Социология права

Э. Дюркгейма (1858-1917), основателя французского направления в социологии. Его значительными трудами являются: “О разделении общественного труда”, “Самоубийство”. В историю социологии права он вошел, во-первых, концепцией объяснения социального “социальным”, во-вторых, идеей так называемой “аномии”. Согласно его взглядам, предметом социологии права выступает изучение права в его общественном контексте, связи между правом и моралью, а также феномен аномии как причины социальной патологии и часто преступности.

По мысли Э. Дюркгейма, главная особенность объяснения социального социальным заключается в том, что ценности и идеи воплощаются в общественные нормы и становятся рычагами регуляции поведения индивида. Нормы и ценности (политические, правовые, нравственные и др.) выступают сторонами социального явления, эмпирической жизни вообще.

Социальные нормы имеют принудительный характер (особенно правовые), ибо заставляют человека действовать в соответствии с их содержанием. При этом важно, подчеркивает французский исследователь, что социальные нормы эффективны лишь тогда, когда они опираются не на внешнее принуждение, в том числе права, а на нравственное совершенство личности, моральный авторитет общества. Э. Дюркгейм, раскрывая структуру общества, обратил внимание на два его компонента, находящихся во взаимодействии. Первый - это материальные и духовные ценности, прежде всего право, искусство, нравы, не представляющие собой “двигательной силы истории”. Второй - это люди как коллективная среда. Изучать их взаимовлияние, подчеркивал он, надо конкретно - исторически. Поскольку, например, преступление встречается во всех или большинстве обществ, оно рассматривается Дюркгеймом как явление нормальное. А вот некоторые явления, которые представлялись общими во всех развитых странах в конце XIX века, такие, например, как повышение числа самоубийств, ослабление их морального осуждения, некоторые типы экономических кризисов и т.д., квалифицировались им как патологические.

Э. Дюркгейм дал обоснование понятию “аномия” (отсутствие нормы, отсутствие права). Данным понятием он обозначает состояние ценностно-нормативного вакуума и кризисных периодов развития общества. Это значит, что старые социальные нормы и ценности уже не работают, а новые отсутствуют. Объясняя “аномию”, ученый выделяет в качестве главного такое общественное состояние, при котором отсутствует регуляция поведения индивида, прежде всего моральная и правовая. Выход из “аномии” он видел в развитии экономики, в ее нормативной регуляции, учитывающей право.

В свете “аномии” Э. Дюркгейм объяснял и причину самоубийств в обществе, ибо они представлялись ему одной из тех форм, в которых передастся социальная болезнь всего общества.

Заметное влияние на характер и содержание европейской социологии права оказал Макс Вебер (1864-1920). Немецкий ученый, основоположник “понимающей” социологии и теории социального действия, применил ее принципы к исследованию политической власти, религии, права. Социология, по Веберу, является “понимающей”, поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. А стержнем такой социологии является идея рациональности, нашедшая отражение и современном ему обществе.

В своих взглядах М. Вебер раскрывает трактовку политической власти. Опираясь на свою теорию социального действия, он считает атрибутом социального действия взаимное ожидание соответствующего поведения всеми субъектами, участвующими в политических отношениях. Это и обеспечивает легитимность господства: те, кто управляют, ожидают, что их командам будут повиноваться; те же, кем управляют, ожидают директивы определенного содержания. Так возникает предпосылка-тенденция, которая обеспечивает возможность максимально рационального поведения в политической сфере и позволяющая добиться предельной эффективности межчеловеческих взаимоотношений.

М. Вебер, исходя из своей методологии, анализирует легитимные тины государства. Он выделяет три легитимных типа господства и соответственно три типа мотивов повиновения:

1) господство в силу обязательности легальных установок и личной деловой компетентности;
2) господство, обусловленное “нравами” в обществе;
3) господство на основе простой личной мотивации подданных.
При этом только в первом типе господства мотивом повиновения в конечном счете является соотнесенный с интересами других личный интерес, что и порождает рациональное действие.

