Рынок и его инфраструктура
НДС в размере 20 %.От НДС освобождаются: товары, экспортируемые за пределы РФ; услуги городского пассажирского транспорта; услуги в сфере народного образования; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,
выполненные за счет средств государственного бюджета; услуги в сфере культурной и спортивной деятельности; выдача, получение и уступка лицензий; квартплата и некоторые другие виды товаров н услуг.
Акцизы и другие налоги.
К косвенным налогам, широко применяемым в
различных странах, относятся акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателем данного товара. Однако диапазон действия акцизов невелик - это в основном особые, избранные товары, поэтому у потребителя есть возможность
переориентации на замещающие *авары и «ухода» от уплаты этих налогов. В России к подакцизным товарам относятся винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, легковые автомашины, ювелирные изделия, меха, изделия
из натуральной кожи и т. п.
К категории вновь введенных в России налогов, т. е. налогов, которые до 1992 г. не взимались, относится налог на имущество предприятий.
Отличительной особенностью налога является его отнесение на финансовые результаты деятельности предприятий. Налог взимается со среднегодовой стоимости имущества предприятия. При этом под имуществом понимается не только стоимость основных средств, но и стоимость нематериальных активов (патенты, лицензии, ноу-хау и другие виды интеллектуальной собственности), денежные средства на расчетном и валютном счетах, в кассе и т. д. Максимальная ставка налога - 1 % (установлена ВС РФ), но
конкретные ставки могут быть и меньше (например, в Москве она составляет 0,5%).
Как отмечалось выше, разработчики налоговой системы в России пошли по пути введения большого количества разнообразных налогов. Так, в соответствии со специальными законами облагаются налогом доходы банков,
доходы от страховой деятельности, от эмиссии и продажи ценных бумаг.
Существуют специальные отчисления в Пенсионный фонд и на социальное страхование. Особый порядок действует по отчислениям в дорожные фонды. Существуют налог на наследования и дарения и целая гамма местных налогов курортный сбор, налог на рекламу, целев6й сбор на содержание милиции, налог на перепродажу автомобилей, налог за открытие предприятия, различные регистрационные сборы и т. п.). Описывать все эти налоги не имеет смысла, их нужно «почувствовать» на практике.
Методы использования налогов
Основными методами использования налогов являются:
изменение ставок подоходного налога;
изменение ставок налога на прибыль;
предоставление прямых и косвенных льгот с целью воздействия на размеры инвестиционной политики.
В целях ускоренного обновления основного капитала, внедрения новых технологий государство проводит политику ускоренной амортизации.
Особенно эффективна система налоговых льгот в области научных исследований, разработки новых технологий, а также в сфере развития высокотехнологичных отраслей народного хозяйства. Эффективное воздействие оказывает гибкая налоговая политика или стимулирование
экспортного потенциала.
Важнейшим инструментом государственной политики является кредитно-денежный инструмент. Правовую основу его использования составляют законы: "О ЦБ РФ", "О банках и банковской деятельности". В соответствии с законом "О ЦБ РФ" последний регулирует деятельность
коммерческих банков по следующим направлениям:
установление минимального размера уставного капитала;
предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска;
показатель ликвидности баланса;
минимальный размер обязательных резервов, депонированных в банке РФ;
максимальный размер риска на одного заемщика (10% от суммы активов банка);
ограничение размеров валютного и курсового рисков;
ограничение использования привлеченных депозитов для привлечения акций юридических лиц.
Кредитно-денежные средства, используемые в процессе регулирования рыночной экономики, выступают в виде учетной ставки процента за банковский кредит, денежной миссии, минимальных резервов банков, мероприятий на рынке ценных бумаг. Эти средства дополняют бюджет
налоговой величины, с их помощью государство добивается изменений спроса и предложения на денежные кредиты.
Учетная ставка - это ставка процента, которую ЦБ РФ как эмиссионный банк взимает с коммерческих банков за предоставляемый им кредит. Повышая (понижая) ее эмиссионный банк затрудняет (облегчает)
коммерческим банкам доступ к заемным средствам и тем самым ограничивает или расширяет их возможность по предоставлению кредитов предприятиям и организациям.
