. Этапы товарной политики: 1. Предварительное определение категории покупателей. Сбор данных метод опроса, наблюдения и т.д. 2. Книгоиздание – конкурентоспособность. Сбор информации о конкретной книге и потребителе. 3. Разработка сегмента рынка (географич., демографич., поведенч., и т.д.). 4. Процесс производства товара и срок его реализации ЖЦТ. 5 фаз: Разработка товара; Внедрение товара на рынок; Развитие рынка, если необходимо, освоение новых рынков; Стабилизация рынка, дореклама и стимулирование сбыта; Сокращение рынка, «товар умер».

Неудачи продуктов бывают абсолютными и относительными. Абсолютный провал, когда предприятие не способно компенсировать свои расходы на производство и маркетинг и несет финансовые потери. Относительный, когда предприятие получает доход, но данный товар не достигает целей по прибыли и(или) отрицательно сказывается на образе предприятия.


Билет 13

1. Зарубежные биобиблиографические издания (на конкретном примере).

В XX в. наибольшее распространение получили биобилиографические словари о современных деятелях или о живущих лицах. Самой популярной разновидностью таких изданий стали словари типа «Кто есть кто» (“Who is who”). Впервые словарь с этим названием был издан в Великобритании в 1849 г. братьями Блэк. Для словарей этого типа характерны краткие биографические справки: имя, специальность, дата рождения, национальность, сведения о семье, образовании, хронологическая канва жизни, карьера, полученные награды, адрес и список основных публикаций (иногда указывается хобби, членство в клубах, обществах и т.п.). такие словари издаются, как правило, ежегодно или раз в несколько лет. При каждом переиздании биографии дополняются новыми фактами, включаются новые имена, а сведения об умерших исключаются и публикуются в изданиях типа «Кто был кто». Словари типа «Кто есть кто» являются текущими биобиблиографическими изданиями, которые в определенной мере служат исходным материалом для формирования крупных биографических словарей. Современные биобиблиографические издания представлены широким разнообразием словарей и справочников, указателей, сборников, родословных книг, календарями памятных дат и т.д. по содержанию вся совокупность биобиблиографических изданий делится на общие (универсальные), многоотраслевые, отраслевые (по одной специальности), тематические (в качестве тем. признака могут выступать : пол, сословие, профессия, религия, принадлежность к какой-либо партии и т. д.); по территориальному охвату – всемирные, одного или двух континентов (региональные), одной страны (национальные) и ее отдельным местностям (словари местных деятелей); по хронологическому охвату – ретроспективные и текущие.

Who is who in American politics / D. Holliscer, Dg. Redel, B. Daley, H. Levine. – N. Y.: RR. Bowker CO., 1987. – 1811 p. – ISBN 0-8352-2219-5.

Структура: Титульный лист; Содержание; Предисловие; Структура кабинета президента США; Списки делегатов от каждого штата в Конгресс; Список губернаторов и вицегубернаторов; Список конгрессменов (демократы и республиканцы); Список аббревиатур и сокращений; Статьи-справки (алфавитный порядок). Поиск можно осуществлять по штатам и по кандидатам (2 указателя). Объем – 14 статей на страницу = 25 300 статей. Пристатейных библиографических списков нет. Оформление: формат А4, переплет темно-синий с золотым тиснением, иллюстраций нет, шрифт очень мелкий, загаловки выделены. Бумага гладкая, плотная, высокого качества.

Среди аналогов – «Политические партии, движения России» (издает Московский общественный научный фонд).


2. Методика разработки рекламной компании.

Рекламная компания – это комплекс рекламных мероприятий, разработанный в соответствии с программой маркетинга и направленный на потребителей товара, представляющего сегмент рынка.

Рекламная компания – это комплекс проводимых в определенный период мероприятий по рекламированию товаров или услуг в конкретном радиусе действий.

РК классифицируются в зависимости от предмета и цели, продолжительности и масштаба, организующего их субъекта.

