Шпоры на ГОСэкзамен (МГУП, ФКДиР, отд. книговедение)
Билет 1
Деятельность первопечатника И.Федорова
В России стали печатать книги только через 100 лет после изобретения Гуттенберга, т.е. во время царствования И.Грозного. Вопрос об организации типографии решался на 100главом соборе в 1551г. Типография была открыта в Китай-городе на Никольской улице. Во главе типографии был Иван Федоров.
Биографические сведения об Иване Ф. Достаточно скудны. И.Федоров родился около1510г. принято считать, учился в Краковском университете в 1529 – 1532 гг., получил степень бакалавра.
Сведения о деятельности Ив. Ф. В конце 1530 – 40-х гг. отсутствуют. Есть предположения, что в это время он находился в окружении митрополита Макария и с ним приехал в Москву. Источники сохранили упоминание о службе Ивана Федорова в качестве диакона в храме Николы Гостунского в 1563 г., а с этого времени жизнь Ив. Ф. И история книгопечатания на Руси неразрывно связаны.
1 марта 1564 г. повелением Ивана IV и благословением митрополита всея Руси Макария вышла первая русская точно датированная книга «Апостол» и Ив. Ф. Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники. Из послесловия к «Апостолу» известно, что работа над ним велась в течение года с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г. для напечатания «А». Необходимо было отлить шрифты, сделать оборудование. Продолжительное время заняла подготовка текста. Он был отредактирован при участии митрополита Макария. В нем заключены первые образцы толкования учениками Христа Св. Писания, в этом отношении издание «А». еще раз доказывает его государственно- национальное значение в борьбе со смутой путем церковного просвещения.
В 1565 г. в Москве Ив. Ф. и П. Мстиславец издают Часовник для обучения детей грамоте. После они уезжают из Москвы. Одна из гипотез, что их вынудила уехать клевета писцов. Они отправились в великое княжество Литовское и обосновались в Заблудове у Гетмана Ходкевича, часть инвентаря типографии они привезли с собой. По предложению Ходкевича Ф. и М. в 1569 г. (17 марта) издают Учительное Евангелие. В отличии от московских изданий его украшал титульный лист, в нем имелось предисловие Ходкевича с его гербом. Заставки и шрифт соответствовала московским изданиям.
С 26 сентября 1569 г. по 23 марта 1570 г. Ф. готовит одно из лучших своих изданий – Псалтырь с Часословцем, которую так же, как и московский «А»., украшала фронтисписная гравюра на дереве с изображением песнопевца царя Давида. После объединения Польши с Литвой Ходкевич не мог бороться с католическим духовенством, выступавшим
против выпуска православных книг, и закрыл типографию. В 1573 Ф. с семьей переезжает во Львов. При помощи членов православного братства в 1574 г. выходит повторное издание Апостола, так называемый "Львовский Апостол". После текста помещено послесловие И.Федорова, которое является автобиографией. Кроме Апостола, во Львове была напечатана «Азбука». У Федорова возникают материальные трудности во Львове. И Константин Острожский приглашает его стать управителем монастыря. Там складывается кружок "Острожская Академия" во главе с Герасимом Смотрицким. В 1580 г. Федоров издает "Новый Завет" с Псалтырью и указатель к нему "Книжка собрание вещей нужнейших". В 1581 г. первую полную печатную славянскую Библию - не только памятник культуры восточнославянских народов, но и полиграфического искусства. Всего в Острожской типографии вышло 5 изданий.
5 декабря 1583 И.Федоров умер. Но его дело принесло великие плоды, ибо несмотря на то, что печатная книга XVI в. и следующего столетия носила преимущественно духовный характер, она положила основу новой книжной культуры, на которой развивалась вся последующая культура Нового времени.
Возникшие в разных местах православные типографии использовали издания И.Ф. в качестве образцов. А в Москве стиль изданий сохраняли его продолжатели – Никифор Тарасиев и Андроник Невежа.
2.Этика и психология общения в книготорговом предпринимательстве.
Общение – сторона нашей деятельности, которая позволяет согласовывать ее с деятельностью других людей. Это процесс, при котором происходит обмен информацией между несколькими субъектами, передача друг другу эмоциональных состояний, оказание разного рода воздействий и влияний, способствующих формированию взаимных представлений друг о друге.
