Использование кабинета для внеклассной работы по иностранному языку

Министерство Образования РФ

Социально-гуманитарный колледж им. И. П. Выучейского


Выпускная квалификационная работа


Использование кабинета для внеклассной работы

по иностранному языку


Выполнила Краснощекова Ольга Юрьевна

Специальность 0303 Иностранный язык

Курс 3, группа 36

Руководитель Козицина О. Ю.


Нарьян-Мар

2004

Содержание.

Введение. 3

Глава 1. Использование кабинета в обучении иностранному языку.

§1. Роль учебного кабинета в обучении иностранному языку. 7

§2. Оформление кабинета. 9

§3. Использование средств обучения в кабинете иностранного языка. 14

Глава 2. Внеклассная работа по иностранному языку.

§1. Цель и психолого-педагогические аспекты внеклассной работы по иностранному языку. 22

§2. Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку. 25

§3. Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку. 28

Глава 3. Самостоятельная работа учащихся и работа под руководством учителя в кабинете иностранного языка во внеурочное время на основе опыта учителей. 37

Заключение. 46

Список литературы. 50

Приложения.


Введение.


С развитием науки, техники, промышленности, а также с развитием международных отношений общество встало на более высокую ступень общественного развития. В любой из этих сфер деятельности язык играет немаловажную роль. С движущимся прогрессом люди становятся грамотнее, они больше не задумываются о значении иностранного языка. Они уверены, если не сейчас, то через год или два он будет им необходим как собственный. Даже сегодня многие знают, помимо своего родного языка, два, а то и больше иностранных языков. Это говорит о том, что люди стремятся изучать иностранные языки. А это значит, что иностранные языки востребованы обществом.

Главная задача учителя – это заинтересовать школьников изучением данного предмета.

А можно ли у школьников вызвать к занятиям настолько больший интерес, что они, встречая учителя, многократно обращаются к нему с одним и тем же вопросом: «Когда же у нас будет занятие?». И ждут его, предвкушая это занятие как своеобразный праздник. Такие моменты, когда учитель сумел вызвать окрыленность и подлинный интерес учащихся к предмету, являются для него поистине счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблено, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлеченности. Удивление, острый интерес учащихся, радость на их лицах можно наблюдать на уроках отдельных учителей в процессе обучения иностранным языкам. Наряду с этим широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся таят различные виды внеклассной работы по иностранным языкам. Внеклассные занятия не являются обязательными и в тоже время в них могут заниматься все желающие.

Основные задачи, которые ставит учитель при внеклассной работе, следующие: углублять и расширять знания и практические навыки учащихся; развивать логическое мышление и смекалку; выявлять более одаренных и способных детей, способствовать их дальнейшему развитию, вырабатывать интерес к иностранным языкам; вовлекать детей в занимательные занятия, а этим укреплять дисциплину, воспитывать целеустремленность, организованность и коллективизм.

Внеклассная работа по иностранному языку имеет больше общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания по иностранному языку, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.. внеклассные мероприятия имеют огромное значение для усвоения школьниками учебного материала и овладение дополнительными знаниями по иностранному языку с использованием доступных и интересных методов.

При организации и проведении внеклассной работы от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учет их возрастных и психологических особенностей, их интересов.

Обучение иностранному языку является более эффективным, если во внеклассном мероприятии задействованы не только знания и навыки учащихся, но средства обучения, находящиеся в кабинете иностранного языка и используемые на уроках.

Кабинет является необходимым условием организации современного учебно-воспитательного процесса при обучении иностранным языкам. Ведь от правильно оборудованного в значительной степени зависят результаты труда учителя и учащихся. Хорошо оснащенный кабинет помогает учащимся совершенствовать навыки и умения по иностранному языку, оказывать воспитательное воздействие и расширять кругозор. Такой кабинет позволяет работать учителю с высокой отдачей и с чувством удовлетворенности.

Значение кабинета в большей мере возрастает в том случае, если в нем создана иноязычная обстановка. При обучении это означает одновременно и умение коммуникативной направленности внеклассной работы, и более широкое применение технических средств обучения (ТСО) , лингафонного оборудования и наглядных пособий.

Однако учителя по разному представляют кабинет, по разному организуют учебный процесс и внеклассные занятия, добиваясь в итоге разного уровня выполнения программы.

Таким образом, проблемой данного исследования следует считать вопросы: Как правильно должен быть спланирован кабинет иностранного языка в современной школе и как правильно он должен использоваться во внеурочное время.