Главными задачами являются выбор целевого типа рекламы, разработка главной рекламной идеи. Выявление адресата. Особенности внешней рекламы магазина: общую характеристику наглядных и витринно-выставочных рекламных сообщений и композиций; особенности внутренней рекламы: интерьер магазина, особенности и организационные формы рекламных мероприятий РР в магазине. Методика проведения рекламной компании. Выбрав рекламную компанию, практикуемую в книжном деле, определить основную и промежуточную цели компании; главную рекламную идею; выявить группу рекламного взаимодействия. Выбрать оптимальные средства рекламы книги (серии), согласно целям компании и выделенного бюджета. Определить методику составления тематико-финансового плана, эффективность рекламной компании. Установить ответственность за выполнение мероприятий, определить время их проведения, обозначить этапы компании, определить сроки и условия изготовления необходимых технических средств и оборудования. Организация рекламы в книжном магазине. Определить основные направления рекламной деятельности розничного книготоргового предприятия: реклама изданий, находящихся в книготорговом ассортименте; изданий перспективного ассортимента; реклама услуг; РР, в соответствии с рекламным бюджетом предприятия. Составить тематико-финансовый план пропагандистско-рекламной компании, в котором отразить такие разделы такие разделы, как окончательный план проведения компании с распределением обязанностей между ее участниками, графики проведения мероприятий (перечень работ связанных с подготовкой и проведением с указанием сроков),план, смета.


Билет 14

1.Каталоги книжных магазинов И.И.Глазунова, А.Ф.Базунова, Я.А.Исакова. Характеристика. Видовая принадлежность.

50- 60-е гг. XIX в. – подъем общественного движения, рост науки и культуры. Развивается книгопечатание, издательское дело, книжная торговля, а также русская библиография, в том числе – издательско-книготорговая. Из каталогов книг этого периода прежде всего следует назвать каталоги книжных магазинов Ивана Ильича Глазунова, Александра Федоровича Базунова и Якова Алексеевича Исакова. Эти каталоги рассматриваются вместе потому, что их составили выдающиеся библиографы П. А. Ефремов и В. И. Межов, и эти каталоги дополняют друг друга, образуя единое целое.

Первой по времени вышла составленная П. А. Ефремовым «Систематическая роспись книгам, продающимся в книжном магазине Ив. И. Глазунова…Составлена за последнее десятилетие (1855-1866), с указанием находящихся ныне в продаже книг, вышедших до 1857 г., всех изданий св. Синода и имп. Академии наук, и всех книг, изданных в первое полугодие 1867 г.» (СПб., 1867. 498 с.). Через 2 года (1869) вышло 1-е прибавление (отражает книги с июля 1867 г. по февраль 1869 г.), а в 1874 – 2-е (с февр. 1869 по окт. 1873 г.).

Конкуренты по достоинству оценили коммерческое значение фундаментальной росписи, внимание, которое она привлекла к себе. Книготорговец А. Ф. Базунов поручает В. И. Межову составить каталог своего магазина. В 1869г. вышел первый каталог (одновременно с 1-м прибавлением): «Систематический каталог русским книгам, продающимся в книжном магазине А. Ф. Базунова…» с указанием 20 000 критических статей, рецензий и библиографических заметок, касающихся книг, помещенных в каталоге (информация о том, где можно найти отклики на данную книгу). (Огромный интерес и внимание современников, 39 рецензий). В последующие годы В. И. Межов составил к каталогу Базунова 6 прибавлений. Каждое прибвл. насчитывало 150 –200 стр. после разорения А. Ф. Базунова издание прибавлений в качестве своих каталогов продолжил Я. А. Исаков. Так вышли 7-8-е (1877) (Межов включает и периодические издания в свои каталоги) и 9-10 (1880, 700 стр.) прибавления. Всего в каталоге и 10 прибавлениях помещено около 37 тыс. названий книг и 64 тыс. указаний на рецензии и переводы. После смерти Исакова в 1881 г. Межов перешел к Глазунову и продолжил выпуск прибавлений к его каталогу (первые два подготовил еще Ефремов), 3, 4, 5-е прибавления к «Росписи» Глазунова одновременно стали продолжением 9-10-го прибавления к каталогу А. ф. Базунова. В своих каталогах Ефремов и Межов использовали разные классификационные схемы. У Ефремова 21 раздел, у Межова 16 (постоянно дополнялась). Последующая детализация в пределах раздела в схеме Межова была значительно более дробной, чем у Ефремова. Ряд публичных библиотек России использовали клас. Межова как основу для своих систематических каталогов.

