Ирак
результате санкций против Ирака Россия потеряла $30 млрд.
Ирак
предлагает
покупателям
нефти платить
дополнительно
50 центов за каждый
баррель. Эти
средства не
должны контролироваться
ООН. Когда ООН
вмешивается,
покупатели
нефти отказываются
от этой сделки.
В ответ, в 2000 году
Ирак дважды
полностью
прекращает
экспорт нефти.
Всплывают
многочисленные
факты, что Ирак
подпольно
продает свою
нефть, в обход
барьеров,
установленных
ООН.
2001
год.
После терактов
11 сентября
появляются
сведения о
связях террористов,
атаковавших
США с иракскими
спецслужбами.
Эти сведения
не подтверждаются.
Спецслужбы
США заявляют,
что Ирак восстановил
свои мощности
по производству
оружия массового
уничтожения
2002
год
- июль. Совет
Безопасности
ООН упростил
механизм действия
программы
"Нефть в обмен
на продовольствие".
Госдепартамент
США заявил, что
семь государств
мира являются
спонсорами
международного
терроризма.
Одно из них
Ирак. В январе
президент
Джордж Буш-младшийGeorge
W. Bush включает Ирак
в "ось зла". США
начинают изучать
возможность
проведения
военной операции
по свержению
Саддама Хуссейна.
В феврале
Ирак заявляет,
что готов допустить
в страну инспекторов
ООН без предварительных
условий. В марте
на саммите Лиги
Арабских Государств
представитель
Ирака заявил,
что его страна
никогда впредь
не будет покушаться
на независимость
Кувейта. Россия
и США подписали
соглашение
об изменении
режима экономических
санкций против
Ирака. ООН
разморозила
российско-иракские
контракты на
сумму $237 млн.
В
апреле Саддам
Хуссейн вновь
заморозил
поставки нефти
на международный
рынок в знак
поддержки с
палестинцами
и призвал другие
арабские страны
последовать
его примеру.
Кроме того, в
Ираке начат
набор добровольцев
для войны с
Израилем. В
Ираке при странных
обстоятельствах
погибает один
из наиболее
одиозных
международных
террористов
Абу НидальAbu
Nidal.
Представители США начали дипломатический зондаж по поводу возможности применения военной силы против Ирака.
Так же приведу несколько выдержек из материалов опубликованных Госдепартаментом США. Перевод с английского сделан там же.
"Эта
страна остается
значительной
угрозой для
стабильности
региона. Мы
стараемся в
рамках ООН и
в других органах
укрепить
международный
контроль над
Ираком. В прошлом
году мы успешно
пресекли
неконтролируемое
разрушение
санкций и начали
воссоздавать
консенсус по
Ираку в Совете
Безопасности
Организации
Объединенных
Наций. В ноябре
СБ ООН единогласно
принял резолюцию
1382, обязавшись
реализовать
основной элемент
"умных санкций"
к концу следующего
месяца, и полагаю,
что мы этого
добьемся:
В конце концов, мы не исключаем других вариантов в отношении Ирака. Мы все еще сильно надеемся на смену режима в Ираке и с нетерпением ждем того дня, когда демократическое, представительное правительство, живущее в мире с его соседями, поведет Ирак к воссоединению с семьей наций.
Если Ирак отвергнет терроризм, если он поддержит временную администрацию, то убежден - мы сможем общаться с Ираком, мы сможем вести разумный диалог с иранскими лидерами. В отношении ситуации в Афганистане, к примеру, я считаю, что мы можем продемонстрировать им, что не в их интересах дестабилизировать правительство, которое они помогали создавать в Бонне. Решить другие вопросы будет сложнее; но я твердо уверен, что конструктивные переговоры с Ираком по Афганистану возможны."
Государственный секретать США Колин Пауэлл
Подготовлено
Бюро по ближневосточным
делам Государственного
департамента
Миф: Все плохое в экономике Ирака связано с санкциями.