В системе кредитно-денежных средств регулирования рыночной экономики важное место занимает денежнаяэмиссия. Она приводит к количественному изменению денежной массы. Исключительное право выпуска наличных
денег в обращение и изъятие их из обращения принадлежит ЦБ РФ.В соответствии с функциями резервной системы ЦБ РФ:
а) осуществляет эмиссию денег и организует их обращение; б) является кредитором последней инстанции для коммерческих банков;
в) реализует
расчеты между банками;
г) обслуживает государственный долг страны;
д) проводит операции на рынке ценных бумаг;
е) выдает коммерческим банкам лицензию на совершение банковских операций и операций с иностранной валютой;
ж) осуществляет контроль за деятельностью
коммерческих банков.
Наряду с денежной эмиссией велика роль в регулировании экономики управления денежным оборотом. Управление денежным оборотом в РФ осуществляет ЦБ РФ в соответствии с функциями резервной системы и на основе главных направлений единой государственной кредитно-денежной политики. Содержанием его деятельности в этой области является регулирование объема и структуры денежной массы в обращении, состоящей из наличных денег в обращении, денежных средств на счетах и на вкладах юридических лиц, граждан и других безусловных денежных обязательствах банков.
Основными экономическими методами регулирования денежной массы являются:
определение объема кредитов, предоставляемых ЦБ РФ коммерческим банкам;
покупка и продажа ценных бумаг и иностранной валюты;
определение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ РФ;
определение процентных ставок по кредитам, предоставляемых ЦБ РФ.
В целях воздействия на состояние рынка в стране широко используются меры ЦБ РФ по установлению минимальных размеров резервов банка. В соответствии с законом "О ЦБ РФ" последний устанавливает размер обязательных резервов, размещенных в ЦБ РФ в процентах. Коммерческие банки поддерживают остаток средств на резервных счетах в ЦБ РФ в размерах, установленных обязательными резервными требованиями.
Средства, находящиеся на резервных счетах, не могут использоваться для кредитных операций коммерческих банков. То есть смысл регулирования нормы обязательных резервов состоит в том, что государство обязывает кредитные учреждения хранить часть своих средств в ЦБ РФ. Чтобы избежать кредитной экспансии и охватить конъюнктуру, государство увеличивает нормы обязательных резервов и замораживает часть депозитов банка.
Сущность мероприятий на рынке ценных бумаг заключается в том, что, продавая облигации государственных займов коммерческим банкам, ЦБ РФ
изымает часть ликвидных ресурсов, то есть сокращает кредитные возможности банков.
Во время перехода к рыночным отношениям велика роль экономических и социальных процессов, происходящих в обществе.
Характерной особенностью рыночной экономики является простое ценообразование. Государство может оказывать воздействие на процесс ценообразования путем стабилизации цен, принимая в этих целях соответствующие законодательные акты.
Важным составным элементом системы регулирования экономики является планирование. С его помощью осуществляется использование на практике финансово-кредитных инструментов и других экономических рычагов. Это обеспечивается путем разработки всех видов бюджета, кредитных планов в процессе внутрифирменного планирования, составления комплексных прогнозов социально-экономического развития страны, а также целевых комплексных программ по решению важнейших народнохозяйственных проблем.
Существует планирование и прогнозирование на макро и микро-уровне.
Разделение труда является объективной основой планирования и прогнозирования.
Макро уровень экономики.
Факторы планирования на макро уровне:
1.Недостаточность механизма свободного рынка для обеспечения макроэкономической устойчивости народного хозяйства страны. Данное обстоятельство обусловлено тем фактором, что свободному рынку присущи технологические колебания производства, валового дохода, занятости и
т.д.
2.Увеличение по мере роста уровня доходов доли общественного потребления в совокупном потребление. Поскольку общественное потребление товаров и услуг регулируется не обычным рыночным механизмом, а правительственными организациями, постольку возрастает
доля совокупных ресурсов страны, распределяемых правительством вне рыночных механизмов.
3.Возрастание масштабов косвенных последствий производства и потребления на среду обитания.
