Выбор модели взаимодействия как условие формирования представлений специалиста по работе и клиента
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ СПО «ТОТЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Выбор модели взаимодействия как условие формирования представлений специалиста по социальной работе и клиента
Выпускная квалификационная работа
по теории, методике и практике социальной работы
Тотьма
2009
Оглавление
Введение
Глава 1 Теоретические основы взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента
1.1 Клиент как объект в социальной работе
1.2 Подходы к личности клиента в социальной работе
1.3 Взаимодействие в социальной работе: понятие, 20 модели
Глава 2 Изучение взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента в му «комплексный центр социального обслуживания населения» г. Харовск
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Анализ результатов и выводы
2.3 Рекомендации по взаимодействию специалистов по социальной работе и клиентов в МУ КЦСООН г. Харовск
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Состояние социальной помощи и поддержки, развивающиеся в России последние несколько лет и охватывающей всё большее число регионов, очень трудно охарактеризовать однозначно.
С одной стороны создаются специализированные службы, развивается сеть социальных учреждений. С другой стороны, трудно ещё говорить об определённости профессионального статуса специалистов по социальной работе. Многие специалисты по социальной работе, буквально утопая во множестве проблем, одолевающих их клиентов, ощущают себя не специалистом с определённым кругом обязанностей, а скорее исполнителем чужой воли, чем-то вроде «скорой помощи», которые призваны в скором порядке спешить на помощь.
Специалиста по социальной работе необходимо снабдить целостным комплексом научных представлений о задачах их практической деятельности в работе с клиентом. Такая помощь должна быть направлена всем специалистам по социальной работе, для того чтобы заставить задуматься, переосмыслить методы и формы оказания помощи клиентам.
Специалисты по социальной работе руководствуются традиционными взглядами на клиента, как на носителя проблемы, которые они сами ставят перед специалистом, формируя конкретный запрос. В результате помощь непосредственно связывается с сознанием людьми своих проблем, их отношения к ним, а значит с согласием и желанием клиента работать над их преодолением. В данном случае клиент рассматривается как потребитель услуг, имеющий право самостоятельно принимать решение о том, что из предлагаемой помощи он хочет получить.
Действие специалиста по выполнению задач взятых на себя, изменяют ситуацию клиента, что связано с разрешением его конкретной проблемы. Работа протекает в духе субъективно – объективных отношений с акцентом на стимулирование и поддержку собственных ресурсов клиента. Данная модель является нормативной. Взаимодействие чётко и строго структурировано, процессы определены и следуют одна за другой.
Однако наиболее результативной в современных условиях является другая модель более эффективная при взаимодействии специалиста по социальной работе и клиента.
Принцип данной модели заключается в том, что ничего нельзя и переделать в жизни клиента, помимо его воли и желания. Специалист по социальной работе должен не просто воздействовать на клиента своими специфическими средствами, а взаимодействовать сотрудничать с ним. Осуществляемое взаимодействие будет являться более разносторонним и широким, чем при нормативной модели в рамках «проблема – лечение». Ведь цель специалиста заключается не в том, чтобы, решая ситуацию, клиента, бесстрастно указывать, что и как делать, как следует поступать.
Взаимодействие, должно строиться на различных подходах к клиентам, а для этого специалистам необходимо иметь представление о клиентах социальной службы, для оказания им эффективной помощи.
Целью взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента, на наш взгляд, должно быть равноправное сотрудничество, направленное на самопознание клиента, самоуправление своими внешними и внутренними границами, необходимость их преобразований, а также возможностей их эффективного использования.
Проблемой социального взаимодействия между клиентом и специалистом занимались многие исследователи: Б.Н. Куприянов, М.В. Фирсов, В.И. Холостова, Н.П. Щукина и др.
