Социология права
правовых можно причислить такие привычки, как соблюдение договоренностей, исполнение обещанного, оказание услуг - за предоставленные услуги и т.д. В привычках откладывается и синтезируется вполне определенное фактическое знание индивидами права. Ступень развитости и распространенности правовых навыков и привычек в обществе - показатель состояния его правовой культуры.Следующий признак юридический - четкая регламентированность правового поведения. Он заключается в том, что объективные и субъективные свойства поведения, которые предусмотрены правом, достаточно четко определены законом, иными правовыми источниками, ограничены конкретными рамками. Такие рамки, с одной стороны, отражают действительные возможности регулирования поведения людей правовыми средствами, а с другой - гарантируют от излишнего вмешательства в деятельность государственных институтов, общественных организаций, предприятий, а также и самих граждан.
Необходимо подчеркнуть, что общественно полезное или другое поведение, даже при условии обеспечения его материальными возможностями, не будет правовым, если оно не предусмотрено нормами права, а именно - предписывающими, разрешающими или запрещающими. Такой признак актуален как для правомерного, так и для противоправного поведения. Дело в том, что именно он дает законные основания для охраны и защиты прав и интересов граждан, государственных и общественных учреждений. Отсюда следует, что сформулированные в юридических актах правомерного и противоправного поведения представляют собой значимое проявление принципов демократии и законности в обществе.
Важным признаком правового поведения выступает подконтрольность государству. Он реализуется через деятельность правоохранительных - и правоприменительных органов и предполагает: во-первых, правовую гарантированность правомерного поведения: во-вторых, ответственность за противоправное поведение. В свою очередь, правомерное поведение должно быть обеспечено экономическими, политическими, социальными, правовыми, информационными и другими гарантиями. Кроме того, государство предусматривает неблагоприятные правовые последствия и противоправного поведения. Следовательно, правовое поведение, исключая диспозитивные нормы, не остается частным делом его субъектов. Государство же предпринимает все необходимые меры для поддержания и развития социально полезных форм поведения и недопущения аномальных и социально вредных.
В анализе двух видов правового поведения - правомерного и противоправного, важно различать их противоположный характер по ряду параметров. С точки зрения социальной значимости, они - противостоят друг другу. Так, правомерное поведение служит укреплению и стабилизации общественных отношений. В отличие от него - противоправное поведение нарушает их, дестабилизирует социальную, экономическую и политическую систему государства.
С точки зрения юридических характеристик, между ними проходит четкий водораздел. Так, правомерное поведение регламентируется обычно разрешающими или обязывающими нормами. А противоправное поведение, в свою очередь, предусмотрено запрещающими нормами. Далее следует заметить, что если правомерное поведение характеризуется через исполнение норм (в этом смысле оно нормативно), то противоправное по своей сущности - антинормативно; оно нарушает обязывающую или закрепляющую норму.
С точки зрения различия контролирующих функций государства по отношению к анализируемым видам поведения, противоправны и их юридические последствия. Контроль в отношении правомерного поведения направлен на то, чтобы всесторонне гарантировать и охранять его. Юридические последствия такого поведения обычно благотворны для деятельности его субъекта; они одобряются здоровым общественным мнением и поощряются государством. Последствия же противоправного поведения, напротив, как правило, связаны с появлением нежелательных для его субъекта последствий. Они концентрируются прежде всего вокруг юридической ответственности. Именно на это направлена и деятельность правоохранительных органов, стремящихся предупредить и пресечь различного вида противоправные поступки, наказать их носителей.
Дифференциация правомерного и неправомерного поведения ведет к тому, что в правоведении складываются вполне специализированные категории, относящиеся к конкретной разновидности правового поведения. Так, в арсенале науки и юридической практики применяются, с одной стороны, такие категории как, "законный интерес", "правоотношение", "компетенция", "правомочие" и др., а с другой - "преступление", "заключение под стражу", "арест", "наказание" и др. Их изучение и адекватное отражение представляют интерес для социологии права и практической деятельности юридических организаций.
