Развитие взаимоотношений между Россией и Германией
млрд. евро (в 8 раз меньше немецкого импорта), при этом 0,09 млрд. евро (56%) составили рыба и рыбные продукты.27Выделяется Германия как российский партнер и в такой ключевой отрасли своей мирохозяйственной специализации – химической промышленности. На химикаты приходится свыше 1/7 ее поставок в Россию, тогда как в экспорте из России этот вид готовой продукции занимает лишь несколько процентов. При этом необходимо отметить сохраняющееся в рамках химической индустрии четкое разделение труда между Россией и ФРГ – первая поставляет материалоемкую, а вторая – технологическую продукцию. Так, в 2006 г. больше 4/5 российских поставок химикатов в ФРГ приходилось на неорганические и органические химикаты, а также удобрения (причем по всем этим товарам у России было положительное сальдо). В то же время свыше 4/5 встречных германских поставок химикатов составляли лекарственные и парфюмерно-косметические средства, пластмассы и изделия из них, а также краски и пигменты. При этом разрыв в стоимости поставляемой продукции, за исключением пластмасс, между Германией и Россией оказался более чем стократный.
Объем экспорта Германии в феврале 2010 г. (с учетом сезонной коррекции) составил 75,3 млрд евро, увеличившись по сравнению с показателем предыдущего месяца на 5,1%, тогда как объем импорта увеличился на 0,2% - до 61,9 млрд евро.
Таким образом, сравнив данные 1990-ых годов с данными 2000-ых годов, можно сделать следующие выводы. Во-первых, мы наблюдаем динамику в торговых отношениях России и Германии. Из приведенной таблицы (см. табл. 1.2) мы видим, что она изменяется с годами, как в положительную, так и в отрицательную сторону. Во-вторых, есть закономерность в этих взаимоотношениях. На торговле между странами сказался кризис 1998 и 2008 годов. Так, если в начале 1990-ых годов Россия занимала 14 место в списке внешнеторговых партнеров России, то к 2000-ым годам она упрочила свои позиции. Но при этом ее положение колебалось в кризисные периоды. Во время дефолта (1998г.) произошло резкое падение объемов германского экспорта в Россию, но уже к 2000 году наметилась обратная тенденция. К тому же не обошел Россию и мировой финансово-экономический кризис 2008 года. К 2009 году товарооборот между РФ и ФРГ значительно сократился. Однако, учитывая опыт предыдущих лет и будучи хорошо подготовленной к решению возникающих трудностей, уже к началу 2010 года России удалось преодолеть наблюдавшийся спад в российско-германских отношениях.
2.3 Перспективы развития российско-германских экономических отношений
Экономические связи между Россией и Германией, оставаясь в течение уже многих веков тесными и интенсивными, являют собой пример добрососедских отношений. Во все времена Германия была важнейшим западным партнером России, а вследствие уменьшения объема товарообмена внутри СНГ теперь стала важнейшим торговым партнером России в мировом масштабе. Несмотря на то, что объем двусторонней торговли за прошедший год снизился в связи с кризисом, все равно Германия сохранила за собой положение лидера. Прежде всего, это связано с тем, что мышление, планирование и действия германских предприятий, как правило, ориентированы на длительную перспективу. Несмотря на многие сегодняшние трудности для бизнеса, для большинства германских предприятий Россия является рынком будущего, который следует сохранять, поддерживать и расширять.
По мнению Посла ФРГ в России: Россия и Германия останутся тесными экономическими партнерами и в следующем тысячелетии.
В экономических взаимоотношениях перед нами стоят новые стратегические ориентиры: если до сих пор основным звеном наших экономических связей была торговля, то в будущем им могли бы стать инвестиции. Страна с таким потенциалом, как у России, учитывая сохраняющиеся проблемы с платежным балансом, не сможет постоянно покрывать большую часть своих потребностей за счет импорта. 28
Учитывая финансовые трудности, испытываемые Россией, правительство и администрации, как в федеральном центре, так и в регионах, нередко не могут удержаться от принятия решений, которые на короткое время хоть и снижают отток валютных средств или способствуют поступлению доходов в государственный и региональные бюджеты, но в более дальней перспективе отпугивают столь важных для России инвесторов.
