Органы предварительного расследования

и присоединена к Министерству по чрезвычайным ситуациям.

Государственный пожарный надзор, как специальный вид государственной надзорной деятельности, возложен на должностных лиц военизированной пожарной службы. Руководство республиканского органа управления данной службы, а также территориальных (областных, городских, города Минска, районов) органов службы по должности являются государственными инспекторами по пожарному надзору. На этих должностных лиц, согласно действующему Уголовно-процессуальному законодательству, возложены полномочия по производству дознания по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил. Как правило, в случае пожара на место происшествия выезжает инспектор органов пожарного надзора, который выступает в данном случае как лицо, производящее дознание. Каких-либо отличительных особенностей осуществления дознания этими должностными лицами от дознания, проводимого другими схожими органами, не имеется.

Капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов расследуют уголовные дела в форме дознания в связи с совершенным преступлением на судах. Необходимо подчеркнуть, что данные должностные лица полномочны возбудить уголовное дело о любом преступлении, если совершено оно во время плавания корабля или полета воздушного судна. Если преступление совершается в порту приписки (аэропорту) или другом порту, то дознание осуществляется милицией (прокуратурой) на железнодорожном, воздушном, речном транспорте.

Дознание может быть произведено как самим капитаном, командиром судна, либо по его поручению(приказу) достаточно грамотным членом экипажа. Вся деятельность по расследованию дела должна строго соответствовать нормам УПК Республики Беларусь.

Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь, являясь органом дознания, осуществляют расследование уголовных дел по преступлениям, совершенным в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений. Дипломатические представительства и консульские службы обладают иммунитетом от юрисдикции иностранных государств, на территории которых они расположены. В этой связи вся деятельность по производству дознания регламентируется действующим уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь и никаких исключений от общих правил не имеет.

В соответствии с Законом Республики Беларусь “Об оперативно-розыскной деятельность” от 9 июля 1999 г. Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь предоставлено оперативным подразделениям:

органов внутренних дел;

органов государственной безопасности;

пограничных войск;

органов государственной охраны: службы безопасности Президента Республики Беларусь и Главного управления государственной охраны при Президенте Республики Беларусь;

органов финансовых расследований;

таможенных органов;

органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь.

Оперативно-розыскная деятельность является одним из государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов. Она способствует решению задач уголовного процесса и защите прав и свобод личности, интересов общества и государства путем быстрого и полного расследования преступлений, общественно-опасных деяний невменяемых, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных (ст. 7 УПК).

В задачи оперативно-розыскной деятельности входит способствование решению задач уголовного процесса негласными методами. Поскольку многие опасные преступления, совершаются в условиях неочевидности, раскрытие их без негласной работы практически невозможно. Поэтому согласно ст. 9 Закона органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать помощь на конфиденциальной основе этим органам.

К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, участков местности, транспортных средств; слуховой контроль; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических средств связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий не противоречит требованиям Конституции Республики Беларусь. О возможности определенного ограничения прав и свобод гражданина сказано в ст. 23 Конституции Республики Беларусь: “ Ограничения прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц”.

В Законе “Об оперативно-розыскной деятельности” предусмотрены гарантии принятия законного и обоснованного решения об ограничении прав граждан. Так, в ч. 2 ст. 6 сказано, что лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению либо ограничению прав и свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Согласно закону оперативно-розыскная деятельность может производиться как до возбуждения уголовного дела с целью выявления подготавливаемых преступлений и уже совершенных, так и по возбужденному уголовному делу.

Получаемые в результате оперативно-розыскной деятельности сведения, могут быть использованы при планировании расследования и подготовки следственных действий. Материалы, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности, могут быть признаны в качестве источников доказательств при условии, если они получены в соответствии с законодательством Республики Беларусь, представлены, проверены и оценены в порядке, установленном уголовно-процессуальным кодексом.


Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь. Задачи, организация, взаимоотношения с правоохранительными органами

правоохранительный расследование оперативный розыск интерпол

Международная организация уголовной полиции – Интерпол – была образована в 1923 г. Интерпол, сама непосредственно не занимаясь расследованием, обеспечивает международное сотрудничество государств в области борьбы с международной уголовной преступностью (контрабанда, наркобизнес, терроризм, т.е. бандитизм на внутренних и международных линиях гражданской авиации, розыск преступников и без вести пропавших, розыск произведений искусства и др.) путем кооперации и координации действий полиции разных стран. Ее назначение – в быстром обмене информацией (получение и передача) в целях предупреждения, раскрытия и расследования преступлений транснациональной направленности, связанной с международной организованной преступностью.

