Путешествие в страну рисования

Путешествие в страну Рисовандию.

( подготовительная группа)


Цель: Приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать в них фантазию творчества, воображения.


Оборудование: Костюмы водоноски, коробейника, кокошники и пояса для танца « Гжельские узоры ».

Платочки, сарафаны для матрешек, силуэты посуды, элементы гжельской росписи, гуашь, листы бумаги с изображением , печатки, шапочки, разноцветные карандаши, магнитофонная запись голоса « Ляпсуса-Тяпсуса».


Дети под музыку входят в зал.


Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в волшебную

страну Рисовандию.

Вы знаете, что это за страна?

Ответ детей.


В этой стране живут сказочные волшебники; по улицам разгуливают нарядные девочки и мальчики, бегают непоседы краски, гордо вышагивают листы бумаги. Ярко светит солнышко, и все вокруг переливается!

Жителям Рисовандии нравится задавать вопросы и загадывать загадки гостям.

Я думаю, вы сможете выполнить все задания волшебников из Рисовандии и это путешествие будет для вас интересным!

Итак, в путь?!


Звучит музыка (вальс), дети, медленно кружась, подходят к стульчикам, садятся.


Воспитатель: Вот мы и на месте!

Смотрите, вот прошла девочка-кисточка, а вот побежал быстрый мальчик-карандаш! Как здесь светло, ярко!

Представьте себе, что мы очутились в городе, в котором все серого цвета: и дома, и деревья, и небо, и даже солнце. По серым улицам ходят серые люди, с серыми лицами, в серых одеждах.


Что бы было?

(рассуждения детей).


Воспитатель читает стихотворение

А. Шлыгина «Разноцветный шар земной».


Если б в поле расцветали

Только белые цветы,

Любоваться бы устали

Ими вскоре я и ты.

Если б в поле расцветали

Только желтые цветы,

Мы б с тобой скучать бы стали

От подобной красоты!

Хорошо, что есть ромашки,

Розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки,

Незабудки и жарки!

У ромашки белый цвет,

У гвоздики красный

Цвет зеленый у листвы

Это так прекрасно!


Есть главные и неглавные краски.

Какие цвета являются основными и почему?


Верно: красный, синий, желтый – основные.

С помощью этих цветов можно получить остальные цвета.

Воспитатель начинает читать стихи, а дети начинают смешивать краски, получая разные цвета, затем рисуют на большом листе бумаги.


Воспитатель:


Три цвета, три цвета, три цвета,

Ребята, не мало ли это?

А где нам зеленый, оранжевый взять?

А если нам краски по парам смешать?

Из синей и красной (вот этой)

Получим мы цвет (фиолетовый),

А синий мы с желтым смешаем

Какой мы цвет получаем (зеленый)

А красный плюс желтый

Для всех не секрет

Дадут нам конечно (оранжевый) цвет.


Воспитатель: Порой во время дождя если прислушаться к его звукам, то кажется, что у всех вещей есть голоса, что все вещи разговаривают, и ваши карандаши тоже.


Хотите послушать, о чем они говорят?


Сценка, разговор цветных карандашей.

(исполняют мальчики) звучит музыка.


Слышите,

это говорит красный карандаш.


« Я - мак, я - огонь, я – пламя! »


Вслед за ним откликается оранжевый


« Я - морковь, я – апельсин, я - заря! »


Вслед за ним откликается желтый


« Я - пух утенка, я – пшеница, я – солнце! »


И зеленый шелестит:


« Я - трава, я – сады, я – леса! »


А голубой восклицает:


« Я – незабудка, я – лед, я – небеса! »


И синий не отстает:


« Я - колокольчик, я – чернила, я – море! »


А фиолетовый шепчет:


« Я – слива, я – сирень в цвету, я – сумерки! »


Воспитатель: Но дождь смолкает, и вместе с ним смолкают голоса цветных карандашей. Над горизонтом встает радуга (показ радуги на стене)


Над рекой, над городом

Вырос мост

Это стала радуга

Выше звезд.


И вместе с ней вновь заговорили цветные карандаши.