Факт: У Ирака была сильная экономика до тех пор, пока Саддам Хусейн не пришел к власти и не напал на своих соседей - Иран в 1980 году и Кувейт в 1990 году - с опустошительными результатами для Ирака. Потребовались 5 лет для того, чтобы Саддам согласился на программу "Нефть в обмен на продовольствие". Саддаму также не удалось реализовать политику, которая бы увеличила темпы экономического роста и создала рабочие места для повышения жизненного уровня населения.
Миф:
Иракский народ
недостаточно
снабжается
медикаментами
из-за санкций.
Факт:
В соответствии
с санкциями
никогда на
запрещался
и не ограничивался
импорт медикаментов.
На самом деле,
ООН призывает
Ирак больше
заказывать
основных лекарств,
но Багдад
отказывается.
ООН критикует
Саддама за
умышленное
накапливание
запасов медикаментов
на складах в
контролируемой
правительством
части Ирака
вместо того,
чтобы распределять
их среди гражданского
населения.
Миф:
Согласно санкциям
запрещаются
поставки гуманитарной
помощи в Ирак.
Факт:
Санкциями не
запрещаются
гуманитарные
поставки, этому
препятствует
Саддам. С июня
1998 года Саддам
публично отказался
от ряда партий
гуманитарных
грузов, в то же
время заявляя,
что его народ
страдает.
Миф:
Согласно санкциям
запрещается
импорт карандашей,
книг и журналов,
а также парт
для школ.
Факт:
В соответствии
с санкциями
ООН никогда
не запрещались
поставки основных
товаров образовательного
назначения,
включая карандаши,
книги и парты.
Они регулярно
направляются
в Ирак с 1991 года,
и в рамках программы
"Нефть в обмен
на продовольствие"
в Ирак поступило
на 64 млн. долларов
товаров для
образовательного
сектора, включая
фотокопировальные
аппараты, печатное
и лабораторное
оборудование.
Миф:
Санкции запрещают
деятельность
в Ираке неправительственных
организаций
(НПО), и ООН может
проводить в
стране любые
программы по
своему усмотрению.
Факт:
Саддам отказывается
допускать в
Ирак большинство
НПО и иногда
мешает сотрудникам
ООН осуществлять
надзор за проектами
в рамках программы
"Нефть в обмен
на продовольствие".
На самом деле
Саддам совершил
ряд террористических
актов против
сотрудников
НПО и ООН в северном
Ираке в начале
1990-х годов.
Миф:
Санкциями
иракцам запрещаются
поездки с целью
совершения
хаджа.
Факт:
Санкциями
иракцам никогда
не запрещалось
совершать хадж.
Совет Безопасности
исключил полеты
с целью совершения
хаджа из ограничений
на полеты и
предложил
использовать
поступления
в рамках программы
"Нефть в обмен
на продовольствие"
для финансирования
частных поездок
иракцев для
совершения
хаджа, но Багдад
отверг этот
план.
Миф:
Санкциями
запрещаются
поездки в
мусульманские
святые места
в южном Ираке.
Факт:
Санкциями
никогда не
запрещались
поездки на
территории
Ирака или за
его пределами.
Комитет по
санкциям ООН
разрешил деятельность
службы перевозок,
позволив паломникам
из региона
совершать
поездки в Ан-
Наджаф и Карбалу.
Миф:
Санкции подорвали
способность
Ирака экспортировать
нефть.
Факт:
Нефтяной экспорт
Ирака приближается
к довоенному
уровню. До войны
в Персидском
заливе Ирак
экспортировал
около 2,6 млн.
баррелей сырой
нефти в сутки.
В последние
месяцы его
экспорт сырой
нефти в среднем
составил 2,2 млн.
баррелей в
сутки, и режим
заявил, что к
концу года
планирует
увеличить
экспорт до 2,7
млн. баррелей
в сутки, что
превышает
довоенный
экспорт. В дополнение
к этому Ирак
контрабандным
способом вывозит
2,8 млн. баррелей
нефти в месяц
через Персидский
залив.
Миф:
Санкции по
Ираку никогда
не будут отменены.