Эти каталоги не имеют точных хронологических рамок выпуска включенных в них книг. Но они ценны тем, что в них описано свыше 80 000 названий и несколько десятков тысяч рецензий за 33-летний период (с 1855 по 1887). Других библиографических пособий, которые отражали бы книги и рецензии за эти года, нет. Достоинством каталогов были вспомогательные указатели. В 1857г. прекратился выпуск государственных каталогов. И они стали единственным источником библиографической информации.


2. Методика проведения рекламной компании.

Рекламная компания – это комплекс рекламных мероприятий, разработанный в соответствии с программой маркетинга и направленный на потребителей товара, представляющего сегмент рынка.

Рекламная компания – это комплекс проводимых в определенный период мероприятий по рекламированию товаров или услуг в конкретном радиусе действий.

РК классифицируются в зависимости от предмета и цели, продолжительности и масштаба, организующего их субъекта.

Главными задачами являются выбор целевого типа рекламы, разработка главной рекламной идеи. Выявление адресата. Особенности внешней рекламы магазина: общую характеристику наглядных и витринно-выставочных рекламных сообщений и композиций; особенности внутренней рекламы: интерьер магазина, особенности и организационные формы рекламных мереприятий РР в магазине.

Методика проведения рекламной компании.

Выбрав рекламную компанию, практикуемую в книжном деле, определить основную и промежуточную цели компании; главную рекламную идею; выявить группу рекламного взаимодействия. Выбрать оптимальные средства рекламы книги (серии), согласно целям компании и выделенного бюджета. Определить методику составления тематико-финансового плана, эффективность рекламной компании. Установить ответственность за выполнение мероприятий, определить время их проведения, обозначить этапы компании, определить сроки и условия изготовления необходимых технических средств и оборудования.

Организация рекламы в книжном магазине.

Определить основные направления рекламной деятельности розничного книготоргового предприятия: реклама изданий, находящихся в книготорговом ассортименте; изданий перспективного ассортимента; реклама услуг; РР, в соответствии с рекламным бюджетом предприятия.

Составить тематико-финансовый план пропагандистско-рекламной компании, в котором отразить такие разделы, как окончательный план с распределением обязанностей между участниками, графики мероприятий, план подготовки печатных средств, публикаций в прессе, на радио и ТВ, общая смета расходов.


Билет 15

1.Книготорговое библиографическое обслуживание: справочно-баблиографическое обслуживание и информирование.

Библиографическое обслуживание - это процесс доведения до потребителей библиографической информацией.

Библиографическая информация доводится до потребителя по двум направлениям.

Справочно-библиографическое обслуживание - это обслуживание в соответствии с запросами потребителей информации и предоставление библиографических справок и услуг. Запрос-Ответ. Чаще всего запрашивают информацию о текущем ассортименте, перспективном, ретроспективном.

Библиографическое информирование - систематическое обеспечение библиографической информацией абонентов в соответствии с долговременными запросами (предоставление информации по желанию оптово-розничного звена).

  • По получателю: книгопродавческое ( 1. Проведение обзоров или др. мероприятий для сотрудников; 2. Библ. Информация межмагазинная).

  • Рекламно- библиографическое обслуживание:

1. Магазинная (внутри торгового зала): презпнтации, радиотрансляции, картотека, магнитные носители;

2. Внемагазинная информация:

Массовое рекламно-библиографическое обслуживание - публикация списков наличия в массовой и центральной печати, информация для радио и ТВ, рекламные щиты в городе.

Групповое (коллективное) - публикации в отраслевой печати, для учебных заведений, проведение библиографических обзоров на предприятиях.

Индивидуальное - рассылка списков по почте, передача библиографической информации по телефону.

Формы предоставления библиографической информации: устная и письменная.


2. Организация рекламы в книжном магазине.

Осн. средствами внутр. рекламы кн. магазина является интерьер торгового зала, рекламная выкладка кн.товаров, рекл. указатели (табло, стрелки, схемы, пиктограммы), плакаты-постеры, инф. листовки/буклеты, кн.лотереи, реклама по радио в маг-не, а также такие организованные вместе с издателем рекламные мероприятия, как встречи с авторами книг, дегустация блюд (при рекламе кулинарных книг), раздача бесплатных рекламных наклеек и др.

Рекламная служба магазина обязана вовремя изготовить макет витрины, подготовить и провести рекл. кампанию издания.

