Сдвиги в отраслевой структуре промышленности Калининградской
области в 1989-1995 гг.
Отрасль
Стоимость основных фондов
Численность занятых
Объем
продукции
Рыбная
--
+
---
Прочие отрасли пищевой
промышленности
--
++
++
Машиностроение
+
-
---
Целлюлозно-бумажная
+
+
+++
Лесная и
деревообрабатывающая
+
-
0
Электроэнергетика
+
++
+++
Топливная
+++
++
+++
Коксохимическая
+
++
+
Стройматериалов
+
0
0
Легкая
0
--
---
Прочие
--
0
0
Примечание. +++ большое увеличение; ++ увеличение; +
небольшое увеличение; 0 прежний уровень; - небольшое уменьшение; -- уменьшение;
--- большое уменьшение.
Значение области в промышленном комплексе России резко
упало. Если пять лет назад она обеспечивала 0,6% общего объема продукции
Российской Федерации, то сейчас лишь 0,3%. Фактически индустриальный профиль
области ставится под сомнение. Но, как можно увидеть из динамики отраслевой
структуры хозяйства региона, и все другие отрасли сферы производства - сельское
хозяйство, транспорт, строительство - также находятся в критическом положении.
Требуются значительные вложения средств на их модернизацию и для обеспечения
структурной перестройки экономики в соответствии с новыми экономическими и
геополитическими условиями.
Индустриальный потенциал области составляют около 150
предприятий, имеющих преимущественно средние и небольшие размеры, что создает
пока еще не реализованные предпосылки их быстрой модернизации. К числу наиболее
крупных из них (с числом занятых более 10 тыс. человек) в 1990 г. относилось
Калининградское управление тралового флота, 5-10 тыс. занятых имели Пионерская
база океанического рыболовного флота, Прибалтийский судостроительный завод
“Янтарь” и завод “Кварц” (электронная промышленность), от двух до пяти тысяч -
Калининградское управление рефрижераторного и транспортного флота,
вагоностроительный завод, Гусевский завод светотехнической арматуры,
машиностроительные предприятия “Система”, “Факел” и “Судореммашавтоматика”,
Советский и Неманский целлюлозно-бумажные заводы. В дальнейшем число занятых на
них значительно сократилось.
Чрезвычайно сложные проблемы возникли в
рыбопромышленном комплексе, во многом определяющем индустриальный профиль
области. В рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей промышленности
сконцентрирована почти половина всех промышленно-производственных фондов
области, включая около 300 крупных и средних рыболовных судов, ведущих промысел
рыбы в океане. Крупнейшие рыбодобывающие предприятия - АО “Тралфлот”
(Калининград), АО “Пионерская база океанического рыболовного флота”. Лов рыбы
ведут также реорганизованные в акционерные общества бывшие рыболовецкие
колхозы, а также АО “Рыбпрогноз”, свернувшее из-за финансовых трудностей
поисковую работу. Добывающие предприятия, а также АО “Рефтрансфлот”
одновременно ведут и переработку рыбы. Береговые рыбообрабатывающие предприятия
- АО “Балтийский рыбоконсервный комбинат” (Светлый), АО “Калининградский
рыбоконсервный комбинат”, АО “Мамоновский рыбоконсервный комбинат” и АО
“Полесский рыбоконсервный завод”. С добычей или переработкой рыбы тесно связаны
многие машиностроительные предприятия, обеспечивающие производство приборов,
оборудования, небольших рыболовных судов, судоремонт. Имеется крупный тарный
комбинат. В Калининграде расположены научно-исследовательские предприятия,
выполнявшие 40% всех работ в сфере рыбохозяйственной науки СССР, высшие учебные
заведения, техникумы и профтехучилища, готовившие кадры для рыбной отрасли
разных регионов страны. Всего в рыбохозяйственном комплексе области было занято
в 1991 г. около 60 тыс. работников - 1/6 часть всех занятых в народном
хозяйстве области.
В настоящее время имеющийся потенциал используется
далеко не в полной мере. Улов рыбы и других морепродуктов по сравнению с
серединой 1980-х годов упал примерно в четыре с половиной раза (в 1995 г. он
составил 205,8 тыс. т). Сократился набор абитуриентов в учебные заведения
рыбохозяйственного профиля, разрушается научно-исследовательская база отрасли.
Приостановлен воспроизводственный процесс - почти не закупаются новые
рыболовные суда, новая техника. Предприятия отрасли находятся на грани
банкротства.
Изменившиеся экономические условия резко ухудшили
условия деятельности отрасли в Калининградской области. И прежде рыбная
промышленность СССР получала большие государственные дотации (около 1 млрд.
