Об историческом предназначении России

и будет отвечать следующим требованиям:

- при подготовке и принятии решений должны быть выполнены все технические и процедурные нормы по учёту экологического фактора;

- решения должны иметь прогрессивный характер - по уровню принимаемой техники и технологии должны находиться на уровне лучших мировых образцов;

- выбор решений должен производиться с учётом интересов органов государственной власти, инициатора хозяйственной деятельности, инвестора и населения, проживающего на данной территории;

- система должна представлять единое целое и предусматривать взаимоувязку и последовательность действий при подготовке, принятии и реализации решений.

Важнейшим элементом этой системы является Оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности (ОВОС). В соответствии с этой процедурой, прежде чем осуществлять хозяйственную или иную деятельность, связанную с использованием природных ресурсов и возможным воздействием на окружающую природную среду, требуется проведение ОВОС, а затем на её основе принятие соответствующего Заявления. Такая оценка проводится с целью предотвращения деградации окружающей природной среды, восстановления нарушенных в результате предыдущей хозяйственной деятельности природных систем, обеспечения эколого-экономической сбалансированности будущего хозяйственного развития, создания благоприятных условий жизни людей, выработки мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности.

III. Стоимостная оценка природных ресурсов и включение такой оценки в сферу социально-экономических отношений в обществе.

На основе данной оценки определяется прирост валовой дисконтированной добавленной стоимости (ВДДС) в разрезе национального хозяйства от использования того или иного природного ресурса.

В общем виде ВДДС (в годовом разрезе) определяется по следующей формуле:

ВДДСг = Нф+Нр+Нм+ЧД+Фо- Зз- Зп (1)

где: Нф, Нр, Нм - налоги, акцизы, сборы и платежи, поступающие соответственно в федеральный, региональный и местный бюджеты;

ЧД – чистый доход предприятия;

Фо - фонд оплаты труда работающих;

Зз - общественно необходимые затраты на охрану окружающей среды, связанные с использованием природных ресурсов;

Зп - общественно необходимые затраты на воспроизводство природных ресурсов.

Как следует из приведенной выше формулы, при определении ВДДС учитываются общественно необходимые затраты на восстановление качества окружающей среды и природных ресурсов.

На основе ВДДС представляется возможность определения различных видов экономических оценок, таких, как :

- народнохозяйственная оценка;

- рыночная оценка;

- оценка природных ресурсов как элемента национального богатства (из стоимостной оценки при этом исключается нормативная прибыль на труд и капитал).

Стоимостная оценка необходима для:

- обоснования стратегии, долгосрочных и среднесрочных планов социально-экономического развития Российской Федерации и её субъектов;

- учёта стоимости природных ресурсов в составе экономических активов страны и при лицензировании;

- решения всего комплекса вопросов, связанных с рациональным использованием природных ресурсов.

Природные ресурсы должны стать главным экономическим активом страны.

В связи с постепенным истощением природных ресурсов на планете их ценность будет постоянно возрастать. Поэтому в стратегическом плане мы должны стремиться к тому, чтобы национальное богатство России, основу которого составит стоимостная оценка природных ресурсов (не менее 80-85 %), стала главным активом, обеспечивающим её денежную единицу, фундаментом новой финансовой системы государства. Наш рубль, если он будет опираться на природные ресурсы России, как активы, может стать одной из самых «твёрдых» и надёжных валют в мире.

IV. Коренное изменение налоговой политики.

Существующая налоговая политика в нашей стране далека от совершенства. Она носит чисто фискальный характер, не играет никакой стимулирующей роли и не способствует переходу России на устойчивый путь развития.

Намечаемые изменения в налоговой системе с вводом нового Налогового кодекса Российской Федерации не несут в себе ничего принципиально нового. По-прежнему в этой системе сохраняется благоприятная «почва» для сокрытия налогов, вывоза капитала за рубеж и других экономических преступлений.

Поступления в доходную часть бюджета от природно-ресурсных налогов, как и прежде, остаются на весьма низком уровне, несмотря на то, что природные ресурсы вносят основной вклад (около 75%) в доход нашего общества /5/.