Б.Н. Куприянов выявил необходимость актуализации внутренних ресурсов клиента социальной службы. Сформулировал задачу перед специалистами: поддерживать активную жизненную позицию клиента социальной службы, содействовать ему в развитии способностей, социального опыта самопомощи. Подчеркнул важность одного из принципов в социальной работе: опора специалиста на собственные силы клиента.
М.В. Фирсов в профессиональном социальном взаимодействии между специалистом и клиентом выделяет специфические черты, одной из которых является характер отношений между специалистом и клиентом. По мнению М.В. Фирсова в процессе социальной работы должны использоваться в основном субъект - субъективные отношения, причём помощь должна быть ориентирована, прежде всего, на активизацию потенциала самозащиты клиента и носит лишь вспомогательный характер.
В.И. Холостова рассматривая, специфику социального взаимодействия между специалистом и клиентом выявила, необходимость активной позиции клиента. Считая недопустимым решение специалистом проблемы самостоятельных индивидов, нельзя снимать с них и возлагать на себя ответственность за последствия их поведения.
Н.П. Щукина занималась исследованием проблем клиента в деятельности социальных служб. После проведённого исследования она выявила, что в фокусе внимания специалиста на первом месте стоит не клиент социальной службы, а в лучшем случае направления в работе, виды услуг. Сотрудники социальных служб в настоящее время ориентированы на взаимодействие с вышестоящими организациями, а не на работу с клиентом. Специалисты остаются ориентированными на пассивные формы работы с клиентом, носящие мероприятийный характер, на ожидании помощи в решении проблем клиента от государства.
Всё сказанное обусловило актуальность выбранной нами темы: «Выбор модели взаимодействия как условие формирования представлений специалиста по социальной работе и клиента».
Объектом исследования: формирование представлений специалиста по социальной работе и клиента.
Предметом исследования: выбор модели взаимодействия как условие формирования представлений специалиста по социальной работе и клиента
Цель: изучение модели взаимодействия как условия формирования представлений специалиста по социальной работе и клиента.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть типологию клиентов в социальной работе, подходы к личности клиентов
Раскрыть понятие взаимодействия в социальной работе и определить специфику взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента.
Проанализировать представления специалиста по социальной работе и клиентов МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Харовск и определить модель их взаимодействия.
Разработать рекомендации по взаимодействию специалиста по социальной работе и клиента в Муниципальном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Харовск.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
- теоретические – анализ литературных источников по проблеме исследования, обобщение и систематизация информации;
- эмпирические методы - наблюдение, анкетирование, а так же методы обработки и анализы полученной информации.
Наша гипотеза основана на предположении о том, что выбор модели взаимодействия влияет на формирование представлений специалиста по социальной работе и клиента.
Данную работу мы рекомендуем для начинающего специалиста по социальной работе, социального педагога, а также для специалистов и социальных педагогов со стажем.
Глава 1 Теоретические основы взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента
Клиент как объект в социальной работе
Клиент социальной службы является особой категорией, стать клиентом нелегко. Ведь человеку приходиться приносить в жертву очень многое: независимость, свободу, самостоятельность, значимые связи, привычки, наклонности, прочно удерживающие его в той системе отношений, которые представляются ему единственно возможными. Как утверждает К. Юнг, «каждый из нас несёт в себе форму жизни, ту неподдающуюся определению форму, которую невозможно вытеснить другой » [2, с.72]. На роль клиентов легко соглашаются люди только очень зависимые, недееспособные, с ограниченными возможностями, а также несостоятельные, которым трудно играть свою собственную роль. Остальные всячески противятся и тяжело переживают своё вхождение в этот статус, с одной стороны испытывая стыд, депрессию и даже стресс, а с другой – пытаясь добиться, чтобы их оставили в покое. Это свидетельствует о том, что не каждый человек может принять на себя роль клиента, занимая ту или иную позицию во взаимодействии с клиентом.