Обращая внимание на необходимость исключения представителей государственной власти от коррупции, М. Вебер высказывает следующее положение. При прочих равных условиях, считает он, при волеизъявлении народа, необходимо выбирать в органы власти людей, обладающих не только духовным богатством, но и определенным материальным состоянием В социально-психологическом плане такая личность более подходит для проведения самостоятельной правовой политики.

Значительную роль в формировании европейской социологии права сыграл австрийский юрист О. Эрлих (1862-1923). Необходимо отметить, что его целостная концепция права усложнена и противоречива. Он начинает с того, что связывает развитие и сущность права с социальной структурой общества, в том числе семьей, торговыми организациями, объединением людей, государственными структурами. Тем самым Эрлих обращает внимание на социальную обусловленность права. Вместе с тем его трактовка права носит весьма расширительный характер, ибо рассматривает все общественные явления в качестве правовых.

Наряду с этим, заслуга О. Эрлиха заключается в том, что он проводит четкую линию между правовой областью, правопорядком и иными сферами социальной жизни: моралью, искусством, религией и т.д. Он отмечал также, что государство основывает свою деятельность не только на правовых требованиях. И все же австрийский ученый неоправданно расширяет понятие права. Согласно его позиции, санкционированные государством правовые предписания являются только частью права. Наряду с ними, функционирует так называемое “Живое право”, а именно - такие виды правил поведения, которые, по его трактовке, ежеминутно создаются людьми в процессе их общения. Естественно, до появления конституции и собственности существовало определенное “социальное право”, объектом которого являлось отношение и поведение человека. Но вряд ли можно согласиться с тем, что это было “право” в собственном смысле слова, представляющее нормы поведения, санкционированные требованиями государства. Именно в этом представляется слабое звено в идеи О. Эрлиха “О живом праве”. Дело в том, что он не проводит четкого различия между правилами поведения, не нуждающимися в государственно-принудительной санкции для их соблюдения, и правилами поведения, связанными непосредственно с юридическими санкциями.

Заметное воздействие в наше время в социологии права оказывает французская школа. Так, на основе преемственности идей Э. Дюркгейма ныне активно разрабатываются актуальные проблемы законодательства во Франции. Под руководством, например, Ж. Карбонье в 70-80-е гг. были реализованы исследования в области гражданского и семейного законодательства. Он оговаривается, что социология права не охватывает все право, все его отрасли. По мнению французского ученого, стержнем социологии права является гражданское право.

Ж. Карбонье считает, что социология права производна от социологии, развивалась как отрасль последней, а получив самостоятельность, активно взаимодействует' с общей социологией. Вместе с тем он резко разграничивает, и даже противопоставляет юридическую социологию и традиционную юриспруденцию, утверждая, что последняя - носитель догматического подхода, а первая - центр недогматического изучения права.

Ученому из Франции принадлежит ряд интересных взглядов о соотношении юридической социологии с общей социологией, с другими гуманитарными науками, о внутренней дифференциации юридической социологии, о различных формах правовой психологии (социальная, национальная, индивидуальная).

В наше время видный французский юрист А. Арно организовал эффективную работу Международного института социологии права. Ежегодно он проводит различные конференции и научные семинары по актуальным современным вопросам социологии права, в работе которых принимают участие известные ученые многих европейских стран. Примечательно также, что при институте создан Центр документации, собравший обширную базу данных по результатам многочисленных социально-правовых исследований, проведенных во многих странах планеты. Интересные исследования в области социологии права, помогающие законодательству, наряду с бесспорно лидирующими учеными из Франции, проводятся в Дании, Финляндии, Швеции и других европейских государствах. Так, под руководством Б. Мари Блэгвау в последние годы к Дании была успешно проведена серия исследований в сфере трудового законодательства. Его результаты способствовали положительным изменениям в данной области. За последние годы в Финляндии Р. Блюм исследовал сущность и природу правовых знаний в своей стране, проанализировал проблему “правовой сознательности” и отношения граждан к судебной практике, вскрыл значение правовой осведомленности для предотвращения преступлений.