рублей в ценах прежних лет, когда рубль был сопоставим с долларом США). Теперь
же из-за нехватки средств находятся в эксплуатации лишь около 40% судов. Флот
стареет, но денег ни на ремонт старых, ни на строительство новых судов нет. В
условиях, когда цены на топливо (на которое и раньше приходилось более половины
всей себестоимости продукции) резко возросли и приблизились к мировым,
удаленная от акваторий морских промыслов в Атлантике, восточной части Тихого
океана и юго-западной части Индийского океана Калининградская область оказалась
не самым удобным районом размещения рыбной промышленности страны. Для покрытия
эксплуатационных расходов добывающие организации вынуждены более половины всей
выловленной рыбы продавать за границей, не ввозя ее в область. От этого во
многом страдают рыбоконсервные комбинаты области, которые получают немногим
более трети необходимого сырья. Для рентабельной работы отрасли приходится
устанавливать высокие цены на рыбную продукцию, что делает ее малодоступной
значительным группам населения региона. Для того чтобы экспортировать не сырье,
а более дорогую пищевую рыбопродукцию, необходимо преодолеть острую конкуренцию
на мировом рынке и внедрить технологии, обеспечивающие необходимое качество
товара.
Без значительных государственных дотаций
рыбопромышленный комплекс области не в состоянии не только восстановить прежние
позиции, но и сохранить нынешние. Некоторая поддержка предусматривается
проектом Федеральной программы социально-экономического развития
Калининградской области. Тем не менее, вряд ли можно отнести рыбную промышленность
к наиболее перспективным отраслям, определяющим будущую народнохозяйственную
специализацию региона. При распределении средств, выделяемых государством на
поддержку рыбодобывающей отрасли, область испытывает большую конкуренцию со
стороны других регионов - особенно Севера и Дальнего Востока. Определенный
положительный эффект может быть получен от совершенствования переработки
рыбного сырья, расширения ассортимента и повышения качества готовой продукции,
дальнейшей экспортной ориентации производства. В перспективе, с ростом уровня
жизни, могут произойти и изменения конъюнктуры на внутреннем рынке - повышение
спроса на рыбопродукцию. Это улучшит возможности развития рыбопромышленного
комплекса региона.
Машиностроение региона отличается очень разноплановой
производственной структурой и практическим отсутствием внутриобластных связей
по кооперации. Отрасль насчитывает более 20 предприятий, наиболее крупные из
которых представлены в таблице 2.3.4.
Таблица 2.3.4
Основные машиностроительные предприятия Калининградской
области
Предприятия
Основная специализация на
конец 1980-х годов
АО “Прибалтийский
судостроительный завод “Янтарь” (Калининград)
Технологическое
оборудование для предприятий торговли и общественного питания, банковское
оборудование
АО “Микродвигатель” (Гусев)
Электродвигатели малой
мощности
АО
“Стройдормаш”(Калининград)
Дорожностроительная техника
(катки и др.)
АО “Судореммашавтоматика”
(Калининград)
Технологическое
оборудование и запчасти для рыболовных судов и рыбоперерабатывающих
предприятий
Филиал российско-финского СП “Марин
Инжиниринг Сервис” (Светлый)
Судоремонт
Фирма “Калининградгазавтоматика”
(Калининград)
Приборы для оснащения газопроводов
АО “Балткран”(Калининград)
Краны
АО “Преголь”(Калининград)
Судоремонт
АО “Техмаш” (Черняховск)
Металлообрабатывающий инструмент,
техоснастка, оборудование для предприятий торговли
АО “Карат” (Черняховск)
Оборудование для электронной
промышленности
АО “Калининградбуммаш”(Калининград)
Бумагоделательное оборудование
Российско-белорусское СП “Балтмазсервис”(Калининград)
Узлы, детали и запчасти к автомобилям
АО “ЭСВА”(Калининград)
Сварочное оборудование
АО “Матео”(Калининград)
Технологическое оборудование для рыбной
промышленности и запчасти к нему
АО “Рыбтехцентр”(Калининград)
Технологическое оборудование для добычи
и переработки рыбы
Несмотря на то, что в Калининградской области удельный
вес оборонной промышленности всегда был ниже, чем в среднем по России, на
десяти машиностроительных предприятиях осуществляются мероприятия по конверсии
военного производства. Крупнейшее конверсионное предприятие - АО “Прибалтийский
судостроительный завод “Янтарь”, строившее военные корабли.
С учетом наличия собственной научно-производственной
базы и возможного сотрудничества с зарубежными партнерами, небольшие машиностроительные
предприятия имеют определенный потенциал для освоения наукоемкой продукции,
выпуска новых образцов техники как на внутренний российский рынок, так и на
экспорт. Но пока такие возможности используются в малой мере, а прежняя
специализация многих предприятий затруднена из-за территориальной изоляции
области от основной части страны.
Машиностроительные предприятия области не только не
образуют сколько-нибудь цельного комплекса - практически они вовсе не связаны
между собой. Их поставщики и смежники, а чаще всего и потребители, находятся за
пределами региона. И вряд ли можно говорить о каком-то общем будущем
предприятий отрасли - многое зависит от специфики выпускаемой продукции. К
примеру, АО “Балткран” 90% своей продукции отправляет сейчас на экспорт.