Красный: «Глядите! Радуга – это я!»


Оранжевый: «И я!»


Желтый: « И я! »


Зеленый: « И я! »


Голубой: « И я! »


Синий: « И я! »


Фиолетовый: « И я!»


Все рады! В радуге над горизонтом и апельсины, и пшеница, и трава, и небо, и море, и сирень. Кто не взглянет на радугу, всяк ею любуется!


Звучит песня « Радуга» (на стихи Р. Голосовой).


Воспитатель: В стране Рисовандии есть чудесная поляна. Вокруг поляны лес. И вот чудо! На поляне весна, а в лесу уже настоящее лето (показывает на лес на стене). Нравится вам летний лес? Давайте попробуем нарисовать такие же красивые деревья.

Раздается голос:

Ха – ха – ха! Это я злой волшебник великий Ляпсус-Тяпсус. Я похитил все кисточки и карандаши, какие были в Рисовандии. Теперь чем хотите, тем и рисуйте.


Воспитатель: Вот досада! Как быть? Может, попробуем нарисовать деревья без кисточек и карандашей? А чем можно рисовать?


Конкурс « Нарисуем деревья».


Дети ( 4 – 6 человек ) рисуют на большом листе бумаги деревья пальчиком, мятой бумагой, печатаньем.

Пока они рисуют, воспитатель загадывает загадки:


Белый – белый пароход

Над деревьями плывет

Если станет синим,

Разразится ливнем. (облако)


Зеленые ребятки

Привязаны к грядкам. (огурцы)


На желтенькой тарелочке

Белый ободок

Мальчики и девочки

Что это за цветок. (ромашка)


Растет в траве Аленка

В красной рубашонке

Кто не пройдет

Всяк поклон ей отдает. (земляника)


Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой

На солнце почернела я –

И вот теперь я спелая. (смородина)


Ну–ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет. (солнце)


Воспитатель: Молодцы, отгадали все загадки, а теперь подведите итоги конкурса. Нарисуем деревья (рассматривает рисунки, делится впечатлениями) очень красивые получились у нас деревья!

Я думаю, не удалось злому, Ляпсусу-Тяпсусу испортить нам праздник, мы смогли выполнить рисунки без кисточек и карандашей!

Жители волшебной страны Рисовандии подготовили для нас небольшую выставку картин.

Показ.


А теперь послушайте задание. Надо разделить эти репродукции по видам живописи:


портрет отложить отдельно,

натюрморт отдельно,

пейзажи – так же отдельно.

После этого прочесть стихи о своих картинах.


Задание выполняют несколько человек, остальные дети наблюдают за их действиями, при необходимости помогают.

Чтение стихов М. Яснова « О картинах».


Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака

Или поле и шалаш

Обязательно картина называется…(пейзаж)


Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу

Или груши, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это… (натюрморт)


Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик. или балерина,

Или Колька твой сосед,

Обязательно картина называется … (портрет)


А сейчас еще одно задание.

Знаете ли вы название этих картин на стене? Подойдите ближе, рассмотрите картины..

Звучит тихая музыка, дети рассматривают картины.


Воспитатель: Кто покажет картину художника Саврасова?

Как называется эта картина? « Грачи прилетели »!

Покажите картину « Золотая осень ». Кто ее написал?

Назовите авторов остальных картин. Дети правильно отвечают.

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились! А теперь художниками будете вы.

Волшебники Рисовандии предлагают вам:


Конкурс Дорисуй!


На листе бумаги изображены . К ним за три минуты надо подрисовать, что так что бы получился интересный рисунок. Побеждает тот, у кого рисунок интереснее. Лист и краски спрятаны и фломастеры под вашими стульчиками. Рисовать можно на полу сидя на корточках, так как рисуют мелом на асфальте. Итак, начинаем!

Во время рисования звучит тихая музыка. Затем производятся итоги конкурса.


Воспитатель: На занятиях вы учились рисовать, знакомились с картинами великих художников, многое узнали о народных промыслах. Вглядитесь в эту игрушку!