Таким образом, правовое поведение личности представляет собой социально значимое явление, имеющее свои характерные признаки и оказывающее прямое и опосредованное воздействие на состояние и развитие как материальных (первичных), так и духовно-идеологических (вторичных) отношений в обществе.
5.3. Нормы права и поведение личности
Норма права, выступая важным средством формирования человеческого поведения, активно воздействует на складывающиеся общественные отношения. Следует при этом отметить, что норма права - это единственная из норм поведения, имеющая особое значение в сложных и противоречивых социальных процессах нашего времени. Она действует в разносторонней системе управления человеческим поведением; в системе, где, наряду с нормами, непосредственно управляющими поведение, существуют и иные средства общественного воздействия, например: нравственные, эстетические, религиозные.
Дело в том, что именно за правовыми нормами стоит характерный механизм их; реализации, в том числе сила государственного принуждения. Из нормативных свойств права, а также из возможности применения принуждения, можно прийти к заключению, что с помощью права предполагается разрешение любых общественных проблем. Однако факты свидетельствуют о неточности подобной гипотезы, так как вследствие изменившихся политических условий принудительное применение нормы часто не может быть реализовано.
Норма права, розданная в результате субъективной и неадекватной вызвать последствия, которые приведут к социальной напряженности в обществе, аномальному поведению больших групп людей и в значительной степени исказить смысл нормы.
Между тем не следует впадать в крайность и делать вывод, что норма права не способна на формирование факторов, воздействующих на поведение индивида. Важное практическое значение приобретает социальное планирование, которое в свою очередь позволяет эффективно осуществить правильную оценку "возможного" и "действительного". Норма права раскрывает определенные ценности и тем способствует осуществлению должного поведения, создавая благоприятные условия для претворения в жизнь правовых требований.
Особую роль играют мотивы при реализации правовых норм.
Во-первых, исходными мотивами поведения могут служить потребности и интересы не только конкретного субъекта, но и общества в целом. Вряд ли представляется верным рассматривать действия индивида в изоляции от общественных связей.
Во-вторых, при формировании мотивов правомерного поведения имеет значение содержание взаимозависимости между интересами действующего субъекта и интересами других лиц, также выступающими источниками определенной мотивации. Оба вида интересов способны в большей или меньшей степени совпадать между собой или вступать в противоречия; Так, личные интересы представителя трудового коллектива (например, представителя адвокатуры) могут расходится с общественными, которые выступают в качестве обязательных, мотивируя его правовое поведение.
В-третьих, при оценке мотивирующего характера интересов других людей следует учитывать разную степень их императивности для субъекта. Моральный долг, товарищеская забота, правовая обязанность представляют собой, ряд разновидностей из арсенала обязательной связи личных и общественных интересов реальной жизни.
В-четвертых, необходимо принимать в расчет такое объективное явление, как наличие микро и макрогрупп, интересы которых учитываются индивидом и могут выступать в качестве мотивации поведения. Естественно, они также могут и не совпадать. При этом, чем выше уровень правовой культуры личности, тем более значительными и обширными общественными интересами она руководствуется
Система общественных и личных мотивов поведения не является застывшей, в ней необходимо видеть переходные и смешанные формы. Кроме того, внутри этих двух больших групп возможны различные переплетения и видовые характеристик. И все можно, хотя и достаточно условно, выразить ряд устойчивых общественных и личных мотивов в правовом поведении. Среди них такие, как: убежденность в социальной пользе поступка; общественный долг; чувство личной ответственности; практическая значимость поступка для окружающих: альтруизм в поведении; конформизм личности; личная выгода от совершенного поступка; негативные мотивы (ревность, месть и т.п.) реализуемые правомерными средствами.