Очень многие люди осваивают статус клиента только постепенно. До того, как они принимают решение стать клиентом, общение с ними относится к разряду затруднённого, ибо неясной остаются сама по себе проблемная ситуация, возможные цели и задачи планируемого взаимодействия. Любое «излечение» (взаимодействие) начинается с того, что сам «больной» (клиент) в какой-то момент признаётся себе, что болен (нуждается в помощи специалиста). И когда это происходит, он хочет, чтобы с ним обращались уважительно, терпимо, доброжелательно, на равных [1, с.47]. Рассмотрим определения понятия - клиент с точки зрения социальной работы:
Клиент – лицо, пользующееся услугами социальной службы или отдельного специалиста: социального работника, социального педагога, психотерапевта и др. [18, с.29]. Данное определение даёт понять, что клиент это любой субъект, имеющий проблемы, нуждающийся в помощи различных специалистов и ищущий эту помощь. Однако данное определение не даёт чёткой формулировки, какую позицию по отношению к специалисту занимает клиент.
Рассмотрим ещё одно определение понятия клиент. Клиент – социальной службы – гражданин Российской Федерации, иностранного государства или лицо без гражданства, находящееся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются услуги [22, с]. Согласно этому определению в центре внимания социальных работников либо лицо, имеющее проблемы с адаптацией в обществе и предлагает интеграцию его в уже существующую систему.
Это позволяет сделать вывод, что в социальной работе понятие клиент используется как синонимы понятий «нуждающийся в помощи», «ищущий помощь», «затронутое (причастное) лицо», «адресата», «пользователь», «действующее лицо». Клиент социальной работы определяется по его социальной ситуации и его отношению к специалисту по социальной работе, и к той позиции, которую занимает клиент во взаимодействии со специалистом.
В социальной работе имеются два вида клиентуры: добровольная и обязательная.
Добровольная клиентура основана на свободном волеизъявлении лица, которое имеет социальную проблему и доверяет её решение специалисту. Однако добровольность относится к понятию свободы только в правовом смысле. В другом отношении человек может находиться под реальным давлением, чтобы стать клиентом социальной службы, например, при принудительном лечении.
Обязательная клиентура определяется административным или правовым порядком путём формального правового акта. Отношение между специалистом и клиентом является правовыми отношениями. Например, специалист по социальной работе, назначенный опекуном, осуществляющий патронаж, оказывающий помощь условно осуждённому или осуществляющий надзор за приёмными детьми, является должностным лицом. Клиента и специалиста связывают юридическое, обязательное к исполнению задание. Специалист по социальной работе обязан по форме отчитываться перед инстанцией, осуществляющей надзор. Он не может сам освободить себя от своей должностной обязанности [7, с.71].
Эта категория потенциально нуждающихся, или недобровольные клиенты. Люди, подпадающие под эту категорию, считают, что помощь им не нужна, а потому они не особенно стараются искать её. Твёрдое и окончательное решение о сотрудничестве они тоже принимают с трудом и не сразу.
Неблагоприятно складывающиеся взаимоотношения кандидатов в клиенты со службой, и особенно сопротивляющихся, можно отнести к разряду конфликтных. Наиболее явно конфликт начинает проявляться, когда представители социальных служб, олицетворяющие государство, берут на себя роль лидеров, посредников, старающихся смягчить ситуацию и предпринять попытки наладить контакты для взаимоотношений с потенциальными клиентами такого рода, т.е. вступить в переговоры с ними, чтобы сделать их клиентами на самом деле.
Отсюда следует, что важнейшая задача социальной работы – распознать и учитывать особенности социально значимых проблем потенциальных или реальных клиентов и одновременно определить источники их конфронтации со службой и нежелания наладить взаимоотношения с ней. Однако, выясняя причины сопротивления, специалисты, должны намечать и пути их преодоления, а значит, создавать условия, которые способствовали бы вхождению в статус клиента.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что согласно российскому законодательству лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, может получить социальную помощь в случае обращения в социальную службу. После этого специалисты социального учреждения обязаны проверить соответствующие параметры жизненной ситуации обратившегося нормативно предписанным требованиям получении социальной помощи. Результаты изучения личностных обстоятельств индивида дают основание для реализации права на помощь. Однако осуществление находится в прямой зависимости от непосредственной договорённости между нуждающимися и социальной службой в лице её руководителя [9, с. 68].