4.Усиление степени интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики, что приводит к появлению более важных и сложных форм их взаимной зависимости.
5.Возрастающий интерес к проблемам долгосрочного развития, проблемам ресурсосбережения, возможности истощения не воспроизводимых ресурсов,
постепенное разрушение окружающей среды.
6.Постоянный рост консолидации групп людей и классов, а также частных компаний в соответствии с социально-экономическими интересами. Они выдвигают требования, автоматическое выполнение которых механизм свободного рынка не обеспечивает.
Планирование и прогнозирование - это наука, которая занимается систематизацией и производством новых знаний в области, связанной с составлением прогнозов, программ, проектов. Это специфическая форма общественной практики людей, являющаяся функцией управления и состоящая в подготовке вариантов решений в виде прогнозов, проектов и
т.д., обоснованием их оптимальности, обеспечением возможности их выполнения.
В системе управления планирование занимает центральное место.
Аргументами в пользу такого вывода являются:
1.Тот факт, что планирование выступает в качестве подфункции такой функции управления, как подготовка и принятие управленческих решений.
В системе основных функций управления данная функция занимает приоритетное место, поскольку с нее начинается процесс управления.
Содержанием планирования как формы общественной практики является разработка прогнозов, проектов, программ и планов на основе использования выводов и рекомендаций науки планирования.
Содержание планирования охватывает его сущность и проявления сущности, то есть процедуры разработки проектов, программ, прогнозов и планов.
Формы планирования многообразны. Они определяются многоуровневостью и многоаспектностью.
1.Различают отраслевой, региональный, социальный, научно-технический, экологический, инфраструктурный и другие аспекты планирования.
2.В зависимости от уровня плановой работы различают планирование, осуществляемое на межстрановом, общегосударственном, республиканском, региональном и других уровнях.
3.В зависимости от промежутка времени, который охватывают решения, различают долгосрочное, среднесрочное и текущее планирование.
Многоаспектность планирования отражает многообразие проблем, которые решаются обществом. Содержание планирования раскрывают его процедуры. Процедуры планирования - это упорядоченная последовательность применения логики, принципов, подходов и методов
оптимизации решений в процессе планирования.
Выделяют три основные процедуры:
а) прогнозирование
б) программирование
в) проектирование
Планирование на макро уровне призвано способствовать реализации экономической, социальной, экологической, структурно-инвестиционной, научно-технической и внешнеэкономической политики.
На уровне предприятий планирование и прогнозирование выступает в качестве инструмента реализации рыночной стратегии менеджмента, выступая важным условием повышения эффективности и прибыльности деятельности предприятий.
Планирование как наука.
Практическая деятельность общества по разработке прогнозов, программ и планов всех уровней и временных горизонтов обусловило возникновение и развитие особой науки - планологии.
Планология - это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний в области составления, обеспечения возможности реализации, выполнения решений в форме прогнозов, проектов, программ и планов.
Как и всякая наука планология представляет собой сложную систему, состоящую из двух крупных подсистем: организационной и теоретико-методологической.
В состав организационной подсистемы входят:
ученые с их опытом, теоретическими и практическими знаниями;
система научных учреждений, занимающаяся проблемами прогнозирования, планирования и проектирования на различных уровнях народно-хозяйственной системы страны;
система научной информации по фактической организации плановой деятельности в РФ и за рубежом.
Теоретико-методологическая система включает:
общую методологическую часть в составе теории познания и
диалектического метода исследования; специфическую часть, включающую систему понятий, категорий, законов, ограничивающих объективные отношения и связи, возникающие в плановой практике; совокупность накопленных знаний о путях, методах разработки, обоснования оптимальности, обеспечение возможности выполнения и контроля за ходом выполнения прогнозов, программ и планов; методы научно-исследовательской работы.
Предметом планологии является исследование механизма действия и механизма использования объективных законов развития общества, форм и методов реализации полученных знаний для обеспечения возможности
планомерного регулирования происходящих в ней процессов, для обоснования развития и совершенствования процедур планирования.
