Налоговые платежи организации и пути их оптимизации (на примере РГ УП "Усть-Джегутинский ДРСУч")
результатам которых списывается имущество, пришедшее в физическую негодность, или морально устаревшее имущество;сокращение стоимости налогооблагаемого имущества путем проведения независимым оценщиком переоценки стоимости основных средств в сторону снижения (повышения для обложения налогом на прибыль).
Метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту заключается в передаче ответственности за уплату основных налоговых платежей специально созданной организации, деятельность которой призвана уменьшить фискальное давление на материнскую компанию всеми возможными способами. Данный способ минимизации налоговых отчислений наиболее часто используется при планировании налога на прибыль.
Использование метода применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков стало возможным благодаря установлению особых режимов налогообложения: для отдельных отраслей, видов деятельности (сельское хозяйство, телекоммуникации, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и др.), наиболее нуждающихся в государственной поддержке для обеспечения роста экономики и экономической безопасности страны; отдельных групп налогоплательщиков (организации, занятые в сфере малого бизнеса, инвесторы в порядке соглашений о разделе продукции при разработке полезных ископаемых); отдельных территорий (районы Крайнего Севера, свободные экономические зоны, технопарки и т.п.), организаций, участвующих в решении социальных вопросов (трудоустройство инвалидов, оказание благотворительной помощи некоммерческим организациям и нуждающимся индивидуумам, помощь в проведении спортивных мероприятий и др.); предприятий, ориентируемых на экспорт, и других субъектов.
Метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения базируется на праве субъектов РФ самостоятельно, в рамках установленных НК РФ пределов, устанавливать конкретные ставки региональных и местных налогов (по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, земельному налогу) и льготных режимов налогообложения определенных территорий Российской Федерации (закрытые административные территориальные образования).
Перечисленные методы в большинстве сепаративны (не взаимодействуют в комплексе друг с другом) и краткосрочны. Наиболее эффективно такое сочетание методов налоговой оптимизации, которое позволяет предприятию достичь поставленных целей (рост продаж, прибыли и др.) в наиболее короткий промежуток времени с наименьшими затратами с учетом долговременной перспективы экономического роста и финансовой стабильности организаций.
3.2 Проблемы оптимизации налогообложения бюджетных организаций в РФ
Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей путем внутреннего планирования, в связи с чем можно выделить общие и специальные методы. Среди общих методов выделяют: выбор учетной политики, разработка контрактных схем, использование оборотных средств, льгот и прочих налоговых освобождений. Среди специальных: метод замены отношений, метод разделения отклонений, метод отсрочки налогового платежа и метод прямого сокращения объекта налогообложения.
Общие методы внутреннего планирования
Выбор учетной политики организации, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовый год, — важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета.
Одним из тривиальных и часто используемых методов налоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли за счет применения ускоренной амортизации и/или переоценки основных средств. Так, если возможности для ускоренной амортизации в России невелики, то переоценка основных средств представляет собой достаточно эффективный способ экономии на налоге на прибыль и налоге на имущество.
Контрактная схема позволяет оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретной сделки. Речь идет, во-первых, об использовании налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых, во-вторых, об использовании нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расхода финансовых и товарных потоков.
Льготы — одна из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования. Теоретически льготы — один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Практически же большинство льгот достаточно жестко лимитируют сегмент их использования. Льготы и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.
Некоторые льготы, казалось бы не относящиеся к области деятельности непосредственно, становятся так называемыми косвенными льготами; компании попадают в число льготников по формальным причинам.
Налоговое законодательство предусматривает различные льготы: необлагаемый минимум объекта; изъятия из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы.
Специальные методы налоговой оптимизации
Специальные методы налоговой оптимизации имеют более узкую сферу применения, чем общие, однако так же могут применяться на всех предприятиях.