Необходимо иметь в виду одну особенность применительно к правовому поведению. Дело в том, что к нему нередко побуждают такого характера мотивы, которые с сомнением могут иметь позитивную оценку. Например, эгоистические, корыстные и т.п. Вместе с тем между характером мотива личности и правомерностью поступка не существует достаточно обязательного и строгого соответствия. Несмотря на то, что в реальной жизни в большинстве случаев позитивные мотивы порождают правомерное поведение, а негативные - отрицательное, обнаруживаются также и исключения. Их природа такова, что между мотивацией и поступком существует важное звено. Им выступает планирование и принятие индивидом решения, которое способно как деформировать социально полезную мотивацию, так и блокировать или компенсировать социально вредную.
Таким образом, важными условиями эффективности права в обществе являются правильная оценка взаимозависимости между нормой нрава и объективной действительностью, нормой права и поведением людей, а также верная оценка особенностей правовой нормы как средства воздействия.
Эффективность правовых норм требует конкретно-исторического подхода к ним. Известно, что никакие последствия правового решения не проявляются в обществе сразу и не могут быть устранены в короткие сроки. Такое положение связано с тем, что установить степень достигнутости ожидаемых результатом представляется лишь в течение значительного периода времени. Это относится как к праву в целом, так и к отдельным правовым нормам, в первую очередь к тем из них, которые находятся в непосредственной связи с управлением обществом и развитием экономики.
Особенно трудно определить эффективность правовых норм по влиянию, оказываемому ими на поведение индивида, а через него и на функционирование организации. В таком случае эффективность правовой нормы представляет показатель, который можно измерить в процессе реализации политики, отвечающей развитию общественных отношений. Однако политика не может быть оценена в статичном состоянии, а лишь в ходе динамичного влияния на развитие социальных процессов.
Значение конкретно-исторического подхода становится очевидным при условии понимания эффективности не отдельной правовой нормы, а всей правовой системы. При условии, когда в правовой системе существуют противоречия и их разрешение затягивается, то тогда снижается эффективность отдельной правовой нормы. Следовательно, среди условий, воздействующих на эффективность отдельных правовых норм, важное значение приобретает гармоничность правовой системы выделом, то есть всего комплекса правовых норм, которые предназначены для регуляции социальных отношений: Такая гармонизация означает, прежде всего, преодоление противоречий, возникающих в результате правового регулирования различных общественных явлений и "жизненных обстоятельств". Данное положение относится как к последствиям применения, правовых норм, касающихся поведения индивида, так и норм, регулирующих деятельность организаций. Необходимо отметить, что эффективность правовых норм, относящихся организациям, в целом определяет социальная система, в том числе формализованная или неформализованная. Нельзя также забывать и о том, что правовые нормы, регулирующие деятельность организаций, реализуются при. непосредственном участии людей, на поведение которых воздействуют факторы, существующие как внутри самих организаций, так и вне их.
В связи с этим, в реализации правовых норм, касающихся организаций, возникает ряд проблем. Одной из значительных среди которых выступает проблема санкций. Несомненно, что санкции, применяемые к организациям, эффективны только при условии соответствующего воздействия на поведение и деятельность их представителей - как руководителей, так и простых работников. Важным условием этого является эффективность самой структуры и правовых норм, регулирующих ее функционирование. События последнего времени в Российском государстве, особенно связанные с процессом продажи различного рода акций, в том числе зарубежным представителям, свидетельствуют о нерешенности ряда насущных правовых проблем. Следовательно, то обстоятельство, что организация как - "целое" стала адресатом нормы, то есть объектом внешнего правового регулирования, дополняется ее собственной деятельностью, в том числе связанной и с конкретным поведением ее людей
Таким образом, на правовое поведение личности в обществе влияют ее мотивы, которые неразрывно связаны с характером и спецификой потребностей и интересов микро и макрогрупп, общества в целом. Поведение личности зависит от ее осознания и проявлении норм права, реализуемых государством через систему своих учреждений и организаций, выполняющих регулятивную и контрольную функции.
ТЕМА VI. СОЦИОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
6.1. Понятие юридической организации
Правопорядок и его действие оказывают специфическое и, в целом, положительное воздействие на реализацию норм поведения. Дело в том, что поддержание правового порядка влияет как на состояние правосознания, так и реализацию других социальных норм, например, нравственных.