Такое определение предмета теории планирования позволяет выделить в нем три важнейших аспекта научной деятельности:
1.Социально-экономический. Он состоит в изучении конкретных закономерностей, определяющих развитие социально-экономических процессов. Познание этих закономерностей и присущих им количественной зависимости является базой для научного обоснования прогнозов, проектов всех уровней.
2.Методология планирования. Это инструмент познания социально-экономических процессов и активного воздействия на них. Это осуществляется на основе разработки и реализации в процессе практической деятельности принципов логики, методологических подходов и методов научной разработки прогнозов, проектов, программ и планов.
3.Организационный аспект. Он охватывает вопросы, связанные с совершенствованием структуры органов и организаций, занимающихся плановой работы их взаимодействия с органами управления на различных
уровнях.
Содержанием теории планирования является планомерная организация регулирования процесса расширенного воспроизводства на макро и микро-уровне. Речь идет о прогнозировании и регулировании воспроизводства общественного продукта и национального дохода в
отраслевом и национальном аспектах воспроизводства трудовых ресурсов и их использования, инвестиционных процессов, уровня жизни и ее качества, финансово-кредитных и социально-экономических отношений. В
планировании социального и экономического развития используются выводы, фактические данные и методы исследования, применяемые функционирующими и отраслевыми экономиками.
Планилогия тесно связана с техническими и естественными науками.
Отраслевые и функционирующие науки используют и развивают положение общеметодологических наук науки планирования с учетом особенностей предмета.
Прогнозирование
Планирование социально-экономического развития как форма общественной практики в условиях рыночной экономики.
1.Прогнозирование в системе планирования развития рыночной экономики.
2.Планирование - важнейшая процедура планирования.
3.Проектирование, подготовка проектов и планов в системе планирования.
4.Организация ПиП в РФ на современном этапе.
В условиях рыночной экономики существенно возрастает роль прогнозирования. Это связано с двумя обстоятельствами:
1.Во-первых, с тем, что рыночное хозяйство отличается постоянными колебаниями конъюнктуры, которые непосредственно отражаются на доходах и судьбе каждого продавца и покупателя. Для того, чтобы не допустить грубых ошибок, нужно оценивать возможные варианты поведения
контрагентов и конкурентов.
В этих условиях прогнозирование становится неотъемлемым элементом выработки рыночной стратегии и тактики на любом уровне хозяйства.
2.Во-вторых, в рыночном хозяйстве прогнозирование выступает как исходный пункт при обосновании долгосрочных программ, индикативных, стратегических и директивных планах крупных проектов.
Прогнозирование - это процедура планирования развития рыночной экономики и ее важнейших звеньев и структурных элементов. Оно является одной из форм плановой деятельности, состоящей в научном предвидении состояния объекта управления в определенный момент.
Содержание прогнозирования - это разработка прогнозов различных временных горизонтов, касающихся народного хозяйства в целом, и его подсистем.
Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта управления, об альтернативных путях и сроках их осуществления.
Прогнозирование выступает в качестве связующего звена между теорией и практикой во всех областях жизни общества.
Прогнозирование выполняет две основные функции:
1.Предсказательная (описательная, директивная).
2.Предуказательная (предписательная, перспективная)
Предсказание подразумевает описание возможных или желаемых перспектив состояния решений проблем будущего.
Предуказание - это собственное решение этих проблем, использование информации о будущем в целях направленной деятельности, то есть в проблеме прогнозирования можно выделить два аспекта: Теоретико-познавательный и управленческий, связанный с возможностью принятия на основе полученных знаний решений.
Социально-экономическое прогнозирование имеет своей целью создание научных предпосылок для подготовки и принятия решений. Эти предпосылки включают научный анализ тенденций, вариантное предвидение, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные, оценку возможных последствий принимаемых решений, обоснование направлений социально-экономического и научно-технического прогресса.
Существует в настоящее время технология прогнозов. Она строится в зависимости от различных критериев, признаков, целей, задач и методов организации прогнозирования. К числу наиболее важных относятся
масштаб прогнозирования, время учреждения, характер объекта и функция
прогноза.