Метод замены отношений основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства. Субъект вправе предпочесть любой из допустимых вариантов как с точки зрения экономической эффективности операции, так и с точки зрения оптимизации налогообложения.
Метод разделения отклонений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций. Метод применяется, как правило, когда полная замена не позволяет достичь ожидаемого результата.
Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период. В соответствии с действующим законодательством срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом. Используя элементы метода замены и метода разделения, можно изменить срок уплаты налога или его части на последующий, что позволит существенно сэкономить оборотные средства.
Метод прямого сокращения объекта налогообложения имеет целью снижение размера объекта, подлежащего налогообложению, или замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные операции, так и облагаемое налогами имущество, причем сокращение не должно оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.
Классификация налогов в целях их минимизации [29].
Классификация отталкивается от положения налога относительно себестоимости:
1. Налоги, находящиеся "внутри" себестоимости. Уменьшение таких налогов приводит к снижению себестоимости и к увеличению налога на прибыль. В итоге эффект от минимизации таких налогов есть, но он частично гасится увеличением налога на прибыль.
2. Налоги, находящиеся "вне" себестоимости (НДС). Минимизация выплат по НДС заключается не только в минимизации выручки (с которой выплачивается НДС), но и в максимизации НДС, который идет в зачет (НДС, выплаченный всей цепочкой поставщиков) и компенсируется компании.
3. Налоги, находящиеся "над" себестоимостью (налог на прибыль). Для этих налогов следует стремиться к уменьшению ставки (путем замены лица с юридического на физическое или юрисдикции) и формальному уменьшению налогооблагаемой базы. При этом возможно увеличение налогов "внутри" себестоимости.
4. Налоги, выплачиваемые из чистой прибыли. Для этих налогов стремятся к уменьшению ставки и налогооблагаемой базы.
Идея замены единого социального налога взносами в государственные внебюджетные фонды наконец воплощена в жизнь.
Рассмотрим, какие из основных методов оптимизации ЕСН потеряли актуальность или исчезли вовсе, какие можно будет применять и дальше и, наконец, какие новые методы, возможно, появились.
Пожалуй, наиболее распространенным методом оптимизации ЕСН было применение договоров аутсоринга. Термин "Аутсоринг" не так давно вошел в российский бизнес-лексион, но довольно быстро получил широкое распространение. В первую очередь это было связано с тем, что аутсоринг применялся как один из методов налоговой оптимизации. Перевод штатных работников в дружественную организацию-аутсорсер, применяющую упрощенную систему налогообложения, с последующей арендой этого же персонала позволяет налогоплательщику избегать уплаты ЕСН с производимых им выплат по аренде персонала, хотя фактически почти все средства, полученные организацией-аутсорсером, идут именно на оплату труда работников, переданных по договору аутсорсинга. Расчеты, связанные с оплатой труда, производит организация-аутсорсер, которая согласно п.2 ст. 346.11 НК РФ освобождается от уплаты ЕСН. то же справедливо для индивидуальных предпринимателей, вовлекаемых в подобные схемы.
Таким образом, вместо уплаты ЕСН по ставке 26% (без учета регрессии) производится уплата только страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных по ставке всего14%, чем достигается экономия в размере 12% суммы выплат, подлежащих налогообложению. Этот метод уже хорошо известен налоговым органом, он носит достаточно массовый характер, однако споры с налоговыми органами по поводу его применения не прекращаются. В последнее время число судебных решений, принятых в пользу последних, неуклонно расчет. Возможно, в скором времени это приведет к отказу от применения данного метода оптимизации ЕСН.
Заключение
Цель дипломной работы достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме: "Оптимизация налоговых расходов предприятия" можно сделать ряд выводов:
Налоговая политика государства становится все более жёсткой по отношению к налогоплательщикам. Осталось немного сторонников агрессивной оптимизации налогообложения, в основе которой лежат использование фирм однодневок и другие противоправные методы.