Целями исследования данной работы являются:

  1. Составить общую картину кабинета, которую можно будет взять за образец при организации собственного кабинета иностранного языка;

  2. Представить виды внеклассных работ, используемых в кабинете иностранного языка.

Исходя из цели исследования, задача будет следующей: сравнить,

проанализировать эффективность труда учителей с разным уровнем профессионального мастерства и попытаться определить общие требования использования кабинета во внеурочное время.

В данной работе использованы статьи учителей: Курцман Н.А., Дашкова Н.И., Решетникова З.Б., а также использованы учебные пособия по педагогике.


Глава 1. Использование кабинета в обучении иностранному языку.


§1. Роль учебного кабинета в обучении иностранному языку.


Под процессом обучения Харламов И.Ф. понимает «обогащение личности научными знаниями, развитием интеллектуальных и творческих способностей, а также формирование мировоззрения и нравственно-эстетической культуры». Понятие предполагает результаты, которых добивается личность в своем развитии в процессе учебно-воспитательной работы. Кабинет в этом случае создает одно из необходимых условия для обучения языку как самостоятельно, так и под руководством учителя.

Познавательный интерес, прежде всего, требует включение в овладение знаниями различных органов восприятия. К. Д. Ушинский писал, что знание будет тем прочнее и понятнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. Так при восприятии на слух в кабинете может быть установлена специальная лингафонная аппаратура. Тем самым она позволяет осуществить:

  • парные переговоры одновременно 20 учащихся;

  • прослушивание ответов учащихся, контролируемое преподавателем, всем классом или группой учащихся

  • одновременную подачу команды всем учащимся, отключением их от любого вида работы.

Языковая лаборатория играет важную роль в создании условий для активизации психологической деятельности учащихся, преодоления личностно-психологического барьера в общении учеников с учителем, учеников друг с другом. Этому способствует вся система обучения в языковой лаборатории: работа учащихся в парах, где они должны не только заботиться о собственных успехах, но и чувствовать ответственность за успехи товарища. Также языковая лаборатория дает возможность каждому ученику постоянно ощущать результаты своего труда, а это, в свою очередь, вызывает положительную мотивацию деятельности. У учащихся появляется интерес ко всему, что происходит на уроке, к самому процессу овладения языком. Этому способствует и созданная языковая атмосфера при использовании наглядного материала, размещенного на стендах в классе так, чтобы удобно было им пользоваться в процессе работы и легко найти в нужный момент таблицы, иллюстрирующие грамматические правила, информацию о странах изучаемого языка, о выдающихся личностях этих стран.

К. Д. Ушинский писал, что наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний. При использовании на уроках дополнительного материала, который входит в оформление или содержание кабинета, можно достичь поставленных целей при обучении языку. Об этом свидетельствуют статья В. Г. Бибикова, рассказывающая о дополнительных материалах, а именно о журналах и газетах, которые содержат актуальную информацию о событиях в англоговорящих странах и оказывающих гораздо большую пользу в развитии умений и навыков устной речи учащихся, чем некоторые тексты из книг для чтения, которыми большинство учителей ограничиваются.

Перерабатывая такого рода информацию, учащиеся получают уверенность в своих знаниях английского языка, осознают возможность использования их на практике, что является стимулом для преодоления нередко наблюдающегося в старших классах, снижения интереса к изучения иностранных языков.

Статья подтверждает продуктивность использования дополнительного материала и оборудования, находящегося в кабинете, поэтому в общеобразовательной школе при ограниченном количестве часов и большой наполняемости групп важно, чтобы все уроки иностранного языка проводились в условиях кабинета, оснащенного соответствующим оборудованием и средствами обучения.

§2. Оформление кабинета.


Почти во всех школах нашей страны существуют кабинеты иностранного языка. Они оснащены всеми необходимыми для преподавания средствами обучения в соответствии с требованиями: книгами, мебелью, лингафонным устройством, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой: телевизором, кинопроектором, видеомагнитофоном и так далее.

Кабинет иностранного языка является учебным центром организации обучения и внеклассной работы учащихся по данному предмету. В нем проводятся уроки, организуются работы кружков, различные мероприятия в рамках внеклассной работы. При оформлении кабинета иностранного языка или языковой лаборатории учитываются эстетические, гигиенические, экономические требования, а также требования научной организации труда учителей и учащихся.