Регулярно проводятся социологические исследования общественного мнения по проблемам уголовного законодательства в Бельгии под руководством П. Винкс. Их результаты учитываются юридическими организациями страны.

Немалый вклад в развитии социологии права внес представитель Венгрии К. Кульчар. Он творчески исследует сложные вопросы о месте социологии права в науке, о соотношении теории права, философии права и социологии права. Ученый особое внимание обратил на то обстоятельство, что в отличие от изучения права в философском аспекте, как наиболее широком в познавательном плане, социология права рассматривает генезис, функционирование и развитие права как социально обусловленного феномена. Это есть, по взглядам К. Кульчара, изучение роли права в формировании поведения людей, как фактора опосредованного воздействия на интересы и нужды масс, сочетающегося с целями правового регулирования. Им также развивается плодотворный подход к рассмотрению общей теории права, как теории, отражающей единство философского, социологического и специально-юридического понимания права.

К ряду общих проблем социологии права К. Кульчар относит выяснение социологических аспектов правотворческой деятельности, а также правоприменительной деятельности. Эти вопросы венгерским ученым рассматриваются на основе материалов социологических исследований, проведенных в различных странах Европы.

Таким образом, развитие социологии права в Европе имеет свои исторические корни и обусловлено объективными факторами общественного развития, в первую очередь глубоким исследованием социальных процессов в обществе, стремлением их основательно понять и эффективно воздействовать всей системой господствующего права.


3.2. Американская школа социологии права

Развитие социологии права в США имеет сбои особенности. Это касается как методологии и методики применения социологии к праву в целом, так и отдельным его направлениям. Прежде всего, исследователями этой страны предпринимаются усилия по обновлению методологии науки, решению накопившихся в ней вопросов и стремлению внедрить современный технический инструментарий. Такой процесс поискового характера не замедлил сказаться. Значительны успехи в США в распространении конкретно-социологических исследований в области криминологии, конфликтологии, а также в сфере изучения факторов законодательной, судебной и административной деятельности. Характерно, например, что в границах социологии права в проводимых исследованиях основательно анализируется деятельность в стране присяжных заседателей, зависимость судейского решения от психического состояния судьи, его настроения, влияние социального происхождения судей на выносимые решения, поведение работников полицейских органов, социальное происхождение юристов в США, стиль их деятельности.

Наряду с подобными исследованиями, в США активизируется деятельность ученых в области методологии активного внедрения в социально-правовые процессы таких подходов как системно-структурный, структурно-функциональный, логико-семантический, социально-психологический и т.п. Данная картина особенно характерна для современного американского общества, в котором научные выкладки в значительной мере носят прикладную направленность. Необходимо заметить, что зачастую они проводятся по заказам государственных структур, а также частных учреждений и фирм, преследуя цель решения вполне конкретных задач.

Отличительной характеристикой американской правовой теории является ее плюрализм. Вот почему не представляется возможным выделить среди нее какую-либо доминирующую концепцию Исходя из такого положения в науке складывается довольно специфическая ситуация. Ее сущность сводится к тому, что наиболее приемлемым подходом выступает заимствование в переработанном виде концептуальных схем из различных теорий и слияние разнопорядковых методов. Сами же американские исследователи признают, что в отличие от государств, в которых правовая теория находится под воздействием единой концепции, американская правовая мысль предстает довольно мозаично в качестве рациональной, эмпирической, позитивистской, реалистической, моралистской, индивидуалистической. Между тем они полагают, что подобное совмещение не является отрицательным критерием, ибо такая “система” методологических приемов объясняется тем, что американские юристы и социологи анализируют и применяют правовые теории и методы не абстрактно, а с учетом исторического развития своей правовой системы, национальных традиций и потребностей практики.