Поэтому при переходе на устойчивый (ноосферный) путь развития необходимо коренным образом пересмотреть налоговую политику. Новая налоговая политика должна базироваться на следующих основных принципах:

- доход, получаемый без затрат труда и предпринимательской деятельности в результате эксплуатации лучших природных ресурсов (по качеству, местоположению, естественным и экологическим условиям производства), принадлежит каждому гражданину России в равной степени, должен взиматься в бюджет и расходоваться на социально-экономические и другие нужды общества;

- все, что человек заработал своим трудом и посредством сбережений, является принадлежащей ему собственностью. Этот доход не должен облагаться налогом с целью перераспределения в пользу других;

- возмещение физическими и юридическими лицами причинённого ими экономического ущерба в результате загрязнения окружающей природной среды;

- возмещение физическими и юридическими лицами упущенной выгоды общества в результате потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов сверх установленных нормативов (стандартов);

- обеспечение гарантированного поступления и расходования финансовых средств на охрану и воспроизводство природных ресурсов с целью обеспечения неистощительного природопользования;

- изъятие части доходов от экспорта и импорта товаров с помощью таможенных пошлин и сборов.

В соответствии с указанными принципами новая система налогообложения должна включать следующие виды налогов и платежей:

- экологические налоги и платежи;

- налог на потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов сверх установленных нормативов (стандартов);

- платежи на охрану и воспроизводство природных ресурсов;

- налог на имущество;

- природно-ресурсный рентный налог;

- акцизы на отдельные виды товаров и услуг;

- государственные и таможенные пошлины.

Экологические налоги и платежи вводятся с целью снижения загрязнения окружающей природной среды. Размер их как минимум должен возмещать общественно необходимые затраты на подавление загрязнений. При ранее существовавшей системе экологических платежей в России, из-за малого их размера, предприятиям было гораздо выгодней платить за загрязнение окружающей среды и не вкладывать средства в природоохранные мероприятия.

Такое положение нами рассматривается как серьезная деформация нормального рыночного механизма, в результате которой, с одной стороны, ухудшаются результаты хозяйственной деятельности предприятий в связи с экологическими издержками на охрану окружающей среды, а с другой - происходит скрытое субсидирование загрязнений за счет экономии на затратах по предотвращению загрязнений.

Экологический налог устанавливается за все виды антропогенных воздействий (хозяйственной деятельности) на окружающую среду в пределах установленных нормативов (стандартов), а платежи в повышенном размере – за воздействие сверх установленных нормативов (стандартов).

Экологический налог взимается в бюджет, а платежи - в экологические фонды для финансирования природоохранных мероприятий.

Налог за сверхнормативное потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов. Данный налог вводится с целью стимулирования ресурсосбережения, для чего необходимо:

- установить нормативы (стандарты) на потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов на единицу продукции по предприятиям на уровне лучших мировых достижений;

- ввести налог за сверхнормативное потребление указанных ресурсов.

Предлагаемый налог с экономической точки зрения оправдан. Уменьшая потребление сырья на единицу продукции, мы тем самым сокращаем количество вводимых в эксплуатацию природных ресурсов, вытесняя из народнохозяйственного баланса худшие из них. В результате этого средние затраты на производство единицы первичного природного сырья уменьшаются. Поэтому предприятия, допускающие перерасход топливно-энергетических и других материальных ресурсов сверх установленных нормативов (стандартов), должны возместить обществу упущенную выгоду в результате удорожания первичного природного сырья.

Введение указанной платы также будет стимулировать техническое перевооружение национального хозяйства на базе высокоэффективных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.

Платежи на охрану и воспроизводство природных ресурсов. Указанные платежи вводятся с целью обеспечения неистощительного использования природных ресурсов и необходимого прироста запасов полезных ископаемых.

С этой целью должны быть разработана федеральная целевая программа по охране и воспроизводству природных ресурсов, с указанием всех источников финансирования (включая предприятия), а также механизм ее реализации.

Размер платежей должен быть таким, чтобы собранных средств было достаточно для реализации мероприятий, финансируемые из бюджета.

Они должны взиматься в Целевой бюджетный фонд охраны и воспроизводства природных ресурсов и использоваться строго по целевому назначению.

Налог на имущество. Данный налог вводится с целью стимулирования повышения эффективности общественного производства, являющегося одним из основных источников улучшения благосостояния народа.