Вместе с тем, эффективность правопорядка в любой общественной системе, уровень развития правосознания в ней и степень реализации правовых норм в значительной мере обусловлены социальной ролью юридической организации. Под ней принято понимать государственное учреждение или общественную организацию, специально созданные для профессионального выполнения юридической функции, т.е. для установления фактов юридического характера и разрешения противоречий (конфликтов) на основе права. Исходя из такого понимания, к юридическим организациям необходимо отнести суд, прокуратуру, следственный аппарат, государственный арбитраж, адвокатуру, нотариат, милицию, административные учреждения и т.д. Не входят в понятие юридической организации органы государственного управления, исправительно-трудовые и воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Дело в том, что последние хотя и имеют дело с лицами, которые вовлечены в юридическую систему, однако сами не способны принимать правовых решений.
Юридическая организация, как и любая другая, например, политическая или религиозная, имеет характерные черты.
Одной из них выступает специфика деятельности. Для юридической организации любого уровня свойственна правовая деятельность. Она характеризует внутреннюю и внешние области применения. Внутренняя правомерная деятельность конкретной организации (определенного объединения людей) включает и исполнение профессиональных функций ее структурными подразделениями, оптимизацию взаимоотношений между людьми, входящих в них.
Правовая деятельность внешнего характера юридической организации может представляться в виде профессиональной (например, издание актов для нижестоящих организаций), а также и в качестве общественной (например, участия в избирательной кампании). Вполне понятно, что соотношение между ними в различных условиях и неодинаковых организациях не могут быть тождественными.
Необходимо иметь ввиду, что одной из весьма значительных форм правомерной деятельности конкретной юридической организации является принятие и осуществление различного рода решений. При этом характерно следующее. Если для поведения гражданина решение представляет собой один из важных, иногда обязательных элементов, но оно еще не служит конечной стадией поведения, ибо необходим сам поступок, то для организации (коллектива людей) принятие решения нередко предстает завершающей стадией ее деятельности. Таким может быть, например, изданный нормативный акт (принятие муниципалитетом обязательного постановления о местах торговли табачными изделиями), исполнение которого способно относиться уже к компетенции иных государственных органов, общественных организаций или граждан.
Характерной чертой юридической организации является специфика функций и их последствий в обществе, условия и порядок деятельности определенных должностных лиц.
Внутренние и внешние черты, свойственные юридической организации, рельефно проявляются на системе органов, синтезирующих гражданскую, уголовную и административную юстицию нашего государства.
Система государственной юстиции в России обеспечивает детально разработанную процедуру установления факта правонарушения и привлечения виновного лица к ответственности. Общественные формы воздействия (например, обсуждение поступка трудовым коллективом) характеризуются прямым воздействием и своевременной реакцией. Однако они не всегда ведут к установлению истины. Между тем ситуация приобретает более сложный характер при условии совершения гражданского или административного правонарушения, а тем более преступления. Ошибка в данном случае ведет к весьма неблагоприятным последствиям для конкретного лица, или даже коллектива, которые их не заслужили. Все это требует существования строгого регламентирования системы выявления правонарушителя, установления правонарушений и определения их юридической природы. А это уже обеспечивается государственной системой правоохранительных органов.
В борьбе с правонарушениями система социального контроля, в целом, и правоохранительных органов, в особенности, преследует такие основные цели: во-первых, по возможности восстановить общественные отношения, которые нарушены противоправным поведением; во-вторых, наказать правонарушителя: в-третьих, оказать превентивное воздействие на других субъектов общества.