Важны эстетич.качества торгового оборудования: прилавки, витрины, стенды-горки, полки. Для показа товаров в маг-нах часто применяют унифицированное торг. оборудование, кот. можно легко сбирать-разбирать, переставлять, при необходимости менять планировку торг. зала или технологию обслуживания пок-лей в предельно короткие сроки. Важную роль играют правильное освещение и цветовое оформление интерьера маг-на. Для рекламы новой книги рекомендуется создавать информац. уголки (у входных дверей или на широких лестничных клнтках маг-на). Рекламная выкладка товара решает задачу информирования пок-лей о товаре и явл. наглядной агитацией его качества и особенностей.

Рекламная кампания – это комплекс рекламных мероприятий, разработанный в соответствии с программой маркетинга и направленный на потребителей товара, представляющего сегмент рынка, проводимых в определенный период мероприятий по рекламированию товаров или услуг в конкретном радиусе действий.

Прежде всего необходимо определить основные направления рекламной деятельности розничного книготоргового предприятия: реклама изданий, находящихся в книготорговом ассортименте; изданий перспективного ассортимента; реклама услуг; РР, в соответствии с рекламным бюджетом предприятия. Нужно составить тематико-финансовый план пропагандистско-рекламной компании, в котором отразить такие разделы, как окончательный план с распределением обязанностей межу участниками, графики проведения всех рекламно-пропагандистских мероприятий (перечень работ, связанных с подготовкой и проведением мероприятий, с указанием сроков), план подготовки, выпуска и распространенья средств пропаганды и рекламы (печатных средств, публикаций в прессе, передач по радио и ТВ), общая смета расходов на проведение компании.


Билет 16

1. Книготорговое библиографирование. Содержание.

Издательско-книготорговое библиографирование – процесс подготовки библиографической информации для содействия издательской и книготорговой деятельности – составная часть библиографической работы издательств и книжной торговли. результатом такого библиографирования является создание пособий издательско-книготорговой библиографии.

В процесс подготовки биб. информации входит:

  • биб. выявление;

  • биб. отбор;

  • предметизация:

  • индексирование;

  • составление б. описания;

  • аннотирование;

  • реферирование;

  • библиографическая группировка;

  • систематизация.

Библиографическая информация зависит от содержания, типа, формы, объема изданий, учитывается целевое и читательское назначение.

1. Аналитический этап: анализ документа, с целью выявления его тематики, целевого и итательского назначения, достоинств и недостатков, описание документа, аннотирование, индексирование, и предметизация.

2. Синтетический этап: выявление, отбор документов, группировка библиографических записей для составления библиографического пособия:

  1. Подготовительный этап: на основе характеристик пособия разрабатывается его проект;

  2. 2-й этап: группировка материала, составление библиографического указателя;

  3. Заключительный этап: редактирование, окончательное формирование структуры пособия, процесс подготовки справочного аппарата.


2. Экономические методы управления в издательских и книготорговых предприятиях

Метод упр-я – способ воздействия субъекта управления на объект упр-я (чел., коллектив, орг-я).

Классификация методов управления:

1) По видам воздействия на упр. объект: прямые (непоср. влияние) и косвенные (создают условия). 2) По условиям организации: общие (все орг-ции) и локальные (отделы). 3) По хар-ру принятия решений: единоличные, коллективные, коллегиальные.. 4) По сложности ситуации: универсальные, специфические. 5) По периоду влияния: долговременные, краткосрочные. 6) По частоте повторения: повторяющиеся, единич-ные. 7) По целенаправленности: стратегиче-ские, тактические. 8) По воздействию**: организационно-распорядительные, экономические,социально-психологические.

ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТ. МЕТОДЫ УПР-Я:

Их исп-е основано на власти, их еще называют административными. Управл. орган решает вопросы путем односторонних властных предписаний. Опираются как на убеждение, так и на принуждение. Хар-ны для командно-админ. системы.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПР-Я:

Явл. приоритетными в рын. эк-ке. Оказывают косвенное воздействие на волю участников хоз. деят-ти, с пом. эк. рычагов стимулируют интерес исполнителя. ЭМ с пом. экономич. рычагов образуют эк. механизм хозяйствования пр-я – совокупность эк. рычагов и стимулов, включающих финансово-кредитные рычаги, налоги, систему цен и тарифов, средства и методы матер. стимулирования, систему дотаций и т.д. (Отношения между сторонами регулируются договорами, контрактами, взаим. обязательствами, за нарушение – штрафы). Совокупность эк. рычагов и инструментов воздействия образуют систему эк. методов:

- методы гос. регулирования экономики,

- методы, действующие на уровне пр-ятия,

- методы материального стимулирования.