При этом германские предприятия по-прежнему готовы вкладывать свой капитал в России: фирма "БМВ" подписала инвестиционный контракт на монтаж легковых автомобилей в Калининграде, "ИКЕА" (германское отделение) стремится открывать в России мебельные центры и создавать производственные предприятия.29
Немцы заинтересованы в том, чтобы Россия модернизировала свою экономику и интегрировалась в мировую экономику.
Российская сторона высоко оценивает наметившиеся позитивные изменения в торгово-экономических отношениях между нашими странами и подтверждает заинтересованность и решимость последовательно развивать и углублять их в будущем.
Основными чертами нового этапа российско-германских торгово-экономических отношений будет их более динамичное и масштабное развитие.
Нет сомнения в том, что реализация этих планов будет в значительной мере способствовать упрочению позиций обеих стран в мировой экономической системе. От сотрудничества выиграют обе стороны. Это подтверждает вся история наших послевоенных отношений.30
Что касается перспектив развития импорта из Германии, то они будут диктоваться возрастающими потребностями экономики России в обновлении основных производственных фондов и глубокой модернизации предприятий практически во всех отраслях.
Россия и Германия хотели бы вывести экономическое сотрудничество на новые рубежи. Об этом в преддверии визита Владимира Путина в Германию сообщил официальный представитель МИД России Александр Яковенко.
«Стороны исходят из необходимости сфокусировать усилия на задачах активизации инвестиционного взаимодействия, качественного наращивания производственной кооперации, прежде всего в высокотехнологичных и наукоемких отраслях, энергетической сфере и в целом вывода экономического сотрудничества на новые рубежи, соответствующие потенциалу экономик двух стран", - подчеркнул Яковенко.
Для ФРГ, как крупнейшего кредитора и инвестора в экономику Российской Федерации, исключительно важной является экономическая стабильность России. Успех процесса трансформации в нашей стране гарантирует возврат предоставленных российским банкам кредитов и получение прибыли от капиталовложений.31
Основой развития двусторонних торговых отношений между Россией и Германией должна стать реализация комплекса общих и специфических мер, направленных на структурную перестройку российской промышленности и повышение ее конкурентоспособности. К числу мер, выходящих за рамки российско-германских отношений, следует отнести активизацию инвестиционного процесса, технико-технологическую модернизацию производства, сдерживание тарифов на транспортные перевозки, топливо и электроэнергию, распространение энерго- и материалосберегающих технологий, создание государством благоприятных макроэкономических условий для развития отечественного бизнеса. Специфические меры, относящиеся к сфере российско-германской торговли, подразумевают налаживание и развитие прямых связей российских регионов и крупных индустриальных центров с федеральными землями Германии, улучшение инфраструктурного обеспечения внешнеторговых связей, развитие системы кредитования и страхования экспорта, финансовую поддержку участия отечественных предприятий в специализированных международных выставках, ярмарках, презентациях достижения науки и техники, проводимых в ФРГ и др.
Позиция Германии в области мировой торговли направлена на дальнейшую либерализацию международной торговли, устранение многолетних нетарифных барьеров, большую открытость рынков для товаров, услуг и капиталов. Немцы считают необходимым выработать комплекс мер по защите и либерализации условий для иностранных инвестиций, выступают против ограничений, сдерживающих конкуренцию.
Правительство Германии выступает за развитие и углубление взаимовыгодных экономических связей с Россией, за больший доступ российских товаров на европейский рынок на основе заключенного между ЕС и Россией Соглашения. Германия поддержала в свое время распространение на Россию генеральных преференций по доступу российской продукции на рынки стран ЕС. В июле 1997 г. на коллоквиуме «Россия, что делать?» (с участием Председателя Правительства России В. С. Черномырдина) в Берлине канцлер ФРГ Г. Коль заявил о возможности заключения договора о присоединении России к ЕС в качестве ассоциированного члена, что может в конечном итоге привести к созданию совместной зоны свободной торговли.