Решение этих задач в значительной степени зависит от эффективной деятельности работников правоохранительных органов, их профессиональных качеств, а также уровня правовой и нравственной культуры. Однако состояние таких компонентов среди работников правоохранительных служб России не может вызывать удовлетворение. Так, в 1992 году в стране было привлечено к уголовной ответственности около 1,5 тысяч одних только милиционеров. А в 1993 году сотрудники правоохранительных органов составили 25,8% от числа привлеченных к ответственности за коррупцию. Впереди оказались только работники министерств, комитетов и структур власти на местах. Тревогу вызывает то обстоятельство, что снижение подобных показателей до сих нор не превращается в устойчивую тенденцию. Примечательно в этой связи обобщение, которое отражено в положении, высказанном Бердяевым Н.А: "Или полиция есть мерзость и низость - сыск и шпионство, или она благородное, высшее призвание защиты насилуемых, спасения погибающих, предотвращения насилий, рыцарское призвание. Охрана порядка и спокойствия, человеческой жизни и чести может быть вручена только рыцарям, а не подонкам общества, из которых вербует полицию современное государство".
Наряду с глубоким и заинтересованным изучением деятельности правоохранительных органов в истории России, заслуживает внимания со стороны нынешних отечественных юридических организаций опыт работы зарубежных правоохранительных учреждений. Так, в ряде стран Запада выработаны общие правила требований к полицейскому, представленные в соответствующих кодексах деонтологии, декларациях и инструкциях служебного поведения во всех случаях его профессиональной деятельности. В них отмечается, что полицейский офицер - это, прежде всего, благожелательная и сопереживающая личность, способная воспринимать чужие страдания, сочувствовать им и использовать все имеющиеся в его распоряжении возможности для срочной и полной помощи тому, кто в ней нуждается . Нетрудно заметить, что цели и задачи правоохранительной деятельности здесь несколько иные по сравнению с российскими. Речь идет в них не о каких-то величественных общественно-государственных устремлениях, осуществляя которые полицейский не имеет ни времени, ни возможности заниматься мелочами повседневной жизни. Его главная задача - помочь в беде и заботиться об окружающих людях.
Формирование правового государства в Россия должно обеспечить всем гражданам возможность действительно пользоваться защитой со стороны его юридических организаций. Однако подобное возможно при условии, когда не только личность несет свою ответственность перед государством и его юридическими организациями, но когда и они несут ответственность перед личностью. Государству необходимо отвечать перед каждым членом общества за свои действия, а значит, и за деятельность юридической организации в целом.
Важно также подчеркнуть, что должностные лица юридических учреждений обладают рядом характерных черт. К ним следует отнести, прежде всего, особенности поведения должностного лица.
Во-первых, такие черты определяются тем, что должностное лицо действует не от своего имени, а от имени государственной или общественной организации. Поэтому и сами решения, и действия должностных лиц имеют силу актов деятельности данного коллектива со всеми вытекающими последствиями.
Во-вторых, поведение должностного лица, принимающего конкретное решение, обладает определенными психологическими свойствами. Это поведение определяется, с одной стороны, объективными условиями деятельности, а с другой - индивидуальными качествами лица, принимающего решение.
В- третьих, правомерное поведение должностного лица не изолировано не только от влияния юридической организации, которую оно представляет, но и от воздействия тех должностных лиц и граждан, которым будет адресовано принимаемое решение.
Таким образом, борьба за улучшение стиля работы государственных учреждений, повышение уровня деятельности должностных лиц юридических организаций предполагает создание ряда условий, способствующих оптимизации этой деятельности. К числу таких следует отнести строгую правовую регламентацию их деятельности и надежный контроль за соблюдением ими всех требований закона.
6.2. Особенности демократической юридической организации
Демократическая юридическая организация, как система, по своей социальной направленности занята реализацией механизма равномерного исполнения всех существующих в обществе интересов. Результатом ее деятельности выступает не абстрактная идея благополучия всех граждан общества, а права, свободы и интересы конкретной личности. Благодаря этому юридическая организация демократического общества приобретает ряд особенностей. Рассмотрим наиболее общие из них.
Первое. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Особенно эго важно для того, чтобы не допустить произвола исполнительной власти и обеспечить максимальную самостоятельность и независимость суда. Именно при таком условии судебное решение предстает в качестве способа защиты общих принципов конституции, прав и свобод граждан. Избранные представители общества в состоянии направлять деятельность суда средствами законодательной власти, а сам народ может контролировать его работу, отзывая при необходимости, избранных им судей. При этом каждая власть реализует свои, строго провозглашенные функции И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью.