Создать современный кабинет иностранного языка не просто. Учитель должен подробно ознакомиться с литературой по кабинетной системе, с передовым опытом работы учителей по созданию учебных кабинетов, затрачивая при этом много энергии в проявлении инициативы. Опыт и советы других учителей помогут при организации своего учебного кабинета.

Работу в кабинете следует начинать с оформления его внешнего вида: с покраски стен и побелки потолка. В кабинете можно использовать оттенки любых светлых тонов (желтого, голубого, серого), при условии, что самым светлым оттенком (белым) покрасить потолок, а самым темным – пол. Стены должны быть светлее пола, но темнее потолка. Шторы лучше сделать на подкладке, как советует методист А. А. Белов, из черного или темно-синего сатина или другого материала, чтобы сохранить акустику или же сделать изоляцию света для просмотра видео- или диафильма. Материал целесообразно подбирать без рисунка или с простым рисунком в расцветке, соответствующий интерьер. А где размещать наглядные материалы и как оптимально использовать стены?

Классная доска, как неотъемлемая часть, должна располагаться на передней стене кабинета. А на свободной части стены можно размещать справочные таблицы, а над доской алфавит. Боковая стена служит для размещения тематических и юбилейных стендов. Площадь экспозиции должна быть сокращена до минимума, необходимого для нескольких уроков. Здесь помещаются пособия, касающиеся изучения отдельных программных тем, материалам по странам и карта страны изучаемого языка, а также рекомендации для выполнения самостоятельной работы учащихся. У задней стены лучше размещать секционные шкафы для хранения книжного фонда, дидактического раздаточного материала по классам и темам, различные аудиовизуальные пособия. Кстати, размещение информационных таблиц здесь, то есть у задней стены, не целесообразно. Они чаще просто не воспринимаются учащимися. Информацию лучше размещать у доски, но она не должна быть постоянной, иначе она тоже не будет восприниматься.

Тематическое оформление играет немаловажную роль. Оно включает в себя: стенд о стране изучаемого языка (символы, карта. Например, стенд «Страна изучаемого языка»). У нас в стране рекомендуется также установить передвижные легкие стенды для съемных наглядных журналов, необходимых ля проведения урока. На отдельном столе должна лежать справочная литература (словари, грамматические справочные) для использования её учащимися в учебно-речевой деятельности во время урока.

Пользуясь опытом методиста А. П. Селаньевой, можно составить каталог, в который будут включены наглядные и дидактические материалы, что позволяет в короткий срок подготовить все нужное к уроку, к серии уроков по теме.

Также следует уделять особое внимание на рабочее место учащихся. Оно должно быть таким, чтобы учащимся было удобно выполнять задания, данные учителем, чтобы они могли, использую соответствующий оборудование, подготовить себя к речевым высказываниям на иностранном языке, оформлять монологическую и диалогическую речь; научиться чтению и письму. Вместе с тем правильное оформление рабочего места поможет учащимся интенсифицировать их учебную деятельность, увеличить время активной работы над языком.

Оформление рабочего места подразумевает следующие элементы:

  1. наличие грамматических справочников;

  2. наличие разговорных формул;

  3. наличие списка фразеологизмов и пословиц.

Элементы постоянного оформления рабочего места выполняются на

ватмане или картоне, которые помещаются в прозрачную полиэтиленовую пленку. Но такое оформление рабочих мест используется не во всех школах. Обычно дети сами делают себе схемы, таблицы с правилами и используют их по назначению учителя.

Если кабинет оснащен лингафонным устройством, то рабочее место ученика должно быть оборудовано телефонно-микрофонной гарнитурой, регулятором громкости. При этом важно выбрать рациональное место хранения телефонно-микрофонной гарнитуры. Некоторые модели лингафонных устройств предусматривают крепление и хранение гарнитуры на специальной стойке, на которой указан номер рабочего места. Стойка с указанием номера рабочего места облегчает контроль за работой учащихся. Что касается размещения парт в кабинете, их принято размещать в три ряда (смотри приложение). Но методист З. Б. Решетникова предлагает новую расстановку, виде буквы «П», что помогает создать на уроках атмосферу общения, а пространство в середине использовать для подвижных игр, физических пауз, ролевых игр (смотри в приложении).