В этом случае, человек может стать клиентом учреждения социального обслуживания - участником контракта с данным учреждением, если характер жизненной проблемы адекватен тому или иному типу, предусмотренному российским законодательством, а Закон «Об основах социального обслуживания населения» трактует трудную жизненную ситуацию: не только как объективное нарушение жизнедеятельности, но как угрозу его возникновения. Согласно этому закону можно выделить следующие разновидности трудной жизненной ситуации: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определённого места жительства, одиночество.
Когда специалист начинает работу с такими клиентами, которые, сами не просят и не хотят ни какой помощи, их квалифицируют как вынужденных клиентов. Клиентом им только предстоит стать, так как они усиленно сопротивляются любому воздействию. Скорее этих людей нужно считать объектом социальной работы. Но, для того чтобы это произошло, сначала необходимо получить хотя бы согласие людей на контакты со службой, а потом - на вступление с ней переговорный процесс, предполагающий продуманную тактику компромиссов, а значит значительных затрат времени и сил [17].
Всё сказанное позволят сделать вывод, что жизненная ситуация клиента социальной службы представляет собой динамическое явление, её трансформация обусловлена несколькими различными факторами, которые можно классифицировать следующим образом: факторы жизненного старта, естественно-культурная и социальная динамика, фактор образа жизни, фактор непредвиденных экстремальных обстоятельств, фактор субъектного произвола. Причём наличие трудностей не всегда ведёт к затруднению (соответственно субъективному отражению), а затруднение не всегда вызывается действительным наличием трудностей [9].
При обращении в социальную службу большое значение имеет, какую позицию будет занимать клиент социальной службы, поэтому специалисту нужно иметь представление о различных видах клиентов. Мы выделили следующие варианты позиций клиента:
1) Активная позиция. При активной позиции клиента, он преобразует и устраняет проблемную ситуацию. При этом развиваются творческие способности, приобретаются новые знания и навыки социальной компетенции.
2) Пассивная позиция. Пассивный тип клиент проявляется в сохранении проблемной ситуации в её первоначальном виде и предполагает избежание и самоустранение клиента от решения проблемы, приспособление к действительности. Использование термина «приспособление» личность меняется, а ситуация в основном остаётся без изменения. При пассивном типе клиент, как правило, ориентируется на специалиста по социальной работе, и у него формируется зависимость от других людей, исключающая желание использовать собственные ресурсы, приобретать новые знания, умения и навыки.
Таким образом, на основании анализа теоретического материала, в процессе взаимодействия со специалистом по социальной работе мы выделили активную и пассивную позицию клиента. На наш взгляд, данные позиции лежат в основе взаимодействия клиента и специалиста.
Сложившиеся в процессе взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента модели связаны по нашему мнению, с представлением специалиста о клиенте. Данные представления специалиста по социальной работе о клиенте, определяют, на наш взгляд, эффектность и результативность взаимодействия.
Подходы к личности клиента в социальной работе
Изучение клиента социальной работы начинается в конце девятнадцатого столетия. Клиент, выступает в зарубежной теории социальной работы в феноменологическом ключе. В том же ключе понятие «клиент» в интерпретации теоретиков социальной работы представляет как знак, развитие которого определяется расширением сфер практики и языковым понятийным сознанием. Поэтому и понятие «клиент» имеет различные толкования на уровнях теории и практики, претерпевают своё – наблюдение и ненаблюдаемое – культурно – историческое изменение.
Чтобы пояснить эти подходы на конкретном примере, обратимся к истории развития социальной работы в США и динамике изменения слова «клиент».