Ведущая роль в международном сотрудничестве в сфере борьбы с международной общеуголовной преступностью принадлежит Организации Объединенных Наций, что нашло отражение в ст. 2 ее Устава. В задачи ООН входит:

Способствовать широкому взаимному сотрудничеству всех органов уголовной полиции в пределах действующего в странах законодательства и Всеобщей декларации прав человека.

Создавать и развивать институты, которые могут содействовать успешному предупреждению и борьбе с уголовной преступностью.

Эти цели определили две сферы приложения усилий Интерпола: способствовать взаимным прямым контактам уголовной полиции разных стран, которые могут устанавливаться и поддерживаться вне Интерпола, и создание в рамках организации, ее Генерального секретариата различных комитетов, технических служб, которые облегчают поддержание прямых взаимных контактов и в целом содействуют борьбе с уголовной преступностью. Обе сферы деятельности в повседневной практике проявляются как взаимозависимые и взаимодополняющие.

В настоящее время в Интерпол входит около 180 стран мира, в том числе с 4 октября 1993 г. Республика Беларусь. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 744 от 10 ноября 1993 г. в структуре центрального аппарата МВД было создано Национальное центральное бюро Интерпола, которое действует в составе Главного управления криминальной милиции.

Национальное центральное бюро Интерпола является органом, обеспечивающим международное сотрудничество в рамках Интерпола, служит в качестве корреспондента, компетентного представителя и ответственного учреждения указанной международной организации на национальном уровне. Оно поддерживает постоянную связь с Генеральным секретариатом Интерпола и Национальными центральными бюро других стран. Поскольку каждая страна – член Международной организации уголовной полиции – свободна в выборе форм сотрудничества с Интерполом и может иметь своим представителем в нем любое из своих учреждений, ведущих борьбу с преступлениями, организация и структура Национального центрального бюро регулируется национальным законодательством.

Положение о Национальном центральном бюро Интерпола в Республике Беларусь утверждено приказом Министра внутренних дел (1995 г.). В соответствии с этим документом Национальное центральное бюро Интерпола возглавляет начальник, имеющий своего заместителя. В бюро действуют три отделения: уголовных преступлений и международного розыска; анализа и обработки информации и технического обеспечения. На местах в службах криминальной милиции, других структурных подразделениях МВД, а также областных и крупных городских (районных) органах внутренних дел имеются сотрудники, в функциональные обязанности которых дополнительно вменено осуществление взаимодействие с НЦБ Интерпола в Республике Беларусь. Это так называемые офицеры связи или контактные офицеры. Сотрудники Национального центрального бюро Интерпола состоят в штатах МВД и подчиняются руководству этого ведомства. По мере накопления опыта организация и деятельность НЦБ Интерпола будет совершенствоваться.

Национальное центральное бюро Интерпола поддерживает постоянную связь с правоохранительными органами республики, информирует их о возможностях, принципах и формах международного полицейского сотрудничества в рамках Интерпола, предоставляет и ведет обмен оперативной информацией, проводит семинары и встречи с работниками органов правоохраны и т.д. Оно поддерживает связи более чем с 80-ю аналогичными органами в других странах, благодаря чему белорусские правоохранительные органы, ведущие борьбу с преступностью, получают информацию о новейших способах борьбы с преступлениями и технических средствах, могут объявить розыскиваемых ими лиц в международный розыск, более эффективно заниматься поиском угнанных автотранспортных средств, пропавших произведений искусств, вести борьбу с транснациональными преступлениями (организованной преступностью, терроризмом, контрабандой, наркотиками, фальшивомонетничеством и др.) С ноября 1995 г. Беларусь включена в международную компьютерную сеть Интерпола, что позволяет нашей республике по этой сети беспрепятственно и оперативно связываться с любым государством – членом Интерпола. Таким образом, международное сотрудничество в сфере борьбы с уголовной преступностью транснационального характера в рамках Интерпола является в современном мире наиболее оптимальным и эффективным, способствует успешному выполнению задач, стоящих перед национальными правоохранительными органами.

Размещено на