Cвятой великомученик Лазарь, царь Сербский
“Святосавский всенародный идеал “Все за Христа – Христа ни за что” никто не осуществил в такой полноте как святой великомученик царь Лазарь. Он воплотил этот всенародный идеал, избрав Царство Небесное и принеся себя в жертву на Косово, а с собой и весь сербский народ”. Прп. Иустин Попович
Отец великомученика царя Лазаря - Лазарь Прибац Хлебельянович - был вельможей при дворе могущественного сербского царя Стефана Душана (1331 –1355). Родом он был из города Прилепца, что на краю Ново Брдо, и имел троих детей: двух дочерей и одного сына – блаженного и славного Лазаря. Лазарь тоже родился в упомянутом Прилепце около 1329 г. С детских лет он был воспитан в христианской вере. Имея добрый нрав, кроткий ум, храброе и благородное сердце он быстро преуспевал в учении и благочестии. Полученые от Бога таланты он изобильно преумножал и вскоре превзошел многих своих сверстников, привлек внимание самого царя и снискал его благосклонность. Лазарь был взят на царский двор в Скоплье и вскоре уже принимал участие в решении государственных дел.
При дворе царя Душана молодой Лазарь стал быстро известен и всеми любим и уважаем за свою честность, мужество и искреннюю веру. Вскоре он становится царским зятем. Душан отдал ему в супруги свою благородную родственницу Милицу, дочь великого князя Вратко, из рода Неманичей [Воевода Топлицкий и Полимский Вратко, иначе известен как старый Юг-Богдан. Он вел свое происхождение от Вукана, старшего сына Немани. Воспетый в народных эпосах старый Юг-Богдан привел на Косовскую битву всех своих двенадцать сыновей и героически погиб вместе с ними. –Прим.авт.]. По народному приданию, Лазарь обручился с Милицей в монастыре Йошанице, и вскоре после женитьбы был возведен в достоинство князя. Это произошло около 1353 года. Лазарь становится воеводой войска Душана, ибо был очень искусен в ратном деле.
Лазарь и Милица служили друг для друга примером в благочестии. Бог дал им сначала пятерых дочерей: Мару, Драгану, или Марию, Елену, Феодору и Оливеру, а затем и трех сыновей- Стефана, Вука и Добровоя, который умер совсем рано. Насколько благочестивой была их семья можно судить по тому, что отец, мать и старший сын были со временем прославлены в лике святых.
Могущественный Душан распространил Сербскую державу на многие греческие земли и даже был провозглашен императором в своей новой столице в Скоплье в 1346 году. Тогда же Сербская архиепископия была возведена в ранг Патриархии. В это время все большую угрозу для христиан на Балканах представляли турки, которые стремились распространить свои завоевания из Малой Азии на Европу. Царь Душан двинулся на них со своим войском, но на пути он внезапно заболел и скончался 20 декабря 1355 года. Его сын царь Урош (1355 – 1371гг.) принял престол, однако молодой правитель уже не смог удержать в повиновении большую державу своего отца. Некоторые из влиятельных сербских вельмож не желали ему покоряться, и держава Душана начала распадаться.
Правивший на юге страны деспот Углеша, стремясь защитить христиан в своей державе и на всех Балканах от нападений “нечестивых агарян”, начал вести с ними решительную борьбу. Он призывал к решительным действиям и других сербских правителей, но никто не отозвался на его призыв кроме его брата Вукашина Мрнявчевича. 26 сентября 1371 года в битве на реке Марице турки внезапно разбили их войско, и оба брата погибли. Для христиан южных земель бывшей державы Душана настали тяжелые времена.