1912 год. В центре внимания социальных работников – клиент, как правило, эмигрант, живущий в нищете и имеющий проблемы адаптации к новой культуре. Основной задачей социальных работников, приближение их к среднему классу.
1927 год. Происходит изменение субъектности клиента. Им делается клиент, имеющий проблемы с адаптацией в обществе. Действия социальных работников направлены на интеграцию его существования в обществе.
1929-1933 годы. Великая депрессия. Экономический кризис. Нищета становиться острой общественной проблемой. Клиент – малоимущий, либо находится за чертой бедности. Основная задача представление материальных средств.
1946 год. Клиент – представитель среднего класса. Основные проблемы: семья и дискомфортность в семейных отношениях. Семья рассматривается как некая целостность, требующая определённых подходов в осмыслении.
1963 год. Клиент в кругу семейных вопросов. Поиски, возможных путей изменения сценариев жизни семьи и среды её обитания.
1987 год. Клиент – любой субъект, имеющий проблемы. Им может быть индивид, группа, общество. В центре внимания социальных работников – проблема интеграции и нормального функционирования субъекта [26,с.98].
Все эти доминанты являются ситуационными переменными. Типология клиента связана со спецификой его запроса и видом помощи, которую оказывает специалист по социальной работе.
Что касается отечественных специалистов по социальной работе. То они разделили клиентов на, получавших помощь на три большие группы: «агрессоры», «вежливые», «немые».
«Агрессора» - характеризует эмоциональные жестикуляции; его требования заключаются угрозами и разоблачениями.
«Вежливый» в процессе общения и взаимодействия за всё благодарит социального работника, просит извинения за те хлопоты, которые он доставляет.
Поведение «немого» клиента связано с эмоциональной и деятельной сдержанностью. Как правило, он стремиться сократить процесс общения, выражает свои чувства и просьбы невербальными средствами.
У специалистов по социальной работе, которые ведут приём населения, сталкиваясь с проблемами клиентов, существуют своя классификация клиентов. В основе её лежит экзистенциальная проблематика клиентов: справедливость, законность, смысл существования, ответственность.
На несовпадении ожиданий, поведения, требований социального работника и клиента тоже может строиться имплицитная типология, поскольку это один из процессов влияющих на формирование и расширение понятийного поля теории социальной работы.
Процесс взаимодействия социального работника и клиента осложняется тем, что нередко логика запросов и характерное поведение клиентов объясняется отклонением от нормы. Это заставляет социального работника расширять свою концепцию типологию клиентов.
Различные подходы к психологии личности, разработанные З.Фрейдом, К. Юнгом, К. Роджером, А. Маслоу, Э. Эриксоном и другими последующими исследователями, нашли отражение в подходах к феномену клиента социальной работы, определили ту или иную стратегию взаимоотношений с ними, позволяя сформировать различные интерпретационные инструментарии к проблемам и ситуациям клиента. Особое влияние на подход к категории «клиент» в теории и практике социальной работы оказали психодинамические и гуманистические концепции [15, с. 92].
Рассмотрим психодинамический подход, он базируется на психологии З.Фрейда. Согласно этому подходу отношения, которые складываются между клиентом и специалистом, понимают как отношения между пациентом и врачом. Поэтому в психоаналитических концепциях клиент, нуждающийся в помощи, определяется как пациент. Этот важный психоаналитический принцип, как и стратегия позитивных взаимоотношений, и ранний опыт, сформировавший жизнь пациента, имеют особое значение в психодинамическом подходе к социальной работе, в частности в понимании клиента и его проблем.
Гуманистические подходы к личности клиента были разработаны К. Роджером. Его подход к терапии – (забота, уход, лечение) и к личности клиента строится на ценностях позиции философии любви. Лечение любовью представляет сложный процесс, включающий в себя знание личности клиента, понимание роли терапевта и терапевтических усилий, необходимых и достаточных для изменения ситуации клиента.