Общение бывает прямое (лицом к лицу) и косвенное (с помощью технических средств, переписки), взаимное (беседа) и одностороннее (диктор на радио), межличностное (вдвоем или небольшой группе) и массовое (в театре, на митинге).
В процессе любого общения люди оказывают друг на друга весьма сложное влияние. Среди основных способов воздействия на личность можно назвать:
- убеждение
внушение
принуждение.
Убеждение - стремление приобщить партнера к идее используя систему доказательств (логику).
Внушение – воздействие без всяких доказательств, когда человек принимает сообщение на веру, без критики.
Принуждение – это способ заставить человека посткпать вопреки собственным желаниям или убеждениям, когда он вынужден принять навязываемый образ действий.
Взаимодействие в процессе общения связано с ролями , которые человек выполняет в той или иной ситуации ( продавец и покупатель). С одной стороны эти роли значительно облегчают контакты людей в магазине при решении вопросов, связанных с приобретением товаров, но с другой стороны, обратиться к незнакомому продавцу с вопросом или просьбой для многих людей представляется затруднительным, возможно возникновение взаимного недоверия: каждый из них может подозревать друг друга в обмане, в том что другой намеренно выводит его из себя. Кроме того наблюдается такое явление, как обезличенность общения: общее число контактов растет, а продолжительность и глубина каждого из них уменьшается, преобладает формальный компонент, продавцы и покупатели выступают друг перед другом как обезличенные фигуры. Обращение негативной реакции покупателя на продавца (покупатель видит в продавце олицетворение всей системы создания, поставки и распространения книги, поэтому все претензии он адресует продавцу. Продавец, который действует в магазине «от себя», считает такие претензии проявлением чрезмерной требовательности и капризности покупателей). Неравноправное положение продавца (покупатель платит, ему принадлежит право выбора и последнее слово, продавцы обязаны обслужить любого покупателя тенденция к сопротивлению).
Конфликт (столкновение) между покупателем и продавцом – самый неприятный вариант взаимодействия. Возможны конфликты и между покупателями и внутри коллектива – между работниками магазина. Возможен односторонний конфликт (с одним активным участником) и однородный (несколько активных оппонентов: 1) истинный конфликт (взаимное ущемление интересов); 2) недоразумение (обоюдная ошибка); 3) психологическая несовместимость (взаимная нетерпимость)), если участники имеют разные основания вступить в конфликт, его следует считать сложным. Выход: объективность и уступчивость; ясность и доброжелательность; дистанция и самообладание. Задача продавца настоится на позитивный лад. Это его работа.
Билет 2
1.Реформы Петра 1 в области кн.дела.
грандиозные реформы Петра I охватили все направления общественной деятельности. Главное для нас, что царь- реформатор не только осознавал роль информации в жизни общества, но и активно способствовал внедрению книгопечатания как важнейшего средства формирования идеологии, развития науки, техники, искусства, просвещения и культуры в целом.
Первоначально Петр намеревался издавать книги в Голландии. Там Ян Тессинг и Илья Копиевскй издают ок. 20 книг.
В первую очередь реформированию подверглась старейшая русская типография – Московский Печатный двор. Техническая реконструкция началась в 1708г. с изготовления станов гражданской печати и введения нового шрифта, получившего название «гражданский». В 1710 г. сюда была переведена Гравировальная мастерская. В типографии была устроена словолитная мастерская, снабжавшая новыми шрифтами другие типографии Москвы и Санкт-Петербурга. Постепенно Моск. Печ. Двор выполнял функции не только типографии, но и издательства. Первым директором был назначен выдающийся деятель просвещения, автор книг и переводчик Ф. П. Поликарпов. Под его руководством был налажен выпуск книг светской тематики, в первую очередь гражданских календарей.
В 1711 г. была открыта универсальная типография в Санкт-Петербурге. Для ее оборудования по указу П.I c Печатного двора был взят типографский стан, шрифты и переведены мастера. В мае 1711 г. вышло первое издание газеты «Ведомости», а через год была издана первая датированная книга «Краткое изображение процессов и судебных тяжеб». В дальнейшем типография выпускала учебные и общеобразовательные книги, военную и морскую литературу, технические пособия и календари.
В 1714 г. была открыта Гравировальная мастерская, оснащенная «фигурным станом» для изготовления иллюстраций к книгам, гравюр.