В американской социологии права используются разнообразные подходы: позитивистский, естественно-правовой, экзистенциалистский, социологический. И все же предпочтение отдается последнему. Такое положение обусловлено тем, что социологический подход в познании правами правовых явлений расширяет предметный диапазон самих исследований. Наряду с этим, благодаря достижениям общей социологии, обогащается технологическая, процедурная база исследовании. И, наконец, он расширяет междисциплинарный научно-исследовательский обмен в области разработки концепций, методов и средств познания содержания правовых явлений и процессов. Вот почему в США социологический подход был назван инструментальным. И это далеко не случайно. Во-первых, он творчески рассматривает главную задачу правовой теории: сформировать по возможности непротиворечивую систему правовых представлений, что способствовало бы как официальным должностным лицам, так и простым гражданам использовать право более эффективно. Во-вторых, правовые нормы и учреждения рассматриваются в первую очередь через призму эффективности при достижении целей, поставленных верховной властью, причем сама эффективность (по мнению инструменталистов) должна изучаться в ее социальном преломлении, как уровень достижения социально-полезных целей при минимальной затрате средств и усилий. В-третьих, такой подход оказался в наибольшей степени ориентированным на использование современной техники управления. В первую очередь, это относится к более рациональному и гибкому применению информатики, установлению оптимальных средств контроля за поведением, использования социологического инструментария для проверки эффективности норм как на этапе правотворчества, так и на этапе правореализации.

Заметное влияние оказал на становление и развитие американской социологии права Питирим Сорокин (1889 - 1968). Российско-американский ученый считается выдающимся социологом XX столетия, фундаментальные труды которого “Современные социологические теории”, “Социальная и культурная динамика”, “Преступление и кара, подвиг и награда”, “Социологические теории сегодня” сохраняют свою актуальность и в наши дни.

По взглядам П.А. Сорокина, социология представляет собой науку, которая изучает поведение людей. Ученый считает, что она выступает как теория социального поведения, основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акция - реакция). В этой связи нельзя не отметить социолого-правовой аспект в рассуждениях ученого. В своем груде “Преступление и кара, подвиг и награда” П. Сорокин выделил три основных вида акций - реакций в поведении людей:

1) дозволенные действия - должные реакции;
2) рекомендуемые действия - награды;
3) запрещенные действия - кары.

Важно также подчеркнуть, что он подразделил всю социологию на общую и специальную. Общая социология, согласно П. Сорокину, - это теория о родовых свойствах, отношениях и закономерностях социокультурных явлений. А специальные социологии - это теории структуры, а также динамика соответствующего класса социокультурных явлений, изучаемых в их родовых и повторяющихся отношениях. Такими выступают, например, аграрная социология, экономическая социология, социология искусства, социология войны, социология права и т.д. Примечательно, что характеризуя социологии, П. Сорокин обращал внимание на роль социальной генетики в ней, как важного структурного компонента: В него исследователь включал учение о происхождении и развитии институтов права.

Другим видным представителем социологической мысли США является Р. Мертон. Являясь теоретиком функциональной системы, он сосредоточил свои усилия на изучении явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий социальной жизни. Именно в этом направлении Р. Мертон оказал воздействие на развитие социологии права. Свои идеи по данной проблеме он изложил в трудах: “Социальная структура и аномия”, “Явные и латентные функции”.

Согласно его утверждению, социальная аномия представляет собой особое нравственно-психологическое состояние сознания, характеризующееся вакуумом идеалов и разложением моральных ценностей. Причина аномии - противоречие между господствующими в обществе индивидуалистическими “нормами-целями” культуры (стремления к богатству, власти, успеху, выступающие в качестве мотивов личности) и существующими институтами, санкционированными средствами достижения этих целей. Они-то, по взглядам Р. Мертона, практически лишают большинство американцев реализовать поставленные цели законным путем. Это противоречие лежит в основе преступности и апатии в жизни.