Гуманистический подход К. Роджера оказал влияние в становление методов взаимодействия социальных работников с клиентами. Концепт «нормально функционирующего человека» стал для практики социальной работы методологическим ориентиром в подходах к идеальному образу клиента и его модели поведения [34, с.308].
Рассмотрим, какие особенности к подходу клиентов раскрываются в биопсихосоциальном, ролевом, традиционном, системно – институциональном подходах к клиенту в социальной работе. На основе этих подходов постараемся рассмотреть, какие представления существуют о клиенте.
Биопсихосоциальный подход был сформулирован Х. Перлман. Согласно этому подходу, клиентом является любой человек, нуждающийся в совете и имеющий нереализованные потребности, связанные с материальным обеспечением и эмоциональным напряжением. Поведение, индивидуальные качества, социальный статус, социальные роли, приобретённые или утраченные, - это важные доминанты, влияющие на изменение жизненной позиции человека и присвоение ему роли клиента.
Каждый человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает определённые модели поведения, которые отражают его позицию по отношению к социальному окружению. В связи с этим Х. Перлман вводит в теорию социальной работы важное понятие – «индивидуальность клиента». Под «индивидуальностью клиента» понимается выражение его субъектности через характерные личностные реакции. Индивидуальность клиента проявляется через его двигательные реакции, чувства, размышления, речь, модели поведения. Различные «режимы» поведения направлены на достижение целей, сохранение безопасности, соответствия поступков постоянно меняющимся жизненным ситуациям. Американская исследовательница рассматривала человеческую индивидуальность через её проявление в следующих функциях:
Жизненная энергия, которая находит выход в действиях и поступках.
Система осознанных (избираемых человеком) и неосознаваемых (автоматических) отношений, которые изменяют «каналы» взаимодействий допустимые для личности и её окружения.
Психические процессы, регулирующие внутренние и внешние отношения между психофизической индивидуальностью клиента и окружающей социальной средой, баланс между тем, «что он хочет, что может и что должен делать».
В любом возрасте человек может потерять надежду и стремления, и тогда он будет занимать позицию клиента. По мнению Х. Перлман, то, что человек оказывается, в положении клиента объясняется следующими причинами: нехваткой жизненной энергии, необходимой для борьбы за выживание и сохранение целостности, отсутствием своевременной социальной поддержки, инфантилизмом или утратой надежды на изменение негативной ситуации.
В результате отклонение от ожидаемых норм вызывают изменения человеческих взаимодействий, приводят, в конце концов, к тому, что индивид оказывается клиентом, вынужденным обратиться в социальное агентство за помощью. Принятие и осознание проблемы, как и понимание неспособности, самостоятельно справиться с нею, усиливается осознанием индивидом своей роли как клиента [38, с.12].
Разработанный Х. Перлман Биопсихосоциальный подход позволил С. Бриару и Г. Миллеру сформулировать ролевую концепцию подхода к клиенту. С. Бриар и Г Миллер определяют субъектность клиента исходя из его роли. Клиент – это социальная роль, которая формируется у индивида благодаря четырём источникам: социальному агентству; нормативным ожиданиям социального работника и его референтных групп; самооценки клиента; социальным группам, чьи требования и ожидания воздействуют на клиента, социального работника и агентство.
Опираясь на классификацию Энтуниони, Бриар и Миллер выделяют следующие роли агентства на основании ориентации клиента:
«Нравственная ориентация» – клиент желает получить то, что может дать агентство, он разделяет ценности специалиста и охотно сотрудничает с ним;
«Расчётная ориентация» – клиент охотно сотрудничает с агентством, но не разделяет ценностей специалиста;
«Отчуждающая ориентация» – клиент не разделяет ценностей агентства, оказывает сопротивление, идёт на соглашение при применении санкций.