В 1719 г. была открыта Сенатская типография. В ней печатались преимущественно законодательные материалы – указы, манифесты.
В начале 1724 г. была учреждена типография Морской академии. Основную долю ее продукции составляла литература морской тематики.
В период петровских реформ в России сложилась централизованная система книгоиздания, ведущее место в которой занимал Печатный двор. Впервые возникли специализированные центры книгоиздания, которые обслуживали нужды различных ведомств.
Важную роль в создании нового типа книги сыграл гражданский шрифт. Идея его разработки принадлежит П. I. Новый шрифт был создан на основе бытовавшей деловой скорописи. По своему начертанию он напоминал лучшие латинские шрифты Эльзевиров. Петр изменил состав и упростил графику. Ранее первые 9 букв с чертой наверху означали единицы, следующие десятки. Петр ввел арабские цифры.
Новым шрифтом печатались книги, содействующие распространению светских знаний.
В целом книга первой четверти XVII в. поразительно быстро вошла в жизнь русских людей, воздействовала на их сознание. Изменила восприятие окружающего мира.
Петр основал типографии:
Типография Василия Киприянова (1705 г.).
Санкт - Петербургская типография
Ведомственные:
типография Морской Академии (1724)
Сенатской Академии
Александро-Невской Лавры. (1720)
Все типографии были государственными и находились в ведении Синода.
За время реформ Петра количество богослужебных книг по отношению к светским снизилось до 14%. До 1725 г. – ок. 350 кн. гражданской печати.
2.Социально-психологические и нравственные аспекты управления.
Среди различных методов управления для решения всевозможных задач, применяется социально-психологический метод управления. Его суть сводится к использованию психологических средств для оказания воздействий, которые способствовали бы реализации потенциала как отдельных работников, так и различных групп, в которые они объединяются. Успех такого воздействия во многом зависит от морально-психологического климата коллектива и от того, насколько в этом осведомлен руководитель. Во взаимоотношениях между членами коллектива можно выделить две системы отношений: официальные ( строятся на основе формальной структуры коллектива и отражают распределение прав и обязанностей между его членами в процессе трудовой деятельности) и личные (складываются исходя из индивидуальных свойств работников). В соответствии с личными отношениями происходит более тесное сплочение одних работников и нередко их противопоставление другим. В рамках единого коллектива намечается разделение на первичные группы – неофициальные объединения людей на основе сходства, взаимного дополнения личных интересов и т.д. формируются групповые нормы, выделяется лидер.
Важнейшую роль в формировании психологического климата (как благоприятного, так и наоборот) играет руководитель. Большинство руков. направляет основные усилия на решение организационных и «производственных» задач, неумение поставить себя на место подчиненного, высокие требования. Или другая крайность – панибратство. Все это отчетливо проявляется в стиле руководства, под которым понимается тяготение руководителя к тем или иным приемам и методам управления. Выделяют:
Авторитарный (директивный) – преобладает личная активность, энергия, подавление инициативы членов группы.
Демократический, т.е. ориентированный на устойчивый микроклимат – взаимное уважение и общественное согласие.
Либеральный (культивируется панибратство)
Стиль управления тесно связан с ориентацией руководителя. 3 варианта (условно):
На конечный результат, на выполнение стоящих перед предприятием внешних задач.(соответствует авторитарному стилю)
На внутренний психологический климат, на взаимоотношения между сотрудниками, их личные интересы (демократически стиль)
На свои личные интересы («Живи сам и дай жить другим»), минимальное вмешательство в дела сотрудников, удовлетворени собственых нужд.
Билет 3
1. Издательская и книготорговая деятельности Н.И.Новикова.
«Ревнителем русского просвещения» – так называли Н. И. Новикова (1744-1818) за его заслуги в развитии русской культуры.
За время своей издательской деятельности Н. И. Новиков выпустил около 10,5 сотен названий книг - это в 1,5 раза больше, чем выпущено за всю первую четверть XVII в. Он популяризировал произведения отечественной словесности, печатал учебно- воспитательную литературу.
Учился во французском классе Университета, но был отчислен за самовольную отлучку. Служил в армии в Питере, участвовал в дворцовом перевороте, присягнул Екатерине П.