Использование агрессивной оптимизации налогообложения в настоящее время недопустимо. Необходимо понимать, что экономия, достигаемая путем использования противоправных схем оптимизации налогообложения, является мнимой. Это всего лишь отложенный платеж, который придется уплатить после проведения налоговой проверки. При этом размер этого платежа значительно превысит суммы, сэкономленные в результате оптимизации. Таким образом, методы агрессивной оптимизации уходят в прошлое, поскольку они не совместимы с современным бизнесом.
Оптимизация налогообложения - это организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений.
Оптимизация налогообложения - это процесс, который рекомендуется проводить как при создании бизнеса, так и на любом из этапов функционирования предприятия. Оптимизация налогообложения должна осуществляться задолго до начала налоговой проверки, а лучше - до создания предприятия, поскольку будущая система налогообложения определяется уже при регистрации. Оптимизация налогообложения способна принести максимальный эффект именно в момент создания фирмы, поскольку планирование происходит при условиях, когда еще не сделано никаких ошибок, которые трудно исправлять в процессе реальной деятельности. В тоже время, если предприниматель вовсе не заботится об оптимизации налогообложения, предприятию может быть причинен заметный финансовый ущерб.
Возможные способы оптимизации налогообложения реализации товаров с участием лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения:
1. Схема: Применение упрощенной системы налогообложения - законная возможность не платить НДС, налоги на прибыль без ограничения размера выручки при реализации товаров.
2.Схема: Безвозмездная передача основных средств - способ безналогового увеличения расходов.
Возможные способы оптимизации налогообложения при сдаче имущества в аренду с участием лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения: Схема: Аренда через независимого Агента - способ уменьшения НДС и налога на прибыль.
Возможные способы оптимизации налогообложения оказания услуг с участием лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения:
1. Схема: Применение упрощенной системы налогообложения ПБОЮЛ - способ оптимизации единого социального налога и налога на доходы физических лиц при выплате заработной платы.
2. Схема: Оказание услуг через Агента - законный способ уменьшения НДС и налога на прибыль.
3. Схема: Применение упрощенной системы налогообложения как оптимальный способ выплаты зарплаты через дивиденды.
Оптимальность выбора той или иной системы налогообложения можно определить только по фактически полученным показателям деятельности организации (с учетом влияния всех факторов).
Монографический список литературы
Законы и нормативные акты.
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию о бюджетной политике на 2009-2011 годы от 23 июня 2008 года.
Закон РСФСР от 21 марта 1991 года " О государственной налоговой службе РСФСР".
Закон РФ " Об основах налоговой системы в РФ" от 27 декабря 1991 года.
Конституция Российской Федерации.
Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 от 31.07.1998 №146-ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ с изменениями и дополнения на 10.04.2010г.
Постановление Правительства РФ "О Министерстве РФ по налогам и сборам" от 27.09.99 г.
Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе".
Приказ ФНС РФ от 24.11.04 № САЭ-3-15/135@ "Об утверждении положений о структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной налоговой службы".
Таможенный кодекс Российской Федерации № 61-ФЗ от 28 мая 2003 г. с последующими изменениями и дополнениями.
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.
Указ Президента РФ от 31.12.1991 № 340 "О государственной налоговой службе Российской Федерации".
Федеральный Закон №149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Учебники, учебные пособия, монографии.
Аврова И. А. Комментарий к изменениям Налогового Кодекса РФ, вступившим в силу с 1 января 2006 года. – М.: АПРОИОР, 2006. - 606 с.
Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2006. – 560 с.
Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование. - М.: Экономистъ, 2006.- 591 с.
Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 384 с.
Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система в Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2009-318 С.
Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование.- М.: КНОРУС,2009-700 С.
Дадашев А.З, Пайзулаев И.Р. Налоговый контроль в Российской Федерации. М.:КНОРУС,2009.-128 С
Дорофеева Н.А. Налоговое администрирование: Учебное пособие.- М.: Российский университет кооперации, 2008.- 167 с.