С. Бриар и Г. Миллер считают, что определение своей роли специалистом по социальной работе подразумевает ответную реакцию со стороны клиента, тем самым их типология зависит от установок последнего и на помощь и поддержку. Специалист по социальной работе, определяющий свою главную роль как роль помощника в самосознании клиентом проблемы, будет «играть» иную роль, чем работник, главной целью которого является обеспечение конкретных услуг.
Важнейшим фактором при формировании ролевых установок, по мнению Бриар и Миллера, являются добровольное или недобровольное принятие индивидуумом клиента, а так же административные, индивидуальные или групповые санкции.
Таким образом, Бриар и Г. Миллер считают что ценности и нормы специалиста и агентства заложены в определение и структуру роли клиента, они являют на ожидание индивида, его установки, мотивацию к изменению [38;с.314].
Традиционный подход на цели социальной работы, а также на восприятие человека и иго проблем. В практике социальной работы человек рассматривается в аспектах идентичности - различия; похож на всех других людей; похож на многих других; не похож ни на кого другого; безразличен ко всем другим.
Люди, обратившиеся за помощью по вопросам личной жизни, различных типов взаимоотношений считаются клиентами социальной работы, так как пользуются услугами социальных учреждений.
4) Системный подход - это динамический подход к проблемам клиента, где главный акцент делается на процесс изменения и взаимодействия.
А. Пинкус и А. Минахан распространяют системный подход и на клиента, имеющие особые нужды, рассматривая его систему, идущую на контакт; или как систему, оказывающую сопротивление. В первом случае, пользуясь их терминологией, речь идёт о «системе клиентуры», во втором о «системе мишеней (или целей)» [28, с. 109].
Система клиентуры – это клиенты, которые обратились к специалисту по социальной работе с просьбой о помощи в решении их проблем и оформили соответствующий контракт (устное соглашение) о сотрудничестве. Специалист, заключивший контакт с клиентами, не только проявляет уважение к их гражданским правам, но и организует процесс взаимодействия как процесс равноправного сотрудничества и партнёрства.
Система мишеней (или целей) – это субъекты, на которых направлено целенаправленное воздействие. Система мишеней имеет более сложную структуру организации, и она связана не только с субъектами, изменений которых желают они сами, их родственники и близкие люди. Субъектам, требующим вмешательства, может быть и организация, и община, и отдельный институт, мешающий функционированию других субъектов и групп.
«Система мишеней (целей) » и «система клиентов» составляют диалектическое единство, где она система просит изменения на основе добровольного контракта, а другой требуется изменение на основании потребностей референтных групп. «Система мишеней (целей)» может стать «системой клиента» в том случае, если она будет стремиться реализовать свои потребности в изменении, обратившись за помощью и поддержкой.
Диалектическое единство этих систем проявляется также в том, что той и другой характерны как силы сопротивления, так и силы побуждения по обеспечению перемен. Силы сопротивления, характерные для данной системы: нежелание принимать, чью либо помощь; страх утраты собственных позиций; неверие в возможность перемен; нежелание тратить времени; препятствия на пути к сотрудничеству; неуверенность. Силы, побуждения: желание получить помощь; готовность добиваться соответствующего положения и ресурсов; вера в достижимость перемен; стремление преодолеть дискомфорт.
Системный подход позволяет подойти к проблемам клиентов на основе их общности, и поэтому объединяются, казалось бы, не объединённые объекты, отдельные индивиды и группы, институты и территориальные сообщества. Этот подход позволяет эффективно внедрять ценности и знания социальной работы, преодолевать этическую определённость и ценностные противоречия, встречающиеся в практике социальной работы [38, с.17].
Таким образом, мы увидели, какое влияние оказали особенности подходов к клиенту в выше рассмотренных подходах к категории «клиент». На основе этих подходов постараемся рассмотреть, какие модели могут существовать в отношениях между клиентом и специалистом при взаимодействии
Это позволяет сделать вывод, что в социальной работе понятие клиент используется как синонимы понятий «нуждающийся в помощи», «ищущий помощь», «затронутое (причастное) лицо», «адресата», «пользователь», «действующее лицо». Клиент социальной работы определяется по его социальной ситуации и его отношению к специалисту по социальной работе, и к той позиции, которую занимает клиент во взаимодействии со специалистом.