Вместе с тем разделение властей и максимальная самостоятельность суда не должны вызывать непримиримых противоречий в обществе. Принцип разделения властей предполагает единство правотворческой, правоприменительной, организационной и теоретической деятельности. Он обращает внимание также на то, что деятельность самого государства должна носить правовой характер. И в этом смысле она ограничена, минимизирована.
На данное положение обратил внимание еще Кистяковский Б.А: "Основной принцип правового или конституционного государства, говорил он, - состоит... в том, что государственная власть в нем ограничена". В этом смысле оно функционирует не в ключе "режиссера", наблюдающего и контролирующего все процессы, а только те, которые являются ключевыми для реализации свобод и нрав каждой личное” и к ним могут быть отнесены: отказ от решения экономических задач любыми средствами и способами, кроме контроля общего развития посредством определения приоритетов в экономическом механизме страны; оказание практической помощи общественно важным хозяйственным отраслям при стихийных бедствиях, чрезвычайных обстоятельствах и т.д.; обеспечение правовых гарантий инициативе, талантам граждан вместе с возможностью брать на себя ответственность за свои поступки; усиление и развитие гарантий невмешательства в область самостоятельных действий граждан, где они правомочны действовать по своей воле и усмотрению: обеспечение необходимой юридической помощи, установление эффективных механизмов и процедур для защиты прав человека.
Второе. Принципиальное первенство закона перед властью, права перед политикой. На данное обстоятельство обращал внимание Бердяев Н.А.: "Политика; - считал он, - слишком часто бывала политиканством, допускала средства, непохожие на цели, считала все дозволенным и потому заключала в себе злобное начало". Безоговорочное и полное господство права, его норм, ценностей и идеалов предполагает неукоснительное выполнение закона со стороны всех государственных органов и граждан.
На деле это означает полное выполнение всеми гражданами, организациями и самим государством требований законов и подзаконных актов, изданных в соответствии с Конституцией государства. Они призваны реализовать основополагающие принципы функционирования демократического общества. Это возможно при условии, когда законодательство соответствует доминирующим тенденциям социально-экономического развития данного общества, его культурно-историческим традициям и важнейшим интересам граждан.
Раскрывая сущность государственно-политической деятельности, известный русский правовед Кистяковский Б.А. отличил, что она обеспечивает рост солидарности людей, ставит идеальные цели, облагораживает и возвышает общественную жизнь. "Общее благо, - утверждал он, - вот формула, в которой кратко выражены цели и задачи государства".
Между тем, осуществление интересов всех индивидов в обществе, как абстрактная задача, может реализоваться по-разному. Все зависит от того, насколько в определенной государственной форме проявляются неотъемлемые права, которые включают в себя такие, как определенные Конституцией - свободу совести, свободу передвижения, свободу собраний, свободу профессий и т.д. Именно право в состоянии положить предел политическому произволу и, тем самым, реализовать свое первенство перед политикой и целом.
Первенство законы над властью, права над политикой означает прежде всего то, что именно закон стал максимально адекватным своей сущности, а следование ему является действительной защитой прав человека на принципах подлинной справедливости.
Третье. Нарушение закона с неизбежностью влечет за собой наказание. Незыблемость закона означает, прежде всего, четкую профессиональную деятельность юристов и представляемых ими организаций. Это возможно тогда, когда в обществе созданы необходимые политические предпосылки, технические условия, достигнуто информационно - коммуникативное обеспечение. И, наконец, когда каждый правозащитник заинтересован в соблюдении законности. Принципиально важно уберечь закон от посягательств со стороны власти, государственных чиновников, коррумпированных представителей юридических учреждений. Особенно сложно добиться взаимной ответственности как гражданина перед государством, так и государства перед отдельным гражданином.