В это же время на севере правил Урош V. Кроткий и милостивый по своей природе, он был не в состоянии твердо держать под своим жезлом единство сербских земель. Оставшийся верным Урошу князь Лазарь становится его надежной опорой в государственных делах. Тогда же Лазарь получает сначала титул Новобрдского и Топлицко-Полимского, а затем Рудницкого и Моравского князя. Миролюбивый по природе, князь Лазарь всем сердцем желал соединить раздираемое междуусобиями сербское царство и сплотить сербов и всех христиан для борьбы с иноверными завоевателями. После смерти царя Уроша, 4 декабря 1371 года, Лазарь еще с большим усердием заботился об осуществлении своего благого намерения. Получив в свое управление Ново Брдо, Топлицу и Рудник, а затем Браничево и Мачву с Белградом, он перенес свою столицу в Моравскую область, в город Крушевац на реке Расине. Много неприятностей ему причинял непокорный и вероломный Никола Алтоманович, который неоднократно нападал на его земли. Коварный Никола решил погубить князя Лазаря для того, чтобы завладеть всем его имением. Однажды он пригласил безоружного князя, якобы для разговора, но когда святой Лазарь пришел в нему, один из слуг Алтомановича напал на него и ударил ножом. Лазарь упал как мертвый, но по промыслу Божьему он был спасен от смерти. Золотой крест, который он все время носил на груди, помешал нанести ему смертельную рану.
После этого события благоверный князь заключил союз с сербским боснийским королем Твртко I (1353 – 1391) и победил Алтомановича. Вскоре он подчинил своей власти области Герцеговины и Баната, и стал таким образом “во Христе Боге благоверный и самодержавный господарь Сербии и Приморья - Стефан великий князь Лазарь”. Среди сербского народа он был прозван славным царем Лазарем.
Особую любовь и заботу князь Лазарь проявлял к святым Божиим храмам и монастырям, став для многих из них ктитором и благотворителем. Первым его благодеянием после примирения Сербской и Константинопольской Церквей была постройка прекрасной церкви св. Стефана в Крушевце, известной сейчас под названием Лазарица. По словам патриарха Даниила III, этот христолюбивый правитель “горы и холмы державы своей наполнил обителями монашеского жития”, где поселилось немало монахов служивших Богу в уединении и молитвенном безмолвии. Это было после 1371 года, когда, спасаясь от турок, многие монахи из порабощенных областей Балканского полуострова и со Святой горы пришли в свободную державу Лазаря. Благочестивый князь с любовью принял их и разрешил поселиться в его землях. Особенно много монашествующих поселилось в окрестностях Крушевца и Сталача, где и по сей день сохранилось много церквей, относящихся к этому времени. Приходили к святому князю и известные монахи синаиты - ученики и последователи прп. Григория Синаита. Один из них просил Лазаря подарить им какое-нибудь уединенное место, где они могли бы подвизаться в тишине и удалении от мира. Вняв их мольбам, святой князь построил в тихом и укрытом месте в Жрделу на реке Млаве церковь Пресвятой Богородицы и основал около нее монастырь. В 1379 году Лазарь своей грамотой снабдил монастырь необходимым хозяйством и подарил его синайским монахам и св. Григорию Синаиту. Сербский Патриарх Спиридон, вместе с церковным собором, подтвердил это княжеское дарение. Этот монастырь посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы, существует до сих пор и носит название Горняк.
В это время в Крушевац прибыл на Афона попечитель монашеской больницы Хиландарской лавры монах Герасим, который был родным братом зятя Лазаря Вука Бранковича. Он явился благородному князю и сообщил ему о том, что больные и старые монахи обители ждут от него помощи и утешения. Лазарь тут же издал грамоту (1380 г.), в которой повелевал ежегодно выдавать на содержание хиландарской больницы сто золотых, а на пропитание и уход за больными монахами завещал два села. Святейший Спиридон также подтвердил это своей патриаршей грамотой. Узнав от Герасима, что монастырская церковь стала мала для большого количества желающих посвятить себя монашеской жизни, Лазарь послал на Святую гору зодчих и все необходимое для расширения храма. Благодаря этому к главной церкви короля Милутина был пристроен просторный пронаос (припрата). Так князь Лазарь вошел в число великих строителей Хиландарского монастыря. Но не забывал он и о других святогорских обителях. Так грамотой 1381г. князь пожертвовал русскому монастырю св. Пантелеимона церковь Спаса в Хвосно и несколько сел с необходимыми привилегиями. Тогда же чельник Муса с сыновьями Стефаном и Лазарем подарили этому монастырю село Уларе и церковь св.Николая на Лабе. Своей грамотой Лазарь подтвердил и дарения воеводы Црепа – села Мутница и Паракинов Брод, завещанные им лавре св.Афанасия на Святой горе.