Взаимодействие в социальной работе: понятие, модели
Для наиболее полного рассмотрения взаимодействия между людьми необходимо вначале рассмотреть понятие общения. Общение – это многоплановый процесс развития контактов, между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действия, поступками. И, наконец, третья общения предполагает воспитание общающимися друг друга.
Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие); персептивную (взаимовосприятие) [19]. Рассматриваемое в единстве этих трёх сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включённых в неё людей.
Для нас наиболее важно рассмотреть интерактивную сторону общения, так как это условный термин, связан с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат – изменение поведения деятельности людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развёрнутых во времени реакции людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответные реакции, которые в свою очередь, воздействуют на поведение А [33].
Взаимодействие – универсальная форма развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так ив обществе, приводящее каждое новое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отражает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение [33,с.59].
Внутренним условием возникновения контакта между взаимодействующими сторонами является проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатичность и толерантность. Внешним проявлением контакта является поведение взаимодействующих субъектов.
Контакт – это условие и следствие продуманного взаимодействия его субъектов, повышающее эффективность этого процесса и его результата. В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение. ими словами, внутренними механизма контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, со мышление, содействие [14].
Эмоциональное сопереживание, как механизм контакта, обеспечивает взаимопонимание и общность, согласованность взаимодействия между социальным работником и клиентом.
Другой механизм контакта взаимодействующих сторон представляет собой мыслительное содействие, с мышление, определяемое включенность обеих сторон в одну и ту же активную деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение определённых задач.. Этот механизм так называемого интеллектуального содействия обуславливается совместностью интеллектуальной деятельности, например клиента и специалиста по социальной работе.
Социальное взаимодействие – это процесс воздействия социальных работников, клиентов и других социальных групп друг на друга в процессе реализации социальных интересов и потребностей [16].
На основании этих определений мы выделили основные характеристики взаимодействия. К ним относится:
1) Активность есть основная характеристика взаимодействующих сторон в процессе любого взаимодействия. При активной позиции клиента обратившегося в социальную службу, результативность взаимодействия будет выше.
2) Осознанность и целеположенность существенные характеристики во взаимодействии людей. Они определяют и формы этого взаимодействия. К ним относятся: сотрудничество, противоборство, противостояние, конфликт.
Таким образом, рассмотрев данные характеристики взаимодействия можно сделать вывод, что при наличии всех этих качеств у клиента: осознанность, целеположенность, активность, заинтересованность, возникновение контакта, эмпатичность и толерантность, интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение, взаимопонимание и общность, согласованность взаимодействия, при обращении в социальную службу. Позиция будет при взаимодействии со специалистом по социальной работе и клиента, будет рассматриваться не только в качестве объекта социального взаимодействия.
Выделенные нами основные характеристики взаимодействия по- разному проявляются, в зависимости от условий и ситуаций, в которых осуществляется взаимодействие субъекта. Это позволяет говорить о множестве типов взаимодействия, их характеризуют: по оптимальности, эффективности, частоте их устойчивости. Различные подходы и классификации типов взаимодействия не исключают друг друга, а ещё раз подчёркивают многоаспектность этого процесса. Мы взяли за основу классификации характер взаимодействия, выделили при этом следующие три признака: отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга, наличие, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектности позиции друг к другу во взаимодействии [24].
Следовательно, согласно с выше перечисленными характеристиками мы можем рассмотреть, какие модели взаимодействия существуют в отношениях между клиентом и специалистом по социальной работе при взаимодействии.
Субъект – субъектная - модель взаимодействия, в которой специалист по социальной работе и клиент в равной мере признаются в качестве субъектов социального процесса, возможности осуществления выбора