Все виды социального поведения (в зависимости от принятия или нет человеком культурных норм) Р. Мертон делит на пять типов индивидуальной адаптации:

1) конформизм, когда социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью (спокойные и законопослушные граждане);
2) инновационность, когда принимаются социальные цели, но не способы их достижения (рэкет, подделки денег, воровство, злоупотребления);
3) ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения священны и непоколебимы (стяжательство, подлоги, махинации и др.);
4) ретритизм - отрицание и того, и другого (анархизм, бродяжничество, наркомания);
5) мятеж, бунт - замена и первого, и второго (радикализм, борьба за свободу, политический терроризм и др.).

Этот мертоновский подход к острым социальным подходам привлекает все большие внимание как теоретиков, так и практиков социологии права.

Примечательны взгляды в области отклоняющегося поведения американского исследователя Н. Смелзера. Он уделил внимание анализу негативного отклонения от норм (например, от закона) поведению индивида (девиантное поведение). Ученый специально исследует такой феномен. Согласно точки зрения Н. Смелсера, девиация - антипод конформизма. Так, он отмечает, что девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. В то же время Н. Смелзер характеризует девиацию как поведение, которое считается отклонением он норм, одобряемых конкретной группой и влечет за собой определенные санкции, в том числе и в виде наказания.

Одним из основателей американской социологии права считается Р. Паунд (1870 - 1964). Он одним из первых реально поставил вопрос об анализе права в его социальном контексте, в действительной практике, а не как оно представлено в теории и учебниках. Ученый придерживается точки зрения, что право необходимо рассматривать в качестве средства социального контроля. Паунд анализирует социальный контроль благодаря общей социологической теории. Кроме того, он указывает, что задачей социологии права является выяснение и анализ социальных результатов законодательства, а также общественных изменений, которые, в свою очередь, обусловливают изменения в законодательстве.

Он обращает внимание на необходимость соответствия правотворчества сложившимся экономическим условиям в обществе. Вместе с тем американский ученый подчеркивает необходимость деятельности юристов и особенно судей, от которых в значительной мере зависит реализация права.

Р. Паунд и его последователи оценивали право с позиций эмпирического опыта, при этом субъективная позиция судей рассматривалась ими в качестве решающего основания правомерности того или иного поступка, его соответствия требованиям закона. Вывод, к которому пришли сторонники инструментализма, имеет далеко идущие последствия в отношении концептуальных позиций к решению вопросов законодательства и правосудия Последователи инструментального подхода, предлагая расширение судейского влияния, признают за судебной властью также и право нормотворчества по собственной инициативе.

Таким образом, несмотря на противоречивый характер и недостатки, свойственные социологии права в США, последняя оказала позитивное воздействие на пересмотр ряда консервативных традиций, особенно в теории и методах познания права. Ее сторонники в своих трудах показали ограниченность правовых норм в качестве средств, которые определяют судебные решения прежде всего в недостаточно обоснованных и спорных судебных делах. Наряду с анализом данной проблемы, ученые из США предложили свои средства для придания судебным решениям более определенной предсказуемости, вскрыли ценностные методы нахождения и принятия таких решений. Они подчеркнули важность исследования всей системы факторов судебного процесса (правовых и неправовых), а также необходимость виденья социально-экономической основы принимаемых судебных решений.


ГЛАВА IV. ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

5.1. Правовые отношения как вид общественных отношений

Научная концепция общества строится на основе исследования его как системы отношений. Именно через них личность реализует себя как существо социальное. Социология права как наука, изучающая специфические социальные процессы и явления, обращает особое внимание на сущность и особенности отношений. Ведь благодаря именно им можно судить о реальном правовом поведении людей, их поступках.

Правовые отношения занимают важное место в системе общественных отношений. Это обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, тесной связью правовых отношений с функционирующими в обществе производственными отношениями; их взаимодействием и взаимосвязью в реальной жизни.