Начал свою издательскую деятельность Новиков с выпуска сатирических журналов. В 1769 г. основал журнал «Трутень». За год было выпущено 53 листа тиражом около 1000 экз. но вскоре журнал прекратил свое существование (полемика с журналом Екатерины II «Всякая всячина» по острым общественно- политическим вопросам, что вызвало гнев императрицы, цензурные гонения, ограничения). Летом 1770 г. был зарегистрирован новый журнал под названием «Пустомеля», однако и он был так же закрыт. В 1772 –1775 гг. Новиков издавал журналы «Живописец», «Кошелек», но преследования правительства вынуждали останавливать их издание. Была предприняты попытка издания журнала для женщин, но «Модное ежемесячное издание…» вышел в 4-х книгах и закрылся (слишком высокая цена).
Новиков разработал программу публикации памятников истории культуры и быта Древней Руси. Первым опытом была «Древняя идрография» (1773 г.) – описание водных путей Московского государства, составленное русскими топографами в начале XVII в. Потом начал публиковать материалы по истории России, которые хранились в архивах, помогал ему академик Миллер. Они издавались в «Древней Российской вифлиотике» (1773-1775 гг.). 1772 г. «Опыт исторического словаря о российских писателях».
В 1773 г. он создал «Общество старающееся о напечатании книг».
Наиболее плодотворный период деятельности Новикова был связан с типографией Московского университета, которая перешла в его ведение на 10 лет (1779 – 1789)- взял в аренду. Помимо хозяйственной самостоятельности, он получил право определять издательский репертуар. Он обновил оборудование и шрифты и сделал ее одной из лучших. В период с 1781 – 1785 гг. было выпущено 125 названий книг разнообразной тематики. Газета «Московские ведомости» стала выходить тиражом 4000 экз. вместо 800, увеличилась книготорговая библиографическая информация лавки Московского университета.
В 1782 г. при участии московских масонов основал «Дружеское ученое общество», а 12 сентября 1784 г. при участии этого общества была создана «Типографическая компания», получившая экономическую и политическую самостоятельность. Была оборудована новая типография, кроме того, «Компания» имела библиотеку и книжные склады, успешно конкурировала с крупнейшими российскими типографиями.
За 13 лет (1779 –1792) в типографиях Новикова были напечатаны сотни названий книг и журналов, что составляло треть печатной продукции страны. Им было выпущено более трехсот произведений русских авторов. Сорок книг для юношества на целое столетие составили золотой фонд детской литературы. Новиков издал первый детский журнал «Детское чтение», первый женский журнал «Для сердца и разума», первый книговедческий журнал – «С.-Пб. Ученые ведомости». Но, несмотря на успех, человек, столь много сделавший для развития русского книгоиздания и просвещения, бал объявлен государственным преступником за связь с масонами и был заключен в Шлиссельбургскую крепость, где провел 4 года. Вышел только после смерти Екатерины П. Остаток жизни провел в деревне в тяжелых материальных условиях.
2.Понятие и сущность теории маркетинга. Специфика книжного маркетинга.
Маркетинг – деятельность в сфере рынка, товаров, услуг, ценных бумаг, направленная на формирование спроса, стимулирование сбыта во имя получения прибыли. («Маркет»-рынок).
2 осн.толкования маркетинга: 1) как совокупность действий, которую производят на рынке для сбыта товаров, 2) как философия бизнеса.
Теория маркетинга – теория предсказания успеха на рынке.
Исходной позицией М-га явл. потребность покупателя.
Т.о, М-г 1) выявляет потребность в товаре (кол-во, св-ва), 20 формирует потребность пок-ля в товаре, чтобы его продать. Теория М-га реализуется в товарной, ценовой, сбытовой политике и стимулировании сбыта (Маккарти – 4 «П»: product, price, place, promotion).
Маркетинговые исследования включают в себя:
соц.исследования (изучение потребителя)
наблюдения (изучение рынка).
Понятие жизненного цикла товара:
1.Фаза внедрения и развития
2.Фаза роста
3.Фаза насыщения
4.Фаза спада
5.Товарные остатки.
Задача маркетолога как можно дольше удерживать товар в 3й фазе. Маркетинг обязан продлевать жизненный цикл товара.