Расширение объема и повышение качества торгово-экономического сотрудничества в первую очередь зависит не от Германии, а от России, а именно: от ее успехов в формировании развитого рыночного хозяйства и ее внешнеэкономической стратегии, особенно в области диверсификации экспорта и привлечения иностранных инвестиций.
Оно также больше зависит от усилий и инициативности российского бизнеса, чем от государства.
В области торговли России, по всей видимости, до 2012 г. удастся в лучшем случае лишь частично улучшить товарную структуру своего экспорта в Германию. Дальнейшее повышение в нем доли готовых, особенно машино-технических, в том числе высокотехнологичных, изделий потребует настойчивого поиска российскими производителями и экспортерами отдельных ниш на немецком рынке и вряд ли будет значительным в среднесрочном, а тем более краткосрочном периоде.
Проблема повышения удельного веса готовых, особенно машино-технических, изделий в российском экспорте стоит применительно к Германии в принципе так же, как и к другим развитым странам. Правда, поскольку Германия является мировым лидером в общем машиностроении и электротехнике, то здесь решить данную проблему особенно сложно.
Эта проблема не может быть решена без разработки по линии государства комплексной программы стимулирования несырьевого экспорта. Представляется, что принятая в 1996 г., но оставшаяся на бумаге Федеральная программа развития экспорта была продуманной и в достаточной мере учитывающий мировой опыт. Так, в соответствии с мировым опытом она предусматривала выделение 0,35% ВВП на стимулирование экспорта, но таких средств тогда не нашлось. Сегодня финансовый потенциал для этого имеется.
Заключение
На пороге XXI в. российско-германские отношения, миновав фазу определенного застоя, получили важные импульсы для своего дальнейшего развития. Это касается всех блоков двусторонней кооперации, но в первую очередь экономического. Именно хозяйственное взаимодействие во многом определяет и будет определять содержание и динамику нашего сотрудничества в последующие годы. С полным правом можно утверждать, что сегодня сложно представить современную Европу, ее роль и место в мире без динамично развивающегося экономического партнерства между Россией и Германией. Не только оба государства объективно нужны друг другу, но и европейскому континенту нужна эффективная кооперация между ними, которая органично дополняет многосторонние механизмы сотрудничества. Это тем более важно для отношений РФ и ЕС, которые пока с трудом наполняются конкретным содержанием не всегда отвечают современным вызовам. Для них больше характерно наличие проблем, а явных прорывов и реальных успехов пока не видно.
Стоит отметить высокую интенсивность контактов на всех уровнях в течение текущего десятилетия. Руководители России и Германии начиная с лета 2000 г. осуществляют регулярные конструктивные встречи, весьма активны обмены между представителями правительственных и парламентских структур, постепенно улучшается институциональная структура — летом 2000 г. была создана двусторонняя Рабочая группа высокого уровня по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества, получившая в 2002 г. статус постоянно действующего органа. Хорошо работает механизм межгосударственных двусторонних консультаций на высшем уровне и форум российской и германской общественности «Петербургский диалог», с декабря 2007 г. начала свою работу Российско-немецкая внешнеторговая палата.
ФРГ рассматривает сегодня Россию как равноценного партнера важнейших промышленно развитых стран мира.
Но несмотря на благоприятный, в целом, торгово-политический режим на пути российских товаров имеются ряд серьезных препятствий:
- антидемпинговые процедуры против ввоза ряда российских товаров;
- количественные ограничения по отношению к отдельным товарам (стальной прокат, алюминий, сельскохозяйственная продукция);
- ограничения по обмену высокотехнологичными изделиями и услугами;
- ужесточение нетарифных барьеров, в первую очередь, технических норм и стандартов, правил сертификации и др. предписаний;
- сложность административных предписаний таможенных, санитарных, ветеринарных и др. учреждений;
- ухудшение, в целом, условий страхования поставок из ФРГ в Россию с помощью «Гермеса» по сравнению с прежним льготным режимом, действовавшим до 1994 г.