1)По масштабам прогнозирования выделяют следующие виды прогнозов:
макроэкономические;
структурные;
прогнозы развития народно- хозяйственных комплексов;
отраслевые и региональные;
прогнозы развития первичного звена.;
2)По времени упреждения выделяют прогнозы:
оперативные (до 1 месяца);
краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);
среднесрочные (от 1 года до 5 лет);
долгосрочные (от5 до 10-15 лет);
дальнесрочные (до 15-20 лет);
Перечисленные типы прогнозов отличаются друг от друга как временными рамками, так и своим содержанием и характером оценок исследуемых процессов.
Оперативные прогнозы основаны на том, что в прогнозируемом периоде не произойдет существенных изменений. В этих прогнозах преобладают детальные количественные оценки ожидаемых событий.
Краткосрочные прогнозы предполагают только количественные изменения.
Средне- и долгосрочные прогнозы исходят как из количественных, так и качественных изменений. В среднесрочных прогнозах дается количественно-качественная оценка, а в долгосрочных - качественно-количественная.
Дальнесрочные прогнозы исходят только из качественных изменений, причем речь идет об общих закономерностях развития объекта исследования.
3)В зависимости от характера исследуемого объекта прогнозы делятся на:
прогнозы развития производственных отношений;
прогнозы социально-экономических предпосылок и последствий НТП;
прогнозы динамики народного хозяйства;
прогнозы воспроизводства населения, трудовых ресурсов и т.д.
прогнозы экономического использования ПР и природоохранных мероприятий;
прогнозы уровня и качества жизни населения;
прогнозы воспроизводства основного капитала и капитальных вложений;
прогнозы внешнеэкономических связей.
4)По функциональным направления прогнозирования прогнозы делятся на:
поисковые;
телеологические.
Поисковый прогноз основан на условном продолжении в будущем тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем, причем такие прогнозы отвлекаются от условий, способных изменить эти тенденций.
Телелогический прогноз разрабатывается на базе заранее определенных целей. Его задача состоит в том, чтобы определить пути и сроки достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Таким образом, если поисковый прогноз при
определении будущего состояния объекта отталкивается от его прошлого, то разработка телеологического прогноза осуществляется от заданного состояния будущего к существующим тенденциям и их значениям.
Источники прогнозной информации.
1)Накопленный опыт, основанный на знании закономерностей протекания и
развития исследуемых явлений, процессов и событий.
2)Экстраполяция существующих тенденций.
3)Построение моделей прогнозируемых объектов применительно к ожидаемым или намечаемым условиям.
Существует три способа прогнозирования:
1)Экспертный. Он основан на предварительном сборе информации и ее обработке, а также на суждении экспертов относительно поставленной задачи прогноза.
2)Экстраполяция. Способ, предполагающий изучение предшествующего развития объекта и перенесение закономерностей этого развития.
3)Моделирование. Исследование поисковых и нормативных моделей прогнозируемого объекта в свете ожидаемых или намечаемых изменений в его состоянии.
Переход России к рыночной экономике объективно обуславливает необходимость осуществления кардинальных изменений в прогнозировании, его теоретических основах, технологии и организации.
Направления изменения практики прогнозирования.
1)Первое направление заключается в том, что составителям прогнозов необходимо избавиться от линейной экстраполяции. Требуется исходить из новых парадигм общественного развития. Из парадигмы развития по спирали, его цикличности, в неизбежности периодической смены эволюционной и революционной формы развития любого прогнозируемого объекта и события.
Парадигма - это строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности.
Парадигма - это исходная концептуальная модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в определенный исторический период в научном сообществе.
2)Второе направление заключается в необходимости преодолеть односторонность прогнозирования, то есть использовать при разработке прогнозов междисциплинарный метод. Необходимо учитывать эндогенные и другие факторы.
3)Третье направление заключается в том, что должны измениться приоритеты. Если прежде преобладал технократический подход, то сейчас на первое место выдвигаются социальные проблемы.
4)Четвертое направление заключается в том, что надо расширить горизонт прогнозирования и пределы предвиденья. Закономерности циклического
развития, механизм взаимодействия циклов могут быть достоверно раскрыты лишь при исследовании столетий исторического развития. Нужны прогнозы, которые сочетают вероятностную оценку развития общества на столетия вперед с долго-, средне- и краткосрочными
прогнозами, достоверность которых может возрастать по мере приближения к исходному пункту.