1) Методы гос. регулирования экономики:

1.Гос. программы. 2.Налогообложение (прямые н. – с дохода, косвенные н. – надбавки на цену).

3.Финансово-кредитная и банковская система. 4.Трудовое законодательство. 5.Ценовые ограничения (гос. тарифы на энергоносители, ж/д перевозки). 6.Противомонопольные меры (если пр-е контролирует 60% рынка, попадает под антимонопольный контроль, если 90% - обязательное разукрупнение).

2) Методы, действующие на уровне предприятия (методы самонастройки):

Методы самонастройки базируются на принципах: самофинансирования (возмещение текущих расходов, выплата з/п, удовлетворение соц.-бытовых нужд за счет пр-я), самоорганиза-ции (свобода выбора и осуществления разных видов деят-ти), свободного ценообразования, самостоятельного распределения и исп-я прибыли, возможности исп-я финанс.-кредитн. рычагов и конкуренции.

3) Методы материального стимулирования:

Матер. стимулир-е – система эк. мер, которая обеспеч. матер. заинтересованность работников в улучшении показателей общ. пр-ва (з/п, премия, льготы, передача в собств-ть имущ-ва).

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПР-Я:

Реализуются через разъяснение задач, целей, воспитат. работу (моральное стимулирование: исп-е стремления чел-ка к самовыражению, творчеству, признанию заслуг). После развала СССР их мало используют, необходимо их восстановление для норм. внутр. климата пр-я.

Все методы тесно взаимосвязаны. Преиму-щественное исп-е экономич. методов не исключает исп-я организационно-распорядит. методов и дает толчок развитию соц.-психол.м.


Билет 17

1, «Книги в наличии и печати» (Russian Books in Print) – Национальная информационная система. Общая характеристика.

Система Books in Print – единый национальный каталог печатной продукции, выпускаемый почти всеми странами Европы и Америки. В России с 1995 по 1999 г. 8 вып. 2 раза в год в книжном варианте, после - 6 раз в год на CD.

1. Должен служить аккумулятором информации о всех книгах изданных в России и представленных на рынке. 2. Должен был способствовать созданию современного книжного рынка. 3. Формировать развитие оптового звена и сети розничной торговли. 4. Должен был повысить информационные связи. Каталог формируется на основе информации полученной от издательств и книготорговых организаций на бесплатной основе.

Сначала содержал 4 раздела: книги в наличии, книги в печати, книги которые планируются к изданию, издающие и книготорговые организации. В 1,2 разделах информация сгруппирована по видам литературы – 7 групп. Со 2 выпуска в структуре происходят изменения: 2 первых отдела объединили («Книги в наличии и печати»). С 4 выпуска – зарубежные изд. в наличии и печати. Со 2 по 5 не выделяются тематические рубрики – записи в алфавитном порядке. С 6 выпуска 29 рубрик, с 7 выпуска новая тематическая классификация, содержит 7 рубрик с 29 подрубриками. Авторские, тематические и т.д. указатели больше всего в 3 выпуске. Библиографическое описание: автор, название, издательство, год выпуска, обьем, переплет, формат, тираж или остаток, ББК или УДК, цена розничная, цена оптовая, стандарт упаковки, организация книгораспространитель, краткая аннотация, ISBN . С 4 выпуска включен элемент время выхода в свет.

Электронный каталог выходит 6 раз в год, с периодичностью 1 раз в 2 месяца. Распространяется в виде баз данных. Имеет поисковый механизм по автору, названию, издательству, тематики, ключевым словам, видам изданий, ISBN, новые поступления. В виде: на дискете, по электронной почте, текстовой файл. Имеет страницу в интернете (тот же механизм).

В дополнение к этому изданию Российская книжная палата и Book Chamber International с 2000 г. выпускает информационный бюллетень – «Новые книги России» (еженедельно в 2-х выпусках: информация о всех книгах, которые поступают в РКП).


2. Понятие и составные элементы хозяйственного механизма книготоргового предприятия.