Факт:
Санкции остаются
в силе, потому
что Ирак отказывается
соблюдать
резолюции
Совета Безопасности.
Требования
для отмены
санкций не
изменились
с тех пор, как
они были впервые
введены в 1991 году.
В резолюции
ООН 1284, которую
отвергает Ирак,
изложен путь
для окончательной
приостановки
и отмены санкций.
Миф:
Международное
сообщество
не принимает
мер, направленных
на улучшение
ситуации иракского
народа.
Факт:
В 1991 году ООН
разработала
беспрецедентную
по объему и
масштабу программу
"Нефть в обмен
на продовольствие",
чтобы поставлять
продовольствие
и медикаменты
для иракского
народа. Саддам
четыре года
категорически
ее отвергал,
а затем еще
полтора года
затягивал
начало ее реализации.
Со временем
поставки
продовольствия
для иракцев
были значительно
увеличены.
Международное
сообщество
продолжает
искать пути
совершенствования
программы,
несмотря на
стремление
Саддама подорвать
гуманитарные
усилия.
Миф:
Программа
"Нефть в обмен
на продовольствие"
не удовлетворяет
основные потребности
иракского
народа и никогда
не сможет этого
сделать.
Факт:
Программа
"Нефть в обмен
на продовольствие"
позволила
значительно
улучшить жизнь
иракцев и будет
продолжать
делать это.
Увеличение
поступлений
в рамках программы
"Нефть в обмен
на продовольствие"
с 4 млрд. долларов
в первый год
реализации
программы до
прогнозируемых
20,4 млрд. долларов
в нынешнем году
означает наличие
огромных денежных
сумм для приобретения
товаров гуманитарного
назначения.
Правительство
Ирака должно
принять необходимые
решения для
претворения
этого в жизнь.
В северном
Ираке, где ООН
контролирует
программы
гуманитарной
помощи, уровень
детской смертности
ниже, чем был
до войны в Персидском
заливе. Однако
в южном и центральном
Ираке, где программа
"Нефть в обмен
на продовольствие"
контролируется
иракским
правительством,
уровень смертности
удвоился.
Миф:
Существуют
ограничения
на количество
продовольствия,
которое может
импортировать
Ирак.
Факт:
Никогда не было
ограничений
на количество
продовольствия,
которое может
импортировать
Ирак.
Миф:
Запреты на
исполнение
контрактов
мешают поступлению
в Ирак большинства
товаров.
Факт:
С начала реализации
программы
"Нефть в обмен
на продовольствие"
в марте 1997 года
Комитет по
санкциям ООН
утвердил около
90% представленных
иракских контрактов.
Миф:
Иракское
правительство
делает все от
него зависящее
для обеспечения
осуществления
программы
"Нефть в обмен
на продовольствие".
Факт:
Режим с задержками
заказывает
и распределяет
товары, а отказ
Саддама от
сотрудничества
в вопросе о
контроле затрудняет
справедливое
распределение
товаров среди
иракского
народа. Багдад
отверг рекомендации
ООН об улучшении
снабжения
продуктами,
обогащенными
белками, недоедающих
детей и беременных.
Иракское
правительство
также отвергло
помощь со стороны
всех, кроме
немногих,
неправительственных
организаций
(НПО) и других
сторонних
групп.
Миф:
В рамках программы
"Нефть в обмен
на продовольствие"
ООН поставляет
товары, не отвечающие
стандартам.
Факт:
В рамках программы
"Нефть в обмен
на продовольствие"
Саддам, а не
ООН решает, что
и у кого покупать.
Выбор Саддамом
поставщиков
политически
мотивирован.
Более трети
всех контрактов
идет трем наиболее
явным сторонникам
Ирака в Совете
Безопасности.
Ирак также
продолжает
возражать
против развертывания
мобильных
лабораторий
для проверки
товаров гуманитарного
назначения,
поставляемых
по программе
"Нефть в обмен
на продовольствие",
в пунктах въезда
ООН, что позволило
бы обеспечить
качество поставляемых
товаров.