Природно-ресурсный рентный налог. Рента от эксплуатации природных ресурсов была и остается в России важнейшим источником доходов бюджетов различных уровней. Но собирается она в основном путем косвенного налогообложения. Непосредственно в источнике ее образования государство в настоящее время взимает лишь 17% рентного дохода.

Несоответствие между существующими и реальными системами оценки способствуют скрытому перераспределению значительной части природно-ресурсной ренты в пользу небольшой группы олигархов и криминального бизнеса. Перенос налогового бремени на природно-ресурсную ренту позволит создать более совершенные социально-экономические отношения в обществе, при которых рента будет принадлежать всему обществу, а не отдельным его гражданам. Она определяется как разность между прибылью, остающейся в распоряжении предприятия, и нормативной прибылью, необходимой для нормального функционирования предприятия.

Что даст России переход на новую систему налогообложения?

Переход на новую систему налогообложения позволит обеспечить:

а) в области производственных отношений, социального обеспечения граждан и формирования финансовых ресурсов страны:

- формирование отношения граждан России к природным ресурсам своей страны как к собственному богатству;

- превращение природной ренты в основной источник доходной части бюджета;

- рост общественного благосостояния народа за счёт природной ренты;

- высокие материальные стимулы каждого гражданина в результатах своего труда, т.к. всё, что он заработал своим трудом, будет его собственностью, которая не будет облагаться налогом с целью перераспределения в пользу других;

- увеличение поступлений в государственный бюджет (за счёт ликвидации экономической основы для сокрытия налогов и различных экономических преступлений);

- обеспечение неистощительного природопользования;

- улучшение среды обитания;

б) в области структурной перестройки национального хозяйства и ускорения научно-технического прогресса:

- переход от экономики сырьевого типа к инновационной;

- техническое перевооружение национального хозяйства на базе высокоэффективных, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;

в) в конкурентной борьбе:

- равные экономические условия для субъектов предпринимательской деятельности.

г) экономическое стимулирование освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока.

Освоение этих богатств имеет не только важное экономическое, но и геополитическое значение. Нельзя забывать, что с Сибирью и Дальним Востоком, богатейшим по природным ресурсам и малозаселенным краем, граничит Китай с численностью населения около 1,3 млрд. чел., и уже сейчас идет «тихая» экспансия его жителей в этот край. Этот фактор мы должны учитывать в своей политике.

Освоение природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока позволит России занять достойное место в быстро развивающемся Азиатско-Тихоокеанском рынке.

Для решения проблем Сибири и Дальнего Востока нужны трудовые ресурсы. В связи с этим должны быть созданы все необходимые условия для переселения туда людей. Переезд должен быть свободным и экономически мотивированным. Это предполагает бесплатный переезд, выделение субсидий на решение бытовых задач, достойную заработную плату, упреждающее создание социальной инфраструктуры, налоговые льготы и другие виды государственной поддержки.

Для освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока следует широко практиковать привлечение иностранных инвестиций на основе концессионных договоров и контрактов на предоставление услуг.

Я верю в светлое будущее России. Сила Разума должна восторжествовать. Эту веру усиливает то, что великорусский этнос, возникший на Евразийском континенте, представляет собой вид устойчивой группировки людей. Всякий этнос проходит определенные жизненные циклы, включая периоды подъема и кризисные явления. Великорусский этнос, после надлома, неизбежно перейдет в стадию подъема.

Время такого подъема настало!

1. Моисеев Н.Н. Восхождение к Разуму. М.: Изд-во АТ, 1993.

2. Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: Научные основы проектирования в системе природа-общество-человек. Санкт-Петербург-Москва-Дубна: Изд-во «Гуманистика», 2002.

3. Кофи Аннан. Резюме Доклада Генерального секретаря ООН о ходе осуществления Повестки дня на ХХI век. Всероссийская экологическая газета «Спасение», № 11, март 2002 г.

4. Лукьянчиков Н.Н., Улитин А.А., Гагут Л.Д. Ноосфера и общество. М.:Вече, 2002.

5. Львов Д.С. Экономика развития. М.: Изд-во «ЭКЗАМЕН», 2002 г.