Хозяйственный механизм предприятия – это совокупность форм, методов и инструментов управления, под воздействием которых осуществляется хозяйственная деятельность и достигаются текущие и стратегические цели. Хозяйственный механизм включает 3 составляющих его суть подсистемы: планирования, экономических рычагов и стимулов, управления. Каждая из подсистем имеет 4 уровня: государственный, отраслевой, региональный, предприятия. С учетом того какая подсистема и какой уровень формируется тип экономики. Командно-административный, рыночный. Книготорговое предприятие испытывает воздействие государственного урегулирования в рамках системы мер касающихся экономики в целом, отдельных сфер, секторов экономики хозяйствующего субъекта. Воздействие государства различно по методам, объемам сфер деятельности. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей».Структура хозяйственного механизма на уровне книготоргового предприятия: Организационно-правовые формы хозяйствования:

Методы управления. Это способ целенаправленного воздействия на объект управления в целях поддержания его устойчивости в заданных рамках функций и в процессе перевода из одного состояния в другое. В практике выделяют следующие методы управления: административное (ад-прав), организацион. – распорядительное, экономические, социально-психологические. По видам воздействия на управляемый объект: прямой, косвенный, централизованный, децентрализованное воздействие. По формам организации: единоличное, коллегиальное, коллективное.

Экономические рычаги и стимулы. Косвенное воздействие на волю участников хозяйственной деятельности. В основе экономических методов лежат формы реализации экономических законов и экономических интересов. Экономический механизм предприятия это совокупность рычагов и стимулов включая финансово кредитные рычаги, налоги, систему цен и тарифов, средства и методы материального стимулирования, систему льгот и дотаций. Система экономических методов: Метод государственного регулирования экономики, метод самонастройки предприятия на его эффект, метод экономического стимулирования.

Планирование. Планирование хозяйственной деятельности предвидеться и подготавливается на известный период программ социально-экономического развития книготоргового предприятия и вне его подразделений. Принципы планирования: научность, комплексность, непрерывность, реальность, гибкость. Методы планирования: балансовый, нормативный, технико-экономических расчетов, экономико-математический.

Материальное стимулирование. Это система экономических мер, которые обеспечивают материальную заинтересованность работников в улучшении показателей общественного производства.


Билет 18

1. Система издательств, выпускающих учебно-педагогическую книгу.

Система российских издательств и издающих организаций, выпускающих УПК, современная специфика. УПК и перечень федерального комплекта. Универсальные и специализированные издательства. Специализация издательств по типу изданий: научные, учебные, справочные и т.д. Специализация издательств по возрастным категориям. Специализация издательств по форме собственности (гос., акционерные, частные); по месту нахождения (центральные и периферийные). Университетские издательства. Государственные издательства: Старейшим изд. МГУ издает с 1765 г. Научная, учебная просветительская литература. Выпускает серии: «Университетская библиотека» мемуары, памятники мысли, произведения отечественной и зарубежной литературы. «Физика: идеи, достижения, перспективы», «Из духовного прошлого Отечества», «Философские чтения», «Творческое наследие, выдающиеся ученые университета». «Высшая школа» с 1939 г. как «Сов. наука». Выпускает учебники практически по всем дисциплинам. Выпускает учебники, учебные пособия справочники. Серии: Из истории отечественной духовности, Философские портреты, Библиотека философа, История в лицах. «Просвещение» с 1931? (1921, 1930 – образовано при слиянии изд.). Выпускает учебники по всем предметам, для начальной и средней школы параллельные комплекты (учебник, справочные и дидактические материалы, книга для учителя и учащегося). Учебники и учебные пособия для студентов вузов и техникумов.