В области внешнеэкономического сотрудничества России и Германии существует ряд проблем, которые по критериям однородности можно сформировать в три группы.
Первая из них основывается на взаимосвязи торговой и инвестиционной деятельностей с внутриэкономическими ситуациями в обеих странах и включает недостаточную конкурентоспособность российской готовой продукции по качеству.
Вторая группа проблем связана с особенностями межстранового взаимодействия и включает тарифные и нетарифные ограничения, применяемые к конкурентоспособным российским товарам на мировых рынках, в частности на рынках ЕС.
Третья группа проблем определена спецификой географических и природно-климатических условий экономического развития России, значительным удельным весом энерго- и транспортных расходов в конечном продукте, что оказывает повышающее воздействие на издержки производства.
С учетом асинхронности темпов роста российско-германских экономических связей, а также исторически сложившихся различий в условиях хозяйствования, внешнеторговая политика России может осуществляться только на принципах повышения конкурентоспособности производимых товаров и улучшения позиции российских предприятий на мировых рынках. К числу таких принципов относятся: приоритет развития национального производства, активное отстаивание Российской Федерацией своих интересов в сфере внешней торговли с осуществлением структурной перестройки экономики в направлении повышения доли обрабатывающих отраслей, государственная монополия внешней торговли на экспорт и импорт товаров оборонного назначения, постепенный переход от топливно-сырьевой специализации к специализации на высокотехнологичном экспорте и другие.
В настоящее время набирает темпы процесс структурной перестройки немецкой промышленности как в новых, так и в старых землях с целью достижения наивысшего мирового уровня в ряде отраслей. Имеются в виду прежде всего области высоких технологий.
За последние несколько лет руководству Российского государства в целом удалось убедить немецкую сторону в реальности и долгосрочности позитивных процессов, которые происходят в российской экономике и политике. Российское государство добилось многих положительных результатов в этом направлении, включая проведение налоговой, таможенной, судебной, административной и земельной реформ, но устранить основные препятствия, в том числе упомянутые выше, на пути развития экономики пока не удается.
Как уже отмечалось российско-германские экономические отношения во многом определяет политика не только ФРГ, но и Европейского союза в целом. Германия часто прибегает к мерам ограничения во внешней торговле с Россией, которые содержатся в арсенале Европейского союза. Это значительно ухудшает условия российского экспорта в Западную Европу. Однако главной причиной сдерживания торговли является неконкурентоспособность российских товаров.
Потенциал развития германо-российской торговли до сих пор используется не в полном объеме. Одна из причин этого заключается в диспропорциях товарной структуры двусторонней торговли. Это является препятствием для органического роста объемов двусторонней торговли. С одной стороны, сырье и энергоносители больше подвержены резким колебаниям цен на мировых рынках, с другой стороны, спрос на них в Германии растет не такими быстрыми темпами, как совокупный социальный продукт. Наиболее динамично внешняя торговля развивается с теми странами, которые имеют сравнимую с германской структуру экспорта и импорта, например, с другими государствами ЕС или Соединенными Штатами Америки. Структура российско-германского товарооборота остается традиционной, что не очень способствует расширению взаимной торговли. В этой связи все более очевидно, что без поиска новых ‘ниш’ на германском рынке российским участникам не обойтись, как не обойтись и без новых товаров, особенно высоких технологий, для продвижения на этот рынок. В целом же Германия прочно занимает лидирующие позиции во внешнеэкономических связях России, что обусловлено не только современными реалиями, но и общим историческим фоном российско-германских отношений.
От развития российско-германских отношений зависит не только положение на европейском континенте, но и общий ’климат’ в мире. С точки зрения геостратегической и экономической на сегодняшний день Германия объективно является преимущественным партнером России на европейском континенте, да и в мире в целом. Они дополняют друг друга и нуждаются друг в друге. Поэтому, не трудно будет предположить, что Германия будет заинтересована иметь дело со стабильным партнером, который с одной стороны представляет собой неограниченный рынок, а с другой - очень нуждается в иностранных инвестициях.