Миф:
У Ирака нет
ресурсов для
поддержки
иракского
населения.
Факт:
Багдад располагает
достаточными
ресурсами,
чтобы в значительной
мере ослабить
страдания
Ирака, но Саддам
не тратит деньги
на иракский
народ. Согласно
программе
"Нефть в обмен
на продовольствие"
Ираку разрешено
продавать
столько нефти,
сколько требуется
для удовлетворения
гуманитарных
потребностей.
С декабря 1999 года
по июнь 2000 года
Ирак заработал
от сбыта нефти
примерно 8,3 млрд.
долларов.
Миф:
Ирак не располагает
достаточным
объемом продовольствия.
Факт:
С начала первых
поставок по
программе
"Нефть в обмен
на продовольствие"
в Ирак поступило
более 13 млн. тонн
продуктов
питания. На
самом деле
выявилось, что
Ирак вывозит
финики, кукурузу
и зерно за пределы
страны, в то же
время заявляя,
что иракский
народ голодает.
Миф:
Ирак соблюдает
резолюции
Совета Безопасности
ООН.
Факт:
Ирак не выполняет
резолюции
Совета Безопасности
ООН, которые
призывают к
демонтажу
программ оружия
массового
уничтожения,
а также возврату
пропавших без
вести граждан
и военнопленных
Кувейта и других
государств
и кувейтского
имущества,
захваченного
в ходе войны
в Персидском
заливе.
Миф: Ирак отчитался о судьбе всех кувейтских военнопленных и пропавших без вести в ходе войны в Персидском заливе.
Факт:
Ирак еще не
отчитался о
судьбе около
600 пропавших
без вести кувейтцев.
Более года
режим отказывается
сотрудничать
с Международным
комитетом
Красного Креста
в этом гуманитарном
деле. Багдад
также не разрешает
координатору
ООН по кувейтским
вопросам приехать
в Ирак, чтобы
обсудить судьбу
военнопленных
и имущества,
похищенного
Ираком у Кувейта.
Миф:
Инспекторы
Комитета ООН
по санкциям
плохо себя вели
и заслужили
изгнания из
Ирака.
Факт:
Инспекторы
не были изгнаны
из Ирака.
Обструкционистская
позиция Ирака
и его отказ
сотрудничать
с инспекторами
по вооружениям,
которые исполняли
мандат Совета
Безопасности
ООН, помешали
инспекторам
выполнить свое
задание, и у
них не было
иного выбора,
кроме как уехать.
Миф:
Саддам не более
жесток, чем
другие диктаторы.
Факт:
Газовая атака
Саддама против
курдов в северном
Ираке в 1988 году
стала одним
из крупнейших
в истории ударов
с использованием
химического
оружия по
гражданскому
населению. Даже
сегодня Саддам
продолжает
систематически
применять
пытки, казни,
принудительное
выселение и
прибегать к
репрессиям
против иракского
народа. В настоящее
время США добиваются
вынесения
обвинительного
акта против
высших представителей
режима за эти
зверства.
Миф: Жестокому обращению со стороны режима в Ираке подвергаются только этнические меньшинства (не сунниты).
Факт:
Зверским репрессиям
подвергается
любая группа,
оппозиционная
режиму Саддама
Хусейна. Режим
выступает
против своего
народа - будь
то арабы, курды
или туркмены,
сунниты, шииты
или христиане
- путем выселения
из дому, сноса
деревень,
произвольных
арестов, казней
и пыток.
Миф:
Ирак больше
не представляет
угрозы для
соседей.
Факт:
В результате
отказа от
сотрудничества
в рамках режима
разоружения
ООН Ирак сохраняет
возможности
для производства
ракет, а также
химического,
биологического
и ядерного
оружия. Отсутствие
в Ираке инспекторов
ООН дает Саддаму
возможность
восстановить
свой арсенал
оружия массового
уничтожения.
Саддам уже
развязал две
кровавые войны:
одну против
Ирана в 1980 году
и другую против
Кувейта в 1990 году.