Во-вторых, активным влиянием правовых отношений на политические. А это обстоятельство, в свою очередь, воздействует на выработку государственными учреждениями и организациями определенных стратегических концепций в развитии общества. Данное положение весьма важно для оптимизации этапа современного реформирования России.

В-третьих, взаимодействием правовых и нравственных отношений, которое объективируется в определенном поведении и поступках индивида, проходя через его сознание.

Процесс формирования общественных отношений, одним из видов которых являются и правовые, неразрывно связан с деятельностью человека. Следует при этом обратить внимание на один важный методологический аспект. Его содержание в краткой форме может быть сведено к следующему положению: деятельность порождает общественные отношения, а общественные отношения, в свою очередь, становятся необходимой формой деятельности. Они превращают практическую деятельность людей в общественно-историческую практику, которая синтезирует деятельность и общественные отношения в единое целое, представляя собой конкретно- исторический процесс.

Общественные (социальные в широком смысле) отношения по способу своего формирования делятся на два больших вида: материальные и "духовно-идеологические". При этом материальные существуют вне и независимо от общественного сознания, а духовно-идеологические складываются, проходя через него. Между тем, положение независимости от сознания материальных отношений не следует абсолютизировать. Оно сводится к гносеологическому аспекту, который свидетельствует о том, что возможность существования этих отношений не зависит от сознания, а не о том, что сознание вообще отсутствует в данном процессе.

Следует видеть родство категорий “материальные общественные от ношения”, “экономические” и “производственные”. Они близки по содержанию, но не тождественны по объему. Каждая из них подчеркивает различные грани (стороны) общественной формы материально- производственной деятельности людей. Так, категория материальных общественных отношений, являясь самой широкой среди них, раскрывает сам факт первичности данных отношений в сопоставлении с духовно - идеологическими, например, правовыми и нравственными. В отличии от них, экономические отношения концентрируют внимание на границах сферы их непосредственного функционирования. Что же касается категории производственных отношений, то она фокусирует специфику деятельное в процессе которой они формируются. Именно производственные отношения, составляя сердцевину материальных, определяют характер всех других общественных отношений, в том числе и правовых.

Правовые отношения как вид общественных отношений обладают рядом характерных черт.

Одна из них проявляется в том, что правовые отношения не существуют независимо от сознания людей, а непосредственно связаны с ним. Данное положение подчеркивает природу правовых отношений, которая указывает на то, что процесс их складывания непосредственно обусловлен сознанием человека. Однако опосредованность правовых отношений вовсе не означает, что сначала возникают правовые теории или идеи, а потом уже на их основе складываются определенные отношения. Речь идет о таком процессе опосредования, в котором доминирующая роль принадлежит правовым отношениям людей, складывающимся в процессе их практической деятельности и поведения.

Правовые, отношения, возникая на основе материальных, являются, как и сознание, их выражением. Важно подчеркнуть, что правовые отношения каждой новой, общественно-государственной системы складываются, нередко, стихийно, но воспроизведение уже сложившихся этих отношений, осуществляется людьми сознательно. Следовательно, сознательное формирование правовых отношений в обществе предполагает и формирование такого сознания людей, которое отражает их объективное положение в системе материальных отношений. Вместе с тем, предварительно пройдя через сознание, правовые отношения становятся социальной формой практической деятельности людей. Они обретают, таким образом, бытие вне их сознания.

Другая характерная черта правовых отношений выражается в том, что их участники наделены субъективными правами и несут юридические обязанности. Закрепленные государством в Конституции, законах, специальных кодексах и других нормативных актах, права и обязанности личности являются юридическим выражением отношений между обществом и его гражданами. Права указывают на то, что может делать индивид, не впадая в непримиримые противоречия с интересами государства, а также законными интересами отдельных граждан. В зависимости от характера, сферы и условий их осуществления, права и обязанности граждан можно подразделить на две группы: конституционные (основные) и служебные (административные).