Важно подчеркнуть следующее положение: наказание в обществе не обязательно должно быть строгим, но непременно неотвратимым. Неизбежность наказания превращает закон из формально провозглашенного постулата в реально действующее правило. Между тем, существующая судебная практика в современной России нередко свидетельствует о проблемности достижения такого положения. Зачастую лица, обладающие значительным материальным состоянием и занимающие определенное положение в общественных и государственных (или иных) структурах, избегают справедливого наказания. Это вызывает неодобрение со стороны общества, подрывает авторитет и веру в справедливость судебной власти государства. Суть подобного положения удачно отражена в высказывании русского правозащитника Урусова А. И.: "Щадите слабых, - отмечал он, - склоняющих свою усталую голову; но когда перед вами становится человек, который пользуясь своим положением, поддержкою, дерзает думать, что он может легко обмануть общественное правосудие, вы, представители суда общественного, заявите, что ваш суд - действительно сила - сила разумления и совести и согните ему голову под железное ярмо закона".
Четвертое. Уважение и подлинная лояльность граждан по отношению к закону и институтам права существующей системы. Такое положение дел является результатом многих принципиально важных предпосылок. Ведущее место среди них занимают детально отработанный юридический механизм практической реализации конституционных прав и свобод граждан, его доступность всем и простота в реализации; учет общественного мнения в процессе законотворческой и законоприменительной деятельности; наличие действенных гуманитарных процедур, гарантирующих участие граждан в демократических процессах по защите своих прав; профессиональная и нравственная безупречность работников государственных структур и их максимальная заинтересованность в качественном осуществлении своих должностных обязанностей, достаточно высокий уровень правовой культуры граждан, соответствующий правовой культуре данного общества.
Необходимо подчеркнуть, что главенство закона в общественной системе только тогда имеет смысл, когда закон направлен на реализацию интересов граждан. Тогда главной фигурой в государстве оказывается человек, на службу которому поставлен закон, его защищающий и охраняющий.
В реальном процессе правоприменительной деятельности гуманизация закона выступает далеко не простой проблемой. Это обусловлено тем, что судебные санкции носят двойственный характер. Так, судебный приговор содержит меру воздаяния преступнику. Вместе с тем, он представляет и меру компенсации пострадавшему. Объективно данные меры могут совпадать соответственно тому, как их определил законодатель. Между тем преступник и пострадавший чаще всего остаются неудовлетворенными судебным решением, поскольку гуманизм по отношению к преступнику оборачивается жестокостью по отношению к пострадавшему и наоборот.
Пятое. Подконтрольность государственных учреждений, их работников, закону, судебной власти и представителям народа. Действенный контроль за властными структурами государства позволяет предотвратить произвол со стороны государства и формирование его как деспотической системы вседозволенности. С такого контроля начинается становление нормальных общественных отношений, не осложненных превышением власти, склонных к произволу государственных чиновников. Как свидетельствует исторический опыт развития российского государства - власть к этому располагает. Очень метко высказался по этому поводу известный отечественный юрист Кони А.Ф. Так, на судебном процессе по делу самоуправства одного земского начальника, он обратил внимание на следующее. "Власть имеет сама в себе много привлекательного. Она дает облеченному ею сознание своей силы, она выделяет его из среды безвластных людей, она создает ему положение, с которым надо считаться. Для самолюбия заманчива возможность приказывать, решать, приводить в исполнение свою волю и, хотя в узкой сфере, карать и миловать".
Опыт современного реформирования России свидетельствует о том, что не все обладающие властью способны противостоять соблазну своего возвышения над людьми и законом, нередки еще случаи в стране, когда тот или иной чиновник творит произвол, который обязаны сносить рядовые граждане общества. Претензия на звание безоговорочного и единоличного лидера общества - одна из предпосылок злоупотребления государственной властью. Вот почему такие явления должны быть искоренены в условиях формирования демократического и правового государства.