Негосударственные издательства: Дрофа, Владос, МИРОС, Школа-просс, Аспект-пресс и др. «Дрофа» с 1991 г. Все учебники и учебные пособия выпускаются в соответствии с гостами и остами. Выпускает учебники, учебные методические и дидактически пособия, справочные материалы по всем предметам школьного цикла. А также сопутствующей учебной литературы. Серии: В помощь абитуриенту, Контрольные и проверочные работы, Шпаргалки. «Владос» с 1991 г. специализированное издательство, только образовательная книга для детских садов, школ, лицеев, вузов. Преимущественно по гуманитарным наукам. Не издает книги входящие в Федеральный комплект. «МИРОС» С 1992 г. Не издает книги входящие в Федеральный комплект учебников, ориентируется на углубленное изучение предмета, выпускает нестандартные по содержанию и оформлению учебные издания. Аудитория 5-6 классы. «АСТ-Пресс» с 1992 г. специализируется на выпуске учебно-методических пособий и учебных программ. Преобладают популярные справочные учебные издания в основном в сериях: Открытие мира, Занимательные уроки, Мой первый словарь. «Школа-Пресс» с 1992 г. Основное направление деятельности – издание 14-и ведущих педагогических журналов для учителей, учащихся, студентов и родителей. «Биология в школе», «Воспитание школьников», «Вопросы психологии» и т.д. Издаются также учебники и учебные пособия по биологии и химии входящие в федеральный комплект. Выпускает две серии: Круг чтения: Школьная программа, Школа абитуриента: Научись сам.


2. Понятие, классификация и показатели измерения товарных запасов и товарооборачиваемости. Факторы, влияющие на них.

Товарные запасы – это масса товаров находящихся в сфере обращения или в каналах товарного обращения и предназначенные для продажи. Товарные запасы влияют на величину затрат книготоргового предприятия. Формирование оптимального торгового запаса. Норматив товарных запасов показывает тот размер запасов, который необходим книготорговому предприятию для организации бесперебойной торговли.

Товарные запасы можно классифицировать по ряду признаков:

1. по назначению: запасы текушего хранения, сезонного хранения, досрочного завоза.

2. по месту хранения: з. оптовые, з. розничные, з. в пути.

3. по отношению к рассматриваемому периоду: отчетные и плановые.

4. по размеру: минимальные, максимальные, средние.

Показатели измерения товарных запасов.

1. Абсолютные показатель – стоимостные, натуральные (число названий – количество экземпляров). 2. относительные показатели –показатель обеспеченности товарооборота товарными запасами исчисляемый в днях.

Здн = сумма товарных запасов на отчетную дату однодневный товарооборот (Р1нд)

Р1дн = реализация (Р) число дней (Д)

Здн = Тз * Д Р

Для расчета обеспеченности товарооборота товарными запасами в днях в предстоящим планируемом периоде необходимо сумму запасов разделить на однодневный товарооборот по плану предстоящего периода.

Товарооборочиваемость – скорость реализации товаров. 2 показателя.

1. Время товарного обращения. (товар в днях – Тдн)

2. Коофициент оборачиваемости (или товарный оборот в числе оборотов). Показатель количества дней в течение которых был реализован средний товарный запас.

Тдн = Тз (средняя сумма запаса) * Д Р

3. Товарооборачиваемость в числе оборотов. Показатель сколько раз обернется средний товарный запас за отчетный период, чем большее число оборотов, тем меньше времени товарного обращения.

Тоб = Р ТЗ

Тоб = Д Тдн


Билет 19

1. Типы и виды учебно-педагогической книги.

Истрин и Шавурин предложили типологическую схему в основу выделения типов и видов изданий было положено 4 основных критерия. Целевое назначение, Читательский адрес, Структура издания (в зависимости от целевого и читательского назначения), Характер информации. 6 основных типов УПК.

1. научные издания (это изд. содерж. сведения теоретического научного или прикладного характера способствующее дальнейшему развитию науки. Виды: монография, собр. соч. тематич. Сборник, сб. научных трудов, избранные произведения) – н. исторические издания, н. теоретические издания, н. методические издания.

2. Учебные издания (это изд. содерж. сведения теоретического научного или прикладного характера изложенные в форме удобной для преподавания, изучения и усвоения) – учебно-теоретические (Виды: учебник, учебное пособие, учебно-наглядное пособие, практикумы), программно-методические (учебные планы, учебные программы, дидактические материалы, методические пособия).

3. Информационные издания (это изд. содерж. сведения об опубликованных или неопубликованных изданиях. Виды: библиограф. указатель, реферативный указатель, обзорный указатель) – гос. информ. изд., научно-вспомогательное изд., рекомендательно-информационное изд.

4. Производственные издания (это изд. содерж. сведения о профессиональной деятельности в какой-либо отрасли знания. Виды: издания по обмену опытом, практические руководства).

5. Популярные издания (это изд. содерж. сведения содержащие сведения теоретического или прикладного характера изложенные в форме удобной для массового читателя. Виды: популярные монографии и моноиздания) – учебно-популярные издания, популярно-просветительские, научно-популярные.