5)Пятое направление заключается в том, что прогнозирование должно стать процессом демократического выбора вариантов своего будущего
развития избирателями, фирмами и т.д. Прогнозы должны быть известны обществу.
6)Шестое направление заключается в том, что закономерности циклического развития не действуют в изолированно взятой стране. Они носят глобальный характер, поэтому прогнозы должны отражать мировые
процессы и особенности данной страны.
7)Седьмое направление заключается в том , что новая волна подъема прогнозирования при качественном обновлении его теоретического и методического арсенала требует более современных и гибких форм
координации и интеграции усилий ученых и специалистов в проведении междисциплинарных исследований.
Значение прогнозирования при формировании рыночной стратегии.
1)Прогноз дает возможность оценить характер цикличного развития рынка и функционирующих на нем объектов.
При эволюционной динамике рыночная стратегия предприятий и отдельных хозяйственных элементов должна быть направлена на закрепление и расширение своей доли на уже существующем рынке. При революционных сдвигах, когда речь идет о формировании нового рынка, рыночная стратегия предприятий заключается в захвате на нем доминирующей роли.
2)Прогноз позволяет выявить, на какой фазе жизненного цикла находится производимый товар, технологический процесс, позволяет избирать на различных фазах разную рыночную тактику.
Если это фаза освоения, то предприниматель может идти на риск, на значительные затраты, на временные убытки для того, чтобы сформировать спрос на него.
3)В процессе прогнозирования создается возможность для выбора широкой гаммы вариантов рыночной стратегии с учетом взаимодействия различных циклов в различных отраслях. Это позволяет сделать поведение товаропроизводителей на рынке более гибким, адаптированным и устойчивым к внешним воздействиям.
Особенности проектирования.
1)Оно выступает в качестве инструментов реализации политики.
2)Оно раскрывает цели и пути развития различных объектов.
3)Оно определяет этапы социально-экономического развития общества и отдельных его подсистем.
В процессе проектирования должны разрабатываться различные варианты развития, с тем, чтобы было возможно выбрать оптимальный проект и иметь в будущем такой вариант, который будет соответствовать
изменившимся условиям хозяйства.
В связи с переходом к рыночным отношениям меняются отношение к планам, их роль и процесс становления.
1)Изменяется социально-экономическая природа планов, как на микро, так и на макро уровне.
2)Усиливается стратегический характер народнохозяйственного проектирования. Основное внимание уделяется структурной перестройке народного хозяйства, формированию отраслевых и народнохозяйственных
пропорций.
3)Повышение научной обоснованности проектов планов, которые должны стать действенным инструментом организации воспроизводственного процесса.
Цели проектирования должны соответствовать существующим ресурсам при условии их эффективного использования.
4)Расширяется степень демократизации процесса проектирования.
В условиях рыночной экономики разрабатывается целая система планов. Она включает долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
По функциональному признаку планы делятся на:
производственные;
транспортные;
строительные и др.
По уровням распространения различают
народнохозяйственные, отраслевые,
региональные и планы микро уровня.
Разработка долгосрочных среднесрочных планов позволяет рационально сочетать решение перспективных задач общества.
Долгосрочные планы, а РФ будут представлены в виде концепции социально-экономического развития страны на 10 лет. В этой концепции будут определены цели общества с выделением приоритетных целей общества, его субъектов и соответствующие структуры народного хозяйства.
Важнейшим элементом концепции должна стать политика в области НТП и оценка на этой основе перспектив повышения эффективности использования ресурсов, роста занятости и производительности, повышения капиталоотдачи.
На основе этой концепции должны разрабатываться индикативные планы рассчитанные на пять лет. В рамках этого периода определяются цели и параметры воспроизводственного процесса.
Инфраструктура рынка как быстро развивающееся многообразие рыночных отношений.