Калининградские краны и детали отгружаются в Сингапур, Австралию, Гамбург,
Киль, на Тайвань... Среди акционеров “Балткрана” солидные фирмы, такие как
российская “ЛУКойл” и германская “Ноелл”. В то же время АО “Кварц”,
испытывающее сильную конкуренцию со стороны зарубежных поставщиков
высококачественных компьютеров и лишившееся заказов оборонной промышленности на
вакуумное напылительное оборудование, оказалось в сложнейшем положении.
Трудно предположить, что продукция нынешних
калининградских машиностроительных предприятий (за малым исключением) в
ближайшее время сможет оказаться конкурентоспособной на внешнем рынке, даже с
помощью иностранных инвесторов. Следует прежде всего ориентироваться на
потребности огромного российского рынка и рынков других стран СНГ, а также
рыбопромышленного комплекса самой области. Но и в таком случае необходимы
значительные инвестиции, которые могут быть получены в рамках решения задач
сохранения и реновации российского машиностроения в целом. И в связи с этим
машиностроение должно получить поддержку федеральной программы
социально-экономического развития области, причем важную роль должны сыграть
конверсионные предприятия (“Янтарь”, “Кварц”, “Факел”, “Стройдормаш” и др.). К
числу перспективных направлений развития машиностроения можно отнести:
- расширение производства оборудования для рыбной
промышленности (рыболовного флота и рыбопереработки);
- переориентация судостроения на постройку гражданских
судов и морских контейнеров;
- производство машин напольного электрифицированного
транспорта (электропогрузчиков, электрокаров и др.);
- серийный выпуск электрических ракетных двигателей
нового поколения;
- выпуск компьютерной техники, в т.ч. бытовой;
- судо- и авторемонт;
- производство машин и оборудования для АПК и
фермерских хозяйств;
- производство товаров народного потребления, в
особенности сложной бытовой техники.
Эти направления имеют определенное научное обоснование
и значительный рынок сбыта. Но вполне могут возникнуть и другие производства, в
т.ч. основанные на использовании выгод географического положения области и
дешевой рабочей силы (сборочные предприятия), на инвестициях российских и
зарубежных инновационных компаний (технопарки). Так, 30 июля 1996 г. в Москве
подписано соглашение с южнокорейской корпорацией “KIA Group” о создании
автомобильного сборочного производства на Прибалтийском судостроительном заводе
“Янтарь”[1]
. В рамках соглашения закуплен
южнокорейский автосборочный завод, ранее работавший в Греции. Его оборудование
монтируется в ряде высвободившихся в ходе конверсии корпусов “Янтаря”. Новая
автомобильная компания “КИА-Балтика” будет выпускать не менее 50 тыс.
современных легковых автомобилей и микроавтобусов в год. При этом доля комплектующих,
производимых в Калининградской области, в течение 5 лет достигнет 65%. Развитие
автомобильного производства позволит, как предполагается, оживить экономику
области, способствует развитию внутриобластных кооперационных связей, а,
следовательно, оздоровлению и других промышленных предприятий региона.
Машиностроительные предприятия начинают
рассматриваться и как возможные ядра будущих локальных экономических зон,
развивающихся с привлечением иностранных инвестиций.
В Калининградской области действует пять предприятий
целлюлозно-бумажной промышленности (два в Калининграде и по одному в Советске,
Немане и Знаменске). Вопрос о целесообразности размещения в области отрасли,
удаленной на 1,5 тысячи километров от источников сырья на Севере европейской
части страны и являющейся источником загрязнения атмосферы и гидросферы,
ставился в научных кругах уже достаточно давно. В начале 1990-х годов на
закрытии “экономически вредных” производств настаивали широкие круги
демократической общественности (и отражающие их интересы представители в
областном Совете), и в летний период деятельность некоторых предприятий
приостанавливалась. Сейчас же экономические трудности уже привели к
многократному сокращению объемов производства на предприятиях отрасли и
временной остановке ряда предприятий (так, Неманский целлюлозно-бумажный завод
простаивал в 1994 г. в течение полугода и возобновил работу только в начале
1995 г.); относительное благополучие АО “Цепрусс”
(российско-ирландско-австрийско-швейцарско-германско-итальянское предприятие)
связано с поставкой целлюлозы на экспорт. Целлюлозно-бумажная промышленность
имеет шанс сохраниться только при экспортной ориентации производства, что
требует инвестиций для обеспечения надлежащего качества продукции. Поступить
такие инвестиции могли бы, в частности, из-за рубежа, и этот процесс уже
начался. Наряду с АО “Цепрусс” зарубежные средства вкладываются в АО “Неманский
ЦБЗ” (фирма “Финвест” со штаб-квартирой в Лондоне ныне владеет более чем 60%
акций этого предприятия, т.е. контрольным пакетом). Некоторые предприятия
намерены полностью сменить свой профиль. Так, АО “Дарита” (бывший
Калининградский ЦБК-1) планирует перейти на производство растительного