Сегментация книжного рынка: жанровая и тематическая направленность. Специфика книги-товара: сугубо индивидуализирована, имеет целевое назначение. Ее износ не подразумевает утилизацию. Меновая и потребительная стоимость кн. Качество кн. имеет условное обозначение.
Билет 4
1. Издательская и книготорговая деятельности Смирдина А.Ф.
Крупнейшим издателем первой половины XIX в. являлся Александр Филиппович Смирдин (1795-1857).
Почти все лучшее, что появлялось в русской художественной литературес конца 1820-х и до конца 1830-х гг., было издано Смирдиным. Он издавал произведения А.С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского, И. А. Крылова, П. А. Вяземского. Выпускал издания русских писателей XVIII в., в частности М.В. Ломоносова и Г. Р. Державина. До Смирдина литературный труд не считался профессией, а был делом богатых людей, которые не нуждались в гонорарах. Смирдин ввел постоянную выплату гонорара, размеры которого были достаточно высокие.
Начал он свою деятельность в Москве, в книжной лавке Ильина, затем Ширяева, с 13лет он работает у Плавильщикова, тот делает его приказчиком. После смерти Плавильщиков завещает ему все: библиотеку, лавку, издательство. Его успех как издателя приходит после выхода романа Ф. В. Булгарина «Иван Выжигин» (1829 г.). огромный по тем временам тираж – 4 тыс. экз. – разошелся за 3 недели.
Процветанию Смирдина содействовало издание поэмы А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», имевший небывалый успех у читателя. В 1834 г. Смирлин основал журнал «Библиотека для чтения», ставший наиболее популярным журналом для провинциального читателя. В нем помещались беллетристические произведения, поэзия, научно- популярные статьи, материалы по сельскому хозяйству. Смирдин выпустил 3 тома из запланированного десятитомника « Сто русских литераторов».
К концу 30-х годов все яснее прослеживаются признаки грядущего разорения Смирдина. Книги, изданные большими тиражами, раскупаются значительно медленнее, чем необходимо для успешной работы. Тем не менее, Смирдин делает еще попытку восстановить свое издательство. С 1841 – 1842 гг. появились 3 тома сборника «Русская беседа. Собрание сочинений русских литераторов» с припиской на титульном листе «Издаваемое в пользу А. Ф. Смирдина». Сборники не имели успеха. Пытаясь избежать разорения, Смирдин организует книжную лотерею. Лотерея прошла успешно, но дела поправить не удалось. Вторая лотерея не могла остановить приближавшегося разорения.
Во второй половине 40-х гг XIX в. Смирдин делает попытку восстановить издательство. Было выпущено массовое издание «Полного собрания сочинений русских авторов» в 1/8 долю листа, ценою по 1 рублю за компактный томик. Его значение было велико, т.к. ранее дворяне предпочитали в основном иностранную литературу. За десять лет (1846- 1856) были выпущены собрания сочинений более 35 авторов – целая библиотека в 70 томов. Он выпускал газету «Северная пчела». Обремененный долгами, он прекратил свою деятельность. Его заслуга в том, что он популяризировал русскую литературу и прививал любовь к чтению у провинциалов. Его дело унаследовал сын.
Роспись лавки Смирдина составлял Анастасевич- к 1857 г. ок. 12 000 кн., описана почти вся кн.продукция России с 1814 г.
2.Ценовая политика в книжном деле. Структура цены книжной продукции.
Ценовая политика в системе маркетинга - определение конкретной цены на товар, на основе выбранной методики ценообразования.
Методика ценообразования:
1.Постановка задач ценообразования (выживание, получение макс. прибыли, лидерство на рынке, лидер по качеству);
2.Анализ спроса (зависит от потребности в товаре, доходах порт-ля, цены, цены аналогичного товара, мнения пок-ля);
3.Анализ собственных издержек обращения (цена должна соответствовать обществ. Затратам);
4.Аанализ цен товаров конкурентов;
5.Выбор метода ценообразования ИО+ТН, получение целевой прибыли, метод ощущаемой ценности товара);
6.Установление окончательной цены (психологич. восприятие цены, ценовой образ фирмы, реакция со стороны опт., транспортных фирм и др.).
Цена - в первую очередь это себестимость +Учитываются все затраты на производство товара и прямые и косвенные(затраты + налоги), накладные расходы (транспорт, хранение).