За последние
несколько лет
Саддам Хусейн
неоднократно
выступал с
публичными
угрозами против
своих соседей,
включая призывы
к свержению
ряда режимов.
Миф:
Авиаудары
коалиции нацелены
на иракский
народ.
Факт:
Авиаудары
коалиции не
нацелены на
иракский народ.
Они являются
прямым актом
самообороны
сил, которые
защищают курдов
на севере и
шиитов на юге
от репрессий
режима против
гражданского
населения.
Миф:
Дворцами Саддама
пользуется
иракский народ.
Факт:
Почти 80 дворцов
и резиденций
для высокопоставленных
лиц, существующих
в Ираке, предназначены
исключительно
для использования
Саддамом, его
семьей и основными
сторонниками
в награду за
их верность.
Приближенным
Саддама не
угрожают тяжелые
условия жизни,
с которыми
сталкивается
население в
целом.
Американское присутствие в регионе до начала войны: где и сколько
В странах, примыкающих к региону Персидского Залива, Соединенные Штаты располагают военными базами и пунктами временной дислокации в Турции, Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре, ОАЭ, Пакистане и Афганистане.
Маловероятно, отмечают эксперты, что для проведения операции в Ираке США используют военные базы, которые получили войска антитеррористической коалиции в республиках бывшей Советской Средней Азии, поскольку они слишком далеко расположены и слишком малы.
Однако они могут быть использованы, как запасные аэродромы или аэродромы поддержки, особенно если США столкнутся со стойким противодействием Саудовской Аравии. Для начала военной операции против Ирака на американские военные базы необходимо доставить примерно 200 тыс. т. тяжелых вооружений и 350 тыс. т. продовольствия и военных материалов.
Агентство The Washington ProFile характиризует американское присутствие в регионе следующим образом.
Узбекистан. На территории военной базы Ханабад находится примерно 1.5 тыс. американских военнослужащих, в основном, солдат и офицеров 10 Горнострелковой Дивизии. Договор США и Узбекистана предусматривает использование этой базы только для проведения гуманитарных и спасательных операций.
Кыргызстан. Авиабаза "Манас" - бывший аэродром советских ВВС. На базе расквартированы транспортные самолеты и истребители Корпуса Морской пехоты США. Здесь находится примерно 3 тыс. солдат и офицеров.
Таджикистан и Казахстан. Действия ВС США в этих регионах покрыты завесой тайны. Правительства этих стран стараются привлекать минимум внимания к этому аспекту своей политики. Возможно эти государства предоставят американским ВВС право использования своего воздушного пространства и возможности для приземлений военных самолетов в экстренных случаях.
Афганистан. Бывшие базы советских ВВС в Кандагаре и Баграме. В настоящий момент в Афганистане расквартировано около 8 тыс. американских военнослужащих, в том числе спецподразделения.
Пакистан. США получили разрешение использовать военно-воздушные базы "Джакобобад", "Далбандин" и "Панси" для транспортных операций.
Кувейт. Ближайшие к Ираку военные базы. На территории страны находятся две базы США - "Аль Салем" и "Ахиед Аль Джабер". Они постоянно используются ВВС США для патрулирования воздушного пространства Ирака в зонах, запрещенных для пролетов иракской военной авиации. На базе могут быть размещены антиракетные комплексы Patriot и командный центр.
Турция. Крупная база ВВС США Инджирлик постоянно используется для патрулирования воздушного пространства Ирака. Военные США рассматривают ее как место базирования самолетов F-117A Nighthawks, способных действовать ночью.
Бахрейн. Столица страны Манама - главная стоянка Пятого Флота США. На авиабазе "Шейх Иса" базируются самолеты-заправщики.
Саудовская Аравия. База "Принц Султан", на которой размещен Центр Управления Аэрокосмическими Операциями США на Ближнем Востоке. Саудовская Аравия отказывается поддержать США в иракском вопросе, поэтому командный центр может быть перебазирован в Катар.