Список использованных источников и литературы
Список источников
Deutsch -Russische Auslandshandelskammer (Российско-Германская внешнеторговая палата) // Wirtschaft im Dialog mit dem Botschafter -"Ich erwarte eine interessante Zeit" [Электронный ресурс] Режим доступа: russland.ahk.de/events/eventbeschreibungen/2010/neuer-botschafter-stellt-sich-vor/ Загл. с экрана;
Deutschland will Russland bei Schuldenabbau helfen. // Handelsblatt.-2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: handelsblatt/archiv/deutschland-will-russland-bei-schuldenabbau-helfen; 356345 Загл. с экрана;
Внешняя политика России в документах МИД РФ // Дипломатический вестник. Ежегодник-2005. М.: Изд-во «Научная Книга», 2006. - 592 с.;
Ермолин Сергей. Политическое невежество и антисоветская бессовестность // Советская Россия.-2009.-N 6. [Электронный ресурс] Режим доступа: rednews/article.phtml?id=5764 Загл. с экрана;
Новости 24Ч7. 9 февраля 2009 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: just-news/business/economics/1045326/.- Загл. с экрана;
Рапалльский договор между РСФСР и Германией. 16 апреля 1922 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: hronos.km/dokum/rappal19220416.html Загл. с экрана;
Российско-германские экономические отношения // Промышленные ведомости, 2007.- №4.- С. 36-39;
Федеральное министерство иностранных дел. Департамент по связям с общественностью. Германия. Факты [Электронный ресурс]. Режим доступа: Загл. с экрана.
Список литературы
Spree Reinhard. Geschichte der deutschen Wirtschaft im 20. Jahrhundert. Verlag «Beck», 2001. 231 S.;
Valiullin Radik, Valiullina Elvira. Managerwissen kompakt: Russland [Taschenbuch]. Verlag «Hanser Wirtschaft», 2005. – 120 S.;
Асташин В. В. История международных отношений и внешней политики России. М.: Изд-во «Феникс», 2010. - 384 с.;
Ахтамазян А.А. Отношения России и Германии – фактор стратегической стабильности в Европе // Российско-германские отношения. С. 70-77;
Белов В.Б Германия. Вызовы XXI века // Старый Свет – новые времена. 2009.- 792 с.;
Зарицкий Б.Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. М.: Юристь, 2003. - 304 с.
Коноплева Т.Г. Страноведение. Федеративная Республика Германия. М.: Изд-во «Феникс», 2007. – 256 с.
Кортунов С.В. Современная внешняя политика России. Стратегия избирательной вовлеченности. М.: Изд-во «Высшая Школа Экономики» (Государственный Университет), 2009 г. - 608 с.
Никитин А.К. О дихотомии сотрудничества и конкуренции в российско германских отношениях в условиях текущего международного кризиса // Российско-германские отношения С. 110-119.
Павлов Н. В. История современной Германии, 1945-2005. М.: Изд-ва: АСТ, Астрель, 2006 г. - 512 с.
Пособие по страноведению. Знакомьтесь: Германия! / Сост.: В.Б Лебедев. М.: «Высшая школа», 1999.-286 с.
Федоров В.П. Германия: внешние связи // Российско-германские отношения С. 163-180.