Необходимо учесть торговую наценку и скидку для оптовиков. Маркетинг (изучение потребностей населения) – диктует свои цены.
В процессе товародвижения цена меняется: издательская-оптовая-розничная. Структура цены – структурное соглашение между образующими ее элементами.
Билет 5
Издательская деятельность А.Ф.Маркса
Года жизни – 1838 – 1904 гг.
Родился Адольф Федорович в Германии в семье фабриканта. В 1859 г. по приглашению Битепажа переехал в Россию ( до этого работал приказчиком в известной книжной торговле Гиршвальда). Проработав ок. 5 лет у Битепажа, перешел работать к М. О. Вольфу, а в 1870 г. получил разрешение на издание массового еженедельного журнала для семейного чтения – «Нива», подписаться на который была масса желающих. По всей широте программы журнала. Включающей исторические очерки, биографии знаменитых людей, описание путешествий, стран и городов, популярные статьи по науке и искусству, медицинские советы. А в 1879 г. он с разрешения Министерства внутренних дел начал выпускать бесплатные приложения к «Ниве» – картины, портреты, календари и т.д. Тираж журнала достиг невиданной цифры – 250 тыс. экз., и Марксу пришлось обзавестись типографией, самой крупной в то время. Увеличивая тиражи изданий, Маркс имел возможность снижать цены на книги и успешно конкурировал с другими издательствами. Издавал журнал «Парижские моды» в приложении печатался литературный материал, календари и плакаты.
В числе наиболее известных изданий фирмы – выпущенные в качестве приложений собрания сочинений В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, Н. С. Лескоа, А. П. Чехова и др. Он доводит ставки гонораров до 1000р. У него печатаются лучшие авторы: Майков, Фет, Полоцкий, он печатает повести Гнедича, «Гутаперчивый мальчик» Григоровича. Его издания печатались на плохой бумаге, но очень большим тиражом. Он издавал атласы и издания по естественным наукам, подарочные издания.«Потерянный рай» Мильтона вызвал огромный интерес в Питере, это было роскошное издание с иллюстрациями Доре. Он издавал альбомы с картинами русских художников. Наряду с книгами выпускал картографические издания, например «Большой всемирный настольный атлас», «Всеобщий географический и статистический карманный атлас» и др. В провинции классиков стали читать благодаря Марксу. Он впервые напечатал «Воскресенье» Толстого. Умер он в 1904г. Его жена продала его бизнес Сытину за миллион рублей. У Маркса было крупнейшее универсальное изд-во в России, «Нива»-наиболее поп. ж-л.
2. Историко-книговедческий анализ и его роль в ценообразовании на букинистическую книгу.
Это комплексное изучение книги как исторического факта. Историко-книговедческий анализ – это метод, с помощью которого изучают только антикварную книгу. Цель: установление букинистической редкости книги для того, чтобы установить современную продажную цену. Букинистическая редкость – это частота или вероятность попадания книги на букинистический рынок. Каждый букинист, занимающийся оценкой книг, покупаемых у населения, по существу пользуется приемами и-к. анализа. Историко-книговедческий анализ включает:
1.Изучение общих условий создания книги с привлечением дополнительных материалов (справочников).
2.Исследование товарных свойств и качеств книги: семантических и перцептивных, включая ОБК (особые букинистические качества).
3.Изучение результатов распространения книги в обществе.
4.Установление букинистической редкости. Редкость моральная (связанная с содержанием) чаще всего представляет сегодня интерес для потребителей, редкость физическая (связанная с уничтожением книги). Есть Абсолютная редкость (тиражная) и Относительная (экземплярная). Абсолютная имеет 4 показателя:
1.Все книги до 1725(до смерти Петра1). Они все зафиксированы в каталогах.
2.Тиражный признак (крошечный тираж). Помещик Струйский издал свои опусы тиражом 7-8 экземпляров в цельнокожанном переплете на дорогой бумаге.
3.Особое художественно-полиграфическое оформление. Басни Крылова (2,5 х 2 см, серебряный шрифт, кожаный переплет, середины 19 века). Уникальное издание.
4.Особое общественное значение (издание, характеризующее начало какого-либо периода). Первые издания Маркса, Энгельса.
Структура цены в букинистической торговле: Покупная цена (по ней магазин рассчитывается со сдатчиком), Торговая надбавка(полностью идет в доход магазина), Новая продажная цена.
