Социология как наука

результаты опросов – экспертными оценками. В наиболее общем виде можно выделить две основные функции экспертного опроса в социологическом исследовании: оценка состояния, включая причины и прогноз тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности. Чем отличается экспертная оценка от информации, получаемой в результате анкетирования? Экспертная оценка стремится к согласованности, единообразию оценок и мнений. Кроме этого, достоверность данных не зависит от большой численности опрошенных, так как, в связи с высокой компетентностью экспертов, мнение даже одного эксперта может оказаться достаточно обоснованным и достоверным.

В проведении социологического исследования используются также социально-психологическиеметоды. К ним относятся метод независимых характеристик, используемый, например, в случае необходимости изучения скрытых явлений и процессов в воинском коллективе, когда знания о них принадлежат всем членам коллектива и в меньшей мере - должностным лицам. Значительный интерес представляет метод социометрии, изучающий структуру социальной группы (к примеру, трудового коллектива) с целью выявления в ней микрогрупп и лидеров на основе взаимооценок всех членов коллектива. На социометрию похож метод парных сравнений, но он проще и доступнее в применении. К социально-психологическим методам относятся также методики изучения личности, с помощью которых исследуются личностные качества отдельных индивидов и членов коллектива в процессе их межличностного взаимодействия.

Как подготовить и провести социологическое исследование?

Социологическое исследование включает 14 основных видов процедур или этапов.

Концептуализация – определение цели исследования, выдвижение гипотез, уточнение понятий и их операционализация.

Схематизация – установление процедур, которые должны быть применены во время опроса, и принятие решения о характере требуемой выборки.

Подготовка инструментария – составление анкеты или бланка интервью, определение числа и порядка вопросов, подготовка необходимых наглядных пособий или любых других подсобных средств.

Планирование – рассмотрение финансовых, административных, материально-технических и кадровых проблем, связанных с проведением опроса.

Построение выборки – отбор предполагаемых респондентов в соответствии с тем из методов, который лучше других подходит для целей и средств данного исследования.

Инструктаж – подготовка интервьюеров, кодировщиков и другого обслуживающего опрос персонала к работе с респондентами и к обработке данных; снабжение персонала необходимыми материальными средствами.

Предварительное тестирование – опробование выбранного инструментария на выборке малых размеров с целью проверки правильности понимания респондентами инструкций и вопросов, а также проверки соответствия их ответов ожидаемому типу ответов.

Опрос – в форме анкетирования или интервью – получение информации от участников выборки с применением пилотажного инструментария.

Наблюдение за ходом опроса (мониторинг) - проверка корректности применения методики опрашивающими, а так же контроль за тем, чтобы опрашивались строго только участники выборки (проверка записей интервьюеров, случаев отказа респондентов от опроса и т.д.).

Контрольная проверка – проверка (посредством дополнительных контактов с респондентами) того, все ли члены выборки оказались реально охвачены опросом, и все ли из них возвратили анкеты.

Кодирование – преобразование собранных данных в числовую форму.

Обработка – подготовка данных для анализа.

Анализ – переработка данных с помощью статистических и других средств с целью получения содержательных выводов.

Составление отчета – изложение результатов анализа в форме исследовательского отчета.

На практике исследователь может производить несколько процедур одновременно. Рассмотрим некоторые из них.

На этапе концептуализации происходит выбор проблемы, достойной изучения и подходящей для исследования с помощью научных методов. Изучается научная литература, включая отчеты о проводившихся в прошлом подобных социологических исследованиях. Завершив обзор литературы, исследователь обычно приходит к экспериментальному предположению, касающемуся взаимосвязи, которая, по их мнению, существует между двумя переменными. Взаимосвязь эта выстраивается в форме гипотезы. Далее проводится операционализация понятий, то есть сведение абстрактных понятий к конкретным показателям. Абстрактное понятие «высота», например, можно выразить в конкретных показателях – сантиметрах, метрах, километрах. Если операционализация выполнена правильно, социолог сможет с помощью собранной информации получить подтверждение гипотезы.

На стадии схематизации опроса социолог разрабатывает программу исследования, определяет цель опроса, способ его организации, наиболее подходящую методику сбора данных, выборку. Выборка – это метод исследования, когда из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая ее часть (выборочная совокупность) и только эта часть подвергается обследованию. Процедуры выборки: 1) определение слоев и групп населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность); 2) определение численности опрашиваемых, необходимой и достаточной для репрезентации генеральной совокупности 3) определение правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора. Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку. При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования с применением либо случайных чисел, либо систематической выборки. Случайные числа используются для обеспечения равного шанса каждому индивидууму в структуре выборки (например, в списках избирателей, почтовых адресов) быть отобранным в качестве члена выборки. Систематическое проведение таких исследований предполагает беспорядочный отбор первого индивидуума из списка, затем последующих в любом из установленных интервалов (например, каждого десятого или двадцатого избирателя). Если выборочная совокупность слишком велика, проводится квотная выборка, предполагающая разбивку ее на страты по полу, возрасту, социальному классу, месту жительства. А затем в каждой страте проводится случайная выборка.

С помощью конкретных методов социологи проверяют надежность и достоверность выдвигаемых ими гипотез и теорий, помогают наладить управление в фирме, организовать предвыборную кампанию, совершенствовать социальную политику в регионе и в масштабах всей страны.

Основная литература


История социологии. Минск. 1996.

Западная социология. СПБ. 1997.

Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. М. 1999.

Джери Д.,Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х т. М. 1999.

Философский энциклопедический словарь. М. 1983.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М. 2000.


Дополнительная литература


Томпсон Д., Пристли Д. Социология. М. 1998.

Социология / Под ред. акад.В. Осипова /. М. 1995.

Западноевропейская социология XIX в. Хрестоматия. М. 1997.

Вебер М. Избранные труды. М. 1990.

Бурдье П. Начала. М. 1994.

Зиммель Г. Избранное: В 2-х т. М. 1996.