Катар. Военно-воздушная база "Аль Удейд" используется как база хранения вооружений, амуниции и военных материалов. В ее модернизацию за последние годы было вложено более $100 млн. На взлетной полосе могут разместиться до 100 боевых самолетов. База оснащена самыми современными системами связи и управления.
Оман. На территории султаната находятся две базы ВВС США ("Сиб" и "Мазира") и база ВМС "Тумрат".
Объединенные Арабские Эмираты. Военно-воздушная база "Аль Дхарфра". Один из важнейших складов горючего ВС США в этом регионе.
Иордания. В этой стране нет постоянных военных баз, однако военные объекты иорданской армии неоднократно предоставлялись американцам во временное пользование. Иордания считается идеальным местом для подготовки спецопераций против Саддама Хуссейна.
Персидский Залив и Индийский Океан.
В конце 2002 - начале 2003 года здесь будут находиться шесть авианосных групп ВМС США - 250 ударных самолетов и примерно 2 тыс. крылатых ракет "Томагавк"Tomahauk. Остров Диего-Гарсиа (британское владение в Индийском океане), находящийся в центре Индийского океана, может быть использован для базирования "самолетов-невидимок" B-1 и В-52.
/20.03.2003/ Первый удар по Багдаду. Первые впечатления
Президент
США Джордж Буш
официально
объявил о начале
боевых действий
против Ирака.
Сразу после
первых налетов
на Багдад Джордж
Буш выступил
с телевизионным
обращением
к нации. Он заявил,
что начался
первый этап
разоружения
Ирака и уничтожения
нетрадиционного
оружия. Напомним,
атака началась
сегодня в 5:30 по
Москве, через
1,5 часа после
истечения срока
ультиматума.
Вооруженные
силы США в первую
очередь ударили
по некоторым
специально
отобранным
объектам, чтобы
парализовать
оборону Саддама
Хусейна.
В
своем выступлении
Президент США
указал на то,
что действия
Вашингтона
поддерживают
75 стран мира.
Кроме того, по
его словам, все
государства
понимают важность
начатой кампании.
Буш заверил,
что США будут
стремиться
к минимальному
количеству
жертв среди
гражданского
населения.
Однако
какую-либо
ответственность
за эти жертвы
Буш на себя
брать не стал.
Вместе с тем
американский
президент
упрекнул Саддама
в том, что тот
скрывает солдат
среди мирных
жителей.
Как
и ожидалось,
война с Ираком
началась. Однако
никто не может
предугадать
ни ее ход, ни
ее итог.
Приблизительно
через 95 минут
после истечения
срока ультиматума,
поставленного
Бушем Саддаму
Хусейну, вооруженные
силы США нанесли
по Багдаду
первый удар,
применив невидимые
для радаров
самолеты «Стелс
F-117». Также были
выпущены ракеты
типа «Кросс»
с бортов американских
кораблей и
подлодок,
расположенных
в Персидском
заливе. Языки
пламени и столбы
черного дыма
видны над разными
районами иракской
столицы. Согласно
сведениям из
Пентагона,
первый налет
на Багдад был
нацелен на
физическое
уничтожение
президента
Ирака Саддама
Хусейна и части
его свиты. Военной
операции дали
название «Удобный
случай».
Бомбардировки,
однако, не привели
к желаемым
результатам,
и час спустя
после их завершения
Саддам выступил
с телевизионным
обращением
к народу.
Американская
администрация,
возможно, пытается
«сгладить
углы», ожидая
многочисленных
жертв среди
мирного населения.
Заявления
высокопоставленных
лиц в США свидетельствуют
о желании показать,
что удары наносились
только по объектам,
связанным с
военным командованием
и аппаратом
Саддама Хусейна.
Кто обещал быструю победу
На
десятый день
войны американцы
пришли к выводу,
что она затянулась.
42% американцев
сообщили, что
уже "устали
смотреть телевизор".
Опрос, проведенный
в США авторитетным
вашингтонским
центром Pew Research
Center, показал, что
за последние
несколько дней
число американский
граждан, уставших
от нескончаемого
иракского
видеоряда и
мелькания
военных сводок
на телеэкранах,
выросло на 12%.