На основе вышеизложенного можно сформировать основные научно-педагогические требования к организации кабинета иностранного языка:

  1. кабинет оснащается учебно-методическими комплексами и другими средствами обучения;

  2. оснащается комплексом аппаратуры;

  3. оснащается комплексом учебно-методических пособий для учителя и учащихся;

  4. оснащается картотеками;

  5. необходимо иметь библиотечку, видеотеку;

  6. необходимо иметь в кабинете инструкцию по технике безопасности при работе с аппаратурой.

Большое значение в создании кабинета должен играть актив, в состав которого входят:

    • директор школы;

    • учителя-предметники;

    • родительский актив;

    • учащиеся,

где каждый учащийся имеет постоянное поручение (то есть, они оформителя, экскурсоводы, лаборанты). Например, лаборанты заранее до начала урока готовят аппаратуру к показу фильма, обучают других учащихся правилам работы с ней. Они также помогают готовить к уроку наглядные пособия, проводят систематизацию всех пособий, имеющихся в кабинете. Чтобы сохранить кабинет в рабочем виде учитель должен обязательно задействовать учащихся в его создании и использовании. При этом они будут чувствовать ответственность за его состояние, будут бережно и с любовью относиться ко всему, что в нем есть. Это является воспитательным фактором и играет большую роль в процессе обучения.


§3. Использование средств обучения в кабинете иностранного языка.


Важную роль в процессе обучения играют средства обучения. Средства обучения – необходимое условие успешного изучения того или иного предмета. С их помощью осуществляется организация обучения, воспитание и всестороннее развитие личности. Тиражируемые средства обучения, предназначенные для обучения иностранного языка, включают:

  • экранные пособия;

  • печатные пособия;

  • звуковые пособия;

  • экранно-звуковые пособия.

Средства обучения используются на всех этапах обучения (начальном, среднем, старшем). При выборе средств обучения следует принимать во внимание: цели и задачи обучения иностранному языка; уровень усвоения материала; условия, в которых протекает учебный процесс. За последнее время в общеобразовательных школах все больше стали внедряться современные технические средства (ТСО) (магнитофон, видеомагнитофон, компьютеры). На задний план из учебного процесса стали уходить диафильмы, слайдфильмы, графопроекторы.

Не смотря на развитие технических средств, немало школ в недостаточном количестве используют их в своей работе. Значительные недостатки заключаются в эксплуатации лингафонного оборудования, что приводит к снижению качества обучения иностранному языку. Чтобы избежать этого, необходимо рационально использовать и другие дополнительные пособия; знать когда лучше использовать магнитофон, а когда наглядные пособия. А самое главное – знать место их использования на уроке. Так для организации беседы по темам, знакомым учащимся из повседневной жизни, часто достаточно лишь определить круг вопросов, подлежащих обсуждению, наметить план беседы. Использование специальных средств обучения в данном случае может и не понадобиться. Для организации беседы по темам, требующих каких-либо дополнительных сведений (эпизоды, факты, события), целесообразно привлекать различные учебно-наглядные пособия, сообщающие учащимся информацию для обмена мнениями, поддержания беседы. В ряде случаев важно не только сообщить дополнительные сведения, но и дать звучащий образец ответа, который помогает оформить высказывание виде тройного, логически построенного рассказа. Незаменимы в этом случае звуковые пособия с материалом для аудирования: магнитофоны, кинофильмы. По мнению Г. A Давиденко, главная задача кинофрагментов - это совершенствование навыков и умений учащихся в аудировании и говорении. Он предлагает разные задания к просмотренным кинофильмам, в зависимости от языковой и речевой подготовки учащихся. В одних группах он предлагает учащимся ответить на поставленные учителем вопросы по содержанию фильма, в других – поставить вопросы и ответить на них, в третьих – пересказать содержание фильма, а в четвертых – инсценировать его.

Необходимо отметить о роли телевизора и его эксплуатации в кабинете.

Об эксплуатации телевизора.

  • Не рекомендуется смотреть телевизор в полной темноте, ибо это утомляет зрение;

  • Нельзя не устанавливать телевизор вблизи отопительной системы, водопроводных и газовых кранов;

  • На работу цветного телевизора отрицательное воздействие оказывает магнитные системы радиоприемника и других электроприборов. Поэтому их лучше устанавливать от приборов , имеющих магнитные системы, от радиаторов и труб отопления.

Телевизор, также, как магнитофон, видеомагнитофон позволяет управлять процессом обучения - просматривать необходимые фрагменты, делать паузы, покручивать пленку с изображением. Видеозапись, прежде