Поэтический космос Ломоносова
"Ода, выбранная из Иова" стала теодицей к религиозным предрассудкам людей церкви. Но образ бога в этом отношении только усилил своё художественное качество. Ломоносов словно реабилитировал бога, вновь доказал справедливое отношение бога к людям; благость и справедливость бога стала у Ломоносова мерилом естественной закономерности - мотивом, пронизывающим все три произведения. Если "Размышления" являются индивидуальным выражением космического понятия жизни, то "Ода, выбранная из Иова" это мнение о нём самого бога. В "Размышлениях" Ломоносов показал закономерность материи как учёный-естествоиспытатель; в "Оде, выбранной из Иова" же, наоборот, сам бог, а не человек, раскрыл закономерность духовную, естественность человеческой судьбы. Этим Ломоносов показал двойственное соотношение мотива познания. В "Размышлениях" таким познавателем является сам Ломоносов, отягчённый беспредельностью материи. В " Оде, выбранной из Иова" сам бог является источником познания, он непосредственно является знающим в отличие от "покрытого тьмою" лирического героя Ломоносова. Таким образом, переводом библейского текста Ломоносов дополняет художественное пространство данной его тематической линии, где бог является тем замыкающим началом, которое имеет непосредственную способность обнаруживать истоки обширных космических явлений созданного им мира. Мотивом познания раскрыл диалектические предустановки понятия космоса.Список использованных источников
1) Ломоносов, М.В. Поэзия. Ораторская проза. Надписи / М.В. Ломоносов // Полное собрание соч.: в 10т. Т.8. - М.; Л., 1959. - 1279 с.
2) Ломоносов, М.В. Сочинения / Вступ. ст., сост., примеч.А. А. Морозова. - Л., 1986. - 590 с.
3) Лотман, Ю.М. Статьи по истории русской литературы 18 - первой половины 19 в. / М.В. Лотман // Избранные статьи: в 3т. Т.2. - Таллинн: Александра, 1992. - 480 с.
4) Минералов, Ю.И. История русской литературы 18 века / Ю.И. Минералов. - М., 2007. - 383 с.