6. Справочные издания (изд. содержащее краткие сведения в той или иной области знания не предназначенной для сплошного прочтения) – энциклопедии, словари, справочники.


2. Анализ розничной реализации книготоргового предприятия.

Товарооборот – основной показатель хозяйственной деятельности, экономического и физического движения. Товарооборот оптовый и розничный.

Анализ розничной реализации: Формула балансовой увязки.

Запасы на начало + поступления = реализация + прочие выбытие + запасы на конец периода. Зн + П = Р+ В + Зк

Розничный товарооборот это совокупность всех показателей.

Р = Зн +П-В-Зк

Содержание и методика анализа розничной реализации: оценка выполнения бизнес-плана в целом и по отдельным структурным подразделениям.

Анализ ритмичности выполнения плана реализации за отдельные внутриотчетные периоды.

Кр = сумма фактической реализации за внутриотчетный период в пределах плана плановую сумму реализации * рассматриваемый период

Анализ динамики розничной реализации в действующих и сопоставимых целях – цель выявить изменения объема розничного товарооборота по сравнению с предшествующими периодами.

Динамика товарооборота в действующих ценах =

Динамика товарооборота в сопоставимых ценах =

Анализ основных факторов, влияющих на сумму реализации товаров и методика их оценки. Влияние 3 группы факторов.

1. факторы связанные с эффективным использованием товарных ресурсов (на осн. Формулы тов. баланса – выше).

2. факторы связанные с эффективным использованием трудовых ресурсов

3. факторы связанные с эффективным использованием основных фондов - Анализируются 3 методами:

1. метод подстановок (последовательная замена слагаемых предшест. периода на отчетн.)

2. метод разниц (сравнение с показателями прош. периода)

3. интегральный метод (определение так наз. неразлагаемого остатка, кот приписывается качественному и количественному показателю).


Билет 20

1. Ассортиментная работа с УПК.

Содержание ассортиментной работы с УПК: формирование ассортимента и мониторинг наличного ассортимента. Значение и содержание библиографической информации об издательском репертуаре: система библиографических пособий в традиционном и электронных вариантах. Цент современной педагогической библиографии и подготовки изданий является библиографический отдел государственной научной библиотеки имени К.Д. Ушинского. Текущий учет педагогической библиографии подготовка информационных педагогических изданий. Источником является библиографический педагогический указатель «Литература по педагогическим наукам и народному образованию» выходит с 1950 г. ранее ежеквартально, с начала 90-х г. возобновляет деятельность издательство «Педагогика- пресс», выходит 1 раз в год. Информация на страницах газет и журналов: Вузовские вести, Университетская книга. Каталоги издательств «Школа- пресс», «Дрофа» и др.

Характеристика книготорговых предприятий, работающих с УПК. Универсальные, специализированные и профильные предприятия. Сеть книжных магазинов специализированных издательств. Специфика ассортиментной работы с изданиями УПК по предметно-отраслевым разделам, по типам и видам изданий, по целевому и читательскому назначению, по издающим организациям.


2. Понятие, классификация, состав и показатели издержек обращения книготоргового предприятия.

Издержки – это выраженные в денежной стоимости затраты производ факторов необходимых для осуществления предприятием своей уставной деятельности.

Виды затрат: Экономические (затраты включаемы в состав издержек обращения и финансовые затраты и расходы не включенные в состав издержек обращения), Текущие затраты (экономические затраты + затраты на закупку товаров), Совокупные (текущие затраты + капиталовложения в расширение воспроизводство основных фондов).

Классификация издержек обращения:

1. по участию в образовании: чистые – это затраты носящие непроизводственный характер (заработная плата и т.д.), дополнительные – эти издержки обусловлены издержками производственного характера, дополнительные расходы (транспорт, погрузка, разгрузка и т.д. )

2. по способу отнесения на отдельные товары и товарные группы: Прямые, Косвенные (преобладают в книжной торговле).

3. по составу: простые – расходы которые нельзя расчленить на виды (заработная плата), комплексные – ст. прочие расходы.

4. по степени зависимости изменения товарооборота:1)Условно-постоянные – расход сумма которой не изменяется: стартовые – те расходы которые возникают при возобновлении торговой деятельности, остаточные – расходы, которые предприятие имеет