При этом на 13%
увеличилось
число американцев,
которые находят
войну "пугающей".
На 10% возросло
число тех, кто
находит ее
"депрессивной",
и на 9% стало больше
респондентов,
на которых
из-за войны
"находит уныние".
Известный
американский
журналист и
политобозреватель
Дана Милбанк
из газеты Washington
Post констатировала
в одной из
телевизионных
дискуссий, что
сейчас в США
налицо резкая
"смена настроений",
которая застала
администрацию
Джорджа Буша
врасплох. Что
происходит?
Лучше всего
это объясняет
опрос, проведенный
два дня назад
по заказу
телекомпании
CBS. Исследование
показало, что
большинство
американцев
(55%) сейчас признают,
что США "недооценили
иракцев", и
только 37% по-прежнему
уверены, что
Белый дом с
Пентагоном
к войне подготовились
"правильно".
Сухие выкладки социологов лишь подтверждают то, что видно невооруженным глазом: администрация Буша начинает нервничать, внутри президентской команды растет напряженность. В американской столице ни для кого не остался незамеченным тот факт, что сам глава Белого дома уже трижды заявил, что "война может быть дольше, чем предсказывали" и что "мы не знаем, сколько она продлится". При этом президент умалчивает, что завышенные ожидания в американском обществе, предвкушавшем быструю и эффектную победу в Ираке, были порождены его ближайшим окружением.
Джордж Буш не уточняет, кто предсказывал быстрое завершение военной операции, но в Вашингтоне все помнят программное выступление вице-президента США Ричарда Чейни, который 16 марта во всеуслышание заявил, что война завершится в течение "нескольких недель". "Народ Ирака, вне всякого сомнения, хочет избавиться от Саддама Хусейна и встретит США как освободителя, когда мы появимся там, чтобы это сделать",– уверенно сообщил один из главных "архитекторов" силового решения иракского вопроса. По его прогнозу, после первых американских ударов исход операции будет предрешен. Чейни сказал, что только лично преданная Саддаму Хусейну республиканская гвардия Ирака "может попытаться бороться, но регулярная армия этого делать не будет", добавив, что "отдельные части республиканской гвардии также будут избегать столкновения с американскими вооруженными силами" и, "вероятно, отойдут в сторону".
Входящий в команду "ястребов" министр обороны США Дональд Рамсфельд в течение первых дней войны как мог поддерживал линию Ричарда Чейни, но в минувшую пятницу, после града тревожных сообщений с фронта, был вынужден признать на сенатских слушаниях, что война в Ираке пока "ближе к началу, чем к концу". После этого нервозность в вашингтонских коридорах власти явно усилилась.
Иракцы встали не в ту позу
Задолго
до того, как
американские
"Абрамсы" и
"Брэдли", грохоча
гусеницами,
двинулись из
Кувейта в Ирак,
вся территория
будущего театра
военных действий
была засыпана
миллионами
листовок,
подготовленных
управлением
Пентагона по
"психологическим
операциям".
Исходя из опыта
"Бури в пустыне"
и ожидая массовой
сдачи в плен
иракских военных,
министерство
обороны США
заготовило
и разместило
на этих листовках
инструкции,
как это лучше
всего сделать.
"Для вашей
собственной
безопасности
покиньте системы
вооружений,
которые будут
уничтожаться",–
гласит надпись
на одной такой
листовке, где
изображены
улыбающиеся
иракские солдаты
с поднятыми
вверх руками,
а на дальнем
плане горит
оставленная
ими ракетная
установка.
Другая картинка
еще доходчивее:
"Если ваша поза
будет угрожающей,
вы будете уничтожены"
– при изображении
танка с поднятым
дулом пушки.
"Если поза не
будет угрожающей,
вас не уничтожат"
– башня у иракского
танка повернута
назад, а пушечный
ствол смотрит
вниз.
Но
похоже, что
массированная
психологическая
обработка,
развернутая
перед началом
войны, сработала
не в ту сторону.