Важной конституционной обязанностью гражданина Российской Федерации (согласно Статьи 59) является защита Отечества. В Конституции нашего государства также подчеркивается, что гражданин России несет воинскую службу в соответствии с федеральным законом. Вместе с тем, данная статья (пункт 3) гласит о праве граждан, в случае, если их убеждения или вероисповедание противоречит несению военной службы на замену ее альтернативной гражданской службы.

Отличительной чертой должностных обязанностей и прав военнослужащих является то, что именно они определяют конкретный объем и пределы практического осуществления задач и функций каждым военнослужащим. Так, должностные права имеют исключительно целевое предназначение. Российское законодательство исходит из того, что каждый военнослужащий, во-первых, не может отказаться от использования предоставленных ему прав по должности; во-вторых, обязан пользоваться ими исключительно в интересах службы; в-третьих, использование служебных прав в личных целях преследуется по закону.

Важной характерной чертой правовых отношений является то, что их реализация обеспечивается возможностью государственного принуждения. Понятно, что сделать свою волю, выраженную в законе, общеобязательной, государство может только в том случае, если оно, наряду с убеждением, будет применять и меры принуждения. Естественно, такое положение отнюдь не означает, что обязанности осуществляются людьми лишь в силу угрозы применения мер со стороны государства. Следует подчеркнуть, что уже сам процесс правовых реформ, происходящих в Российской Федерации, ориентирует граждан на понимание ими справедливости и необходимости правовых предписаний.

Однако было бы наивным не замечать тех негативных и социально опасных процессов, которые появились и, к сожалению, приобретают широкий размах в нашем обществе за последние годы. И среди них такие, как: коррупция, хищения имущества государства, частных фирм и граждан; злоупотребления властью; взяточничество; различные формы теневой экономики. Велики преступные махинации в бизнесе, масштабен рэкет, значительное число квартирных краж и угонов автомашин. Вот почему каждое такое правонарушение должно получить адекватную оценку со стороны институтов права, с учетом эффективных мер государственного принуждения.

Важное значение при реализации принуждения приобретает принцип справедливости. Применительно к юридической ответственности он проявляется в таких ее свойствах, как дифференциация и индивидуализация, предполагающие назначение наказания в соответствии с тяжестью совершенного правонарушения и с учетом особенностей личности виновного.

Соблюдение меры в сочетании строгости и мягкости назначаемого наказания - сложная задача, неправильное решение которой ослабляет превентивное значение ответственности. Так, чрезмерно строгое наказание (неадекватное правонарушению) порождает у индивида и в массовом сознании общества чувства несправедливости. С другой стороны, чрезмерно мягкая мера наказания может быть воспринята осужденным в качестве "прощения" и также окажется неэффективной.

Характерной чертой правовых отношений является их императивность в выполнении обязанностей, строгость в соблюдении определенных норм и принципов со стороны граждан и различного рода учреждений. Императивный характер правовых отношений пронизывает все сферы жизнедеятельности общества: материально-производственную, политическую, социальную, духовную. Такое отношение содержит оценку субъектами, как носителей определенных правовых норм, взглядов; требований, значимости и приемлемости для них права в целом, а также отдельных его компонентов. Свою оценку субъекты выносят путем “взвешивания” и соотношения собственных интересов и целей (экономических, политических, социальных, семейно-бытовых и т.д.) с теми требованиями и возможностями, которые нормативно закреплены в праве и являются обязательными. На основе такого рода суждений и в связи с ними складываются, в частности, оценки соотношения права и закона, меры реализации прав и свобод, по рядка соблюдения законов и др. Поскольку правоотношения есть область специфического взаимодействия людей, их определенного социального общения, постольку в оценке, выносимой относительно правовых норм в государстве, всегда присутствует сравнение позиции оценивающего субъекта с позициями (интересами, целями) других участников правового общения, а также - соответствующих институтов и учреждений.