Под русскую народную мелодию « Пошла, млада за водой» входит девочка в костюме дымковской водоноски. На коромысле ведра; обходит зал, дает возможность полюбоваться собой.


Воспитатель:

За студеною водицей

Водоноска-молодица

Как лебедушка, плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша

Посмотри, как хороша

Эта девица –краса!


Нравится вам эта игрушка. Откуда она? (Из Дымкова).

Приглашаем водоноску, остаться с нами на нашем празднике.

Под мелодию «Пошла, млада за водой» девочка идет по залу и садится вместе с детьми. Звучит музыка «Коробейники».

Выходит мальчик в костюме коробейника, на лотке под платком , что спрятано.

Коробейник: А вот еще игрушка. Неслыханное чудо, не виданное диво! Что за игрушка отгадайте загадку:


Есть еще для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка

Красавица-девица

У нее сестрица

Каждая сестрица

Для маленькой темницы. (Матрешка)

Коробейник показывает игрушку. Разбирает.

Дети определяют, сколько сестриц у красавицы девицы.


Воспитатель: Конечно же, это любимая всеми русская матрешка! Кто впервые изготовил матрешку? ( Токарь Звездочкин).

Кто придумал роспись для матрешек? (Художник Малютин).

Почему всех этих кукол зовут матрешками?

Девочки в костюмах матрешек поют песню «Ой, да мы матрешки!» (музыка Т.Ломовой ) и исполняют танец матрешек.


Воспитатель: понравилось вам, как пели и танцевали матрешки? Давайте покажем, как вы умеете танцевать?! Дети исполняют танец Полька.


Воспитатель:


Роспись Хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудес чудесней наша Хохлома.


Дает задание детям: найдите среди предметов декоративно-прикладного искусства изделие хохломских мастеров. Как вы догадались, что, это Хохлома. А сейчас исполним частушки о Хохломе:


Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой!


Хохлома да хохлома

Разукрашу все дома

А потом всю улицу,

Петуха да курицу!


Бабка деда до обеда

Заставила рисовать-

Ведь красивую посуду

Щи приятно наливать.


Надою я молока

И налью котенку

Разрисую Хохломой

Милую буренку!


Воспитатель: Вот такие замечательные, веселые частушки мы услышали! А теперь послушайте стихи и скажите, о каком промысле говорится в них? Читает стихи И. Кадухина «Гжель».


Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь

Известно в всем народе

Ее названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой

Не встретите, на свете вы

Красоты такой!

Голубизну небесную

Что сердцу так мила

Кисть мастера на чашку

Легко перенесла.


Почему Гжель называют нежно-голубым чудом? Какие элементы есть в гжельской росписи? (Ответ детей).


Игра : «Укрась посуду Гжельским узором».

Дети украшают силуэты посуды элементами гжельской росписи. Играют, разделившись на небольшие группы. Побеждают те, у кого узор получился быстрее и лучше.

Наши девочки приготовили красивый танец, который назвали «Гжельские узоры», звучит русская народная мелодия « Светит месяц, светит ясный».

Ну, вот наше удивительное путешествие по стране Рисовандии заканчивается, и нам пора возвращаться в группу.


И в шесть и десять лет, и в пять

Все дети любят рисовать

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует:

Цветы, рисунки, лес и сказки

Все нарисуют, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

И мир в семье и на земле!


Исполняют песню «Солнечный круг». По окончании песни в зале появляются воздушные разноцветные шары.

Конспект – занятия.


Тема: Унылая пора (рисование по мокрому слою).


Цель: продолжать учить рисовать пейзажи согласно законам композиции (далеко, близко, деревья большие, маленькие). Использовать цвет, как средство передачи настроения, создавать путем смешивания красок новые цветовые тона.


Материал: листы бумаги, таз с водой, кисти, гуашь, акварель, салфетки, банки для воды, (музыка «Времена года» П. И. Чайковского).


Предварительная работа: рассматривание неба, деревьев на участке, чтение произведений про осень.


Ход занятия.


- звучит музыка П. И.Чайковского «Времена года», «осень».

Дети проходят и садятся