Благочестивый князь заботился и о сербских монахах на Святой Земле. По просьбе Иерусалимского Патриарха Михаила 31 августа 1388 г. он писал князю Дубровицкой республики, чтобы тот выплатил оставшийся налог сербским монахам в Иерусалиме, находившемся в монастыре Архангела Михаила, задужбине свт. Саввы и св. короля Милутина. Святой князь посылал пожертвования в Синайский монастырь и другие обители.
Но самой большой задужбиной святого князя Лазаря стал известный монастырь Раваница, основанный им в 1381 г. и посвященный Вознесению Господню. Строительство этой прекрасной обители было поручено зодчему Раде Боровичу, который воздвиг величественную церковь в прекрасном сербско-византийском стиле. Очевидец этого события патриарх Даниил III, в своем “Слове о князе Лазаре” сообщает о великолепном убранстве храма, который был украшен “прекрасным мрамором”. Иконы и стены храма были убраны золотом и серебром. Монастырь был огражден “высокими башнями и твердыми стенами”. В этом же году князь щедро наделил обитель имениями в Поморавле, Подунавье и Посавине. Княжеская грамота гласит: “Аз, во Христа Бога благоверный князь Лазарь, ревнуя иже прежде мене бывшим благочестивым царем, на ихже престол Богу мя вознесшу и царствия саном украсившу, и славою от многих его дарований еже на мне, мало тому восхотех принети, елико по силе, благоволением Отца, поспешением Сына, совршением Светога Духа, воздвигох от основания монастир в славу Светаго Вазнесения, мне же в ктиторию, егоже по силе моей украсив, иже в нем жительство в соединение братием изволих, якоже Апостоли уставише и правили Светих Отец утврдише. Приложих же к потребам вса изобилне, доходке и села, винограде насадих и друге купих у Црепа и Юга…И саставих општежитие, да се држи у манастиру…И вся елика приложих, не узех ничию баштину, не сотворих по силе, но вса са искупом и с заменою, якоже кто хотеше”.
Первым игуменом новой обители стал Арсений “муж одаренный добродетелями, украшенный разумом, который имеет дар Святого Духа учить многих”. В это время в Раванице подвизался и прп. Ромил Раваницкий, который после своей кончины был похоронен здесь же в храме.
Князь Лазарь с усердием занимался строительством и восстановлением храмов. Он проявлял отеческую заботу о сиротах и немощных, строя и содержа странноприимницы и больницы. При храмах и монастырях им устраивались школы для народа. Так в Крушевце была открыта школа, в которой учились его сыновья и дочери и другие дети из столицы. При его царском дворе собралось много ученых и мудрых мужей. Были здесь и искусные изографы и мастера-ювелиры из южных сербских и греческих земель, бежавшие от насилия “злобных измаилтян”, усиливавших с каждым годом свои нападения.
По словам Константина Философа видя “огнем попаленные” и разрушенные турками города, “обители и церкви благочестивых” и “многие убийства и текущие реки крови”, князь Лазарь всеми силами старался восстановить и привести в порядок, что мог, и утешить обездоленных. Но турецкая напасть все сильней терзала сербские земли. “Ибо давно уже, - с сокрушением пишет Константин Философ, - греческая держава пала, а измаилтяне умножались и растеклись уже и по западным землям…Измаилтянский род все больше распространялся, как некая саранча: одних из христиан уводили, других обращали