Занадворов В.С., Колосницына М.Г. Экономическая теория государственных финансов. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. с. 147.
Иванова Е.А. Роль налогового контроля в механизме регулирования системы налогового администрирования. г.Абакан. ХГУ. М.Ф.Потапова. 2006г. 160 с.
Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 720 с.
Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2007. – 598 с.
Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – 6-е изд. пер. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 799 с.
Перонко И.А. Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации и пути их решения. Дисс. докт. экон. наук. М., 2001.- 354 с.
Савицкая Г.В. Экономический анализ: учеб. - 12-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Новое знание, 2006. – 679 с.
Семенихин В.В. Оптимизация и выбор системы налогообложения. -М.: ЭКСМО, 2006.
Статьи в периодической печати.
Абрамов М.Д. Снижение налогов на производство как способ повышения эффективности экономики // Налоговые споры: теория и практика. 2008. № 3.
Ануфриев В.Е. Учет и планирование финансовых результатов // Бухгалтерский учет. – 2006. - №4. – с. 45-52.
Березина С.В., Никулина Н.Н. Налоговое планирование – элемент налогового менеджмента страховщика // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. № 4.
Бушмин Е.В. Российское налогообложение и государственное налоговое администрирование: современное состояние и перспективы совершенствова-ния"//Налоги и налогообложение .- 2006.- № 9.- 15-20
Вознесенский А.Э. Актуальные вопросы общей теории налогов // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2010, № 5.С.7
Гусева Т.А., Чуряев А.В. Принципы налогового планирования как правового института // Налоговые споры: теория и практика. 2008. № 4.
Жуков В.Н. Учет финансовых результатов для целей налогообложения // Бухгалтерский учет. - 2006.- №12. - с. 4 - 11.
Кашин В.А., Пономарева Н.В. Системный подход в налоговых отношениях.// Финансы. 2009.-№ 12.- с29.
Кириллова С. Совершенствование учетной работы налоговых инспекций // Налоги и налогообложение.- 2007.- № 2.- 11-14
Кобзарь Фролова М.Н. - К вопросу о совершенствовании форм и методов налогового контроля // Налоги и налогообложение.- 2006 .-№5.- 25-27
Кузина С. Электронный документооборот: очень удобно. // Налоговый куръер.- № 2 (21) с 76.
Кузнецов В.П. Контроль и надзор в налоговом администрировании: соотношение понятий // Налоги и налогообложение.— 2007.- №12.- 17-23
Кузина. С. Извольте отчитаться электронно. //Налоговый куръер. 2008.- №2 (21). С 78.
Милаков И.С. Комментарии к статье "Путь от налоговой оптимизации до налогового преступления" // Горячая линия бухгалтера. 2008. № 20.
Митрофанова И.А., Левковская Е . В . - О новой парадигме налогового администрирования " // Налоги и налогообложение.-2007.- №3.- 49-50 Пономарев А. И., Игнатова Т.В. Налоговое администрирование в РФ. - М.: Финансы и статистика, 2006.- 288 с.
Моряк Е.Н. Концепция налоговиков работает // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. № 11.
Ситникова Л.В. О формировании финансовых результатов // Бухгалтерский учет. - 2007. – №2. – с. 10–17.
Смирнова Е.Е. Совершенствование регистрационной работы налоговых органов // Финансы.- 2009.-№ 11.- с 39.
Соркин Э.В. Оптимизация или уклонение // Учет, налоги, право. - 2005.-№2.
Федосимов Б.А. Оценка налоговой нагрузки предприятий // Налоги (журнал). 2008. № 1.
Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление // Налоговый вестник. 2008.
Яцюк Н.А., Халевинсая Е.Б. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия // Аудит и финансовый анализ. - 2006. - №5. – с. 17-22.
Электронные ресурсы
klerk/news/
minfin
nalog
gks
Приложения
Размещено на