Рыночной экономике необходима инфраструктура - система взаимосвязанных специализированных организаций, система взаимосвязанных потоков товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельности, и т.п. Ранее отмечалось, что рыночная система нуждается в развитой системе аккумуляции сбережений, ядром которой являются фондовые биржи и банки.
Коммерческие банки и фондовые биржи имеют общее функциональное значение - аккумулировать сбережения для последующего их инвестирования. Вместе с тем они различаются по цели деятельности, характеру операций и риску.
Биржа представляет собой организованный оптовый рынок. По типу биржевого товара различают товарные, фондовые и валютные биржи. В современной экономике существуют публично-правовые и государственные
биржи. Деятельность биржи регламентируются ее уставом. На бирже действуют посредники - брокеры, выполняющие поручения клиентов, и дилеры, покупающие и продающие товары. Специалисты (джобберы) курируют
определенную группу товаров и ценных бумаг корпорации или отрасли.
Биржа, как барометр, характеризует состояние всего народного хозяйства, индикаторами которого являются биржевые курсы (рыночные цены). Они формируются под влиянием спроса и предложения. Структура спроса на
ценные бумаги во многом определяется общеэкономическими факторами, динамику которых предугадать довольно сложно. Структура предложения ценных бумаг зависит от микроэкономических факторов.
Наряду с рынком реального товара существует рынок, на котором торгуют правами на покупку («call») и правами на продажу («put») товара. При этом покупатель контракта обладает правом выбора и платит за это премию. Такая сделка является опционом. Покупатель опциона страхуется в
размере премии от понижения («call») или повышения («put») цены. А страхование продавца отсутствует. Прибыль продавца опциона ограниченна премией, прибыль покупателя может быть сколь угодно большой, начиная с некоторой цены.
На рынке фьючерсов покупаются и продаются типовые контракты на биржевые товары. Единственным переменным параметром является цена, которая определяется покупкой противоположного фьючерсного контракта (метод
хеджирования). Различают совершенный хедж, когда убыток по контракту на реальный товар полностью компенсируется прибылью по фьючерсны контрактам, и несовершенный хедж, когда происходит частичная компенсация. Продавцы и покупатели контрактов равноправны и одинаково страхуются.
Итак, что же такое рынок?
Подведем небольшой итог нашего исследования рынка.
Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. При этом рынки принимают самые разные формы. Ближайшая автозаправочная станция, закусочная, магазин грампластинок, придорожный ларек фермера - все это обычные рынки. Нью-йоркская фондовая биржа и Чикагская зерновая биржа - это уже высокоразвитые рынки, на которых покупатели и продавцы соответственно акций, облигаций и сельскохозяйственной
продукции со всего мира устанавливают контакт друг с другом. Подобным образом и организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, скота, подержанного сельскохозяйственного оборудования, а иногда и недвижимости. Известный на всю Америку футболист и его агент ведут переговоры о контракте с владельцем команды Национальной футбольной лиги. Выпускник химического факультета беседует с представителями фирм "Юнион карбайд" и "Дюпон" в университетском бюро,
помогающем выпускникам получить работу. Все эти ситуации, которые связывают потенциальных покупателей с потенциальными продавцами, образуют рынки. Как следует из приведенных примеров, одни рынки являются локальными, тогда как другие носят национальный или международный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными - на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга. Рынок – сложная и необходимая структура для экономического развития стран любых регионов планеты.
Использованная литература:
Алимова Т.Д. «Проблемы теории рынка: К анализу общего»; Вестник, СПБ.ГУ. Серия 5, Выпуск 4,№26;
Батурина М., Луков В. «Рынок: сущность, основные понятия и структура»
«Введение в экономическую теорию» под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной.
Гершафт М. «Система рынков и рыночное взаимодействие»
Пиндайк "Микроэкономика".
Филипп Котлер «Основы маркетинга» .
«Курс рыночной экономики» под ред. проф. Г.И. Рузавина.
"Курс экономической теории" МГИМО учебник.
Р. Макконнелл, С.Брю "Экономикс" (в 2-х томах) 1993г.
«Рыночная экономика» словарь.
«Учебник по основам экономической теории».
Хайман "Современная микроэкономика: анализ и применение"(в 2-х томах).