Таким образом, демократическая юридическая организация по своей сущности и социальной направленности отличается от тоталитарной. Она характеризуется рядом специфических черт, реализация которых создает предпосылки для успешного функционирования норм права в интересах личности, ее прав и свобод, и способствует гуманизации всей системы общественных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель познания теории и практики - это получение истинных знаний и их эффективное применение. От научного понимания предмета социологии права в немалой степени зависит верная оценка познавательного значения ее как науки.
Социология права, участвуя в формировании и разработке научных основ управления обществом, способствует исследованию взаимодействия между правом и обществом, системой норм и поведением юридических организаций и личностью. Именно таким путем она способствует решению долгосрочных задач глубокого и поэтапного реформирования Российского общества.
Дело в том, что Российское общество серьезно заинтересовано в развертывании всей системы человеческих прав, в их наиболее широком претворении в жизнь. Поэтому оно объективно заинтересовано в блокировании элемента произвольности в правовом регулировании. Речь идет, несмотря на реальные сложности, противоречия и даже попятные движения, о формировании такого социального климата в обществе, который создает благоприятные условия для развития права.
Представители юридической науки с возрастающим интересом относятся к социальным взаимозависимостям правовых норм, а в последние годы разрабатывают проблемы общественной эффективности правового регулирования. При этом речь идет о дальнейшем повышении роли демократических институтов государства, юридических норм в развитии общества, в совершенствовании методов и форм правового регулирования социальных отношений, в удовлетворении потребностей и интересов личности. Дело в том, что различные сферы общественной жизни непосредственно связаны с социальными отношениями, включающими широкий спектр отношений экономических, политических, нравственных и правовых. Следовательно, раскрытие правовой реальности всегда сопряжено с основательным анализом политических и духовных факторов, а это с необходимостью требует изучения самой общественной практики. В этой связи следует подчеркнуть, что объективные и всесторонние конкретные исследования в области социологии права приносят вполне определенные результаты, которые ведут к обобщающим выводам методологического характера.
Может возникнуть вопрос: обнаруживается в результатах исследований социологии права социальная сторона права, влияние принятых или отвергнутых ценностей, в которых функционально проявляются интересы и отношения личности и социальных групп. Для глубокого анализа такой проблемы необходимо определенное время. Между тем с уверенностью можно констатировать, что во всяком социально-правовом исследовании раскрывается подобная связь. Более того, ценностная ориентация определяет само направление научного поиска: его цели и пределы не являются препятствием для познания, поскольку именно оно и содействует подлинно научному поиску. Тот факт, что репрезентативные выводы оказывают влияние ценности, не превращает автоматически первые во вторые. Здесь также действуют сложные законы поиска истины и ее обоснования. Это обстоятельство важно отметить потому, что использование социологии права в практике государственно-правового строительства в значительной мере зависит оттого, насколько “использующая” сторона считает их ценностными выводами, какое значение имеет их социальная сущность для решения тех или иных вопросов.
Следует иметь в виду, что в сфере государственной деятельности результаты социологических исследований могут иметь гораздо большее значение, чем понимаемая в узком смысле социология права. С точки зрения обоснованности создаваемого юридического правила весьма важно раскрытие подлежащих регулированию общественных отношений, явлений и т.п. Раскрыть же, каким образом и какими решениями могут регулироваться эти отношения при помощи юридических средств, должна социология права. При раскрытии социальной направленности правового регулирования важное положение имеет определение как позитивных, так и негативных последствий в действии тех или иных правовых предписаний. В этой связи необходимо подчеркнуть значение опережающего момента в предлагаемых научных рекомендациях, во влиянии правового элемента на позитивное изменение общественных отношений. Анализируя результаты применения правовой нормы и раскрытия их в свете целей правового регулирования, можно обнаружить, наряду с желательными и предвидимыми последствиями ее применения, также и нежелательные.
Таким образом, сознательное и творческое применение всего арсенала социологии права способствует интеллектуальному и профессиональному развитию личности, совершенствует ее культуру научного познания общества, помогает предвидеть просчеты и избежать их в юридической сфере деятельности.