На третий день
войны, когда
массовой сдачи
иракских войск
так и не случилось,
когда шииты
в Басре не подняли
восстание, а
наступающие
американские
части столкнулись
с партизанской
тактикой, в
Вашингтоне
забили тревогу.
Поползли слухи
о том, что предупреждения
о беспрецедентной
бомбовой кампании
"Шок и трепет"
и о новых сверхточных
бомбах и ракетах
на самом деле
были тоже частью
психологической
операции,
рассчитанной
на запугивание
Ирака, но военные
перестарались,
и в результате
обработке
подверглись
не столько
иракцы, сколько
американцы.
"Мы думали, что
это будет
современная,
стерильная
и похожая на
игру 'Нинтендо'
военная кампания",–
указывает
бывший полковник
морской пехоты
США и специалист
по холодной
войне Дж. Вильсон.
По его словам,
американцы
убедили себя
в том, что все
военные задачи
решит их преимущество
в технологиях.
Кто виноват?
Когда к десятому дню войны стало ясно, что ситуация в Ираке оказалась намного сложнее, что жуткая песчаная буря может остановить любую технику, что в условиях городского боя вооруженные до зубов ракетами и радарами вертолеты Apache можно сбивать стрелковым оружием с крыш высоких зданий, в Вашингтоне начали искать виноватых. Первыми прикрыли свой тыл традиционно более сообразительные разведчики из ЦРУ, которые тут же организовали утечки в прессу, сообщив, что они давно предупреждали и Пентагон, и Белый дом об опасности созданных в Ираке военизированных формирований, которые могут использовать партизанскую тактику против войск коалиции.
Затем
разоткровенничались
кадровые военные,
в том числе
командующие
американскими
войсками
непосредственно
в Ираке, которые
сообщили прессе
о том, что еще
на этапе планирования
иракской операции
призывали
увеличить
численность
войск и осуществлять
вторжение по
классический
схеме – с более
мощной броневой
и огневой поддержкой.
Давно известно,
что американский
генералитет
среднего звена
пытался отговорить
руководство
от войны с Ираком.
Сейчас же военные
открыто валят
всю вину на
"гражданских"
– Дональда
Рамсфельда
и его первого
зама Пола Вулфовица,
обвиняя их в
чрезмерном
увлечении
быстрыми и
мобильными
ударными силами,
способными
при мощной
поддержке с
воздуха выполнять
задачи в любой
точке мира.
Из-за них, говорят
военные, коалиция
вступила в
войну "налегке",
и теперь ей,
судя по всему,
придется в
пожарном порядке
перебрасывать
в Ирак 120-тысячное
подкрепление.
Попав
под огонь критики,
представители
лагеря "ястребов"
пытаются перевести
стрелки на
"голубей", в
первую очередь
на госсекретаря
США Колина
Пауэлла. Госсекретарю
пеняют за то,
что Турция так
и не дала разрешение
на использование
своей территории
и из-за этого
США пришлось
кардинально
менять планы
открытия северного
фронта в Ираке.
Кроме того,
сторонники
жесткой линии
указывают на
провал американской
дипломатии
в ООН и говорят,
что с самого
начала попытка
договориться
с неблагодарным
международным
сообществом
была идеей
Колина Пауэлла
– если бы не
его "гнилая
дипломатия",
утверждают
они, операцию
можно было бы
начать гораздо
раньше.
Бывший госсекретарь США Джордж Шульц, болеющий за команду "ястребов", открыто призвал госсекретаря уйти в отставку и, как утверждает известная американская журналистка Андреа Митчелл, главному "голубю" сейчас нелегко. Примечательно, что госпожа Митчелл не только дипломатический обозреватель NBC, но и жена председателя федеральной резервной системы США Алана Гринспена. Так что она знает, что говорит. По ее словам, старый солдат Пауэлл не захочет подвести президента и сейчас, скорее всего, никуда не уйдет, но уже принял решение о том, что не останется в администрации, если Джордж Буш попадет в