Функция букинистической цены состоит в распределении и перераспределении общественных и личных фондов потребления. ИКА состоит из 13 этапов, определение: 1.Жанра произведения и типа издания.2.Особенности тематики произведений и группы изданий в которых эта тематика реализуется. 3.Обстоятельства издания данной книги.4.Особенности авторского исполнения. 5.Особенности текстологической и авторской обработки.6.Справочный и научный аппарат. 7. Тираж. 8.Формат и объем. 9. Графические особенности текста книги. 10 Особенности художественного оформления. 11. Признаки полиграфического оформления. 12 Торговые признаки (штампы, прежние цены), 13. Владельческие признаки (надписи, степень изношенности).
Билет 6
1.Крупнейший русский издатель И.Д.Сытин
Самый крупный русский издатель Иван Дмитриевич Сытин (1851 – 1934), выходец из крестьян, в 1866 г. поступил в лубочную лавку московского купца П. Н. Шарапова.
В 1876г. открыл маленькую литографию на Воронухиной горе, около Дорогомиловского моста и печатал лубочные картинки. Картинки из издательства рисовали известные художники В. В. Верещагин, В. М. Васнецов и др. Качество лубочных картинок Сытина было значительно выше, чем у других издателей. В год выпускалось свыше 50 млн. картин. Сюжеты были различными: портреты царей, вельмож, генералов, иллюстрации к сказкам и песням, картинки на религиозные темы, бытовые и сатирические сюжеты. Цена лубочных картин была предельно низкой. С. умело работал с офенями, предоставлял им долгосрочные кредиты, сам занимался подбором ассортимента и это сыграло немалую роль в привлечении своего покупателя.
С 1890 г. Сытин начал выпускать календари: «Общенародный календарь», за ним «Малый всеобщий», «Киевский», «Современный», «Старообрядческий» и др. тиражи доходили до 6 млн. в год. Сытинский календарь представлял собой универсальную справочную книгу для народа, эти календари стали своеобразной энциклопедией для народа – доступной и дешевой.
Издатель учитывал интересы широкого круга читателей. Выпускались учебники и учебные пособия (для нач. школы), научно-популярные книги (серия «Библиотека для самообразования»), детская литература, практические руководства для крестьян и религиозная литература. В период 1910 – 1915 гг. Сытин выпускает несколько многотомных изданий: «Народная энциклопедия научных и прикладных знаний» (т. 1 –14, 1910 –1912); «Отечественная война и русское общество. 1812 –1912» (т. 1 –7, 1911 –1912); «Военная энциклопедия» (т. 1–10, 1913 – 1914) и др. Важную роль в просвещении народа сыграли массовые издания собраний сочинений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др.
В 1916 г. издатель приобрел большинство паев издательства А. Ф. Маркса, в том числе популярный журнал «Нива». Издавал газету «Русское слово» (1897 – 1917), журналы «Вокруг света» (1891 – 1917), «Искры» (1901 – 1916), «Хирургия» (1897 – 1898) и др. Сытину принадлежали 2 самые крупные типографии в Москве, оборудованные первоклассной техникой, - книжная и газетная, а также ряд книжных магазинов в различных городах. Предприятие Сытина было самым крупным в России. Каждая четвертая книга, выходившая в стране, печаталась в его типографиях. После революции 1917 он остался в России и годы Нэпа открыл свое дело.
2. Сущность коммерческой деятельности в книжном деле. Факторы, способствующие предпринимательской деятельности.
Книга это товар особого рода. Специфика книги-товара: сугубо индивидуализирована, имеет целевое назначение. Ее износ не подразумевает утилизацию. Меновая и потребительная стоимость кн. Качество кн. имеет условное обозначение.
Уникальна фигура автора. Коммерческая деятельность в книжном деле – это посредничество между автором и покупателем.
Особенности рынка:
1. Экономические условия (конъюнктура, спрос). 2. Материально-техническая база. 3. Политическая обстановка (т.к. книга – носитель идеологии).
Социальные условия (грамотность).
Книжный рынок сегментирован. Сегменты рынка имеют жанровую и тематическую направленность.
1. Инф. обеспечение КД. 2. Определение потребности в книге. 3. Выбор форм и методов продажи, партнеров и каналов