Процесс демократизации всех сфер жизнедеятельности российского общества относится и к реализации правовых отношений в нем. Такому процессу способствует гуманизация всей правовой системы нашего государства” выражающаяся в расширении прав и свобод граждан, совершенствовании законодательной деятельности Государственной Думы, гласности в работе всей системы судебных органов, формировании нормотворческой базы с учетом демократизации нашей жизни и опыта функционирования правовых отношений в других государствах и т.д. Вместе с тем, реформирование, в том числе и в правовой области, протекает в стране противоречиво, болезненно, нередко с ошибками и просчетами.

Однако государственная позиция в отношении совершенствования и реализации права должна оставаться принципиально устойчивой. Ее суть может быть сведена к следующему: главное в общественном воздействии права заключается в понимании его ценности, необходимости для эффективного функционирования всей системы общественных отношений в интересах всех граждан. Данное обстоятельство, в свою очередь, связано с повышением сознательности и правовой культуры как отдельного человека, так и общества в целом.

Таким образом, правовые отношения являются важным элементом всей системы общественных отношений. Обладая специфическими четами, они проявляются в конкретных поступках и деятельности людей, характеризуя определенный уровень развития их правового сознания.

Следует иметь в виду, что на возникновение, эволюцию, а также деформацию правовых отношений оказывает влияние правовое поведение людей.


5.2. Понятие правового поведения

Возрастающий интерес к исследованию проблем правового поведения личности и различных объединений людей определяется стремлением выявить их роль в развитии общественных отношений, обстоятельнее раскрыть факторы социальной активности индивида и определить детерминанты, воздействующие на формирование его правомерного поступка.

Важное значение в этой связи приобретает вскрытие общих признаков правового поведения. Одним из характерных признаков такого поведения выступает его социальная значимость. Как уже отмечалось, в сферу действия права включается такое поведение индивида и общностей людей, которое имеет важное экономическое, социальное, политическое, культурологическое, а также гражданское (личностное) значение. Причем оно может быть как с позитивным, так и с негативным вектором направленности. Исследование законодательства и практики его реализации позволяет вполне определенно выяснить доминирующие социальные характеристики того поведения, которое в конкретных исторических условиях регламентируется правом. Следует подчеркнуть, что правовое значение приобретает характер поведения людей, способный реально проявиться через состояние и развитие производственных, политических, нравственных, экологических и т.д. отношений, сказаться на статусе личности и выполнении ее интересов.

Другой признак правового поведения личности предстает в виде психологического. Он заключается в контроле сознания и воли личности правового поведения (реальном или потенциальном). Немаловажную рольв таком поведении играют правовые чувства и степень их устойчивости. Они содержат в себе субъективно ощущаемую установку по отношению к раз личным сторонам и признакам действительности. Так, например, люда способны испытывать ощущение свободы и независимости. Ими могут владеть чувства ответственности и долга, справедливости и несправедливости и т.п. Особенность правовых чувств состоит в том, что индивидам, которые переживают подобные чувства, обычно ясны вызывающие их причины. Чувство всегда поддается выражению в слове, речевых актах. А это, в частности, серьезно облегчает его изучение и формирование.

Вместе с тем, право в состоянии вызвать к жизни, стимулировать и обеспечить полезные для общества виды поступков, а также блокировать социально опасные - лишь в том случае, если подобного рода поступки способны регулироваться и контролироваться сознанием и волей личности. Вот почему в правовом сознании личности возрастает роль соответствующих навыков и привычек.

В качестве правовых навыков выступают умение совершать требуемые правовым общением внешние действия (заключение соглашения, выбор надлежащего контракта, возмещение ущерба и т.д.) как затвержденные стереотипные приемы. Навыки в основном освобождают сознание индивида от необходимости каждый раз специально обдумывать способ регуляции таких поступков и позволяют ему сосредоточиться преимущественно на анализе их общих целей, условий и средств выполнения, на контроле и оценке их результатов.

Правовая привычка представляет собой устойчивую внутреннюю потребность индивида в постоянном следовании относящимся к праву стандартам поведения. К разряду