1 Белов В.Б Германия. Вызовы XXI века // Старый Свет – новые времена, 2009.- 792 с.;
2 Асташин В. В. История международных отношений и внешней политики России. М.: Изд-во «Феникс», 2010. - 384 с.;
3 Кортунов С.В. Современная внешняя политика России. Стратегия избирательной вовлеченности. М.: Изд-во «Высшая Школа Экономики» (Государственный Университет), 2009 г. - 608 с.;
4 Зарицкий Б.Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. М.: Юристь, 2003. - 304 с.;
5 Spree Reinhard. Geschichte der deutschen Wirtschaft im 20. Jahrhundert. Verlag «Beck», 2001. 231 S.;
6 Valiullin Radik, Valiullina Elvira. Managerwissen kompakt: Russland [Taschenbuch]. Verlag «Hanser Wirtschaft», 2005. – 120 S.;
7 федеральный информационно-аналитический журнал сенатор [Электронный ресурс] Режим доступа: senat/germany.html.- Загл. с экрана;
8 Внешняя политика России в документах МИД РФ. Дипломатический вестник. Ежегодник-2005. М.: Изд-во «Научная Книга», 2006. - 592 с.;
9 Deutschland will Russland bei Schuldenabbau helfen // Handelsblatt, 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: handelsblatt/archiv/deutschland-will-russland-bei-schuldenabbau-helfen; 356345 Загл. с экрана;
10Ермолин Сергей. Политическое невежество и антисоветская бессовестность // Советская Россия.-2009.-N 6. [Электронный ресурс] Режим доступа: rednews/article.phtml?id=5764 Загл. с экрана;
11 Рапалльский договор между РСФСР и Германией. 16 апреля 1922 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: hronos.km/dokum/rappal19220416.html Загл. с экрана;
12 Spree Reinhard. Geschichte der deutschen Wirtschaft im 20. Jahrhundert. Verlag «Beck», 2001. 231 S.;
13 Spree Reinhard. Geschichte der deutschen Wirtschaft im 20. Jahrhundert. Verlag «Beck», 2001. 231 S.
14 Федоров В.П. Германия: внешние связи // Российско-германские отношения С. 163-180.;
15 Ахтамазян А.А. Отношения России и Германии – фактор стратегической стабильности в Европе // Российско-германские отношения … С. 70-77.;
16 Никитин А.К. О дихотомии сотрудничества и конкуренции в российско-германских отношениях в условиях текущего международного кризиса // Российско-германские отношения … С. 110-119.;
17 Торговое представительство России в ФРГ [Электронный ресурс] Режим доступа: rusimpex/Content/News/look_news.php3?urlext=2003_02_18.txt Загл. с экрана;
18«Майендрорф», Барвиха, встреча Ангелы Меркель с избранным президентом России Дмитрием Медведевым.08.03.2008 г.;
19 Федеральное министерство иностранных дел. Департамент по связям с общественностью. Германия. Факты [Электронный ресурс]. Режим доступа: Загл. с экрана;
20Новости 24Ч7. 9 февраля 2009 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: just-news/business/economics/1045326/.- Загл. с экрана
21 Там же.
22 Согласно данным 2009 года;
23Deutsch -Russische Auslandshandelskammer (Российско-Германская внешнеторговая палата) // Wirtschaft im Dialog mit dem Botschafter -"Ich erwarte eine interessante Zeit" [Электронный ресурс] Режим доступа: russland.ahk.de/events/eventbeschreibungen/2010/neuer-botschafter-stellt-sich-vor/ Загл. с экрана;
24 Согласно данным 1998 года;
25Внешняя политика России в документах МИД РФ // Дипломатический вестник. Ежегодник-2005. М.: Изд-во «Научная Книга», 2006. - 592 с.;
26 Павлов Н. В. История современной Германии, 1945-2005. М.: Изд-ва: АСТ, Астрель, 2006 г. - 512 с.;
27 Российско-германские экономические отношения // Промышленные ведомости, 2007.- №4.- С. 36-39;
28 Эрнст-Йорг фон Штуднитц. Посол Федеративной Республики Германия в Российской Федерации;
29 Асташин В. В. История международных отношений и внешней политики России. М.: Изд-во «Феникс», 2010. - 384 с.;
30 Посол ФРГ в РФ. Эрнст-Йорг фон Штуднитц;
31 Deutschland will Russland bei Schuldenabbau helfen // Handelsblatt 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: handelsblatt/archiv/deutschland-will-russland-bei-schuldenabbau-helfen;356345 Загл. с экрана;